Последние статьи
Домой / Домашний / Книжные выставки по профориентации в библиотеке. Путешествие «марафон профессий» организовали для детей в детской библиотеке n3. Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

Книжные выставки по профориентации в библиотеке. Путешествие «марафон профессий» организовали для детей в детской библиотеке n3. Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

На пороге взрослой жизни

Профориентационная работа в библиотеке

Приоритетным направлением в работе ИОЦ «Кругозор» со старшеклассниками является профориентационная работа. Почему мы выбрали именно это направление? Потому что дети нуждаются в информации о профессиях. Вспомните себя, как вы были растеряны, когда необходимо было решаться на выбор профессиональной деятельности . Современных детей мучают те же вопросы, что и нас когда-то: что выбрать, как выбрать; что если я ошибаюсь; поступлю ли я в вуз, смогу ли там учиться; найду ли работу, когда закончу учебу? То, что наши дети имеют возможность выбора и большой доступ к информации, и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, есть из чего выбрать, с другой, тяжело ориентироваться в таком потоке информации.

Подготовка к профориентационной работе включала в себя анкетирование читателей старших классов «Выбрал ли ты профессию». Анкетирование проводилось с целью выяснения степени осознанности к выбору профессии. Предполагалось, что результаты анкетирования помогут более эффективно построить работу, учесть их взгляды на профессиональный выбор, на предпочтения тех или иных профессий. Анкетирование показало, что ребята нуждаются в информации о профессиях, что они плохо знают мир профессий, что им нужна помощь в самопознании и правильности выбора профессии.

Профориентационная работа идет по двум направлениям: профориентационная игра «Карьера» и цикл занятий «Наступает время выбора».

«Карьера» - ежегодная профориентационная игра для старшеклассников.Проводится при поддержке:

Управления образования и социально-правовой защиты детства Автозаводского района;

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Автозаводского района;

Автозаводского районного центра занятости населения;

Федеральной мобильной службы по труду и занятости Нижегородской области ;
- Нижегородского центра профтестирования и развития «Карьера плюс».

ИОЦ «Кругозор» здесь выступает как важное связующее звено и информационный центр поддержки данной акции.

В игре приняло участие 390 учащихся из 17 школ Автозаводского района.

«Карьера» - 2008 проводилась в несколько этапов.

1 этап – групповая психологическая консультация с тестированием. Дети делились на две группы: одна оставалась в «Кругозоре», другая проходила в автобус, оснащенный ноутбуками. Каждый уходил с результатами тестирования, где были прописаны данные о способностях и подходящие профессии.

2 этап – защита проектов «Город мастеров», где дети презентовали рабочие профессии (дворник, слесарь, электромонтер и др.).

3 этап – социальная игра «Я – мэр». Старшеклассники придумывали несуществующий город, для которого нужно было получить финансирование в 1 млн. рублей. Каждая группа представляла свой проект и отстаивала свои интересы.

Мы помогали ребятам в составлении проектов тем, что оперативно предоставляли информацию о профессиях и помогали использовать предложенный материал.

«Карьера» - 2009 включала в себя профориентационное тестирование. После проведения игры ребята получили информацию о трудоустройстве на летний период, а также адреса и телефоны, по которым можно обратиться по данному вопросу.

«Наступает время выбора» - цикл мероприятий по профориентации для старшеклассников.

Цели программы:

1. Дать представление подросткам о мире современных и востребованных профессий.

2. Помочь в правильности выбора профессии.

Участие детей в цикле не означает, однако, что каждый из них уйдет с готовым решением и списком подходящих ему профессий на руках. Выбор в конечном итоге всегда должен остаться за ребятами. Данную мысль мы пытаемся внушить с первого же занятия, чтобы дети не строили иллюзий, и чтобы не было разочарований. Но пройдя цикл занятий, дети будут знать, что искать информацию нужно (она не придет к ним сама); они будут знать, что искать, где искать и как искать нужную им профессию.

Сами занятия проводятся в достаточно живой форме: много профориентационных игр и игровых упражнений, а информация, благодаря слайдовому сопровождению, получается яркой и запоминающейся. Само содержание занятий находится в постоянном развитии.

Первое занятие называется «Сколько мы знаем профессий?». Основная задача данного занятия – показать ребятам их слабую ориентацию в мире профессий, подвести к мысли, что искать информацию необходимо, определить свой предмет труда. Также дается понятие о формуле профессии «хочу – могу - надо».

Второе занятие «Узнай свои способности» посвящено второй составляющей формулы профессии «могу», дается тест на определение типа темперамента, показывается, как нужно учитывать тип темперамента при выборе профессии.

Третье занятие «Современный рынок труда». Идет разговор о третьей составляющей формулы профессии «надо», о профессиях редких и массовых, дается обзор современных профессий, востребованных на рынке труда.

Четвертое занятие «От мечты к действиям». Речь идет о том, как выбирать место учебы, о преимуществах среднего и высшего образования , дается тест «Готовность к выбору профессии».

Пятое занятие «Деньги, деньги…» рассматривает денежную сторону профессии. Стартовая и максимальная заработная плата , стабильный заработок и сдельная оплата труда , дополнительный заработок и социальный пакет являются предметом разговора на данном занятии. Также здесь мы говорим об ошибках при выборе профессии и выполняем тест «Мотивы выбора профессии».

Шестое занятие «Ищем работу» включает в себя разговор о путях поиска работы, о том, чего следует избегать при поиске работы, как составлять резюме, графический тест «Ваше отношение к карьере».

Мы выпустили дневники, куда заносятся основные моменты занятий: результаты тестирования и игр, библиографический материал, советы по выбору профессии и т. п. Но опыт показывает, что если цикл посещает класс в полном составе (от 20 человек), то заполнение дневников теряет свою эффективность. Такая форма работы наиболее эффективно, когда занятия проходят в малой группе. Поэтому для большого количества детей мы придумали «Шпаргалки по выбору профессий: ИОЦ «Кругозор» советует». В сжатом виде в шпаргалке излагается весь теоретический материал каждого занятия. Детям нравится форма шпаргалок, они не занимают места в их рюкзаках, и при серьезном отношении к занятиям могут послужить предметом разговора о профессиях с родителями.

В заключение хотелось бы процитировать отзывы детей о занятиях.

Отопкова Алена, 15 лет. «Мне очень понравились занятия по профориентации, потому что я узнала много нового о профессиях, познакомилась с факторами выбора профессии. Узнала о возможных ошибках в выборе профессии, теперь я постараюсь их не совершать…»

Лебедева Светлана, 15 лет. «Из курса профориентации я узнала много новых профессий, о которых раньше даже не слышала. Здесь много интересных игр и тестов, которые нередко помогают разобраться в себе…получила немало интересной, а главное полезной информации. Индивидуальный подход к учащимся…Все понравилось…»

Психолог ИОЦ «Кругозор»

Тема: Методическая разработка.

Цель: Создать условия для получения знаний, информации по правовому образованию и воспитанию школьников

Вступление.

“Школа – это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.
книги выстраивают судьбы”

/В.А.Сухомлинский/.

Нормальное существование современного общества невозможно без высококвалифицированных кадров. Очевидно, что Россия третьего тысячелетия будет такой, какой вклад в ее развитие сможет внести современная молодежь. Следовательно, в данной ситуации возникает необходимость помочь молодежи в выборе профессии. Ограничение доступа детям и подросткам к информации ведет к случайному выбору профессии, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Школьная библиотека, как одно из важнейших звеньев системы воспитания, должна оказывать своим молодым читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. В 1998 году была разработана и внедрена в практику работы целевая комплексная программа “Чтобы рос человек".

Цель программы: создание условий для самореализации человека, как субъекта деятельности, как индивидуальности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. Школьная библиотека, используя все формы и методы библиотечной работы, активно приняла участие в реализации этой программы. Задачи библиотеки по данному направлению были поставлены следующие:

Ориентация детей на получение новых знаний о профессии, оперативное представление всем читателям нужной им информации, психологическое консультирование родителей, оказание методической помощи педагогам школы. Помощь библиотеки в реализации программы начинается с общения с учащимися младших классов. Эти дети только начинают жить в обществе, и не знакомы с законами этого общества. В связи с этим библиотека помогает узнать детям: как, и кем рассматриваются и охраняются в обществе интересы личности ребенка. Для этого с учащимися 2-3 классов проводятся классные часы, мероприятия по темам: " В мире профессий"- беседа-игра; "Знакомство с конвенцией о правах человека"- брейн-ринг; " В мире сказок", " Права сказочного государства"; классный час, "Я и имена"; урок-игра, интеллектуально- познавательная игра "Звездный час", "Мир начинается с меня" (по материалам конвенции о правах человека). На таких занятиях речь идет о понимании человеческого достоинства, умении распознать различия в людях и принимать их такими, какие они есть, умение слушать и уважать чужое мнение. Кроме того, в интересной, увлекательной форме ведется разговор о специалистах, которые могли бы защитить права детей. Для старших классов, вместе с учителями права и обществознания, проводятся занятия, на которых предусматривается знакомство учащихся с актами в области прав человека, формируются навыки пользования ими. Темы занятий разнообразны: "Права человека и законы"; Право на жизнь"; "Право на свободу" и т. д. Современных детей сейчас не удовлетворяет пассивное слушание, они хотят действовать, творить; поэтому все мероприятия проводятся в виде дискуссий, ролевых игр. Игры заставляют задуматься, пережить ситуацию, в которую может попасть каждый, проиграть ситуацию с 2-х позиций: человека-нарушителя закона и специалиста в области права. Все это помогает формировать свое мировоззрение, развивает интеллект, речь, отстаивать свое мнение, навыки будущей профессии.

Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, профессиональным праздникам не обходится без участия библиотеки. Уже стало традицией в школе, в октябре проводить месячник правовых знаний и 10 октября отмечать Международный день прав человека. К этим датам готовиться обзор литературы на правовые темы, правовые игры, выставки, выступления на школьном радио. Темы для радиовыступлений разнообразны: "Профессия-юрист"; "Права ребенка-это твои права" и т. д. В этом году интересно прошла игра- дискуссия для учащихся 9-х классов - "Исторический брифинг". Цель игры - пробудить интерес к чтению исторической и юридической литературы. К данному мероприятию подбиралась литература и документы, в которых отражены мифы советской эпохи о "врагах народа", а также информация о реальном положении этих групп людей в СССР. При подготовке определились группы учащихся 9-х классов:

–"архивисты” (группа, подбирающая отрывки из газетных публикаций и художественной литературы, сатирические плакаты 20-30 гг. и т. д.);
– "журналисты" (группа, готовящая историко-журналисткое расследование);
– "враги народа"(группа, готовящая "биографии" "врагов народа", используя литературу);
– "прокурора";
– "судебного секретаря";
– "экспертов" (группа, по ходу действия делающая независимые высказывания, и т. д.) (приложение№1/ использованы материалы журнала "Ваше право"/ лист1 лист2 лист3 лист4)

Эта игра проводилась совместно с учителями истории. Она помогла учащимся овладеть азами юридических профессий.

Оказание посильной информационной методической и психологической помощи родителям учащихся по вопросам профессионального определения их детей - вот ещё одна грань деятельности школьной библиотеки. Вместе с завучем по воспитательной работе и учителями права разработан цикл бесед с родителями: "Сто советов для родителей", "Права и обязанности родителей и детей", "Путь к успеху вашего ребенка", "Учебные заведения г. Златоуста и Челябинской области". Эти беседы с родителями всегда вызывают у них заинтересованность. Одним из аспектов правовой просветительской работы школьной библиотеки является оформление выставок для учащихся. По данной тематике их было несколько: "Великая книга жизни" (Конвенция о правах ребенка), "Права человека", "Твой путь к успеху", "Тебе абитуриент" и т. д. Цель данных выставок: помочь читателям найти необходимую информацию об учебных заведениях города и области, подготовиться к экзаменам, выбрать профессию по душе. Одним из разделов работы школьной библиотеки по профориентации - это работа с педагогами- предметниками, преподающими в специализированных социально- правовых классах. Учителя также имеют возможность познакомится непосредственно с учебными и методическими материалами. Библиотека может им предложить: методическое пособие по проекту "Живое право", комплект учебников и пособий "Основы правовых знаний" для 8-9 классов, учебно-методическое пособие для учителей и книги для учащихся по проекту"Мой выбор" и т. д. Все новинки литературы оперативно освещаются на совещаниях школьных методических объединений учителей -предметников, что положительно влияет на информированность педагогов и повышает их эффективность работы. В библиотеке выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию и выбору специальностей. Кроме того, создана и ведется тематическая картотека в помощь классным руководителям по профориентации. Вот уже несколько лет наша библиотека проводит совместную работу со школьным правовым клубом старшеклассников "Фемида" (руководитель Залога Вера Николаевна). Деятельность клуба ставит перед собой цель донести до детей их права и помочь отстаивать их. В клубе действуют несколько направлений: профессиональное (изучение основ будущих специальностей); правовое образование и т. д. Члены клуба выступают перед родителями, учащимися младших классов, участвуют в общественных акциях: например - "Наши права", организуют благотворительную деятельность. Для работы клуба библиотекарь подбирает из журналов и газет, книг новые нормативные акты, новые законы, оказывает помощь в выпуске газеты - "Вместе", проводит опросы, анкетирование, дискуссии по острым темам нарушений прав и правовой защиты. Интересна также совместная работа по организации встреч с представителями правоохранительных органов. Помощь заключается в том, чтобы помочь отобрать интересные вопросы для дискуссии. На встрече с учащимися уже побывали: адвокаты, следователи, работники налоговой полиции, депутаты Государственного собрания, студенты факультетов экономики и права, журналисты. Наиболее удачно прошла в клубе игра "Имею право". Цель игры: расширить кругозор в области прав и законности.

Воспитать в детях уважение к законам государства. Научить пользоваться своим правом гражданина России.

На уроках права в 10-11 социально-правовых классах раз в четверть проводится обзор правовой литературы. Члены клуба "Фемида" членами научного общества учащихся, выполняют с учителями истории и обществознания исследовательские работы и очень часто обращаются за литературой в библиотеку, где получают квалифицированную помощь библиотекаря. За время существования социально- правового класса 52 учащихся поступили в учебные заведения города и области, выбрав специальности, связанные с правом и юриспруденцией. Несомненна в этом заслуга школьной библиотеки и педагогического коллектива. Школьная библиотека-это действительно та организация, которая действительно может многое сделать в области правового и профессионального просвещения.

Апр 26

Книжная выставка «Профессию подскажет книга»

В жизни каждого человека однажды наступает ответственный момент – выбор профессии. Тысячи вопросов возникают в головах молодежи: какую профессию выбрать, куда поступать, как рассчитать свои силы и многие, многие другие.

Выбирать профессию приходится в юные годы. Часто необдуманное решение приводит в дальнейшем к разочарованию. Чтобы такого не произошло, к выбору профессии нужно подходить осознанно, потому что в него будет вкладываться много сил и времени. Это — фундамент взрослой жизни. Очень важно, чтобы способности и черты характера соответствовали избранному пути, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе.

Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки». В наше время «золотая» мечта юношей и девушек – это престижная профессия, популярная и востребованная, приносящая хороший доход. Но, чтобы выбрать подходящую профессию себе, о множестве профессий нужно знать.

В читальном зале городской библиотеки открылась книжная выставка «Профессию подскажет книга». На выставке подобрана соответствующая литература для подросткового возраста. Наши книги расскажут об особенностях разных профессий, какие бывают учебные заведения и еще о многом интересном.

Бобровник Татьяна Владимировна,
библиограф отдела справочно-библиографического
обслуживания
ГУК «Кемеровская областная библиотека
для детей и юношества»

«Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся»
Л. Толстой

Сегодня в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняет свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту свою профессию, чтобы была по душе, чтобы она приносила пользу людям, себе, обществу?

Работа библиотек по профориентации ведется с целью дать детям и подросткам ответы на все эти непростые вопросы. Главным выступает возможность предоставления молодому пользователю широкой информации по вопросам получения образования, перспективам профессионального роста, востребованности определенных профессий на рынке труда, трудоустройстве молодежи на временные, сезонные виды работ.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

В Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества профориентационная работа ведется в рамках целевой комплексной программы «Образование. Карьера. Занятость», цель которой - оказание содействия в профессиональном самоопределении детей и молодежи, повышение уровня информированности о различных аспектах современных профессий и возможности их получения в учебных заведениях Кемерово, Кемеровской области, городах России и за рубежом.

Основные виды деятельности по программе: координационная; информационно-библиографическая; информационно-досуговая; информационно-просветительская; консультативная, издательская; методическая.

Программа реализуется при активном содействии Молодежной биржи труда, Центра занятости, Центра профессиональной ориентации молодежи. Опираясь на образовательные учреждения, социальные и психологические службы, центры занятости и профориентации, библиотека оказывает эффективную помощь молодым людям.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества - активный и постоянный участник всех мероприятий, которые организуют и проводят Кемеровский областной центр профориентации и Молодежная биржа труда.

Психологом Центра профессиональной ориентации молодежи оказываются бесплатные индивидуальные и групповые консультации по выявлению профессиональных интересов и склонностей подростков.

В библиотеке проводится информационное обслуживание читателей в помощь выбору профессии и учебного заведения. Сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах, информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда, сезонных работах для молодежи размещены на информационном стенде. Здесь же дана информация о свободных рабочих местах, сезонных работах, обучающих курсах.

Ежегодно редактируется и пополняется новой информацией электронная база данных «Образование в Кузбассе», предназначенная для сбора, хранения и поиска информации об учебных заведениях (вузах, техникумах, профессиональных училищах) не только г. Кемерово, но и городов области. Информация об учебных заведениях Кемерово и Кемеровской области представлена также на сайте библиотеки.

В практической работе по профориентации используются не только проверенные временем формы и методы работы, но и разрабатываются новые, рассчитанные на лучший результат при работе с подрастающим поколением и молодежью.

Профессиональное самоопределение личности - это не разовое действие, а длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, начиная с младшего возраста.

В начальной школе важно расширять представления детей о различных профессиях; создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Для этого в библиотеке проводятся мероприятия по профориентации для дошкольников и младших школьников. В ходе игрового занятия для дошкольников «Примерь профессию» малыши знакомятся с самыми разными профессиями. Ребята узнают о наиболее известных и популярных профессиях: водитель, врач, повар, парикмахер, продавец и др., по ходу беседы отгадывают «профессиональные» загадки и слушают стихи. В конце мероприятия детям предлагается сыграть в игру «Волшебный мешочек»: они должны угадать, человек какой профессии может использовать тот или иной предмет (ножницы, ручку, счеты и т.д.).

Для школьников 3-5 классов проводится дискуссионное занятие «Легко ли быть учителем?», приуроченное ко Дню учителя. В ходе дискуссии обсуждаются вопросы: «Каким должен быть учитель: характер, внешний вид?», «Что должен знать и уметь учитель?», «Хотели бы вы стать учителем?». В дискуссии принимают участие педагоги, которые рассказывают, почему они выбрали эту профессию.

В работе с подростками наиболее часто используются такие формы и методы как интеллектуально-творческие игровые программы; дискуссионные клубы; проблемные обзоры; выставки.

Подростковый возраст характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии. У ребят формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

Сделать выбор профессии самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся с ним взрослые могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. С этой целью сотрудники читального зала подросткового и молодежного чтения совместно со специалистами Центра занятости населения г. Кемерово проводят цикл бесед по профориентации «В поисках своего призвания». Обсуждаются следующие вопросы: что такое общие и специальные способности; как сориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения; как понять, есть ли они у тебя и можно ли развить их; каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать; какие изменения на рынке труда произошли в связи с мировым финансовым кризисом; какие специальности востребованы в настоящий момент в нашем регионе? Кроме этого, выпускникам предлагается тестирование, с помощью которого они могут определить свои профессиональные склонности.

Традиционной стала творческая встреча учащихся Кемеровского областного колледжа культуры и искусств со старшеклассниками школ. Студенты и педагоги колледжа, участники театра - студии «Действующие лица» увлекательно рассказывают о своей будущей профессии и любимом колледже.

Необходимо отметить, что особенностью современного российского рынка труда является дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание мы уделяем профориентации школьников на рабочие профессии.

Так, с воспитанниками детского дома № 102 проведена игровая программа «Я в рабочие пойду…». Цель мероприятия - познакомить детей с рабочими профессиями и специальностями, сформировать положительный имидж рабочих профессий. В рамках игровой программы воспитанникам детского дома представлен обзор о рабочих профессиях и специальностях, слайд-презентация о памятниках рабочим профессиям, как исчезнувшим, так и существующим сегодня, проведена развлекательная игра. Дети активно принимают участие в конкурсах, в аудитории кипят эмоции от проявления огорчения за неправильный ответ и бурной радости за опережение команды соперников по правильным ответам.

С целью пропаганды рабочих профессий проводится музыкальный конкурс «Из песни профессию не выкинешь». Ребятам нужно назвать по очереди песни, в тексте которых есть упоминание профессий. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и иллюстративным материалом.

Викторина «Профессии наших предков» знакомит детей с профессиями, которые возникли давно, и существуют по сей день, сменив название, и все так же востребованы в настоящее время.

Большой популярностью у молодых людей пользуются интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях.

Сотрудниками отдела читального зала подросткового и молодежного чтения проведено «Бюро по трудоустройству». Это сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребята в игровой форме получают основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Большое внимание уделяется комплексным мероприятиям. В 2011 году в течение трех дней в библиотеке проводился профориентационный информаториум «Пропуск в профессию».

В рамках информаториума ребятам были предложены различные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению: цикл выставок «ПРОФЕССиональный ликбез», «Мой выбор – мое будущее», «Гордость и слава Кузбасса»; занимательные профориентационные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста; различные слайд-беседы, дискуссионные занятия, познавательные мероприятия для молодежи, обзор образовательных сайтов государственных учебных заведений среднего специального образования гг. Новосибирска, Томска, Екатеринбурга, Красноярска «В мире образования и профессий» многое другое.

В заключение прошел День читательского самоуправления, когда сотрудников библиотеки во всех ее отделах заменили читатели.

Издательская деятельность способствует распространению информации о профессиях, их выборе и создании положительного имиджа профессий при помощи доступного языка, ярких иллюстраций, наглядных примеров. Поэтому Кемеровская областная библиотека для детей и юношества выпускает широкий спектр издательской продукции.

Издаются буклеты, листовки, брошюры, справочники «Рабочие профессии», «Агроном», «Человек, улучшающий землю», «Что важно знать о профессиях», «Я – молодой специалист». Разработан диск «Калейдоскоп профессий. Самые востребованные профессии XXI в.», на котором представлен перечень профессий и профессиограммы к ним с подробным описанием профессии и требованиям к способностям, знаниям и состоянию здоровья. Диск прост в использовании благодаря системе гиперссылок позволяющих легко перемещаться по тексту.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества является методическим центром для библиотек области. Специалист отдела справочно-библиографического обслуживания является куратором направления «Профессиональная ориентация молодежи». В течение года он оказывает индивидуальные (в том числе телефонные и виртуальные) и групповые консультации; выступает перед слушателями областных курсов повышения квалификации, выезжает в города и районы области, где принимает участие в семинарах, круглых столах, лекториях по теме профессиональной ориентации молодежи.

Формы повышения квалификации данного специалиста: подготовка методических консультаций, аналитических статей, выступлений, презентаций, обзоров (ежегодно); составление ежегодного аналитического отчета; чтение профессиональной прессы; знакомство с опытом других библиотек.

В рамках очно-заочной школы профессионального развития сельских библиотекарей Кемеровской области в течение года действует передвижная информационно-методическая выставка по профориентации «ПРОФЕССИональный ликбез».

Выставка состоит из четырех разделов. Под рубрикой «ПРОФЕССИональный гид» собраны материалы, которые полезны не только молодым людям, находящимся в профессиональном поиске, но и специалистам, работающим в области профессиональной ориентации, представлены психологические типы профессий, выбор профессии с точки зрения астрологии, представлены буклеты, посвященные различным профессиям: «Шахтерская судьба», «Профессия врача – это подвиг» и др.

Продумать вопрос о будущей профессии всегда полезно даже тем, кто уже сделал свой выбор. Попытаться найти на ответы на поставленные вопросы можно при помощи литературы, отображенной в разделе «ПРОФЕССИональный ориентир». Здесь представлен информационный материал с полезной информацией о правилах выбора профессий, о путях профессионального образования.

Информационные материалы - дайджесты, пресс-подборки, тематические папки, представленные в разделе «ПРОФЕССИональная копилка», заинтересуют всех специалистов, работающих по профориентационному направлению.

Раздел «В ПРОФЕССИональном поиске» предназначен для желающих вовремя, а главное правильно выбрать свой профессиональный путь, создать свою карьеру; информация о том, что нужно знать абитуриенту, о новых законах в области образования, нововведениях в вузах и ссузах, о профессиях, которые востребованы на рынке труда. А также: что ждет абитуриента в приемной комиссии, какие документы необходимы при поступлении, как и с помощью какой литературы лучше подготовиться к экзаменам, какие вузы предоставляют отсрочку от армии и многое другое.

Таким образом, деятельность Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества по профессиональной ориентации молодежи является одним из ведущих направлений. Библиотека в своей работе стремится качественно улучшать формы и методы работы, расширять рамки сотрудничества, находить новых партнеров и единомышленников.

Реализация программы «Образование. Карьера. Занятость» способствует координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих в сфере профориентации; оказанию бесплатной консультативной помощи и информационной поддержки молодых людей; повышению квалификации библиотекарей области по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи.