Последние статьи
Домой / Полезное / Для чего живет человек орксэ. Достойно жить среди людей. план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему. Кто не ценит жизнь, тот недостоин её

Для чего живет человек орксэ. Достойно жить среди людей. план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему. Кто не ценит жизнь, тот недостоин её

«Планы уроков по ОРКСЭ» - Человек. Познакомить с православным пониманием подвига и жертвы. Фрагменты уроков ОРКСЭ. Гипотеза. Русский язык. Содружество. Совесть и раскаяние. Работа со словарём. Сотворить грех. Добро. Памятник доброму человеку. Эмма Мошковская. Подвиг. Найди лишнее слово. Христос. Тема: «Подвиг». Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле.

«Тесты по ОРКСЭ» - Основы понятийного аппарата предметной тестологии. Кодификатор как элемент формирования теста. Правила составления отдельных заданий. Пример формирующего задания. Трудности при разработке заданий с выбором ответа. Система курсов духовно-нравственного цикла. Что из названного запрещено для правоверных мусульман.

««ОРКСЭ» 4 класс» - В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей. Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебно-методический комплекс. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Основы мировых религиозных культур. Комплексный учебный курс. Курс ОРКСЭ будет носить светский характер.

«Мониторинг ОРКСЭ» - Мотивация выбора модулей родителями. Результаты. Оценка степени своей подготовленности к преподаванию. Заместители руководителей. Осуществление выбора модулей. Сайт Калининградского областного института развития образования. Выявление возможных проблем. Модуль «Основы мировых религиозных культур». Заказ образовательных учреждений.

««Уроки по ОРКСЭ» 4 класс» - Причины выбора ОРКСЭ в 4 классе. Изучение ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Что такое светская этика. Особенности учебного предмета. Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ. Учебный курс ОРКСЭ. Основы светской этики. Россия-наша Родина. Основы мировых религиозных культур. Основы исламской культуры. Обобщение знаний.

««ОРКСЭ» 3 класс» - Технология развития ценностных ориентаций. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Знакомство с курсом «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур и светской этики. Реальные ситуации. Основы православной культуры. Основы иудейской культуры. Проживание и тренировка.

Всего в теме 13 презентаций

Урок ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

Тема: «Достойно жить среди людей»

Учитель: О.Н. Еремчук.

Гимназия № 8

СЛАЙД 2 Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра»)

На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке. Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности) На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.

— Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей)

— Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра)

— Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)

— Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке),

Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие)

СЛАЙД 3 Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

СЛАЙД 4 У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист.

Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? (Слушаем мнения и сверяем с записью на слайде)

Что за предложение получилось? (Пословица) Объясните значение.

Аналогичная работа проводится с остальными пословицами.

Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей)

Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

СЛАЙД 6 В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство) Попробуйте объяснить их значение. (Высказывание детей)

СЛАЙД 7 А вот как толкуется значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

«ДОСТОИНСТВО -а, ср.

Положительное качество. В спектакле много достоинств.

  1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
  2. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.
  3. То же, что титул (в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство.

— Оценить по достоинству кого-то — составить правильное мнение.»

Итак, это совокупность моральных качеств. Давайте вспомним, а что такое мораль?

«МОРАЛЬ -и, ж.

Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали,

  1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни.
  2. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.»

«Не делай зла - вернется бумерангом,

Не плюй в колодец - будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых - не вернешь,

Не лги себе - со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.»

О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

(Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

СЛАЙД 9 Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм. Видеоролик «Вернул долг через 30 лет». (Просматривают часть ролика).

Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина? (Обсуждают)

Продолжаем смотреть.

Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно)

Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему?

Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие )

СЛАЙД 10 Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

«БЕСКОРЫСТИЕ

отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,

желания скоплять богатства, приобретать неправо;

нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;

нежелание наград и возмездий за добрые дела.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе».

СЛАЙД 11 Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия )

СЛАЙД 12 Откройте, пожалуйста учебник на стр.106. Прочитаем притчу.

Как вы её поняли?

СЛАЙД 13 Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков.

У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

СЛАЙД 14 Об этом замечательные слова сказал великий немецкий мыслитель Иоганн Гёте: «Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет»

СЛАЙД 15 Спасибо за урок, желаю всем удачного дня и добрых поступков!

Цель:

формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи:

личностные

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

Формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

Создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, милосердие в человеческой жизни.

Оборудование: презентация к уроку, материал, необходимый для работы в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Цель:

формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи:

личностные

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

Формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

Создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, милосердие в человеческой жизни.

Оборудование: презентация к уроку, материал, необходимый для работы в группах

Ход урока

I. Мотивация

Показ видеоролика « Притча о ценностях жизни. 1000 шариков ».

Что понял человек о жизни? (ответы)

А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (У нас еще много шариков)

Да, у вас еще много шариков, но надо, чтоб каждый был отмечен добром для окружающих а, значит, радостью.

II. Актуализация и пробное учебное действие

Что ценно для нас с вами в жизни? (ответы детей)

А что может быть ценнее этих ценностей? (жизнь человека)

Чем ценна для человека жизнь? (ответы)

Почему мы не можем однозначно ответить на данный вопрос? (ответы)

У каждого человека есть свои ценности жизни.

Работа с учебником с.60.

Чтение детьми 1,2 абзаца.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую цель нам нужно поставить, чтобы ответить на данный вопрос?

Узнать, какие жизненные ценности наиболее значимые для человека?

Понять, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни.

Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна.

IV. Реализация построенного проекта

В нашей стране проходили Олимпийские Игры- 2014, Паралимпиада-2014.

Одним из участников паралимпиады являлся Александр Шевченко (42 года, керлинг)

Александр - сын офицера флота, в юности решил идти по стопам отца, дослужился до капитана-лейтенанта ВМФ. За время службы успел обойти полмира на военном корабле и лучшего для себя не желал. С каждым годом Александр приближался к цели – дослужиться до звания отца, капитана первого ранга. Но в один день все остановилось.

Превысил скорость и не справился с управлением, - вспоминает Александр. – Машина перевернулась…

Диагноз – травма позвоночника. Инвалидная коляска на всю жизнь.

Но Шевченко – военный. На этот раз отдавать приказы пришлось самому себе. Первый – не терять надежды однажды встать на ноги. Сделать все для достижения этой цели. А потом появилась и вторая – выиграть домашнюю Паралимпиаду. Возникла она уже после того, как однажды Александр увидел по телевизору соревнования по керлингу.

В 2006-м году он впервые вышел на ледовую дорожку, через три года получил звание мастера спорта.

У нас и обычный керлинг еще не сильно прижился, не говоря уже о керлинге на инвалидных колясках. Тем не менее, российская команда, членом которой является Александр Шевченко, уже успела стать чемпионом мира два года назад. У паралимпийского керлинга есть несколько особенностей, но в чем он точно не уступает обычному, так это в зрелищности. Не зря, наверное, Александр Шевченко сказал, что выступать на домашних играх будет страшно… интересно. Страх этому человеку неведом, это он уже доказал.

Какие ценности были у Александра до аварии? (ответы)

Как изменилась его жизненная позиция после аварии?

Вывод: чтение 3 абзаца учебника

Работа с иллюстрациями. С. 60-61

Кто человеку выбирает работу, занятия, увлечения, друзей?

Чего достигает учитель?

Чем занимается лаборантка? Сварщик? Пограничник? Кто заботится о человеке, только начинающем жизнь?

Вывод: Чтение детьми 4 абзаца

«Кукушка» (Ненецкая сказка)

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

Я без пимов. Другой говорит:

Я без шапки. Третий говорит:

Я без одежи.

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Почему мать бросила своих детей? (ответы)

Чем ценна жизнь любого человека для близких людей? (ответы)

Вывод : Чтение 5 абзаца учебника

Чтение текста учебника до последнего абзаца (видеоряд)

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Кого из этих людей вы знаете?

Что они подарили людям?

А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

А что было бы, если бы их жизнь оборвалась в раннем детстве? (ответы детей)

Этот ряд можно продолжить более знакомым: мама, брат, одноклассник, соседка, учительница. Что они подарили вам?

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей?

Динамическая пауза

Игра с психологическим смыслом «Щепки на реке»

Закрыв глаза, мы верим в чудо и доверяем миру нашу жизнь...
И если Вы хотите, чтобы другие доверяли Вам, Вы должны чувствовать, что можете доверять им даже с закрытыми глазами. Даже когда падаете.
Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

V. Первичное закрепление

Разделиться на 4 группы для создания творческих мини-проектов:

А) Проект «Я выбираю жизнь! А ты?»

Б) Проект «Жизнь прекрасна!» ( поэтические миниатюры)

В) Проект «Дерево мудрости» Работа у доски. Из ладошек, на которых написаны афоризмы о жизни и жизненных ценностях, выкладывается Дерево Мудрости

Г) Проект « Секреты Счастья» .

Защита проектов

VI. Включение в систему знаний и повторение

Просмотрите текст учебника. Какой отрывок вы бы взяли в качестве вывода по уроку? (последний абзац)

Зачитайте его вслух.

VI. Рефлексия

- За что люди любят жизнь? В чем выражается забота о сохранении жизни? Кто может ответить?

Поэт К. Ваншенкин написал слова для песни «Я люблю тебя, жизнь». Их знают все взрослые люди.

Я люблю тебя, жизнь,

Что само по себе и не ново.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,

Я шагаю с работы устало.

Я люблю тебя, жизнь,

И хочу, чтобы лучше ты стала.

(звучит фрагмент песни)


Основы светской этики

«Счастье и смысл жизни» Цели урока:

  • познакомить с новыми понятиями;
  • создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье;
  • учить рассуждать на нравственные темы.
Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: - Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: - Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: - А Тебе, что нужно? - спросило Счастье. - Что нужно Тебе? - переспросил брат. - Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, - сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... Э. Асадов “Что такое счастье” Одни говорят, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, вниманье И общность переживания. Ещё есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлёта! А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека. Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Счастье (праславянское объясняют из «хороший» и «часть», то есть «хороший удел»- состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Катаев В.П. «Цветик-семицветик» Смысл жизни
  • Смысл жизни - то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь.
  • Видение смысла жизни - это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить.
Люди делятся на четыре типа личностей:
  • Первый тип личности - это учёные (люди склонные к эффективному обучению и изучению). Они стремятся к познанию и хотят делиться и давать знание другим людям. Основная главная черта этих людей - честность.
  • Второй тип личности - это люди, склонные к эффективному управлению, руководству, защите, установлению правил, законов. Они чего бы это не стоило, стремятся сделать жизнь справедливой, правильной. Основная их черта характера - стремление к милосердию и справедливости.
  • Третий тип личности - люди, склонные заниматься торговой и хозяйственной деятельностью. Их основная черта – щедрость и одновременно желание богатства.
  • Четвёртый тип - люди, которые любят мастерить, делать какую-то практическую работу. Основная их черта - трудолюбие.
В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.
  • В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.
  • Лев Николаевич Толстой
  • Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни - чувствовать себя нужным близким людям!
  • Антон Павлович Чехов
Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни. Счастливая жизнь – это жизнь разносторонняя, полнокровная. Она включает все стороны жизнедеятельности человека – активное участие в общественно-политической жизни, в управлении делами общества и коллектива, добросовестный труд на благо общества, благополучие в семейной жизни, товарищеское отношение в коллективе – всё это необходимые компоненты счастливой жизни. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И РАБОТУ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВАС : Зачем живёт человек? Каково его предназначение в мире? В чём счастье человеческой жизни? Домашнее задание: ответить на вопросы и работа в творческих группах по вариантам: 1. Создать волшебную карту поиска своего счастья. 2. Коллаж «Счастливые минуты». 3. Семейные фотографии « Счастье рядом, беру себе».