Домой / Развитие бизнеса / Результаты продукты деятельности человека. Использование метода анализа продуктов деятельности в кадровой работе. Классификация товаров для детского питания

Результаты продукты деятельности человека. Использование метода анализа продуктов деятельности в кадровой работе. Классификация товаров для детского питания

Понятие продукта не получило развития в теории деятельности. Еще П. К. Анохин сетовал на то, что исследователями производилась «фиксация внимания на самом действии, а не на его результатах» [Анохин П.К., 1966, с.

31]. Анализируя деятельностную схему А. Н. Леонтьева, Л. И. Анцыферова также отметила недостаточную разработанность этого понятия. Она нашла этот факт парадоксальным, поскольку «именно продукт определяет вид или тип деятельности» и «обусловливает членение деятельности на действия и операции» [Анцыферова Л. И., 1969, с. 66].

В данной схеме «продукт» не всегда отделяется от «предмета» деятельности и от ее «цели» (см. выше). Очевидно, что философ- ско-психологический план анализа оправдывает такой подход: принцип предметности деятельности как концептуальный инструмент покрывает потребности этого типа анализа.

Однако исследование структуры деятельности как таковой, а также решение многих задач в области педагогической психологии, психологии труда и др. требуют конкретизации и проработки понятия продукта. Прежде всего, в понятийной системе теории деятельности должно быть отражено разнообразие результатов деятельности. Вместе с тем соответствующие представления пока логически и содержательно неполны [Суходольский Г.В., 1981].

Рефлексия видов продуктов и их упорядочение нужны не только ради систематизации как таковой - среди многообразных видов продуктов есть такие, понятия о которых имеют несомненное эвристическое значение для психологического анализа, и прежде всего анализа учебной деятельности.

Итак, что же такое продукт деятельности?

В соответствии с определением предмета деятельности продукт деятельности есть результат трансформации первого, он обязан ему своим происхождением.

Как известно, вместо удавшегося, т.е. отвечающего цели деятельности, продукта при неудачном ее исходе может быть получен другой: предмет деятельности может превратиться в ненужную или даже вредную вещь (ситуацию). Это - неудавшийся продукт. Субъект может прийти к результату, который лишь частично удовлетворяет его, это - частично удавшийся продукт. Не исключается и результат, который не был запланирован, но который вместе с тем отвечает какой-либо иной потребности субъекта; как и удавшийся продукт, он является полезным продуктом. Наконец, возможно, что удавшийся (неудавшийся, частично удавшийся) результат будет сопровождаться добавочным результатом (продуктом). Он также может оказаться полезным (нейтральным, вредным). Речь идет о результате, который наряду с запланированным, или необходимым, продуктом происходит из самого предмета деятельности, например: «Лес рубят, щепки летят».

Во всех этих случаях речь идет о прямом продукте деятельности.

Однако в качестве результатов деятельности человек получает не только те или иные модификации самого ее предмета - прочие структурные моменты также претерпевают изменения. Некоторые из них оказываются значимыми для деятеля.

Так, средство (орудие) деятельности приходит в той или иной степени в негодность в конце ее процесса. Человек приобретает новые умения или упрочивает старые, тренирует свою нервно-мышечную систему, органы чувств и достигает оздоровляющего эффекта, хотя одновременно он утомляется и, возможно, получает травмы, а на больших интервалах времени, соизмеримых с жизнью, его организм изнашивается и стареет.

Воздух в рабочем помещении может насыщаться различными испарениями от используемых материалов или частичками дыма, его температура повышается и т.п.

Результат трансформации структурного момента, отличного от предмета деятельности, может быть назван побочным ее продуктом. Побочные продукты различаются в своем происхождении отнесенностью к тому или иному структурному моменту - субъекту деятельности, ее средству или внешним условиям.

В контексте описания процессуальных компонентов деятельности вычленяются конечный и промежуточные продукты, а также основной и подготовительные. Эти термины достаточно ясно свидетельствуют о содержании соответствующих понятий.

При рассмотрении структуры учебной деятельности придется ввести еще пару понятий - главный и дополнительный продукты. В отличие от пары «необходимый/добавочный», эти результаты происходят от разных вещей или ситуаций. Ниже, в главе об учебной деятельности, это различение будет раскрыто.

Итак, типология продуктов деятельности предполагает выделение следующих их характеристик: 1)

прямой/побочный; 2)

удавшийся/частично удавшийся/неудавшийся; 3)

полезный/бесполезный/вредный; 4)

необходимый/добавочный; 5)

конечный/промежуточный; 6)

основной/подготовительный; 7)

главный/дополнительный. При описании результатов исследуемой деятельности могут использоваться и другие прилагательные, например: можно говорить о «деловом», «предметно-специфическом» продуктах. Однако эти слова не являются терминами, и соответствующие продукты должны быть охарактеризованы выявленными выше семью признаками.

Следует оговорить соотношение «продукта» и «результата». Можно согласиться с Г. В. Суходольским в том, что первое понятие относится лишь к целостной деятельности, тогда как второе носит более общий характер - оно может быть отнесено также и к отдельным компонентам ее процесса [Суходольский Г. В., 1981].

Представленный перечень видов продуктов, конечно, неполон. Он характеризует лишь абстракцию индивидуальной деятельности. При рассмотрении той же деятельности в более широком, социальном контексте данный список должен быть дополнен другими понятиями. Среди них, в частности, будут «общественно полезные» и «общественно вредные» результаты.

Понятие продукта необходимо для психологического анализа. Наряду с целью продукт является важнейшей характеристикой деятельности, продуктивность деятельности является показателем ее оптимальности.

Как мы увидим позже, в учебной деятельности производятся различные результаты; они объединены между собой иерархическими связями и определяют саму структуру этой деятельности. Понятие продукта используется, в частности, при описании модели подкрепления.

Весьма важное значение приобретает понятие побочного продукта. С его помощью описывается «учение как процесс» - альтернативный по отношению к учебной деятельности вариант приобретения опыта в ходе различных видов «деловой» деятельности. Как отмечал Я. А. Пономарев, неосознаваемое отражение побочного продукта может способствовать интуитивному решению творческих задач. Это понятие фактически используется и при решении проблем «воспитывающего обучения», становления личности.

Психолого-методологические работы также опираются на понятие продукта. Например, обсуждается проблема «связи двух результатов - в форме вынесенных во внешний мир, объективированных творений человека и в виде психических свойств самого субъекта» [Анцыферова Л. И., 1969, с. 80]. Это следует интерпретировать как связи прямого (преимущественно) и одного из побочных продуктов деятельности человека. 3.1.4.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое деятельность?

Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.

3. Как связаны деятельность и потребности?

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

Мотив - это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой - из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества - научная, образовательная, досуговая.

8. Как связаны деятельность и сознание?

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

ЗАДАНИЯ

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

Вид деятельности - труд, материальная деятельность, субъекты - работники, специалисты, объекты - вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности - сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;

б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;

в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, - лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.

4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.

Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.

Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятельности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.

Продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматриваемом методе; они могут быть информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты; областью их существования может быть, в частности, и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя могут быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). Поэтому остановимся на обзорной группировке результатов, продуктов деятельности.

1.Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты деятельности. К этой категории можно отнести:

Продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, промышленности, народных художественных промыслов 14 т.п. Предметом рассмотрения в этом случае может быть тот вклад в продукцию, который интересующий нас работник вносит в нее в соответствии со своими обязанностями (количество и качество продукции, брак и его особенности)

Созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места;

Составленные документы, деловые записи (например, в предусмотренных на некоторых трудовых постах сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы (если изучается руководитель), планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные программы (если изучаются работники научно-практического профиля) и другие проявления письменной; речи; заявки на изобретения и пр.;

Результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, картины, шрифты, гравировки и пр.);

Результаты труда по упорядочению вещественных и ИНТА формационных материалов(набранные тексты, если речь * идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.).



2. Функциональные (процессуальные) продукты деятельности. Эта группа продуктов активности человека трудноуловима для объективного изучения, но ее принципиально важно принимать во внимание. К этой категории продуктов деятельности можно отнести:

Общественное настроение в контактном коллективе, создаваемое тем или иным его членом или руководителем (средствами личного примера, генерированием напряженности, конструктивными предложениями, "миротворческими" функциями, "закулисными" интригами и пр.), "психологический климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе);

Устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать); акты делового общения (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), факты активного участия в совещаниях, совещательных органах, акты обмена «я опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и выполнения других педагогических, организаторских функций, новаторские почины (инновации, как ныне модно говорить) и т.д. «V Недооценивать подобного рода результаты деятельности нельзя, поскольку они могут, в частности, создавать полезные (или вредные) социальные эффекты типа своего рода цепных реакций, выходящих далеко за пределы контактного трудового коллектива, и вызывать массовое движение того или иного рода. Хотя, с одной стороны, эти явления характеризуют процесс деятельности, но вместе с тем они могут рассматриваться и как результат, продукт, поскольку являются порождением психики человека;

Приращения к знаниям, умениям, навыкам, отношениям людей, их оперативной или долговременной ориентировке в среде, создаваемые в ходе педагогической, организаторской, политической, просветительской, художественно-воспитательной работы. Результатом работы художника-карикатуриста в стенной газете является, например, не только сам рисунок, но и тот социальный эффект, который он производит и на который он, несомненно, и рассчитан. Более того, было бы ошибочным анализировать такого рода случай, не принимая во внимание именно этот эффект, а центрируясь только на самом промежуточном "изделии" - рисунке.



Из сказанного выше становится ясным, что продукты деятельности каждого определенного человека (или группы людей, например, бригады, т. е. коллективного субъекта труда) представляют собой непростую и разноуровневую систему, поэтому первой задачей при построении анализа продуктов деятельности как методики и процедуры является хотя бы предварительное определение этой системы в виде перечня вещественных и функциональных результатов работы определенного человека (или" производственного коллектива). При этом важно учесть, что сам субъект может отнюдь не четко осознавать, в чем же состоит и как следует определить продукт его труда; во всяком случае и весьма просвещенные, образованные люди часто затрудняются ответить на вопрос о том, что они производят на своем трудовом посту; точно так же и студенты даже старших курсов затрудняются с ответом на вопрос, что они будут именно производить, приступив к работе после окончания вуза ("буду заниматься..." - вот типичная форма ответа).

Результативная интерпретация труда довольно детально разработана относительно материального производства, и это отображено в разного рода публикациях, справочниках товароведческого характера. Что касается областей духовного производства, производства научной и художественной информации, услуг, упорядоченности социальных процессов, то здесь представления о результатах труда часто нечетки и не объективированы в каких-то научных текстах. И здесь психологу часто приходится полагаться на себя.

Метод экспертного опроса

Метод экспертных оценок, или экспертизы (иногда - рейтинг, или "метод компетентных судей"). Под этими терминами могут иметься в виду достаточно разнообразные методы, приемы, методики, процедуры движения от незнания к знанию, но общим их признаком (в психологии труда) является преимущественное использование внутренних средств деятельности.

Индивидуальная психологическая экспертиза . Специалист-психолог, используя доступную ему информацию и логические средства, должен построить ответственное заключение (о частном случае деятельности, психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т.д.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка - о неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей; экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является одинединственнй специалист, в то время как объект оценки - не обязательно один человек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.

Примером экспертного заключения может быть анализ (описание) достоинств и недостатков пульта управления или характеристика своеобразия индивидуальной ситуации выбора профессии человеком, или состояния производственной организации, фирмы. Общие признаки объектов экспертизы - их сложность, многопризнаковый характер, многомерность, сочетание количественно характеризуемых и качественных свойств. Экспертиза может сводиться к своего рода измерению объекта в номинальной или порядковой шкале (подвести под известную категорию и назвать явление, указать на относительную степень выраженности его качеств и его место по отношению хотя бы к одному-двум другим явлениям, качествам).

Единицами деятельности эксперта-психолога в данном случае будут логические действия подведения под понятие или действия конкретизации (поиска или построения частного представления, соответствующего общему понятию или принципу).

Средствами деятельности психолога в роли эксперта являются распознающие или разрешающие алгоритмы (в данном случае
- упорядоченные по принципам линейности или разветвления совокупности предписаний "самому себе", приводящие к решению соответствующих задач). Построение таких алгоритмов - творческая задача для специалиста-психолога. Эти алгоритмы могут быть существенно индивидуализированы (с учетом неповторимого своеобразия личности самого эксперта) и составлять необходимую основу его профессионального мастерства. Надо признать, что в связи с культивированием в обществе идеи так называемых рыночных отношений среди практикующих психологов, как и в свое время среди средневековых мастеровых, появились феномены сдержанности в вопросах обмена опытом и тенденции сокрытия "секретов мастерства", в частности, алгоритмов своей деятельности.

Понятно, что для реализации как распознающих, так и разрешающих алгоритмов при работе с людьми нужно не просто иметь под рукой, но и активно добывать необходимую информацию о сложном предмете экспертизы. Поэтому применение метода экспертизы часто переплетается с применением других методов сбора эмпирических данных (проведением дополнительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).

Психологический консилиум. В этом случае заключение принимает также один специалист-психолог, но при этом он опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено - не всегда психолог работает в окружении коллег).

Простейший вариант консилиума - коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения - добиться максимально согласованного мнения группы экспертов ("консенсуса", как ныне модно говорить). Существуют достаточно сложные процедуры организации работы экспертов.

Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, будучи непсихологами, могут быть источником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля, скажем, ткачих, учителей, пилотов, штурманов и т.д. Естественно, что необходимая информация "оседает" в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть "поставщиками" эмпирически обоснованных оценок изучаемых лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких "поставщиков" уместно отнести и их подчиненных.

Урок по обществознанию на тему «Деятельность – способ существования людей»

Цель: охарактеризовать деятельность как способ существования людей.

Предмет: обществознание.

Дата проведения: «____» ____.20___ г.

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Активизация учебной деятельности.

Может ли человек в своей жизни ничего не делать? Бывает ли деятельность вне сознания и сознание вне деятельности?

Такие проблемы особенно сложны для тех, кто занимается образованием. Размеры преподавания и обучения пронизывают противоречивые темы, существующие в повседневной жизни педагогов, такие как, например, склонности, мотивация, удовольствие, доступность для обучения и другие. Что может способствовать обучению? Существуют ли более эффективные дидактические действия, чем другие?

Таким образом, в этой статье предлагается представить фундаментальные вклады историко-культурной теории, которые определяют производство группы, а также некоторые из полученных ассигнований. За каждой дискуссией понимается определенное понимание процесса присвоения человеческой культуры, школьного образования и метода. В этом смысле мы представим некоторые из этих базовых понятий, которые являются основами, которые определяют производство группы. Во-первых, будут представлены теоретические концепции, которые позволят нам понять конституцию человека с принятой теоретической точки зрения.

III. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы

Деятельность человека: основные характеристики

Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живёт, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. В процессе деятельности человек познаёт мир, создаёт необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жильё и др.), удовлетворяет свои духовные потребности (например, занимаясь наукой, литературой, музыкой, живописью), а также занимается самосовершенствованием (укрепляя волю, характер, развивая свои способности).

Во второй момент мы представим вклад этой перспективы в школьное образование. И, наконец, предпосылки диалектического метода и его отношения с учебными исследованиями. Процесс гуманизации. Человек, рожденный человеком? Имеются ли характеристики человека от рождения? Как происходит процесс становления человеком? Что отличает людей от животных? Вопросы, подобные этим, вызвали беспокойство и обеспокоенность человечества на протяжении столетий своего существования. Предварительно можно сказать, что человеческий вид, возникший с примитивными гоминидами, таким образом, имеет характеристики, улучшающие некоторые методы работы, от рудиментарных методов, таких как каменный осколок и до настоящего времени с текущим виртуализация действий.

В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных. Кратко охарактеризуем эти отличия.

Одновременно и с развитием этих методов происходит развитие и сложность сочлененного языка, который генерирует знаки, которые усваиваются и преобразуют психику. Наконец, в ходе цивилизационного процесса создаются институты, ритуалы, законы, религии, политические и экономические нормы. Но даже так, это мало объясняет процесс гуманизации, и если мы хотим его понять, необходимо учитывать, что существует несколько объяснений о конституции человека.

Существует несколько объяснений процесса гуманизации и наук, которые его обсуждают: философия, антропология, социология, история, биология, психология и другие. Однако мы считаем, что сосуществование нескольких объяснительных теорий для одного и того же явления происходит в основном из различных теоретических и философских оснований, лежащих в основе каждой из теорий.

Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит её результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для её осуществления человек создаёт и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества. В-четвёртых, в деятельности человека проявляется её общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Наша цель в этом тексте состоит не в том, чтобы представить обзор различных типов объяснений и их соответствующих баз. Отправной точкой, которую мы предполагаем, чтобы объяснить процесс гуманизации, является историко-культурная теория, эпистемологическое происхождение которой лежит в диалектическом материализме, основанном на трудах Маркса. Этот автор считает, что человек является результатом переплетения индивидуального аспекта, в биологическом смысле и социального, в культурном смысле. То есть, приписывая культуру и все, что развивается человеческим видом? и фиксируется в формах культурного самовыражения общества? человек становится человеком.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Таким образом, он предполагает концепцию человека в своем процессе развития, что означает понимание того же в историческом движении человечества, как в филогенетическом, так и онтогенетическом измерениях. Этот фундамент позволяет реализовать теоретический анализ социальной природы человека и его социально-исторического развития.

Одним из фундаментальных предположений историко-культурной теории, исходящей из марксистской теории, является центральная роль труда, человеческой деятельности в совершенстве, в развитии человека. В этой перспективе работа - это то, что фундаментально гуманизирует и позволяет развивать культуру. Разрыв между мужчинами и животными, таким образом, не может быть объяснен только биологической эволюцией. Если, с одной стороны, биологический человек, подобно животному, сталкивается с потребностями, которые являются органическими и жизненно важными, с другой стороны, он не доволен совпадением своей жизни с этими объективными условиями.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всём том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

В отличие от животных, человек создает потребности, которые направлены не только на то, чтобы обеспечить его биологическое существование, но особенно его культурное существование. Удовлетворяя свои потребности, они составляют себя как этическое существо, как существо, которое создает принципы и предписания для руководства их действиями, в то время как эти принципы определяют конституцию их потребностей и действий. В этом процессе взаимоотношений человека и природы и, следовательно, взаимной трансформации с природой «человек создает новые потребности, которые становятся для него столь же фундаментальными, как так называемые основные потребности в его выживании».

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всём том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.

Таким образом, понятие необходимости, изначально биологическое, становится для человека исторически-культурной потребностью. Действуя преднамеренно на природу, чтобы преобразовать ее, чтобы удовлетворить ее потребности, создавая то, чего она желает и когда она желает, человек, оставляя следы человеческой деятельности на природе, также трансформируется, составляя Это человек.

С одной стороны, существуют биологические потребности, такие как кормление, укрытие, воспроизводство, то есть совместное использование с животными, а с другой - те, которые были созданы на протяжении истории, человек начинает доминировать над процессом удовлетворения неотложных потребностей.

Естественные, социальные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Так, удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т. п.

Описывая человеческие потребности, американский учёный-психолог Абрахам Маслоу () охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

То, что делает нужным конкретно человеком, является фактом его «изобретательства или создания». Санчес Васкес утверждает, что хотя человеческая деятельность может в некоторых случаях даже иметь «внешнее сходство» с некоторыми действиями животных, «она по существу является частью деятельности сознания», из которой она неотделима. Кроме того, активность сознания.

Развивается как постановка целей, которые идеально предсказывают реальный результат, который должен быть достигнут, но также проявляется как производство знаний, то есть в форме понятий, гипотез, теорий или законов, посредством которых человек знает реальность.

Эту же особенность человеческих потребностей подчеркнул и отечественный психолог (), говоря о «ненасыщаемости» потребностей, которые человек удовлетворяет в ходе своей деятельности.

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом (). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

В этом движении сознания, чья интенциональность становится неотъемлемой собственностью, человек эффективен человеком. Способность планировать действия, а также некоторые формы языка существуют, по-новому, у высших животных. Но запланированное действие всех животных в целом не произвело на Землю впечатление на его волю. Это произошло с появлением человека. Одним словом, животное использует внешнюю природу и производит модификации в нем чисто и просто с его присутствием, однако человек, посредством модификаций, подчиняет его своим целям, доминирует над ним.

Структура деятельности и её мотивация

Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Мы уже говорили об этом, касаясь такой особенности человеческой деятельности, как её сознательный характер. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ нового здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания – предвосхищаемый результат.

Это высшая и существенная разница между человеком и животными; разница тоже возникающий из работа. Работа вызывает изменения не только и чисто биологические, в связи с деятельностью с инструментами, но и изменения психологического характера, то есть человек через работу начинает контролировать свое поведение, таким же образом, что доминирует над природой. Это движение не является индивидуальным, но принципиально коллективным и ответственным за конституцию культуры.

В результате этого процесса мы имеем, что единственный человек гуманизирует себя, становится частью человеческого рода, создавая себя через работу, понимаемую как «процесс, связанный с человеком и природой, процесс, в котором человек, своим собственным действием, управляет, регулирует и контролирует свой материальный обмен с природой». С этой точки зрения работа не является самоцелью. Будучи посредником для достижения цели, он предполагает свой онтологический характер, конституцию человека и, следовательно, понимается исключительно в человеческой форме.

Получить полный текст

Достичь желаемого результата помогают определённые средства деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности средствами являются учебники и учебные пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п. Они помогают усвоению знаний и выработке необходимых учебных умений.

В исполнении своей деятельности особый человек связан так же, как и человеческий род. Это посредничество между индивидуумом и общность - это то самое отношение, которое особый человек устанавливает с обществом. В этом процессе ассигнований и объективаций, сделанных возможным посредством работы, человек становится человеком на протяжении всей своей жизни в обществе, присваивая человеческую сущность, являющуюся историко-культурным продуктом. Таким образом, связь между индивидуальностью и общность - это отношение человека к человеческой расе, которое обязательно включает отношение каждого отдельного человека к объективации человека, то есть объективизацию, исторически конкретизированную мужчинами на протяжении всех поколений история человечества.

В ходе деятельности возникают определённые продукты (результаты) деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.

Это объективации, которые должны быть присвоены индивидуумом, чтобы он мог доминировать в системе отсчета контекста, в которой он живет, и тем самым объективировать себя как активный субъект и участника преобразований этого контекста. Невозможно понять человеческую деятельность без ее отношения к сознанию, поскольку эти две категории образуют диалектическое единство. В отношениях между сознанием и деятельностью сознание - это особая человеческая форма психического отражения действительности, то есть это выражение отношений человека с социальным, культурным и историческим миром и открывает человеку картину мира, в которой он вставляется.

А почему человек выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы. «Цель – это то, ради чего действует человек; мотив – это то, почему действует человек», - объяснял отечественный психолог.

Мотив – это побудительная причина деятельности. При этом одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой – из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разной деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.

Таким образом, совесть означает человеческую возможность понять социальный и индивидуальный мир как поддающийся анализу. Сознание не сводится к изолированному внутреннему миру, а наоборот, если оно тесно связано с деятельностью, оно может быть только выражением отношений человека с другими людьми и окружающим миром, будучи социальным по своей природе. Но переход от социального мира к внутреннему, психическому миру происходит не напрямую, а психический мир не является копией социального мира. При переходе от общественного сознания к индивидуальному сознанию основную роль играют языковая и коллективная трудовая деятельность.

Обычно деятельность человека определяется не одним каким-либо мотивом и целью, а целой системой мотивов и целей. Имеет место сочетание, или, можно сказать, композиция, как целей, так и мотивов. И эту композицию нельзя свести ни к одному из них, ни к простой их сумме.

В мотивах деятельности человека проявляются его потребности, интересы, убеждения, идеалы. Именно мотивы придают человеческой деятельности смысл.

Через язык мужчины разделяют представления, концепции, методы и передают их следующим поколениям. Как мы видим, деятельность и сознание являются центральными категориями историко-культурной теории, а Маркс, все еще в своих ранних работах, указывает на практическую сенсорную деятельность как на то, что приводит к историческому социальному развитию людей и, следовательно, к индивидуальному развитию.

Философская категория деятельности - это теоретическая абстракция всей общечеловеческой практики, имеющей общественно-исторический характер. Первоначальной формой деятельности людей является историческая социальная практика человеческого рода, т.е. коллективная деятельность, адекватная, чувственно-объективная, трансформирующаяся, народная. В этой деятельности раскрывается универсальность человеческого субъекта.

Любая деятельность предстаёт перед нами как цепь действий. Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение учебной литературы, слушание объяснений учителей, конспектирование, проведение лабораторных работ, выполнение упражнений, решение задач и т. п.

Если поставлена цель, мысленно представлены результаты, намечен порядок осуществления действий, выбраны средства и способы действия, то можно утверждать, что деятельность осуществляется вполне осознанно. Однако в реальной жизни процесс деятельности выводит её из берегов любых целей, намерений, побуждений. Рождающийся результат деятельности оказывается беднее или богаче начального замысла.

Под влиянием сильных чувств и других раздражителей человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют малоосознанными или импульсивными действиями.

Деятельность людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определённых общественных отношений . Так, например, сельскохозяйственная деятельность во времена Древней Руси принципиально отличалась от современной сельскохозяйственной деятельности. Вспомните, кому принадлежала в те времена земля, кто и какими орудиями её обрабатывал, от чего зависели урожаи, кому принадлежали сельскохозяйственные продукты, как происходило их перераспределение в обществе.

Обусловленность деятельности объективными общественными предпосылками свидетельствует о её конкретно-историческом характере.

Многообразие деятельности

В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.

Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью. Важно подчеркнуть, что элементы творчества могут найти место в любой деятельности. И чем менее она регламентирована правилами, инструкциями, тем больше в ней возможностей для творчества.

Получить полный текст

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества – научная, образовательная, досуговая.

Рассматривая процесс становления человеческой личности, отечественная психология выделяет следующие основные виды деятельности людей. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – её правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Во-вторых, это учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

В-третьих, это труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления. Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность, образно выражаясь, планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через неё реализуется. Это важно учитывать при рассмотрении связи деятельности и сознания.

Сознание и деятельность

Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» - его производной.

Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры – результаты труда, произведения искусства и т. п.

Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании устойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. Так, человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.

Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.

Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.

Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчёркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Во-вторых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие её виды.

Получить полный текст

Например, у ребёнка до поступления в школу ведущий вид деятельности – игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника – учение. Но, несмотря на то, что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он всё так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность – труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвящает спортивным или интеллектуальным играм, общению.

Завершая наш разговор о деятельности и сознании, ещё раз вернёмся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, сознательная деятельность, - это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.

III. Практические выводы.

1. Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придаёт деятельности сознательный характер, позволяет контролировать её ход и вносить, если это нужно, определённые коррективы.

2. Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдалённые цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3. Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

4. Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

IV. Документ.

Из работы современного отечественного психолога «Личность в психологии: парадигма субъектности».

Вот мы, например, убеждены, что у любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»), что вначале – сознание, потом – деятельность. Кроме того, мы не сомневаемся в том, что деятельность – это процесс и что её можно наблюдать со стороны, или уж, во всяком случае, «изнутри» - глазами самого человека. Всё так и есть, пока мы не принимаем в расчёт продвижение человека к уже принятой цели… Но если предметом внимания мы сделаем движение деятельности, то тогда вдруг окажется, что всё сказанное о её строении теряет отчётливость… Теряет «резкость» автор; ориентированность деятельности на объект уступает место ориентации на другое лицо… процесс деятельности распадается на множество ветвящихся и вновь сливающихся «ручейков-переходов»… вместо того чтобы сознание предваряло и направляло деятельность, оно само оказывается чем-то вторичным, выводимым из деятельности… И всё это в силу тенденций собственного движения, саморазвития деятельности…

Всегда есть элемент несоответствия между тем, к чему стремишься и чего достигаешь… Независимо от того, оказывается ли замысел выше воплощения или, наоборот, воплощение превосходит замысел, расхождение между стремлением и эффектами осуществлённых действий стимулирует активность человека, движение его деятельности. А в итоге рождается новая деятельность, и не только своя собственная, но, возможно, других людей.

Вопросы и задания к документу

1) Опираясь на текст документа, объясните, что такое объект и субъект деятельности. Приведите конкретные примеры объектов и субъектов деятельности различных видов.

2) Найдите в тексте документа строки, где автор говорит о движении деятельности. Какой смысл он вкладывает в эти слова? Что появляется в итоге движения деятельности?

V. Вопросы для самопроверки.

1. Что такое деятельность?

2. Какие черты присущи деятельности человека?

3. Как связаны деятельность и потребности?

4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?

5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.

6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?

7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.

8. Как связаны деятельность и сознание?

VI. Задания.

1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам работа одного завода может приносить 40 млн р. в областной бюджет и 50 млн р. в госбюджет.

Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.

2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.

3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.

4. написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание».

Поясните эту мысль.

VII. Мысли мудрых. и обществознанию

  • Школьная целевая комплексная программа - духовно-нравственное воспитание школьников
  • Программа внеурочной деятельности младших школьников - срок реализации гг
  • Одной из наиболее важных отраслей промышленности является пищевая, ведь каждый день организм человека требует топлива - разнообразных продуктов питания как в естественном, так и в обработанном виде. Систематизировать и упорядочить терминологию всего многообразия пищевых товаров помогает их классификация.

    Классификация продуктов питания: что это?

    Для того чтобы иметь возможность эффективно и рационально производить, продавать и хранить продукты питания, необходимо первоначально провести их классификацию.

    Классификация продуктов питания - это логический процесс разбиения всей совокупности пищевых продуктов на группы разных уровней общности согласно определенным признакам.

    В товароведении различают несколько классификаций пищевых продуктов, а именно: учебную, торговую, стандартную, экономико-статистическую и внешнеэкономическую. Наиболее распространенными считаются первые две.

    Значение классификации пищевых продуктов

    Классификация продуктов питания преследует множество целей, а именно:

    • помочь автоматизировать процесс сбора и обработки сведений о товаре;
    • облегчить исследование потребительских свойств пищевых товаров, формирование системы требований к продуктам питания, учет и планирование их оборота;
    • помочь разработать рациональные методы упаковки, организовать оптимальные режимы хранения и транспортировки пищевых продуктов;
    • способствовать рациональному размещению товаров в торговом зале и на складе;
    • создать основу для сертификации товаров питания;
    • облегчить выявление покупательского спроса на пищевые продукты.

    Для сбора сведений о товарах и их обработки используют разные виды компьютерных средств. Классификация программных продуктов по признаку сферы использования включает три основных категории: системное программное обеспечение , пакеты прикладных программ и средства программирования. За обработку различной информации отвечают именно прикладные программы.

    В свою очередь, классификация программных продуктов прикладного характера подразделяется на следующие виды: и процессоры, графические редакторы, системы управления базами данных, электронные таблицы; бухгалтерские системы, системы делопроизводства, финансовые аналитические системы и другие. Все вышеперечисленные программные средства используются при управлении товарооборотом пищевых продуктов.

    Классификация продовольственных товаров по назначению

    По признаку назначения все пищевые продукты делят на четыре категории:

    1. Пищевые товары для массового потребления.
    2. Лечебно-диетические и лечебно-профилактические продукты.
    3. Товары, предназначенные для питания детей.
    4. Функциональные пищевые продукты:
    • обогащенные пищевые продукты;
    • физиологически функциональные пищевые ингредиенты;
    • пробиотические пищевые продукты;
    • пробиотики;
    • пребиотики;
    • синбиотики.

    Классификационные признаки верхних уровней

    Классификация пищевых продуктов верхних уровней проводится по наиболее общим признакам.

    Так, по признаку происхождения все продукты питания делятся на четыре группы:

    • продукты растительного происхождения (зерновые, овощи, фрукты, бобовые, грибы и т.д.);
    • продукты животного происхождения (мясо, рыба, морепродукты и др.);
    • минерального происхождения (поваренная соль);
    • биосинтетического происхождения (уксус).

    По признаку химического состава продукты питания делят на:

    • белковые;
    • углеводные;
    • жировые;
    • минеральные.

    По признаку степени обработки пищевые товары бывают:

    • сырые;
    • полуфабрикаты;
    • готовые.

    Конечно же, это не полная классификация основных продуктов питания. Каждая группа пищевых товаров иерархически состоит из более мелких групп (видов, разновидностей, сортов и т.д.) в зависимости от сырья, рецептуры, технологии производства и других объединяющих признаков.

    Учебная классификация пищевых товаров

    Учебная классификация продуктов питания по группам используется в товароведении для исследования потребительских принципов формирования этих свойств и их сохранения. Согласно выше упомянутой классификации, все продукты питания объединены в 9 групп по признаку общности происхождения, химического состава, технологии производства, назначения и особенностей хранения:

    • зерно-мучные товары;
    • плодо-овощные товары и грибы;
    • сахар, мед, крахмал и кондитерские товары;
    • пищевые жиры;
    • мясные товары;
    • рыбные товары;
    • молочные товары;
    • яйца и яичные товары;
    • вкусовые товары.

    Учебные классификации преследуют цель изучить а наиболее важным признаком является назначение пищевого продукта.

    Торговая классификация пищевых товаров по группам

    Торговая классификация продуктов питания по группам помогает рационально разместить товары на прилавках и организовать их эффективное складское хранение. Согласно такой классификации выделяют следующие группы товаров:

    • хлебобулочные изделия;
    • плоды и овощи;
    • молочно-масляная продукция;
    • кондитерские изделия;
    • мясные и колбасные изделия;
    • рыба и рыбные изделия;
    • яичные изделия;
    • пищевые жиры;
    • безалкогольные напитки;
    • винно-водочная продукция;
    • табачные изделия.

    Бакалейные и гастрономические продукты


    В торговле классификация пищевых продуктов предусматривает условное объединение всех продовольственных товаров в бакалейные и гастрономические.

    Гастрономическая группа товаров включает готовые к употреблению продукты, а именно, колбасы, мясные и рыбные консервы и копчености, сыры, сливочное масло и другую молочную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки, некоторые приправы.

    Ассортимент пищевых товаров

    Продовольственные продукты могут образовывать некий набор товаров или ассортимент. Различают торговый и промышленный ассортименты.

    В первом случае выделяют ассортимент предприятия (номенклатура товаров, которые продаются в магазине) и ассортимент товарной группы (молочных, мясных, кондитерских и др. товаров).

    Промышленный ассортимент включает товары, которые производятся на данном предприятии (ассортимент предприятия) либо в данной промышленной отрасли (ассортимент отрасли).

    Классификация молочных продуктов


    В древние времена, когда химический состав молока еще не был известен, этот продукт часто именовали «белой кровью» или «соком жизни». И не зря. Ведь молоко по праву считается наиболее полноценным продуктом питания, благодаря содержанию 20 аминокислот, более 147 жирных кислот и лактозы (молочного сахара), являющейся кладезем витаминов, микроэлементов, ферментов и других полезных веществ.

    Классификации поддается как само молоко, так и продукты, которые из него получают. Особую группу составляют кисломолочные продукты, которые являются результатом молочнокислого или смешанного (молочнокислое + спиртовое) брожения молока.

    Молочный продукт

    Определение

    Молоко:

    • пастеризованное

    Результат нагревания молока до температуры 74-76 0 С в течении 15-30 минут в специальном оборудовании

    • стерилизованное

    Результат нагревания молока до температуры выше 100 0 С в течении 2-10 секунд под высоким давлением

    • топленое

    Результат выдерживания при температуре 85-99 0 С не менее 3 часов в закрытых емкостях

    • сгущенное

    Результат выпаривания цельного молока с добавлением кристаллического сахара (12 %) или без него

    • сухое

    Результат высушивания нормализированного пастеризованного молока до состояния порошка

    Сливки

    Результат сепарации жировой фракции из цельного молока

    Сливочное масло

    Продукт сепарации или сбивания сливок из коровьего молока

    Продукт свертывания молока ферментами и молочнокислыми бактериями или плавления разных молочных продуктов солями-плавителями

    Кисломолочные продукты:

    Продукт сквашивания пастеризованного молока бактериальными заквасками

    • простокваша

    Продукт кисломолочного брожения пастеризованного молока с введением чистых рас молочнокислого стрептококка, ацидофильной и в разных пропорциях

    • кефир

    Продукт смешанного брожения с использованием Имеет выраженное диетическое и лечебное действие благодаря накоплению антибиотических веществ

    • сметана

    Продукт сквашивания пастеризованных сливок закваской из чистых культур молочнокислого стрептококка

    • творог

    Продукт сквашивания молока и последующего удаления сыворотки

    • ацидофильные напитки

    Продукт сквашивания с применением закваски из ацидофильной палочки

    Классификация продуктов из мяса


    Мясные товары, как и молочные, относятся к категории продуктов массового потребления. В мясе в большом количестве содержатся все незаменимые аминокислоты и в соотношении, которое наиболее полно отвечает потребностям человеческого организма. Оно является для человека основным источником витамина В12, фосфора и железа, фосфолипидов и других питательных веществ.

    Мясной продукт

    Определение

    Мясо убойных сельскохозяйственных животных

    Говядина, свинина, конина и др.

    Животные субпродукты

    Второстепенные органы убитого скота (сердце, почки, печень, язык, голова и т.д.)

    Мясо птицы

    Мясо кур, индеек, уток, гусей и т.д.

    Мясные полуфабрикаты

    Шницель, антрекот, гуляш, котлета, бифштекс, фрикаделька, мясной фарш и т.д., требующие последующей термической обработки

    Мясные кулинарные изделия

    Готовые к употреблению мясные продукты, прошедшие разные методы тепловой обработки

    Быстрозамороженные готовые мясные блюда

    Готовые мясные продукты из натурального или рубленого мяса с гарниром или без него, прошедшие заморозку

    Мясные копчености

    Подсоленные и термически обработанные крупнокусковые изделия из мяса готовые к употреблению (окорок, бекон, грудинка и т.д.)

    Колбасные изделия

    Продукты из колбасного фарша в оболочке или без нее (колбасы, сосиски, сардельки, паштеты, зельцы, мясные хлебцы и т.д.), которые подвергнуты термической обработке или ферментации и готовы к употреблению

    Мясные консервы

    Герметично закрытые и стерилизованные мясные продукты в сочетании с другими пищевыми продуктами (овощами, крупами) или без них

    Классификация товаров для детского питания

    Продукты детского питания - это пищевая продукция, созданная из высококачественного сырья по специальным рецептурам для детей от первых дней жизни до 14 лет. Питание детей должно отвечать всем физиологическим потребностям их растущего организма, в частности, быть полноценным по содержанию белков, углеводов и жиров, витаминов, минералов и других питательных веществ.

    Полная классификация продуктов детского питания очень обширна. Наиболее общий признак для классификации - это возраст детей, на который рассчитана пищевая продукция. В связи с этим различают продукты питания:

    • для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет);
    • для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет);
    • для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет).
    • продукты с низким содержанием воды (4-15%). Сюда относят каши, макаронные изделия, муку, сухие молочные смеси;
    • продукты с высоким содержанием воды (60-90%). Это овощные и фруктовые пюре, творог, кефир, фрикадельки.

    По степени измельчения продуктов детская пищевая продукция бывает предназначена:

    • для детей на первых месяцах жизни (применяют гомогенизацию пищевых веществ при величине частиц 150-200 мкм);
    • для детей от 6 до 9 месяцев (протирание с величиной частиц до 800 мкм);
    • для детей от 10 месяцев до 1,5 лет (измельчение кусочками до 2000 мкм);
    • для детей от 1,5 до 3 лет (порционные блюда).

    Консервы для детского питания бывают:

    • из растительного сырья (соки, пюре, овощные и плодоовощные консервы);
    • из мясного сырья (говядина, птица, свинина, печень, сердце, желудок и язык).

    Молочные продукты для детей

    Особое место в детском питании занимает молочная продукция, поскольку именно она заменяет ребенку материнское молоко, в случае его отсутствия, и используется в качестве прикорма. В зависимости от назначения классификация молочных продуктов для детей выглядит так:

    • сухие адаптированные смеси для детского питания;
    • сухие молочные каши;
    • кисломолочные продукты.

    По виду продуктов молочная детская продукция бывает:

    • сухой;
    • жидкой;
    • пастообразной.

    Хранение продуктов


    Все пищевые продукты имеют свойство портиться со временем. Продлить срок их годности можно с помощью консервирования. Для этого необходимо создать условия, предотвращающие развитие микроорганизмов и деятельность ферментов, которые и вызывают порчу продуктов.