Домой / Из-за Рубежа / Идеи росписи пасхальных яиц. Как расписать яйца к пасхе. Техники росписи пасхальных яиц

Идеи росписи пасхальных яиц. Как расписать яйца к пасхе. Техники росписи пасхальных яиц

Мастер-класс по росписи деревянного яйца.

Данный мастер-класс рассчитан на детей дошкольного возраста, учащихся начальных классов, педагогов и родителей.

Мастер-класс: Поделка к Пасхе яйцо «Цыплёнок».

Цель: Роспись деревянного яйца «Цыплёнок».

Задачи:

Знакомство с традициями празднования Пасхи;

Развитие творческих способностей.

Материалы.

Чтобы сделать роспись пасхального яйца нам понадобятся материалы:

1. Краски (гуашь или акриловые)

2. Деревянное яйцо

3. Кисточки (колонок или белка)

4. Простой карандаш

5. Мебельный лак (бесцветный)

6. Кисть щетина (для лака)

7. Палитра

8. Стакан (для воды)

9. Тряпочка или бумажные салфетки (для кисточек)

10. Наждачная бумага

11. Газета

12. Лист бумаги (для эскиза)

Ход работы:

Традиционным подарком на Пасху является пасхальное яйцо. Вместо обыкновенных куриных яиц можно подарить деревянное, расписанное своими руками.

Приглашаю посмотреть мастер-класс по росписи деревянного яйца на Пасху.

Ах, какой пушистый,

Желтенький комочек,

Милый и ершистый,

И смешной чуточек.

Бегает за мамой

Тоже ведь ребенок

Загребает лапкой

Зернышки (Цыпленок)

Перед тем как начать расписывать деревянное яйцо, нужно его подготовить к работе. Первым делом наждачной бумагой по шкурим яйцо, чтобы оно было гладким, тогда легко будет ложиться краска и в конце, когда изделие покрывается лаком, оно было ровным и блестящим.

Нарисовать карандашом эскиз рисунка.

Создадим образ маленького, жёлтенького цыплёнка, с большими глазками, с красным гребешком и кружевными крылышками, который будет держать букетик из первых, светло-голубых, белых и синих распустившихся цветочков.

Яйцо нужно за тонировать в светло-жёлтый цвет (приготовьте на палитре акрил консистенции жидкой сметаны, жёлтую краску нужно смешать на палитре с белой краской, нанести полученный цвет на деревянное яйцо).

Когда краска немного высохнет, приступить к созданию образа цыпленка.

Простым карандашом намечаем основные детали цыплёнка: клювик, глазки, гребешок, крылышки и т.д.).

Берём кисть и закрашиваем глазки белой краской.

Следующий этап, пока наши глазки сохнут, берём оранжевую или красную краску и расписываем клювик, гребешок, бородку, обводим крылышки, хвостик. Добавляем мелкие детали: веснушки и рисуем лапки, покажем, что наш цыплёнок пушистый (мазок-капелька). Прежде чем сделать мазок-капелька на рабочей поверхности, по тренируйтесь на бумаге.

Тонкой и длиной кисточкой, используя акриловую краску (или чёрную гуашь) обвести глазки, прорисовать реснички. На крылышках нарисуем спиральки и капельки. Украсим хвостик капельками и точечками.

Рисуем цветочки - точечками и прорисовываем листики.

Когда краска полностью высохнет покрыть всю поверхность тонким слоем бесцветного лака (ПФ или НЦ) кисточкой или методом погружения.

Таким образом, пасхальное яйцо с росписью станет ярче и рисунок на долго сохранит свой первозданный вид.

Такая поделка может украсить ваш дом или стать подарком для близких. Изготовление пасхального сувенира доставит много радости вам и вашим детям.

Цыплёнок маленький-

Как шарик одуванчика,

Такой же жёлтый, нежный,

Мягкий и пушистый.

И хочется погладить,

И хочется потрогать

Кусочек солнца

Цветовая палитра Пантон на яйцах

Графические дизайнеры не смогут устоять перед такими яйцами. Инструкция .

Чёрно-белые пасхальные яйца

Пасхальные яйца не обязательно оформлять в ярких тонах. Интересно смотрятся и чёрно-белые рисунки, которые легко изобразить. Инструкция .

Пасхальные яйца, окрашенные шёлковым галстуком

Старые 100% шёлковые галстуки, платки или блузки также можно использовать для раскрашивания варёных яиц. Не токсично и оригинально! Инструкция .

Супербратья Марио

Отличная пасхальная тема для геймеров старой закалки. Инструкция .

Классная доска на яйцах

Это вариант миниатюрной классной доски. Такие яйца можно персонализировать или написать на них пасхальные поздравления с помощью мела. Инструкция .

Яйца с временными татуировками

Источник: brit.co

Доступная и простая идея для создания уникальных рисунков на яйцах. Инструкция .

Орнамент из ленты васи (Washi Tape)

Если вы не хотите перепачкаться красками, то эта идея для вас. Потребуется немного ленты васи (декоративная японская лента из натуральных волокон) и ножницы. Инструкция .

Этим стильным яйцам так и хочется дать французские имена, например, Пьер или Жан-Клод. Инструкция .

Яйца динозавров

Ещё одна простая техника раскраски, которая приводит к впечатляющим результатам. Достаточно погрузить яйца в краситель на всю ночь, чтобы цветные пигменты просочились через кожуру и образовали удивительный эффект. Инструкция .

Роспись яиц бумажными полотенцами

Смочите бумажные полотенца в понравившихся пищевых красителях, а затем оберните ими яйца. Через несколько часов цвета вместе с рисунком полотенец перерисуются. Инструкция .

Сад писанок

Чтобы пасхальные яйца стали похожи на сад, потребуется краситель и несколько полосок бумаги оригами. Инструкция .

Пасхальные яйца со старомодными силуэтами

С минимальными усилиями можно сделать яйца вот такими элегантными и очаровательными. Инструкция .

Золотой глобус

По-разному можно декорировать яйца сусальным золотом, нам понравилась карта мира. Инструкция .

Пасхальные яйца с отпечатками больших пальцев

В реализации этой очаровательной идеи могут принять участие и взрослые, и дети. Добавьте пару штрихов и ваши отпечатки станут чем угодно! Инструкция .

Акварельные пасхальные яйца

Чтобы изготовить пасхальный шедевр, достаточно окунуть кисть в краску и прижать её к яйцу. Инструкция .

Пасхальные яйца на тему «Доктор Кто»

Для тех, кому нравится идея путешествий во времени и для поклонников культового сериала. Инструкция .

Украшения из бумажных салфеток

Нет времени и художественных способностей? Воспользуйтесь этой идеей! Просто подберите бумажные салфетки с красивым рисунком, и вуаля! Инструкция .

Лего мини

Отличная идея для поклонников Лего. Инструкция .

Светящиеся в темноте пасхальные яйца

Пожалуй, самые потрясающие, почти космические яйца! Инструкция .

Пасхальные яйца, окрашенные тканью

Обертывание яиц текстурированной тканью перед их окрашиванием оставит на кожуре сложный узор, который выглядит как кропотливая ручная роспись. Инструкция .

Вышитые пасхальные яйца

Не станем лукавить, вышивать на яйцах дело не простое, но когда вы это всё-таки сделаете, то получите единственный в своём роде атрибут пасхального декора, который сможете использовать из года в год. Инструкция .

Окрашивание омбре

Омбре в переводе с французского означает «затенение». Такой метод окрашивания подразумевает нанесение нескольких оттенков цвета с плавными переходами и даёт сказочный результат. Инструкция .

Окрашивание луковой шелухой и листочками растений

Симпатичные природные узоры получаются абсолютно нетоксичным методом. Потребуются веточки трав, луковая шелуха и старые колготки. Инструкция

11.09.2018

Крашение и роспись яиц - это древняя дохристианская традиция, которая до сих пор жива, но во многом утеряла вкладываемый в неё ранее смысл. Красили не только варёные, но чаще сырые яйца. И делали это на протяжении всего круголета при важных событиях - будь то свадьба, рождение ребёнка или предстоящая поездка, начало нового дела, решение жизненной задачи. Расписанные яйца сопровождали человека от рождения и до смерти.

Варёные, однотонно или с узорами выкрашенные, птичьи яйца назывались крашенками. Их можно было есть.

А сырые, расписанные искуснейшим узором при помощи воска и специальных инструментов, назывались писанками. То есть, это роспись на «живом» яйце». И дарили такие яйца «полными». Если не повреждена скорлупа, то со временем яйцо внутри просто мумифицируется, высыхает. Потому писанки не пахнут. Некоторые «выпускаются», т.е. сверлится дырочка и содержимое яйца удаляется - этот вариант применяют для хранения в коллекциях и выставках.

«Писанка» - от слова «писать», ведь изображение на яйце не рисуют, а именно пишут воском.

Учитывая хрупкость яичной скорлупы, самые старые найденные на славянской земле писанки относят к 10-11 векам. Но в древних захоронениях находят яйца, изготовленные из камня, керамики, слоновой кости, золота, серебра, бронзы. По-видимому, наши предки-русичи начали так делать, чтобы пронести информацию, закодированную в писанке, для потомков через века.

При исследовании поселения Киевской Руси на Канивщине, в частности около села Григоровки, была «выловлена» из моря чёрная керамическая писанка с жёлтым волнистым рисунком. Во время археологических раскопок была найдена тёмно-серая писанка с изображённым на ней семиярусным деревом. Возле села Бучаки была найдена писанка-погремушка с белыми волнистыми линиями в 4-5 ярусов на красноватом фоне. Каждая из писанок-погремушек на нижнем конце имеет отверстие и, очевидно, надевалась на какой-то стержень, или цеплялась на гвоздь и использовалась в определённых обрядах.

Писанка была признана уникальным искусством ещё в 1874 году в сообщении антрополога Фёдора Вовка на Втором археологическом съезде в Киеве.

Традиция создания писанок жива и по сей день в Сибири, Украине, Словакии, Моравии, Австрии и на Алтае. В Канаде есть целое сообщество руских , переехавших в эту страну, и хранящих традиции писанки.

Почему расписывали яйца?

Яйцо - искони было символом Жизни и моделью Вселенной, первоначального Творения и Плодородия. В немалом количестве мифов самых разных народов мира рассказывается о том, как Вселенная возникла из яйца. И в руских сказках часто встречается описание событий, где герою дарили, или он завоёвывал необычное яичко, в которое сворачивалось или разворачивалось волшебное царство.

Наши предки считали, что поскольку яйцо - это микромодель Вселенной, значит, нанося на него определённые знаки и символы, можно влиять на макромодель - саму Вселенную.

Потому изготовление писанок - это не просто дань традиции и творческое развлечение, это обряд самонастройки и настройки своего жизненного пространства на реализацию задуманного. Нанося на яйцо древние символы, мы программируем будущее, закладываем в него позитив, гармонию и любовь. В скором времени созданное нами будущее станет настоящим.

Процесс создания писанки

Крашенки делать проще и потому ценились они меньше. Создание писанок - сложный, требующий предельной аккуратности и координации движений и мыслей, процесс.

Это занятие всегда было женским и называли таких мастериц - писанкарками. Писанкарка, прежде чем приступить к работе, настраивалась на высокий лад.

По преданиям, яйца брали только от кур, которые неслись первый раз.

За водой ходили на рассвете к слиянию трёх ручьёв. Такая вода имеет особую силу. Или же брали талую воду. Всё это делалось в полном молчании. Дома замешивались краски, приготовлялись инструменты для росписи. Выбирались узоры, соответствующие задуманному.

Краски

Для крашения яиц применяются природные, пищевые или анилиновые красители. Получить природные краски можно из цветов, листьев, шелухи зёрен, коры, корней, а также ягод.

  • Жёлтая краска различных оттенков извлекается из коры молодой дикой яблони, побегов тополя, берёзовых листьев, корня крапивы, гречневой половы, луковой шелухи, цветков дикой бузины, ромашки, молочая, горицвета, купавок, шафрана, крокуса, зверобоя, желтых цветков луковичного растения сон.
  • Синяя, голубая или фиолетовая - из шелухи чёрных зёрен подсолнуха, серёжек тополя, цветков мальвы, синих цветков растения сон, подснежников, ягод черники и бузины.
  • Зелёная - из сочетания жёлтой и синей красок, а также из мха, коры крушины, ясеня, листьев ландыша, примулы, крапивы, зелени ржи и пшеницы.
  • Красная - из щепок сандала, ягод черёмухи, цветков и семян зверобоя.
  • Нежно-розовая - из цветков иван-чая узколистного.
  • Коричневая - из коры яблони, дуба, крушины, еловых шишек, луковой шелухи, листьев грецкого ореха или конского каштана.
  • Чёрная - из молодых листьев черноклёна, коры ольхи, синего сандала.

Корни лучше всего заготавливать ранней весной или поздней осенью, кору - только весной, когда деревце "плачет", цветы - в начале цветения, а листья - совсем молоденькими. Чтобы растение не потеряло краску, сушить его полагается только в тени, а хранить - в плотно закрытой таре в сухом тёмном месте. Красящие ягоды можно заморозить.

Для приготовления красок вам понадобятся также: глиняная или эмалированная посуда, талая или дождевая вода, алюмокалиевые квасцы. Сырьё заливаем холодной водой, 5-6 часов настаиваем, а затем кипятим на тихом огне: кору - три часа, листья минут сорок, цветы - полчаса. На 100 граммов сухого сырья - 1 литр талой воды. Отвар процеживаем и добавляем чайную ложку квасцов. Краска готова. Природные краски прочнее, роднее, милее взору, нежнее и смотрятся во сто крат богаче любых искусственных красителей.

Символика славянской писанки

Для каждого случая существуют свои узоры в росписи, семантика которых восходит к глубокой древности и является общей с другими видами народного творчества: ткачеством, вышивкой, резьбой.

Светлана Дробыш даёт такую трактовку символов, используя труды: А. Голана, Дж. Купера, Б. А. Рыбакова.

Космическая символика - микрокосм, ромбовидный экватор яйца, символизирующий землю, идущая над ними сферическая поверхность небесный свод, нанесённый по нему спиралевидный узор - путь восходящего и заходящего солнца.

Звёзды - знак человеколюбия нравственной чистоты, символ Мира и равновесия, гармонии. Эмблема мудрости.

Солнце - символ высшей космической силы, Всевидящее Божество, глаз мира и глаз дня, центр бытия и интуитивного знания. Солнечные птицы и животные: орёл, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь.

Дождь, вода - пучок зигзагов, меандр (волнистая линия) - знаки очищающей небесной воды, писанку с такими знаками держали от порчи, сглаза, зависти.

Бараньи рожки - космическая сила, символ огня и солнца (достаток, богатство).

Цветы, деревья, птицы, пчёлы, кони, коровы, олени - символы, дающие счастливую жизнь в семье и мире.

Цветы - знаки готовности к плодородию, к деторождению.

Пчёлы - символ безсмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Крылатые посланники, которые приносят тайную мудрость.

Мотылёк - являет собой радость, переход души к вечной счастливой жизни. Он же ангел хранитель.

Петух - солярная птица, атрибут солнечных богов. Птица славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Олицетворяет боевой дух, воинскую храбрость.

Решето - символ отделения добра от зла (защита).

Безконечник - не имеет ни начала, ни конца и зло которое вошло в дом попадает в ловушку и не навредит хозяину. Это символ безостановочного хода жизни, продолжения рода. Так же держали в доме от порчи и сглаза. Писанки с безконечником использовали в обрядовом действии: пасечник подкладывал яйцо под улей для того, чтобы пчёлы безконечно роились и приносили мёд.

Спираль - единый код мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и не живого. Спираль есть единство Макрокосмоса (Вселенной) и Микрокосмоса (человека). Спираль имеет ту же символику, что и лабиринт.

Лабиринт-возращение к центру, к истоку, вновь обретённый рай, достижение реализации после мучений, испытаний и проверок, инициация, мистерии жизни и смерти.

Сосна - жизненная сила, плодовитость, сила характера, вечно зелёная - символизирует безсмертие, здоровье.

Шишка сосны - фаллический символ, плодородие, хорошее наследство (производительная, творческая сила).

Вербная ветка - расписывалась на здоровье. Писанками с вербочками обкатывали скот, чтобы они не болели и не подвергались сглазу.

Дубовые листочки - на силу.

Сорока - символизирует удачу и считается «птицей удовольствия». Трещащая сорока приносит хорошие новости.

Поясок - символизирует дорогу и оберегает людей от разобщения и ссор. Так же поясок защита для самого яйца.

Вазонки - (цветок, дерево в вазе) обозначают Дерево Жизни - ось Мира. Древо Жизни растёт в раю и означает восстановление, возращение к изначальному совершенству. Это космическая ось, символизирующая единство за пределами добра и зла. С мировым деревом связан мотив определения судеб людей.

Богиня Берегиня - символ жизни и продолжения её. Оберег всего живого, рождающего к жизни, требующего заботы и защиты от бед и смерти. Берегиня изображается, как женщина (иногда стилизованная, упрощённая) во весь рост с поднятыми к небу руками (просящими), иногда опущенными (дающими).

Треугольник - Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек: отец, мать, дитя. Человек как тело, как душа, дух. Устроение Мира, дома, Мистическое число три, тройка первая из плоских фигур. Треугольник, обращённый вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни огня, мужское начало, духовный мир, это троица любви, истины, мудрости. Треугольник, обращённый вершинной вниз, является лунным и имеет символику женского начала, матки, воды, природы, тела. Символизирует Великую Мать, как родительницу.

Круг - символ пожелания, поиска лучшего житья, кольцо символ материнства и знания, деторождения.

Дорожка - символ вечного движения, поясок.

Символика писанок читается не только по орнаменту, но по сочетанию цвета.

Красный - символизирует сильную, яркую, радостную жизнь.

Зелёный - на развитие, здоровье.

Жёлтый - цвет знаний, мудрости.

Белый - Божественный цвет чистоты, соединяющий все цвета.

Чёрный - непознанное, неведомое, космическое

Бардо (коричневый) - цвет земли, силы

Фиолетовый - цвет космических знаний.

Мастер-класс

Необходимо приготовить: чистое белое куриное яйцо, специальное приспособление для расплавленного воска - тьянтинг (или кистка). Такой инструмент применяют при росписи ткани в технике батик и представляет собой прикреплённую к палочке воронку. Мы его будем использовать для рисования воском. Его можно заменить стеклянной трубочкой. Ещё нужны воск, стеклянные баночки с широкими горлышками, краски, тонкая кисточка, бумажные салфетки, карандаш, лак, резиновые перчатки, стойка для просушивания яйца.

Возьмите белое яйцо без пятен и трещин, вымойте его и оботрите салфеткой. Теперь выберите узор, и в соответствии с ним тупым карандашом разделите яйцо на геометрические части по вертикали и горизонтали. При желании можете нарисовать узор прямо на яйце. Если вы сделаете это лёгкими линиями, - они не будут видны, когда писанка будет закончена. Последовательность работы следующая.

1. Наберите немного воска в тьянтинг и подогрейте над пламенем свечи.

2. Длинными и ровными линиями покройте горячим воском все части узора, которые должны остаться белыми - воск предохранит скорлупу от других красок. Воск должен гладко и свободно вытекать из тьянтинга, для этого вовремя добавляйте его, а если он застывает, снова подогрейте головку тьянтинга на свечке и продолжайте работу.

3. Осторожно положите яйцо на ложку и опустите в баночку с жёлтой краской на 3-5 минут. Затем выньте из краски и осторожно оботрите его чистой салфеткой.

4. По жёлтой скорлупе покройте воском те части узора, которые должны остаться жёлтыми, и положите яйцо в баночку с оранжевой краской. Так продолжайте, покрывая воском и опуская его в баночки с красками - от самой светлой до самой тёмной (например, жёлтая, оранжевая, красная, коричневая, чёрная).

5. Если в узоре есть маленькие элементы, которые должны быть голубыми или зелёными, их надо покрыть краской с помощью тонкой кисточки, затем промокнуть салфеткой и покрыть только эти элементы узора воском. Целое яйцо нельзя класть в голубую или зелёную краски, так как это может повредить дальнейшему процессу работы. Например, после зелёной очень трудно получить желаемый оттенок красного.

6. После окончания всего процесса опустите яйцо в самую тёмную краску, например, в чёрную. Затем выньте и оботрите салфеткой.

7. Поднесите яйцо к свечке и растопите воск. Делайте это маленькими частями, каждый раз вытирая растопленный участок салфетками, пока воска не останется и не проявятся цвета всего узора.

8. Законченную писанку покройте лаком, держа её в руках. Чтобы предохранить руки, наденьте резиновые перчатки. Затем положите на стойку для высыхания. Стойкой может служить доска, через которую насквозь пробиты гвозди, на них и укладывается писанка. Лак поможет сохранить цвета писанки и сделает скорлупу менее хрупкой.

Зная принципы создания писанок, понимая традиции, имея перед глазами классические образцы узоров, можно создать свою, неповторимую писанку - свой позитивный образ события.

В Германии, где я живу уже больше 15 лет, Пасха прошла ещё в марте. Но я всё равно расскажу с большим удовольствием об одной очень красивой пасхальной традиции в честь православной Пасхи, которую сейчас многие празднуют. Речь о традиции окрашивания яиц по рецептам сорбов (лужичан) в Германии.

Многие туристы представляют себе Германию сплошным таким Мюнхеном с душистым пивом и сосисками, грудастыми девицами в трахтах (традиционный национальный костюм) и гладкощёкими бюргерами. А она очень разная.

Вот, полюбуйтесь, к примеру, это немка из Шпревальда в часе езды от Берлина.


Фото отсюда spreewald-christl.de

Причём настолько, что иногда не верится, что всё это уживается в такой сравнительно маленькой стране. Например, я живу в Северном Рейн-Вестфалии. Исторически так сложилось, что это самая густонаселённая земля Германии и самая многострадальная. Сначала она считалась одной из самых красивых и через неё пролегал путь в Рим, например. Отсюда вывозили ценный камень (помните Драхенбург?), вырубленный лес и уголь. Начиная с 18 века её окончательно изуродовала индустрия, когда развернулись массивная добыча угля и производство стали. Даже сейчас основной отличительной чертой городов в Северном Рейн-Вестфалии являются многочисленные индустриальные сооружения, которые переоборудовали под музеи. Например, знаменитый музей современного дизайна Red Dot находится на территории подобного бывшего угледобывающего предприятия (Zeche Zollverein).

Во Вторую Мировую Северный Рейн-Вестфалию больше всех бомбили - некоторые города, как Эссен, были уничтожены на 90%, и до сих пор почти каждую неделю при строительстве новых домов и дорог находят уцелевшую бомбу и эвакуируют целые районы города. Кстати, к 10% уцелевших зданий относится знаменитая синагога - одна из старейших в регионе. Очень советую заглянуть при возможности. Потрясающе красивая снаружи и изнутри.

Сегодня я расскажу о жителях Шпревальда (лес на Шпрее) - сорбах и их традициях. А в частности о традиции создания писанок к Пасхе. Сорбы (и живущие с ними по соседству венды) официально признаны национальным меньшинством в Германии и появились на её территории в результате великого переселения народов в раннем Средневековье (так что в том, что сейчас очередная волна переселения народов нет ничего нового). То есть у немецких сорбов - славянские корни. Этот регион находится всего в часе езды от Берлина и объявлен Юнеско заповедником. Сами сорбы так же очень бережно относятся к своим традициям, и даже указатели у них подписаны на двух языках - на немецком и сорбском.

И это тоже немки


Фото отсюда arte.tv

Вот такие они, немецкие сорбы и венды.


Фото отсюда spreewaldportal.de


Фото отсюда spreewaldportal.de

Но, вернёмся к традиции окрашивания яиц. Самое распространённое объяснение, откуда пошла традиция красить и поедать яйца на Пасху такое, что во многих культурах яйцо - символ плодородия. Более приземлённая версия гласит, что поедание яиц в ожидании Пасхи (во время поста) было большим грехом. Но куры не переставали их нести. Поэтому, чтобы продукты не пропадали, яйца варили и держали в холоде, а на Пасху поедали запасы.

Третья версия тоже связана с церковью. Она гласит, что десятину часто было принято уплачивать натуральными продуктами. В день Великого четверга её яйцами и платили. Когда десятину отменили, в народном сознании сохранилась ценность яиц как единицы платы. Отсюда, якобы, и берёт свои корни традиция их церемонного поедания. Ниже на фото пример росписи яиц цветным воском.


Фотография отсюда Frank Heine

Традиция искать на Пасху спрятанные яйца появилась в Германии около 17го века. Ещё раньше, в 16ом веке, церковь стала красить яйца в разные цвета. Придумали они это из весьма прагматичных соображений - чтобы отличать освящённые яйца от тех, которые нет. А так как церковь многие обряды совершала только за определённую плату, понятно, что нужны были заметные признаки проделанной работы и уплаченных денег.


Фотография отсюда Kornelia Thor

Как же именно сорбы расписывают яйца? Оказывается, как я уже частично упомянула выше, есть целый ряд технологий - от нанесения рисунка воском до выцарапывания. Например, разноцветные яйца с белым узором делают как раз с помощью воска. Сначала его наносят специальным заточенным металлическим инструментом или обрезанным пером на варенное яйцо, потом красят в разные цвета, а потом удаляют воск - держат его над тёплой свечой, чтобы он сам стёк. Здесь можно ознакомиться с пошаговой инструкцией: spreewald-info.de , фотографии ниже тоже оттуда.

Инструменты для работы как раз видны здесь на фото в нижнем правом углу.

Фотография отсюда Kornelia Thor

Если вы думаете, что на таких яйцах рисуют просто так, что в голову взбредёт, то ошибаетесь. У каждого символа есть своё исторически сформировавшееся значение. Информация (мой перевод с немецкого) и фотографии ниже отсюда: spreewald-info.de . Не устаю поражаться, как тонко сплелось в европейской культуре язычество и христианство.

Например, вот эти ромашки и полуромашки представляют источники света и символизируют рост, возвращение весны и просыпающуюся жизнь.

- эти точки или треугольники, заключённые в большой треугольник, являются символом "отца, сына и святого духа", а так же употребляются как символ единстве семьи: отца, матери и детей.

- эти "волчьи зубы" символ силы и защиты от зла.

- эта еловая веточка является символом здоровья.

- это уже комбинация выше перечисленных символов, которая приносит счастье и вдвойне защищает от зла (символ волчьих зубов расположенный по магическому кругу).

- символ надёжно защищённого двора. Круг означает двор, а волчьи зубы - защиту. В технике выцарапывания или травления изображений чаще применяют такие мотивы как цветы, побеги, звёзды, растения и животные, и даже кресты и ягнята.

- Здесь тоже можно подумать, что это волчьи зубы по кругу, но нет. Речь о пчелиной сотке, которая всегда представляется в виде ровно шести треугольник и символизирует весну, прилежность (как у пчёл) и трудолюбие.

Одноцветные яйца с белыми узорами (когда узоры сначала наносят воском, а потом удаляют его после окраски - держат рядом(!) со свечой, чтобы воск сам стёк с него). Здесь пример, как расписывают яйца потом в несколько цветов.