Домой / Управление бизнесом / Возвращение голубой чашки: реставрация фарфора. Трещины в керамике. Откуда они берутся и как от них избавиться? Треснул глиняный горшок что делать

Возвращение голубой чашки: реставрация фарфора. Трещины в керамике. Откуда они берутся и как от них избавиться? Треснул глиняный горшок что делать

Вот на этом сайте дают советы по заделыванию трещин марокканских Tagine (этот же способ
относится ко всем видам глиняной посуды) :
*** "Если трещина на внутренней стороне Tagine, нужно налить в Tagine достаточно молока, чтобы молоко покрыло все трещины. Поставить Tagine на средний огонь, довести молоко до кипения и продолжать варить, пока половина молока не испарится. Дать остыть в течении 12 часов. Вымыть Tagine и хорошо просушить.
Если трещина на внешней (нижней) стороне - установить Tagine в большую сковороду, или иную емкость, чтобы основание Tagine помещалось в эту емкость, налейте туда молока и варить это молоко, пока его количество не испарится наполовину. Дальше остудить в течении 12 часов, вымыть и просушить" ***
А вот что советуют на этом сайте "Как вылечить мексиканской глиняной посуде" :
*** " ваш горшок трещин легко восстановить; просто чистить трещины со взбитым яичным белком и место в теплой духовке в течение минуты или двух, яичный белок затвердеет, как сильна, как клей, и ваш посуда будет как новенький. (лучше, чем новые, потому что приправленные "
*** (там же есть совет, как избавиться от свинцовых добавок в глазури горшка - ЭТО ВАЖНО!)
Вот на этом сайте тоже очень оригинальный способ ремонта трещин керамической посуды http://theartfulcrafter.com/blog/repairs-two.html
Вот на этом сайте http://www.ehow.com/how_12151413_repair-clay-roasting-pot.html тоже довольно подробно описывают, как ремонтировать трещины при помощи кипячения молока.
О! А на вот этом сайте из Боснии "Что делать с этим блюдом" , автор предлагает использовать смесь сахара и муки
От себя: муку я взяла бы рисовую (по возможности), а вот чтобы отошел подгоревший слой я бы ножом не скоблила, ибо после металлического соскабливания в горшке могут образоваться микротрещины, которые потом превратятся в большие трещины. Если у меня подгорает пища в глиняном горшке, то лучше всего намочить водой подгоревшее место и насыпать на него толстый слой соли.Дать постоять несколько часов и попробовать соскоблить деревянной ложкой или лопаткой. Если же и это не поможет, то добавьте к этой соли столько воды, чтобы она заполнила на четверть объема вашей посудины. Медленно нагревайте, а потом добавьте еще ст. ложку питьевой соды. Реакция соли с содой чудотворным образом размягчает эту пригоревшую корку и ее легко будет соскоблить деревянной лопаточкой.Этот способ я открыла недавно, так как у меня никогда ничего не подгорало. .. А тут вот случился такой грех, но... глаза боятся, мозги думают, а руки делают.

Сегодня очень просто при помощи эпоксидного клея и шпаклевки восстановить сколы и склеить битую фарфоровую посуду или керамику. Вы можете отремонтировать трещину на вашей любимой вазе или восстановить старый бабушкин чайный сервиз, и вновь поставить его в сервант и никто не будет знать, что он был поврежден.

Когда дело дойдет до фиксации битой посуды или керамики, то склеивание при помощи суперклея не даст вам достаточно времени, чтобы точнее выставить осколки. Поэтому для склеивания предпочтительней использовать эпоксидный клей.

Как и в любом проекте, самый важный шаг в ремонте битой посуды или керамики является подготовка поверхности.

Если осколки были раньше клееными, удалите старый клей ватным тампоном пропитанным ацетоном (жидкостью для снятия лака).

Очистите склеивающие части смесью мягкой жидкости для мытья посуды и теплой водой. Промойте части и дайте им полностью высохнуть.

Используя зубочистку или скрепку, нанесите эпоксидный клей на ребро одного из сломанных осколков.

Используйте достаточно клея для намазывания края ребра осколка, при нанесении слишком мало клея останутся пустые пробелы на поверхности ребра, что приведет к плохому склеиванию, а при нанесении слишком много клея будут трудности с жесткой связью и эстетическим видом.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

При работе с острыми осколками наденьте перчатки, чтобы защитить руки от острых краев.

Работать быстро, присоединять части вместе нужно с легким нажимом, чтобы выдавить лишний клей.

Избегайте смещения частей, маленькие частицы могут выпасть, разрушить ремонт.Используйте пинцет при склеивании небольших осколков.

Если у вас есть посуда или керамика, которая разбита на более чем две части, нужно планировать, как прикрепить каждый кусок, чтобы не остаться с заключительной частью, которая не может быть легко установлена на место.

Засохший клей удалите позже с помощью острого лезвия.

Если клеевой шов виден, и это не приемлемо для вас,тогда потребуются краски для стекла.

Краски для стекла или керамические краски бывают различных цветов, но возможно вам нужно будет некоторое смешивание красок для подгонки точного соответствия цвета.

ПРИМЕЧАНИЕ: Эпоксидный клей содержит токсичные материалы, которые могут попасть в пищу особенно, когда в пище есть соли и кислоты. К сожалению, любая посуда или керамика, которая была склеена, не годится в качестве посуды для пищи, это не безопасно.

Апр 12, 2015 tigress…s

Трещины на необожженной керамике - одна из распространенных неприятностей, которые случаются с начинающими керамистами, хотя от их появления не застрахован никто.
Запомните, что глина дает усадку в процессе сушки. Поэтому правило номер 1 : Не добавляйте воду или мягкую глину в трещину! Из-за воды глина увеличится в объеме, и вы будете думать, что вы отремонтировали трещину, но это не так. Когда изделие высохнет, глина даст усадку и трещина станет только хуже. Если на вашем изделии появилась трещина, покажите преподавателю и обсудите возможности ее исправления. Постарайтесь выяснить, почему появилась трещина. Возможно, вы добавили мягкую глину к твёрдой, что привело к тому, что мягкая глина высохла и дала бОльшую усадку? Хорошо ли вы прижали место соединения? Не было ли место соединения слишком толстым?

Итак, как же избавиться от трещин на высохшей керамике?

Способ 1. Затирка сухой глиной

Если в сухом изделии появилась небольшая трещина и не видно, что трещина появилась вследствие деформирующей силы, самым простым способом ремонта будет просто втереть немного сухой измельченной глины в трещину до утильного обжига. Это не соединит глину, зато после утильного обжига изделие можно покрыть жидкой глазурью и трещины не будет видно.

Способ 2. Сахарная глина

Чтобы заполнить широкую трещину в почти высохшем изделии, возьмите небольшое количество глины, которая высохла и раскрошилась. Добавьте такое же количество сахарной пудры и перемешайте пальцами. Сахар смягчит глину и придаст ей пластичность. Вычистите трещину, увлажните края трещины небольшим количеством уксуса и добавьте сахарную глину. Хорошая сахарная пудра придаёт больше пластичности по сравнению с водой, и при сушке сахарная глина даст гораздо меньшую усадку по сравнению с влажной глиной.

Способ 3. Уксус

Если у вас отломалась небольшая часть вашего изделия и линия разлома ровная, попробуйте уксус. Нанесите небольшое количество уксуса на разлом и соедините вместе. Идея состоит в том, что глина смягчается благодаря уксусу, не впитывая слишком много воды.

Способ 4. Бумажная глина

Этот способ подойдет для больших трещин в почти сухом изделии. Его можно использовать вместо сахарной глины, если вы не планируете покрывать в дальнейшем это изделие глазурью. Положите небольшое количество туалетной бумаги в банку, залейте горячей водой и измельчите с помощью блендера до однородной массы. Слейте лишнюю воду. Перемешайте сухую глину блендером в другой банке. Смешайте 2/3 глиняной массы и 1/3 бумажной массы. Возможно будет необходимо подсушить полученную смесь на гипсовой доске. Вычистите трещину, увлажните края с помощью уксуса и заполните бумажной глиной. Используйте эту бумажную глину в подсушенном состоянии для трещин, а жидкую бумажную глину – для соединения швов.

Керамические изделия пользуются популярностью во всех уголках планеты. Высокое качество и эстетичный вид – залог такого успеха. Как и у любого другого материала, может появиться брак керамики. Важно знать, как определить наличие дефекта и по - возможности избавиться от него.

Почему возникает брак

Причины, по которым возникают те или иные изъяны готовой посуды, можно условно разделить на три группы. Погрешность возникает на различных этапах обработки: образование черепка, глазурование, декорирование.

Дефекты на этапе заготовки

Основой керамической утвари является смесь из глины (каолина) и примесей. За подготовкой глиняной массы следует формирование предмета. Основные ошибки, возникающие на первичной ступени, выражаются в:

  • Деформации, что в большинстве случаев можно заметить невооруженным взглядом.
  • Пузырях. «Прыщи» - это следствие химической реакции во время закаливания черепка. Газ выделяется позднее, чем необходимо, образуя полости под обожжённым слоем.
  • Выбоинах на дне и/или краях изделия.
  • Неправильном прикреплении функциональных деталей(ручек, носика и прочего.)
  • След, который остается от другой посуды при соприкасании во время закаливания глины.
  • Изменения прозрачности фарфора и белизны заготовки.

Брак при глазуровании изделия

Товар с дефектной глазировкой встречается чаще, так как найти мелкие изъяны достаточно сложно. Чтобы приобрести качественную посуду следует обратить внимание на:

    Трещины под слоем глазури говорят о нарушениях при сушке и обжиге. Слабые места – зоны прикрепления ручек, ножек. Дефект уменьшает срок службы изделия, делает не гигиеничным.

    Скол эмали возникает при использовании некачественного состава покрытия или при несоблюдении правил хранения и перевозки товара.

    Уплотнения на поверхности изделия заметны по краям. Характеристики товара подобный брак глазури не занижает, но влияет на внешний вид.

    В гончарном промысле есть слово «цек»- тонкие волосообразные трещины в керамике. Посуда с подобным изменением не гигиенична и, зачастую, служит непродолжительное время. Из- за негерметичности эмали влага впитывается в глиняный состав, ускоряя разрушение изделия. Товар из фаянса и майолика чаще подвергается цеку.

    Отслойка края посуды возникает в случае, когда при обжиге черепок и глазурь расширяются неравномерно. Плешины образуются при недостаточной очистке заготовки от грязи перед нанесением эмали.

Сколы, изменение цвета, трещины на керамической посуде и множество других изъянов, возникающих на первых этапах, не благоприятно сказываются на качестве, гигиеничности и сроке службы товара.

Дефекты декора

Изъяны внешнего вида не влияют на процесс эксплуатации. к дефектам декора относятся царапины, пузырении краски, блеклости, помарок и прочие недочеты.

Ремонт бракованной керамики

Разбитую или бракованную вещь можно отремонтировать самостоятельно. В зависимости от конкретного дефекта реставрация происходит путем:

1. Склеивания разбитых частей предмета.

2. Заполнения сколов и трещин на керамической посуде.

Ремонт керамики своими руками – кропотливое занятие, требующее внимательности и аккуратности. Для того починить разбитое изделие, нужно определиться какой клей использовать. Один извариантов – приобрести в магазине специальную смесь для склеивания фарфора и керамики. Второй способ – сварить состав клея в домашних условиях.

Фарфоровые и керамические изделия во время ремонта нуждаются в разных составах клейкого вещества. Для обычных изделий используется супер – клей: Монолит, Супер – клей, Сила и другие. Для фарфора применимы - STANGE, RAPID, эпоксидная смола BIZON и пр. Универсальное средство - Porcelan Potch. Использовать посуду, обработанную химическими средствами не всегдабезопасно, если она подвергается нагреванию. Более безопасный состав имеют пищевые клей.

Как приготовить клей в домашних условиях

Ингредиенты: супер – клей или другой эффективный, один пакетик разрыхлителя для теста(другой порошковый краситель) , воск, мастихин.

Ремонт глиняной посуды приготовленным составом

  1. С помощью воска закрепите с внутренней стороны предмета отколовшиеся части. Должна образоваться восковая ось, на которой держаться осколки.
  2. Места скола смажьте клеем и плотно прижмите друг к друг, воссоздавая целостность.
  3. Поэтапно восстановите разбитую керамику.
  4. Если не найдена деталь, замените ее пластилином или мастихином. Вылепите недостающий объект и покройте его пастой из клея и красителя. Если не достает куска в середине конструкции – вотрите мастихин или гипс в полость.
  5. Если после сборки крупных частей обнаружилось, что на керамике видна сеть трещин или небольшой скол – приготовьте состав. Необходимо смешать разрыхлитель и клей до образования белесого цвета. Подобная техника подходит для фарфора.
  6. Аккуратно распределите массу в полости.
  7. С помощью фена растопите восковой каркас (после просушки) и вымойте изделие.

Приклеить осколки супер – клеем или любым другим можно самостоятельно:

  • Разбитую посуду подготовьте к работе, собрав все осколки.
  • Необходимо протереть края ацетоном или другим обезжиривающим средством.
  • Распределите равномерно клей на месте разлома и дайте просохнуть.
  • Повторно смазать края и зафиксировать части.
  • Не следует формировать предмет полностью. Процесс должен быть постепенным – после приклеивания нескольких осколков им нужно дать просохнуть.
  • Если есть возможность и желание, отреставрированный участок можно покрыть глазурью.

Как и чем заделать трещину в глиняной посуде

Брак керамических изделий не всегда может проявляться явно. Мелкие изъяны легко не заметить при покупке. Со временем можно трещины на керамике становятся видимыми.

Для реставрации потребуется клей и пигмент под цвет посуды (для белого- разрыхлитель, титановые белила). Смешайте клей и порошок для окрашивания. Обезжирьте изделие ацетоном. Нанесите ватной палочкой приготовленную пасту. Уберите излишки с глазури. При необходимости после просыхания используйте чернильный ластик. Покройте глазурью.

Столовая утварь из керамики должна быть качественной и не иметь брака. Не рекомендуется использовать посуду, если керамика треснула или появились другие изъяны глазури. Разбитую или бракованную, но любимую вещь можно отреставрировать. Ремонт керамической посуды по силу сделать самому или обратиться к мастеру. А если вы хотите научиться создавать качественную посуду своими руками предлагаем посетить гончарная школу Колокол .

Мытье изделия теплой водой с мылом
Отбеливание трещины с помощью компресса
Прогрев кипятком и демонтаж старой склейки
Удаление следов предыдущей склейки
Нанесение клея на поверхность скола
Фиксация приклеенного фрагмента
Удаление выступившего на поверхность клея
Наложение воска для изготовления формы
Снятие готовой, застывшей восковой формы
Заполнение формы фарфороподобной массой
Шлифовка отлитого куска наждачной бумагой
Тонировка отреставри-
рованного изделия
Консервация новых фрагментов лаком
Мастиковка мелких сколов по краям
Шлифовка фрагмента надфилем

"...Осколки лежали на освещенном закатным солнцем полу, казалось, игривый ветерок разметал их поодаль друг от друга, и не хотелось верить, что то, что вчера вечером, даже сегодня утром, было любимой маминой чашкой, превратилось в голубые фарфоровые лепестки..." - кто не помнит печальной истории о голубой чашке, рассказанной Аркадием Гайдаром. Чувство безнадежной, непоправимой утраты смешалось в памяти с детским страхом перед разбившейся посудой. Эта история, конечно, закончилась бы совсем по-другому, случись она сегодня и окажись у ее героев последний номер нашего журнала.

Мамина любимая голубая чашка была бы, несомненно, восстановлена, да так, что мама вряд ли заметила бы что-то особенное. Посуда бьется во все времена - осколки ее либо торопливо выбрасываются, либо неумело склеиваются клеем БФ.

Сейчас мы расскажем о реставрации фарфора по всем ее классическим правилам.

Прежде всего упредим реставрационных экстремистов - если вы счастливый обладатель майсеновского, или гарднеровского фарфора, умерьте свой восстановительный пыл и успокойте себя тем, что в вашем распоряжении действительно музейный экспонат, который можно доверить только высококлассному специалисту.

Наши советы относятся именно к "голубым чашкам", т. е. К тем дорогим сердцу и памяти вазочкам, статуэткам, чайникам и чашкам, которые, тем не менее, не имеют музейно-коллекционной ценности. Нашим учителем в таком ответственном деле как реставрация фарфора стал Сергей Бобров - известнейший московский реставратор. Свой профессиональный опыт он получил, работая во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Грабаря и музее-усадьбе Царицыно.

Относясь к узкому, избранному кругу элитных реставраторов России, мастер имеет высокую профессиональную репутацию среди коллег, коллекционеров и антикваров. Его работы украшают частные и государственные музейные собрания, они были представлены и на крупнейшей выставке "250 лет русского фарфора» в Государственной Третьяковской галерее.

Рабочее место реставратора должно иметь естественное дневное освещение, которое особенно важно при тонировке и реконструкции фарфора. Стол хорошо бы защитить пробковым или любым другим упругим покрытием, которое в случае падения предмета ослабит удар. Следует обратить внимание на то, что все действия, которые вы совершаете, и их последствия должны быть поправимы, то есть на то, что профессионалы называют обратимостью процесса. Ни в коем случае, даже с самыми благими намерениями, нельзя сверлить, шлифовать, царапать оригинал.

Рассмотрим процесс реставрации подробно на примере восстановления разбитой фарфоровой менажницы. Прежде всего объект внимательно осматривается; выявляются трещины, сколы, места старых склеек. Затем, в зависимости от характера и объема повреждений, определяется план реставрации, т. е. порядок и очередность восстановительных работ. Если изделие разбито, нужно попробовать совместить его куски без склейки, выяснить возможность их совпадения, выявив наиболее сложные места.

Далее необходимо вымыть изделие в горячей (50-600 воде, применяя любое мыло с низким содержанием щелочи, это может быть, например, обычное детское мыло. Средства для мытья посуды, сода для этого не годятся, так как могут способствовать выщелачиванию или отслоению глазури. Мытье должно быть довольно бережным - вместо щетки лучше использовать щетинную кисть или помазок для бритья. Для удаления загрязнений в трещинах применяется компресс - в данном случае это ватный жгут, смоченный 10% раствором лимонной кислоты или 3% раствором перекиси водорода - наложенный на потемневшую трещину. Компресс выдерживается до ее полного отбеливания. Чтобы раствор не испарился слишком быстро, компресс следует укрыть целлофаном или поместить в полиэтиленовый пакет все изделие. Если изделие было склеено ранее, после мытья его необходимо демонтировать.

Струей крутого кипятка, направленной на место предыдущей склейки, разогрейте шов. После достаточного прогрева, не применяя больших механический усилий, попытайтесь отделить склеенный фрагмент. Если это не принесет успеха, залейте изделие кипятком и оставьте на некоторое время. Делать это можно несколько раз, до тех пор, пока фрагменты легко не отделятся друг от друга. Демонтаж проводите над пластмассовым тазиком с водой, чтобы при случайном падении изделие или его фрагмент не разбились.

Полученные после демонтажа осколки нужно очистить от старого клея скальпелем или острым ножом. Разогретый кипятком клей размягчается и должен легко отделиться от сколов. Если удаление клея затруднено, можно воспользоваться ацетоном или спиртом. Во избежание повреждений глазури лучше не применять номерные разбавители, растворители или концентрированные кислоты. Когда старый клей полностью удален, сложите очищенные фрагменты, чтобы определить порядок новой склейки - сначала склеиваются друг с другом мелкие фрагменты.

Обезжирив поверхности сколов спиртом или ацетоном, тщательно промажьте клеем скол меньшего по размеру фрагмента.

В качестве клея можно использовать двухкомпонентную эпоксидную смолу EPOXY GLUE фирм BONDO, BIZON или подобные им, в худшем случае можно применить общедоступный суперклей, недостатком которого является слишком быстрое «схватывание».

Для более точного совпадения рельефа излома, клей следует наносить равномерным, предельно тонким слоем. Когда осколки промазаны клеем и плотно прижаты друг к другу, зафиксируйте место склейки скотчем, пластилином, лейкопластырем. В любом случае, даже если кажется, что изделие крепко склеено, его следует оставить на сутки для полного высыхания, так как "схватывание" и полная полимеризация клея - вовсе не одно и то же. После того как вы убедитесь, что склейка завершена, фрагменты держатся прочно, удалите выступивший по шву клей скользящими движениями скальпеля.

Если фрагменты изделия безвозвратно утрачены, их можно изготовить самим, но только в том случае, если вещь симметрична или является фигурой вращения. Тогда с аналогичной утерянному фрагменту детали сначала снимите форму с помощью базисного воска, производимого харьковским заводом стоматологических материалов "СТОМА" в виде пластин 170

Разогретую в горячей (50-60 воде пластину накладывают на сохранившуюся поверхность и плотно обжимают. Пластина должна быть больше восстанавливаемого фрагмента, и заходить за его края примерно на 10 мм. Остывшую, затвердевшую восковую форму аккуратно снимите и наложите на утраченный участок. Теперь, предварительно зафиксировав ее по краям пластилином, приступайте к отливке нужного фрагмента.

Очистите от жира поверхность скола, приготовьте массу, которая состоит из эпоксидной смолы (связующего) и сухого белого титанового или цинкового пигмента. Разотрите их до образования фарфороподобной вязкой массы. При заливке формы необходимо постараться сначала закрыть этой массой всю поверхность формы, а затем постепенно наращивать ее толщину, разгоняя от центра к краям. Следует учесть, что пигменты, содержащие известь (например мел), для приготовления имитирующей фарфор массы непригодны. Когда утраченный фрагмент полностью восстановлен, обработайте его с помощью наждачной бумаги, постепенно переходя от крупного зерна к «нулевке». Прошлифуйте поверхность, стараясь, чтобы абразив не задел края оригинального изделия. Теперь, когда поверхность фрагмента почти не отличается от оригинала, приступим к тонировке фона.

Для тонировки воспользуйтесь акриловыми белилами, уточняя оттенки белого цвета добавлением акварели. При подборе оттенка следует иметь в виду дальнейшую консервацию изделия лаком, поэтому цвет должен быть на полтона светлее оригинала. Орнаменты или рисунки на утраченных фрагментах также воспроизводите акварелью и белилами, так как чистая акварель - слишком яркая. На этом этапе восстановления терпение и хороший дневной свет - главные помощники, ибо точность подбора цвета определяет качество реставрации. Не рекомендуется использовать для тонировки масляные краски, которые могут в дальнейшем изменить цвет. Завершается процесс консервацией, т. е. покрытием даммарным или акриловым лаком фирмы MAIMERI или аналогичным, в один или несколько слоев так, чтобы характер блеска покрытия полностью совпал с блеском оригинала.

Если при осмотре изделия обнаружены мелкие сколы, нужно провести мастиковку, т. е. заполнение их объемов имитирующей фарфор эпоксидной массой, рецепт приготовления которой вы узнали выше. В той же последовательности проведите шлифовку, тонировку и консервацию. Теперь восстановленное изделие может снова украсить сервант, горку или домашнюю витрину. Однако пить чай из маминой чашки все же не стоит, теперь она принадлежит семейной истории. Пищевое применение для реставрированной посуды исключено - это может свести на нет все ваши усилия и неблагоприятно сказаться на здоровье.

Если, перевернув изделие, вы увидите на его донышке подобные знаки, будьте уверены - в ваших руках действительно коллекционный фарфор
Вена (Австрия) Майсон (Германия) Императорский фарфоровый завод Гарднер (Россия) Королевская мануфактура (Франция)
Завод Кузнецовых (Россия)