Последние статьи
Домой / Разное / Китай: новая дипломатия с глобальными «замашками. Национальные особенности китайской дипломатии Становление дипломатии кнр

Китай: новая дипломатия с глобальными «замашками. Национальные особенности китайской дипломатии Становление дипломатии кнр

Новая китайская внешняя политика очень быстро «оперилась» и «стала на крыло». Лишь в середине марта в Китае избраны новые лидеры, сформировано новое правительство страны — Госсовет КНР, произошла ротация кадров в МИД. Новым руководителем внешнеполитического ведомства Китая назначен Ван И. Некогда посол КНР в Японии, до нынешнего назначения занимал пост главы офиса по делам Тайваня и курировал ситуацию на Корейском полуострове. Можно сказать, что этим назначением были очерчены задачи китайской дипломатии по самым важным и острым на текущий момент внешнеполитическим проблемам Китая — конфликту с Японией, разрешению «Тайваньского вопроса«, отношениям с Пхеньяном и Вашингтоном. Пока, впрочем, рано говорить, что практические подходы и тактика китайской дипломатии претерпят изменения. Однако с внешнеполитической стратегией Китая это уже произошло. Эти изменения были подкреплены последними визитами и выступлениями нового главы КНР, обозначившего новое, глобализированное видение Пекином мира и роли Китая в нем. Си Цзиньпин уже совершил первое турне — за девять дней посетил четыре страны — три африканские и Россию, а также принял участие в саммите БРИКС в ЮАР и теперь у себя дома собрал лидеров ряда стран на форум в Боаою, проходящий в эти дни на острове Хайнань.

«Новый интернационализм», «мировой Китай» или о чем мечтают в Пекине

Еще в конце прошлого года Си Цзиньпин сформулировал свою главную задачу: он назвал ее «великим возрождением китайской нации» и позже добавил, что это и есть «китайская мечта». Эта фраза, очевидно, избранная фундаментом новой китайской идеологии, стала быстро тиражироваться подконтрольными партии и государству СМИ. Так же быстро «китайская мечта» была спроецирована и на внешнюю политику страны.

В трактовке китайских идеологов новая теория вобрала в себя традиционные китайские представления об общечеловеческих ценностях с упором на то, что именно в китайской традиции эти ценности нашли полное выражение. На уровне государства — это стремление к богатству и могуществу, демократичность, цивилизованность и гармония. Применительно к внешней политике — это равноправие всех стран, невмешательство во внутренние дела, уважение и ценность всех культур и моделей развития, принятие тезиса о многообразии и культурном богатстве различных цивилизаций. В Пекине подчеркивают, что не стремятся разжечь новую идеологическую борьбу, а хотят лишь вывести внешнюю политику Китая на новый уровень. Дипломатия «нового интернационализма» (так эту политику назвали в газете «Женьминь жибао») — это, по сути, воплощение стремления к проведению «политики истинной добродетельности, которая сделает Китай развитым государством, пользующимся уважением всего человечества». «Китайская мечта» формулирует основную универсальную ценность — «мир всюду под Небесами», что согласуется с древним китайским представлением о гармоничном мире в Поднебесной, которая не ограничена границами собственно Китая, но где Китай представляется своеобразным центром мира. Некоторые стратеги оперируют даже древним философским термином «да тун» (упорядоченное на основе иерархии и гармонии «великое единение» множеств в общность под единым единоначалием). В конфуцианской традиции в Китае оно представлялось неким идеальным обществом, абсолютным процветанием на высшем мировом уровне, (а в социалистическом Китае порой отождествляется с построением коммунизма). Именно в рамках этой системы ценностей, общей для всего человечества, и будет формироваться Китай наших дней, объединяющий в себе три начала: традиционный Китай, современный Китай и, наконец, «мировой Китай». В Пекине говорят о «реглобализации» мира — процессе, в котором западные ценности не будут единственным принципом переустройства мира.

Проблема, правда, в том, что китайские ценности за пределами самого Китая знают плохо. С другой стороны, для их универсализации потребуется отбросить часть, работающую вне условий Китая (так же, как поступили США, начав экспорт своей «универсальной демократии»). Наконец, Китай должен будет измениться сам и начать жить по вышеуказанным принципам, чтобы показать другим, что его ценности действительно работают — и это, по-видимому, самое главное.

Тем не менее, новый руководитель китайского МИД уже подтвердил, что его ведомство «разрабатывает и проводит внешнюю политику великой державы с китайской спецификой». Китайские эксперты говорят, что первой практической задачей китайского руководства во внешней политике является устранение перекоса в сторону развития товарно-денежных и торгово-экономических отношений и увеличение «нравственной вовлеченности в дела мира», продвижение дипломатии с помощью «мягкой силы».

Си Цзиньпин очень хорошо готовился к своему первому международному турне. Он поступил так же, как его предшественник Ху Цзиньтао, совершивший свой первый визит после избрания председателем КНР в 2003 г. именно в Москву. Дабы обеспечить успех визита, Пекин задействовал не только официальные каналы, но также и неправительственные связи для подготовки, в том числе, и самых важных из подписанных во время визита документов — о долгосрочном энергетическом сотрудничестве Китая и России. Из 35 завизированных документов большинство фиксируют договоренности субъектов коммерческой деятельности и касаются природных ресурсов России.

Лидерам соседних стран, однако, не удалось ответить на вопрос, по какой цене российский газ будет продаваться в Китай. Но достигнута принципиальная договоренность о том, что российский газ в Китай продаваться все-таки будет, первоначально — в объеме 38 млрд кубометров в год, обсуждены маршруты его поставок. До конца года обещают договориться о цене — не фиксированной (как хотел Китай), а вычисляемой по некой «формуле», как хотел «Газпром». Но даже в этом случае российский газ пойдет в Китай не раньше 2018 г.

Более впечатляющим является пакет соглашений по нефти: «Роснефть» получает от Пекина кредит в два млрд долл. на 25 лет, за счет которого наращивает поставки примерно на 15 млн т, то есть удваивает (по сравнению с сегодняшними) объемы. До 100 млрд долл. решено довести взаимный товарооборот к 2015 г. и затем удвоить его еще через пять лет, при этом с «диверсификацией структуры товарообмена».

Стороны подтвердили свои отношения «всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» декларацией об их «углублении». В ней записано, что Москва и Пекин призывают к построению «более справедливого, демократического и гармоничного миропорядка», а в последнем абзаце стороны даже сошлись на «концептуальных установках — мирного сосуществования и стремления к единению при сохранении различий». Китайский лидер не распространялся в Москве о «китайской мечте», напротив, говорил, что Россия сама выбрала свой путь. Но вот Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, где китайский лидер выступил перед студентами, заверил, что Россия поддерживает реализацию «китайской мечты». Также интересно, что китайский лидер договорился построить в Первомайском, рядом с Москвой, музей, посвященный 6-му съезду Компартии Китая, состоявшемуся здесь в 1929-м.

В Африке Си Цзиньпин вел себя несколько по-иному. Как высказался заместитель главы НИИ международной стратегии Партийной школы при ЦК КПК Гун Ли, «Африка является главной опорной силой китайской дипломатии». К его словам можно добавить: Африка — своеобразный полигон, где Китай обкатывает свои внешнеполитические стратегии, в том числе и глобальные. Так, свое выступление в парламенте Танзании Си Цзиньпин посвятил видению китайско-африканского взаимодействия и больше говорил об Африке как некоей общности, с которой Китай имеет товарооборот в 200 млрд долл. США (выросший за 10 лет в 10 раз). Си Цзиньпин от имени китайского правительства дал обещание к 2015 г. снизить до нуля ставку ввозной таможенной пошлины на 97% товаров из стран Африки, поддерживающих дипотношения с КНР. А также пообещал Африке еще 20 млрд долл. кредитов вдобавок к 15 млрд долл. в виде уже вложенных в регион прямых инвестиций. Си Цзиньпин призвал африканских лидеров к более тесной интеграции в рамках Африканского союза, которая позволила бы им противостоять вызовам современности. Он объяснил им суть «китайской мечты» и сказал, что она совпадает с их собственной «африканской мечтой» — «возрождением через единение и развитие». Китай поддержит усилия африканских стран по поиску собственной модели развития. Он также упомянул о «глобальной мечте», нацеленной на обеспечение «продолжительного мира и всеобщего процветания».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

на тему: «Особенности дипломатии Китая в период средневековья»

Валерий Ким

Екатерина Иванченко

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал среди варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке. Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия.

Известно, что китайцы одни из самых обходительных людей во всем мире, их корректность в деловой сфере и коммуникабельность в обычной жизни часто становятся темами для многочисленных научных трудов. Период Средневековья стал для Китая эпохой различных затяжных войн и длительных межэтнических контактов. Расширение пределов государства, увеличение данников из числа иноземных правителей было целью внешней политики множества династий, сменявших друг друга на политической арене Китая. Неоднократные войны сменялись периодами неустойчивого перемирия.

Используя сведения об особенностях китайской дипломатии, которые приведены далее, можно избежать многочисленных просчетов при межэтнических контактах с китайцами в современных международных отношениях.

Ретроспективный экскурс в политику Китая в период Средневековья показывает, что c падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй на севере, Шу в центральной части и У на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и Южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Укрепление централизованной власти происходит в 20-х гг. V в. после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х гг. V в. на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к установлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после четырехсотлетнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Если же говорить об особенностях развития политических связей Китая с другими государствами в более поздний период, то необходимо отметить, что в XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела и захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 год в страны Юго-Восточной Азии, Индии, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 около 1434). В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей (это путешествие совершено за 100 лет до открытия Колумбом Америки, причем флагманский корабль Чжэн Хэ превосходил в два с лишним раза по размерам знаменитую «Санта Марию» Колумба). Целью вояжа было установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензию на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Анализируя особенности тайной и официальной китайской дипломатии в Средние века, делаем вывод, что она исходила из концепции «предопределенного менталитета» остального мира от Китая, поскольку «Небо над миром одно, Мандат Неба выдан императору, следовательно, весь остальной мир вассал Китая. Император получил ясный приказ Неба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Земля и Небо, существует и деление на поданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях с иностранцами.»

Осути такого «определенного порядка» говорит иероглиф «фань», обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев, их страна круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые «фань», относиться к которым гуманно нельзя, поскольку «принцип морали для управления Китаем, принцип нападения для управления варварами». Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались следующие названия: Аньдун (Смиренный Восток), Аннань (Смиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как что-то периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической и китаецентрической догмой, которая, возможно, и по сей день дает о себе знать в менталитете китайцев.

На практике апологеты «предопределенного вассалитета» удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязанностями «вассала» были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение «вассалом» еще более ценных подарков от императора, именуемых «милостью и жалованьем».

Объясняется данный феномен китайской дипломатии тем, что концепция «предопределенного вассалитета» была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета дополнительное доказательство власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней «все иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государства спешат стать вассалами, принести дань и узреть Сына Неба». Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс, в стремлении большинства стран «приобщиться к цивилизации» нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жестокой налоговой эксплуатации: «Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства». дипломатия китай средневековье

С целью усиления психолого-идеологического воздействия в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом «коу-тоу», просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 преклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: «Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая». Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизованна, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво». Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как «недостаточное обращение русских к цивилизации». Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что «Русь не вассал, но обычай переменить нельзя». На что Спафарий ответил: «Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью». Посол уезжал из Китая с убеждением, что «они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой».

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия с двойным дном (тайная дипломатия в двух странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма и его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он постоянно исходил из того, что «дипломатия альтернатива войне»: «сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого».

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

Горизонтальная стратегия в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом, соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;

Вертикальная стратегия в апогее династии: Сильный Китай наступает на соседей «в союзе с далекими против близких»;

Комбинационная стратегия смена союзников как перчаток;

Сочетание военных и дипломатических методов: «пером и мечом надо действовать одновременно»;

- «использование яда в качестве противоядия» (варваров против варваров);

Симуляция слабости: «прикинувшись девицей, броситься, как тигр в открытые двери».

Резюмируя все вше сказанное, приходим к следующим выводам:

Дипломатию игру без правил Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход, в качестве своего рода дипломатического каратэ, неизбежно фатальной для противников Поднебесной.

Стратагема это особый стратегический план, в котором для противника заложена ловушка. Соответственно, дипломатическая стратагема сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики.

Философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность; умение не только рассчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре именно в этом заключена дипломатическая стратагема Китая основное средство борьбы с внешними врагами государства в период Средневековья.

В современных условиях китайская дипломатия умело использует некоторые приемы из богатого арсенала «китайских переговорных церемоний» для улаживания межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Список литературы

1. Говоров, Ю.Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю.Л. Говоров. М., 2003.

2. Исмаилова, С. Всемирная история / С. Исмаилова. М., 1996.

3. Поляк, Г.Б. Всемирная история: учеб. для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. М., 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование политических взаимоотношений между государствами Западной Европы в период средневековья. Анализ проблемы устойчивости границ. Сущность властных полномочий. Роль религиозного фактора в дипломатии. Изучение методов ведения международных дел.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2017

    Экономические и политические ресурсы Китайской Народной Республики. Взаимоотношения Китая с пограничными государствами и основными партнерами. Характеристика деятельности Китая на международной арене. Особенности взаимоотношений между Россией и Китаем.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2017

    Роль многосторонней дипломатии в подготовке общеевропейского совещания. Основные этапы эволюции ОБСЕ и её механизмов многосторонней дипломатии. Форумы многосторонней дипломатии СБСЕ в преодолении "холодной войны". Состав организации как уникальность ОБСЕ.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2015

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Характеристика и особенности отношений Китая со странами мира. Отличительные черты экономики КНР, которая ориентирована на экспорт товаров широкого потребления. Главные положения военной доктрины, политики энергобезопасности и внутренней политики Китая.

    эссе , добавлен 26.03.2010

    Формирование мировоззрения К. Токаева и выбор профессии дипломата. Научно-исследовательская деятельность. Взгляды К. Токаева по основным проблемам казахстанской дипломатии и международным отношениям в целом. "Советский период" в карьере дипломата.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Современная ситуация в Северо-Восточной Азии (СВА). Значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА. Роль США и Китая в СВА. Становление "северной дипломатии" Кореи. "Политика мира и процветания" Но Му Хёна. Перспективы межкорейского диалога.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

    Особенности формирования мирохозяйственного курса КНР. Возрождение и модернизация традиций Китая, причины хозяйственного подъема и роль политических мотивов. Сущность китайской внешнеэкономической политики и борьба Китая за мирохозяйственные позиции.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2009

    Экономическое сотрудничество между государствами как основа современной глобализации. США и Евросоюз - два центра глобального геополитического притяжения. Инструменты экономической дипломатии, направленные на укрепление экономических отношений.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Истоки возникновения марксизма в Китае. Предпосылки особого пути развития Китая. Обзор и характеристика внутренних проблем современного Китая. Особенности социальной политики современного Китая и экономических преобразований последних десятилетий.

ДИПЛОМАТИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Традиционная дипломатия Китая

Осмысление современного внешнеполитического механизма КНР, а также понимание китайцами своего места в сегодняшнем мире невозможны без ретроспективного анализа истории международной политики Китая. Дело в том, что циви-лизационные особенности Китая накладывали отпечаток на его отношения с далекими и ближними соседями, отличавшиеся от практики взаимоотношений «наций-государств» в Европе.

Китайская дипломатия может похвастаться богатыми историческими традициями, которые насчитывают не одно тысячелетие. Дипломатическое искусство в Китае зародилось намного раньше, чем в европейских странах (здесь не берется дипломатия древних Рима, Греции, Египта и ряда других стран). Среди персонажей китайской истории дипломаты традиционно занимали не менее почетное место, чем герои полководцы или выдающиеся деятели китайской культуры древности. В истории же политической мысли Китая дипломатия рассматривалась как часть политической культуры общества, как одно из важнейших орудий защиты интересов государства.

Один из постулатов китайской дипломатии «использовать древность для современности» возник не случайно. Если «национализм» в его европейских формах исходит из уникальности и безусловной ценности своих собственных национальных культур, то китайский «национализм» базируется на уверенности в культурном превосходстве и универсальной применимости традиционных ценностей Китая. Щей превосходства китайской нации, китайской культуры над другими народами и культурами составляли основу китаецентристского догмата внешней политики китайских империй.

Период оформления идейно-теоретических основ традиционной китайской дипломатии относится к глубокой древности: к VIII-III вв. до н.э. С созданием две с половиной тысячи лет назад единой империи китаецентризм становится идейным фундаментом для любых внешнеполитических доктрин. Китайский император - «сын Неба» - стал представляться в виде единственного устроителя миропорядка на земле, выступал в качестве верховного владыки, обладающего «небесным мандатом» на правление не только Китаем, но и всей Поднебесной, то есть известным в те времена древним китайцам земным кругом.

Именно в период V-III вв. до н.э. создаются и отрабатываются внешнеполитические доктрины, методы государственных контактов, в частности «союзы с дальними царствами против ближнего царства», подкуп администрации, обман, шантаж и тому подобное, которые впоследствии войдут в арсенал дипломатических средств императорского Китая*.

* Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М, 1981. С. 135.

Конфуцианство несло в себе идею мессианского гегемонизма Китая по отношению к «варварам». Категории конфуцианства, в частности, «человеколюбие» не распространялось на «варваров», по отношению к которым в силу их «этнической неполноценности» можно было быть менее разборчивыми в средствах и методах и даже «относиться к ним как к диким зверям и птицам». Подразумевалось, что под воздействием китайской цивилизации «живущие среди полыни» должны были достичь «китайского» уровня развития. До тех пор пока эти «кандидаты» в китайцы «остаются иноземцами», их нужно «усмирять» вооруженной силой.

Идея о превосходстве цивилизации Срединного государства над всем миром наложила особый отпечаток на китайскую дипломатию. Практика отношений между «срединной империей» и «варварами четырех сторон» окончательно сложилась в классическую «данническую систему вассалитета» к эпохе Суй и Тан (VI-X вв.). Эта эпоха считалась «золотым веком» китайской цивилизации. И позднее все государства, вступавшие в дипломатические отношения, например, с Цинской империей (1644-1911 гг.), рассматривались как даннические, не являющимися равноправными партнерами Китая в международном общении.

Даже прием иностранных послов при дворе китайских правителей должен был свидетельствовать о «вассальной» зависимости всех стран и народов от китайских императоров. Главной частью дипломатического протокола была церемония «коутоу»* - «три раза встать на колени и девять раз совершить земной поклон», причем иногда даже не перед самим императором, а перед табличкой с его именем. Тот, кто исполнял эти поклоны и другие процедуры, тем самым признавал себя и свое государство «данником» китайского монарха. Отказывавшиеся исполнять эти процедуры иностранные представители не принимались при дворе, и их миссии в Китае, как правило, оказывались безрезультатными. Так, первая официальная посольская миссия России в Китае под руководствам Ф.И.Байкова в 1656 г. окончилась неудачей именно потому, что Байков отказался отдать присланные с ним грамоту царя Алексея Михайловича и подарки кому-либо, кроме императора, и выполнить обряд «коутоу». В дальнейшем российские послы стали выполнять китайский протокольный церемониал и принимались императором.

* Мясников B.C. Договорными статьями утвердили. Хабаровск-М., 1997. С. 84.

Значительную роль в идеологическом подкреплении внешней политики играли исторические прецеденты. Династийные хроники, многочисленные исторические сочинения на протяжении тысячелетий заботливо систематизировали весь накапливавшийся опыт дипломатии, делали его доступным потомкам. Во многих случаях «законность» дипломатических и военных мероприятий обосновывалась ссылками на прецеденты из «исторических реестров», определенных иногда много веков назад. Следуя за традиционной историографией, китайская дипломатия рассматривала взаимоотношения с тем или иным соседом иногда за тысячу и более лет, отыскивая нужные ей прецеденты.

Большое значение в китайской дипломатии придавалось предварительным расчетам для осуществления военных и политических акций: «Если методы управления основаны на предварительном расчете, то независимо от того будет ли одаренный военачальник или военачальник, уступающий вражескому, - победа обеспечена». Существенный вклад в разработку основ китайской дипломатии внес крупнейший военный мыслитель древнего Китая Сунь Цзы. Он считал залогом успешного осуществления предварительных расчетов правильный выбор времени, умение сосредоточить соответствующие силы на главном, единодушие исполнителей, осторожность, способность руководителя к самостоятельным действиям*.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР (60-е - начало 80-х годов). М., 1988. С. 28.

Но главное, что дал Сунь Цзы дипломатии Китая, это требование облекать предварительный расчет в форму стратегического плана, причем плана в котором была бы заключена для противника какая-либо ловушка или хитрость. Значение этого требования трудно недооценить. Китайская дипломатия за несколько столетий до нашей эры начала вырабатывать стратегические планы - стратагемы, что стало ее основным оружием на протяжении дальнейшей истории Китая.

Стратагемность на протяжении веков была характерной традиционной чертой китайской дипломатии. Дипломатическая стратагема - это нацеленный на решение крупной внешнеполитической задачи план, рассчитанный на длительный период и отвечающий государственным или национальным интересам страны. Отражением этого являлись такие принципы внешнеполитической стратегии, как «и-и чжи-и» - «господствовать над варварами, используя самих варваров», «юань-цзяо шинь-гун» - «привлекать дальних, нападать на ближних»*. При этом стратагемность китайской дипломатии подразумевает не только и не столько сиюминутные интересы государства, а стратегические, долгосрочные его интересы.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР. С. 31.

В 1962 г. Китай посетил известный египетский журналист. Он был принят Мао Цзэдуном. После этой встречи журналист рассказывал, что его поразили не конкретные высказывания Мао Цзэдуна по тем или иным вопросам внешней политики Китая, хотя это было очень интересно. Его поразило то, что китайцы мыслят категориями не одного дня, а категориями вечности*. Обеспечивая реализацию стратагемы, стратагемная дипломатия черпает средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, утверждающей, что цель оправдывает средства.

* Из личного архива.

Любопытно, что восприятие и осмысление в Китае политической практики других государств стало осуществляться также через призму стратагемности, то есть неизменно понималось как результат определенных замыслов и планов, направленных против Китая.

Определенная переоценка ценностей традиционной доктрины «вассалитета» произошла только тогда, когда впервые в истории «не сработал», да и уже не мог «сработать» принцип постепенной ассимиляции Китаем «варваров», пришедших на этот раз из Европы. Первая брешь в «системе вассалитета» была пробита в результате «опиумных» войн в 40-х и 60-х годах XIX в. Однако радикального перехода от традиционных «даннических» отношений к современным «договорным» отношениям так и не произошло. Уловкой цинского двора стало учреждение в Пекине в 1861 г. так называемой «Канцелярии по общему управлению делами различных стран» - «Цзунли ямынь», некомпетентного и далекого от ответственности органа. Лишь после подавления восстания «ихэтуаней» ^боксерского восстания») в 1901 г., вместо «Цзунли ямынь», создается Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Но идеи китаецентризма не торопились уходить из внешнеполитической деятельности Китая.

Интересна характеристика дипломатической практики Китайской империи, которую дал великий революционер-демократ Сунь Ятсен: «Китайский придворный и дипломатический этикет до такой степени тонок и изыскан, что достаточно видоизменения одного слога, чтобы превратить сообщение, обращенное к иностранцу, из комплемента в обиду. К этому и направлены старания во всех сношениях с иностранцами, и нужно очень основательное знание китайской литературы и культуры, чтобы быть вполне уверенным, что то или иное обращение к иностранцу не доставило китайскому дипломату высочайшее наслаждение сознавать, что он оскорбил какого-нибудь высокопоставленного иноземца без ведома последнего. Этим способом китайский официал показывает в глазах окружающих свое превосходство и, наоборот, насколько ниже его стоят "чужеземные черти" - ян гуйцзы»*.

* Сунь Ятсен. Избранные произведения. 2-е изд. М., 1985. С. 76.

Становление дипломатии кнр

Современная китайская дипломатия формировалась еще задолго до образования в 1949 г. КНР, а именно в ходе контактов представителей Коммунистической партии в так называемых освобожденных районах с правящей тогда в Китае партией Гоминьдан и с представителями различных государств, находившихся в столице освобожденных районов - городе Яньани, включая представителей Советского Союза, Соединенных Штатов и некоторых других.

Таким образом, к моменту создания в 1949 г. Китайской Народной Республики у руководителей нового Китая уже был определенный дипломатический опыт. Он как бы синтезировал в себе не только разноплановые теоретические положения, в том числе древности, но и достаточно продолжительную политическую практику в ходе революционной деятельности Коммунистической партии Китая в ее зарубежных контактах как с Советским Союзом, так и с некоторыми западными странами, прежде всего с Соединенными Штатами.

С образованием КНР исключительно остро встал вопрос о кадрах специалистов для дипломатической работы. При комплектовании Министерства иностранных дел в него пришли в первую очередь политработники Народно-освободительной армии Китая, участники гражданской войны - Хань Нянь-лун, Ван Юпин и ряд других. Другую группу составляли работники органов пропаганды, журналисты - Цяо Гуаньхуа, Хуан Хуа.

Почти сразу после провозглашения КНР создается Пекинский Народный университет. При нем был открыт дипломатический факультет, преобразованный в 1955 г. в Пекинский дипломатический институт. Среди основных дисциплин, преподававшихся будущим дипломатам, был и курс лекций по истории китайской дипломатии, подготовленный коллективом преподавателей кафедры международных отношений. Группой советских студентов, учившихся в 1954-1956 гг. в этих учебных заведениях, был сделан перевод лекций на русский язык. Курс лекций был первой попыткой дать систематизированный очерк истории внешних связей Китая, его дипломатии в новое и новейшее время. Применительно к истории страны студентам объясняли, что важнейшей формой международных связей Китая были его отношения как «верховного правителя мира», как «Поднебесной» с соседями - «вассалами». Период первой половины XIX - начала XX в. характеризуется ослаблением Китая, и как следствие этого самоизоляцией Китая от внешнего мира. Исторически Китай того периода представлялся студентам как пострадавшая сторона, как объект грабительской политики империалистических держав. В то же время замалчивался агрессивный характер внешней политики китайских империй, особенно маньчжурской, цинской лшпе-рии (1644-1911). В ходе учебы проводился тезис, который, перефразируя известный постулат британской дипломатии, звучал: «У Китая нет ни врагов, ни друзей. У него есть лишь собственные интересы». При переиздании этих лекций в 1957 г. в них были внесены некоторые редакционные поправки.

Нельзя не упомянуть, что для подготовки преподавателей и студентов Пекинского дипломатического института (ПДИ) в Китай были приглашены известные советские специалисты-международники: академик Н.Иноземцев, профессора Н.Сидоров, Л.Кутаков и ряд других. Это был хороший период сотрудничества двух ведущих вузов СССР и Китая (ПДИ и МГИМО), готовивших дипломатические кадры для своих стран.

Если говорить о нынешней дипломатии Китайской Народной Республики, то считается, что основы внешнеполитического курса КНР были разработаны Мао Цзэдуном, председателем ЦК Компартии Китая, и Чжоу Эньлаем, премьером Госсовета КНР.

Мао Цзэдун, более склонный к традиционной дипломатии, вместе с тем явился творцом линии на независимость и самостоятельность китайской внешней политики, придал ей деловой и реалистический характер, сформулировал так называемое линию масс и теорию трех миров - капиталистический, социалистический и «третий мир» развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Однако своеобразным отцом-основателем дипломатической службы народного Китая можно с полным основанием считать Чжоу Эньлая. Опыт переговоров он накапливал, в частности, в ходе участия в урегулировании «Сианьского инцидента», связанного с арестом Чан Кайши мятежными генералами Чжан Сюэляном и Ян Хунчэном в декабре 1936 г., в переговорах между Компартией Китая и Гоминьданом в Чун-цине в августе-октябре 1945 г. Еще до победы революции в Китае для Чжоу Эньлая было свойственно усваивать все то полезное, что он замечал в дипломатическом поведении тех или иных иностранцев. Так, в декабре 1945 г. в Яньань, центр освобожденных районов, прибыла американская миссия, возглавлявшаяся Дж.С.Маршалом, с которой Чжоу Эньлай в течение четырех дней вел переговоры. «Лично я извлек четыре урока из этих переговоров, - говорил впоследствии Чжоу Эньлай. - Каждая сторона должна подходить к другой с взаимным пониманием, а не с взаимной враждой. Стороны должны вести дискуссию на двусторонней основе, не допуская диктата одной стороны. Они должны идти на уступки и требовать - и что более важно - они должны идти на уступки прежде, чем выдвигать требования. Они должны состязаться лишь в том, кто быстрее сможет урегулировать затруднения»*. Хороший урок извлек будущий премьер КНР из переговоров с американцами. К сожалению, китайская сторона не всегда следовала этому пониманию Чжоу Эньлая.

* Мясников B.C. Краткий очерк истории дипломатии КНР. С. 45.

С первых же дней существования КНР Чжоу Эньлай, будучи Премьером Госсовета КНР, возглавил по совместительству и дипломатическое ведомство нового Китая. Даже когда в феврале 1958 г. Чжоу Эньлай передал Министерство иностранных дел в руки маршала Чэнь И, он продолжал оставаться фактическим руководителем внешней политики Китая. Чжоу Эньлай был одним из немногих китайских руководителей, который до своей кончины в 1976 г. довольно регулярно и часто совершал поездки в зарубежные страны. Для сравнения, Мао Цзэдун выезжал за рубеж лишь дважды, причем оба раза в Москву. В Советском Союзе побывал Председатель КНР Лю Шаоци, нанесший также в 1963 г. визиты в Бирму, Камбоджу и Индонезию.

В качестве вклада Чжоу Эньлая рассматривается утверждение им в дипломатии Китая подхода, при котором отношения Китая с зарубежными странами определяются прежде всего его государственными интересами, а затем уже общностью или различием идеологии и общественного строя. Вместе с премьер-министрами Индии Дж.Неру и Бирмы У Ну он сформулировал «пять принципов мирного сосуществования» и добился их утверждения в качестве основ международных отношений на Бандунгской конференции в 1955 г. Чжоу Энь-лаю принадлежит заслуга в деле разработки и дальнейшего развития «народной дипломатии» КНР, т.е. дипломатии, осуществляемой по линии общественных организаций и обменов людьми. Главной особенностью дипломатии Чжоу Эньлая считается также выдвинутый им принцип «цю-тун цунь-и» - «находить общее, несмотря на существующие различия». Благодаря усилиям Чжоу Эньлая удалось сохранить костяк кадрового состава и оградить МИД от бесчинств «хунвэйбинов» в деструктивный период «культурной революции» и обеспечить преемственность и стабильность внешнеполитического курса страны.

Свой вклад в дипломатию Китая внес и Дэн Сяопин, разработавший направления международной деятельности страны с середины 80-х годов. Он являлся автором установки «одно государство - две системы» как способа решения «оставленных историей проблем», конкретно применительно к Гонконгу и Макао, а также к Тайваню. Ему принадлежит тезис о том, что мир и развитие являются основными проблемами в современных международных отношениях. Он - инициатор курса «реформы внутри страны, открытость перед внешним миром», в котором органически увязаны воедино внутренняя и внешняя политика КНР, постановка внешней политики Китая на службу внутренней, осуществление «открытости» как основной формы государственной линии КНР на международной арене. Прагматику Дэн Сяопину принадлежит высказывание: «Не важно, какого цвета кошка - белого или черного, главное - чтобы она мышей ловила».

Дипломатия другой восточной страны - Китая также носит очень специфическии и своеобразный характер и заслуживает отдельного рассмотрения.

Она исторически претерпевала серьезные измене­ния в зависимости от обстановки и задач, которые стояли перед страной.

Вот, например, как Чжоу Эньлай в 1949 г. характеризовал ки­тайскую дипломатию: «Если раньше мы придерживались курса не­признания капиталистических стран и их дипломатических пред­ставительств в Китае, то есть дипломатии свободных рук, то сейчас при взятии центральной власти в свои руки нам придется избрать дипломатию полусвободных рук, то есть в отдельных случаях вступать с ними в фактические связи» 1 .

Затем Китай перешел к дипломатии полностью свободных рук и часто строил свою внешнеполитическую линию, исходя из стремления отвлечь народ от внутренних трудностей.

Наметился при этом и свой стиль переговоров - повторяя изо дня в день одну и туже позицию (50-е «серьезное предупреждение»), искусственно создавая тупики в переговорах, вынудить партнера при­нять китайские условия, а в случае отказа возложить ответственность на другую сторону, обвинив ее в нежелании пойти на компромисс.

Когда же это было нужно и выгодно Китаю, дипломатия страны проводила архигибкую линию. Занимая жесткую позицию в отно­шении Тайваня («есть один Китай»), китайская дипломатия затем давала понять намеками (иногда через третьих лиц) США и Япо­нии, что Тайвань не главное препятствие при решении двусторон­них проблем. И как всегда находилось для этого броское определе­ние «Тайвань может подождать».

Китайский национальный стиль переговоров отличается и дру­гими особенностями. В делегации партнера китайцы обычно выде­ляют людей, которые выражают им симпатию, и стараются через них оказать влияние на позицию другой стороны. Окончательные решения принимаются китайской стороной обычно не за столом переговоров, а дома, после обсуждения. В китайских делегациях обычно много экспертов по различным вопросам и потому ее чис­ленность оказывается достаточно большой. Уступки китайцы де­лают обычно в конце переговоров, ошибки, допущенные партнера­ми, умело используют".

Китайские дипломаты очень успешно использовали заинтере­сованность иностранных государств в рынках сбыта («Китай - самый большой рынок сбыта!»), рассматривая заключенные ими торговые соглашения, контракты как первый шаг сначала к норма­лизации, а потом к расширению двусторонних политических отно­шений. Когда у КНР не было дипломатических связей с рядом стран Запада, она мастерски использовала дипломатию спортив­ных связей (пинг-понговая дипломатия 60-х годов) для того, чтобы показать, что связи есть и их можно расширить для пригла­шения в Пекин представителей западной интеллигенции, народ­ной дипломатии и т.д. Впрочем, этот метод они, возможно, заимст­вовали и у нас, так как мы также широко использовали так назы­ваемую народную дипломатию.

В последнее десятилетие китайская дипломатия активно ис­пользует как трибуну ООН во время сессий Генеральной Ассам­блеи, так и заседания Совета Безопасности. При этом для нее ха­рактерна самостоятельность позиции, она, как правило, не огляды­вается на позиции других стран, а проводит свою собственную, самостоятельную линию. Она не опасается, голосуя по принципи­альным вопросам, применять право вето, даже если государства, с которыми у нее тесные отношения, поддерживают другую резолю­цию. Ее делегаты обычно хорошо и аргументированно отстаивают свою позицию. чаев отпала необходимость сбора посольствами фактической ин­формации, которая может быть получена другим путем, и, прежде всего, той, которая передается по всем каналам мировых средств массовой информации, (Впрочем, я сам в этом сомневаюсь, так как любая информация стоит денег, а расходы на дипломатическую службу, а в особенности в России, сокращаются, кроме того, я знаю, что многие западные посольства в Москве сами собирают не­обходимую для них коммерческую информацию).

Выступавший от имени России заместитель министра ино­странных дел С.Б. Крылов подчеркнул, что дипломаты, условно говоря, должны стать коммивояжерами в их задачу входит демон­страция возможности торгового сотрудничества, осуществление крупных экономических проектов".

В прошлом наиболее активную торговую дипломатию проводи­ли, прежде всего, те страны, которые жили от внешней торговли. Так, Питт Младший, премьер-министр Англии (1759-1806 гг.) го­ворил: «Британская политика - это британская торговля». Прус­сия в 20-30-х годах прошлого столетия добилась своего влияния в Германии благодаря созданию таможенного союза, из которого была исключена Австрия, главный ее конкурент. В настоящее время к странам, которые особенно заинтересованы в активной экономической дипломатии, нужно отнести «большую восьмерку» (отсюда и ежегодный экономический саммит), страны СНГ - прежде всего Украину и Белоруссию, для которых проблема экс­порта является первостепенной.

1Тихвинский С. Л. Путь Китая к объединению и независимости: 1898-1949. - М„ 1996. - С. 467.

по отношению к трем предыдущим является своего рода «несовместимость». Дхарма не может быть смешана ни с либерализмом, ни с социализмом, ни с национализмом. Она, существует «параллельно», т. к. для нее отсутствует противопоставление сфер жизни общества, противопоставление природного, социального и индивидуального. Тем не менее, она содержит в себе элементы ведущих ценностей всех трех доктрин.

Примечания

1 См.: Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bjp.org/.

2 См.: Andersen, W. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsevak Sangh and Hindu Revivalism / Walter K. Andersen, Shridhar D. Damle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/the_brotherhood_in_saffron:_ the _ rashtriya _ swayamsevak_ sangh_and_hindu_revivalism.

3" Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.bjp.org/.

4 См.: Pre-occupation with materialism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en/wikipedia/org/wiki/Integral_humanism.

Валерий Ким Екатерина Иванченко

Некоторые особенности дипломатии Китая в период средневековья

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал среди варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке1. Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия2.

Известно, что китайцы - одни из самых обходительных людей во всем мире, их корректность в деловой сфере и коммуникабельность в обычной жизни часто становятся темами для многочисленных научных трудов. Период Средневековья стал для Китая эпохой различных затяжных войн и длительных межэтнических контактов. Расширение пределов государства, увеличение данников из числа иноземных правителей было целью внешней политики множества династий, сменявших друг друга на политической арене Китая. Неоднократные войны сменялись периодами неустойчивого перемирия.

Используя сведения об особенностях китайской дипломатии, которые приведены далее, можно избежать многочисленных просчетов при межэтнических контактах с китайцами в современных международных отношениях.

Ретроспективный экскурс в политику Китая в период Средневековья показывает, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средне-вековье3. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецар-

ствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй - на севере, Шу - в центральной части и У - на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и Южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Укрепление централизованной власти происходит в 20-х гг. V в. после основания здесь империи Южная Сун и в 30-х гг. V в. - на севере, где усиливается империя Северная Вэй, в которой стремление к установлению единой китайской государственности было выражено сильнее. В 581 г. на севере произошел государственный переворот: полководец Ян Цзянь отстранил императора и переменил название государства Суй. В 589 г. он подчинил своей власти южное государство и впервые после четырехсотлетнего периода раздробленности восстановил политическое единство страны.

Если же говорить об особенностях развития политических связей Китая с другими государствами в более поздний период, то необходимо отметить, что в XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела и захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 год в страны Юго-Восточной Азии, Индии, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 - около 1434). В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей (это путешествие совершено за 100 лет до открытия Колумбом Америки, причем флагманский корабль Чжэн Хэ превосходил в два с лишним раза по размерам знаменитую «Санта Марию» Колумба). Целью вояжа было установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей. Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензию на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Анализируя особенности тайной и официальной китайской дипломатии в Средние века, делаем вывод, что она исходила из концепции «предопределенного менталитета» остального мира от Китая, поскольку «Небо над миром одно, Мандат Неба выдан императору, следовательно, весь остальной мир - вассал Китая. Император получил ясный приказ Неба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Земля и Небо, существует и деление на поданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях с иностранцами...»

О сути такого «определенного порядка» говорит иероглиф «фань», обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев, их страна - круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые «фань», относиться к которым гуманно нельзя, поскольку «принцип морали для управления Китаем, принцип нападения - для

управления варварами». Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались следующие названия: Аньдун (Смиренный Восток), Аннань (Смиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как что-то периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической и китае-центрической догмой, которая, возможно, и по сей день дает о себе знать в менталитете китайцев.

На практике апологеты «предопределенного вассалитета» удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязанностями «вассала» были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение «вассалом» еще более ценных подарков от императора, именуемых «милостью и жалованьем».

Объясняется данный феномен китайской дипломатии тем, что концепция «предопределенного вассалитета» была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета - дополнительное доказательство власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней «все иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государства спешат стать вассалами, принести дань и узреть Сына Неба». Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс, в стремлении большинства стран «приобщиться к цивилизации» нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жестокой налоговой эксплуатации: «Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства».

С целью усиления психолого-идеологического воздействия в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом «коу-тоу», просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 преклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: «Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая». Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизованна, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво». Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как «недостаточное обращение русских к цивилизации». Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что «Русь не вассал, но обычай переменить нельзя». На что Спафарий ответил: «Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью». Посол уезжал из Китая с убеждением, что «они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой».

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия - с двойным дном (тайная дипломатия в двух странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма и его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он постоянно исходил из того, что «дипломатия - альтернатива войне»: «сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого».

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

Горизонтальная стратегия - в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом, соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;

Вертикальная стратегия - в апогее династии: Сильный Китай наступает на соседей «в союзе с далекими против близких»;

Комбинационная стратегия - смена союзников как перчаток;

Сочетание военных и дипломатических методов: «пером и мечом надо действовать одновременно»;

- «использование яда в качестве противоядия» (варваров против варваров);

Симуляция слабости: «прикинувшись девицей, броситься, как тигр в открытые двери».

Резюмируя все вше сказанное, приходим к следующим выводам:

Дипломатию - игру без правил - Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход, в качестве своего рода дипломатического каратэ, неизбежно фатальной для противников Поднебесной.

Стратагема - это особый стратегический план, в котором для противника заложена ловушка. Соответственно, дипломатическая стратагема - сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики.

Философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность; умение не только рассчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре -именно в этом заключена дипломатическая стратагема Китая - основное средство борьбы с внешними врагами государства в период Средневековья.

В современных условиях китайская дипломатия умело использует некоторые приемы из богатого арсенала «китайских переговорных церемоний» для улаживания межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Примечания

1 Говоров, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние века / Ю. Л. Говоров. -М., 2003.

2 Исмаилова, С. Всемирная история / С. Исмаилова. - М., 1996.

3 Поляк, Г. Б. Всемирная история: учеб. для вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова. -М., 2005.