Последние статьи
Домой / Без вложений / Видом художественной обработки древесины является. Творческий проект «Художественная обработка древесины. Большесолдатского района Курской области

Видом художественной обработки древесины является. Творческий проект «Художественная обработка древесины. Большесолдатского района Курской области

Художественные изделия из древесины - это одно из направлений деятельности ряда малых предприятий и фирм. К таким изделиям относятся детские игрушки и мебель, кухонные разделочные доски, настенные резные панно, иконки святых, шкатулки, рамки для фотографий, солонки, перечницы, подставки под салфетки и деловые бумаги, дверцы и фрагменты кухонной мебели и интерьера, а также элементы подшипников скольжения, столярный инструмент, мастер-модели, строительные конструкции, машиностроительные детали, мебель, художественный паркет и т.д.

История художественной обработки древесины

Народ, зная все ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого , чтобы предохранить его от ржавления, делали всякие туески для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из капо-корня - наплыва на корнях лиственных пород деревьев, обладающего твердостью, упругостью и редкой красотой природного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки.

Художественная обработка дерева – одно из первых ремесел, которое освоил человек. В России деревянная архитектура, мебель, отделка интерьеров, разнообразные бытовые предметы из дерева относятся к одному из самых главных видов искусства и занимают важное место в нашей народной культуре.

Умение русских мастеров художественно обрабатывать древесину – поистине уникальное явление. Это искусство подарило миру замечательные архитектурные памятники зодчества, затейливую резьбу и красивую бытовую утварь. Оно берет свое начало от древних славян.

Их религиозные языческие представления создали почву для широкого использования в декоративно-прикладном искусстве мифологических сюжетов с изображениями фантастических зверей, женских фигур с конями и т.д.

Искусство художественной обработки древесины на Руси развивалось вместе с русским искусством и архитектурой. В Древнем Киеве и Новгороде, как писали иностранцы, обработка древесины была одним из главных ремесел. До наших дней сохранились лишь немногие подлинные древние памятники искусства художественной обработки древесины. Большинство же памятников деревянного зодчества изучается по фольклору, летописям, другим литературным источникам, живописным и миниатюрным изображениям, свидетельствам иностранцев – очевидцев, а также по более поздним памятникам народного искусства, сохранившим в себе более ранние традиционные формы.

Сама по себе древесина – материал качественный и обладает: прекрасной теплоизоляцией, малой плотностью, водонепроницаемостью, удобством обработки, естественным красивым цветом и разнообразием рисунка текстуры. Из древесины строили жилые дома и хозяйственные постройки, городские стены и укрепления, храмы и мосты, корабли и лодки и многое другое. Славились на Руси такие, например, изделия из дерева ручной работы, как расписные ложки. Превосходно зная ценные качества дерева и его частей, народ умело и охотно использовал его в хозяйстве. Берестой, к примеру, часто покрывали крыши , потому что она не впитывала влагу. Из берестяных полосок шили чехлы для столярных и плотницких инструментов, предохраняя тем самым их от ржавчины, делали короба и хранили в них продукты питания, и, конечно, писали на бересте новгородские грамоты. Твердый и упругий капо-корень (наплыв на корнях деревьев лиственных пород), обладающий к тому же редким по красоте природным рисунком текстуры, использовали для изготовления тонкостенной посуды. А из ивовых прутьев, которые хорошо гнутся, плели корзины и люльки.

Известны разные способы художественной обработки древесины. Самым популярным из них была резьба. Резными узорами украшали архитектурные строения, мебель, всякие поделки и изделия из дерева - предметы быта. Резьба по дереву использовалась и в других ремеслах. Например, когда «набивали» ткани, то есть отделывали способом набойки, печатая вручную краской по ткани, то применяли манеры – специальные узорчатые деревянные доски. Рельефный узор на керамические плитки также наносился при помощи деревянных форм. Печатные доски из дерева использовали и для приготовления знаменитых пряников. В деревнях и в наши дни можно встретить такие изделия из дерева ручной работы, как крестьянские прялки, которые украшались резьбой, либо резьбой с росписью.

Помимо резьбы для художественной отделки применяли и мозаику, и роспись, иногда совмещая их.

У русских мастеров художественной обработки древесины имелась неисчерпаемая фантазия, которую им давало отличное знание материала и чувство прекрасного. Всё это позволяло нашим предкам – умельцам – в каждой работе, будь то изготовление деревянных ложек или возведение величественного храма, создавать подлинные, неповторимые произведения искусства.

Художественные изделия из дерева и сегодня имеют не только выразительные пропорции, формы, цвета, но часто их украшает какой-либо орнамент или выявленная древесная фактура. Сегодня Авторы – художники декоративно-прикладного искусства нередко в поисках средств художественной выразительности, новых форм берут за основу многовековые национальные и мировые традиции этого вида искусства.

На нашем портале вы можете видеть этнические мотивы в художественных работах из древесины и приобрести самые различные изделия из дерева ручной работы, которые могут стать прекрасным оригинальным украшением вашего дома или незабываемым подарком. Наши Авторы изготовят для вас любые изделия из дерева ручной работы и на заказ, по вашему вкусу.

Виды и способы художественной обработки древесины

Мы всегда стараемся придать жилому пространству, окружающему нас, индивидуальность, неповторимость, уют. Существует множество способов добиться особого колорита и комфорта, но самым притягательным является украшение интерьера обработанными изделиями из дерева. Какие же виды художественной обработки древесины существуют?

Пять основных видов художественной обработки древесины

Мозаика – изображение орнаментов или сюжетов с помощью отдельных элементов. Включает в себя разновидности:
инкрустация
интарсия
маркетри
блочная мозаика

Инкрустацией называют украшение поверхностей врезанными в них пластинами из дерева. Если вставки отличаются от основы цветом или фактурой, то такую инкрустацию называют интарсией. В случае применения в мозаичных полотнах декоративных кусочков шпона различных пород дерева, в результате чего получается целостное, будто нарисованное, изображение, тогда речь ведут о маркетри. Блочную мозаику вы сразу отличите по наличию тонких пластин с одинаковым рисунком, приклеенных на украшаемую поверхность.

Резьба по дереву – это, в сущности, получение изображения с помощью вырезанных элементов. Плосковыемчатая, например, обрисовывает контуры изображения с помощью выемок, при контурной силуэт создаётся с помощью простых линий, а геометрическая использует для этого орнаменты из несложных геометрических фигур. Самый интересный эффект получается в результате рельефной резьбы – узор приобретает объёмы.

Художественная обработка изделий из древесиныПирография – сравнительно новый способ обработки, заключается он в том, что рисунок получается в процессе выжигания по дереву.

Точение – оно предполагает вытачивание из дерева различных изделий, которые поражают своей законченностью, природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – как продолжение предыдущего способа. Простые растительные орнаменты превращаются в настоящие произведения искусства. Существуют даже определённые стили орнаментов (гжель, хохлома).

Средства для обработки древесины

Средства для обработки древесиныСамые простые и эффективные средства для обработки древесины, проверенные временем и доступные по цене, – это морилка, пчелиный воск, столярный клей и водорастворимые краски. Этот, незатейливый на первый взгляд, набор средств позволит качественно обработать поверхности, придать им законченный вид.

Технология обработки древесины

Технология обработки древесины позволяет получить разные результаты. Если нужно обработать или окрасить изделие морилкой, его необходимо сначала загрунтовать. Грунтуют столярным клеем, предварительно на сутки замочив его в воде, затем нагревают на водяной бане до 60 градусов. С помощью толстой кисти полученный состав наносят на поверхность и оставляют для просушки.

Для окрашивания изделий небольшое количество коричневатой морилки смешивают с водорастворимыми красками для увеличения яркости оттенков. Чтобы подчеркнуть игру теней, работу, ещё во влажном состоянии, промокают тканью.

Последний этап – обработка изделий воском, это позволяет надёжно защитить древесину от загрязнений и воздействия влаги.

Художественная обработка изделий из древесины – это удивительное мастерство, своего рода искусство украшать поверхности природным материалом. Тем не менее, при желании, небольших способностях к творчеству и терпении, практически у каждого могут получиться интересные предметы декора. Остаётся только выбрать то направление, которое наиболее вам близко, инкрустация, например, или вытачивание заздравных кубков.

Художественные - это одно из направлений деятельности ряда малых предприятий и фирм.
К таким изделиям относятся детские игрушки и мебель, кухонные разделочные доски, настенные резные панно, иконки святых, шкатулки, рамки для фотографий, солонки, перечницы, подставки под салфетки и деловые бумаги, дверцы и фрагменты кухонной мебели и интерьера, а также элементы подшипников скольжения, столярный инструмент, мастер-модели, строительные конструкции, машиностроительные детали, мебель, художественный паркет и т.д.

Производство изделий осуществляется методом прессования и пластического деформирования заготовок из натуральной или модифицированной . В качестве исходного сырья для осуществления процесса используются заготовки из различных пород древесины от низкосортной до высокоценной.

Ноу-хау технологии прессования заготовок, их формоизменения и нанесения рельефного рисунка является конструкция и технология оперативного и экономичного изготовления пресс-форм для осуществления процесса.Художественные и сувенирные изделия из древесины

Используя эту технологию специалистам Центра удалось создать практически новый конструкционный материал, обладающий рядом уникальных заранее заданных физико-механических и декоративных свойств.
Проведенные исследования показали, что за счет химико-термического, механического и физического воздействия на заготовки деталей, последние, по желанию заказчика, приобретают требуемые потребительские свойства.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Артёмовского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Артёма

Творческий проект

«Художественная

обработка

древесины»

Образовательная

«технология»

Выполнил: Петров Владислав

Руководитель:

Учитель технологии СШ № 4

1. Введение (художественная обработка дерева)……………………………...4-5

2. Обоснование выбора проекта……………………………………..……………6

3. Перечень первоначальных идей………………………………………………..7

4. Варианты изготовления………………………………………………………...8-9

5. Технология изготовления кувшина…………………………………………....10

7. Технологическая карта изготовления кувшина…………………………11-14

8. Экономическое обоснование…………………………………………………...15

9. Экологический анализ…………………………………………………………...16

10. Информация по теме проекта

а) Свойства древесины и характеристика…………………………………...17

б) Инструменты и приспособления………………………………………..18-21

Вариант1 Вариант2

Вариант2.

Так как техника выполнения росписи первого варианта достаточна проста, во втором варианте я решил выполнить элемент геометрической резьбы «сияние с зубчиками».

Технология изготовления кувшина

https://pandia.ru/text/78/166/images/image013_0.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Превращение заготовки в изделие может осуществляться разными путями и методами, но всегда надо стремиться к их упрощению, стараясь универсально использовать режущий инструмент, проводить полную обработку изделия при наименьшей затрате сил и времени. В работе я использовал токарные стамески и разметочный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image015_0.jpg" align="left" width="112" height="149 src=">.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Из второй половины заготовки выточил крышку. Для вытачивания крышки использовал полукруглую и косую стамески, после вытачивания зашлифовал и отрезал. После вытачивания приступил к разметке сияния зубчиками. Для этого использовал циркуль, линейку, карандаш. Для резьбы использовал резец-косяк. После выполнения резьбы покрыл изделие лаком марки ПФ-283 в три слоя.

Технологическая карта изготовления крышки


2. Обточить коническую поверхность.

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

5. Покрыть лаком.

Технологическая карта изготовления кувшина


Наименование операции.

Графическое

изображение.

Инструменты и приспособления.

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 150 мм.


Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль.

2. Обточить поверхность.

Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

3. Снять заготовку, забить в патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

4. Выполнить конические и фасонные поверхности.

Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

5. Просверлить отверстие диаметром 30 мм

на глубину 130 мм.

Сверло 30мм, задняя бабка, штангенциркуль.

6.Расточить внутреннюю поверхность, обработать наждачной шкуркой, отрезать.

Универсальная и косая стамески, кронциркуль, наждачная бумага, ножовка.

7. Разметить и выполнить резьбу, покрыть лаком.

Измерительная линейка, циркуль, резцы, кисть.

Экономическое обоснование.

Изделие, представленное в проекте, сделано из экологически чистого материала.

Кувшин.

Для изготовления кувшина потребуется заготовка липы размерами 500мм – 150мм-150мм. Переведем линейные размеры из миллиметровых в метры: 500=0.50 м.

Находим объем древесины:

V=0.50*0.15*0.15=0.01125 м3

Цена 1м3 липы стоит 1700руб.

С(заготовки)=0.01125*1700=19руб. 12коп.

Кувшин изготовлен на токарном станке, поэтому рассчитаем затраченную электроэнергию.

Время работы на станке 8 часов, мощность станка 0.40 К Вт. Цена 1 К Вт электроэнергии – 2.68коп.

где А – количество электроэнергии,

W – мощность,

t – время.

A (э)= 0.40 К Вт*15=6.4 К Вт. ч

С(э)=6.4 К Вт*2.68 руб. = 17руб. 15 коп.

Для шлифовки изделия было использовано 1 лист наждачной бумаги. Цена 1 листа – 10 рублей.

Изделие покрывал масленым лаком марки ПФ – 283. Цена

1 литра лака 130рублей. 500 гр.

Общие затраты на изготовление кувшина составили:

С=С(заготовки)+С(электроэнергии)+(лак)+С(наждачная бумага)=19.12+17.15+10+130=176рублей 27копеек.

Экологический анализ.

Охрана окружающей среды, рациональное исполнение природных ресурсов принадлежат к числу наиболее важных и актуальных задач современности.

Охрана растительности предусматривает сохранение зеленого покрова Земли. Использование растительности должно сочетаться с ее одновременным восстановлением. Весной и осенью каждого года я с одноклассниками принимаю активное участие в посадке деревьев на пришкольном участке

Липа была спилена в Заводском лесничестве, квартал № 30, почвы бурые лесные.

Экспозиция: юго-запад 12 градусов. Леса второй группы, дубники горные леспедецовые

Конфетница сделана из экологически чистой древесины липы. При пилении, строгании, токарной обработки были получены отходы в виде опилок и стружек, но мы я стал их сжигать, а использовал как удобрение для огорода.

Особую ценность представляет лес, охрана и восстановление его, прежде всего с предотвращением пожаров, правильным использованием древесных насаждений и древесного сырья, посадкой быстрорастущих и ценных пород, борьбой с болезнями лесов.

Свойства древесины.

Вспомогательные инструменты.

Ножовка, в зависимости от формы зубьев

может служить для поперечного,

продольного или смешанного

Рубанок - предназначен для строгания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также для сострагивания заготовки в нужный размер.

Топор – незаменим при процессе изготовления столярных

и резных изделий, а также

в процессе изготовления или отделки дома, пригодится древесину тесать, колоть, перерубать. Для выполнения этих работ необходим топор средних размеров.

Инструменты для токарной обработки древесины.

1 – полукруглая стамеска-трубка;

2 – плоская стамеска-косяк;

3 – двухугловой резак;

4 – штихель;

5 – крючок;

6 – разновидности крючка.

Измерительные инструменты.

1 https://pandia.ru/text/78/166/images/image037.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="305" height="197 src=">2 - кронциркуль, измерительный инструмент применяется для измерения наружных и внутренних размеров деталей.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image039.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="275" height="210 src=">3 - угольник, предназначен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий.

4 - линейка, служит для измерения размеров (длины, ширины, высоты, глубины), а так же для проведения прямых линий.

Режущий инструмент


а) Нож - резак; б) богородский нож;

а) Нож - косяк - используется для черновой работы так и

для зачистки резьбы.

б) Богородский нож - служит для выполнения накладной и

объёмной резьбы.

Правили техники безопасности при работе на СТД - 120м.

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке надо тщательно приготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6..jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="250 height=210" height="210">Отделка - конечная, завершающая операция в процессе изготовления деревянных изделий, которые при всех своих положительных свойствах - красоте, гигиеничности, долговечности и т. д.- имеют большой недостаток: все они подвержены воздействию внешних физических условий - температуры, влажности воздуха, солнечных лучей. Для предохранения изделий из дерева от влияния этих факторов и служит отделка. Кроме того, она должна уберечь материал от вредителей и придать предмету красивый внешний вид. Для этого деревянные изделия покрывают слоем краски, эмали или лака, оклеивают декоративной пленкой или фанеруют (отделка шпоном), пропитывают специальными составами, защищающими древесину от загнивания и вредителей. Защитные покрытия бывают прозрачные и непрозрачные. Первые не только защищают древесину, но и сохраняют ее естественный внешний вид, подчеркивая рисунок (текстуру). Применяются они обычно для отделки изделий из древесины ценных пород и имеющих красивый рисунок. Непрозрачные покрытия наносят главным образом на изделия из малоценных пород дерева; при этом, как правило, стремятся и такие покрытия сделать красивыми.

Анализ процесса творчества.

Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.

Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.

Замысел - это структурный элемент композиции - средства для выражения художественной идеи. Композиция - конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта.

Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении - все это входит в решение композиционной задачи.

Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.

Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление мастера развито в профессиональном направлении и сам мастер обладает следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Существует определенный план творческого процесса мастера работы по дереву:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

1. Художественная обработка дерева. . Феникс. 2004г.

2. Резьба по дереву. Лабиринт Пресс. 2002г.

3. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. . Москва, Издательство Оникс. 2007г.

Рецензия.

«художественная обработка древесины»

Петров Владислав

Ученик 9 класса МКОУСОШ №4

Артемовского городского округа.

При выполнении проекта автор использовал многовековой опыт и национальные традиции, которые присущи только русским мастерам декоративно – прикладного искусства. Для изготовления кувшина выбрана древесина липы, так как благодаря своим природным характеристикам она хорошо точится, режется и шлифуется, что позволило качественно выполнить изделие. При токарной обработке была соблюдена технологическая последовательность выполнения операций: разметка, пиление, строгание, черновое и чистовое точение, растачивание внутренней поверхности.

Кувшин имеет фасонную поверхность украшенную геометрической резьбой, правильно проработаны все детали, что отражается в лёгкости и оригинальности форм, подчёркивает неповторимую красоту линий и изгибов. В рисунках, схемах были представлены различные варианты конфигурации форм и техники выполнения, разнообразие применяемых инструментов и приспособлений. В полном объёме сделан экономический расчёт и экологический анализ. Проект отличается правильным подбором,

хорошо выполнен с эстетической точки зрения, актуальность проекта заключается в его практическом применении.

При изготовлении кувшина автором была проведена поисково - исследовательская работа, в ходе которой происходит знакомство с древнерусским жилищем, предметами домашнего обихода, технологий изготовления токарных сосудов и техникой выполнения росписи по дереву. В проекте были оригинально вставлены, высказывания, поговорки, что делает его более интересным и познавательным.

Всё это способствует развитию творческих фантазий, обладанию чувством (прекрасного). В процессе выполнения автор использовал знания по математике, экономике, истории, литературе, на практике примененил умения и навыки по черчению, рисованию, технологии. В процессе изготовления кувшина совершенствовались умения и навыки владения токарным инструментом.

Выполнение высокохудожественных изделий способствует гармоничному развития учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Рецензент:

Учитель технологии

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Волоконская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза А.В. Забояркина»

Большесолдатского района Курской области

Презентация по теме:

«Художественная обработка изделий из древесины».

Выполнил учитель технологии

Зайцев Сергей Петрович

Курск 2018г.


Школьникам необходимо было создать предметы домашнего обихода, как декоративно-прикладное изделие из древесины с художественной обработкой.

При выполнении данной работы учащиеся выпилили из фанеры детали для своих изделий, но что делать дальше, какую художественную обработку выбрать, они не знали.

Детям необходимо было решить данную проблему.

Задача: Найти оптимальное решение для данной ситуации

и способ его реализации.


  • Определите основные виды художественной обработки древесины.
  • Обоснуйте, какой вид художественной обработки древесины является наиболее простым, и приемлем для выполнения данного задания.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Это – древнейшее ремесло.

В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой.



Широкое применение получило производство деревянной резной и точеной посуды , которую пропитывали олифой, украшали серебром и золотом и расписывали масляными красками (знаменитая хохломская роспись).



РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву.

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства (которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом).

Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили:

  • плосковыемчатая;
  • геометрическая;
  • прорезная.

I . ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА

Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.

Выделяют несколько подвидов такой резьбы:


1. Контурная резьба Самая простая, единственным её элементом является канавка.

Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.


2 . Скобчатая (ногтевидная) резьба

Основным элементом резьбы является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка.


II. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы.

Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами (рис. 1- 4).


III. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА

С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.


Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.).

Прорезная или Пропильная (сквозная ажурная)

резьба - вид декоративной обработки древесины,

при котором намеченные на плоской поверхности

узоры выпиливаются с помощью лобзика

или выкрутной пилы.

В пропильной резьбе декоративность

достигается ажурной сеткой.

Красивы узоры пропильных деревянных полос, украшающих фасады домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнамента прекрасносно смотрятся на фоне стены.

Пропильная резьба – является наиболее простой. Эта работа не требует больших материальных затрат, а по простоте и легкости исполнения является наиболее доступным ремеслом для любого школьника.


Много красивых изделий можно изготовить из фанеры и украсить их пропильной резьбой: мебель, кухонные принадлежности, подсвечники, полочки, шкатулки и т.д


Прорезная резьба - в ней чаще всего используется плоский орнамент, где сквозные участки прорезаются стамесками и резцами.


ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Название и изображение

Примечание

Пропильную резьбу на фанере обычно выпиливают лобзиком, который состоит из рамки с ручкой, верхнего и нижнего зажимных винтов. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается.

В ыпиловочный столик, который крепят в заднем зажиме верстака.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ

  • При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы

правое плечо находилось против треугольного выреза в

выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положе-

ние тела при выпиливании, столик должен располагаться

на высоте середины плеча.

  • Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному сто-

Лику так, чтобы большой палец с указательным образовы-

вал прямой угол, в котором производится движение пилки

при пилении.

  • При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
  • При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
  • Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину.
  • При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.

  • Пользоваться только исправным инструментом.
  • Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
  • Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
  • При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
  • Не наклоняться низко над заготовкой.
  • Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

ГЛОССАРИЙ

  • Мозаика – это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из

однородных или различных по материалу частиц.

  • Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
  • Инкрустация – это украшение деревянных изделий врезанием в их

поверхность пластинки металла. Слоновой кости и других

материалов.

  • Интарсия - вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины

других пород и цвета.

  • Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками

шпона из древесины различных пород.

  • Эксцентрик - приспособление, который применяют для стягивания рамки

перед креплением пилки.

  • Выпиловочный столик – приспособление для выпиливания лобзиком.
  • Надфили – напильники очень малых размеров, имеющие различные
  • профили в поперечном сечении.
  • Перечислите виды художественной обработки древесины? Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение? В чем особенность плосковыемчатой резьбы? Назовите основные элементы контурной резьбы? Назовите основные элементы скобчатой резьбы? Назовите основные элементы геометрической резьбы? В чем особенность прорезной резьбы? Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной? Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком? Что нужно делать если пилочку зажало? Какие можно увеличить производительность работы? Пере числите основные правила техники безопасности?
  • Перечислите виды художественной обработки древесины?
  • Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение?
  • В чем особенность плосковыемчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы контурной резьбы?
  • Назовите основные элементы скобчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы геометрической резьбы?
  • В чем особенность прорезной резьбы?
  • Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной?
  • Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком?
  • Что нужно делать если пилочку зажало?
  • Какие можно увеличить производительность работы?
  • Пере числите основные правила техники безопасности?

  • На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку.
  • В вырезаемых контурах просверлить отверстия, для завода пилки лобзика и выпилить контур рисунка.
  • Зачистить выпиленный рисунок надфилем.
  • Собрать изделие с помощью клея.




  • Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву – М., 2006.
  • Виноградов А.Н., Савченко В.А. Художественная обработка дерева - Ростов н/Д: «Феникс» 2008.
  • Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко – М., 2008.

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
  • освоение технологических приемов;
  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
  • формирование эстетического отношения к труду;
  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формирование потребности в саморазвитии;
  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом - резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
  • состав группы рекомендуется постоянный;
  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
  • форма обучения по программе – очная;
  • практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;
  • принципы формообразования и композиции;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
  • стадии и процедуры проектирования;
  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;
  • по профессии мастера-краснодеревщика;
  • по профессии резчика по дереву;
  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.

Обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом . Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.
Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.
Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.
Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель .
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты , в основном стамески (рис. 53).

Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).

Правила безопасности
1. Стамески - опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку - в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа
Художественная резьба по дереву

1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной.
2. Нанесите рисунок на изделие.
3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.

1. С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?

3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?

Симоненко В.Д.,Самородский П.С.,Тищенко А.Т.,Технология 6 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки