Домой / Домашний / Презентация на тему опрос. Методы опроса в социологии. Этот опрос можно проводить и используя ИКТ

Презентация на тему опрос. Методы опроса в социологии. Этот опрос можно проводить и используя ИКТ

Социологическое исследованиеСОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ

МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ

1. ОПРОСНЫЙ
ИНТЕРВЬЮ
АНКЕТИРОВАНИЕ
2. НЕОПРОСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
ЭКСПИРЕМЕНТ

Социологический опрос

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Метод
Достоинства
Недостатки
По почте
Может
проводиться
малой
группой исследователей. Низкая стоимость. Легкость организации. Отсутствует влияние со стороны интервьюера. Могут быть использованы
иллюстрации.
Возможна однобокость, обусловленная малым числом ответов. Невозможность
уточнить
вопросы.
Невозможность пояснений и объяснений. Низкое качество ответов на
открытые вопросы.
По телефону
Низкая стоимость. Полевые исследования
могутбытьзавершены
достаточно быстро. Пригоден для сбора
как фактических данных, так и
данных, характеризующих вопросы
отношений.
Централизованный
контроль.
Ограничен респондентами, имеющими телефон. Не могут быть показаны вопросник и иллюстрации.
Трудно поддерживать интерес более
15-20
минут.
Трудно
задавать
сложныевопросы.
Личное интервью
Глубина опроса. Возможность демонстрировать продукт. Возможность
приковывать внимание респондента в
течение долгого времени. Возможность
слушать живую речь.
Высокая стоимость. Сложно проверить степень влияния интервьюера
на респондентов. Интервью может
быть прервано. Требуется большая
команда интервьюеров.

Интервью - это метод получения
необходимой информации путем
непосредственной
целенаправленной беседы.

ИНТЕРВЬЮ

ФОРМАЛИЗОВАННОЕ(СТАНДАРТИ
ЗОВАННОЕ)
ПОЛУФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ПОЛУ
СТАНДАРТИЗОВАННОЕ)
НЕФОРМАЛИЗОВАННОЕ(ОТКРЫТО
Е, НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ)
ИНТЕРВЬЮ

Строение интервью

СТРОЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
ВСТУПЛЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Как провести интервью?

КАК ПРОВЕСТИ ИНТЕРВЬЮ?
СПЛАНИРОВАТЬ ПРОЦЕСС:
Подготовить набор тем для обсуждения
Выстроить последовательность
При необходимости уточнить подтемы, декомпозировать
Зафиксировать основные вопросы
При необходимости, подготовить уточняющие вопросы
ПРОВЕСТИ, НЕ ЗАБЫВАЯ ПРО ПРОТОКОЛ(видео, диктофон, записи в
блокноте)
ОБРАБОТАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОВЕДЕНИЕ

Вводная фаза
–Представление
–Цели интервью
–Разогрев
Побуждающая фаза
–Обозначение проблем
«Тело» интервью
–Вопросы в порядке, определенном планом
Закрывающая фаза
–Суммирование полученной информации
–Уточнение покрытия («всели обговорили?»СОВЕТЫ
Избегать намеков на оценку(не «нравит
ся ли вам этотэкран», а «что вы думаете
об этом экране»).
Быть готовым объяснить каждый вопрос.
Быть свободным от допущений и
предположений.
Фокусировать человека на
его личном опыте.
Почаще спрашивать «почему»

…Пионером использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» 1874 год










Достоинства метода oВысокая оперативность получения информации. oВозможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. oСравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. oОтсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. oНевыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.


Недостатки метода oОтсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов oВлияние воросов на ответы oПристрастность респондентов oДостоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут


Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленность вопроса Отсутствие двусмысленность вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Должна быть доверительная обстановка Должна быть доверительная обстановка Учёт возраста и профессии отвечаемых Учёт возраста и профессии отвечаемых Нельзя задавать нетактичные вопросы Нельзя задавать нетактичные вопросы








Способы повышения эффективности контрольных вопросов В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными Контролю необходимо подвергать, лишь наиболее существенные вопросы в анкете Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределённости мнения(«не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.) [ 1,182 ]




Композиция анкеты 1.Название. 2.Вступление- обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. 3.Инструкция по заполнению бланка. 4.Вопросы анкеты. 5.Благодарность за сотрудничество.


Этапы подготовки анкеты 1.Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем. 2.Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. 3.Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. 4.Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. 5.Анкетирование. 6.Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.









Используемая литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. Самара, Бахрах-М, 2003, 272с. 2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатови др.; Под редакцией Ю. М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с. 3. С. И. Мелехина Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии, Киров, 2002


Метод «воронки» Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. От простых вопросов к более сложным, от общих к конкретным. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части бланка вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.


Контактные вопросы Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными. Данные вопросы формируют установку на сотрудничество. стимулируют заинтересованность у испытуемых. вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете. Служат для получения информации.


Примеры контактных вопросов: -Если бы вам предложили сниматься в кино, какую бы роль вы выбрали? -Случалось Вам знакомиться с интересным молодым человеком возле остановки автобуса? -У Вас есть домашние животные (собаки, кошки, рыбки)? -Вы когда-нибудь катались на машине или мотоцикле? -Какая тебе музыка больше всего нравится?


Закрытые вопросы Вопрос, содержащий полный набор возможных вариантов ответа Варианты ответаПримеры 1 противоположные, взаимоисключающие («да - нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.)(дихотомическая форма вопроса) У Вас хороший аппетит? 1.да 2. нет 2 предусматривающие «меню ответов», предполагают наличие вариантов ответов (поливариантная форма вопроса) Чем привлекает Вас выбранная марка автомобиля? 1.Мощностью 2.Надёжностью 3.Экономичностью 4.Дизайном 3 шкальная форма (используется в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п.) - полностью согласен - согласен, но бывают исключения - не знаю - не согласен, но иногда бывает - совершенно не согласен 4 табличная форма Достаточно ли у Вас времени на: данетНе знаю Выполнение уроков Помощь родителям Занятия спортом


Открытые вопросы Вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент. Предполагая произвольные ответы, вопросы помогают узнать мнение людей. Но в таком случае трудно будет сопоставить ответы. Подобные вопросы используются на ранних стадиях составления анкеты, либо когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое место имеет анонимность респондентов. Примеры: - Как вы относитесь к своей профессии? - В каком стиле вы общаетесь с одноклассниками? - Каково значение обучения в вашем мировосприятии?




4 3 Иллюстрированные вопросы Вопросы дополненные фотографиями, картинками, проспектами, образцами. Эти дополнения помогают наилучшим образом показать то, о чём спрашивается, правильно сориентировать опрашиваемого. Пример: Какой из этих автомобилей вы бы хотели иметь? 1 2 5


О личности респондента Вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, профессии, семейного положения …и т.д. Наличие данных вопросов позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп. Примеры: -Сколько Вам лет? -Какое образование Вы имеете? -Укажите семейное положение? -По какой специальности Вы работаете? -Сколько у Вас детей?


О фактах сознания Вопросы, выявляющие мнение, мотивы, ожидания, планы, оценочные суждения отвечающих. Примеры: - Каковы Ваши планы после окончания школы? - Учитывая какие мотивы, Вы выбрали свою будущую профессию? - Какое сложилось мнение о новом однокласснике? - Что Вы ожидаете от Нового года? - Чьё мнение для Вас самое важное? - Как Вы относитесь к религиозным праздникам?


О фактах поведения Вопросы, выявляющие реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Примеры: -Что Вы сделаете, если вас обидит друг? -Каковы будут ваши действия по сигналу пожарной тревоги? -Перечислите последствия пребывания учеников в школе? -Помогло ли Вам лечение, назначенное доктором? -Как изменилась экологическая обстановка после школьного турслёта?




Вопросы - фильтры Используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете».Начало и окончание фильтра обычно чётко обозначают графически. Пример: «Следующие два вопроса только для студентов педучилища. Проходите ли вы практику в школе? Каких знаний вам не хватает в работе? Оказывают ли Вам помощь учителя? Внимание! Вопросы для всех».


Контрольные вопросы Вопросы, дающие возможность уточнить правильность сообщённых респондентами сведений, а так же исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. 1.Вопросы, представляющие собой повторение информационных, сформулированных другими словами 2.Вопросы, служащие для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов.


Прямые вопросы Направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Примеры: -Как зовут ваших родителей? -Укажите ваш домашний телефон. -В каком городе вы живёте?


Косвенные вопросы Вопрос, связанный с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Используются там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим. В таких случаях многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле каков будет ответ на вопрос: «Что мешает Вам хорошо выполнять домашние задания?» А если сформулировать его косвенно: «Не секрет, что часть учеников вашего класса крайне редко хорошо выполняют домашние задания. Как Вы думаете, почему?»

Слайд 2

Определение метода

  • Слайд 3

    Социология: Учебник для вузов/под ред. проф. В.Н. Лавриненко – М.: ЮНИТИДАНА, 2005.-448 с.

    Опрос – метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). Опрос – это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств: психологического состояния респондента в момент опроса; ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения); содержания анкеты или устного вопроса.

    Слайд 4

    Девятко И. Ф., «Методы социологического исследования». - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с.

    Для типичного «гэллаповского» опроса характерны следующие признаки: 1) общенациональный характер; 2) отбор из генеральной совокупности всех лиц, достигших избирательного возраста; 3) максимальная приближенность времени проведения опроса ко времени выборов или референдумов; 4) среднее число респондентов в выборке - 2000 человек; 5) случайный или квотный характер выборки; 6) использование стандартных вопросников и личное интервьюирование каждого респондента по месту жительства; 7) «закрытый» характер вопросов; 8) сбор индивидуальных данных и таких, чтобы каждое наблюдение могло быть соотнесено с конкретным индивидуумом в выборке.

    Слайд 5

    Для идеального эксперимента, характерны: 1) контроль условий, т. е. возможность варьирования независимых переменных и измерения зависимых; 2) использование экспериментальной и контрольной групп для проведения повторных сравнений; 3) рандомизация, т. е. случайный отбор испытуемых в контрольную и экспериментальную группы.

    Слайд 6

    Виды опроса

  • Слайд 7

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 8

    Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

    Слайд 9

    Разновидности интервью Документальные интервью -изучение событий прошлого, уточнение фактов; Интервью мнений, цель которых - выявление оценок, взглядов» суждений.

    Слайд 10

    Свободные интервью - это длительная беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе. Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

    Слайд 11

    Цель: интенсивного (клинического) интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что вовсе не осталось в памяти Ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу". Нарративноеинтервью - направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни.

    Слайд 13

    Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входит упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Оно целесообразно в двух случаях: Когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; Респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

    Слайд 14

    Опрос по анкете предполагает: жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов; ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

    Слайд 15

    Классификация анкетных опросов В открытом опросе респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

    Слайд 16

    Зондажный, или экспресс-опрос, применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. При опросе по почте возвращение опросного листа ожидается по заранее оплаченному почтовому отправлению. При анкетировании на месте анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование: анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, Индивидуализированное анкетирование: анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту.

    Слайд 17

    При классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты; анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений; статистические анкеты (в переписях населения); хронометражи суточных бюджетов времени и т. д.

    Слайд 18

    Процедура организации исследований с использованием опроса

  • Слайд 19

    Программа и рабочий план социологического исследования: образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 20

    Основные элементы такой программы следующие: 1. Четкая формулировка задач исследования с указанием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения исследования, исходя из актуальности конкретных проблем и противоречий, мешающих нормальному функционированию и развитию данного объекта. Например, подчеркивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неосведомленности о проблемах различных групп населения; по имеющимся данным очевидно нарастание напряженности в таких-то сферах или возможен конфликт и т. д.Ожидаемые в итоге исследования результаты описываются в терминологии возможных управленческих решений с указанием их общего характера и направленности: для таких-то целей в форме таких-то действий и для таких-то органов управления. Например, рекомендуется осуществить переговоры между конфликтующими сторонами. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 21

    2. Краткое научно-практическое обоснование проблемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, перечень подлежащих анализу структурных единиц данного объекта (групп работников или населения, производственных ячеек и т. п.) и социальных процессов, которые следует проанализировать, а в заключение содержит перечень предполагаемых причин, мешающих нормальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направлениях деятельности. В программе, представляемой заказчику, эти научные категории надо заменить на общепонятные. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 22

    То же самое следует сделать и для описания задач исследования, связанных с оценками "социального ресурса" национальных меньшинств: объяснить, что будут изучены соотношения между основным составом населения и меньшинствами по различным показателям их потенциальных возможностей на рынке труда (образование, квалификация и т. п.), в области притязаний на участие в политической жизни, по уровню самооценок материальных и других условий жизни; являются ли они аналогичными оценкам большинства или существен но отличаются - это говорит о различиях в субъективных "ресурсах", необходимых для преодоления каких-то жизненных трудностей, что может стать или уже является источником социального напряжения в отношениях между большинством и национальными меньшинствами. Здесь исследователь опирается на теорию относительной депривации потребностей. Равным образом можно использовать теорию социальных движений и ставить задачу определить состояния "мобилизованности" меньшинств на те или иные коллективные действия, провести опрос об их отношении к различным "репертуарам" совместных акций (обращения к властям, протест и т. д.). Вместе с тем, используя теоретическое знание, исследователь не пугает заказчика своей академической ученостью, но добивается должного взаимопонимания. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 23

    3. В третьем, методическом, разделе программы предлагается тип выборки (при выборочном обследовании), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов - все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раз­дела - переход к обоснованию ресурсных затрат, необ­ходимых для осуществления исследования. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 24

    4. Рабочий план исследования составляет непременный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соисполнители, предлагается расчет денежных средств, необходимых для размножения полевых документов и машин ной обработки данных, для транспортных расходов и т. п., обосновывается численность сотрудников и их квалификация, включая вспомогательный персонал. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов работы. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 25

    В случае крайнего недостатка исходной информации в разделе 4 (рабочий план) предусматривается время на формулятивный этап исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более общем виде с оговоркой, что более четкая постановка задач подлежит уточнению к согласованному сроку. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ресурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу программы целесообразно приложить подпрограммы, разработанные соисполнителями по частным направлениям и задачам. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 26

    Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано несомненно, предположительно или вовсе не удастся. Если цель и задачи исследования не согласованы с заказчиком надлежащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованными, но случается и так, что продиктованы ложным впечатлением заказчика о его информированности в данной области. Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596.

    Слайд 27

    Виды вопросов и требования к их составлению

  • Слайд 28

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Надежность данных существенно зависит не только от содержания планируемой информации, но, конечно, и от конструкции самого вопроса, целесообразность которой диктуется конкретной задачей и условиями опроса Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Предполагается, что ответ в свободной форме позволяет выявить доминанту мнений, оценок, настроений, но самое главное состоит в том, что, реагируя на вопрос без подсказки вариантов ответа, люди лучше проявляют особенности своего повседневного, обыденного сознания, свой образ мыслей. Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Рамки соотнесения оценок и суждений определяются здесь набором единых для всех опрошенных вариантов ответа. Исследователь имеет более надежные основания, чем при открытых вопросах, сопоставлять данные в равных условиях. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок, шкалируя их по каждому варианту.

    Слайд 29

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований: (1) Главное - максимально предусмотреть возмож¬ные варианты ответов. Используют также полузакрытый вариант, в котором оставляется прочерк для дополнительных комментариев и замечаний. В конце списка ответов значится: "Дополнительные замечания (укажите, какие именно)...". (2) Формулируя варианты ответов (подсказки), следует помнить три важных правила: первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа; подсказки должны быть примерно равной длины; все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне. (3) Никоим образом нельзя комбинировать не­сколько идей в одной фразе, например: "работа инте­ресная и хорошо оплачивается"; "работа хорошо опла­чивается, но неинтересная". (4) Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок.

    Слайд 30

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. (5) Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею - серию отрицательных или наоборот. (6) Список предложенных ответов иногда столь обширный, что опрашиваемые устают по мере продвижения к его концу и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. В таком случае целесообразно расчленить список на три блока и предложить части опрашиваемых блокировку в одной последовательности, остальным группам - в другой. (7) Ограничения выбора подсказок могут быть жесткими и нежесткими. Это зависит от программной цели вопроса и его смысла.

    Слайд 31

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. В интервью развертывание беседы предполагает постановку открытых вопросов и далее уточнение ответов в зависимости от ситуации. Конечный итог по отдельным разделам интервью можно формулировать в виде закрытого вопроса, перечисляя указанные респондентом суждения с просьбой уточнить их и сопоставить В анкетных обследованиях, как правило, комбинируют все варианты вопросов: открытые, закрытые и полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации. Прямые и косвенные вопросы. В прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными - перевод из личной формы в безличную. Личные и безличные вопросы в равной мере отно­сятся к оценкам и суждениям самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный харак­тер. Безличная и полубезличная форма вопроса употреб­ляется для выявления мнений, расходящихся с обще­принятыми. В вариантах ответов подчеркивается, что все они возможны и опрашиваемый не будет

    Слайд 32

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Основные и контрольные вопросы различаются по их функциям в интерпретации данных. С помощью контрольных уточняют, дополняют сведения, полученные в основных вопросах. В опросном листе основной и контрольные вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал прямой связи между ними. Поэтому они перемежаются другими темами, не относящимися к данной. Иногда для этого используют вопрос-"глушитель". Помимо ведущих - целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы. Задачи последних - облегчить процесс интервью или анкетного опроса, снять напряжение и усталость, появляющиеся к концу работы респондента, отвлечь его внимание, когда это требуется, или же, напротив, помочь сконцентрироваться. К числу функциональных относятся вопросы-"фильтры" и "ловушки", отсеивающие некомпетентных и невнимательных; "глушители", с помощью которых отвлекают внимание при длинном перечне или перед постановкой контрольного вопроса; многообразные пояснительные комментарии и оговорки такого, например, типа, как: "По Вашему мнению", "А теперь, если рассматривать в целом, как бы Вы характеризовали?..." и т. п. Цель подобных формулировок - создать психологический комфорт респонденту.

    Слайд 33

    Структура анкеты и требования к ее составлению

  • Слайд 34

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем. Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Второй принцип - непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Четвертый принцип - смысловые "блоки" опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то "блока" неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым "блокам". Пятый принцип касается распределений вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один-два), после чего - завершающая "паспортичка".

    Слайд 35

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова: Введение, в котором указано: кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, - гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата. Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Нельзя начинать опрос с "паспортички", которая вообще тревожит некоторых людей. Сведения о демографических данных опрашиваемого полезно относить в заключение анкетного листа. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе. Если же респондент уже включился в беседу, он будет склонен скорее закончить работу, чем прервать ее на полпути. Наиболее острые сенситивные вопросы располагают в последней трети листа.

    Слайд 36

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. (в) Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух. (г) "Паспортичка" занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует, особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса. (д) Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".

    Слайд 37

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Верстка анкеты должна отвечать требованиям простоты и удобства работы и для опрашиваемого, и для кодировщика. Все смысловые разделы начинаются особыми вступительными пояснениями, которые выделяются шрифтом. Например: "Теперь мы переходим к оценкам различных телевизионных передач. Напоминаем, что нас интересует не только мнение владельцев телевизора и постоянных телезрителей) но и всех, кто хотя бы изредка смотрит телевизионные передачи". (2) Каждый вопрос сопровождается четкой инструкцией, как на него отвечать: отметить какие-то пункты, отвечать в свободной форме и т. п. Ни в коем случае нельзя предлагать подчеркнуть или зачеркнуть текст предложенных суждений (в закрытых вопросах): обычно возникают трудности в расшифровке таких пометок, ибо они неряшливы. Следует оставлять специальное место для отметок либо перед фразой, либо после нее.

    Слайд 38

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. (3) Нельзя разрывать текст, относящийся к одному вопросу: вся конструкция вопроса располагается на одной полосе. (4) Все вопросы нумеруются по порядку, а варианты ответов обозначают буквами или цифрами в скобках (для удобства обработки и самоконтроля опрашиваемого). Желательно применять разнообразные шрифты и непременно разнообразную верстку вопросов и вариантов ответов. Разными шрифтами набирают: вводные замечания к серии вопросов, сами вопросы, инструкцию как отвечать, варианты ответов. Не следует злоупотреблять "матричными" вопросами. "Матричная" форма удобна и экономична при верстке и обработке анкеты. Но именно здесь эффект "эха" наиболее опасен. (7) Для оживления текста используют также рисунки и необычные способы отметки

    Слайд 39

    Достоинства и недостатки опроса

  • Слайд 40

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Достоинства и недостатки метода опроса. Достоинства. - возможность получения информации непосредственно от участников события - опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному) - опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов) Недостатки. - сбор информации вне «естественной» ситуации, - любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связанного с давлением социальной одобряемости - провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте

    Слайд 41

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Преимущества и ограничения основных методик 1. Личное интервью. Достоинства. - Высокая достижимость запланированной выборки респондентов - Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов) - Возможность варьирования последовательностью вопросов - Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов - Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции) - Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента - Относительно высокая скорость сбора данных - Возможность наблюдения за респондентом Недостатки. - Относительно более дорогой - Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, сред-ний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интер-вьюера) - Отсутствие возможности личного контроля интервьюера

    Слайд 42

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. 2. Телефонный опрос Достоинства. - Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап) - Высокий контроль за работой интервьюера - Меньшее влияние интервьюера - Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват - Относительно низкая стоимость - Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных) Недостатки - Ограничение на длительность - Необходимость максимально простых вопросов - Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов - Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)

    Слайд 43

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Прессовый опрос Достоинства. - Четкая переадресация анкеты определенной аудитории - Отсутствие влияния интервьюера - Низкая стоимость полевого этапа исследования - Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории Недостатки. - Те же, что и в почтовом опросе - Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов) - Необходимость стимулирования ответов - Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту - Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной

    Слайд 44

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Интернет-опрос Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла вы-сылается на адрес потенциального респондента). Достоинства. - Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов - Возможность охвата специфических аудиторий - Моментальная обработка собираемых данных - Низкие затраты на полевой этап и обработку данных Недостатки. - Вынужденная краткость анкеты - Невозможность проверить искренность получаемых ответов - Смещение выборки, которое сложно оценить 6. Самостоятельное заполнение Во многом сходно с почтовым опросом. Достоинства (помимо тех, что в почтовом) - Большой контроль возврата анкет - Относительно дешевле, чем личный опрос - Довольно быстрый сбор информации - Как правило высокий возврат

    Слайд 45

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Почтовый опрос Достоинства. - Респондент может выбирать удобное для него время - Отсутствие влияния интервьюера - Широкий географический охват - Легкость формирования выборки - Относительно низкая стоимость сбора данных - Более высокая анонимность Недостатки. - Низкая достижимость (около 5-10%) - Длительный полевой этап - Невозможность пояснений в ходе опроса - Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения - Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, ан-кета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально) - Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов) - Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения - Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»

    Слайд 46

    Ядов В.А., «Стратегия социологического исследования» – М.: Академкнига ИКЦ, 2003 г. – С. 596. Типичные ошибки в проведении опросов.

    Посмотреть все слайды


    …Пионером использования этого метода был Френсис Гальтон, изучавший происхождение умственных качеств личности по самоотчётам опрашиваемых. Результаты проведённого анкетирования были представлены им в книге «Английские люди науки: их природа и воспитание» 1874 год










    Достоинства метода oВысокая оперативность получения информации. oВозможность организации массовых обследований и сбора большого объёма данных. oСравнительно малой трудоёмкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов. oОтсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов. oНевыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому- либо из отвечающих.


    Недостатки метода oОтсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов oВлияние воросов на ответы oПристрастность респондентов oДостоверность ответов анкет не всегда достаточна, т.к. респонденты желают выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрашивают реальное положение дел или просто лгут


    Требования к формулировке вопросов Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Чёткость, лаконичность(краткость), грамотность формулировки Вопрос требует конкретного ответа Вопрос требует конкретного ответа Отсутствие двусмысленность вопроса Отсутствие двусмысленность вопроса Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Вопрос не должен быть наводящим или внушать определённый ответ Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Метод «воронки» Должна быть доверительная обстановка Должна быть доверительная обстановка Учёт возраста и профессии отвечаемых Учёт возраста и профессии отвечаемых Нельзя задавать нетактичные вопросы Нельзя задавать нетактичные вопросы








    Способы повышения эффективности контрольных вопросов В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными Контролю необходимо подвергать, лишь наиболее существенные вопросы в анкете Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределённости мнения(«не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.) [ 1,182 ]




    Композиция анкеты 1.Название. 2.Вступление- обращение к респонденту, в котором излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности информации. 3.Инструкция по заполнению бланка. 4.Вопросы анкеты. 5.Благодарность за сотрудничество.


    Этапы подготовки анкеты 1.Анализ темы анкетирования и выделение в ней отдельных проблем. 2.Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов. 3.Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов. 4.Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов. 5.Анкетирование. 6.Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчёта.









    Используемая литература 1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Учебное пособие. Самара, Бахрах-М, 2003, 272с. 2. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатови др.; Под редакцией Ю. М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2004, 256 с. 3. С. И. Мелехина Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии, Киров, 2002


    Метод «воронки» Очень редко процесс заполнения анкеты представляет для опрашиваемых лиц особую пользу, поэтому первые вопросы составляют максимально лёгкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. От простых вопросов к более сложным, от общих к конкретным. Каждый предыдущий вопрос должен усиливать интерес к следующему. В заключительной части бланка вновь следуют простые, общие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.


    Контактные вопросы Первые вводные вопросы, помогающие расположить к себе человека, наладить с ним контакт, настроить на опрос, дать подумать, вспомнить. Они должны быть максимально лёгкими и интересными. Данные вопросы формируют установку на сотрудничество. стимулируют заинтересованность у испытуемых. вводят респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете. Служат для получения информации.


    Примеры контактных вопросов: -Если бы вам предложили сниматься в кино, какую бы роль вы выбрали? -Случалось Вам знакомиться с интересным молодым человеком возле остановки автобуса? -У Вас есть домашние животные (собаки, кошки, рыбки)? -Вы когда-нибудь катались на машине или мотоцикле? -Какая тебе музыка больше всего нравится?


    Закрытые вопросы Вопрос, содержащий полный набор возможных вариантов ответа Варианты ответаПримеры 1 противоположные, взаимоисключающие («да - нет», «верно – неверно», «согласен – не согласен» и т. д.)(дихотомическая форма вопроса) У Вас хороший аппетит? 1.да 2. нет 2 предусматривающие «меню ответов», предполагают наличие вариантов ответов (поливариантная форма вопроса) Чем привлекает Вас выбранная марка автомобиля? 1.Мощностью 2.Надёжностью 3.Экономичностью 4.Дизайном 3 шкальная форма (используется в тех случаях, где есть необходимость для выражения интенсивности отношения, переживания, впечатления и т. п.) - полностью согласен - согласен, но бывают исключения - не знаю - не согласен, но иногда бывает - совершенно не согласен 4 табличная форма Достаточно ли у Вас времени на: данетНе знаю Выполнение уроков Помощь родителям Занятия спортом


    Открытые вопросы Вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент. Предполагая произвольные ответы, вопросы помогают узнать мнение людей. Но в таком случае трудно будет сопоставить ответы. Подобные вопросы используются на ранних стадиях составления анкеты, либо когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое место имеет анонимность респондентов. Примеры: - Как вы относитесь к своей профессии? - В каком стиле вы общаетесь с одноклассниками? - Каково значение обучения в вашем мировосприятии?




    4 3 Иллюстрированные вопросы Вопросы дополненные фотографиями, картинками, проспектами, образцами. Эти дополнения помогают наилучшим образом показать то, о чём спрашивается, правильно сориентировать опрашиваемого. Пример: Какой из этих автомобилей вы бы хотели иметь? 1 2 5


    О личности респондента Вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, профессии, семейного положения …и т.д. Наличие данных вопросов позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп. Примеры: -Сколько Вам лет? -Какое образование Вы имеете? -Укажите семейное положение? -По какой специальности Вы работаете? -Сколько у Вас детей?


    О фактах сознания Вопросы, выявляющие мнение, мотивы, ожидания, планы, оценочные суждения отвечающих. Примеры: - Каковы Ваши планы после окончания школы? - Учитывая какие мотивы, Вы выбрали свою будущую профессию? - Какое сложилось мнение о новом однокласснике? - Что Вы ожидаете от Нового года? - Чьё мнение для Вас самое важное? - Как Вы относитесь к религиозным праздникам?


    О фактах поведения Вопросы, выявляющие реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. Примеры: -Что Вы сделаете, если вас обидит друг? -Каковы будут ваши действия по сигналу пожарной тревоги? -Перечислите последствия пребывания учеников в школе? -Помогло ли Вам лечение, назначенное доктором? -Как изменилась экологическая обстановка после школьного турслёта?




    Вопросы - фильтры Используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете».Начало и окончание фильтра обычно чётко обозначают графически. Пример: «Следующие два вопроса только для студентов педучилища. Проходите ли вы практику в школе? Каких знаний вам не хватает в работе? Оказывают ли Вам помощь учителя? Внимание! Вопросы для всех».


    Контрольные вопросы Вопросы, дающие возможность уточнить правильность сообщённых респондентами сведений, а так же исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. 1.Вопросы, представляющие собой повторение информационных, сформулированных другими словами 2.Вопросы, служащие для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов.


    Прямые вопросы Направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Примеры: -Как зовут ваших родителей? -Укажите ваш домашний телефон. -В каком городе вы живёте?


    Косвенные вопросы Вопрос, связанный с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Используются там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим. В таких случаях многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле каков будет ответ на вопрос: «Что мешает Вам хорошо выполнять домашние задания?» А если сформулировать его косвенно: «Не секрет, что часть учеников вашего класса крайне редко хорошо выполняют домашние задания. Как Вы думаете, почему?»


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Метод опроса Анкетирование План урока:специфика опроса;виды вопросов;композиция и оформление анкет;апробация анкет Эпиграф урока «Как ни коротки слова: «да», «нет», все они требуют самого серьезного размышления» Пифагор I. Специфика опроса признак Требование к признаку человек – источник первичной соц. информации, участник опроса (респондент) учет состояния респондента (его здоровье, мотивация к опросу) опрос - вид социально-психологического общения качество работы анкетёра, интервьюера, соблюдение условий проведения опроса формы опроса: устная (интервью) и письменная (анкета) содержание, количество вопросов и ответов в зависимости от целей СИ сроки проведения, выборочная совокупность, характер получаемой информации максимально короткие сроки, большая ВС, получение разнообразной информации охват разнообразных областей соц. практики учет субъективности, искажения информации Виды анкетирования Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Виды анкетирования групповое индивидуальное II. Виды вопросов Классификациявопросов по содержанию по функциям по форме факты сознания факты поведения личностьреспондента основные/неосновные открытые/закрытые прямые/косвенные Вопросы по содержанию виды характеристики примеры Факты сознания Выявление мнений, планов на будущее Вы хотите учиться в ВУЗе? Факты поведения Выявление поступков, результатов деятельности людей Что необходимо Вам для этого? Личность респондента Выявление социально-демографических характеристик («паспортичка»), уровня информированности респондентов Укажите Ваш возраст.Знаете ли вы условия поступления в ВУЗ? Вопросы по форме виды характеристики примеры закрытые:А) альтернативные;Б) неальтернативные Ответы в полном наборе вариантов:А) выбор только одного варианта ответа;Б) выбор нескольких вариантов ответаВсе ответы имеют линейную форму расположения. Коды ответов изменяются в строгом направлении изменения оценок. А) Вы хотите учиться в ВУЗе?1. да; 2. нетБ) В каких ВУЗах вы хотите учиться?1. УрГУ; 2. УГТУ-УПИ; 3. УрГЭУ открытые Нет вариантов ответа. Число кодов зависит от возможных вариантов ответа (до 10). Что необходимо для поступления в ВУЗ?_________________________________ Вопросы по форме виды характеристики примеры косвенный Представление ситуации, которая не требует оценки личностных качеств или обстоятельств деятельности респондента Просим Вас закончить фразу: «Когда я слышу, как упрекают директора, что его фирма плохо работает, я думаю, что…» прямой Требование от респондента высказать критическое отношения к себе, к другим людям, событиям Что мешает Вам успешно руководить фирмой: Ваши личные качества или сопротивление коллектива? Вопросы по функциям виды характеристики примеры основные Сбор информации о содержании исследуемого явления. Знаете ли вы о мероприятиях, запланированных на новый учебный год? неосновные Выявление адресата основного вопроса («вопросы-фильтры»), проверка искренности ответов («контрольные вопросы») Какие мероприятия, запланированные на новый учебный год, Вы считаете самыми важными? Требования к составлению вопросов Обеспечить респонденту возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение («затрудняюсь ответить», «бывает по-разному»).Не допускать в формулировках вопросов явных или неявных подсказок («Что Вам нравится в работе школы?»).Сбалансировать положительные и отрицательные суждения («Что Вам нравится и не нравится в работе школы?»), расположить их в виде двух параллельных столбцов.Учитывать возможности памяти респондента, его способность к анализу и обобщению собственных поступков, взглядов.Не использовать неясные формулировки и неизвестные термины. III. Композиция и оформление анкет Фазы опроса Части анкеты Адаптация (формирование общей положительной установки к опросу) Вводная (непосредственное обращение к респонденту): краткая информация о целях, задачах СИ, использовании результатов СИ; правила заполнения анкеты. Достижение цели СИ (сбор необходимой информации) Основная (вопросы, направленные на получение необходимой информации): для каждой задачи свой блок вопросов; первый вопрос - нейтральный; расположение сложных вопросов в центральной части анкеты; максимальная компактность, время выполнения –до 40 минут. Завершение опроса (снятие напряжения) Заключительная («паспортичка»): выяснение социально-демографических характеристик; высказывание мнения респондента по теме опроса; выражение благодарности за участие в СИ. IV. Апробация анкет Алгоритм проверки правильности составления вопросов:Не забыты варианты ответов: «не знаю», «затрудняюсь ответить»Использованы разные виды вопросовЕсть вопросы-фильтрыНет несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измеренияНет в формулировке вопроса непонятных, специфических терминовНе превышена компетентность респондентаНе превышены возможности памяти респондентаНе задето самолюбие респондентаВопросы не вызывают отрицательных эмоций IV. Апробация анкет Алгоритм проверки композиции анкеты:Соблюден принцип правильного расположения вопросовПредшествующие вопросы прямо не влияют на последующиеСмысловые блоки вопросов отделены друг от друга «переключателями внимания»Вопросы-фильтры снабжены указателями перехода к другому вопросуНет скопления однотипных вопросовНет нарушений графического оформления анкеты Проверь себя! Соотнесите типы вопросов и их примеры типы примеры 1. открытый А) Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы работаете ради денег? 2. закрытый Б) Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию? 3. прямой В) В какой мере Вы удовлетворены своей работой? 4. косвенный Г) Как часто Вы посещаете стоматолога? 1/ 1 раз в год; 2/ 2 раза в год; 3/ 1 раз в месяц 5. основной Д) Хотели бы Вы сменить свою работу? 6. неосновной Е) Что Вам не нравится в оформлении здания нашей фирмы?__________________ Правильные ответы 1 - Е; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б; 5 - В; 6 – Д. Домашнее задание:1. знать классификацию вопросов;2. разработать проект анкеты по теме группового проекта