Домой / Домашний / Экологический риск и его связь с экономическим риском. Управление экологическими рисками: существующие подходы и стандарты Покупка промышленных предприятий и экологические риски

Экологический риск и его связь с экономическим риском. Управление экологическими рисками: существующие подходы и стандарты Покупка промышленных предприятий и экологические риски

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования.

Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков.

Природно - экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды.

Техникo - экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы:

Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности;

Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.

Социально - экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

Эколого - нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением;

Эколого - политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста.

Эколого - экономические риски - риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

Классификацию экологических рисков можно производить по признакам локализации неблагоприятных событий, источникам их возникновения, характеру и экспозиции загрязнения, формам компенсации негативных последствий и т.д. Исследования показывают, что необходимо различать, как минимум, следующие виды экологических рисков:

· риск сверхлимитного годового загрязнения в целом по совокупности точечных источников;

· риск сверхнормативного краткосрочного загрязнения по локальному источнику выбросов (сбросов);

· риск аварийного (залпового) загрязнения.

Существует и другая классификация экологических рисков фирмы. Если в качестве целевой величины рассматривать нулевой уровень эмиссии (выбросов),то:

·экологическим риском 1-говида называют угрозу отклонения от нулевого уровня эмиссий, т.е. Е * = 0 ;

· экологическим риском 2-го вида- угрозу отклонения от некоторого заданного (в т. ч. стандартами, определенными целями предприятия, общественно принятого и т. п.) уровня эмиссии, Е* > 0 .

Далее определим в качестве принятого уровня экологического ущербатакой его уровень, который не превышает определенные цели или стандарты. И соответственно в качестве принятого уровня экологического риска – возможность возникновения принятого уровня экологического ущерба.

Реальным экологическим рискомназывают возможность возникновения экологического риска 1-го и 2-го видов. Этот риск не затрагивает экономические интересы предпринимателя до тех пор, пока соответствующий ущерб не превышает принятый в обществе уровень. Однако он превращается в экономический риск,когда наблюдается превышение эмиссии предприятием общественно принятого уровня. Такая ситуация может привести к экономически чувствительным санкциям, включая закрытие предприятия, рост издержек вследствие увеличения налогообложения факторов производства, уменьшение доходов и т. п. В результате у предприятия появляется экономический риск как возможность возникновения санкций ввиду превышения принятого уровня экологического риска. Реальный экологический риск и вытекающий из него экономический риск, в совокупности отражающие высокую степень неопределенности, называют экологическим риском фирмы.

Взаимосвязь между экологическим и экономическим рисками можно проследить с помощью рис.2.

Рис.2. Взаимосвязь между экологическим и экономическим рисками предприятия

Существуют две основные ситуации, при которых у предприятия возникают экологические риски. Первая, когда и появление экологического ущерба и его последствия не определены. Вторая, когда экологический ущерб уже наступил, но его экономические последствия для предприятия не определены. Если первая ситуация характеризуется наличием как экологического, так и экономического риска, то вторая – наличием лишь экономического риска. Первой ситуации соответствует потенциальный экологический ущерб, второй - фактический. Данное разграничение существенно, так как для этих двух ситуаций необходимы различные стратегии и инструменты менеджмента экологических рисков.

Имеет значение и другая классификация:

· риск, оцененный научными методами,что приводит к нахождению объективно измеряемого ущерба(например, установленная вероятность аварийной ситуации при транспортировке опасных веществ);

· субъективно представляемый и оцененный риск(например, раздутая СМИ опасность, связанная с заболеванием КРС) и соответствующий ущерб.

Взаимосвязь между этими разновидностями риска и ущерба можно проследить с помощью рис.3.

Рис.3. Разновидности экологического ущерба как основа экологических рисков фирмы

Здесь А1-2 - потенциальный экологический ущерб, оцененный как с объективно-научных позиций, так и субъективно, и он определяет экологический риск фирмы. При этом напомним, что, согласно ранее введенной классификации, экологический риск фирмы включает в себя как реальный экологический риск, так и вытекающий из него возможный экономический риск (см. рис.1). В1 - субъективно представляемый фактический экологический ущерб, который определяет реальный экологический риск. В2 - объективно измеренный фактически нанесенный экологический ущерб определяет фактический экономический риск на предприятии. Надо отметить, что растущее влияние на современную экономику и общество информатизационных факторов усиливает опасность превращения экологического риска в экономический (на это указывает направленная вниз стрелка на рис.2).

Примером А1-2 является транспортировка радиоактивных отходов для их последующей переработки через территории ряда стран. Такая транспортировка, как правило, характеризуется не только объективно измеряемой потенциальной экологической угрозой (соответствующим экологическим ущербом), но и субъективно представляемой и оцененной угрозой. Субъективная оценка ущерба может весьма существенно отличаться от научной оценки под воздействием СМИ, разного рода слухов, блокирующих действий неформальных организаций и т. п. В качестве примера для В1 можно привести случай с компанией «Perrier», когда следствием возникновения проблем с качеством лишь одного ее продукта (минеральной воды), ущерб от которого был первоначально весьма ограниченным, стала одновременно потеря доверия со стороны потребителей в целом к данной торговой марке. В случае В2 (когда фактически нанесенный ущерб измерен научными методами) экономический риск может возникать, например, вследствие изменения поведения потребителей, достоянием которых стала какая-то новая информация о степени опасности продукции, выпускаемой данной компанией. Причем это изменение поведения потребителей может произойти, даже если информация о продукте укладывается в действующие в стране экологические стандарты, но общественности становятся известны но­вые факты, которые приводят к иной интерпретации степени безопасности (опасности) выпускаемой предприятием продукции (примером может служить привлечение внимания общественности к безопасности новых денежных знаков - евро вследствие применения ряда химических красителей, которое соответствуют действующим в странах Евросоюза стандартам).

На мой взгляд, классификация экологических рисков важна, потому что на ее основе можно выделять субъекты предпринимательской деятельности в лицах отдельных крупных промышленных предприятий, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринимать мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска.

С каждым годом экологические проблемы и риски становятся все более актуальны не только для общества в целом, но и для отдельных организаций, являющихся объектами административного менеджмента. Такие организации подразделяются на две основные группы. К первой группе относятся различные органы государственной власти, регионального и местного самоуправления. В состав второй входят крупные предприятия различных форм собственности.

Организации, образующие первую и вторую группу, имеют непосредственное отношение к экологическим рискам. Причем субъекты первой группы больше выступают как контролирующие и сдерживающие органы, а предприятия второй группы - как потенциальные источники экологических опасностей и угроз. Тем не менее, и для тех и для других большое значение имеет рациональное управление экологическими рисками, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.

Постараемся выделить основные особенности и способы управления экологическими рисками. Для этого необходимо сначала определить само понятие "экологический риск". К сожалению, в современной научной литературе такое определение отсутствует. Однако, опираясь на основные особенности и отличительные черты категории экологического риска, можно устранить указанный пробел.

Если рассматривать экологический риск как математическое ожидание функции потерь при отыскании оценок параметров математической модели или ее структуры, то его сущность можно определить, по крайней мере, шестью особо важными составляющими:

1) факт выброса в окружающую среду загрязняющих веществ или незапланированного истощения природных ресурсов;

2) объем поступившего вредного вещества;



3) вид загрязнителя;

4) продолжительность загрязняющего воздействия;

5) время года;

6) степень экологической опасности этого химического или физического элемента.

Обобщив приведенные выше характеристики, можно сформулировать понятие экологического риска. Под экологическим риском следует понимать потенциально существующую возможность нанесения ущерба окружающей среде посредством аварийного выброса загрязняющих веществ или незапланированного патологического истощения природных ресурсов.

И аварийный выброс загрязняющих веществ, и незапланированное истощение природных ресурсов можно определить термином "экологическая катастрофа".

Сущность управления экологическими рисками состоит, с одной стороны, в профилактике возникновения экологических катастроф, с другой стороны, - в минимизации их негативных последствий.

Профилактика возникновения экологических катастроф осуществляется в основном посредством:

♦ четкого прогнозирования экологических последствий планируемых к реализации проектов;

♦ разработки и внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий;

♦ экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, бережно относящихся к окружающей среде;

♦ административно-правового сдерживания недобросовестных предпринимателей;

♦ все более широкого применения экологического образования и пропаганды.

Минимизация негативных последствий экологических катастроф может осуществляться посредством применения экологического страхования . В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширенная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый обществу, а также юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду и другие природные ресурсы. Страхуются имущественные убытки, вытекающие из нарушения прав собственности, права на оборудование и производственную деятельность и права пользования водным пространством или свидетельства о пользовании ими.

Страхование имущественной ответственности, связанное с ущербом от загрязнения, возникло в 1960-х гг., когда полисы были направлены на обеспечение покрытия аварийных и непредвиденных ситуаций, определяемых как случай, включающий продолжительные или повторяющиеся воздействия на условия, которые влекут личный или имущественный ущерб и являются неожиданными и непреднамеренными со стороны страхователя. Эти полисы являлись фактически лицензией на загрязнение.

В отечественной литературе сложилось несколько иное представление об экологическом страховании. Его определение следует давать на основе характеристики черт, присущих как процессам, возникающим в окружающей природной среде под воздействием поступающих в нее вредных веществ, так и операциям имущественного страхования и страхования ответственности.

Страхование аварийного загрязнения окружающей среды ориентируется на риски, происхождение которых часто не удается идентифицировать, а следовательно, оценить и адекватно отразить в количественных показателях. Построить интегральный показатель последствий аварийного загрязнения, достоверно отражающий уровень экономических потерь, вероятно, никогда не удастся, да и нет такой необходимости. Надо создать приемлемую для пользователей (в нашем случае - для страховщиков и страхователей) методику оценки причиняемых им убытков.

Специфика аварийного загрязнения или истощения заключается и в том, что последствия его и так называемого постоянного антропогенного давления на природу несопоставимы. В то же время непрерывное поступление вредных веществ в окружающую среду в объемах, значительно превышающих временно допустимые, можно квалифицировать по его негативным результатам как аварийное загрязнение. Это дает основания говорить о методах определения качественных и численных характеристик аварийного загрязнения окружающей среды. Однако вероятность ситуации, при которой воздействие на природные компоненты вписывается в очерченные рамки, рассчитать на имеющейся сегодня информационной базе невозможно.

Статистика аварий с зарегистрированными экологическими эффектами отсутствует, либо, возможно, пока недоступна (что мало вероятно). Это в первую очередь связано с отсутствием четкой концепции экологической аварии. Можно привести достаточно примеров аварий и техногенных катастроф, даже частоты их возникновения, но методологии оценки экологической опасности того или иного производства, отвечающей требованиям экологического страхования, не существует.

Главным в методологии оценки экологической опасности предприятий и производств должно стать страховое экологическое аудирование. Оно призвано ответить всего на два, но очень важных вопроса:

1) какова вероятность экологической аварии на конкретном объекте, включенном в систему экологического страхования;

2) какова величина убытков, которые могут быть вызваны экологической аварией.

К проблеме страхового экологического аудирования в той его форме, что сейчас просматривается, имеется несколько методологических подходов.

Опасность промышленного производства, во-первых, идентифицируется по перечню вредных химических веществ, используемых в этом производстве в критических количествах, во-вторых, определяется по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую среду, в-третьих, выявляется исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им гипотетического ущерба.

Методология экологического страхования характеризуется несходством взглядов зарубежных и отечественных исследователей на его роль в экономической жизни общества. У первых оно ассоциируется и осуществляется (редко) в рамках имущественного страхования. Если же оно проводится в процессе страхования ответственности, то ущерб, нанесенный владельцу имущества или его здоровью в результате загрязнения, причем не обязательно аварийного, компенсируется страховой организацией. Она это делает либо на основании заключенного ранее договора страхования, предусматривающего регулярные страховые взносы, либо за счет виновника, установленного в судебном порядке. В обоих случаях величина убытка определяется традиционными методами оценки потерь имущества и неполученной прибыли.

В экологическом страховании убытками считаются потери, обусловленные поступлением в окружающую среду от одного источника определенного количества (в аварийном объеме) вредного вещества и образованием у конкретных реципиентов негативных эффектов. В страховании ответственности за аварийное загрязнение происходит персонификация того, кто причиняет вред, и реципиента. В имущественном страховании на случай загрязнения среды вклад отдельного загрязнителя не выделяется. Отсюда следует, что финансовое покрытие страховых сумм обеспечивается не только из разных источников, но и полученная страховая премия используется страховщиком по разным целевым направлениям.

Итак, экологическое страхование, осуществляемое как страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, направлено на обеспечение экологической безопасности и компенсации убытков третьих лиц (разумеется, при условии соблюдения коммерческих интересов страхователей), а имущественное страхование направлено лишь на компенсацию потерь страхователя.

Этим оно отличается от других видов страхования, например медицинского, хотя, казалось бы, охватывает тот же круг лиц, называемых в страховании "третьи лица", что и последнее. Убытки, выражающиеся, скажем, в потере здоровья населения, определяются в экологическом страховании на совершенно иных принципах, нежели в медицинском. В экологическом нужно с максимальной достоверностью идентифицировать источники причинения вреда и реципиентов и в зависимости от этого определить тарифную и компенсационную политику. Медицинское страхование исходит из других посылок: каждое предприятие, выплачивающее заработную плату своим работникам, несет финансовую нагрузку по ликвидации убытков, связанных с заболеваемостью населения, независимо от того, причиняет ли это предприятие вред. Определение экологического страхования как страхования ответственности предприятий - источников повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей, возникающих в результате аварийного загрязнения окружающей среды, обеспечивающее возможность компенсации части причиняемых загрязнением убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий, ориентируется именно на тот методологический базис, о котором здесь шла речь. Главная его задача - дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.

Если для операций имущественного страхования существует достаточно богатый спектр нормативно-методической документации, то для страхования ответственности за аварийное загрязнение среды ее еще предстоит разработать.

То, что необходимость изыскания новых источников финансирования природоохранных мероприятий сегодня как никогда остра, понятно, как и то, что реальными дополнительными финансовыми резервами обладает пока только частный капитал. Найти для него привлекательные направления вложения средств - еще одна функция экологического страхования в том смысле, в котором мы его понимаем.

Существует точка зрения, что принятие Федерального закона "Об экологическом страховании" обяжет предприятия-загрязнители включиться в экологическое страхование. Обязанность, не подкрепленная экономической целесообразностью, останется пустым звуком. Закон должен вписаться в экономические отношения, учесть реалии страхового бизнеса и природоохранной деятельности страхователей.

В настоящее время имеется несколько законодательных актов, очерчивающих границы ответственности загрязнителя окружающей среды и роль страхования в этой сфере.

В ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" указано, что в "Российской Федерации осуществляется... экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф". Страхование служит не только извлечению прибыли, но и предотвращению, ликвидации и компенсации вреда (в экономике природопользования употребляется термин "ущерб", в юридической практике - "убыток"), причиняемого пострадавшим. Под экономическим ущербом здесь понимается сумма затрат на предупреждение воздействия загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда такое предупреждение, частичное или полное, технически возможно) и затрат, вызываемых воздействием на них загрязненной среды. В Гражданском кодексе Российской Федерации узаконено: "Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы".

Таким образом, теоретически величина страховой суммы состоит из затрат на предупреждение аварийного загрязнения и оценки воздействия загрязненной среды на реципиента. Для страхователя первое представляет дополнительные, неоправданные в случае отсутствия в период действия договора экологического страхования расходы. Для общества и третьих лиц, в чью пользу заключается договор страхования ответственности за аварийное загрязнение среды, такие затраты - часть потенциальных убытков. Осознавая это и оценивая возможное страховое возмещение, страховщик либо сам выделяет средства на превентизацию аварий, либо понуждает (экономически стимулирует) страхователя на природоохранные мероприятия. Их можно либо осуществить, либо учесть в расчете страховой суммы.

Вторая составляющая страховой суммы - это убытки в результате воздействия поступивших в окружающую среду вредных веществ на реципиентов. В отличие от первого вида убытков, они проявляются и у третьих лиц. И в том и в другом случае экологическое страхование выступает как страхование ответственности за аварийное загрязнение среды источниками повышенной экологической опасности.

Убытки от аварийного загрязнения терпят не только реципиенты - третьи лица, в интересах которых проводится страхование ответственности, но и сами страхователи - источники загрязнения, тоже являющиеся реципиентами. Страхователями же могут быть те и другие.

В связи с этим выше и говорилось о дифференциации компенсационной политики страховщиков. Так, компенсируя убытки источника аварийного загрязнения в рамках имущественного страхования, страховщик не создает заинтересованности у страхователя в предотвращении загрязнения. Возмещая убытки реципиентов - третьих лиц, он освобождает страхователя - эмитента загрязнения - от необходимости ликвидации последствий и превентизации будущей аварии.

Особая роль в контроле за поведением страхователя отводится тарифным ставкам по экологическому страхованию. Они не могут быть установлены едиными не только, например, по отраслям производства страхователей, но даже и по отдельным предприятиям. То же относится и к лимитам ответственности по принимаемым страховщиком рискам загрязнения окружающей среды.

Теоретические аспекты взаимоотношений страховщиков и страхователей в подобных ситуациях требуют моделирования возможных ситуационных решений и разработки соответствующей методологической базы.

Процесс страхования сам по себе вознаграждает тех, кто минимизирует будущие риски и издержки общества. В результате механизм частного рынка становится инструментом регулирования и управления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде. Применение такого прямого экономического стимула может быть эффективным дополнением к традиционным способам экономико-правового регулирования взаимоотношения общества и природы. Итак, выделим четыре блока фундаментальных проблем развития экологического страхования. Первый, определяющий сущность, место и роль экологического страхования в экономике, придает ему, как элементу обеспечения экологической безопасности страны, общегосударственное значение. Этот фактор является основой концепции введения обязательного экологического страхования.

Второй блок представляет собой принципиальные положения страхового экологического аудирования, позволяющего решить задачи атрибутирования объектов страхового поля (оценить степень экологической опасности предприятий и производств, величину возможных убытков и т. д.).

Третий формирует правовое пространство экологического страхования. В России, в отличие от ряда западных стран, имеется реальная возможность создать целостную юридическую базу развития экологического страхования. Основой послужит Федеральный закон "Об экологическом страховании" и соответствующие методические и инструктивные документы, которые и составляют четвертый блок.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

1. Определение экологического риска

1.1 Понятие экологического риска

1.2 Классификация рисков

2. Оценка экологического риска

3. Управление экологическим риском

Заключение

Список использованных источников

Введение

Серьезное изучение проблем, связанных с риском, началось во времена Ренессанса, когда появилась теория вероятностей, однако наука о риске окончательно сформировалась только в последней четверти ХХ века. Последнее десятилетие показало, что наука о риске становится одной из ведущих в XXI веке. Причина этого - в устойчивом росте многообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим проблем. С одной стороны, в связи с антропогенным воздействием на природную среду опасные природные явления стали менее предсказуемы; увеличение запасенной в объектах техносферы энергии увеличило разрушительную силу опасных техногенных явлений и т.д. С другой стороны, рост качества жизни сопровождается повышением чувствительности населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного, техногенного, социального и экономического характера.

В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

Риски связанны со свойством неоднозначности происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Риск - неизбежная реальность для всех, он есть, был и будет везде. Поэтому им нужно заниматься, оценивать его и управлять им.

Целью данной курсовой работы является определение и управление экологическим риском.

Задачи курсовой работы:

Дать определение экологического риска;

Рассмотреть классификацию рисков, связанных с загрязнением окружающей среды;

Оценка рисков;

Управление экологическим риском.

1. Определение экологического риска

1.1. Понятие экологического риска

Для объективной количественной оценки, сравнения, анализа, управления воздействием загрязнителей различной и разнообразной природы в последние десятилетия за рубежом и в России активно развивается методология рисков.

Неразумные действия человека довольно часто в историческом масштабе времени приводили к тяжелым экологическим последствиям, которые иногда меняли образ жизни больших групп людей и даже целых народов. Современное развитие общественного производства характеризуется увеличением сложности и концентрации промышленных объектов, потенциально опасных по возможным последствиям. Повышается опасность аварий. Аварийные ситуации угрожают здоровью и жизни людей, наносят непоправимый ущерб природе, разрушают материальные и культурные ценности.

В научной литературе существует множество формулировок понятия экологический риск. Большое количество определений этого понятия свидетельствует о незавершенности развития науки о рисках и их последствиях. Наиболее часто риск связывают с взаимодействием различных противоречий в антропогенной и жизненной деятельности людей, которые могут создавать объективные условия для возникновения негативных последствий, носящих случайный характер. Исходя из этого, риск можно понимать как вероятность проявления последствий неблагоприятных событий. Некоторые авторы определяют риск как ущерб, нанесенный последствиями неблагоприятных событий. Другие же - и как вероятность проявления событий случайного характера, и как ущерб, вызванный потерями.

Экологический риск - это оценка вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием на всех уровнях (от точечного до глобального). Под экологическим риском понимают также вероятную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время. Целесообразно различать абсолютный и относительный риски.

Абсолютный риск - число дополнительных случаев патологических эффектов, вызванных воздействием какого-либо фактора или их комбинации в пересчете единицы дозы и единицы времени на человека. Например, заболевания (частота) вследствие облучения составляют только часть от общего риска, т.е. избыток, обусловленный облучением (мы предполагаем, что воздействие факторов аддитивно) над спонтанным (ожидаемым) уровнем. В самой элементарной форме абсолютный риск характеризуется отношением пострадавших (заболевших не только от облучения) людей к численности популяции.

Относительный риск - отношение частоты неблагоприятных эффектов в популяции, подвергшейся воздействию вредного фактора, к частоте таких же эффектов при отсутствии действия фактора (в той же популяции). Под выражением «той же популяции» подразумевается подобие половой, возрастной, этнической и социальной структур.

Определение экологического риска по Н. Ф. Реймерсу: Экологический риск - вероятность неблагоприятных последствий любых (преднамеренных и случайных, постепенных и катастрофических) антропогенных изменений природных систем, объектов и факторов оценивается расчетной величиной вероятности негативного события, например, смертельного исхода при катастрофе, аварии, вероятности заболевания при загрязнении воздуха и т.д. Такой риск считается приемлемым (максимально допустимым, разумным), если число жертв в результате немедленной или отдаленной смерти (при четкой ее связи с рассматриваемым событием), хронического заболевания и т.п. от гипотетической катастрофы или аварии не превышает один случай на млн. (10-6) жителей в год. Риск 10-8 (1 случай на 100 млн. чел. В год) считается пренебрежительно малым. Дальнейшие усилия по снижению риска влекут экономические и социально бессмысленные затраты. Для экосистем максимально допустимым риском считается вероятность гибели 5% видов, входящих в биоценоз».

Пренебрежимый экологический риск - минимальный уровень приемлемого экологического риска. Экологический риск находится на уровне флуктуаций уровня фонового риска или определяется как 1% от предельно допустимого экологического риска. В свою очередь, фоновый риск - это риск, обусловленный наличием эффектов природы и социальной среды обитания человека.

Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений. Допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.

Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с экологически более благополучными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название повышенного экологического риска.

В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны:

1) хронического загрязнения окружающей среды;

2) повышенной экологической опасности;

3) чрезвычайной экологической ситуации;

4) экологического бедствия.

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым проблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия — добавились новые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее засоление и заболачивание земель, вызванное нагонными явлениями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затопление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

Зоной экологического бедствия указами Президента или постановлениями Правительства России на основе государственной экологической экспертизы объявляется часть территории Российской Федерации, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Урал и Приуралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.

Широкое применение находит такое понятие, как индивидуальный экологический риск. Это риск, который обычно отождествляется с вероятностью того, что человек в ходе своей жизнедеятельности испытает неблагоприятное экологическое воздействие. Индивидуальный экологический риск характеризует экологическую опасность в определенной точке, где находится индивидуум, т.е. характеризует распределение риска в пространстве. Это понятие может широко использоваться для количественной характеристики территорий, на которые оказывают воздействие негативные факторы.

Таким образом, понятие экологического риска позволяет для широкого класса явлений и процессов дать количественное описание экологических опасностей. Именно это качество оценки риска и представляет интерес для экологического страхования.

Во всех развитых в промышленном отношении странах существует устойчивая тенденция применения концепции приемлемого риска, но политика России более чем, в других странах, основана на концепции абсолютной безопасности. Поэтому, оценивая приемлемость различных уровней экономического риска на первом этапе, можно ограничиться рассмотрением риска лишь тех вредных последствий, которые, в конечном счете, приводят к смертельным исходам, поскольку для этого показателя достаточно надежные статистические данные.

Экологический риск не может рассматриваться изолированно от безопасности, так как экологический риск является количественным и качественным показателем уровня экологической безопасности. Экологическая безопасность - состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государство от угроз возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологическая безопасность входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать не допускает, а в случае возникновения - ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

По своей сущности риск является событием с отрицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, которые, возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах. Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда имеется отклонение между плановым и фактическим результатами. Данное отклонение может быть либо положительным, либо отрицательным. Отрицательное - имеет место при неблагоприятном результате, положительное - возникает, если фактический результат благоприятнее, чем ожидалось.

Актуальным является вопрос, каким образом предотвратить или свести к минимуму тяжелые последствия чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, загрязнением и разрушением биосферы, стихийными бедствиями? Концепция абсолютной безопасности до недавнего времени была фундаментом, на котором строились нормативы безопасности во всем мире. Для предотвращения аварий внедрялись дополнительные технические устройства - инженерные системы безопасности, принимались организационные меры, обеспечивающие высокий уровень дисциплины, строгий регламент работы.

Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.

1.2. Классификация рисков

Общая классификация рисков предусматривает существование экологических, транспортных, политических и специальных рисков. Классификация рисков, учитывающая взаимосвязи с риском загрязнения окружающей среды, представлена на рис. 1.2.1., показывает многообразие рисков по природе происхождения, масштабам, видам опасности, характеру взаимодействия на людей и другим факторам.

Классификация рисков, учитывающая взаимосвязи с риском загрязнения окружающей среды

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования.

Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков:

Природно-экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды. Техникo-экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы:

Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности;

Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов;

Социально-экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки:

Эколого-нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением;

Эколого-политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста;

Экономо-экологические риски - риски, обусловленные финансово -хозяйственной деятельностью.

На основе классификации экологических рисков можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска.

2. Оценка экологического риска

Исключить опасность проявления экологического риска или любого другого и тем самым оградить людей от воздействия токсичных веществ, вредных излучений, других загрязнителей среды обитания человека практически невозможно. Однако уменьшить эти опасности, другими словами - минимизировать вероятность риска - реальная задача. Для ее решения надо располагать методами оценки риска, включающими как определение вероятности возникновения неблагоприятного события, так и вероятный ущерб от последствий наступления этого события.

Оценка риска включает распознание, измерение и характеристику угроз благосостоянию, здоровью и жизни людей. В нее входят исследования причин риска и их воздействий на группы населения. Применяются различные процедуры, чтобы выявить спектр угроз, которые превосходят пороги минимальных воздействий, определить, когда и где они наиболее вероятны, сравнить и предположить их последствия и оценить возможные направления защитных и компенсирующих мероприятий. Оценка риска стихийных и антропогенных катастроф должна быть предпринята прежде, чем будут выработаны решения по стратегии управления риском. Формально оценка риска — последняя в группе аналитических процедур в помощь принятию административных решений, относящихся к опасности катастроф. Эти процедуры предназначены для путей сравнения и обобщения различной информации о тех или иных альтернативах выбора организационных мероприятий. Они призваны обеспечить критерий отбора альтернатив, которые соответственно наиболее эффективны экологически, наиболее приемлемы технологически и наилучшим образом соответствуют конкретной окружающей среде. Оценка риска добавляет еще одно измерение к выбору организационных мероприятий путем включения информации о вероятности разрушения природных систем, аварий на технических системах и возможных последствиях этих событий для населения.

Риск является вероятностной характеристикой той угрозы, которая возникает в рассматриваемом случае для окружающей природной среды (и человека) при возможных антропогенных воздействиях или других явлениях или событиях.

Концепция оценки риска включает в себя два элемента: оценку риска (Risk Assesment) и управление риском (Risk Management).

Оценка риска - это научный анализ его происхождения, включая его выявление, определение степени опасности в конкретной ситуации. В прикладной экологии понятие риска связано с источниками опасности для экологических систем и процессов, в них протекающих. К экологическим показателям ущерба (экологический риск) в этом случае относятся: разрушение биоты, вредное, порой необратимое воздействие на экосистемы, ухудшение качества окружающей среды, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, озер, рек, морей и т.п.

Оценка экологического риска может быть проведена на основании имеющихся научных и статистических данных о экологически значимых событиях, катастрофах, о вкладе экологического фактора в состояние санитарно-экологического благополучия населения, о влиянии загрязнения окружающей среды на состояние биоценозов и др.

Статистическая оценка на основании опыта исследования аналогичных ситуаций;

Экспертная оценка.

Статистический подход предполагает использование аппарата теории вероятности и рекомендуется в случаях, когда накоплен значительный опыт реализации проектов данного вида.

Если же проект данного типа реализуется впервые, то необходимо пользоваться экспертными оценками. Метод экспертных оценок предполагает, что группа экспертов (инженеров, специалистов в области охраны природы) совместно составляют возможных список аварий. Далее инженеры независимо выносят свои мнения о вероятностях аварий, которые затем усредняются. Эксперты-экологи таким же образом вносят свои мнения о затратах на устранения влияния каждой аварии на состояния окружающей среды. Экологический риск рассчитывается как чистая текущая стоимость потерь, обусловленных устранением влияния на окружающую среду со стороны возможных аварий.

Оценке допустимого экологического риска уделяется большое внимание, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:

Неизбежность потерь в природной среде;

Минимальность потерь в природной среде;

Реальная возможность восстановления потерь в природной среде;

Отсутствия вреда здоровью человека и необходимость изменений в природной среде;

Соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.

Эффективность оценки риска существенно зависит от уровня:

1) развитости и точности расчетных методик;

2) вспомогательных средств для применения методик на практике (баз данных, системы получения информации и пр.);

3) квалификации и компетентности экспертов, осуществляющих анализ риска;

4) организации анализа риска, включающей вопросы выбора объектов для анализа, финансирования экспертизы и способы привлечения наиболее квалифицированных специалистов для экспертизы.

В более широком понимании риска как меры опасности количественные критерии риска могут быть разными. Соответственно конечной целью анализа риска может быть определение социального, потенциального или экологического риска или вероятности реализации определенного нежелательного события. Использование конкретных процедур для анализа риска может иметь отличие, но неизменной остается необходимость идентификации опасностей, оценки риска и разработки, если нужно, рекомендаций по снижению риска.

Методы проведения анализа риска определяются выбранными критериями приемлемого риска. При этом критерии могут задаваться нормативно-правовой документацией или определяются на этапе планирования риск-анализа. Понятие риска используется для измерения опасности и обычно относится к индивидууму или группе населения, имуществу или окружающей среде. Чтобы подчеркнуть, что речь идет об измеряемой величине, используют понятие «степень риска» или «уровень риска». Уровни приемлемого риска, в том числе и индивидуального, определяются в каждом конкретном случае. Такой подход расширяет сферу использования метода анализа риска и придает процессу творческий характер, что крайне необходимо для анализа опасности. Все большее распространение находят критерии приемлемого риска на основе результатов экспертных оценок. В этих подходах производства обычно разбиваются по степени риска на четыре (или больше) группы с высоким, промежуточным, низким или незначительным уровнем риска. При таком подходе высокий уровень риска считается, как правило, неприемлемым, промежуточный требует выполнения программы работ по уменьшению уровня риска, низкий уровень считается приемлемым, а незначительный вообще не рассматривается. Основным требованием к выбору критерия приемлемого риска при проведении анализа риска является не его строгость, а обоснованность и определенность. Правильный выбор приемлемого риска и его меры позволит сделать и процедуру, и результаты анализа риска ясными и понятными, что существенно повысит эффективность управления риском. На разных этапах жизненного цикла опасного объекта могут определяться конкретные цели анализа риска.

Для исключения опасности проявления экологического риска можно использовать теорию вероятностей, в соответствии с которой безотказность работы объекта на некотором временном интервале оценивается функцией надежности (безотказной работы) P(t):

Эту зависимость определяет функция λ(t)=-P(t)/P(t), отражающая интенсивность отказов. Она равна вероятности того, что после безотказной работы до момента времени t авария произойдет в последующем малом отрезке времени τ. Функцию риска аварии в результате каких-либо нарушений нормального функционирования объекта, которая характеризует вероятность отказа H(t), можно найти из выражения

В ряде случаев, как показывает опыт, функция λ(t) после незначительного по продолжительности начального периода эксплуатации объекта длительное время характеризуется достаточной стабильностью, т.е. λ(t)=const. Это позволяет получить экспоненциальное распределение:

Если иметь в виду, что математическое ожидание срока службы (ресурса) или средняя наработка на отказ =1/λ , то функция риска может быть представлена в виде

Заметим, что использование достижений теории вероятностей для оценки риска плодотворно и эффективно тогда, когда накоплен определенный фактический материал, отражающий уровень надежности (или аварийности) того или иного производства, объекта и т.п. Когда отсутствует информация о статистике аварий или эта информация неполноценна, тогда оценку риска осуществляют методом экспертных оценок.

При организации производственной деятельности на предприятии или объекте важно не только определить вероятность риска экологической аварии, но и оценить величину риска.

В последнее время вопросам оценки риска уделяется большое внимание, особенно в связи с разработкой принципов и механизмов экологического страхования, а также разработкой мер по предупреждению аварий и катастроф, ликвидации их последствий. На рис. 2.1. отображена оценка устойчивости к ЧС какой-либо системы и последовательность принятия решений после этой оценки.

Оценка устойчивости к ЧС какой-либо системы и последовательность принятия решений

3. Управление экологическим риском

В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

Управление экологическим риском является процедурой принятия решений, в которой учитывается оценка экологического риска, а также технологические и экологические возможности его предупреждения. Обмен информацией о риске также включается в этот процесс.

Для анализа риска, установления его допустимым пределом в связи с требованиями безопасности и принятия управляющих решений необходимы:

1) наличие информационной системы, позволяющей оперативно контролировать существующие источники опасности и состояние объектов возможного поражения, в частности, статистический материал по экологической эпидемиологии;

2) сведения о предполагаемых направлениях хозяйственной деятельности, проектах и технических решениях, которые могут влиять на уровень экологической безопасности, а также программы для вероятностной оценки связанного с ними риска;

3) экспертиза безопасности и сопоставление альтернативных проектов и технологий, являющихся источниками риска;

4) разработка технико-экономической стратегии увеличения безопасности и определение оптимальной структуры затрат для управления величиной риска и ее снижения до приемлемого уровня с социальной, экономической и экологической точек зрения;

5) составление рискологических прогнозов и аналитическое определение уровня риска, при котором прекращается рост числа экологических поражений;

6) формирование организационных структур, экспертных систем и нормативных документов, предназначенных для выполнения указанных функций и процедуры принятия решений;

7) воздействие на общественное мнение и пропаганда научных данных об уровнях экологического риска с целью ориентации на объектные, а не эмоциональные или популистские оценки риска.

В соответствии с принципом уменьшающихся рисков важным средством управления является процедура замещения рисков. Согласно ей риск, вносимый новой техникой, согласно приемлем, если ее использование дает меньший вклад в суммарный риск, которому подвергаются люди, по сравнению с использованием другой, альтернативной техники, решающей ту же самую хозяйственную задачу. Эта концепция тесно связана с проблемой экологической адекватности качества производства.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических — стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

В неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью этой аварии.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент — выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.

Второй элемент — оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.

Четвертый, заключительный элемент — полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.

Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).

Второй этап — определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:

Выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

Потери, обусловленные использованием вида деятельности;

Наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты — выгоды”.

В сопоставлении “не рисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого. В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.

Третий этап — определение пропорций контроля — заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап — принятие регулирующего решения — определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Существует 4 метода управления риском: 1) упразднение; 2) предотвращение потерь и контроль; 3) страхование; 4) поглощение.

Упразднение исключает какую - либо деятельность в зоне риска. Метод абсолютно надежный, но его повсеместное применение означает полное сворачивание деятельности.

Предотвращение потерь означает проведение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения нежелательного процесса.

Страхование является распределением возможных потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергающихся однотипному риску.

Поглощение предполагает признание риска без распределения его посредством страхования. Управленческое решение о поглощении может быть принято по двум причинам: 1) в случаях, когда не могут быть использованы другие методы управления риском (для рисков, вероятность которых достаточно мала); 2) при применении самострахования.

Управление риском решает две основные задачи:

1) Анализ величины экологического риска и принятие решений, направленных на ее снижение до пределов, соответствующих приемлемому уровню риска;

2) Анализ цены экологического риска и реализация методов ее снижения.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС). ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д. Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PCЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы.

Экологическое право России, экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС. К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.

Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:

Регулирование прогнозирования ЧС;

Регулирование профилактики

Возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;

Регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;

Регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.

В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.

В заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

Заключение

Теория риска интенсивно развивается, однако многие основополагающие положения этой науки остаются дискуссионными. До сих пор нет единого определения самого понятия “риск”, очень часто термин “риск” употребляется как тождественный термину “опасность” или как синоним вероятности.

Риск воздействия загрязнителя того или иного вида определяется как вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате этого воздействия. Методология анализа рисков позволяет построить "шкалу", при помощи которой, можно проводить оценки и сравнения воздействия на окружающую среду и здоровье человека неблагоприятных факторов. Методология оценки и сравнения рисков в настоящее время не просто инструмент научных изысканий, но и официально признанный Министерством здравоохранения метод анализа. В области практического анализа рисков связанных с воздействием химических вредных веществ работы только начинаются.

Восприятие экологического риска социумом — реальность, определяющая отношение к вашему предприятию не в меньшей степени, чем собственно характеристики воздействия (например, величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ), изменения в состоянии здоровья населения. И если ваша цель — бесконфликтный диалог с общественностью, при обсуждении аспектов воздействия на окружающую среду, необходимых природоохранных мероприятий и планов совместных действий следует непременно учитывать факторы социальной приемлемости риска.

Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства, вызывающее деградацию среды обитания и наносящее ущерб здоровью населения, остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение.

Актуальной стала подготовка специалистов, которые могут квалифицированно заниматься исследованием рисков. Основная задача таких специалистов (иногда их называют риск-менеджерами) — вырабатывать для лиц, ответственных за принятие решений, рекомендации по эффективным мерам управления рисками.

Список использованных источников

1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н.; МЧС России - Риски в природе, техносфере, обществе и экономике, М.: Деловой экспресс, 2004г.;

2. Иваненко Н. В. Экологическая токсикология. Под ред. Масленникова Н. Г. — М., — 2004;

3. Игнатьева М.Н. - Экономика природопользования: учебник - Урал. Гос. горный ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2009г.;

4. Прохоров Б. Б. - Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. 2005г.;

5. Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П.- Экологический риск, изд. Логос, 2005 г.;

6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

Оценка риска заключается в процессе идентификации и прогнозирования негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей в результате функционирования промышленных и иных производств и объектов, которые могут представлять опасность для населения и окружающей среды. Применение методов анализа риска в области защиты окружающей среды имеет целью:

  • - обеспечить сравнимость уровней и методов защиты населения и природы по отношению к источникам опасности различной природы;
  • - установить приоритеты и пути решения проблем снижения риска.

Концепция оценки риска включает в себя два элемента: собственно оценку риска (Risk Assesment) и управление риском (Risk Management).

Оценка риска - это его выявление, анализ его происхождения, определение степени опасности в конкретной ситуации. К экологическим показателям ущерба (экологический риск) в этом случае относятся: разрушение биоты, ухудшение качества окружающей среды, связанное с ее загрязнением, повышение вероятности возникновения специфических заболеваний, отчуждение земель, гибель лесов, рек и т.п.

Управление риском - это анализ самой рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения, направленного на уменьшение риска, поиск путей сокращения риска.

Изучение и оценка риска проводится в три стадии.

На первой стадии осуществляется предварительный анализ опасности.

Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ. Обычно одни подразделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует выявить участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками риска. Идентификация рисков заключается в систематическом выявлении и изучении рисков, которые характерны для данного вида деятельности. Необходимо:

  • 1) Выявление источников опасности (например, возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т.д.?);
  • 2) Определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.)

Средствами изучения опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом учитывается степень токсичности, правила безопасности, взрывоопасные условия, условия прохождения реакций, коррозионных процессов, условия возгораемости и т.д.

3) Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и природных факторов риска и т.д.).

Таким образом, целью первой стадии анализа риска является изучение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.

ГОСТ Р 22.0.07-95. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций» устанавливает следующую классификацию и номенклатуру поражающих факторов источников техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) (Табл 3)

Таблица 3. Номенклатура поражающих факторов

Наименование поражающего фактора источника техногенной ЧС

Наименование параметра поражающего фактора источника техногенной ЧС

Воздушная ударная волна

Избыточное давление во фронте ударной волны.

Длительность фазы сжатия.

Импульс фазы сжатия

Волна сжатия в грунте

Максимальное давление.

Время действия.

Время нарастания давления до максимального значения

Сейсмовзрывная волна

Скорость распространения волны.

Максимальное значение массовой скорости грунта.

Время нарастания напряжения и волне до максимума

Волна прорыва гидротехнических сооружений

Скорость волны прорыва. Глубина волны прорыва. Температура воды. Время существования волны прорыва

Обломки, осколки

Масса обломка, осколка. Скорость разлета обломка, осколка

Экстремальный нагрев среды

Температура среды.

Коэффициент теплоотдачи.

Время действия источника экстремальных температур

Тепловое излучение

Энергия теплового излучения.

Мощность теплового излучения.

Время действия источника теплового излучения

Ионизирующее излучение

Активность радионуклида в источнике.

Плотность радиоактивного загрязнения местности.

Концентрация радиоактивного загрязнения.

Концентрация радионуклидов

Токсическое действие

Концентрация опасного химического вещества и среде.

Плотность химического заражения местности и объектов

На второй стадии следует выявить последовательность опасных ситуаций. менеджмент экологический природоохранный

Данная стадия начинается после того, как определена конфигурация системы и завершен предварительный анализ опасностей. Оценка экологического риска состоит из определения его вероятности и размеров ущерба. Существуют различные методы, позволяющие исследовать экологический риск, при этом следует выбирать сочетание методов в зависимости от специфики предприятия, например:

  • - статистический метод - для однотипных некрупных предприятий;
  • - метод экспертных оценок - для нового производства;
  • - сопоставление экологического ущерба и экономической выгоды - возмещение ущерба за счет самого виновника аварий;
  • - дерево событий - расшифровка «человеческого фактора»;
  • - дерево отказов: отказ - ожидаемое событие, которое не проявилось в нужное время;
  • - сценарный анализ -большое число сценариев потенциальных аварий, например, атомная энергетика, нефтедобыча.

Анализ риска на второй стадии начинается с прослеживания последовательности возможных событий, начиная от инициирующего события. Далее анализируются возможные варианты развития событий, которые могут последовать за первым этапом аварии. На основе анализа возможных событий строится дерево отказов. При этом выполняется правило: верхняя ветвь соответствует желательному событию (“успех”), нижняя нежелательному (“отказ”).

Таким образом, вторая стадия заканчивается определением всех возможных вариантов отказов в системе и нахождением значений вероятности для этих вариантов.

Третья стадия: анализ последствий.

При анализе последствий используются данные, полученные на стадии предварительной оценки опасности и на стадии выявления последовательности опасных ситуаций.

По данным дерева отказов и полученным значениям вероятности возможных отказов можно построить гистограмму частот для различных величин проявления неблагоприятных событий.

Для оценки риска вероятности неблагоприятных событий сопоставляются с возможными последствиями, как показано в таблице 4.

Таблица 4 - Матрица оценки риска

В матрице использована следующая классификация риска:

В - высокая величина риска;

С - средняя величина риска;

М - малая величина риска;

Н - незначимая величина риска

Каждое нежелательное событие может возникнуть по отношению к определенному объекту риска. Соотношение объектов риска и нежелательных событий позволяет различать индивидуальный, технический, экологический, социальный и экономические риски. Каждый его вид обусловливает характерные источники и факторы риска, классификация и характеристика которых приведены в таблице.

Табл. 5 Классификация и характеристика видов риска

Вид риска

Объект риска

Источник риска

Нежелательное событие

Индивидуальный

Условия жизнедеятельности человека

Заболевание, травма, инвалидность, смерть

Технический

Технические системы и объекты

Техническое несовершенство, нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов

Авария, взрыв, катастрофа, пожар, разрушение.

Экологический

Экологические системы

Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные чрезвычайные ситуации

Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия

Социальный

Социальные группы

Чрезвычайная ситуация, снижение качества жизни

Групповые травмы, заболевания, гибель людей, рост смертности

Экономический

Материальные ресурсы

Повышенная опасность производства или природной среды

Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостаточной защищенности

Управление риском - это целенаправленные действия по ограничению или минимизации риска на предприятии. Задачей управления рисками является контроль, предотвращение или сокращение гибели людей, снижение заболеваемости, снижение ущерба, а также предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Управление риском состоит из следующих элементов: сравнительная оценка и ранжирование рисков; определение уровней приемлемости риска; выбор стратегии снижения и контроля риска (контроль поступления химических веществ в окружающую среду из источников загрязнения, мониторинг рисков, регламентирование уровней допустимого воздействия); принятие управленческих (регулирующих) решений.

На начальном этапе управления риском (сравнительная оценка и ранжирование рисков) проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов, т.е. выделения круга вопросов, требующих первоочередного внимания.

С целью снижения уровней риска могут использоваться следующие подходы: снижение числа и мощности источников опасности; снижение вероятности развития или проявления вредных эффектов; уменьшение числа экспонируемых лиц; снижение вероятности воздействий (например, вероятности развития аварийных ситуаций); снижение выраженности вредных эффектов.

В задачи управления риском входит также выбор стратегии мониторинга рисков. которые выполняют следующие функции: контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями), сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опасной ситуации), прогностическую (возможность предсказания уровней рисков на основе анализа), инструментальную (как средство для распознавания и классификации наблюдаемых явлений).

Передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса управления риском. Полученные в процессе оценки риска данные должны быть полностью понятны специалистам по регулированию риска и, кроме того, доступны для представителей прессы и заинтересованных групп населения.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • - планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • -заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования из числа работников;
  • -иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
  • -обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • -создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

По каждому факту возникновения аварии специальной комиссией должно проводиться техническое расследование ее причин, что впоследствии становится важным источником информации для анализа рисков.

На опасных производственных объектах должны разрабатываться декларации промышленной безопасности, что предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие экологического ущерба: экономический, экологический и правовой аспект. Виды экологического ущерба. Механизм возмещения экологического ущерба. При определении размера возмещения убытков применяется общее правило.

    реферат , добавлен 03.12.2004

    Критерии экологической безопасности, ее правовое обеспечение и нормативные уровни. Экологические риски: основные понятия, цена, термины управления и оценки опасности. Глобальный, региональный и локальный уровни реализации экологической безопасности.

    контрольная работа , добавлен 18.03.2010

    Концептуальная схема построения системы экологического менеджмента. Правила ведения экологического паспорта предприятия. Механизм управления эколого-экономическими системами. Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате снижения выбросов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2012

    Оценка воздействия предприятия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной деятельности. Основные виды экологического ущерба, причиняемого переработкой сельскохозяйственной продукции. План мероприятий по уменьшению экологического ущерба.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2016

    Стратегическая цель, задачи и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации. Формирование экологического законодательства регионального уровня. Реализация основных положений государственной политики во Владимирской области.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Концепция устойчивого развития при сохранении экологического равновесия. Цели экологической сертификации. Структура Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Повышение экологической безопасности и охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 09.07.2015

    Понятие экологического надзора. Методы, формы, основные задачи и виды экологического надзора. Охрана окружающей среды на предприятии. Экологический мониторинг, государственный и общественный экологический контроль. Чрезвычайные экологические ситуации.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2016