Домой / Развитие бизнеса / Пусть говорят?(Речевые и грамматические ошибки). Ошибки, связанные с неправильным выбором слова Двойственный гнет

Пусть говорят?(Речевые и грамматические ошибки). Ошибки, связанные с неправильным выбором слова Двойственный гнет

Слово употреблено в несвойственном ему значении.

Неправильный выбор слова или фразеологизма

Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. Тысяча танков схватились врукопашную. Он с легкостью орудовал кириллицей, не было мастера виртуознее для составления посланий. Вчера шел огромный дождь. Сердце его стучало, губы ссохлись, и он облизнул их языком. К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалось прочитать. Коренные жители Северной Америки – индийцы – значительно ущемлены в правах. Большинство летних месяцев я провел на даче. На будущий день началось обсуждение текущих дел. Памятник поражает своими причудливыми габаритами. Страна была разделена на три неравные половины. Ученики пристально слушали рассказ учителя. Сатирическое изображение русской жизни описывает Лесков в «Блохе». Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своей экзальтированностью: недаром «ярем он барщины старинный оброком легким заменил». Если живьем присмотреться к этим людям, станут заметны их нелицеприятные черты. Выразительно изображены в романе образы главных героев. Слова президента веют на нас оптимизмом. Экзамены требуют от нас трудных усилий. Новый закон внесет изменения прежде всего в атмосферы предпринимательства. Танец российских балерунов потряс судей. Зрители внушают мне доверие, что я как актер еще многое сделаю. На имидже этого политика много негативных моментов. Авторитет старших должен преследовать нас по всей нашей жизни. Есенинский образ олицетворяется в нашем сознании с белой березой. Чацкий отождествляет собой будущих декабристов. Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы уже без году неделя.

Неправильный выбор служебного слова,
приводящий к разрушению смысла предложения

Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

Ошибка в выборе паронима

Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику. Слово для доклада представили директору завода. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. Татьяна была воспитана романтичной и чувственной барышней. При феодализме народ терпел двойственный гнет. Нас перевели работать в отсталую бригаду. Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам. Директор подписал заявление о представлении мне отпуска. Маяковский стоял у источников новой поэзии. Обувь фирмы «Экко» одета на всех сотрудниках.


4. Нарушены нормы сочетаемости слов

В Думе начались слухи о том, что предстоит смена правительства. При появлении артиста аплодисменты публики выросли еще больше. Улучшение уровня сервиса в магазинах ждать придется еще долго. Не опоздайте купить облигации по самой дешевой стоимости! Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. Его стремление стать летчиком осуществилось. Нам удалось решить эти трудные проблемы. Нам необходимо повысить свое духовное развитие. После революции очевидцы того времени выступили с воспоминаниями. Журналист спросил у актрисы каверзный вопрос. Было ясно, что вопрос идет о смене руководителя банка. Единственный в нашем городе технический вуз объявил о снижении приема студентов на будущий год.

5. Ошибки в употреблении устойчивого сочетания слов

Убийство надолго выбивает Раскольникова из нормы. Его слова сыграли свое дело. Народ не верит политикам, сыплющим бисером красивые фразы. История с коробкой из-под ксерокса стала басней во языцех. Никто не торопится петь нам фимиамы. Ребята сломив голову бросились бежать к деревне. Докладчик говорил общие фразы и перебирал из пустого в порожнее. Соперник пришел в панику от такого натиска. Львиное количество вкладов не была возвращена гражданам. Неожиданное известие поставило передо мной неразрешимый тупик. Я согласился на это скрипя сердцем. В этих событиях важную скрипку играют военные. Ваше предложение выеденного гроша не стоит. Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены. Взгляд воспитателя внушал детям страх и боязнь. Нашим спортсменам не привыкать одерживать успехи на мировых первенствах. Я возлагаю на эту встречу очень большую роль, поскольку она может иметь неизгладимые последствия для жизнедеятельности нашего предприятия. Наши замечания не возымели никакого воздействия на коллегу. Этот человек произвел на меня большое воздействие. Всегда и во всем надо понимать меру. В наши дни добро, к сожалению, не имеет места для существования. Эта номинация занимает большое и важное значение. Эти два понятия чрезвычайно близки друг к другу. Большую роль в жизни ребенка имеет семья. Губернатор делал самые категоричные выражения в адрес политических противников. В напряженной ситуации военные решили помахать мускулами. Преступники обвели охранников, как детей. Как ни пытался я позолотить пилюлю, начальник был очень обижен. Из всех качеств человека честность и порядочность стоят на главном месте.

6. Тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов)

Этот невероятный случай случился со мной в юности. Для неподготовленного ученика урок длится длиннее. Эти строки Лескова адресованы в адрес не милиционера, а квартального. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. Проект гостиницы был спроектирован молодым архитектором. Пологий берег реки зарос густыми зарослями. Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям. Недостатком ее книги является недостаточная разработка вопросов. Мы гонимся в погоне за славой и деньгами. По случаю новогоднего праздника президент обратился к народу с приветственным телеобращением. При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис культуры.

7. Плеоназм (многословие, употребление слов, излишних для смысловой полноты)

У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. Он рассказал мне автобиографию своей жизни. Современные песни не сравнятся с красотой народного фольклора. Ветеранам вручили памятные сувениры и подарки. Стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве. Постановка спектакля стала возможна с помощью и благодаря спонсорам. В конце выступления оратор, резюмируя, кратко обобщил свои предложения. Нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок. Все говорили о скандале, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом не слышали. Впереди лидирует гонщик под номером 5. Первая премьера балета состоялась в Риге. Все говорили о скандале, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом не слышали. Впереди лидирует гонщик под номером 5. Первая премьера балета состоялась в Риге. Добро, совесть, истина кажутся сегодня давным-давно изжившими себя архаизмами. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу. При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис культуры. Великая русская балерина Екатерина Гельцер едва ли не до семидесяти лет танцевала на помосте сцены.

8. Смешение разностильных элементов

В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие. За неимением красной розы, жизнь моя будет разбита. На самом краешке причала стоишь ты голову задрав. Семья Ростовых проживала в Отрадном. Отвечая на вопрос о содержании диссертации, соискатель надерзил оппоненту. Печорин не был выдержанным человеком, он мог вспылить, несправедливо заругаться на Бэлу.

Нельзя не согласиться с основным пафосом книги. (Пафос – страстное воодушевление, подъем. В данном предложении следует употребить словоидея ). Тысяча танков схватилисьврукопашную . (Врукопашную – (драться, бороться) руками или ручным оружием). Он с легкостью орудовалкириллицей , не было мастера виртуознее для составления посланий. (Кириллица – славянская азбука, лежащая в основе современного русского алфавита. В данном предложении следует употребить словопером (орудовал пером)).Вчера шелогромный дождь. (Следует употребить словосильный ). Сердце его стучало, губыссохлись , и он облизнул их языком. (Ссохнуться – высохнув, съежиться, покоробиться. В данном предложении следует употребить слововысохнуть ). К нам поступило огромное количество звонков, но не все из них удалосьпрочитать . (Следует исправить предложение следующим образом: не на все звонки удалось ответить). Коренные жители Северной Америки –индийцы – значительно ущемлены в правах. (Индийцы – жители Индии, коренные жители Северной Америки называютсяиндейцами ).Большинство летних месяцев я провел на даче. (Следует исправить предложение следующим образом: большую часть лета я провел на даче). Набудущий день началось обсуждение текущих дел. (Наследующий день началось обсуждение текущих дел). Памятник поражает своими причудливымигабаритами . (Габариты – предельные внешние очертания, размеры предметов. Следует употребить в предложении словоформы : Памятник поражает своими причудливыми формами). Страна была разделена на три неравныеполовины . (Следует исправить предложение следующим образом: Страна была разделена на три неравныечасти ). Ученикипристально слушали рассказ учителя. (Пристально можно смотреть, слушать следуетвнимательно ). Сатирическое изображение русской жизниописывает Лесков в «Блохе». (Следует исправить предложение следующим образом: «Блоха» Лескова содержит сатирическое изображение русской жизни). Евгений Онегин отличался от прочих помещиков своейэкзальтированностью : недаром «ярем он барщины старинный оброком легким заменил».(Экзальтированность – восторженность, болезненная оживленность). Еслиживьем присмотреться к этим людям, станут заметны ихнелицеприятные черты. (Нельзяживьем присмотреться к людям; нелицеприятный – беспристрастный). Выразительноизображены в романе образы главных героев. (Следует исправить предложение следующим образом: Образы главных героев в романе выразительны). Слова президентавеют на нас оптимизмом. (Следует исправить предложение следующим образом: Слова президента вселяют в нас оптимизм). Экзамены требуют от наструдных усилий. (Следует использовать словобольших илитрудоемких ). Новый закон внесет изменения прежде всего ватмосферы предпринимательства. (Атмосфера (только в ед. числе) – окружающие условия, обстановка. Следует использовать словообласть (предпринимательства)). Танец российскихбалерунов потряс судей. (Слова балерун нет в русском языке, следует использовать словотанцовщик ). Зрителивнушают мне доверие , что я как актер еще многое сделаю. (Следует использовать устойчивое выражениевселяют в меня надежду ). Наимидже этого политика много негативных моментов. (Имидж – осознанно создаваемый образ. В предложении следует использовать словорепутация – общественная оценка кого-либо). Авторитет старших долженпреследовать нас по всей нашей жизни. (Следует исправить предложение следующим образом: Авторитет старших должен оставаться неколебимым для нас в течение всей нашей жизни). Есенинский образолицетворяется в нашем сознании с белой березой. (Следует исправить предложение следующим образом: Есенинский образ ассоциируется (соотносится) в нашем сознании с белой березой). Чацкийотождествляет собой будущих декабристов. (Следует исправить предложение следующим образом: Чацкий являетсяпрообразом будущих декабристов). Я прекрасно знаю все его достоинства и недостатки, ведь мы знакомы ужебез году неделя. (Без году неделя – очень недолго. В предложении следует употребить выражениецелую вечность ).

    Неправильный выбор служебного слова, приводящий к разрушению смысла предложения

Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге. (Нужно: …но мы с ним на короткой ноге или …тем не менее мы с ним на короткой ноге).

Депутаты приобретают всероссийскую известность благодаря скандалам. (Неправильно использован предлог. Предлог благодаря указывает на благоприятную причину нынешнего состояния (благодаря силе и выносливости спортсмен выиграл соревнование); на неблагоприятную причину указывают предлоги из -за , по причине (из-за травмы он не мог выступать. Нужно: из-за скандалов или по причине скандалов). Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса. (Нужно: из-за пожара или по причине пожара).

    Ошибка в выборе паронима

Среди генералов царило воинствующее настроение по отношению к противнику (Нужно: воинственное настроение). Слово для доклада представили директору завода.(Нужно: слово предоставили ). Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально. (Нужно: изобразил героя). Татьяна была воспитана романтичной и чувственной барышней. (Нужно: чувствительной барышней) При феодализме народ терпел двойственный гнет. (Нужно: двойной гнет). Нас перевели работать в отсталую бригаду. (Нужно: в отстающую бригаду). Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького. (Нужно: романтические произведения). Аспирант предоставил реферат диссертации в срок. (Нужно: представил реферат). Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. (Нужно: произведения понятны ) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам. (Нужно: по независящим от нас причинам). Директор подписал заявление о представлении мне отпуска. (Нужно: о предоставлении отпуска). Маяковский стоял у источников новой поэзии. (Нужно: стоял у истоков новой поэзии). Обувь фирмы «Экко» одета на всех сотрудниках. (Нужно: надета на всех сотрудниках).

План-конспект урока развития речи в 9 классе. (2 часа)

Пусть говорят?.(Речевые и грамматические ошибки).

Тип урока: комбинированный урок с элементами технологии обучения как исследования, дифференцированного обучения.

Цели урока:

Систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

Развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

Познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

Расширить словарный запас учащихся;

Добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

Учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций;

Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, навыка самоконтроля;

Воспитание бережного отношения к родному языку.

Создать условия для усвоения новых знаний о языковых ошибках, используя элементы исследования;

Формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с языковым материалом;

Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Сегодняшний урок назван «Пусть говорят?.» В конце урока мы ещё раз обратимся к этому предложению. Как ответим на этот вопрос? Не изменим ли мы этот знак?

2.Активизация знаний.

Россия - великая страна. Что, по вашему мнению, можно отнести к национальному достоянию нашего народа?

Полезные ископаемые, природные богатства, история… русский язык.

Действительно, русский язык - национальное достояние. Можно ли считать, что богатства нашего языка неистощимы? Можно ли считать,что речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

Вы указали на влияние на речевую культуру СМИ. А может ли речь работников СМИ служить образцом литературного языка?

Без сомнения, определённое влияние на культуру речи современных подростков оказывает и поп-культура?

Почему в общении использование слов-жаргонизмов становится нормой? Конечно, эти вопросы - материал не одного урока.

Говорить и писать правильно, не допускать ошибок. Почему это важно? (Взаимопонимание)

Как могли возникнуть эти шутки?

Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.

Нулей, которые знают своё место,- считанные единицы.

Жаль, что близкие иногда бывают такими далёкими.

Конечно, ты волк, но какой серый.

Мы можем сделать вывод, что языковые ошибки влияют на взаимопонимание.

3.Формулирование темы и целей урока.

Тема нашего урока - Речевые и грамматические ошибки.

Исходя из темы попробуйте поставить цели урока. Что мы с вами должны сделать, чтобы не допускать этих ошибок?

систематизировать знания по нахождению и предупреждению языковых ошибок;

развивать умения и навыки по исправлению языковых ошибок;

познакомиться с классификацией языковых ошибок, допускаемых в сочинениях, изложениях;

расширить свой словарный запас;

добиваться активного владения богатствами русской устной и письменной речи;

учиться более осмысленно относиться к правильному выбору слов и их форм, к построению синтаксических конструкций.

О культуре речи говорили А.Пушкин, В. Даль… Чтобы мы с вами выбрали «правильную дорогу», давайте повторим классификацию языковых ошибок.

4.Обобщение и систематизация знаний по теории. Работа с таблицей.

Речевые ошибки и недочёты

Употребление слова в несвойственном ему значении

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Наблюдается широкое использование мобильных телефонов. Мы любуемся природой, но видим предпосылки к одиночеству

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Ему тяжело видеть, как разрушают берёзовую рощу руки бетонного шоссе. Время стремительно мчится вперёд, но в наших силах использовать его на полную катушку.

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости

Глубокая весна. Труд создаёт радость. Его статья делает пользу.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Люди полностью проходят путь, полный страданий. Поэт не может поэтически выразить то новое…

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

Бессвязность изложения

5.Закрепление.

Исправьте ошибки.(по цепочке)

1. На одно мгновенье мальчики забылись.

2. Печорин обладает талантом творческого доверия.

3. У Чацкого нет сообщников.

4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе.

5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.

6. К Онегину стали обращаться с уважением.

7. Перед нами возникает мещанская семья.

Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Раздаточный материал. Исправьте ошибки прямо в карточке.

Карточка 1.

Пушкин выразил характеры людей того времени.

Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.

Простакова груба со своими придворными.

Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.

Умственная ограничение Коробочки доходит до абсурда.

Народ терпел двойственный гнёт.

Тургенев завоевал мировую признательность.

Она поборола боязнь и страх

Манилов долго думал и размышлял.

Вскоре он воротился обратно.

Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина.

Он негодовал от возмущения.

Светило огненное, как огонь, солнце.

Они проявили свою инициативу.

Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.

Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли по полевой дорожке. Ребята набрали много грибов и ягод.

Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.

Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.

Потом он пошёл к реке. Потом увидел плот.

На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

К грамматическим относятся нормы:

словообразовательные (правила образования слов),

морфологические (образование форм слов разных частей речи),

синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений).

Найдите грамматические ошибки.

Вчера ещё здесь (в Североморске) было около четыреста камер.

Операцию будут проводить пятидесятью процентами акций холдинга.

Более восемьсот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно

Найдите ошибки при образовании форм существительных.

Баржи- баржей

Будни-будней

Дыни-дыней

Сумерки-сумерков

Инспектор-инспектора

Слесарь-слесаря

Фельдшер-фельдшера

5. Закрепление.

Выполнение упражнений с самопроверкой

Карточка 2

Подчеркните карандашом выбранный вами вариант ответа.

Упражнение 1.

1.Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы - лектора).

2. Многие (цехи - цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.

3. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные (тоны - тона) свирели.

4. На холсте Левитана нежные голубые (тоны - тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха.

5. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры - шофера).

6. (Выборы - выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают (договоры - договора) о сотрудничестве.

7. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели - векселя) некоторым преуспевающим фирмам.

8. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные (образы - образа).

9. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски - отпуска).

10. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты - торта)

Упражнение 2

Используйте нужную форму кратких прилагательных

1.Этот метод лечения действ… и безболез… .

2. Актёр был естеств… в своём поведении.

3. Твой приход очень своеврем… .

4. Край был безлюден, пустын… и безжизн… .

5. Вид гор со снежными вершинами, окрашенными закатом, был величеств… и торжеств… .

6. Момент был для всех торжеств… .

7. Директор школы был ответств… за каждого ученика.

8. Фельетон, по мысли Кольцова, в какой-то степени родств… корреспонденции.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки в предложениях

1.Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. -

2.Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир».

3.Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене.

4.За день торговый центр продал тридцать трое брюк.

5.В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

1.К пятнадцатому апрелю тысяча девятьсот девяносто девятому году намечено открытие выставки известного в нашем городе художника.

2.Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.

3.Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI веке, является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.

4.В двухтысячном шестом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза.

6.Слово учителя.

Наш язык существует века. Разве он стал бы таким великим и могучим,если бы к нему относились так безответственно?

Язык_ этот не что-то застывшее. Он находится в вечном движении. На него влияют множество факторов. Один из них -речь дикторов, журналистов, которая должна являться образцом.А так ли это?

7. Найдите ошибки в речи журналистов, дикторов.

«Ухудшается уровень жизни народа…» (НТВ.Алексей Пивоваров)

«Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме…» (НТВ. Марат Сетдиков)

«Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в России…»(«Время»,Пётр Толстой)

«Ребёнок-это индивидуальная личность…» («Пусть говорят».Андрей Малахов)

«Рижский вокзал нужно переименовать обратно…»

«Впоследствии Баланчин дал ей (балерине) эту роль обратно…»

«В финале «Летят журавли» Татьяна Самойлова сыграла заглавную роль…»

«Пожар возник на высокой высоте…»

«Говоря о разговоре с Путиным, депутат отметил…»

8. Влияние поп-культуры. Обсуждение ошибок.

Потап и Настя

«У нас на районе не звонЯт, а звОнят…»

(«На районе»)

«…Вася, че ты гонишь…»

(«На районе»)

Наташа Ионова (ГлюкоZa)

«Болею очень, темпЕратура, стою и жду тебя, как дура…»

«Клевый вечер, делать нече…»

«Снег» …

9.Найдите и исправьте ошибки. (по цепочке)

«Не надо делать таких удивительных глаз…» (И. Николаев «Давайте выпьем. Наташа, сухого вина»)

«Соловей российский,славный птах, распевает песнь свою со свистом…»(Лев Лещенко «Соловьиная роща»)

«Вас пришпоривать нету нужды.Вы аллюром несётесь и не признаёте узды…» (Олег Газманов…)

«И её изумрудные брови колосятся под знаком луны…» (« Корни»)

«Ливнем обрушился теплоударный экстаз. Сяду верхом на белого аиста, тот,что несёт подарок красавице…» (Группа «Братья Гримм»)

Ненормативное использование поэтами-песенниками языковых средств очень распространено и негативно сказывается на культуре речи не только подростков, но и старшего поколения. Поэтому проблема, решение которой связано с повышением уровня культуры речи нашего общества, очень актуальна. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

10.Инсценирование.

Димка, ну чё, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стрёмно?

Прикольно.Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке. Зелени до бровей. А ему всё по барабану, Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская. Ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно:»Учитесь,девушка,властвовать собой.» Не всяктий,типа, Вас как я,поймёт.

А тут, блин праздник.Ну и подкатил Онегин к подруге своего дружбана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в беде.

А как говорите вы? Проверьте себя.

11.Самостоятельная работа с карточками.

1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

2) «Он всегда ложит локти на стол».

3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».

4) «Из двух зол выбирай более меньшее».

5) «Кругом - никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».

1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».

2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».

3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».

4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».

5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».

1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».

2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».

3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».

4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».

5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».

2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».

3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».

4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».

5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».

1) «На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа».

2) «Загудел гудок поезда, и провожающие вышли из вагонов».

3) « В конце романа Базаров уже не так твердо убежден в своих убеждениях».

4) « Писатель Ф.М. Достоевский написал роман «Преступление и наказание».

5) « С громким громом влетел кот Барсик в комнату».

II группа.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «Они хотели устроить более лучшую жизнь».

2) «Отец каждый день ездиет на работу в город».

3) «Недалеко отсюда находится санаторий, около его расположен бассейн».

4) «Волга шире Дона».

5) «Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки».

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги».

2) «Продолжая традиции Радищева, Пушкиным была создана ода «Вольность».

3) «Борясь за свое счастье, Савельич был отправлен на каторгу».

4) «Провожая меня, лицо его выражало сожаление».

5) «Посмотрев фильм, у меня осталось сильное впечатление».

3. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «И вспоминается мне есенинский жеребенок, тщательно пытающийся обогнать паровоз».

2) «Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повести».

3) «Вдох сожаления сорвался с ее уст».

4) «За годы обучения в Художественной школе он научился искусственно рисовать».

5) «Лев Толстой обладал гениальным сочинительным даром».

4. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «На площади он увидел огромную массу народа».

2) «Книгу для внеклассного чтения открывают произведения народного фольклора».

3) «Художник подарил музею свой автопортрет».

4) « Молодой юноша успешно сдал экзамен».

5) « Художник И.Е. Репин написал свой автопортрет».

5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

1) «С трудом пробираясь сквозь ледяную кашу, лыжники выбрались на берег».

2) «По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону».

3) «Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин».

4) « Запорошило порошею дорожки в саду».

5) « Пилотируя самолет, пилоты набрали нужную высоту».

III группа.

Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «У мальчика появились более худшие привычки».

2) «Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности».

3) «Сзади его шла нагружена вещами телега».

4) «По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды».

5) «Человек, сильно махающий руками, привлек наше внимание».

2. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «Вернувшись домой, быстро стемнело».

2) «Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно».

3) «Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко».

4) «Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы».

5) «От науки требуются такие советы, применив которые, получилась бы польза в практической работе».

3. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «Вуз объявил подбор студентов».

2) «Промышленность и сельское хозяйство в стране неукоснительно развиваются».

3) «Доклад студента отличался глубокой эрудированностью».

4) «Предложено закрепить за бригадой лошадей и инвентаризацию для проведения посевной».

5) «Надвигающаяся гроза вызвала страшный ажиотаж в душе Катерины».

4. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «Язык Катерины является наиболее ярким в галерее положительных женских образов А.Н. Островского».

2) «Необходимо обеспечить снабжение учебной литературой школы района».

3) «Повесть рассказывает о трудовых подвигах молодежи в годы освоения нетронутой целины Оренбуржья».

4) «Василий Теркин был веселым балагуром».

5) «Огромная толпа народа приближалась к площади».

5. Устраните ошибки, вызванные употреблением рядом или близко однокоренных слов.

1) «Задание, заданное на дом, оказалось легким».

2) «В ближайшее время силами членов драматического кружка будет поставлена новая постановка пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

3) «Тяжело преодолевая трудности подъема, альпинисты преодолели горный перевал».

4) «Знаменитый критик В.Г. Белинский создал большое количество интереснейших критических статей».

5) « Решено было принять незамедлительное решение по поводу частых пропусков занятий нерадивыми студентами».

11. Вывод. «Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную любовь.»-утверждал Борис Васильев. Пришло время задуматься, имеем ли мы право так бездарно относиться к родной речи.

Роберт Рождественский.

Смотри,как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо.

Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде.

Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну.

Они сейчас уйдут в песок,

Туда,где нет ни зги.

И Ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш…

Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля,

Берёзы, ивы,и ольха!

А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожанье рос…

Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…

Послушай, разве можно так

Прожить и не узнать весны?

12. Рефлексия. Закончите предложения.

Я считаю, что говорить нужно…

Правильная речь показывает…

Правильная речь говорит об…

Правильная речь помогает…

И вернемся к началу урока. Как вы думаете ПУСТЬ ГОВОРЯТ?

13.Домашнее задание.

Грамматика - один из разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.

Упражнения:

1) Подберите прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, евро, жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко, табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню, хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу, африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая Миссисипи.

2) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Корпус... (здания, войскового соединения) – корпус... (туловища); образ... (иконы) – образ... (художественно-литературные); орден... (знаки отличия) – орден... (рыцарские и монашеские общества); повод... (поводья) – повод... (побуждения).

Ответ: Корпуса (здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).

3) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант:

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные (лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8. Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, (учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы, сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ: 1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2. Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и ящиками.

4)От данных существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите существительные, имеющие варианты.

Апельсин, бухгалтер, гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце, рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга, носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.

Ответ: им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.

апельсины-апельсинов

бухгалтеры-бухгалтеров

гектары-гектаров

годы-годов

гусары-гусаров, гусар

доктора-докторов

катеры-катеров

килограммы-килограммов

мандарины-мандаринов

отпуска-отпусков

полотенца-полотенец

рельсы-рельсов

томаты-томатов

торты-тортов

англичане-англичан

баклажаны-баклажанов

буряты-бурятов

вафли-вафель

гренадеры-гренадеров

кочерги-кочерег

носки-носков

чулки-чулок

сапоги-сапог

свечи-свечей

туфли-туфлей

цапли-цапель

ясли-яслей

существительные имеющие варианты: год-лет

5) Какую из двух конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию - если речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной речи; в) в устной беседе с друзьями? Ответ: Хирург сделал операцию (а, б) или Хирург сделала операцию (в)

6) Подчеркните прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.



Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый. Ответ: большой-больше, более/менее большой

бойкий-бойче, более/менее бойчее

звонкий-звонче, более/менее звонкий

злющий-это уже прост. сравнение степени

клетчатый-поклетчатее

ловкий-ловче,ловчее, более ловкий

плохой-хуже

полосатый-исключение, нет степени

робкий-робче, более робкий

смелый-смелее, более смелый

скверный-более скверный

сверхмощный-превосход. степень

ультраправый-превосход. степень

фиолетовый-более фиолетовый

7) Раскройте скобки и выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус, автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать (поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения), искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

8) Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим закон от начала до конца. Ответ: 1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победе (п.п.). 2. Им руководила жажда деятельности (р.п.). 3. Следует уделять большее внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают звук от буквы. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важное место в политике. 8. В Думе мы говорили о том, чего достигли. 9. В дискуссии участвовали многие ученые. 10. После просмотра фильма началась работа над рецензией о нем. 11. Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании, особоенно когда дети знают и любят отца, калечат психику ребенка. 12. Мы проводим закон от начала до конца.

9) Выберите один из вариантов:

1. Крыша была покрыта (толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы (торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос – выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру). 6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал (ставнем – ставней). Ответ: 1. Крыша была покрыта толем. 2. Портниха пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин. 4. На пальце выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс лопнул. 7. Ветер хлопал ставней.

10) Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:

1. Оба абитуриента (Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд) побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа. Ответ: 1. Оба абитуриента Петровых успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волка. 3. Супруги Сазерленд побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть интересные документы об истории родного края. 10. С директором металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.

11) Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения прилагательных:

1. Это наиболее простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3. Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития событий нельзя и представить. Ответ: 1. Это наиболее простой способ решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является самым великим. 4. Более плохой варианта развития событий нельзя и представить

12) Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Ответ: 1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3. В семье было трое сыновей, все три – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.

Тема 3. Лексические нормы .

Лексические нормы - это правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц, близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях, которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

1) Найдите предложения, в которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».

Ответ: 1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».

2) Определите по толковым словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и предложений с этими словами):

Восстановление – реставрация, агитация – пропаганда, авария - катастрофа, осваивать - обживать, сотрудничество – взаимодействие, импульс - толчок, регион - район, реформа - изменение. Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.). Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)

Агитация (лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу, к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

Авария(фран.)-катастрофа(греч.). Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах, служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм, чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

Осваивать- обживать. Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места. Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

Сотрудничество-взаимодействие. Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.) -взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты "К". После появления квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

Импульс-толчок(лат.). Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать электрические импульсы.

Регион(лат.)-район(фран.). Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа близлежащих стран. Экономико-географический или близкий по состату район мира. Район-извесный округ. Определённая часть местности.

Реформа-изменение(лат.). Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

3) Найдите ошибки в употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

В полку царило воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияют на развитие растений. Ответ: В полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения - влияет на развитие растений.

4) Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно употребленных слов определите по толковому словарю:

Он записал песни коренных аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. Ответ: Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой. Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

Абориген-это коренной житель.

1. В понедельник состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Ответ: 1. В понедельник состоится (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока». 2. Своей харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих технологий. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

1) Нецелесообразно-"моделей-модельера"-тавтология.

4) Ноу-хоу- секрет производства.

6) Найдите и устраните ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической сочетаемости:

1. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

Ответ: 1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

7) Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. Федеральные подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Ответ: 1. Федеральные подразделения продвинулись вглубь республики. 2. Пресса высоко оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.

8) Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:

Более изощрённее; в мае месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум; видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу; опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг; прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера; народный фольклор; огромная махина.

Ответ: Изощрённее; в мае; в ближайшее время; сотрудничество, иметь полный кворум; воочию; познакомиться; госпитализировать; опубликовать; отступить; патриот; аншлаг; прейскурант; оптимальный; оформление интерьера; фольклор; махина.

9). Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:

1. Он привык работать без надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный) рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный, критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4. Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш (фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический, фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Ответ: 1. Он привык работать без надрыва методично, чётко выполняя все методический рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не очень критичный.4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами на катере, должны надеть спасательный жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический материал и нахожу его не очень фактичный. 7. Он проявил хозяйскую заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.

10). Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов, антонимов и паронимов:

1. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат вредных выбросов.

Ответ: 1. Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат вредных выбросов.

11). Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Тупой, шум, тишина, ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.

Ответ: тупой-умный

шум-тишина

тишина-шум

ветер-штиль

темнеет-светлеет

расцветает-увядает

весна-осень

ум-глупость

12) Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните её:

1. После повторного анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

Ответ:

1. После повторного анализа были получены другие данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот термин.

*отличные 1)в значении хорошие 2) разные

13). Устраните речевую недостаточность в предложениях:

1. Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

Ответ: 1. Язык героев Шукшина резко отличается от языка персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не имеет лидера, но очень нуждается в нём.