Домой / Бизнес  / §30. «Научные открытия и изобретения. Важнейшие технические изобретения XIX века Таблица по истории технические изобретения 19 веке

§30. «Научные открытия и изобретения. Важнейшие технические изобретения XIX века Таблица по истории технические изобретения 19 веке

Ведерникова Наталья Ивановна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Парбигская средняя

Общеобразовательная школа»

Томская область, с. Парбиг

План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

Цель : рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века

Задачи:

Образовательная: усвоить ключевые понятия курса

Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса

Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса

Оборудование урока: презентация

Тип урока: лекция - беседа

Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

  1. Организационная часть. Сообщение задач урока.
  2. Переход к изучению нового материала . Вводная беседа
  1. Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)
  2. Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)
  3. Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)
  1. Изучение нового материала

План:

  1. Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация

Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.

Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)

Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

Особенностью периода является начало процеса модернизации .

Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

Особенности модернизации:

  1. В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
  2. В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
  3. В экономической сфере – индустриализация
  4. В области культуры – быстрый рост научных знаний

Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин

Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.

Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)

В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)

Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.

Работа по заполнению таблицы:

Эшелоны модернизации в начале XIX века

Первый эшелон

Второй эшелон

Третий эшелон

Страны старого капитализма

Страны молодого капитализма

Традиционное общество

Англия

Франция

США

Германия

Италия

Япония

Россия

Автрийская империя

Китай

Страны Латинской Америки

Развитие капитализма шло естественным образом

Развитие капитализма за счет реформ

Процессы модернизации ограниченны

  1. Завершение промышленного переворота

Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

Технические изобретения XIX века

Дата

Изобретение

Значение

1800

Токарный станок из металла

Модслей (Англия)

Производство машин при помощи машин

Автоматический текстильный станок

Ж. М. Жаккар (Франция)

Заменил ручной труд

1856

Конвертер

Г. Бессемер (Англия)

Выплавка стали

Плавильная печь

Братья Э. и П. Мартены (Франция)

Выплавка стали более высокого качества

1825

Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон

Джорж Стефенсон (Англия)

Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

1879

Первая электричка

Эрнст Вернер Сименс

Ипользование электричества для железной дороги

1803

Первый пароход (испытан на реке Сене)

Р. Фултон (Франция)

1807

Пароход «Клермон»

Р. Фултон

Замена парусного флота паровым

1819

Пароход «Саванна»

совершил трансатлантическое путешествие

1803

Автомобиль с паровым двигателем

Эванс (США), Тревитик (Англия)

Появление первого автомобиля

1885

Автомобиль с бензиновым двигателем

Карл Бенц (Германия)

1895

Праобраз современного автомобиля

Готлиб Даймлер (Германия)

1908

Автомобиль «модель Т»

Генри Форд (США)

Появление дешевого автомобиля

Полет воздушного шара (аэростата)

Братья Монгольфье (Франция)

усовершенствовал Жак Шарль

Первый полет в воздухе

1900

Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

1902

Планер с бензиновым двигателем

Братья Райт (США)

Начало самолетостроения

1803

Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

Х. Шпранел (Англия)

Рост убойной силы оружия

1862

Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

Альфред Нобель (Швеция)

Получение оружия большой разрушительной силы

1835

Револьвер

Сэмюэл Кольт (США)

Автоматическое оружие

1875

Электродуговая лампа

П.Н. Яблочков (Россия)

Электрическое освещение общественных мест

1880

Лампа накаливания

Т. Эдисон (США)

Овещение закрытых помещений

1843

Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

Морзе

Передача информации, связь

1899

Бепроволочный телеграф (радио)

А. Попов (Россия)

Г. Маркони (Италия)

Передача информации, связь

1876

Телефон

М. Грей, А. Белл (США)

Передача информации, связь

Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)

  1. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции .

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями .

Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

Сложились различные формы монополистических объединений:

Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

Закрепление изученного материала:

  1. Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
  2. Что такое капиталистическая монополия?
  3. Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
  4. Какие формы слияния предприятий вы знаете?
  5. Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать

  1. Сочетание свободной конкурсенции и монополии
  2. Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
  3. Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
  4. Экономический раздел мира на сферы влияния
  5. Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

Домашнее задание:

§1-2, ответить на вопросы, словарная работа


Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Задание № 1. Рассмотрите рисунки двух кораблей и определите, где изображено ганзейское судно, а где каравелла. Какие мореходные качества имел каждый из кораблей?

Слева - ганзейское судно, справа - каравелла. Основное достоинство ганзейского судна - большая грузоподъемность. Каравелла, также обладая большой грузоподъемностью, имела высокую маневренность, хорошие ходовые качества и могла ходить против ветра.

Задание № 2. Подумайте, каким представляли себе мир европейцы до начала Великих географических открытий. Какие материки (их отдельные территории), а также части света они знали? Какие моря, по вашему мнению, были в большей степени освоены европейцами?

Земля представлялась плоской, омываемой одним бесконечным океаном. Как такового понятия о материках не существовало. Европейцам были знакомы Европа, часть Азии, а также север и часть западного побережья Африки. Хорошо освоены были Средиземное, Балтийское, Северное моря, а также часть Атлантического океана, омывающая Европу и Северную Африку.

Задание № 3. Заполните таблицу «Технические новшества, появившиеся к концу Средневековья».

Задание № 4. Какой знаменитый мореплаватель оставил это описание? О нем и его плавании нам известно очень много, и среди прочего два таких факта: 1. Готовясь к плаванию, он кропотливо изучил сочинение знаменитого европейского путешественника XIII века. 2. В свое путешествие он взял переводчика с арабского языка. Кто этот мореплаватель? О каком плавании идет речь? Объясните два этих факта.
«После 33 дней путешествия я привел в Индию флот, который мне любезно даровали мои покровители, король и королева. По пути я обнаружил множество островов и провозгласил их собственностью их величеств, подняв над ними королевские флаги, и нигде не встретил я сопротивления.»

Речь идет о Христофоре Колумбе и об его первой экспедиции. Задолго до экспедиции Колумб был знаком с идеей итальянского астронома и географа Тосканелли, что до Индии можно добраться более коротким путем, если плыть на Запад через Атлантический океан. Готовясь к плаванию, он изучил сочинение Марко Поло, оставившего подробное описание азиатских стран, и взял в плавание переводчика с арабского, так как в те времена арабы держали в своих руках торговлю с Индией и были осведомлены о морских путях в Индию.

ВСПОМНИМ, ЧТО УЗНАЛИ

Задание № 1. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали. 1. Родина рыцарской поэзии. 5. Архитектурный стиль XI-XII веков. 6. Средневековое учение, последователи которого искали философский камень. 9. Поэты из Прованса. 11. Художник раннего Возрождения, кисти которого принадлежат картины «Весна», «Рождение Венеры». 12. Глава университета. 13. Братья-живописцы, создавшие «Календарь герцога Беррийского». 14. Архитектурный стиль XII-XV веков. 15. Высшее учебное заведение, возникшее в Средние века. 17. Изобретатель книгопечатания. 20. Итальянский поэт, которого называют первым гуманистом. 21. Произведение Джованни Боккаччо. 22. Форма проведения занятий в средневековых университетах - обсуждение заранее сформулированных вопросов, при котором участники выдвигают свои доказательства.
По вертикали. 2. Изображения, составленные из кусочков разноцветного стекла. 3. Преподаватель университета. 4. Глава факультета. 7. Подразделение университета. 8. Рыцарские поэты из Германии. 10. Мыслители эпохи Возрождения, создавшие новое учение о человеке. 16. Рыцарские поэты из Северной Франции. 18. Странствующие школяры. 19. Буквы разборного шрифта, изобретенные Гутенбергом.

Ответы по горизонтали: 1. Прованс. 5. Романский. 6. Алхимия. 9. Трубадуры. 11. Боттичелли. 12. Ректор. 13. Лимбург. 14. Готический. 15. Университет. 17. Гутенберг. 20. Петрарка. 21. Декамерон. 22. Диспут.
Ответы по вертикали: 2. Витражи. 3. Магистр. 4. Декан. 7. Факультет. 8. Меннезингеры. 10. Гуманисты. 16. Труверы. 18. Ваганты. 19. Литеры.

Задание № 2. Каких знаменитых жителей Флоренции вы знаете?

Данте Алигьери, Джотто, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Брунеллески, Боттичелли, Козимо Медичи, Макиавелли, Савонарола и др.

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался. Кому же мы благодарны за те комфортные условия, в которых сейчас живет современное человечество?

Научные открытия 19 века: Физика и электротехника

Ключевой особенностью в развитии науки этого периода времени является широкое применение электричества во всех отраслях производства. И люди уже не могли отказаться от использования электричества, ощутив его существенные преимущества. Много научных открытий 19 века было совершено в этой области физики. В то время ученые начали плотно изучать электромагнитные волны и их влияние на различные материалы. Началось внедрение электричества в медицину.

В 19-м веке в сфере электротехники работали такие известные ученые, как француз Андре-Мари Ампер, два англичанина Майкл Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл, американцы Джозеф Генри и Томас Эдисон.

В 1831 году Майкл Фарадей заметил, что если медная проволока движется в магнитном поле, пересекая силовые линии, то в ней возникает электрический ток. Так появилось понятие электромагнитной индукции. Это открытие создало почву для изобретения электродвигателей.

В 1865 году Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Он предположил существование электромагнитных волн, посредством которых передается электрическая энергия в пространстве. В 1883 году Генрих Герц доказал существование этих волн. Он также определил, что скорость их распространения - 300 тыс. км/сек. На основе этого открытия Гульельмо Маркони и А. С. Попов создали беспроводный телеграф - радио. Это изобретение стало основой для современных технологий беспроводной передачи информации, радио и телевидения, в том числе всех видов мобильной связи, в основе работы которых лежит принцип передачи данных посредствам электромагнитных волн.

Химия

В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

Астрономия

ХІХ ст. было веком становления и стремительного развития еще одной области науки - астрофизики. Астрофизика - это раздел астрономии, который изучает свойства небесных тел. Этот термин появился в середине 60-х годов 19-го века. У истоков ее стоял немецкий профессор Лейпцигского университета астроном Иоганн Карл Фридрих Цёлльнер. Главные методы исследования, используемые в астрофизике - это фотометрия, фотография и спектральный анализ. Одним из изобретателей спектрального анализа является Кирхгоф. Он проводил первые исследования спектра Солнца. В результате этих исследований в 1859 г. ему удалось получить рисунок солнечного спектра и более точно определить химический состав Солнца.

Медицина и Биология

С приходом 19 века наука начинает развиваться с невиданной доселе скоростью. Научных открытий совершается столько, что трудно детально их отследить. Медицина и биология в этом не отстают. Самый значительный вклад в этой области сделали немецкий микробиолог Роберт Кох, французы медик Клод Берна́р и химик-микробиолог Луи Пастер.

Бернар заложил основы эндокринологии - науки о функциях и строении желез внутренней секреции. Луи Пастер стал одним из основоположников иммунологии и микробиологии. В честь этого ученого названа технология пастеризации - это способ термической обработки в основном жидких продуктов. Эта технология применяется для уничтожения вегетативных форм микроорганизмов для увеличения срока хранения пищевых продуктов, например пива и молока.

Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион. За открытие туберкулезной палочки он был награжден Нобелевской премией.

Полезная статейка:

Компьютеры

Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением. Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель, в 1804 году придумал способ программирования работы ткацкого станка. Суть изобретения состояла в том, что нитью можно было управлять, используя перфокарты с отверстиями в определенных местах, в которых предполагалось нанести нить на ткань.

Машиностроение и промышленность

Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем.

В конце 18-го столетия появились и первые токарные станки. Их разрабатывал английский механик Генри Модсли.

С помощью таких станков удалось заменить ручной труд, когда было необходимо производить обработку металла с большой точностью.

В 19 веке был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения: паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями.

Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер. Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу 19-го века это уже было 1 080 000 км.

19-й век - это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека. Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания - все эти научные открытия 19 века перевернули жизнь людей того времени.

Первый вариант проведения урока План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Формирование новых промышленных районов. Же- лезнодорожная революция. Ход урока 1. Материал о правительственном поощрении про- мышленности (протекционизме) знаком ученикам из кур- сов Новой истории 7 класса и Истории России ХVII- ХVIII вв., поэтому он требует скорее повторения и закреп- ления, нежели объяснения. 1. Что побуждало консервативные правительст- ва заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требо- вали? 2. Вспомните, что такое политика протекцио- низма. 3. Каковы были формы государственной под- держки промышленности? 4. Проводило ли английское правительство по- литику протекционизма? Объясните свое мне- ние. 5. В чем состояли положительные и отрица- тельные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? 2. Вопрос о технических изобретениях первой по- ловины XIX в. можно изучать на основе небольших сооб- щений учащихся, или чтения по группам пунктов парагра- фа «Технический переворот в текстильной промышленно- сти», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Желез- нодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изу- чении материала целесообразно обращать внимание учени- ков на иллюстрации изучаемых изобретений, которые по- мещены в учебнике. 72 Важнейшие технические изобретения XIX в. Отрасль Дата Значение промышлен- изобрете- Страна Изобретение изобретения ности ния Текстильная 1801 г. Франция Шелкоткац- Увеличение промышлен- кий станок количества ность производи- мой продук- ции 1810 г. Франция Льнопря- Увеличение дильная ма- скорости шина прядения 20-е гг. Англия Автоматиче- Увеличение XIX в. ская прядиль- скорости ная машина прядения 20-е гг. США Хлопкоочис- Увеличение XIX в. тительная производства машина хлопка-сырца Середина США Швейная ма- Облегчение XIX в. шина («Зин- процесса гер») шитья Металлурги- 1784 г. Англия Новый метод Улучшение ческая про- выплавки чу- качества ме- мышлен- гуна и желе- талла ность за - пудлин- гование Середина Англия Бессемеров- Получение из 50-х гг. ский метод чугуна ста- XIX в. переплавки ли - гибкого, чугуна в сталь твердого и прочного ма- териала Середина Франция Мартенов- Получение 60-х гг. ская печь стали не XIX в. только из чу- гуна, но и из металличе- ского лома Машино- Первая Англия Увеличение Увеличение строение полови- мощности па- производи- на XIX в. рового двига- тельности теля до не- машин в не- скольких сколько со- сотен ло- тен раз шадиных сил 73 Окончание 1839 г. Англия Паровой мо- Повышение лот качества из- делий маши- ностроитель- ной промыш- ленности Транспорт 1807 г. США Пароход Увеличение объема и скорости пе- ревозок 1814 г. Англия Паровоз Сельское хо- Вторая Англия Механиче- Данные изо- зяйство полови- ская моло- бретения бы- на тилка, паро- ли малорасп- XIX в. вой трактор ространены, поэтому су- щественной роли в сель- ском хозяйст- ве не играли После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. 1. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первы- ми в области технических изобретений. 2. Какая новая отрасль промышленности по- явилась в первой половине XIX в.? 3. Почему технические новшества в сельском хо- зяйстве появились гораздо позже, чем в промыш- ленности, и очень медленно распространялись? 3-4. Вопрос о формировании новых промышлен- ных районов и строительстве железных дорог можно изу- чать на основе информационного сообщения учителя и ра- боты с двумя картами учебника: «Промышленная револю- ция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140). Учитель говорит о том, что новой чертой развития про- мышленности в XIX в. стало формирование новых про- мышленных районов, в которых концентрировалась круп- ная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором 74 развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно со- кратило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельству- ет карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в ка- честве домашней практической работы. 1. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сде- лайте выводы. 2. Найдите на карте места добычи угля. Назо- вите города или реки, рядом с которыми они на- ходятся. 3. Какие производства расположены рядом с уг- ледобывающими? Случайно ли это? 4. Почему многие предприятия расположены рядом с реками? 5. В каких странах больше всего промышлен- ных предприятий? Объясните почему. 6. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предполо- жите почему. 7. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы коли- чество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между про- мышленным развитием и строительством желез- ных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт. На этапе обобщения материала урока учитель предлага- ет ученикам сформулировать новые черты в развитии про- мышленности XIX в. Учащиеся под руководством учителя формулируют следующие положения: 1) появление новой отрасли промышленности - маши- ностроения; 2) формирование новых промышленных районов; 3) революция на транспорте (строительство железных дорог). Второй вариант проведения урока В сильном классе урок проводится в форме лаборатор- но-практического занятия. Опережающее домашнее задание. Класс делит- ся на четыре группы, каждая из которых будет представ- 75 лять одну из стран: Великобританию, Францию, Герма- нию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания: а) от имени правительства страны подготовить выступ- ление о политике в отношении промышленности; б) отдельные учащиеся готовят сообщения о техниче- ских изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении. План урока 1. Правительственная политика поощрения промыш- ленности. 2. Технические изобретения. 3. Развитие основных отраслей промышленности. 4. Железнодорожная революция. Ход урока 1. Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы. Материалы для учащихся В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Прави- тельство не могло игнорировать развернувшуюся кампа- нию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комис- сия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся тамо- женными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса, т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В ре- зультате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигацион- ные акты, защищавшие британский торговый флот от ино- странной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли. Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные до- роги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихо- океанское и атлантическое побережья. В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможен- ный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Та- моженный союз охватывал практически все земли Герма- нии, за исключением Австрии. Требуя единых таможен- ных правил и решений, он обеспечивал своим членам 76 невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот. Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих прави- тельственную политику: для Германии - документ и во- прос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Фран- ции - документ и задание к нему на с. 163. Представитель каждой группы сообщает классу о резуль- татах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в облас- ти поощрения промышленности. 2. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были пред- ставлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся пред- ставляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важ- нейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказы- вает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. 3. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учеб- нике на с. 167. 1. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каж- дой отрасли. 2. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными по- казателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравне- нию с другими. Определите причины таких по- казателей. Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о разви- тии этой страны. Общие данные о развитии промышленности США Почти во всех частях страны, в особенности на Атлан- тическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен- 77 ных целей. Создание гидравлических машин, стационар- ных и подвижных паровых двигателей и разных механиз- мов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных пе- чах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроитель- ных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые круп- ные поставщики, но по темпу развития в южных и запад- ных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные шта- ты - 387% и западные - 127%. Первое место по стоимости продукции и величине вло- женного капитала занимает хлопчатобумажная промыш- ленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. 1. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция ма- шиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? 2. Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они бы- ли выше всего? Как вы думаете, какая промыш- ленность была особенно развита в южных штатах? 4. Последний этап урока посвящен изучению сис- темы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с кар- той «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и стати- стической таблицей «Протяженность железных дорог в от- дельно взятых странах» (с. 168). 1. Изучите статистические данные о протяжен- ности железных дорог в вашей стране. Подсчи- тайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог бы- ло наиболее интенсивным? 2. Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полу- ченные в вашей стране, с аналогичными показа- телями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодо- рожного строительства можно только при соот- несении данных о протяженности дорог с разме- рами территории страны. 78 На завершающем этапе урока подводятся итоги про- мышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономиче- ском положении государства, выясняются причины подоб- ного положения. Урок 16. Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Технические изобретения XIX в. Акционерные об- щества. Заводы. Товарные и фондовые биржи. Классы бур- жуазии и наемных рабочих. Основные факты и понятия. Крупная машинная индустрия. Товарищество с ограниченной ответственностью членов. Фондовый рынок. Промышленный кредит. Универ сальные магазины. Промышленная буржуазия. Индустриаль ное общество. План урока 1. Источники финансирования промышленных пред- приятий. 2. Новые формы продажи товаров. 3. Рождение индустриального общества. Ход урока 1. Из курса Новой истории 7 класса учащиеся немно- го знакомы с понятием «акционерное общество», а также зна- ют о роли торгового капитала в экономике XVI-XVIII вв., поэтому урок целесообразно начать с повторительной беседы. 1. На прошлом уроке мы выяснили, что такое промышленная революция. Дайте определение этому понятию. 2. Изменения в технике и технологии производ- ства, связанные с применением машин, привели к необходимости увеличивать производство, на что нужны были средства. Как вы думаете, где их можно было взять в XIX в.? Назовите как можно больше источников возможного финансирования. В результате обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют следующие возможные источники финансирования: 1) привлечение компаньонов (совладельцев), которые вкладывали деньги в производство; 2) продажа акций; 3) получение кредита у государства; 4) получение кредита у банков. 79 Можно выполнить задание 10 на с. 50 в рабочей тетради. В процессе беседы целесообразно обсудить следующие вопросы: 1. Порассуждайте, какие из названных источ- ников финансирования были реальными, а ка- кие - нет. 2. Как стали называться предприятия, хозяева- ми которых были владельцы акций? 3. Вы изучали протекционистскую политику правительств европейских государств. Подумай- те, могло ли государство финансировать про- мышленные предприятия. 4. Выгодно ли было старым банкирским дина- стиям, специализировавшимся на торговле, фи- нансировать промышленные предприятия? 2. Далее учитель рассказывает о новых формах знакомства с промышленными товарами и их покупки. Учащимся будет интересно узнать о промышленных вы- ставках и новых универсальных магазинах. Можно исполь- зовать описание универсального магазина из романа Э. Зо- ля «Дамское счастье», предложенное в задании 13 на с. 50-51 в рабочей тетради. По ходу рассказа учащимся могут быть предложены во- просы: 1. Для чего устраивали всемирные выставки? Почему их проводили так часто (1851 г., 1853 г., 1854 г., 1855 г.)? 2. Известно, что за полгода всемирной выстав- ки в Лондоне ее посетило более 6 млн человек. Как вы думаете, это много или мало? О чем гово- рит эта цифра? 3. Почему именно в середине XIX в. стали по- являться универсальные магазины, а старые формы торговли уже не годились? При наличии времени можно выполнить задание 17 на с. 52 в рабочей тетради. 3. На последнем этапе урока изучаются изменения в структуре общества. Рекомендуем два варианта изучения вопроса. Первый вариант Учащимся предлагается вспомнить основные сословия и классы европейского общества XVI-XVIII вв. На основе чтения пункта «Рождение индустриального общества» уче- никам предстоит определить основные социальные группы и классы общества в XIX в. и сделать выводы о произошед- ших изменениях. 80 1. Расставьте перечисленные ниже основные со- словия и классы европейского общества по их значимости в XVI-XVIII вв.: дворяне-землевла- дельцы, «новые дворяне», купцы и судовладель- цы, владельцы мануфактур, фермеры, крестья- не, рабочие. 2. Прочитайте в учебнике пункт «Рождение ин- дустриального общества», вспомните измене- ния, произошедшие в общественных отношени- ях в деревне (см. § 13). Выпишите социальные группы европейского общества XIX в. Определи- те изменения, произошедшие в социальной структуре. Второй вариант Учитель на основе собственных рассуждений или работы учащихся с пунктом учебника «Рождение индустриально- го общества» предлагает заполнить таблицу в задании 19 на с. 53 рабочей тетради. По окончании любого из вариантов работы ее результа- ты обсуждаются в классе. Учащиеся формулируют понятие индустриального общества и его основные отличия от об- щества предшествующих столетий. В данном параграфе множество новых терминов и поня- тий, поэтому целесообразно предложить ученикам задания на их отработку. 1. Самостоятельно составьте тестовое задание на соотнесение термина и его определения. 2. Составьте описание понятия через конкрет- ные факты. Данные задания можно использовать на следующем уроке как основу для проверки знаний учеников. Урок 17. Последствия промышленной революции Внутрипредметные связи. Промышленная рево- люция. Ремесленники и торговцы. Класс наемных ра- бочих. Основные факты и понятия. Социальный во- прос. Тяжелые условия труда рабочих. Демографический взрыв. Эмиграция. Урбанизация. План урока 1. Суть социального вопроса и причины его возникно- вения в XIX в. 2. Усиление эмиграции. 3. Урбанизация. 81