Последние статьи
Домой / Регистрация фирмы / Правовой статус контрагента по договору. Аналитика публикации. Нарушение императивных норм законодательства

Правовой статус контрагента по договору. Аналитика публикации. Нарушение императивных норм законодательства

Путь: главное меню Справочники > подменю Контрагенты > кнопка

Создайте контрагента в системе, задайте ему необходимые реквизиты:

  • Вид лица - Выберите физическое или юридическое лицо.
  • Форма собственности - Укажите форму собственности юридического лица: ИП, ООО, ЗАО и т.д.
  • Наименование - Наименование контрагента указывается без кавычек и без приставки: ООО, ЗАО и т.д.
  • Полное наименование - Заполняется автоматически.
  • Галочки покупатель , поставщик , конкурент , партнер - Отметьте пункты, соответствующие данному контрагенту.

6.2. Укажите статус контрагента

Статус контрагента выбирается в правом верхнем углу окна. В зависимости от того, какой статус присвоен контрагенту в общем списке, у него будет окрашенная в соответствующий цвет пометка о его важности для вашей компании:

  • Статусы контрагента - Важный, Не работаем, Постоянный, Потенциальный.
  • Так же вы сами можете добавить дополнительные статусы соответствующие вашим пожеланиям нажав на кнопку "Добавить "

6.3. Закладка "Реквизиты"

Закладка «Реквизиты»:

  • ИНН - Идентификационный номер налогоплательщика (для ИП - 12 цифр, для ООО - 10 цифр).
  • КПП - Код причины постановки на учет (9 цифр).
  • ОГРН - Основной государственный регистрационный номер (13 цифр).
  • ОКПО - Общероссийский Классификатор Предприятий и Организаций (8-9 цифр).
  • Юридический и Фактический адрес - Указывается в формате: индекс, область или край, район, город, улица, дом, корпус (строение), квартира, офис.
  • Контактный телефон - Телефон контрагента.

6.4. Закладка "Расчетные счета"

Не закрывая окно добавления контрагента, перейдите в закладку "Расчетные счета". После нажатия кнопки система предложит сохранить контрагента нажмите "Да ".

  • Наименование счета - По умолчанию заполнится названием банка после ввода БИК, можно ввести собственное название расчетного счета (так будет отображаться расчетный счет контрагента в списках).
  • Номер счета - Введите номер расчётного счёта.
  • БИК банка - Банковский идентификационный код (после заполнения нажмите «Поиск банка» - название банка подставится автоматически).

6.5. Закладка "Договоры"

Закладка «Договоры»:

  • Галочка «Договор предоставлен контрагентом » - Если пункт отмечен галочкой, это означает, что договор предоставлен контрагентом, если пункт не отмечен, это значит, что договор предоставлен организацией.
  • Номер - Исходящие договоры нумеруются вручную или автоматически.
  • Дата начала - Дата начала действия договора в формате дд.мм.гггг.
  • Дата окончания - Дата окончания договора в формате дд.мм.гггг.
  • Типы цен - Выберите тип цен (колонку прайс-листа), который будет автоматически подставляться в исходящих и входящих документах.
  • Макс. долг - Укажите максимальную сумму долга. После превышения контрагентом этой суммы создание новых документов (счетов, заказов и пр.) будет запрещено.
  • Галочки Основной , Подписан - Ставятся по логике договора.
  • Организация - Если у вас несколько собственных организаций (юридических лиц), в этом выпадающем списке выберите необходимую организацию.

6.6. Закладка "Контактная информация"

Закладка «Контактная информация»

  • Тип - Выберите тип контактной информации контрагента (телефон, Skype, адрес, email).
  • Значение
  • Примечание - Здесь можно оставить примечание, относящееся к данному типу контактной информации, например: "звонить в рабочее время с 9 до 18".

Из данного раздела берутся телефонные номера для отправки SMS-сообщений.

6.7. Закладка "Контактные лица"

Этот раздел не является обязательным, но помните, чем больше у вас информации о клиенте, тем больше у вас возможностей с ним успешно работать.

  • Фамилия , Имя , Отчество - Укажите ФИО контактного лица контрагента.
  • Пол - Выберите: Мужской/ Женский.
  • Дата рождения - Указывается в формате дд.мм.гггг.
  • Должность - Должность контактного лица.
  • Галочка «Основное контактное лицо » - Данный пункт означает, что этот сотрудник является основным контактным лицом у данного контрагента.


Закладка «Контактная информация»:

  • Тип - Выберите тип контактной информации (телефон, Skype, адрес, email).
  • Значение - Числовое или буквенное значение выбранного типа контакта.
  • Примечание - Здесь можно оставить примечание, например: "домашний телефон".


Закладка «Удостоверяющий документ»:

  • Тип документа - Выберите из списка или добавьте новый, нажав на ссылку "Добавить" в выпадающем списке.
  • Серия - Укажите серию документа.
  • Номер - Укажите номер документа.
  • Кем выдан - Укажите государственный орган или организацию, выдавшую документ.
  • Когда выдан - Укажите дату выдачи документа в формате дд.мм.гггг.
  • Примечание - Здесь можно оставить примечание, относящееся к данному удостоверяющему документу.

К вопросу о заключении договоров с контрагентами, наделенными публично-правовым статусом.

С появлением в России частной собственности очевидным стало увеличение гражданского оборота, а как следствие появление большого массива правоотношений, построенных на диспозитивных началах. При этом в соответствии с действующим законодательством в роли контрагентов могут выступать не только граждане и юридические лица, но и государственные органы, органы субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На наш взгляд, на сегодняшний день в гражданско-правовых отношениях ярко выраженной является тенденция «размывания» различий между правовым статусом органов государственной власти и статусом юридических лиц. По мнению некоторых ученых юристов, органы государственной власти пытаются достичь большей экономической свободы, которую им может предоставить обретение статуса юридического лица1.

С одной стороны, ст.124 Гражданского кодекса РФ устанавливает равноправие всех субъектов гражданско-правовых отношений.

С другой стороны, государственные органы и органы местного самоуправления, в силу своего предназначения и публично-правового статуса, наделены особыми правами обязанностями и призваны выполнять ряд функций по защите общественных интересов.

На первый взгляд может показаться, что во исполнение п.4 ст.4 ФЗ «О государственной гражданской службе»2, провозглашающей принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих, у граждан не должно возникать правовых проблем при заключении договоров с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Однако, на практике на стадии заключения договоров зачастую происходит нарушение указанных выше принципов со стороны субъектов, наделенных публичным статусом.

В качестве примера можно привести заключение в 1997 году между гражданином А. и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары договора аренды земельного участка с правом выкупа в собственность на основании Постановления главы города Самары от 15.04.1996 года № 421 «О предоставлении в аренду, пожизненное наследуемое владение земельных участков гражданам после совершения сделок»3.

В июне 2010 года арендатором был отправлен запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, которое является правопреемником Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары в области распоряжения землями, предназначенными для индивидуального жилищного строительства, о предоставлении указанного земельного участка в собственность за выкуп на основании ст. 624 ГК РФ, п. 8 ст. 22 ЗК РФ4.

Ответом на поданное заявление Министерство строительства и ЖКХ отказало гражданину А. в выкупе. Министерством был сделан вывод о том, что договор в части выкупа не может считаться заключенным, так как договор не содержит цены земельного участка, которая является существенным условием договора купли-продажи.

Таким образом, в настоящий момент сложилась ситуация при которой арендатор лишен возможности полной реализации своих прав, вытекающих из договора, на которые он разумно рассчитывал при его заключении.

Действительно, по действующему законодательству цена является существенным условием договора купли-продажи, а договор аренды с правом выкупа в собственность земельного участка можно считать «смешанным». Однако, в силу публичности статуса одной из сторон, у арендатора и арендодателя имелась и имеется возможность установления цены земельного участка на основании действующего законодательства (например, на основании Постановления Правительства «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. N 319, Постановления губернатора Самарской области от 13 мая 1997 г. N 136, Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 06.03.2002 N 568-р, в которых представлена формула расчета рыночной стоимости земельных участков населенных пунктов с использованием данных о размере арендной платы и мн.др.).

Ссылаясь на п.1 ст.624 ГК РФ, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства игнорируется смысл ч.2. этой же статьи, которая предусматривает возможность заключения дополнительного соглашения об установлении цены к договору или заключения договора о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.

Таким образом, Министерство строительства и ЖКХ своим отказом в выкупе земельного участка на основании того, что договор в части права выкупа является недействующим, фактически отказалось от исполнения функций правопреемника Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Самары, которым был заключен договор с отметкой о возможности осуществления арендатором выкупа земельного участка. Это, на наш взгляд, создает порочную практику безнаказанного нарушения условий гражданско-правового договора со стороны субъектов, наделенных властными полномочиями. Для государственных служащих создана возможность некорректного составления договоров с целью их последующего вольного толкования.

На основании рассмотренного выше примера можно сделать вывод о том, что в современной юридической практике государственными органами и органами местного самоуправления допускаются ошибки в составлении типовых форм договоров, предназначенных для последующего заключения с гражданами. Поэтому, вне зависимости от статуса выбранного контрагента, перед вступлением в договорные отношения следует обращаться за юридической помощью для правового анализа договоров и юридического сопровождения их заключения. Это поможет предотвратить неблагоприятные последствия и ущемление интересов граждан.

Поделиться

Вконтакте

Одноклассники

41. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНТРАГЕНТА ПО СДЕЛКЕ

Контрагент – это сторона любого коммерческого договора. В качестве контрагента могут выступать юридическое лицо (полное товарищество, товарищество на вере, унитарное предприятие, производственный кооператив, ООО, ЗАО, ОАО) либо индивидуальный предприниматель, которые устанавливаются по государственным регистрационным документам и при необходимости дополнительно по подтверждениям о факте регистрации и внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Представитель в договоре должен иметь документальные полномочия от контрагента, которого он представляет.

Представителем контрагента в договоре может быть:

Юридическое лицо (полное товарищество, товарищество на вере, унитарное предприятие, производственный кооператив, ООО, ЗАО, ОАО);

Индивидуальный предприниматель;

Физическое лицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Представитель контрагента в случаях, установленных в законах, действует без доверенности, а в иных случаях – по доверенности.

Доверителями в коммерческой деятельности могут быть:

1) руководители коммерческих организаций, указанные в таблице, действующие от имени этих организаций;

2) индивидуальный предприниматель.

Все иные лица должны подтверждать выданные им полномочия представителя доверенностью.

Доверенность – односторонний документ, подписанный одним лицом – доверителем и выданный поверенному. Доверенность должна быть надлежаще оформлена и содержать:

Дату выдачи (если нет даты, то доверенность ничтожна) и срок действия (если срок не установлен, то доверенность действует до трех лет);

Точный и исчерпывающий перечень действий, порученных представителю;

Подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя;

Печать организации или индивидуального предпринимателя.

Дополнительными документами, подтверждающими полномочия представителя, могут быть:

Для представителя – работника фирмы – трудовой договор представителя с фирмой, которую он представляет, Трудовой кодекс РФ (ТК);

Для представителя – партнера фирмы – гражданско-правовые договоры между представителем и фирмой, которую он представляет: поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление, оказание услуг (ГК). В качестве представителя выступает поверенный, комиссионер, агент, доверительный управляющий, исполнитель.

Выбор партнера - очень важная составляющая договорной работы, от которой зависит уплата налогов. Многое определяет то, кто является партнером: резидент или нерезидент; резидент, пользующийся льготами НДС, или резидент, продукция, работы, услуги которого облагаются НДС; нерезидент из стран СНГ или дальнего зарубежья; нерезидент, со страной которого подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, или нерезидент страны, с которой такого соглашения нет; нерезидент, зарегистрированный в налоговых органах России, или нерезидент, не ставший на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика; юридическое лицо или физическое лицо.

Так, если индивидуальный предприниматель оказывает бытовые услуги физическим лицам, его деятельность переводится на ЕНВД, если оказывает бытовые услуги организациям, то нужно применять другой режим налогообложения.

Определение статуса контрагента по договору влияет на правильную организацию налогового и бухгалтерского учета. Из текста договора должно ясно следовать, кто является стороной в договоре (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица, предприниматель, гражданин, иностранное юридическое лицо и т.д.).

Рассмотрим, как определяются права и обязанности по договору, каковы налоговые последствия в зависимости от того, кто является стороной по договору на примере трудового договора и договора подряда.

1. Работодатель может заключить как трудовой договор, так и договор подряда. Налоговые последствия для сторон в этом случае будут разными.

Налогообложение вознаграждений по договору подряда. Порядок налогообложения вознаграждений по договору подряда зависит от того, является ли человек, который работает по такому договору, индивидуальным предпринимателем или нет.

Если работник - индивидуальный предприниматель, то все налоги он обязан начислять и уплачивать за себя сам, организация этого делать не должна. Если же работник не является предпринимателем, то его вознаграждение по гражданско-правовому договору облагается: НДФЛ; ЕСН (в том числе взносами на обязательное пенсионное страхование), за исключением той его части, которая перечисляется в ФСС; взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такое страхование предусмотрено в договоре.

С вознаграждений по гражданско-правовым договорам предприятие должно удержать НДФЛ по ставке 13%, при этом сумма вознаграждения не уменьшается на стандартные налоговые вычеты. Эти вычеты работник может получить в своей налоговой инспекции при подаче декларации о доходах за год, кроме имущественного вычета, который с 1 января 2005 г. может предоставлять и работодатель после проверки налоговыми органами документов на приобретение, строительство жилья.

Сумму вознаграждения можно уменьшить на профессиональные налоговые вычеты, это сумма всех документально подтвержденных затрат, которые сделал работник по гражданско-правовому договору. Для того чтобы получить такой вычет, работник должен написать заявление.

Единый социальный налог. Если вознаграждение, которое организация выплатила по гражданско-правовому договору, не уменьшает ее прибыль, то и ЕСН начислять не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ). И наоборот, если расходы на выплату вознаграждения учитываются при расчете налога на прибыль, то начислить ЕСН необходимо.

В соответствии с п. 5 ст. 237 НК РФ сумму вознаграждения по авторским договорам, облагаемую ЕСН, можно уменьшить на все документально подтвержденные расходы на их исполнение. Если эти расходы нельзя подтвердить документами, то сумму вознаграждения можно уменьшить только на определенный процент.

На основании п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждения по гражданско-правовым договорам не облагаются ЕСН в части, перечисляемой в ФСС в отличие от трудового договора. Именно из-за экономии на этом налоге и предпочитают в предпринимательской деятельности договор подряда.

Взносы на страхование от несчастных случаев. Страховые взносы от несчастных случаев следует начислять, если это предусмотрено в самом гражданско-правовом договоре по ставкам, которые применяет организация для своих штатных сотрудников. Если договор не предусматривает такого страхования, то начислять взносы не нужно (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Вышеприведенный пример наглядно показывает, что налоговые обязательства возникают в зависимости от того, какой договор заключен и с кем, в связи с этим необходимо четко разграничивать трудовой договор и смежные с ним гражданско-правовые договоры. Данную проблему необходимо решать на месте путем тщательного анализа реальных взаимоотношений сторон, складывающихся в ходе выполнения работ, которые должны быть отражены в таких договорах. Рассмотренные отличительные признаки следует применять в совокупности, что позволит даже в сложных, сомнительных случаях провести разграничение указанных договоров 93 . С точки зрения работодателя выгоднее заключать гражданско-правовые договоры, однако если отношения носят систематический характер, работник может в судебном порядке признать их трудовыми со всеми вытекающими для работодателя в этом случае последствиями.

Не исключена попытка налоговых органов доказать, что фактически с работником установлены трудовые отношения. Так, если штатным расписанием предусмотрена та или иная должность, то работника на эту должность нужно брать только по трудовому договору, в противном случае существует большая вероятность того, что договор будет переквалифицирован налоговой инспекцией в трудовой договор, а это повлечет за собой доначисление ЕСН, пеней, штрафов в части сумм, относящихся в ФСС.

Если организация использует гражданско-трудовой договор вместо трудового в схеме по налоговой минимизации, следует помнить, что, по мнению Минфина России, оплата услуг по гражданско-правовому договору с предпринимателем, состоящим в штате организации и фактически выполняющим по договору свои трудовые обязанности, производится только за счет чистой прибыли (Письмо Минфина России от 10 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/227).

2. Если организация заключает договор со своим руководителем (учредителем), возможны следующие последствия. Нередко организации берут займы у своего руководителя (директора), арендуют у него автомобиль для служебных поездок и т.п. При этом организация несет расходы в виде выплаченных директору процентов по долговым обязательствам, арендной плате и т.п.

К таким сделкам налоговые органы относятся особенно внимательно, подозревая, что за ними иногда нет никакой реальной деятельности. Действительно, такие сделки часто заключаются для того, чтобы уменьшить ЕСН с заработной платы директору, - выплата зарплаты заменяется уплатой вознаграждений по гражданско-правовым договорам.

Выплаты по сделкам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не признаются объектом налогообложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Затраты по указанным сделкам налоговые органы исключают из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации. Аргументы обычно приводятся следующие. В соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель организации не может совершать сделки от имени этой организации в отношении себя лично. В п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. № 33 указано, что генеральный директор - это представитель фирмы. Поэтому заключать договор от ее имени с собой как гражданином он не может. Аналогичной позиции придерживаются и федеральные арбитражные суды (например, постановление ФАС ЗСО от 15 января 2004 г. № Ф04/191-2632/А27-2003, ФАС СЗО от 3 февраля 2004 г. № А05-5058/03-279/22). Следовательно, указанные сделки с директором являются недействительными (ничтожными) на основании ст. 168 НК РФ, как не соответствующие закону. Ничтожные договоры не могут быть признаны надлежащим документальным подтверждением осуществленных расходов. Поэтому в отношении затрат по этим договорам не выполняются требования п. 1 ст. 252 НК РФ, обязательные для признания затрат в составе расходов при исчислении налога на прибыль. На основании п. 49 ст. 270 НК РФ указанные затраты не подлежат включению в состав расходов.

Безусловно, такая позиция налоговых органов, не является бесспорной. Вместе с тем нельзя недооценивать приведенные аргументы, и существует вероятность того, что суды в данном случае поддержат позицию налоговых органов.

3. В некоторых публикациях предлагают заключать договоры с директором другому должностному лицу организации по выписанной на его имя доверенности. Однако такой способ нельзя назвать выходом из ситуации, ведь в этом случае должностное лицо хотя и по доверенности, но действует от имени организации, и получается, что директор опять-таки совершает сделку с самой организацией, представителем которой является. Аналогичный вывод сделан и в упомянутых выше решениях федеральных арбитражных судов.

Исходя из указанных особенностей налогово-правового статуса и указанных выше особенностей возможного партнера, можно провести экономический анализ планируемой сделки. Если организация арендует имущество у физического лица, то ей придется удерживать НДФЛ с арендной платы. Уклониться от такой обязанности не получится, даже если в договоре будет прописано, что налог исчисляет и уплачивает арендодатель. Так, по одному из дел, ставшему предметом судебного разбирательства, организация арендовала у гражданина помещение, договорившись, что НДФЛ он будет вносить в бюджет сам. В ходе выездной налоговой проверки налоговые органы вменили как правонарушение следующий факт: организация НДФЛ не исчисляла и не удерживала, за что и была привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ). Добровольно компания штраф не заплатила, поэтому ревизоры обратились в суд, где и получили поддержку. Арбитры указали, что попытка фирмы переложить исчисление и уплату НДФЛ на физическое лицо противоречит п. 1 ст. 226 НК РФ, обязывающему организации удерживать налог с выплат физическим лицам, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

4. Рассмотрим налоговые риски, когда фирма начисляет лишь небольшую часть зарплаты, а большую часть выплат производит по гражданско-правовым договорам. За счет этого фирма экономит на ЕСН в части взносов в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ). Само по себе заключение договоров подряда со штатными сотрудниками налоговые органы расценивают как схему ухода от налогов (Письмо УФНС РФ по г. Москва от 5 апреля 2005 г. № 21-08/22742).

Экономия налогов с помощью гражданско-правовых договоров со штатными сотрудниками возможна только в том случае, если фирма учитывает подрядные выплаты при налогообложении прибыли. Однако вопрос о том, можно ли это делать, спорный. Дело в том, что п. 21 ст. 255 НК РФ напрямую разрешает включать в налоговые расходы выплаты только по тем гражданско-правовым договорам, которые заключены с внештатными работниками. Кроме того, п. 21 ст. 270 НК РФ запрещает включать в расходы выплаты работникам, не указанные в трудовых или коллективных договорах.

Поэтому налоговые инспекторы могут посчитать, что начисления по договорам подряда со «штатниками» налогооблагаемую прибыль уменьшать не должны. Тем более что в письме от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/382 сотрудники Минфина России пришли именно к такому мнению. Оспорить же его будет достаточно сложно. Ведь примеров подобных споров в арбитражной практике пока нет.

Компании, которые работают с убытками, могут использовать схему, не учитывая выплаты по договорам подряда в налоговых расходах фирмы. В этом случае спорить с инспекторами при проверках налога на прибыль не придется. При этом фирма получит возможность сэкономить на всей сумме ЕСН, а не только на взносах в соцстрах (п. 3 ст. 236 НКРФ). Естественно, при условии, что в работе сотрудников по гражданско-правовым договорам инспекторы не смогут углядеть признаков трудовых отношений (правила оформления договоров подряда описаны в «мерах безопасности» для предыдущего способа).

5. Изучение данных о сторонах договора представляет интерес прежде всего для оптимизации таких налогов, как НДС и акцизы 94 :

Ведь именно в части исчисления и уплаты этих косвенных налогов предусмотрен механизм применения вычетов на суммы налога, уплаченные ранее контрагентам. Отсутствие у контрагента - получателя платежа обязанности по уплате налога лишает сторону, осуществляющую платеж по договору, оснований для применения налоговых вычетов.

Однако заключение соглашения с компанией, освобожденной от уплаты НДС, не является для организации - плательщика НДС заведомо невыгодным. Просто здесь необходимо применять иные схемы оптимизации, отличные от тех, которые используются в сделках между участниками - плательщиками НДС. Вышеизложенное уже позволяет сказать, что экономико-правой анализ договора следует начинать с анализа налогово-правового статуса контрагента. Например, если в сделке участвует общественная организация инвалидов, важно, чтобы ее кредиторами были лица, также освобожденные от уплаты НДС. Иначе кредитор при получении платежей за реализованные товары (работы, услуги) будет нести расходы по уплате НДС без права применения вычетов, поскольку отсутствует факт уплаты этого налога другому плательщику НДС.

Аналогичная ситуация и при совершении операций, в результате которых возникает объект налогообложения акцизами. Налогоплательщик не сможет применить вычеты по налогу, если получатель платежа не имеет свидетельства, например, на осуществление операций с нефтепродуктами.

Информацию о предполагаемом контрагенте необходимо анализировать именно до заключения договора. Когда сделка совершена и ничего изменить уже нельзя, у налогоплательщика практически не остается времени для маневра.

Как уже было сказано, определение статуса контрагента по договору также обусловлено необходимостью выяснения наличия обязанности по удержанию налогов у источника выплаты 95 . Российское налоговое законодательство предусматривает три случая, когда возникает обязанность по удержанию налогов:

1. Налог на доходы при выплате дохода физическим лицам.

В этом случае необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, если договор заключается с физическим лицом-предпринимателем, то у предприятия не возникает обязанности по удержанию налога на доходы, поскольку согласно ст. 226 НК РФ для исключения повторного налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, а также лиц, уплачивающих налог в аналогичном порядке, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. При этом указанные лица должны предъявить свидетельства о государственной регистрации и документ, свидетельствующий о том, что данное лицо стоит на налоговом учете. Для избежания конфликтных ситуаций с налоговыми органами рекомендуется к договору приложить копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, а также свидетельство о его постановке на учет в налоговом органе.

Второй момент - выплата дохода нерезидентам-физическим лицам, т.е. лицам, не имеющим постоянного местожительства на территории Российской Федерации. Выяснение статуса физического лица в данном случае необходимо для того, чтобы установить порядок налогообложения полученного физическим лицом дохода: в случае если физическое лицо не имеет постоянного места жительства в Российской Федерации, то выплаченный доход подлежит обложению по ставке 30% (если иное не предусмотрено международными соглашениями по вопросам налогообложения).

2. Налог на прибыль при выплате дохода иностранным юридическим лицам. При определении статуса иностранного юридического лица как возможного контрагента и решении вопроса о необходимости удержания налога на прибыль необходимо установить прежде всего вид выплачиваемого дохода. Это обусловлено тем, что различные виды доходов, полученных иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль (соответственно удерживаются российскими предприятиями) по разным ставкам. Так, в соответствии со ст. 284 гл. 25 НК РФ доходы от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями облагаются по ставке 15%, а доходы от использования авторских прав, лицензий, от аренды и по другим видам доходов, источник которых находится на территории Российской Федерации, - по ставке 20%.

3. НДС при выплате дохода иностранным юридическим лицам.

Возможность возникновения обязанности по удержанию НДС при заключении договора с иностранным юридическим лицом также обуславливает появление ряда моментов, на которые необходимо обратить внимание. Следует установить факт постановки (непостановки) на учет в налоговом органом на территории Российской Федерации иностранного юридического лица, так как, если иностранное лицо зарегистрировано в налоговых органах, то обязанность по удержанию НДС у российского предприятия отсутствует. Напротив, в случае если иностранный контрагент не зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве налогоплательщика, то у российского предприятия возникает обязанность по удержанию НДС с выплаченных по договору сумм. Следовательно, для того чтобы исключить возможные конфликты с налоговыми органами, российскому предприятию рекомендуется запросить у своего потенциального партнера документ о постановке (регистрации) на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС.

Итак, покупая товар у иностранной фирмы, которая не состоит на учете в Российской Федерации, организация должна удержать из уплачиваемой суммы НДС и перечислить его в бюджет. Таково требование п. 1 ст. 161 НК РФ. Начиная с 2006 г. обязанности налоговых агентов возлагаются и на посредников, которые продают в Российской Федерации товары таких иностранных компаний. Данная норма прописана в п. 5 ст. 161 НК РФ.

Причем посредники налог из дохода иностранной фирмы удерживать не будут. Они должны начислять НДС сверх цены товара, которую установил зарубежный партнер. К вычету этот налог посредник не принимает (п. 3 ст. 171 НКРФ). Это право предоставлено покупателю. Для этого посредник должен выставить покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Если вторая сторона по сделке освобождена от уплаты НДС или применяет один из спецрежимов, следует просчитать финансовые и налоговые последствия сделки. В такой ситуации всю стоимость товара или услуги налогоплательщику придется списать на затраты.

При прочих равных условиях сумма налога на прибыль в этом случае будет меньше. Но обычно это снижение не компенсирует ущерб от потери права на вычет по НДС. И если налогоплательщик все-таки заинтересован в сделке, то с целью минимизировать налоги следует убедить партнера снизить цену.

Таким образом, от того, кто является партнером по сделке, зарегистрирован ли он в налоговом органе, зависит: учтет ли налоговая инспекция расходы по сделке; обязанность по удержанию налога у стороны по сделке; возможность зачета НДС и ряд иных обстоятельств.

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.