Домой / Управление бизнесом / Публичная закупка до 100 тысяч. Преимущества проведения таких закупок

Публичная закупка до 100 тысяч. Преимущества проведения таких закупок

Любому государственному заказчику время от времени приходится совершать закупки на небольшие суммы. В некоторых случаях их объем настолько мал, что проведение конкурентных торгов считается нерациональным с экономической точки зрения. Поэтому законодатель разрешает проводить малые закупки по 44-ФЗ у единственного поставщика.
В этой ситуации работает целый ряд законодательных норм.

Процедура малой закупки

Процедура малой закупки может производиться только при стоимости контракта не выше 100 или 400 тыс. рублей. Величина ценового ограничения напрямую зависит от субъекта закупки, формы его организации, сферы деятельности и годовой величины закупок. Все основания для осуществления таких закупок подробно изложены в п. 4,5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.

Обоснования малой закупки

Основание для закупки у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. рублей имеет абсолютно каждый заказчик. В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку.
Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:
  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.
Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.
Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.
Переходим к закупкам у единственного поставщика на суммы до 400 тыс. рублей. Проводить их имеет право ограниченный круг заказчиков. Среди них только муниципальные и государственные организации:
  • культурные и образовательные учреждения;
  • парки, зоопарки, заповедники, ботанические сады;
  • театры, музеи, концертные организации, планетарии, цирки;
  • дворцы и дома культуры, клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • организации, связанные с телевизионным и радиовещанием, имеющие государственное, либо муниципальное финансирование.
В отношении них также существуют ограничения: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн рублей.
Принцип расчета остается тем же: в годовой объем включают не заключенные, а оплаченные за текущий период договоры.

Порядок осуществления закупок малого объема: исключения и ограничения

Порядок осуществления закупок малого объема предполагает определенные исключения.
Например, при закупке со стороны учреждений сельскохозяйственного сектора лимиты не рассчитываются. Эту норму закрепляет п. 4 ч.1 ст. 93 44-ФЗ.
Кроме того, особенными положениями при совершении малых закупок вправе руководствоваться федеральные органы исполнительной власти. Для них ограничения годового объема закупок до 100 тыс. рублей рассчитывают в отдельном порядке.
Наконец, стоит сказать о том, что некоторые заказчики видят в разрешении осуществлять малые закупки у единственного поставщика возможность уклониться от организации тендеров или даже передавать контракты напрямую «своей» фирме. Для этого они применяют искусственное дробление договоров, разбивая один дорогостоящий лот на множество 100-тысячных контрактов и заключая все их с одной организацией. Такое действие может быть квалифицировано как притворная сделка, которая является административным правонарушением и наказывается в соответствии с ч. 1,2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями со стороны госзаказчиков, о них следует незамедлительно сообщить в Федеральную антимонопольную службу. Не знаете, как правильно составить жалобу или подать ее? Наши специалисты с радостью вам помогут. Вместе с вами мы сделаем тендерный рынок конкурентным и прозрачным!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Что обсуждают участники тендеров сегодня?
02.09.2019

К чему приведет цифровизация закупок, почему жалобы в ФАС могут обернуться штрафом, и чем грозит поставщикам неисполнение госконтрактов - в нашем новом выпуске новостей

Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право осуществлять закупки у единственного поставщика, если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. В статье рассмотрим на кого распространяется это правило и как его применять.

Случаи малых закупок у единственного поставщика

Малая закупка у единственного поставщика — до 100 000 и до 400 000 рублей — простой способ произвести закупку без длинных и сложных процедур.

Однако на такие закупки наложены большие ограничения (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 рублей разрешено при условии, что годовой объем таких закупок:

  • не превышает 2 миллиона рублей;
  • не превышает 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не превышает 50 миллионов рублей.

Одновременно действует правило для государственных или муниципальных образовательных организаций, учреждений культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иных государственных или муниципальных учреждений, а именно: зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив (п. 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ).

Такие заказчики вправе осуществлять у единственного поставщика закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей каждая. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 20 миллионов рублей.

Это два правила («100 000» и «400 000») дополняют друг друга, т. е. заказчик, например, библиотека или школа, вправе закупить товаров, работ, услуг у единственного поставщика по 100 тыс. руб., скажем, на 2 млн. руб. и одновременно, половину всех своих закупок также произвести у единственного поставщика по 400 тыс. руб. (не более чем на 20 млн. руб. в сумме).

Кто имеет преимущества при осуществлении малых закупок

Существуют случай, когда ограничений на использование «малых» закупок нет. Для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений можно производить закупки лотами до 100 тыс. руб. включительно у единственного поставщика без ограничений.

Отчет о малых закупках

В случае «малых» закупок закон 44-ФЗ освобождает заказчиков от обязанностей:

  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика, а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93);
  • включать расчет и обоснование цены в текст контракта (ч. 4 ст. 93);
  • отражать результаты отдельного этапа исполнения контракта, информации о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной в отчете (ч. 9 ст. 94).

Закупке у единственного поставщика посвящена статья 93 закона 44-ФЗ . Конкретно о малых закупках сказано в части 4 этой нормы закона.

Условия малых закупок

Основание для закупки малого объема может быть любым, при условии, что цена контракта не превышает 100 тыс. рублей. Также существуют дополнительные ограничения по годовому объему малых закупок. Он должен быть:

  • не более 2 млн рублей;
  • не более 5% от совокупного годового объема закупок и при этом не более 50 млн рублей.

Одно из этих условий заказчик выбирает по своему усмотрению. Есть закупки, на которые такие ограничения не распространяются. В частности, это процедуры, которые проводятся муниципалитетами для нужд сельских поселений.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Также без конкурентных процедур можно закупаться в соответствии с частью 5 статьи 93 закона 44-ФЗ. Это закупки учреждений культуры - заповедников, парков, зоопарков, библиотек, театров, цирков, музеев и прочих подобных заведений. Здесь цена контракта ограничена суммой 400 тыс. рублей, а годовой объем закупленных таким образом товаров, работ и услуг не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок и не должен составлять более чем 25 млн рублей.

В чем плюс малых закупок

Закупки малого объема проводят в упрощенном режиме. При этом не нужно:

  • обосновывать, почему заказчик заключил контракт с единственным поставщиком;
  • уведомлять контролирующие органы о заключении контракта;
  • отчитываться в ЕИС об этапах контракта и приобретенных товарах, работах либо услугах.

Как проводится малая закупка

В первую очередь, заказчик определяется со своей потребностью - какой ему нужен товар, в каком количестве и в какой срок. Извещение о заключении контракта с единственным поставщиком размещать в ЕИС не нужно.

Далее он направляет свое предложение поставщику, которого выбрал для исполнения контракта. Это может быть компания или предприниматель, с которым заказчик уже имел дело, или же поставщик со стороны, предлагающий выгодные условия. В этом смысле пока выбор полностью за заказчиком.

Следует отметить, что в настоящее время в тестовом режиме запущен . С конца текущего года часть заказчиков будет обязана пользоваться им для проведения своих малых закупок.

Далее стороны заключают контракт - это можно сделать в любом виде, который предусматривается Гражданским кодексом. При этом в документ можно не включать часть положений, обязательных для контрактов, заключенных после проведения конкурентной процедуры.

Планирование закупок до 100 тыс. рублей

Отражать каждую малую закупку в плане-графике не нужно. Они указываются одной строкой по каждому КБК в размере годового финансового обеспечения . При этом каждому коду соответствует отдельная строка.

Вносить контракты до 100 тыс. в также не нужно. Однако заказчик должен хранить все сопутствующие такой закупке документы.

Отражение закупок до 100 тыс. в плане закупок прописано в постановлении Правительства № 1043. В их отношении в документе указывается индивидуальный код процедуры, наименование предмета контракта и объем финансирования . Данные вносятся одной строкой.

Обоснование закупки

Если закупка проводится на основании статьи 93 закона 44-ФЗ, то в общем случае заказчику необходимо обосновывать выбор способа определения поставщика. Однако это не относится к малым закупкам - при сумме контракта до 100 тыс. рублей обоснование не требуется.

А должен ли заказчик в таком случае обосновывать цену контракта? В соответствии со статьей 93, такой обязанности у него нет. Вместе с тем обоснование цены закупки предусмотрено статьей 22 закона 44-ФЗ, и в ней нет никаких исключений, в том числе и для закупок до 100 тыс. рублей. Поэтому многие специалисты по закупкам рекомендуют все же обосновывать цену малого контракта.

Как рассчитать предельный объем малых закупок

Выше мы упоминали о том, что малые закупки можно проводить до достижения определенного порогового значения. Чтобы правильно запланировать объем малых закупок в первую очередь нужно верно рассчитать совокупный годовой объем закупок. Если ошибиться, то можно получить немалые штрафы.

Допустим, совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 100 млн рублей. Ему выгоднее установить лимит на уровне 5% совокупного. В этом случае объем его малых закупок может доходить до 5 млн рублей. Таким образом, напрямую с поставщиками он сможет заключить до 50 контрактов по 100 тыс. рублей каждый.

В заключение обратим внимание на то, что искусственно дробить крупные закупки запрещено. У заказчиков иногда возникает соблазн заключить несколько контрактов до 100 тыс. рублей вместо одного на общую сумму, чтобы не проводить конкурентные процедуры. Если такие контракты будут заключены с одним поставщиком, высок шанс, что ФАС признает это нарушением закона. В особенности если все они будут подписаны с небольшим разрывом по времени.

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

"Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб".

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

"Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС", — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие "электронного магазина", где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. "Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков", — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт "траншами" в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. "44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС", — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.