Домой / Строительство и ремонт / Тайна кор-кечу. "Снова М52" или Путешествие из Новосибирска в Горный Алтай на Toyota Corona «бочка Кардон кур кечу

Тайна кор-кечу. "Снова М52" или Путешествие из Новосибирска в Горный Алтай на Toyota Corona «бочка Кардон кур кечу


Бом – это высокая отвесная скала, утес, обрывающийся к руслу реки или к дороге. Бомы обычны на дорогах Горного Алтая, ранее же они были подчас непреодолимым препятствием для путников. Особенно много эффектных бомов расположено вдоль Чуйского тракта, рек Катуни и Чуи.

Бомы на Чуйском Тракте (Малый Яломан)

Если не сворачивать к кордону Кур-Кечу, а ехать дальше, то слож­но представить, что Катунь течет в глубоком ущелье, сформированном ею в террасе. По этой террасе мы сейчас и едем, Катунь же находит­ся в восточной стороне, у скали­стых гор. На 682-м км она внезапно открывается, оставленная нами еще в Усть-Семе. Над ней возвышается бом Кур-Кечу («гибельная перепра­ва» или «старая переправа») - это огромные отвесные скалы-утесы, нависающие над дорогой и рекой.

Бом Иту-кая

Череда бомов тянется до села Малый Яломан. По обеим сторонам Катуни находятся два огромных выступа, на которых видны следы приспо­соблений для переправы. Чуйский тракт проходит здесь по узкой полочке выдолбленного в скалах карниза. Заключенные 7-го отде­ления Сиблага вели работу по про­биванию гор и неприступных скал для постройки трассы. За Кур-Кечу тракт проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. На 687-м км, справа над дорогой, нависает песчаная стена - свидетель прошлых геологических катаклизмов. У бома Айры-Таш (693 км) тракт входит в каменные ворота - узкое ущелье, где может проехать лишь одна машина. Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бушует Катунь. Со всех сто­рон дорогу окружают пустынные скалы. На 692-м км находится устье реки Большой Яломан - левого при­тока Катуни.

Бом Иту-кая

Пожалуй, одним из сложных участков этой трассы является бом Кор-Кечу, находящийся в 8 км от села Купчегень.На данном участке Чуйского тракта череда бомов тянется до села Малый Яломан, где трасса проходит по узкой полочке выдолбленного в скалах карниза.

В приустьевой части реки Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки Яломанского городища-крепости, датируемого VIII–XI вв. Сегодня в этих местах можно разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.

Бом Иту-кая

За Кор-Кечу Чуйский тракт проходит вдоль других бомов: Уркош, Кынырар, Айры-Таш, Яломан. У бома Айры-Таш тракт входит в каменные ворота – узкое ущелье. Вплоть до Малого Яломана тракт проходит высоко над обрывом, под которым внизу бушует Катунь. Ранее у бома Кор-Кечу существовала канатная переправа. Примечательны эти места и археологическими памятниками.

Бом Иту-кая

В приустьевой части р. Большой Яломан, на вершине речной террасы находятся остатки Яломанского городища-крепости, датируемого 8-11 вв. И сегодня можно разглядеть остатки более 80 жилищ, точнее каменные кладки основания построек. Ученые утверждают, что на этом месте был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.

Вот, снова я взялся за перо и бумагу. В этом году состоялась вторая наша (и Бог знает уже какая для наших друзей) экспедиция на Горный Алтай на машинах. Место дислокации прежнее – урочище Кур-Кечу, Онгудайский район. Дата: 16 – 21 августа 2006 г.

Маршрут: Новосибирск – Бийск – Онгудай – Кур-Кечу – Акташ – Кур-Кечу – Онгудай – Бийск – Новосибирск (1764 км).

«Отпуск» оттягивался донельзя. Наконец, мы вырвались с работы, сумев в этот раз скучковаться всего двумя машинами. Времени на сборы было в обрез, т.к. надо было убраться из города до того, как начальство поймёт, что оно нас отпустило:). Вечером в последний рабочий день затарились продуктами в «Гиганте» и «Алпи», прикупив ещё всякого по мелочи. Авто особо не готовили – машины в порядке.

Хорошо зная дорогу, мы запланировали выезд на 8 утра, но реально он состоялся только в 10 часов. В путь по трассе М52 отправились две машины (Corona и Camry). В салоне – наши жёны с дочами. С нами ещё гостья из Красноярска – Ирина. Сергей, как самый многоопытный в нашей микрогруппе, шёл во главе. Так как выехали поздно, то по пути попали в два «затыка»: в Бердске и Бийске. Там средняя скорость движения колебалась в пределах 20-60 км/ч. По трассе старались идти в экономном режиме 90-110 км/ч, изредка разгонялись до 120-ти. Так, конечно, дольше, но меньше по бензину. А мы и не особо спешили.

В районе 13:30 – остановка на обед минут на 30. «Заправились» по-быстрому Дошираком + овощи и пирожки с чаем. Чай – это хорошо, т.к. погода в дороге испортилась, накрапывал дождик вперемешку с холодным ветром. Собрались ехать дальше, а у меня нет ключей от машины: потерял основной брелок. ААААААААА! Караул!!! Меня пробил холодный пот, хотя на всякий случай с собой был ещё один брелок из комплекта, и был просто третий ключ. В голове пролетела мысль о стоимости нового брелка. Всей толпой тут же развернули поисковую операцию и через пять минут я, счастливый, уже втыкал ключ в замок зажигания. Ура! Впегёд, товагищи, в путь (интонации В.Л. Ленина).

Следующий «пит-стоп» состоялся уже в Майме, где девчонки купили на рынке помидор и яблок (как потом оказалось, и то, и другое не очень вкусное). Опять в дорогу. Доехать надо засветло, чтоб сделать шашлЫки и устроиться, т.к. не известно, достанется ли нам домик. В п. Усть-Семы залили 92-м по 18,50 р. на «Роснефти» до полного баки, хотя оставалось у обоих примерно литров 25. У меня в багажнике в запасе лежала ещё 10-литровая канистра 95-го, на котором я катаюсь в городе.

Кстати, про бензин. Чем дальше в горы, тем дороже. В целом старались заправляться на «Роснефти», а в Алтайском крае, кому приспичит, можно на «Октане» или «Сибнефти». Всякие «Касмалы» и «Оазисы» мы старательно игнорировали (в Новосибирске «Касмалу» не особо жалуют).

Далее. Проскочили Семинский перевал. Чувствовалось, что в тягун моторчик напрягался. Отключили overdrive, это помогает. Дорога в районе перевала, в отличие от остальной М52, усердно ремонтируемой в этом сезоне, будет на жалкие 3 балла, ну с плюсом. Много бугорков и ямок. В целом-то трасса отменная, ровная, разметка почти везде есть, позволяет держать высокую скорость, но из-за каменистого покрытия шумновата, зараза.

Перед Чике-Таманским перевалом традиционно останавливаемся для эксперимента: там есть места, где кажется, что дорога идёт вверх. Ставим авто на нейтралку, но… машина катится вперёд, как бы на подъём! Глазам не веришь просто. Тут же нашим взорам предстают необычайной формы облака. Они похожи на группу из летающих тарелок. Мы с Сергеем, как истинные фотоманьяки оперативно достали цифровики и начали искать подходящий ракурс.

Далее. На самом перевале остановились на 5 минут на обзор окрестностей + призовой звонок домой, что всё ОК. Однако МТС рулит! С перевала дорога весело виляет, и такая рулёжка после долгих прямых перегонов доставляет большое удовольствие. До финиша уже немного. Пролетаем п. Онгудай, там тоже в этом году МТС ловит. Ползёт цивилизация на Алтай, ох, ползёт. Затем так же пролетаем с. Купчегень. Уже совсем близко. Тут мы попадаем на участок объездной грунтовки, т.к. М52 местами в ремонте, как я уже говорил. Асфальт кладут по-доброму, толстым слоем шоколада:)

И вот, ура! Указатель «Кордон Кур-Кечу». Сворачиваем налево, чуток проезжаем. В этом году в связи с соревнованиями рафтеров там понастроили всяких домиков, территорию огородили и поставили ворота. Проезжаем к домику «насяльника», сговариваемся снять один из новых домиков. За деревянную юрту (аил называется) берут с толпы всего 300 рублей в сутки + 35 рэ за сутки парковки одной машины. Отслюнявили бумажки и давай в темпе разгружаться. Уже смеркалось, а в горах темнеет быстро. Юрта оказалась с электричеством, а рядом – навес со скамейками у костра. Паркуем наши машинки. По одометру пройдено примерно 670 км.

Быстренько запаляем костёр, готовим шашлык. Бабам – вино, мужикам – пиво. Дитям – сладкое. Время всего 11-ый час, но все подустали, поэтому быстро раскидываем коврики и матрасы, спальники с одеялами и подушками (у кого есть). И в люлю. Всё. Срубились все быстро. Я даже не помню как…

P.S. А сколько звёзд на небе было!!!

Проснулись не рано, где-то в 9:30. Свежо. Утренний туалет, костерок. Чай, кофе, бутерброды, печенье, варенье. Чуток погуляли возле впадения р. Большой Ильгумень в Катунь. Там навалено много огромных камней и детям просто как мёдом намазано: «Мама, папа – хочу на камни!» Любовались Катунью. Вот ведь занятно – никогда не надоедает смотреть на воду. В этом месте много порогов. Красота! Бирюзово-молочная вода бурлит и пенится, захлёстывает бурунами на камнях.

До нашего приезда именно здесь как раз был международный Кубок Катуни-2006 по сплаву. Этим и объясняется появление новых домиков и взрывное развитие местной инфраструктуры. Увы, и мусора тоже. Такое ощущение, что стадо мамонтов нагадило. Да, место стало уже не столь дикое, и это совсем не радует.

После полудня решили выйти в маршрут по так называемой Конской тропе. В прошлом году мы не дошли до заветного «там». Помешал дождь и был уже вечер. Вышли всей командой, с детьми. После спуска по висячей лесенке (на конской-то тропе) вошли в первую долину. Чуть погодя «активная» группа (Ирина, я и Сергей) решила отправить мам с детьми назад, готовить обед. Да и дети уже стали поднывать. Сами решили предпринять рывок вперёд, посмотреть что «там». Погода пока благоволила. За одним достигнутым ориентиром появлялся следующий. Хотелось дойти туда, потом вот туда и ещё туда.

Нам открывались потрясающие виды новых долин: 2-ая, 3-я и 4-ая. Много фотографировали. Обнаружили две речушки-притока, вливавшиеся на противоположном берегу в Катунь из ущелий. И цвета… Боже, какие цвета! На берегу у впадения первой речушки (Айлагуш) узрели два заброшенных скита.

У второй речки (Кадрин) какой-то весельчак оставил возле камня остов раскладушки. Эти две речки протекают слева и справа (соответственно) от Айгулакского хребта.

Доходим до конца четвёртой долины. Всё, дальше не пройти: заросли, валуны. Возможно, если отойти от берега к хребту, там и есть проход. Но пора назад. Обед уже давно прошёл, успеть бы к ужину. По карте чуть больше 10 километров, но реально с подъёмами и спусками будет всяко больше.

Время 16:50. Очень быстрым темпом двигаемся назад. На обратную дорогу положили сами себе полтора часа. Пейзаж на обратном пути уже не так впечатляет. Торопимся. В конце первой долины, на подходе к самой каменистой части пути, вдруг в долину со стороны нашего лагеря со шквалистым ветром врывается ливень. Мы видели его вдалеке и поняли, что до лагеря дотопать не успеем. Ветер чуть не валит с ног. Едва успеваем добежать до скал, чтоб укрыться, но вымокли враз до нитки.

С двадцать минут ждём, пока утихнет, потом под моросью идём дальше. Впереди самое неприятное – дорога по скользким мокрым камням с порослью можжевельника по пояс. В районе «Обманной скалы» традиционно сбиваемся с тропинки. Но в 18:30 мы уже входим в лагерь мокрые до нитки и с полными штанами счастья. Наперебой рассказываем о впечатлениях.

Наши милые жёны нас уже заждались. Девчонки, спасибо! Горячие наваристые щи и по 100 г коньячку вернули нас к жизни.

Потом, разморенные, мы все трое задремали, как оказалось, на 2 часа. Проснулись уже в сумерках, шашлык готов, мы тоже:). Лепота! Разговоры, чай, кофе. И баиньки.

Ха! Утро прошло так смачно, лениво. Давно так не оттягивался. Никто тебя не подгоняет, не пинает. Солнышко располагало к неге. Несмотря на вчерашнее «дождевание» никто не простыл. Впрочем, тут всегда так.

Ближе к полудню собрались с силами в поездку на Яломан. Путь недолгий и мы уже на месте. Боже, как всё засрано! Настроение утра было испорчено. Сама р. Яломан обмелела. Повалялись на мелком тёплом песочке, построили с детьми замки. Потом решили забраться на Чике-Таманский перевал, чтобы позвонить третьему члену нашей группы (Дима с женой и сыном). По дороге на перевал возле Купчегеня почти с ними разминулись, но вовремя друг друга заметили. Тормознули. Произошло радостное воссоединение. Всей гурьбой двинули в лагерь, к обеду. Нас стало больше и, соответственно, веселее.

После обеда часть народа пошла смотреть древние захоронения (точнее, то что от них осталось) на плато возле трассы. В прошлом году мы там бродили, но, как оказалось, пропустили самое интересное. Там есть огромная могила, видимо, знатного человека. Она окружена ещё более огромным кольцом из камней, которое мы поначалу и не разглядели. И что самое загадочное – трава в пределах этого кольца сильно отличалась от той, что росла снаружи. Причём, граница очень чёткая. Чудеса! Начинаем строить гипотезы. В добавок к этому открытию в скалах напротив узрели пещерку. Тут же родилась идея новой вылазки: забраться на эти скалы, полюбопытствовать, что за пещера, и взглянуть на могилу с высоты. Сделали групповое фото экспедиции и двинули домой.

После ужина, т.к. мужчин стало трое, открыли водку. Долго сидели у костра без девчонок, говорили «за жисть», опорожняя тару. В эту ночь устроились с Сергеем спать в палатке. От это другое дело! Просто кайф. Кто спал в палатке – знает.

Утро ознаменовалось моросящим дождиком. Кое у кого гудела голова:) . Быстренько поели и в путь.

Сегодня нам предстояло проехать порядка сотни километров: дальше на юг по М52 и далее – в сторону Улагана. По трассе идём быстро, пролетели все достопримечательности, оставляя их на обратный путь.

Дорога петляет в горах, да и сами горы стали как-то повыше. Потом вдруг они расступились, пошло что-то типа холмистой степи. На указателе Улаган – 56, Ташанта – 125 км. Монголия совсем рядом, но мы в п. Акташ сворачиваем налево, в сторону Улагана. Вскоре асфальт благополучно заканчивается и начинается пыльная трясучка грунтовки. Дорога пошла в гору, извиваясь как змея. Скалы все ближе, вот уже почти нависают. Останавливаемся. Чуть впереди дорога проходит между двумя буро-красными утёсами. Это – Красные ворота.

Новички впечатлились демоническим пейзажем. Делаю панорамную фотосъёмку, ещё пару-тройку снимков, в том числе нашу группу.

Проехали около пятнадцати минут, замечаем слева озеро с потрясающе тёмной водой. Оно узкое и длинное, и конца ему не видать. Оказывается, что в этих местах разрабатывались какие-то рудные месторождения. Озеро мёртвое (так, кстати, и называется), т.к. отравлено ртутью. От этого и цвет такой. Ещё один демонический пейзаж. На берегу – ни травинки, ни животинки. Мёртвая тишина. Снова впечатлившись, едем дальше.

Ещё около сорока минут тарахтенья по дороге, которая становится всё хуже. Ландшафт уже совсем степной, горы, словно веером развернулись в сторону от дороги и отступили куда-то назад, на вершинах уже кое-где виден снег. Останавливаемся посмотреть ещё на одно озерко с такой же тёмной водой, заодно перекусить. Дети проголодались. Стало заметно холоднее, сильный ветер рвёт бутерброды из рук. Решаем возвращаться, так как дорога стала отвратительной (ужасно жаль подвеску), дальше никто из нас ещё не ездил, и некоторые не советовали. Я читал, что дальше можно забраться через Курай в Актру. Но это далеко и не входит в наши планы. Снова панорамная съёмка и мы, поёживаясь от пронзительного ветра, пакуемся в машинки.

Обратно ехалось веселее, т.к. вдруг распогодилось. Приятно пригревало солнышко. В районе с. Иодро мы с Сергеем проморгали знак ограничения скорости 40. Ну, бывает. Езды много, впечатлений тоже, дороги пустые, хорошие. Вот и гонишь. Словом, доблестные гайцы с хитрыми глазёнками нас штрафанули. Мы сильно не расстроились, т.к. это уже становилось доброй традицией – хоть по разу да напороться на местное ГИБДД. Тем более что вечером нас ждала баня, к которой мы, кстати, и тропились. Далее ехали, конечно, медленнее, но в баню поспели вовремя.

Банька – смак! Вываливаешься из парной и плюх – в Ильгумень. Уф! Зашибись! И так пару раз, хотя я сам не особый любитель сильно париться. Потом покушали, чаёк. Ну, как водится, немного приняли на грудь. В этот вечер долго сидели у костра, удивительно хорошо горел огонь. Обычно он трудно разгорается и дрова не шибко горят. Зато угли получаются шикарные, жаркие. Всё из-за низкого давления, нехватки кислорода, большой влажности и дров из лиственницы (эх, алтайцы – золотую древесину жгут!). Надо было брать жидкость для розжига.

Последний полный день в Кур-Кечу. Небо опять хмурится. Но нам это ни настроение, ни планы не испортит. Сегодня вознамерились обязательно посетить музей под открытым небом с петроглифами. Проще говоря – с наскальной живописью. Петроглифов в Горном Алтае множество, надо просто знать, где их искать. Загрузились все ко мне и к Диме. Сергей сегодня отдыхал от рулёжки.

Далее привожу цитату из материалов, которые я приготовил для «культмассовой» работы во время отдыха: Петроглифический комплекс Ялбак-Таш (или Калбак-Таш) – один из крупнейших в Горном Алтае сосредоточений наскальных рисунков различных эпох от бронзы до периода этнографической давности. Ялбак-Таш расположен в непосредственной близости к Чуйскому тракту, что позволяет эффективно использовать его в туризме. По оценкам исследователей петроглифический комплекс Калбак-Таш насчитывает до 8000 рисунков и надписей. Среди них: выбитые на гладкой скальной поверхности фигуры различных животных, как парнокопытных, так и хищников; прочерченные рисунки; древнетюркские рунические надписи. Под большим скальным монолитом с рисунками, по всей видимости, располагался алтарь для жертвоприношений, то есть данное место является ещё и культовым объектом. Исследования данных петроглифов ведутся по сей день. Расположен музей в 7 км к западу от села Иодро. Есть петроглифы и в самом Иодро на так называемых скальных останцах, сразу же за последними домами в северной части села. В общей сложности здесь можно насчитать более 100 выбитых изображений (конец цитаты).

Своими словами скажу, что очень впечатляет. Сам я в прошлом году излазил все камни и извел не один мегабайт цифровой памяти на фотографии, поэтому в этот раз не пошёл. К тому же опять зарядил дождик, и мы комфортно отсиживались в машине. Пошли наши дети и Дима с семьёй.

Пришёл народ. Им не очень понравилось ибо экскурсовод была не в теме. Пообещали им провести фотоэкскурсию по возвращении в Новосибирск, благо фоток навалом и мы пока крепки памятью. Им даже не показали рисунок с эротической сценой (см. фото ниже).

После обеда разделились на две группы. Одна, с детьми, пошла к «Шаманской пещере». Если идти по левому берегу р. Большой Ильгумень, то после этой пещеры есть пара скал, в нижней части которых остались изображения козлов, горных баранов и оленей. Правда, видны они уже не очень хорошо. Постарались московские вандалы (вообще, они на Алтае много «постарались»

Наша группа туристов-активистов решила продолжить исследования большой могилы и забраться к пещере на высокую гору. Сказано – сделано.

Бодрым шагом проходим долину и начинаем подъём в гору. Тяжко, ох тяжко. Несмотря на прохладный ветерок, чувствую, как изрядно потею. Вот где вес-то сгонять! Слава Богу, мне это не требуется. Подошли близко к пещере и убедились, что лучше штурмовать её на обратном пути. После привала собираем силы в кулак и карабкаемся дальше. Подъём становится всё круче, остановки чаще. Майка на спине промокла и ветерком холодит поясницу. Вершина совсем близко, ещё пару рывков по траверсу и мы на ней. Есть! Оказалась плоская, как ни удивительно. С этой вершины можно прямо по гребню уйти вглубь хребта. Да, красотища кругом! Лагерь наш внизу совсем маленький. Кругом горы со всевозможными оттенками, как на полотнах Рериха. И тут мы засекаем сплошную тёмную стену, которая опять наползает на стоянку. Хотя в другой стороне очень даже солнечно, мы решаем, что пора в обратный путь.

Сделав насколько снимков по сторонам и засняв ещё одну панораму кадров на 10, спешно начинаем спуск. Опыт первого похода с промоканием подсказывает, что времени у нас не более 20 минут. Как жаль, пещера осталась не осмотренной. А вдруг там рисунки? Во время спуска натыкаемся пару раз на медвежий помёт. Нас посещает мысль, что пещера может быть его пристанищем. Так что это ещё хорошо, что мы в неё в итоге не попали. Наверное:)

Уже на подходе к лагерю дождь припустил по полной. Вода с ветровки лилась на штаны и просачивалась дальше, в берцы. Ветер хлестал дождём по лицу. Вот вам, блин, и чудесный последний вечер.

Придя в домик, мы переоделись, добили коньяк и, пригревшись, опять завалились подремать. Славно. После пробуждения ещё с часок лениво валялись, было прохладно и вылезать никуда никак не хотелось. Посмотрели по очереди сделанные на цифровиках фотографии, почитали газеты, взятые на растопку. Эх, кайф! Всё-таки отпуск – это здорово!

В городе у меня до этого никак руки не доходили. Потом всё-таки выползли на улицу. Пора готовить ужин, сушить обувь и вещи. Я не стал ничего этого делать, т.к. у меня была смена, заныканная как раз на обратную дорогу. После ужина тяпнули ещё по 100 грамм и устроили посиделки у костра. ХАРАШО!

На ночь с Серёгой опять забрались в палатку, хотя жёны и уговаривали нас ложиться в домике. Там вроде как теплее. Нифига, в палатке всегда лучше.

Последний день нашего мини-отпуска. Вставать рано не стали, позавтракали плотно и неспешно. Потом быстренько упаковали и загрузили весь скарб в машины. Последняя сигарета на вольном воздухе выкурена, лобовики и фары протёрты. Пора! Уезжать жалко. Последний раз окидываем взглядом место. Вернёмся ли ещё сюда?

Понедельник был выбран неслучайно. На трассе было много меньше машин. Выходим в прежней расстановке: Серж, я и Дима замыкающим. По ходу иногда перестанавливаемся. На «Роснефти» в Усть-Семах опять же доливаем баки до полного. Жмём без остановок до Манжерока. Там обедаем и тратим деньги на сувенирном базарчике.

В этот раз не обошлось без приключений. В один из крутых правых поворотов на спуске я чувствую, что не удержусь на своей полосе. Просто надо было сбросить скорость (шёл 90 км/ч), выбрать другую линию входа в поворот. Да и машина загружена – 5 человек + багаж. Поздно пить «Боржоми»… Понимаю, что тормозить не стоит, т.к. я уже на встречке. После прохождения крайней точки поворота выворачиваю колёса вправо, даю газу. Зверски хрустит «больная» граната. Попу выносит на обочину с гравийным отсыпом, но морда уже смотрит в нужном направлении. Чувствую холодок между лопаток. Девчонки, кажется, ничего не просекли, думали, что это мои обычные эксперименты при вождении. Про себя обещаю сам себе и пассажирам, что больше не буду. А на одном из пунктов ДПС тормозят Диму за «повреждённый» номер. Там были две дырки на номерном знаке, когда-то висевшем на болтах. Вот ведь, углядели. Протоколы, трали-вали. Полчаса коту под хвост. Мы с Сергеем успели отскрести фары и лобовики от трупов насекомых. Дальше едем без приключений.

Серёга идёт первым. И пока на трассе было мало машин, всё было ОК. Но как только стали проезжать города, на трассе стало оживлённей. И вот тут началось. Вместо того чтобы взять разгон для обгона, Серж подходил к грузовику, сбрасывал скорость и долго тащился за ним, выжидая подходящий момент. В конце концов, меня это достало. На очередном таком «запоре» я нагло всех обогнал, вылез вперёд и врубил 130 км/ч. Часа два я ехал первым, плавно обходя все грузовозы и прочих «черепах». Мужики периодически не поспевали, приходилось догонять. Такая лафа была до очередной остановки. Дальше она, к сожалению, кончилась. Ну и фиг с ней, уже подъезжали к Новосибирской области. Теперь настроение изменилось, уже хотелось побыстрей попасть домой, помыться и отдохнуть. Торопимся. На подъезде к Академгородку опять начинается дождь, довольно быстро темнеет. Время уже 19:30. В девятом часу тормозим караван на ул. Ленина. Прощаемся с Сергеем, Димой и их семьями. Мне ещё 10 минут до родной улицы. Ура! Подъехали к дому. Финиш. Вот и всё!

Итого мы отмахали 1764 км, истратив около 127 литров бензина, т.е. примерно 7,2 л на 100 км. Для Короны 1995 года с движкой 1,8 л это неплохо, учитывая, что мы много газовали при обгонах и весь обратный путь ехали около 120 км/ч и больше.

Я уже выложил на сайт отзыв о своей Короне смотрите по ссылке https://reviews.auto.vl.ru/toyota/corona/13056/ . Спасибо всем, кто дочитал мою писанину до конца. Извините за занудный рассказ, но так хотелось подробно всё Вам обрисовать. Если кому интересно, могу подкинуть ещё фоток. С удовольствием отвечу на вопросы, если кто соберётся в те края. Пишите на мыло.

P.S. Огромное спасибо нашим девочкам за горячие вкусные обеды и ужины. Спасибо нашим детям, которые дали нам возможность отдохнуть, не дёргаясь. Спасибо нашим тарантайкам – Toyota forever! Спасибо федералам за качество М52. И конечно – спасибо Алтаю за то, что он есть такой прекрасный и совсем рядом.

Фотографии:







0.

Вот так день за днем мы продвигались вперед и вперед по Чуйскому тракту в сторону границы с Монголией. Перевал Теплый Ключ был крайней точкой нашего путешествия: заснеженные вершины хребта Сайлюгем «сообщили» нам о том, что пора поворачивать назад. Обратная дорога всегда казалась мне короче, чем дорога туда. Так было и на этот раз: более 250 км от Джумалинских ключей до турбазы на Кордоне «Кур-Кечу» мы преодолели, как мне показалось, совершенно незаметно. Наверное, я была переполнена впечатлениями от увиденного и пережитого за последнее время: семь дней, проведенные на Алтае, пролетели на едином дыхании, переплелись-перепутались в моей голове. Как же много эмоций и информации вместили эти дни!

В полной темноте мы прибыли на Кордон, расположенный чуть в стороне от Чуйского такта в месте впадения реки Большая Ильгумень в Катунь. Первые же минуты нахождения здесь буквально потрясли меня своей «цивилизацией» - в аиле, где нам предстояла ночевка, простым нажатием кнопки включилась «лампочка Ильича». После двухместных двухуровневых лавок и солнечных батарей в Джумалинских ключах электричество показалось мне высшим достижением человечества!
1.


Фото Дмитрия Борисова

Всю ночь было слышно, как могуче шумит на перекатах Катунь, убаюкивая и успокаивая переполненных эмоциями путников. А утро принесло то, о чем я мечтала все путешествие: здесь, на берегу Катуни, хозяйничала спелая Осень – сияли золотом березы и мелированные кончики ветвей лиственниц, горели багрянцем травы и кустарники. Иногда эту идиллию нарушал перепутавший времена года багульник, покрытый нежнейшими цветами. Проснувшись радостным солнечным утром среди этой красоты, мне показалось, что я попала в райской уголок.
2. Река Большая Ильгумень, впадающая в Катунь:

3. Турбаза на Кордоне «Кур-Кечу»:

4.

5.

В нашем сентябрьско-октябрьском путешествии 2009 года мы полностью выполнили задуманное, посетили все запланированные программой места, преодолели все трудности, а препятствия нам почти и не препятствовали. Теперь можно успокоиться и расслабиться.
6.

7.


Фото Даши Горшениной

Купание в стремительной Катуни:
8.


Фото Olivier Renck

9.


Фото Olivier Renck

10.

11.

По сути, здесь завершилось наше путешествие 2009 года: на обратной дороге мы заехали в Чемал, про который я еще расскажу, и возвратились в Новосибирск.

Громадное спасибо всей нашей весело-шебутной молодежной компании, в которой я провела столько наполненных счастьем и эмоциями дней! Безграничная благодарность Altai Discovery Team (http://www.altaidt.com/ru) – Ксении Свобода, Денису Фролову, Виталию Гуляеву, открывшим для меня «двери» на Алтай, показавшими его таким, что я «заболела» этими местами. С этой профессиональной, высоко организованной командой я еще не раз побывала на Алтае, о чем мои рассказы еще впереди!)))
12. Прощальная фирменная Ксюхина дамляма, приготовленная на костре:

13. Мы все:

Мои рассказы про путешествия на Алтае:

-
-
-
-
-
-
-

Археологический комплекс находится в 6 километрах к юго-востоку от села Купчегень на левом берегу Катуни по обе стороны Чуйского тракта.

Археологические объекты расположены на высокой прибрежной террасе Катуни по обе стороны от дороги на большом участке протяженностью около 4 километров вдоль берега Катуни, практически усеянном древними курганами, от устья реки Большой Ильгумень до бома Кур-Кечу. Комплекс включает несколько сот задернованных каменных курганов диаметром от 2 до 40 метров, ряды балбанов, стелы, изваяния, прямоугольные оградки и круглые поминальные сооружения, расположенных отдельными группами.

Здесь встречаются и плиточные могилы бронзового века, и расположенные отдельными группами поминальные сооружения скифского типа, и более поздние прямоугольные оградки и каменные выкладки. Датировка памятников охватывает огромный период от эпохи ранней бронзы (XVIII-XVI века до н. э.), раннескифского времени (VIII-VI века до н. э.), железного века (пазырыкской эпохой, VI-III века до н. э.), гунно-сарматского времени (II до н. э. - V век н. э.) до средневековья.

Центральное место занимает изваяние древнего поминального комплекса. Оно находится в южной половине долины метрах в 200 от Чуйского тракта и хорошо заметно с дороги.

На 1,5-метровой стеле выбито лицо воина, хорошо заметное под определенными углами. На лице четко видны раскосые глаза, нос с небольшой горбинкой, четко очерченные надбровные дуги, рот и, как принято говорить, волевой подбородок, в ухе легко угадывается серьга. А ниже, при определенной фантазии, угадываются выбитые на камне элементы вооружения.

К сожалению, многие объекты пострадали при распашке поля и при строительстве Чуйского тракта. Надо сказать, что ни сами алтайцы, ни монголы, ни китайцы, ни казахи на протяжении многих веков, как бы ни менялись их политические или иные взгляды, не трогали эти памятники, считая их священными. И лишь советский строитель в атеистическом порыве всеотрицания мог использовать уникальные древние памятники просто в качестве камня для строительства дороги.

Спустившись с перевала Чике-Таман, Чуйский тракт идет вдоль берега Большого Ильгуменя среди высоких скалистых гор и вскоре вновь приближается к Катуни. На 680 километре федеральной магистрали издалека виден аншлаг с указателем: "Кордон Кур Кечу". Резкий поворот влево, к Катуни, и с горы открывается удивительная по красоте и величию панорама. Вдоль берега белопенной Катуни под причудливыми скалами стоят домики и разноцветные аилы лесного кордона. Это же целый поселок, а не отдельный домик лесника в тайге, каких приходилось много раз видеть ранее!

На базе туркомплекса "Кур-Кечу” организуются сплавы по рекам Катунь, Чуя и Урсул, пешие, конные, автомобильные и комбинированные туры и экскурсии различной продолжительности. На территории базы оборудована большая сцена для проведения фестивалей и фольклорных концертов. В мае 2007 года здесь проходил фестиваль искусств "Чике-Таманская весна”.


На базе "Кур-Кечу” нет мобильной связи. О свободных местах можно узнать или "с дороги” или в турфирме.


Спортивно-туристический комплекс "Кур-Кечу” расположен за перевалом Чике-Таман, через 6 километров после села Купчегень по Чуйскому тракту, в месте впадения реки Большой Ильгумень в Катунь. Здесь на Катуни находится большой Ильгуменский порог. Расстояние от Горно-Алтайска - 260 км, от села Онгудай - 44 км.


Турбаза "Кур-Кечу” построена она на основе базы "Кордон” Онгудайского лесхоза, в урочище Кур-Кечу. Сама база лесхоза включала в себя двухэтажный деревянный дом на две семьи с наибольшей вместимостью 10 человек и баню. В 2006 году специально для соревнований по рафтингу "Чуя-Ралли-2006” и "Ак-Талай Маргаан”, которые еще называют "Кубок Катуни”, были построены пятнадцать трехместных аилов, пять 4-хместных и один 5-тиместный. В год соревнования, по запросу организаторов, в аилах спальными местами служили деревянные настилы по периметру аила. Сейчас они заменены кроватями. Летом на территории базы "Кур-Кечу” дополнительно устанавливается шесть двухместных стационарных палаток.

На территории базы есть баня, душ с горячей водой, большой корьевой аил с очагом для вечерних посиделок, летняя столовая. Организовано трехразовое питание, предлагаются блюда алтайской национальной кухни. Готовить можно также самостоятельно на костре.


Порог находится на слиянии Большого Ильгуменя и Катуни. На 680-м км Чуйского тракта нужно свернуть налево к слиянию рек Большого Ильгуменя и Катуни. Большой перепад течения реки рождает быстрое течение и мощные валы высотой до трех-четырех метров в большую воду.

Не мог не оставить эту работу без внимания…
Это фото было склеено из двух вертикальных кадров, для передачи массивного и скоростного движения Большого Ильгуменя и Катуни…

Река Большой Ильгумень берет свое начало со склонов горы Ильгумень Теректинского хребта и примерно через 50 км своего бурного пути впадает в реку Катунь неподалеку от села Купчегень. Место слияния с Катунью известно своими порогами, на которых проводятся соревнования по рафтингу высокого уровня.

Горна водная змея, с зубочисткой во рту, ползет пробивая себе путь к слиянием таких рек, как Большой Ильгумень, и Катунь!!!


В погоде за птичкой, пришлось прыгать по камушкам ради её снимка… :о) Хоть она и маленькая, но всё же в снимке поймана…


Прозрачная вода это река Большой Ильгумень, а за ней как вы видите идет Катунь…

Долина реки Большой Ильгумень. От перевала Чике-Таман дорога идет через тополиные и березовые рощи по долине реки Большой Ильгумень, приводя к ее устью...

Долина реки Большой Ильгумень и плоскогорье Теректинского хребта после пер.Чеке-Таман, красива и живописна, изобилует множеством мест для отдыха.


Было очень интересно перемещаться по этим камушкам, ради выбранного кадра… Чуть оступился и все, хана технике… :о) Аккуратность превыше всего… Погуляем по фотографиям с горными реками и глыбами камней…