Последние статьи
Домой / Заработок / Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам. Легендарные электроклавиши. Hammond Organ Hammond organ b3 габариты см

Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам. Легендарные электроклавиши. Hammond Organ Hammond organ b3 габариты см

Хаммонд орган - знатная мебель ! Приобретая эту вещь, вы подчеркиваете свой социальный статус . Еще бы) Ведь сей девайсик стоит в треть двухкомнатной квартиры по нынешним ценам. И это не считая необходимого атрибута - лесли-кабинета . В общем, дядьки, это та штука, которая должна стоять у больших и важных мужчин, например, в гостиной, ну или у себя в музкомнате. Коллекционеров - в топку - инструмент должен работать .

Начнем-с с начинки ... Первое, на что нужно обратить внимание - инструмент полностью аналоговый . То есть весь звук генерируется нецифровыми устройствами, а в данном случае - электромеханикой. Электромеханика имеет вид сквозного вращающегося вала , на котором расположены волосатые диски с контактами, подведенные к каждой клавише. Если инструмент замученный, то это легко проверяется на слух (состояние этих дисков).
На фото, в верхней секции слева мотор, вращающий вал, в нижней секции - блок питания и выходы с усилителя.
Хаммонд, как и прочие инструменты подлежит настройке .

Существует несколько видов Хаммондов, как цифровых, так и аналоговых... Ну естественно же я пишу о легендарных аналоговых моделях типа B-3 или C-3 с кабинетом Лесли , которые создали хрестоматию звучания рок"н"ролла, да и вообще рок-музыки в целом.

Сам лесли-кабинет представляет собой колонку с динамиками внутри и двигателями, которые вращательным методом создают эффект вибрато. Простыми словами - там вращаются динамики и заслонки . Как правило кабинет мощностью 40Вт.

Есть косяк - орган создан и эксплуатировался/ется в пендосии, где сетевое напряжение 110В , поэтому, если вы хотите сохранить аутентичность агрегата (не вносить изменений в питающую схему) - запаситесь полукиловатным преобразователем сетевого питания .
Второй косяк - это докуя места и неподъемный вес. Ладно уже сам орган, но к этой штуковине идет дополнительный гроб - кабинет Лесли (еще + ~3,5k зелени), без которого, в принципе, такие модели, как C3 и B3 звучать не будут , да и Лесли - это практически самая важная органная фишка рокнролла . Так что готовтесь, что данный мебельный декор будет занимать четверть вашей понтовой гостиной))

Многие осовремененные меломаны скажут, что Хаммонд - прошлый век ... ...ан нет! Сегодня постоянно можно услышать орган даже и у очень молодых групп и групп, от которых практически не ожидаешь использование оного (напр. Limp Bizkit). Часто мелькает инструмент в различных фьюжн, джаз и блюзовых командах - и очень клево мелькает! Например, я люблю, когда хаммонд звучит как настоящий паровоз !

Теперь немного о настройках...
В начале каждой клавиатуры (исключая педали-клавиши под ногами) имеются инверсно раскрашенные октавы - это пресеты , ткскзть, нерегулируемые настройки заданные мастером на заводе. Естественно их программировать нельзя )) Струмент ведь бородатого года!
Сверху над всеми клавиатурами находится самая интересная хренатень! - движки обертонов для каждой клавиатуры (по 9 движков на ручные клавиатуры и 2 движка обертонов на ноги). То есть орган можно настроить самым невоображаемым образом, если выдвигать движки на определенный уровень громкости обертона. Лично я люблю, когда он пронзителен и резинов) В дополнение к этому есть несколько переключателей, управляющих атакой, затуханием и фильтрацией. Под второй клавиатурой, слева - управлятор скоростью вибрато лесли-кабинета с двумя режимами slow и fast. Кстати, сам кабинет весьма хитро запускается:

Сначала стартуем движок тумблером START, потом включаем поддержку скорости RUN.

Клавиатура, хоть и добротно выполнена , но ничего общего не имеет с ощущениями на фоно, в виду отсутствия молоточковой системы . Она мягкая ровно настолько, насколько мягкие клавиши на каком-нить там малобюджетном пластиковом синтезаторе типа PSR.

В общем, игра на данном инструменте никак не сравнится с игрой на синтезированном хаммонде. Когда играешь на нем, то звук Лесли дает тебе бейсбольной битой по башке , что теряешь дар речи)

На Хаммонде можно играть руками и ногами ))) Кстати, к органу идет еще и весьма симпатичная скамеечка для музыканта из натурального лакированого дерева)
Каждый уважающий себя клавишник или состоявшийся музыкант просто обязан иметь у себя на студии или дома Хаммонд орган , но, к сожалению, это не всем по карману.

(электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года . Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле . Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.

Устройство

Hammond B3 и динамики Лесли

Ссылки

  • статья о «Хаммонд-органе» на obsolete.com
  • Hammond C3 и Leslie. Фотогалерея.
  • Настоящее Hammond органа - магазин восстановленных инструментов
  • HammondWiki - Внимание: материал ресурса HammondWiki защищён лицензией OPL, которая несовместима с лицензией GFDL. Копировать материалы сюда могут только авторы оригинальных статей.
  • - Орган Hammond.

Wikimedia Foundation . 2010 .

За 40 лет было выпущено несколько серий Hammond Organ , очень часто последующие модели органа не меняли внутреннего устройства, а лишь получали новый корпус, однако случались и заметные нововведения. Модели с колёсным тон-генератором можно разделить на два класса: полноразмерные (консольные) инструменты с большим корпусом и двумя 61-клавишными клавиатурами, или, как ещё говорят, мануалами, – для концертного применения, и портативные органы с двумя клавиатурами по 44 клавиши, - для домашнего музицирования.

Hammond A-102

Модель B была разработана в декабре 1936 года, ещё до того, как компания Hammond Clock Company сменила название на Hammond Instrument Company, и оборудовалась генератором эффекта хорус, включавшим в себя дополнительный набор звуковых колёс, немного отличавшийся по настройке от основного набора. Серии BV и CV , производившиеся с 1942 по 1949 год, получили устройства для эффекта вибрато. Считающиеся классическими модели B -3 и C -3 , с характерными для Hammond Оrgan перкуссионными эффектами, производились с 1955 по 1974 год, именно эти органы стали широко применяться джазовыми музыкантами, а с конца 60-х годов - огромным числом рок-исполнителей.


Hammond B-3

Несмотря на довольно крупные габариты инструмента, а также солидный вес – около 190 кг, клавишники рок-групп и в гастрольных турах не расставались со своими любимцами, благо конструкция позволяла разделить орган на две части для удобства транспортировки, ну, разве что большинство их традиционно отказывалось от педального блока AGO. Различия между B -3 и C -3 – косметические: В-3 установлен на четыре ножки, а С-3 предназначался для церквей и исполнительниц-женщин: требовалось, чтобы ноги музыкантов, и особенно - органисток в юбках, были прикрыты с трёх сторон сплошными панелями.


Hammond C-3

Стоимость Hammond B -3 с корпусом в ореховом исполнении составляла 2750 $, в вишнёвом – 2835 $. Звучание джазовых групп и органных трио, классический хард-рок Deep Purple , Rainbow , Whitesnake , Steppenwolf , Atomic Rooster , Grand Funk Railroad , прогрессив Yes , ELP , Pink Floyd , Camel , Kansas , блюз-рок The Allman Brothers Band , Tom Petty and the Heartbreakers , поп-рок Three Dog Night , Spencer Davis Group , арт-рок Colosseum : революционное для популярной музыки десятилетие с середины 60-х до середины 70-х годов невозможно вообразить без плотного, мерцающего, сверлящего звука органа Лоренса Хаммонда.


BOB DYLAN Like A Rolling Stone (Bob Dylan) 1965

Во время записи Диланом своей эпохальной песни в нью-йоркской студии Columbia Records случайно оказался Эл Купер ( Al Kooper , Alan Peter Kuperschmidt , 05.02.1944), сессионный гитарист, никогда прежде не игравший на органе, и даже не умевший его включать. На второй день тяжёлых и беспорядочных сессий, воспользовавшись тем, что продюсер Том Уилсон вышел из студии, Купер решился предложить Дилану простой, но запоминающийся органный рифф. Вернувшись в комнату контроля, Уилсон удивился, увидев Купера за хаммондом, но, несмотря на это, позволил ему сыграть. После первого дубля продюсер посоветовал Дилану вырезать партию органа из песни, однако тот, несмотря на протесты, лишь попросил сделать её погромче, и эта тема стала одной из самых знаменитых в рок-музыке. В том же году Купер вошел в состав группы Боба Дилана, но не в качестве гитариста, а как органист. Во время последнего выступления в туре 1966 года Дилан прямо перед тем, как они начали играть эту песню, кто-то из пуристов, ждавших от своего кумира слепого следования устоявшимся традициям фолка, прокричал " Иуды! " Дилан ответил: " Я не верю тебе, ты лжёшь " . После этого он повернулся к группе и приказал им: " " target="_blank">сыграйте охеренно громко! "

Помимо Дилана, Купер в качестве приглашённого клавишника принимал участие в записях альбомов Джими Хендрикса, The Rolling Stones и др. Он также основал собственный рекорд-лейбл Sounds Of The Sounds , который впоследствии помог добиться известности группе Lynyrd Skynyrd , организовал группы The Blues Project и Blood , Sweat And Tears .

RHODA SCOTT Moanin" (Bobby Timmons) 1972


Старшая дочь в семье странствующего проповедника, Рода Скотт ( Rhoda Scott , 03.07.1938) выросла, постоянно переезжая, в атмосфере негритянских церковных общин. С восьми лет пела спиричуэлс и госпел на богослужениях, и уже тогда открылось её музыкальное призвание, все отмечали вокальные данные Роды и редкое чутьё как инструменталиста. Она поступила в известную " Manhattan School of Music " в Нью-Йорке, которую закончила с отличием. Дебютировала в составе Count Basie в Гарлеме, и сразу была принята в круг мэтров. Вскоре Рода переехала во Францию, где продолжила учебу, изучая контрапункт и гармонию у знаменитого педагога Нади Буланже. Музыкальный талант Роды настолько разносторонен, что она одинаково виртуозна как в классике, так и в джазовой и блюзовой музыке. Блестяще владеет ножной техникой, легко играя на ножной клавиатуре быстрые синкопированные басовые фигуры джаз-рока — по всем двум педальным октавам не хуже бас-гитаристов. Одарённая исключительной музыкальной памятью, она знает наизусть более тысячи музыкальных произведений, много сочиняет и сама. Кроме того, Рода никогда не составляет заранее программу выступления, а всегда играет, ориентируясь на вдохновение, атмосферу места и момента и реакцию публики.


BILLY PRESTON Summertime (George Gershwin) 1935/1974


Один из тех, кого вездесущая пресса награждала титулом "пятого битла", Билли Престон (William Everett Preston, 02.09.1946 — 06.06.2006), в три года, сидя у матери на коленках, начал играть на пианино, и считался вундеркиндом от музыки: в 10 лет участвовал в местном симфоническом оркестре, и (!) был дирижёром церковного хора. В первой половине 60-х Престон легко, будто бы играючи, забирается на музыкальный Олимп. Теперь его партнёрами по сцене становятся Литтл Ричард и Рэй Чарльз. Престон был уже достаточно популярным в Америке артистом, однако мировую славу ему принесло участие в одном не очень профильном, на первый взгляд, проекте. The Beatles во время записи альбома Let It Be переживали не лучшие времена: работа над пластинкой сопровождалась серьёзными ссорами, и в результате одной из них Джордж Харрисон ушёл из студии и отправился на концерт Рэя Чарльза, которому тогда и аккомпанировал на органе Билли Престон. В студию Харрисон вернулся уже в обществе Престона, и, возможно, гениальная непосредственность и жизнерадостность американского органиста передались и участникам ливерпульской четверки, ненадолго продлив ей жизнь. Чуть позже Престон помогал The Rolling Stones (альбом Sticky Fingers и знаменитое соло в песне I Got The Blues). Он также написал вместе с Деннисом Уилсоном из Beach Boys знаменитую песню You Are So Beautiful для Джо Кокера. Трогательный эпизод произошёл уже на закате жизни Билли Престона: запись с Red Hot Chili Peppers. В то время он уже лежал в больнице, мучился печенью, "перцы" привезли ему демо-запись песни Warlocks для их альбома Stadium Arcadium, и пригласили на сессию. Престону песня понравилась, и он просто встал с постели, поехал в студию, и с первого дубля записал её. Пластинка вышла через три дня после смерти Билли Престона .


STEPPENWOLF Born to be wild (Mars Bonfire) 1968


I like smoke and lightning

Heavy metal thunder

Racing in the wind

And the feeling that I"m under

Мне по нраву дым и пламень,

Грохот Heavy metal

И, соперничающий с нами,

Дикий, буйный – ветер.

Летом 1968 года в американский хит-парад стремительно врывается песня никому не известных исполнителей, очень эффектной компании молодых людей, одним из центров которой был клавишник Голди Макджон ( Goldy McJohn , John Raymond Goadsby , 02.05.1945) – человек с пиратской внешностью, бородатый, с огромной копной жестких курчавых волос, символ дикости Steppenwolf. Напористость, резкий звук, сходящий с ума электроорган - такова была визитная карточка этой песни. Критики выделили из песни словосочетание " Heavy Metal Thunder " (само по себе оно обозначало рёв мотора мотоцикла и пришла из книги Уильяма Бэрроуза "Голый завтрак"), и окрестили стиль группы как хэви-метал. После включения их хита в саундтрек культового байкеровского фильма Easy Rider ("Беспечный ездок"), песня стала гимном, а Steppenwolf — любимой группой байкеров всего мира.

BLIND FAITH Can"t Find My Way Home (Steve Winwood) 1969


К сожалению, единственный альбом супер-группы Blind Faith (Клэптон-Бейкер-Уинвуд) навсегда останется "тем самым, на котором одиннадцатилетняя девчонка (Мариора Гошен, попросившая лошадь в качестве гонорара, но получившая 40 £) сфотографирована топлесс". Скверный менеджмент не позволил в полной мере развернуться композиторскому дарованию участников команды, не исключая Стива Уинвуда ( Stephen Lawrence Winwood , 12.05.1948), который позже, как и Клэптон, смог выстроить свою успешную сольную карьеру.


URIAH HEEP July Morning (David Byron/Ken Hensley) 1971


Кен Хенсли ( Kenneth William David Hensley , 24.08.1945): "Я не очень хороший клавишник, и поэтому стараюсь избегать чёрных клавиш. На белых значительно проще играть, вот на них я и концентрируюсь. А ещё у меня - очень длинные пальцы, и если я буду всё время нажимать чёрные клавиши, пальцы могут застрять между ними. На самом деле, и на гитаре, и на клавишных я стал играть лишь потому, что мне нужно было превращать мою поэзию в музыку. В процессе создания музыки я сочинял какие-то аккорды, которые были неправильными, нетрадиционными. Именно поэтому моя техника считается уникальной. Я не могу играть как Джон Лорд, Кит Эмерсон и клавишники их уровня. Но я свободно перемещаюсь по клавиатуре и владею несколькими трюками, и мне кажется, что это у меня неплохо получается". Uriah Heep, со своим узнаваемым сочетанием растянутого звучания клавишных, гитарных акцентов и многоступенчатых вокальных партий, удалось занять прочную позицию в рядах хард-рок-элиты 70-х, несмотря на открытую враждебность со стороны прессы, в основном – из-за эклектичности их музыкального материала. Группа была, возможно, популярней в СССР, чем у себя на родине, за что и удостоилась отдельной разгромной рецензии: "Сутью эстетики, выработанной "Урия Хип" и другими представителями "тяжёлого рока", была безнадёжность. Тексты композиций, сопровождаемые мрачно звучащей музыкой, над которой витал форсированный до предела, но бедный нюансами вокал Дэвида Байрона, как бы утверждали бессмысленность существования человека в капиталистическом мире, бессмысленно на что-то надеяться, бессмысленно за что-то бороться: что бы ты ни делал, ты никогда не победишь...» (В.Лишбергов, "Московский комсомолец". 7 декабря 1979 г.)


RARE BIRD Beautiful Scarlet (Mark Ashton/Graham Field/Steve Gould/Dave Kaffinetti) 1970


Почти совсем позабытые в наши дни, Rare Bird способны удивить своей особенной фишкой: мрачным хард-роком без гитары, заменённой дуэлью двух клавишников. Грэм Филд (Graham Field, 03.05.1940) на Hammond В-3 и Дэйв Каффинетти на электропиано, мощный мелодраматичный вокал и яростные барабанные сбивки – более сорока лет назад, в пик популярности, Billboard magazine признавал Rare Bird одной из десяти лучших новых команд.

FRUMPY How The Gypsy Was Born (J. J. Kravetz/I. Rumpf)1971

Музыка Frumpy представляла собой уникальную, причудливую и незнакомую до этого германским группам смесь рока, блюза, джаза, психоделии, с привкусом классической европейской музыки. Базовым инструментом саунда Frumpy были фирменный "мужской" вокал Инги Румпф и яркие и продолжительные органные пассажи француза Жан-Жака Кравеца ( Jean - Jacques Kravetz , 23.05.1947), которые были новаторскими для немецкой рок-сцены того периода. Группа просуществовала недолго и в год своего распада удостоилась некролога от музыкальной прессы Германии: "После трёх альбомов, двух синглов и бесчисленного количества концертов на родине и за ее пределами, любимое музыкальное чадо страны окончило свое существование в возрасте трёх лет в августе 1972 года".

Прогрессивный рок начала 70-х, с его "концептуальными" альбомами, вызывает противоречивые эмоции: для его поклонников этот стиль означает отход от прямолинейной схемы "куплет-припев-бридж-куплет-припев", источник наслаждения от художественных экспериментов и творческая вершина рок-поэзии. Для тех, кто его терпеть не может, прог являет собой торжество помпезности и необузданности, музыку, создаваемую ботаниками и буржуинами из частных школ для себе подобных. Ко всему прочему, что – немаловажно, "девушкам это не нравится – слишком много нот!" Орган Хаммонда с его неповторимой полифонией стал одним из главных инструментов прогрессивного рока.


ATOMIC ROOSTER Vug (Vincent Crane) 1970/1972


Талантливый пианист-самоучка Винсент Крейн (Vincent Rodney Cheesman, 21.05.1943 – 14.02.1989), в конце 60-х подружился с харизматичным певцом Артуром Брауном и организовал вместе с ним легендарную группу Crazy World Of Arthur Brown, своего рода предтечу Элиса Купера, Kiss , Мерлина Мэнсона, King Diamond ; первый же альбом команды произвёл фурор в "свингующем Лондоне" и теперь считается одним из образцовых в раннем прогрессиве, а песня Fire стала одним из главных рок-хитов 1968 года по обе стороны Атлантики. Позже Крейн сформировал свою группу Atomic Rooster, которой суждено будет стать одной из легенд британской рок-сцены. История AR во многом стоила Крейну здоровья, в первую очередь - душевного. Он стал жертвой маниакально-депрессивного психоза, который неоднократно приводил его на больничную койку в специализированных клиниках. Родня Винсента не желает пускать посторонних в тайну его смерти, к тому же психика Крейна была в таком расшатанном состоянии, что факт его самоубийства не удивил, судя по всему, никого.


YES Close to the Edge: The Solid Time of Change/Total Mass Retain/I Get Up, I Get Down (Jon Anderson/Steve Howe) 1972


Рик Уэйкман ( Richard Christopher Wakeman , 18.05.1949), получивший прекрасное классическое образование клавишник-виртуоз, игравший у Дэвида Боуи, Лу Рида, Элтона Джона, Кэта Стивенса, Black Sabbath , автор сотни сольников, проданных тиражом более 50 млн. копий, говорит о начале 70-х годов в рок-музыке: "Это было счастливое время, потрясающая эпоха". Оркестровкой Рик увлекся еще в стенах консерватории, когда изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. С тех пор Сергей Прокофьев стал, по словам Уэйкмана, его героем, причём до такой степени, что даже в машине он постоянно держит записи прокофьевского шедевра "Любовь к трём апельсинам". Свои альбомы музыкант никогда не слушает - классическая музыка для него стократ интереснее. На вопрос о том, как родилась идея носить на сцене серебристый плащ и почему именно плащ, Уэйкман смеётся: "Это всё из-за одной ранней рецензии, в которой писалось о том, что играю я здорово, но похож при этом на безумного паука, с расставленными вокруг вытянутыми руками и ногами. Мы как-то выступали в штате Коннектикут, и нас представлял местный ди-джей. На нём был этот самый плащ. Я только глянул на него и сразу понял, что вот он, ответ на мои мечты. Я предложил ему свой недельный заработок (около 200 $) за этот плащ. Немного поторговавшись, он продал мне его. Я его сразу надел и так вышел на сцену. Этот плащ и сегодня у меня, их было много, сейчас осталось четыре или пять. Остальные были проданы на благотворительных аукционах". (ролик очень длинный, соло Уэйкмана на C -3 - на отметке 12:57 – 13:46)

COLOSSEUM Valentyne Suite (Pete Brown/Dave Greenslade /Dick Heckstall-Smith/Jon Hiseman/ James Litherland/ Tony Reeves) 1969


Группа Colosseum состояла из интеллигентных, скромных, не стремящихся к популярности, замкнутых в себе и повёрнутых внутрь своей музыки людей, а музыкальных составляющих у этого коллектива имелось, возможно, больше, чем у кого бы то ни было: рок, джаз, блюз, отформатированные органной псевдоклассикой Дэйва Гринслейда ( Dave Greenslade , 18.01.1943); арт-джаз-симфо-рок-группа - так порой критики классифицируют эту непохожую ни на что, беспрецедентную музыкальную команду.


ARGENT Hold your Head Up (Rod Argent/ Chris White) 1972


Технически совершенный и изящный арт-рок группы Рода Арджента (Rodney Terence Argent, 14.06.1945) был близок своими эфирными мелодиями и квазибарочными клавишными пассажами к музыке ELP, Genesis и Yes, сохраняя при этом минор и мелодическую свежесть баллад Zombies. К сожалению, участники группы вслед за быстрым успехом довольно скоро стали заострять внимание не на творчестве, а на своих амбициях, играя длинные сольные фрагменты.

В послевоенное время началась разработка новых моделей хаммонд-органа, предназначенных не только для пианистов, но и для начинающих исполнителей. Была разработана серия М (производилась с 1948 по 1968 год) со встроенным усилителем, динамиками и ревербератором. Этот инструмент получил широкое распространение в домашнем музицировании и в небольших церквях, и выдержал конкуренцию с многочисленными компактными органами, появившимися на рынке в то время.


Hammond M-102

На М-100 играл Джон Пол Джонс на двух дебютных альбомах Led Zeppelin , на М-102 – Мэтью Фишер из Procol Harum , им же пользовался Рик Райт с 1970 по 1972 годы, прежде чем перейти на С-3.


PINK FLOYD A Saucerful of Secrets (David Gilmour/Nick Mason/Roger Waters/Richard Wright) 1968/1972

Дэвид Гилмор о Ричарде Райте ( Richard William Wright , 28.07.1943 – 15.09.2008): "В потоках аргументов о том, кто или что такое Pink Floyd , громадный вклад Рика часто был забыт. Он был благородным, скромным и закрытым, но его душевный голос и игра были необходимыми, волшебными компонентами наиболее узнаваемого звучания Pink Floyd . Я никогда не играл ни с кем, даже похожим на него. На мой взгляд, все лучшие моменты Pink Floyd – это те, где он проявил себя в полной мере. В конце концов, без “Us And Them” и “The Great Gig In The Sky”, которые он написал, какой бы была “The Dark Side Of The Moon”? Без его тихих прикосновений альбом “ Wish You Were Here ” не был бы всецело завершен. В наши средние годы он в силу разных причин потерял ненадолго свой путь, но в начале девяностых его живость, искра и юмор вернулись к нему, реакция публики на его появление в туре 2006-го года была очень радостной, и в этом - знак его скромности, что те стоячие овации стали огромным сюрпризом для него (но не для нас) ”. (ролик длинный, соло Райта на М-102 – с отметки 5:20)

(Окончание следует. Focus и Boston , Тони Монако и Дон Эйри, The Stranglers и The Black Crowes , Джои Де Франческо и Барбара Деннерлайн)

Было время, когда ни одна уважающая себя рок-группа не появлялась на сцене без органа Hammond. Даже в период повального увлечения воспроизведением семплов многие синтезаторы содержали несколько образцов его звука. А сейчас, когда интерес к инструментам прошлого находится на подъеме, Hammond снова востребован музыкантами.

Как это часто случалось с ранними клавишными инструментами, Hammond назван по фамилии его изобретателя. Laurens Hammond (1895-1973) родился в США и в 16 лет получил свой первый патент (из более 80). В 1920 году, с целью создания точных электрических часов, он изобрел cинхронный AC двигатель. Во время Великой Депрессии пришлось искать дополнительные возможные применения для этого мотора и к 1933 году была разработана система создания звука на основе вращающихся дисков.

Синхронный AC двигатель приводит в движение несколько дисков с волнистым краем (по одному диску на каждую ноту), которые вращаются с постоянной скоростью напротив магнита с проводной обмоткой. Количество выступов на диске вместе со скоростью вращения определяют высоту тона производимого звука. Строй является равномерно темперированным.

Для создания разных тембров к основному тону можно добавить до восьми гармоник (ниже и выше основного тона). Уровень громкости гармоник устанавливается специальными регистрами (drawbars). Таким образом, Hammond орган является примером аддитивного (добавочного) синтеза звука.

Первая модель, под названием A, продавалась с 1934 года, но официальной датой ее появления на свет считается 15 апреля 1935 года, когда она была представлена на выставке в Чикаго. Эта модель имела две 61-нотных клавиатуры (нижнюю - Great и верхнюю - Swell), два набора регистров (для каждой клавиатуры) и 25 педалей с двумя собственными регистрами. Две нижние октавы на каждой клавиатуре окрашены противоположным обычному способом и предназначены для вызова пресетных установок регистров.

Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам.

Очень часто последующие модели органа не меняли внутреннее устройство, а лишь заключали его в новый корпус. Однако были и значительные нововведения.

В модели BC, выпущенной в 1936 году, был добавлен хорус, в модели CV (1945 г.) - вибрато, B 3 в 1955 году приобретает функцию перкуссии, а M 3 в 1955 - встроенный усилитель, динамики и ревербератор.

Функция перкуссии позволяет добавить к основному тону дополнительный звук с быстрой атакой. При этом регулируется спад огибающей звука перкуссии и тон (вторая или третья гармоника извлекаемой ноты). Перкуссия добавляется при нажатии клавиши только в том случае, если другие клавиши в этот момент не нажаты. Наиболее известным примером звучания органа Hammond с задействованной функцией перкуссии является вступление к песне Child In Time группы Deep Purple.

Типичный звук органа Hammond тесно связан с эффектом, производимым устройством под названием Leslie (изобретатель Don само-собой Leslie). Этот эффект еще называется эффектом вращающегося динамика, хотя в устройстве вращаются не сами динамики, а рупор (для высокочастотного динамика) и отражатель (для низкочастотного). В результате получается комплексное изменение звука, выражающееся в амплитудной модуляции, частотной модуляции, тембральном смещении и кажущемся движении звука.

Don Leslie предложил свое устройство, работая на фирму Hammond, в качестве замены стандартного тремоло. Идея была отвергнута и Leslie перешел в другую компанию, которая и выпустила первое устройство в 1949 году. С тех пор производились самые разные модели, со встроенным ревербератором, с ламповым и транзисторным усилителем, без усилителя вообще, но наиболее распространена классическая модель 122, впервые появившаяся в середине 1963 года.

В 70-е годы компания Hammond использовала японских разработчиков, один из которых в последствии основал фирму Roland. К 1986 году производство прекратилось и Hammond был куплен фирмой Suzuki, которая, к тому же, владеет и компанией Leslie. Suzuki производит собственные модели Hammond серии XB, но уже на основе принципа воспроизведения семплов.

Цены на оригинальные органы Hammond можно встретить самые разнообразные, но чаще всего это около 2000$ за наиболее популярные модели, типа B 3. Устройства Leslie стоят в районе 500$. Если вам просто нужно что-то похожее по звучанию, то можете попробовать современные имитаторы, например клавишные инструменты Suzuki XB 2, XB 3 и XB 5; звуковые модули Oberheim OB 3 и Peavey Spectrum; специально для имитации эффекта Leslie предназначены DigiTech RPM 1 и Korg G 4.

Среди исполнителей на органе Hammond немало знаменитых клавишников. Но, наверное, самым известным является Keith Emerson, несколько раз признававшийся лучшим клавишником года по опросу журнала Keyboard. Известен он также и достаточно необычным обращением с инструментом. Так, позаимствовав пару фашистских ножей, он использовал их в качестве средства для закрепления звучащих нот, продолжая исполнение обеими свободными руками. Кстати, для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu использовался именно инструмент, чьим владельцем является Keith Emerson.

В заключение познакомим вас с некоторыми примерами установок регистров, используемых в разных жанрах и разными исполнителями.

Gospel: 88 8000 008
Blues: 88 5324 588
Rod Argent: 88 0000 000
Brian Auger: 88 8110 000
2nd Percussion,
C3 Vibrato
Tom Coster (Santana): 88 8800 000
Keith Emerson: 88 8000 000
88 8400 080
Booker T Jones: 88 8630 000
Jon Lord: 88 8000 000
2nd Percussion
Procol Harum: 68 8600 000
2nd Percussion,
soft Percussion,
short decay
Jimmy Smith: 88 8000 000
3rd Percussion,
C3 Vibrato
Steve Winwood: 88 8888 888
80 0008 888
Оценка статьи

Adam Monroe Music Rotary Organ был сэмплирован из органа Hammond M3. Конечная цель заключалась в том, чтобы смоделировать звук органа Hammondnd B3 с вращающимся динамиком Лесли внутри плагина VST / AU / AAX. Каждая буксировочная полоса на каждой ноте сэмплирована индивидуально через встроенный динамик органа через микрофон Neumann TLM 102.

Сигнал был усилен через Fender Deluxe Reverb и записан на Sennheiser e906. Оба сигнала были пропущены через предусилители Grace M101. Орган Hammond M3 объединяет последние две гармоники в один тяговый стержень, эта нота не включена. Вместо этого использовалась технология «цифрового фолдбэка», чтобы расширить гармоники Hammond M3, чтобы они были похожи на гармоники Hammond B3.

The organ"s range was augmented to be similar to that of a Hammond B3. This was accomplished by using the Organ"s pedal tones to add the lower octave notes.

The Leslie Speaker simulation was designed to mimic a real Leslie. The signal is split to a virtual bottom rotor and virtual upper rotor at around 600 Hz. Vibrato, chorus, and panning processing are used to simulate the rotation of the rotors. The upper rotor spins between 48/409 RPM"s and the bottom rotor spins between 40/354 RPM"s. Bottom rotor rotation can be bypassed. The Leslie simulation can also be bypassed.

B3 effects where also digitally simulated and these include percussion, vibrato, and key click. Vibrato scanner is similar to that of a B3 and includes vibrato as well as vibrato+chorus. Key click was simulated by adding random noise to the attack and release samples. Some key click can be heard in the original samples but the effect has been exaggerated. Percussion was simulated in VST as it is in real life: a higher amplitude, percussive decaying sound is added to the instrument via the 2nd or 3rd harmonic. The plugin also includes reverb, braking, variable acceleration, drive/distortion, smoothing, adjustable stereo panning, key-splitting, and preset switching.

ENGINEERING:
The instrument was equalized to sound slightly more aggressive than a typical Hammond organ and therefore has the potential to stand out more in a mix. This can be adjusted with the "smoothing" knob, which will attenuate some of the harsher frequencies

Inside the VST the amp and speaker signals go through preamp/gain staging whether or not the Leslie bypass is engaged. The plugin requires a decent CPU - at least an Intel Core I3. This is because internally each harmonic is being summed for each note - which can include things like percussion and key click - meaning that each note requires upwards of 22 voices. Internally the VST is capped at 330 voices, which is equivalent to 15 notes of polyphony. The voicelist also requires extra processing power, as (unlike a piano or other percussive instrument) each not can be sustained indefinitely, and thus newer notes must work around this limitation.

The plugin also does a fair amount of internal eq and sonic shaping depending on the preset. A great deal of time was spent experimenting and finding useful drawbar settings and eq combinations. There are 32 built-in presets modeled after classic Hammond Organ drawbar settings. You can hear an audio demonstration of these presets in the mp3 section.

The memory footprint of the plugin is around 400 MB. All of the plugin"s samples are loaded into memory upon loading as the plugin is primarily comprised up of looped samples, padded out with short attack and release samples. This means that this particular plugin is not dependent on a fast hard drive as it does not need to buffer samples during execution.

The plugin is designed to work with VST AU and AAX native versions and a Kontakt version was not created. This is because the plugin relies heavily on internal programming - for everything from the Leslie simulation to sample fold-back - that would be impossible to replicate with the Kontakt player"s simple scripting language.

This VST is, essentially, a hybrid between a Hammond M3 and B3 with a more aggressive sound. It is meant to sound a bit unique to already existing plugins and simulations, but with the wide range of parameter combinations, many sounds are possible.