Последние статьи
Домой / Заработок / Последние противоминные корабли морской зоны советского союза. Опытный минный инженерный тральщик мит (ссср) Проекты по обновлению тральщиков

Последние противоминные корабли морской зоны советского союза. Опытный минный инженерный тральщик мит (ссср) Проекты по обновлению тральщиков

Тральщики проекта 254
Морские тральщики проекта 254 типа Т-43
T43 class minesweeper Project 254
Проект
Страна
Изготовители
  • Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
Операторы
Годы постройки
В строю выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 500 т (стандартное)
569 т (полное)
Длина 58 м (54 м по КВЛ)
Ширина 8,5 м (8,4 м по КВЛ)
Осадка 2,1 м
Бронирование гомогенное из судостроительной стальи Ст.4с (8 мм на рубке)
Двигатели 2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
Мощность 2000 или 2200 л.с.
Движитель 2 вала и 2 гребных винта
Скорость хода 14 узлов (максимальная)
10 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3800 миль (при скорости 10 узлов)
Автономность плавания 7 суток
Экипаж 65 человек (7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Тамир-10»
РЛС общего обнаружения «Риф»
РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
Артиллерия 2 x 2 37-мм В-11
2 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
Ракетное вооружение размагничивающее устройство
Противолодочное вооружение 2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
Минно-торпедное вооружение 10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.
контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2
соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52
цепной охранитель ЦОК-1-40
Медиафайлы на Викискладе

Тральщики проекта 254 - морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное – 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л.с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба - классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Наши дни

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

После окончания Второй мировой войны в угоду политической конъюнктуре долгие годы существовала (да и отчасти продолжает существовать) определенная предвзятость в оценке союзнической помощи в годы войны. Немногочисленные, в основном журнальные и газетные статьи, имевшие, как правило, фрагментарный характер, давали необъективную оценку полученным Советским Союзом по ленд-лизу военной технике и материалам. При этом не оговаривалось, что некоторых доставленных весьма необходимых видов техники и вооружений вообще не было в Советской Армии и Военно-морском флоте (радиолокации, гидролокации, неконтактных тралов, многоствольных бомбометов и др.), отдельные же виды военной продукции, полученные по ленд-лизу, превышали по объему аналогичные, изготовленные советской промышленностью, или составляли большой удельный вес.

В частности это относится к автомобилям и тягачам (см. НВО #31, 1999 г.), а также к паровозам и вагонам. В составе советских ВВС, действовавших на фронтах Великой Отечественной войны, находилось более 15% самолетов, полученных от союзников по ленд-лизу.

Ощутимо пополнился импортными кораблями и судами, различным вооружением и техникой советский флот. Так, в результате ленд-лизовских поставок количество сторожевых кораблей на Тихоокеанском флоте в 1945 г. по сравнению с началом войны увеличилось в 4-5 раз. Число тральщиков в составе ВМФ СССР увеличилось вдвое. Северный флот, на котором в июне 1941 г. было всего два торпедных катера, к 1945 г. пополнился 47 американскими катерами типа "Воспер" (А-1), "Хиггинс" (А-2) и ЭЛКО (А-3). Из США в 1943-1945 гг. поступило 43 десантных судна специальной постройки, которых советский флот фактически не имел, хотя потребность в них была велика (более 100 десантных операций разного масштаба провел флот в годы войны).

К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны.

Количество

Первые предложения союзников о поставке кораблей и катеров относятся к сентябрю 1941 г., когда глава советской военной миссии в Великобритании контр-адмирал Николай Харламов в письме начальнику управления кораблестроения ВМФ инженеру-контр-адмиралу Николаю Исаченкову сообщил, что "фирма "Канадиан пауэрс бот компани" предлагает изготовить для СССР 100 торпедных катеров, по 25 катеров ежемесячно. Это предложение стало предпосылкой для заказа и поставки в Советский Союз 202 торпедных катеров.

По английской лицензии американскими фирмами "Аннаполис яхт ярд" и "Хершов" в Бристоле и Комдене строились катера типа "Воспер" конструктора Скотт-Пейна. Они отправлялись в СССР в собранном виде. Фирма "Электрик бот компани" (ЭЛКО), не имевшая права продавать Советскому Союзу готовые катера, поставляла полные комплекты частей корпусов и механизмов, а также технические средства и необходимую документацию. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа "Хиггинс" строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными.

Тактико-технические данные трех типов американских торпедных катеров были весьма близки: водоизмещение - 45-50 т, скорость полного хода - 36-39 узлов, дальность плавания - 420-450 миль; торпедное вооружение - два аппарата 533-мм калибра, артиллерийское - 20-мм зенитный автомат типа "Эрликон". Экипаж катера составлял 11-14 человек (по штату ВМФ СССР).

В Советский Союз торпедные катера доставлялись морем на транспортных судах.

На торговых судах в СССР было доставлено 60 деревянных сторожевых катеров типа "RPC" и "РТС" водоизмещением 27 т. У американцев они использовались для спасения экипажей самолетов, сбитых в прибрежных районах моря. В советском флоте их отнесли к малым охотникам типа "МО-1", хотя гидроакустической аппаратуры для поиска подводных лодок они не имели.

Большие охотники типа "SC" (по советской классификации типа БО-2) строились на 26 верфях США. Корпус охотника деревянный. Водоизмещение - 126 т, скорость полного хода - 17 узлов. Артиллерийское вооружение включало 40-мм пушку типа "Бофорс" и три 20-мм автомата типа "Эрликон". Имелась радиолокационная и гидролокационная техника.

Для таких небольших кораблей длительный переход через штормовую Северную Атлантику был весьма нелегким и опасным делом. Тем не менее принятые советскими экипажами большие охотники своим ходом преодолевали океан, показывая образцы морской выучки и стойкости. Всего ВМФ СССР получил 78 больших охотников (СФ-36, ТОФ-32, БФ-4, ЧФ-6). На Черное и Балтийское моря корабли доставлялись по внутренним водным путям.

Поставка тральщиков, которые особенно нужны были флоту, началась с кораблей типа "АМ" ("амики"), строившихся на верфях Тампа, Вильяметте, Мадисонвилла и Лорейна. Тральщики имели стальной корпус. Водоизмещение - 914 т, скорость полного хода - 13,5 узлов, дальность плавания - 7000 миль. Главным вооружением корабля являлся электромагнитный трал типа "LL" (ЛЛ), которых практически не было в советском флоте, а также два акустических трала и контактный подсекающий типа "Оропеза". Противолодочный комплекс включал два бомбосбрасывателя, два бомбомета и гидролокационную станцию. Тральщик был оснащен радиолокационной аппаратурой.

Из 34 полученных по ленд-лизу тральщиков типа "АМ" в состав Северного флота вошло 10, в состав Тихоокеанского - 24.

По ленд-лизу было получено 43 тральщика типа "YMS" (УМС). Они имели деревянный корпус, были маломагнитными и малошумными, оснащались комплектами новейших для того времени контактных и неконтактных тралов, радиолокационной и гидроакустической аппаратурой. Их водоизмещение - 345 т, скорость полного хода - около 13 узлов, дальность плавания - 2030 миль. Артиллерийское вооружение включало одну 76,2-мм пушку и два 20-мм автомата.

Основная масса кораблей, предназначенных для Тихоокеанского флота, передавалась американцами советским морякам на военно-морской базе Колд-Бей (юго-западная оконечность полуострова Аляска). Общее руководство обучением экипажей и передачей кораблей возглавлял командир военно-морского отряда "3294" (подразделение "Хула-2") капитан Вильям Максвелл. С рядом технических устройств, прежде всего с радаром и гидролокатором, а также с автоматизированной системой управления электромагнитного трала советские моряки знакомились впервые. Обучение велось в учебных кабинетах на берегу, а затем непосредственно на кораблях. Всего в Колд-Бее было подготовлено 12 400 офицеров и матросов советского флота.

В приемке от американцев одного из таких тральщиков "YMS-287" (Т-611) в Колд-Бее участвовал автор этих строк, которому довелось в течение четырех лет служить на корабле сначала командиром артиллерийской и минно-торпедной боевой части, (БЧ-2-3) а затем штурманом (БЧ-1), являвшимся одновременно на таких тральщиках помощником командира.

Англия передала Советскому Союзу в 1942-1944 гг. 10 тральщиков типа "MMS" (ММС) водоизмещением 260 т, оборудованных электромагнитным и акустическим тралами. Приемка кораблей осуществлялась в Мурманске и Архангельске.

В состав Тихоокеанского флота вошли переданные по ленд-лизу от США 28 фрегатов типа "PF" или "Такома" (по советской классификации типа "ЭК" - эскортные или сторожевые корабли). Это были довольно крупные корабли. Их водоизмещение около 2300 т, скорость полного хода более 19 узлов. Фрегат был вооружен тремя 76,2-мм орудиями, двумя 40-мм пушками "Бофорс" и девятью 20-мм автоматами "Эрликон". На палубе размещались два бомбосбрасывателя и девять бомбометов. Имелась гидролокационная станция и несколько радиолокационных установок. Экипаж состоял из 195 человек.

Качество

О качестве кораблей, поступивших по ленд-лизу, и их роли в боевых операциях советского флота можно судить из письма вице-адмирала Елисеева в наркомат внешней торговли СССР от 5 июня 1945 г.: "Необходимо отметить, что поступившие от союзников корабли в значительной мере обеспечили деятельность флота. Тральщики, охотники за подводными лодками и торпедные катера успешно действовали в соответствии со своим назначением".

За счет поставок из США особенно пополнился Тихоокеанский флот. Это диктовалось обязательством СССР, данным на Ялтинской конференции трех держав, вступить в войну с Японией не позже трех месяцев после победы над Германией. С весны 1944 г. до сентября 1945 г. советскими командами на военно-морской базе Колд-Бей было принято 215 кораблей общей стоимостью 228 млн. долл. (в ценах 1946 г.).

Принятые там корабли несколькими группами переходили в Петропавловск-Камчатский, а оттуда - к местам постоянного базирования. Многие из них приняли участие в боевых действиях против Японии. Несколько импортных кораблей, отличившихся в боях, стали гвардейскими.

Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов. От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила таким образом 31,3%.

Кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Так, из Англии для советского флота было отправлено 555 радиолокационных станций различного назначения, а из США - 641. Поставки радиолокационной техники являли собой особенно ощутимую помощь: в начале войны корабельный состав флота имел единственную радиолокационную станцию, установленную на черноморском крейсере "Молотов".

Англия передала Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов типа "Асдик". "Полученные нами ультраакустические приборы (гидролокаторы. - В.К.) резко отличались в лучшую сторону от подобных наших станций" - так оценивал эту технику заместитель начальника Управления связи ВМФ СССР инженер-капитан 1 ранга Гусев.

Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими были оснащены более одной трети всех боевых катеров флота.

Освоение советским флотом принятых от союзников кораблей и образцов военно-морской техники в определенной - а в ряде случаев значительной - мере помогло нашим конструкторам внести существенные коррективы в уже созданные и еще разрабатываемые проекты кораблей.

Изучение американских катеров позволило создать отечественный катер проекта 201, отличавшийся высокой мореходностью, эффективной системой управления, хорошей обитаемостью и лучшим вооружением.

Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским тралам типа "LL". На тральщиках появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки по типу бомбометов "Хеджехог".

По опыту союзников в ВМФ СССР внедрена для внутриэскадренной связи надежная и удобная радиостанция УКВ-диапазона типа американской "MN". Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам кораблей, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

С учетом опыта американцев в ВМФ СССР в первые же послевоенные годы были разработаны тренировочные комплексы для отработки противолодочных команд (например, комплекс "Атака"). На них командир корабля, вахтенный офицер и гидроакустик вырабатывали навыки поиска ПЛ, поддержания с ней гидроакустического контакта, ее атаки и уничтожения. При этом создавались условия, весьма близкие к реальным.

Имели место и другие новшества, появившиеся на советских кораблях в результате изучения и освоения вооружения и техники, полученных от союзников по ленд-лизу.

Безусловно, решающую роль в победе над Германией сыграла военная продукция отечественной промышленности. В то же время нельзя необъективно принижать и значение союзнической помощи СССР по ленд-лизу, в том числе и для советского флота.

Минный инженерный тральщик МИТ был разработан на базе тяжелого тапка Т-10 (Т-10М) конструкторским бюро СКБ-200 завода им. С. Орджоникидзе (завод №78) в Челябинске на основании Постановления СМ СССР от 4 декабря 1956 г. и от 30 мая 1960 г. Он предназначался для проделывания сплошных проходов в противотанковых минных полях в ходе боевых действий войск. Опытные образцы тральщика («Объект 211», «Объект 213» и «Объект 220») были изготовлены в 1958-1961 гг. Тральщик «Объект 211» прошел заводско-полигонные испытания в 1959-1960 гг. а тральщики «Объект 213» и «Объект 220» - в 1962 г. В 1963 г. в связи с намеченным прекращением производства тяжелых танков Т-10М, дальнейшие работы по изготовлению трех опытных образцов МИТ для полигонно-войсковых испытаний были прекращены, а техническая документация была заложена на хранение.

Тральщик представлял собой танк Т-10 (Т-10М) без башни и вооружения, вместо которых было установлено специальное оборудование. Так же изменилась схема общей компоновки машины, а численность экипажа была сокращена с четырех до трех человек. В средней части корпуса вместо боевого отделения находилось отделение дополнительной трансмиссии с полностью измененной броневой крышей над ним. В передней части крыши корпуса симметрично продольной оси машины слева располагалась вращающаяся командирская башенка, справа - невращающаяся башенка оператора. Расположение механика-водителя было таким же, как в базовой машине. В центре отделения дополнительной трансмиссии устанавливалась реверсивная лебедка с тяговым усилием на тросе 1640 кгс. Трос выводился на крышу машины и затем к блокам полиспаста, обеспечивавшего десятикратное увеличение тягового усилия. Лебедка вместе с гидравлической системой предназначалась для перевода оборудования для траления в рабочее или транспортное положения. По обеим сторонам лебедки, а также гидронасоса, располагались по два электродвигателя МПБ-54 мощностью по 2 кВт. Гидроцилиндры системы размещались в нишах бортов корпуса. Опытные образцы минного инженерного тральщика, в основном, отличались оборудованием для траления минно-взрывных заграждений.

На тральщике «Объект 211» оборудование для траления состояло из двух ножевых секций сплошного траления. Подобный тип трала относился к тралам выкапывающего действия пассивного типа. Рабочими элементами трала являлись жесткие, прорезающие грунт ножи. Ножи при тралении заглублялись в грунт, извлекали на его поверхность мины и отводили их в стороны за пределы протраливаемой полосы. Расстояние между ножами составляло 230 мм. Трал обеспечивал траление практически всех мин независимо от их типов и реагирующих приводов. Общая масса трального оборудования не превышала 5400 кг. Во время испытаний была выявлена низкая взрывоустойчивость ножевых секций трала, потребность в большой силе тяги и большая зависимость от грунтовых и климатических условий. В рабочем положении трала сложно было осуществлять быстрые повороты тральщика, что в условиях боя снижало его маневренность. Особенно низкую эффективность выкапывающий трал показал при тралении на сыпучем, размокшем, мерзлом грунте, на бетонированной и каменистой поверхности, в мелколесье, в грунтах переменной плотности, с сильно развитым дерновым покровом.

На тральщике «Объект 213» основным рабочим органом являлись, расположенные в два ряда, тяжелые стальные катки, которые двигались впереди машины. Установленный на тральщик трал по принципу воздействия на мины относился к нажимному типу. Разрушение корпуса мины или приведение к взрыву мины происходило за счет создания тяжелыми стальными катками локального давления на грунт или поверхность мины с нажимными приводами. Катки изготавливались из обычного стального литья (сталь 25Л) и имели индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. Шарнирное соединение подвески катка с тяговой рамой обеспечивало хорошее копирование неровностей местности каждым из 14 катков. При этом давление на мину не превышало массы катка. Общая масса трального оборудования достигала 11 000 кг. Главными достоинствами каткового трала являлись сравнительно высокая надежность траления мин с нажимными приводами, простота конструкции, высокие скорости траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 14 взрывов мин массой до 7 кг).

Однако проведенные испытания выявили и ряд серьезных недостатков, связанных, прежде всего, с принципом действия трала. Это большая масса катка (до 500 кг), выбиравшаяся из условия обеспечения необходимого давления на грунт и взрывоустойчивости, а в силу этого низкая проходимость и маневренность тральщика с катковым тралом, особенно на сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход топлива по сравнению с базовой машиной. С целью максимального использования достоинств, присущих способам траления выявленных при испытаниях опытных образцов минных инженерных тральщиков «Объект 211» и «Объект 213», на опытном тральщике «Объект 220» оборудование для траления состояло из двух ножевых колейных секций и однорядной катковой секции. Масса опытных образцов тральщиков в зависимости от установленного оборудования для траления находилась в пределах от 43,6 до 50,3 т. Перевод ножевых или однорядной катковой секций из рабочего в походное положение производился за 3 с.

Затраты времени на подготовку и монтаж каткового трала составляли 4,5 ч, колейного ножевого трала - 3 ч. Время демонтажа оборудования для траления соответственно составляло 1 ч. 10 мин. и 35 мин. В зависимости от установленного оборудования обеспечивалась ширина полосы траления 3840 мм (ножевые секции), 3815 мм (катковые секции) или две колеи шириной по 1445 мм. Максимальный угол подъема машины составлял 15°. Скорость траления с катковым тралом - до 15 км/ч. с ножевым тралом - 10-12 км/ч. Скорость тральщика с оборудованием, находившимся в походном положении, составляла до 30 км/ч. Тральщик был разработан с учетом возможности преодоления водной преграды по дну. Он оснащался системами ПАЗ и ППО, а также радиостанцией Р-113, которые применялись на базовой машине.

I ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА I

К 70-летию Великой Победы

ТРАЛЬЩИКИ ВМФ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В. М. Йолтуховский, докт. воен. наук УДК 6295 (ВУНЦ ВМФ - Военно-морская академия)_

В ходе первой мировой и гражданской войн заметно возросли роль и значение минного оружия в борьбе на море. Поэтому в СССР, при реализации трех предвоенных кораблестроительных программ, определенное место занимало строительство тралящих кораблей. Однако в связи с финансовыми трудностями сметы на военное судостроение регулярно урезались. К тому же для реализации намеченных планов не хватало производственных мощностей. Так, пять верфей, не считая заводов-смежников, остались на территории Финляндии, Эстонии и Латвии, а из отечественных в начале 20-х годов перешли на выпуск продукции, не связанной с судостроением, Невский судостроительный завод, Новое Адмиралтейство, завод Крейтона и др. Мало того, в стране не осталось организаций, имевших опыт проектирования минно-тральных кораблей.

Для устранения такого положения в конце 20-х годов началось создание сети учреждений, занимавшихся проектированием тральщиков, их техники и вооружения. Эту задачу решали в основном ЦКБС, ЦКБ-1, ЦКБ-17, ЦКБ-51, ЦКБ-52, а также Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбю-ро). Позже к разработке проектов тралящих кораблей и их вооружения привлекались Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК), образованный в 1931 г. на базе опытно-судового бассейна, а также Научно-исследовательский минно-торпедный институт, созданный из минно-торпедного отдела Остехбюро и минно-траль-ного сектора Научно-технического комитета Управления Военно-Морских Сил (НТК УВМС).

Слабая материально-техническая база перечисленных учреждений

и организаций, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие профессионального опыта, крайне сжатые сроки, устанавливаемые наркоматами и главками при проектировании тральщиков, отрицательно влияли на этот процесс, приводили к различным упущениям и ошибкам. Так, из-за крупных ошибок ЦКБ-1 в расчетах по остойчивости и нагрузке тральщиков их метацентрическая высота оказалась почти в два раза меньше спе-сификационной. В итоге, принятые от промышленности корабли пр. 3, 53 не могли выйти в море около шести мес, пока Северная верфь и Сев-морзавод не провели работы по увеличению их остойчивости.

Вследствие ошибок в нагрузке кораблей и в проектировании винтов на тральщиках первой серии был недобор спесификационной скорости. Это привело к тому, что скорость с кормовым параван-тралом (менее 18 уз) исключала его надежную работу при волнении и встречном ветре, т. е. ставила под угрозу выполнение главной работы - траления.

На процесс постройки и качества кораблей отрицательно влияло форсирование работ над проектом и запуск его в серию, а затем выявление недоработок и ошибок проектирующих организаций, установка новых или дополнительных механизмов. На кораблях пр. 53 1-й серии перегрузка составила 9 т за счет конструкций и механизмов, установленных по дополнительным соглашениям, и большей массы механизмов по сравнению с проектом. Особенно это было характерно для изделий Коломенского машиностроительного завода им. В. В. Куйбышева, Воронежского завода им. И. В. Сталина, московского «Динамо». В итоге, в ходе первой судостроительной программы ни один из

шести заложенных тральщиков не вступил в строй.

На составление планов развития ВМС существенное влияние оказало радикальное изменение военно-политической обстановки в мире и необходимость укрепления флотов на Балтике и Черном море. Все это позволило более продуманно обосновать требования к строительству ВМС во 2-й пятилетке, отразившиеся в разработанных Управлением Военно-Морских Сил «Основных соображениях по развитию Военно-Морских Сил РККА на вторую пятилетку (1933-1937 гг.)».

Постановление СТО СССР от 11 июля 1933 г. «О программе военно-морского строительства на 1933 - 1938 гг.» намечало коренное обновление ВМС новыми кораблями различных классов. В течение указанного периода планировалось ввести в строй 861 корабль общим водоизмещением 451,5 тыс. т, в том числе 42 тральщика. В качестве резерва предлагалось развернуть специальное судостроение, в частности, строительство тральщиков, на Азовском море (в Мариуполе, Таганроге и Ейске), на Дальнем Востоке (Хабаровск) и на Севере (Мурманск) .

Но реконструкция судостроительных заводов к тому времени не была завершена, все намеченные планы их модернизации систематически не выполнялись. Серьезными проблемами для своевременного и качественного ввода в строй тральщиков были задержки в поставке материалов, в основном стали. Получаемая заводами сталь направлялась в первую очередь на обеспечение постройки крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок.

На первых трех тральщиках постройки Северной судоверфи устанавливались дизели германской фирмы «МА№. Однако после резкого сокращения закупок за границей, из-за острой нехватки валюты, производство этих дизелей (по германской лицензии) поручили Коломенскому машиностроительному заводу им. Куйбышева. При этом увеличенные (по сравнению с зарубежными образцами) масса и габариты, меньшая мощность, низкое качество металла и

БТЩ типа «Фугас»

главных механизмов коломенских дизелей задержали их ввод в серийное производство более чем на два года. Первые дизели «42-БМРН-6» стали поступать на корабли в 1936 г., но спешка при их изготовлении приводила к значительному браку, а стендовые испытания по сокращенной программе - к выходу дизелей из строя на двух кораблях постройки Севморза-вода. Приходилось держать на тральщиках по 2-3 мес бригады специалистов Коломенского завода и вкладывать значительные средства в наладку дизелей.

Потребность флота в тральщиках была острой, но их запланированное количество во 2-й судостроительной программе оставалось крайне ограниченным и не могло обеспечить запросы ВМС. Так, по расчетам штаба ВМС в 1935 г. требовалось не менее 320 кораблей этого класса. Фактически к концу 1935 г. в составе флотов насчитывалось лишь 16 (или 5% от требуемого количества). К концу 1935 г. на верфях было заложено 18 тральщиков, но ни один не введен в строй. Поэтому по решению Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) планировалось мобилизовать на короткие сроки (2 мес) от различных наркоматов 100 судов .

Всего во 2-й пятилетке было заложено 234 корабля, в т. ч. 27 тральщиков, или 11,5% от общего числа заложенных кораблей. За эти 5 лет построено 162 корабля, из них количество тральщиков составило 6 ед. (или 3,7%). В конечном итоге, к началу войны в составе ВМФ насчитывалось 38 новых тральщиков, пост-

роенных по пр. 3, 58, 53 и 53У. 17 находилось в составе Балтийского флота, 13 - в составе Черноморского, а 8 в 1939 г. переведено из Кронштадта и Севастополя на Дальний Восток .

К началу Великой Отечественной войны на всех флотах страны насчитывалось 80 тралящих кораблей - в первую очередь новейших базовых тральщиков (БТЩ), а также переоборудованных из промысловых судов и

буксиров. Характерный представитель таких БТЩ - «Фугас», построенный в 1937 г., имел следующие тактико-технические элементы (ТТЭ): полное водоизмещение 550 т, длину 62 м, ширину 7 м, осадку 2,2 м, дальность плавания экономическим ходом 4300 миль, максимальную скорость 18,5 уз (с параван-тралом - свыше 14 уз). Артиллерийское и тральное вооружение включало - 100-мм орудие, 45-мм полуавтомат, параван-трал, змейковый трал, морской трал Шульца, кроме того, корабль мог принимать на борт 20 больших и столько же малых глубинных бомб . Достаточная мореходность, большая дальность плавания, хорошая скорость, сильное по тем временам вооружение позволяли базовым тральщикам выполнять самые различные боевые задачи. В период Великой Отечественной войны БТЩ использовались не только для борьбы с минами в открытых районах моря и отдаленных от баз местах, но и эскортирования подводных лодок, охраны кораблей и транспортов, перевозки людей и грузов, высадки морских десантов.

Противоминная оборона стала одним из важнейших видов боевого обеспечения сил Балтийского и Чер-

Основные тактико-технические элементы тральщиков БФ"

Полное Осадка при Мощ- Ско- Макс. Вооружение

Тип корабля водоизмещение (т) полном во-доизмеще-нии (м) ность двигателя (л.с.) рость (уз) скорость с тралами (уз) Тральное Артиллерийское

БТЩ «Фугас» 450 2,2 1400 18,5 14-15 ПТ, ЗТ МТШ 1 - 100 мм 1-45 мм

БТЩ типа «АМ» 945 2,8 1900 13,5 9 Конт. трал Оропеза МК-У, АТ 1-76 мм 2-40 мм 6-20 мм

Тральщик «Менжинский» 467 2,6 400 7,7 4 ЗТ, МТШ 1-45 мм

Тральщик «Ижо-рец» 140 2,2 200 7,7 4 МТШ 1-45 мм

Катер-тральщик «Рыбинец» 26 1,0 136 9 4 ОТШ, КТ -

Катер-тральщик МСВ-38 10,2 0,6 73 7,5 4 КТ -

КАТЩ К-15-М-17 15,7 0,65 65 9,1 5 КТ -

ЭТЩ «Владимир Полухин» 879 2,8 8000 22,4 18 ПЭМТ, МТ ПрТ, ГПТ, ЗТ 1 - 100 мм 1-45 мм 3-37 мм 2-20 мм

МБТЩ «стотон-ник» (1-я серия) 126,7 1,34 540 14 9-10 КЭМТ, ПЭМТ ОПТ, КПТ, БАТ 2-45 мм

Принятые сокращения: ПТ - параван-трал; ЗТ - змейковый трал; МТШ - морской трал Шульца; ОТШ - облегченный трал Шульца; КТ - катерный трал; ПЭМТ - петлевой электромагнитный трал; ПрТ - петлевой речной трал; ГПТ - глубоководный придонный трал; КЭМТ - катерный электромагнитный трал; ОПТ - облегченный парный трал; КПТ - катерный парный трал; БАТ - буксируемый акустический трал; АТ - акустический трал.

1 Йолтуховский В. М. Минная война на море (1921-1945), СПб.: ВВМУПП им. Ленинского комсомола, 1998, с. 224.

СУДОСТРОЕНИЕ 5"2015

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

В годы войны в тральщики переоборудовали рыболовные траулеры

номорского флотов, которые располагали тралящими кораблями нескольких типов (таблица). Наряду с тральщиками типов «Фугас» и «Верп», в составе флота насчитывалось пять тихоходных тральщиков типа «Менжинский», переоборудованных из судов гражданских ведомств. Они отличались высокой мореходностью и достаточной автономностью. Наличие двух машин облегчало маневрирование с тралами, но из-за малой скорости они не могли работать со всеми образцами тралов. Для тихоходных тральщиков характерны незначительный район плавания

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Машиностроение»

  • К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ТРАЛЬНЫХ СИЛ ВМС РККА

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М. - 2002 г.

  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «УДАРНИК»

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М., ПОПОВ Е.В. - 2013 г.

  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «КАПСЮЛЬ»
  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «ИСКРА»

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М., ПОПОВ Е.В. - 2012 г.

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса - тральщиков-искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.

К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного , включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина с глубиной постановки 500 - 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.

Схема постановки мины (контейнера с торпедой) Mark 60 CAPTOR

Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.

Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.


Морской тральщик проекта 12660

В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом-торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ«Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».

Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.

Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.

В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл.конструктор А.А.Казин).

СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля-тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.


Модель самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 «Кетмень»

Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.

Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.

Создание кораблей проекта 12660 - это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.

По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya ) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин, которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

Современные подходы к противоминным действиям

В последние десятилетия значительным технологическим прорывом стало создание тральщиков-искателей. Реализовать его смогли только ведущие морские державы и страны с высоким уровнем развития промышленности, в основном за счет реализации принципа межгосударственной кооперации.

Современная концепция противоминных действий, известная под названием , базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.

По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.

Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.

Как известно, ведущее положение в строительстве современных тральщиков–искателей мин и создании основных компонентов их противоминного вооружения занимают фирмы Великобритании, Франции, Италии, Германии, Нидерландов и США. В последние годы к ним присоединились также фирмы Японии, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, строящие тральщики-искатели с противоминным вооружением, поставляемым полностью или частично фирмами указанных выше стран. Большинство же государств не в состоянии строить такие корабли и вынуждены закупать их у стран-экспортеров.

Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».

В рекламных материалах Западного ПКБ отмечалось, что удовлетворению современных требований способствует установка на корабле проекта 266МЭ и использование ГАС миноискания (Propelled variable depth sonar - PVDS) с приемоизлучающей системой, размещенной на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (Remotely operated vehicle - ROV), которая обеспечивает обнаружение, идентификацию и классификацию мин далеко впереди корабля. Дальность действия ГАСМ в этом случае не ограничивается ни помехой, генерируемой кораблем, ни гидрологическими условиями моря. Уничтожение мин после обнаружения может быть осуществлено аппаратом того же семейства, обладающим функцией уничтожителя мин.

Как в свое время отмечали специалисты ЦНИИ «Гидроприбор», создание и развитие средств поиска и уничтожения мин будет приоритетным при разработке противоминного оружия. Новые тенденции этого направления видятся в создании самоходных гидроакустических станций миноискания с переменной глубиной погружения их приемно-излучающих антенн, противоминных одноразовых снарядов - уничтожителей, буксируемых минопоисковых станций в составе безэкипажных носителей.

Кроме этого, использование казалось бы традиционных противоминных средств с наибольшей эффективностью требует применения современных технологий. Последнее хорошо было заметно при посещении Санкт-Петербурга постоянным минно-трального соединением регионального командования ОВМС НАТО «Север» в конце 2004 года. Практически каждый корабль имел совершенные средства космической связи и навигации.

Кроме того, все корабли в группе тральщики-искатели были оборудованы специальными аппаратами для дистанционного поиска мин. Например, бельгийский тральщик (водоизмещение 595 т, длина 51,5 м, экипаж 46 человек) имел два самоходных телеуправляемых подводных аппарата для поиска мин PAP 104 (рабочая глубина до 200 м), гидролокационная станция миноискания, другое необходимое оборудование и оснащение. Он, как и голландский M857 Makkum, был создан по совместной франко-бельгийско-голландской разработки.


M857 Makkum

Даже самый старый из пришедших на Неву кораблей - польский тральщик Czajka (бортовой номер 624, водоизмещение 507 т, длина 58,2 м, экипаж 49 человек) класса Krogulec (тип 206FM), построенный в 1967 году в Гдыне, несмотря на свой преклонный возраст соответствующий стандартам НАТО, на нем имелось два малогабаритных подводных аппарата для поиска мин польской разработки.


Немецкий аппарат поиска мин Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.