Последние статьи
Домой / Заработок / Что относится к органам повседневного управления рсчс. Постоянно действующими органами повседневного управления рсчс являются. Координирующие органы рсчс

Что относится к органам повседневного управления рсчс. Постоянно действующими органами повседневного управления рсчс являются. Координирующие органы рсчс

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Организация и функционирование единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В 1992 году постановлением Правительства РФ "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" от 18 апреля 1992 г. N 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в последующем преобразованная в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). С созданием РСЧС были определены функции органов государственного управления РФ по предупреждению и ликвидации ЧС, на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по ЧС или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения в готовность ГКЧС России (так называлось МЧС РФ) к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев. Была утверждена Федеральная целевая Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, принятая Постановлением Правительства РФ № 43 от 16 января 1995г.


РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.


Правовую основу деятельности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) составляют Конституция РФ, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие федеральные законы, Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.


Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяет порядок организации и функционирования РСЧС. В соответствии с Положением, РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.


Другими словами, функциональные подсистемы создаются в различных министерствах РФ с целью защиты населения и территорий от ЧС, и их деятельность распространяется на основную сферу деятельность их министерства, т.е. почти каждое федеральное министерство имеет в своем составе департамент, отдел или другую структуру, в функцию которой входит предупреждение и ликвидация ЧС в сфере деятельности данного министерства. Например, в министерством транспорта РФ создана Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, которая действует на различных уровнях РСЧС. В частности, на объектовом уровне в г. Мичуринске, железнодорожной станции Кочетовка функционирует Восстановительный поезд - эта структура занимается ликвидацией ЧС на железной дороге, возникших в результате аварий и катастроф.


На станции Кочетовка-2 функционирует ведомственная пожарная охрана, основной задачей которой является предупреждение и ликвидация пожаров на ведомственных предприятиях мичуринского отделения железной дороги. Другой пример - Министерство сельского хозяйства РФ (федеральный орган исполнительной власти) создало следующие функциональные подсистемы - защиты сельскохозяйственных животных, защиты сельскохозяйственных растений, предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.


Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.


Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, территориальная подсистема РСЧС республики Карелия, в нее входят республиканские звенья, силы и средства районов и крупных предприятий Карелии.


Основными задачами РСЧС являются:
1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
10. ликвидация ЧС;
11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.


Координационными органами единой системы являются:
1. на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти (министерств);
2. на межрегиональном уровне - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
3. на региональном (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
4. на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
5. на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.


Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
1. на федеральном уровне - МЧС Росси, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
2. на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3. на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
4. на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
5. на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.


Органами повседневного управления единой системы являются:
1. центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
2. центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
3. центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
4. единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
5. дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).


К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.


В состав сил и средств каждого уровня единой системы (РСЧС) входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил составляют аварийно-спасательные службы (далее АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.


Для ликвидации ЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:

  1. резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;
  2. запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
  3. резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  4. резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.


Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ), органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года №1011).

На региональный центр мчс России возлагаются следующие основные задачи:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;

Участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;

Осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

Планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

Осуществление закупок материально – технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно - табельной потребности;

Осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

Обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, главные управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000г. №436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровне являются:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

Поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС.

Планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и контроль за их выполнением;

Разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне – нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в установленном порядке сбора обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляет создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления; пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно – дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно – диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти организаций.

Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления РСЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы и оперативные группы .

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

Максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

Оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

сопряжением систем оповещения в связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации;

Заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

Заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно – техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления РСЧС.

В системе связи МЧС России используется линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего использования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно – управляющая система РСЧС.

Второй учебный вопрос : « Пункты управления, их назначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности».

Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период.

По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом, постоянный состав включает в себя штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС,

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляется к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи с загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В необходимых случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищенные рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов;

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио – и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС и ОПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечению его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.

Загородные запасные ПУ в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно – штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должно быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧС и ОПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненным органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ – на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует ПУ на базе кузововконтейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н (Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. в состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанция транкинговой связи обеспечивает выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В положение о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ;

При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.

При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:

Техническое состояние ПУ;

Состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;

Общие вопросы организации управления с ПУ;

Организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;

Возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;

Состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;

Состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;

Мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;

Состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;

Общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);

Готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.

На ППУ – на:

Общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;

Состав и назначение элементов ППУ;

возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;

Состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;

Состояние техники связи и организация связи с ППУ;

Организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.

Координирующими органами являются:

- на федеральном уровне - Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС;

- на ре­гиональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

- на территориальном, местном и объектовом уровне - комиссии по ЧС (КЧС).

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУГОЧС) являются:

- на феде­ральном уровне - Министерство по делам ГОЧС;

- на региональном уровне - региональные центры (РЦ);

- на территориальном и местном уровнях - ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, Органы управления по делам ГОЧС;

- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются:

Цен­тры управления в кризисных ситуациях;

Оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС;

Дежурно-диспетчерские службы органов исполни­тельной власти (ДДС).

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных (в мирное время – повседневных; в военное время – запасных) и подвиж­ных пунктов управления (воздушных и мобильных).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) - ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

2.1.3 Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС:

· службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах;

· формирования Госсанэпиднад­зора России;

· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· геофизическая служба РАН;

· оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;

· учреждения и агентства по мониторингу ЧС;

· учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

1) части и подразделения МЧС:

Поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;



Противопожарные части и подразделения;

Войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

2) специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

3) сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

4) бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

5) профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на:

- сводные отряды (команды, группы) - предназначены для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ;

- спасательные формирования - выпол­няют в основном спасательные работы.

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

2.1.4 Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

· центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС;

· информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

· инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС

субъектов Российской Фе­дерации;

· абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС;

· информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС, вводимых решением соответствующих орнанов исполнительной власти в пределах конкретной территории:

I. Режим повседневной деятельности : функционирование системы при нормальной,

отсутствии эпидемий, эпизодий и эмпифитомий, ведения долгосрочных работ по

ликвидации последствий катастроф, стихийных и иных бедствий.

II. Режим повышенной готовности : функционирование системы при ухудшении

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при

получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

III. Чрезвычайный режим : функционирование системы при возникновении и ликвидации

ЧС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

С целью закрепления изученного материала и самоконтроля степени его усвоения необходимо выполнить следующие устные контрольные задания и ответить на следующие вопросы:

1) Для чего предназначена РСЧС?

2) Что представляет из себя структура РСЧС?

3) Какие уровни и подсистемы входят в РЧС?.

4) Перечислите основные задачи РСЧС.

5) Дайте краткую характеристику и назначение органов управления РСЧС.

6) Какими основными силами и средствами располагает РСЧС?

7) Что включает в себя информационно-управляющая система РСЧС?

8) Сколько предусмотрено нормативных режимов функционирования РСЧС?

Литература по теме «Единая российская государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС (РСЧС)»:

1. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник: около 6000 слов /

Л.Н.Горбунова, А.А.Калинин, В.Я.Кондрасенко и др.; Под общ. ред. О.Н.Русака,

К.Д.Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 799 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высш

3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов педвузов. / Сост.

И.А. Кувшинова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 175 с.

4. Безопасность деятельности : Энциклопедический словарь / Под ред. засл. деят. науки и

техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н.Русака. – СПб.: Информационно-издательское

агентство «ЛИК», 2003. – 504 с.

5. Емельянов В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

жизнедеятельности, 1999. - № 3. – С.67-70.

6. «О мерах подго­товки населения в области защиты

7. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения

8. Положение «О подго­товке населения в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций

природного и техногенного характера» (Утверждено Постановлением Правительства

9. Постановление Правительства РФ «О подго­товке населения в области защиты от

чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» № 547 от 04.09.2003 г.

10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / Под ред. В А. Воробьева.

МЧС РФ. М., 2002.

11. Указ Президента Российской Федерации «Осно­вы единой государственной политики в

области гражданской обороны на период до 2010 г.». М., 2003 г.

12. Федеральные законы Российской Федерации:

· «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного

· и техногенного характера», 1994 год..