Домой / Бизнес идеи / Презентация на тему "земля - кормилица". Презентация на тему земля - кормилица Проект на тему земля кормилица

Презентация на тему "земля - кормилица". Презентация на тему земля - кормилица Проект на тему земля кормилица

Человек - дитя Земли. И все, что у него есть, все, что поддерживает его жизнь, помогает защищаться от врагов, добывать пищу, совершенствовать свое существование, дает Земля. Камень дал первобытному человеку кров и оружие. С тех пор как двуногое существо осмысленно взяло в руки камень, начался процесс цивилизации. Камень стал оружием охоты, защиты и нападения, камень подарил огонь. Каменные пещеры послужили первыми убежищами от хищников, от непогоды, объединили род. Глина дала возможность сделать первую посуду. Камень, глина и огонь помогли человечеству перейти в век железный… А мы еще не говорили о таком продукте, как соль…

Всю свою историю человек пользуется кладовыми Земли, извлекая оттуда все необходимое дляжизни . Ведь даже в наше «синтетическое время», первоначальным продуктом все равно являются дары Земли.

Самый верхний слой твердой земли люди назвали корой. Состав коры сложный. Больше всего в ней оказалось кислорода, кремния и алюминия. Потом идут другие химические элементы, но их значительно меньше. Конечно, газ кислород содержится в коре не в чистом виде. Он входит в состав окислов. Ведь даже обыкновенный песок - это окисел кремния со всякими добавками. А простая глина - окисел алюминия, но тоже со множеством добавок. Раньше легкоплавкие породы земной коры называли «сиаль». «Си» от слова «силициум» - кремний, по латински, «аль» - от алюминия. Сейчас этот термин устарел.

Состав и строение коры Земли всегда интересовали человечество. Да и неудивительно - ведь именно верхний слой нашей планеты обеспечивает человека всем необходимым для жизни. Сначала все необходимое - каменный уголь и руду - люди собирали прямо с поверхности, стоило лишь чуть-чуть разворошить почву. К сожалению, эти времена миновали. Прошло и то время, когда нефть тугими фонтанами била из неглубоких скважин . Чем больше развивалась промышленность, требовавшая все нового сырья, тем глубже приходится зарываться в недра шахтерам и буровикам. Я не говорю уж о том, что геологам приходится тщательно изучать строение земной коры, чтобы найти новые месторождения. Те, что были разведаны, давно исчерпаны. А новые клады прячутся так, что отыскать их с поверхности бывает ох как нелегко…

Многие полезные ископаемые скрыты в таких малодоступных районах, что геологоразведке приходится использовать не только аэрофотосъемку, но и спутники, чтобы составить геологические карты, определить возможные районы залегания минерального сырья. Нужно прикинуть, стоит ли игра свеч. Потому что построить шахту или пробурить верхние слои литосферы - это даже не полдела, а куда меньше. Ведь чтобы добыть сокровища, спрятанные в недрах, надо вырыть котлованы или построить шахты, привезти и задействовать буровые установки, провести газо — и нефтепроводы с насосными станциями. А сколько людей на все это надо задействовать! И всем им нужны не только места работы, но и жилье, продукты питания, организация быта и досуга, детские ясли, сады и школы…

Многие из этих вопросов относятся к экономической географии. Решать их сложно, но очень увлекательно.

Анатолий ОНЕГОВ.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Огурцы, похожие на груши, вырастают на грядке, когда в почве недостает калия.

За ячменем на полях высевали овес.

Сокращаются площади лугов - следом уменьшается количество скота и навоза.

Наверное, вам приходилось встречать в конце лета на огуречных грядках, когда урожай почти весь собран, огурчики-уродцы. Одни из них похожи на перец - хвостики огурчиков тонки и загибаются; другие - на грушу, - "головка" плохо развита, а низ раздут точь-в-точь как у груши. Огурцы, похожие на скрюченные перцы, вырастают на грядках, когда растениям не хватает азота, а плоды, напоминающие грушу, - если не достает калия.

Азот, фосфор, калий, а так- же сера, магний, кальций, железо требуются растениям в больших количествах, поэтому и именуют их макроэлементами. Другие необходимые для питания вещества - микроэлементы - растениям нужны в гораздо меньших дозах. Микроэлементами считаются: бор, марганец, медь, молибден, цинк, кремний, кобальт, натрий, йод.

Давно известно и то, как ведут себя растения, когда им недостает в питании того или иного макро- или микроэлемента. Не будет хватать азота - и растения сразу замедлят свой рост, а листья из зеленых сделаются светло-зелеными.

Недостает фосфора - задержится их рост, цветение и созревание плодов, листья начнут приобретать фиолетовый цвет и не станут образовываться боковые побеги.

Не хватит калия - листья сделаются вялыми, и на них появятся бурые пятна, а края пожелтеют.

При дефиците кальция растения не вырастут, останутся крошечными карликами.

А при отсутствии меди они не могут развиваться вообще и вскоре после появления всходов погибают.

Все перечисленные элементы питания растения получают из почвы. Калий, фосфор, кальций, сера, железо... находятся в земле, богата ими та же глина, которая лежит ниже верхнего плодородного слоя почвы. А вот азот в почве не содержится - он поступает из воздуха в результате деятельности особых бактерий, которые и поглощают азот, находящийся в воздухе, и обогащают почву этим элементом.

Для успешной работы таких бактерий требуется два условия: доступ в почву кислорода и ее слабая кислотность. Вот почему почвы по низким, сырым местам куда бедней азотом, чем почвы на высоких и сухих местах.

К сожалению, естественное накопление азота в почве идет медленно, а извлечь его культурные растения могут очень быстро - для этого хватает всего несколько лет. Достаточно быстро могут быть вынесены из почвы и другие элементы питания.

Еще в самом начале восьмидесятых годов в Финляндии мне показали рисунок из книги, адресованной школьникам. На рисунке рядом были два хлеба. Один - небольшой, а другой - хлеб-великан. Под рисунком были такие подписи: еще совсем недавно для того, чтобы наш организм получил все необходимые ему микроэлементы, достаточно было съесть небольшой каравай хлеба; теперь, когда земля уже поработала на людей, чтобы получить такое же количество необходимых микроэлементов, надо употребить в пищу вот такой хлеб-гигант. Так финским школьникам объясняли, что без внесения в почву микроэлементов нормальная жизнь людей скоро будет невозможна вообще. О том, что в почву надо вносить все макроэлементы питания, уже не говорилось - это была истина.

Как-то в научной литературе прочитал я об урожаях зерновых, которые собирали еще при царе Алексее Михайловиче на Русском Севере (речь шла о монастырских землях). Эти урожаи характеризовались такими цифрами: "сам-5", "сам-7", "сам-11", а то и "сам-13"". Что такое "сам-5"? Посеяли пуд зерна, а получили пять пудов. А "сам-13" - посеяли один пуд, а вырастили 13 пудов! Очень высокие показатели и по нынешним временам: если на гектар пашни расходовать хотя бы 200 килограммов зерна, то урожай может быть 26 центнеров с гектара. Учтите, что в те времена не было сегодняшних сеялок, и зерно не высевали рядками, а разбрасывали рукой, и рос хлеб сплошной густой стеной. При таком способе посева на гектар пашни шло не 200-250 килограммов семян, а 400, и урожай "сам-13" выглядел иначе: не 26 центнеров с гектара, а 52 центнера! И это на северных пашнях, сиротских подзолах, отвоеванных в свое время у леса с помощью огня! Лес выжигали весь, до основания, вместе с ним выгорала и почва - ее верхний плодородный слой. Зола на месте пепелища содержала все макро- и микроэлементы, но в ней не было азота. Азота не оставалось и в почве - он улетучивался. В выгоревшей почве не находилось ничего живого: ни аэробных микроорганизмов, ни бактерий, умеющих связывать азот и передавать его почве. Голая пустыня только год-другой давала за счет золы какой-то урожай (зола - первое минеральное удобрение, с которым столкнулся человек). Затем недавнее пожарище люди оставляли, и оно постепенно зарастало сначала иван-чаем (кипреем), затем малиной, позже березой, осиной, ольхой. И вот на такой земле-пепелище в XVII веке собирали урожай, который недостижим нынче многим современным хозяйствам?! А волшебной палочкой был самый обычный навоз, что по весне вывозили на поля и запахивали в почву. Навоз оказался вторым удобрением, с которым встретился человек, причем органическим, дающим пищу различным микроорганизмам, и полным, содержащим все необходимые растению элементы питания, включая и азот.

В те же времена, когда собирали по северным землям богатые урожаи, навоз там был товаром, имел свою цену, и коров в хозяйстве часто держали не ради молока и масла, а ради удобрения.

По весне навоз, еще по снегу, вывозили на поля. После таяния снега, когда земля подсыхала, его запахивали. Заправленная навозом пашня отдыхала до осени, а по осени поле засевали озимой рожью. На следующий год рожь убирали, оставшуюся после хлеба стерню осенью запахивали, а новой весной на этом поле выращивали уже яровую культуру, тот же ячмень. На третий год следом за ячменем высевали овес.

Овес убирали, и только на другую весну на поле снова вывозили навоз. То есть навоз вносили в землю один раз в четыре года: 40 тонн на гектар пашни. Такое количество навоза давали за четыре года одна корова с теленком и небольшое стадо овец. Выходит, одна корова могла обеспечить полноценным удобрением один гектар пашни. Хочешь пахать и собирать урожай с двух гектаров пашни, заводи две коровы.

Кстати, на гектар пашни 40 тонн навоза - это и сегодняшняя норма удобрения для выращивания хлебов, картофеля, капусты. Должна быть выдержана эта пропорция и у нас на огороде, если мы обходимся одними органическими удобрениями. На грядку шириной 1 метр и длиной 10 метров надо вносить один раз в четыре года 40 килограммов навоза - из расчета 4 килограмма навоза на 1 квадратный метр, или ведро навоза (сырого) на 2 квадратных метра огорода. По свежему навозу, внесенному осенью, можно выращивать либо капусту, либо картофель; затем корнеплоды, зеленные овощи. Перед третьей, а тем более четвертой культурой почву надо подправить, ибо под пар свою землю мы не отводим.

Так раскрылась для меня тайна высоких урожаев на нашей северной земле. А как обстояло дело с урожаями зерновых южнее, в той же средней полосе нашей страны?.. Здесь урожаи были куда меньше, причем с годами они продолжали снижаться. Откроем Полную энциклопедию русского сельского хозяйства, том Х. Урожай ржи в России последнего десятилетия XIX века (средний по всем областям) был 40 пудов с десятины, чуть больше 6 центнеров с гектара. В то время, как в Германии 14 центнеров с гектара. А ведь рожь - основной хлеб для Нечерноземья, 6 центнеров с гектара - это не чистая прибыль, отсюда надо вычесть еще зерно, которое оставляли на семена. Что же приходилось тогда крестьянину и его семье на целый год жизни?

Передо мной небольшая книжечка - лекция профессора К. А. Тимирязева "Наука и земледелец". На обложке авторское указание: "Гонорар с этой книги предназначается в пользу голодающих".

Книжка появилась в 1906 году и, видимо, никак не приурочена к конкретному голодному году, вызванному стихией, - речь идет о жертвах другого, хронического голода в России:

"В настоящее время, разве только какие-нибудь щедринские генералы не сознают, что Россию кормит крестьянин. Он сам зовет своей кормилицей землю. Но так ли оно на деле? Вот что, не далее, как вчера, можно было прочесть в газетах: "По сведениям, поступившим в Высочайше утвержденное под председательством И. А. Горемыкина совещание об удовлетворении потребностей сельского населения, оказывается, что в общем в 50-ти губерниях, количество хлеба, приходящегося на душу обоего пола, не достигает годовой нормы продовольствия одной души, 20 пудов - на 3,4 пуда, т. е. 17 процентов меньше нормы". Тот, кто кормит Россию, сам недоедает. И недоедает потому, что старая кормилица-земля отказывается его по-прежнему кормить... Что же нужно сделать, чтобы разрешить эту задачу о двух колосьях? Кто принесет эту разгадку?"

Причина хронического голода в России крылась прежде всего в нехватке навоза. В свое время была широко известна немецкая поговорка - "луг - кормилец пашни". Причем было точно известно, луг какого размера может накормить пашню площадью 1 гектар: 2 гектара луга - 1 гектар пашни. Цифры эти можно подтвердить все той же нормой навоза: одна корова снабжает навозом 1 гектар пашни, а корову кормит сеном в стойловый период луг размером 2 гектара.

Но такие соотношения "луг-пашня" сохранились лишь там, где была в достатке земля. На севере достаток был, южнее население росло очень быстро и, чтобы прокормить людей, приходилось увеличивать пашню за счет луга. Площади лугов сокращались, уменьшалось количество скота и навоза, а следом падали и урожаи.

Но это еще не все беды земли, слывшей когда-то щедрой кормилицей. Луга, где из года в год заготавливали сено для скотины, конечно, теряли свою силу, свое плодородие, ибо в то время их не удобряли. Каждый раз в сене было все меньше и меньше необходимых для питания растений макро- и микроэлементов. Выходит, и навоз становился все менее и менее ценным. К тому же калия и фосфора, которые расходуются на строительство тканей растения, возвращалось в поле чуть более 40%. Вот так и теряла пашня свою силу, потому что терял свои силу луг, а следом и навоз. Но сено заготавливали с одного и того же луга из года в год и на севере, а урожаи там долгое время держались достаточно высокими.

Оказывается, на севере сено чаще всего косили с пойменных лугов, с низин, которые каждую весну омывали вешние воды. Весенняя вода несла с собой большое количество питательных веществ, вымытых в разных местах во время половодья, и оставляла их в пойме реки, ручья, на сыром низком лугу. Почва удобрялась каждую весну снова и снова, а потому и росла здесь всегда прекрасная трава, идущая на корм скоту.

Но и в прежние времена не каждое хозяйство было обеспечено пойменными угодьями. Да и обычных, не пойменных лугов не всегда хватало. И тогда распахивали те угодья, где еще недавно заготавливали сено для скотины, забывая, что без достаточного количества навоза не будет желанного урожая.

Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Восточное окружное управление образования СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА №30 им. К.А. МИКАЭЛЬЯНА ЗЕМЛЯ - НАША КОРМИЛИЦА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.

Мы привыкли считать, что наша страна богаче всех по природным ресурсам. Действительно, в России много лесов, рек и земли, так что можно расходовать эти сокровища, не заботясь о будущем. Но в течении многих лет человек загрязнял воздух, воду и землю. Теперь мы задумываемся о бережном отношении к природе.

Половина населения земли не имеет возможности пить чистую воду. Наша страна занимает второе место в мире по запасам воды. Хотя воды много, мы должны научиться её беречь. Современные предприятия очищают воду и используют её вторично, не загрязняя ближайшие водоёмы. Жители городов, сел должны иметь новые трубы, современные краны, счетчики, что дает экономию расходования воды. В сельском хозяйстве вода тоже должна тратиться рационально. Человек на 80% состоит из воды. Будет в городе хорошая, чистая вода – будут здоровые и крепкие люди.

Лес и его обитатели тоже нуждаются в защите человека. История показала нам, что в Европе за последние годы исчезли большие площади лесов. Например, в современной Германии нет исторических лесов, все леса посажены руками человека. Мы не хотим этого. Лес – это «зеленые» легкие наших городов, кладовая полезных продуктов, он охраняет реки, дороги, дает приют и пищу животным и птицам. В лесном воздухе в 300 раз меньше бактерий, чем в городском.

Вырубая деревья, распахивая землю, люди сокращают место обитания зверей. Очень часто люди, побывав в лесу, оставляют после себя на уютных полянках горы мусора и битые бутылки, донышки которых могут стать причиной лесных пожаров. Вот почему так важно, что бы лес всегда был чист и свеж!

Спасти животных помогают заповедники. «Лосиный остров » - национальный парк, расположенный в нашем округе. Его территория 12 тыс. гектаров. Там растет 500 видов растений, живут 280 животных, 200 видов птиц. Жители нашего района в осенние и зимние время устраивают в парке кормушки. Я с семьей хожу туда кормить белочек орешками, синичек, воробушков и голубей и уток - хлебом.

Но есть еще и почва – одно из главных богатств, которое дает человеку пищу. Это тонкий плодородный слой, он покрывает всю сушу нашей планеты. Почва образуется в результате взаимодействия воздуха, воды и живых организмов. Земельные ресурсы нашей страны огромны, но количество плодородной земли непрерывно сокращается: строятся новые дороги и города, заводы и фабрики. Но у почвы есть замечательное свойство – она умеет восстанавливаться самостоятельно при помощи круговорота веществ в природе. Сейчас наша задача – не отбирать что – либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющие богатства. ПОЧВА

Ученые давно задумались, что ухудшение условий жизни на земле может иметь катастрофические последствия. Они решили создать действующую модель биосферы. Это помогло бы подготовиться к жизни в космосе: если вдруг придется переселяться на другие планеты. Кроме того, такие системы могут быть полезны в случае крайнего ухудшения условий жизни на Земле.

Американские ученые построили громадное помещение под стеклянным колпаком, где были все земные природные условия: пустыня, саванна, лес и даже рукотворные водоёмы. Растения должны были обеспечить и кислород, и лёгкую пищу, а козы, куры, океанская живность - давать сытные обеды. Были созданы условия для искусственных осадков, влага выпадала обильными дождями. Кислород, который выделяли деревья, был необходим для дыхания людей, животных и микроорганизмов, а поглощение ими углекислого газа должно было повысить урожайность растений. Сначала все было хорошо, но через несколько недель микроорганизмы истощили воздух, люди страдали от недостатка кислорода и пищи. Саванна и лес быстро заполнялись бактериями, которые уничтожали их. Расплодилось огромное количество насекомых, особенно тараканов и муравьёв. БИОСФЕРА - 2

УТРОЙСТВО БИОСФЕРЫ - 2

Как ни старались учёные учесть каждую мелочь, им не удалось повторить то, что сотворила мать-природа. Этот эксперимент показал, что создать искусственные условия для круговорота веществ без сбоя человек пока не в состоянии. Сейчас наша задача – не отбирать что-либо у природы, а возвращать ей старые долги и сохранять имеющиеся богатства. Скрылёва Варвара, 4 «А» класс.

Проект «Земля – наша кормилица» Интеграция: ПР, РР, ХЭР. Участники проекта: дети 5- 6 лет, воспитатель. Количество детей: 8 человек. Цель: Формировать у детей основы экологической культуры. Познавательные задачи: - познакомить детей составом земли; - познакомить детей тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины; - формировать у дошкольников представление о значении почвы в природе и в жизни человека. Развивающие задачи: - упражнять в умении сравнивать, анализировать; - формировать у детей интерес к объектам неживой природы; Воспитательные задачи: - учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки; - воспитывать любовь к природе; - учить видеть необычное в обычном. Материал: вода, камни, песок, глина, чернозём. Оборудование: слайдовая презентация, ёмкости под воду, ложечки, листочки бумаги, цветные карандаши, фартуки из клеенки, макет строения почвы, салфетки. Предварительная работа: чтение сказки Т.Шорыгиной «Как образовалась почва». Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку и им. Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, чтобы провести опыты. Вы согласны? Чтобы узнать, с чем мы будем проводить опыты, нужно отгадать загадку. Она богаче всех на свете, По ней бегут, несутся дети. А по весне стоит вся в цвете, И так красива на рассвете. И кормит всех людей на свете. Что это? Скажите, дети. Ответ: Земля-Кормилица Воспитатель: Интересно, а почему землю называют кормилица? (Ответы) Воспитатель: Знаете ли вы, дорогие ребята, как называется самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений? (Ответы). Это почва. Она бывает разной: глинистой, песчаной, а самую плодородную почву называют чернозёмом. - Ребята, давайте вспомним сказку о том, как образовалась почва на нашей Земле. - Сейчас посмотрите, как выглядела наша Земля много веков назад (на слайде 1). Воспитатель: Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что может расти на песчаной, каменистой и плодородной почве (Слайд 2). Как вы думаете, в чём разница, почему на плодородной почве растения растут лучше? (Ответы) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам подойти к этому столу и посмотреть, в каком порядке расположены слои Земли. Посмотрите и скажите, как расположены, слои, почему? (Ответы) Воспитатель: Ребята, пришла пора занимать места в нашей лаборатории. (Дети садятся за столы, надевают фартуки) Воспитатель: Ребята, посмотрите, что есть на ваших столах и послушайте внимательно задание. Вам нужно обследовать почву, проверить, из чего она состоит. Воспитатель: Опыт №1 «Определить виды почвы» - Рассмотрите образцы почв и назовите их (Песчаная, глинистая, каменистая, чернозём). Опыт № 2 «В почве есть воздух» - Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. - Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха) - Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух) - И так уважаемые учёные, что мы узнали о почве, проведя этот опыт? (В почве есть воздух). Воспитатель: Опыт № 3 «В почве есть вода» - Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой. - Ссыпьте почву обратно в тарелочку. - Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва. - Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след). - Какой вывод можно сделать? (В почве есть вода). - Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода). Воспитатель: А сейчас предстоит ответственное задание. Нужно зарисовать результаты эксперимента. Обозначьте на листочке две линии (Слой почвы). Между ними нарисуйте составляющие почвы – песок (точками), глину (коричневым цветом), камешки овалом, воздух (пузырьки), вода (голубой квадратик). - Скажите, в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки) - Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни. - Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб). - Да. Благодаря почве, человек получает еду. Поэтому и называют землю кормилицей. Вывод: Почва находится на поверхности земли. Почва состоит из воздуха, песка, глины и камешков, воздуха и воды.