Домой / Малый бизнес / Проходчик должностная инструкция. Как работают на предприятиях Норильского Никеля. Горнорабочий очистного забоя — суровая мужская работа Сколько вы зарабатываете

Проходчик должностная инструкция. Как работают на предприятиях Норильского Никеля. Горнорабочий очистного забоя — суровая мужская работа Сколько вы зарабатываете

Шахтёр - рабочий, добывающий полезные ископаемые подземным способом, т.е. в шахте. Профессия подходит тем, кого интересует труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Шахтёр - общее название рабочих профессий, связанных с работой в шахте.

К шахтёрам относятся:
Горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) - одна из двух основных шахтных специальностей. Этот рабочий (на профессиональном жаргоне - добычник) непосредственно добывает уголь в очистном забое (лаве)* . Одна из самых высокооплачиваемых профессий в шахте.

Добычник выполняет целый комплекс работ по очистной выемке полезного ископаемого, укрепляет своды забоя, устанавливает распорные стойки, бурит скважины и пр.
* Очистной забой - поверхность угольного пласта или рудного тела.

Самая опасная мирная профессия - профессия шахтёра. Каждый миллион тонн добытых полезных ископаемых в стоит в среднем четырёх человеческих жизней.

Проходчик - одна из основных шахтных специальностей. Прокладывает путь в недра, проводя подготовительные горные выработки для последующей добычи полезных ископаемых.
Выполняет весь комплекс работ по проходке на шахтах, рудниках и других производствах, связанных с добычей полезных ископаемых открытым способом, а также строительством метрополитенов, тоннелей, различных подземных сооружений.

Горнорабочий подземный (ГРП) - разнорабочий в шахте. Начальная специальность, с которой начинается подземный стаж каждого шахтного специалиста: ГРОЗ, проходчик, МГВМ, МПУ, электрослесарь, горный мастер и т. д.

Каждый, кто впервые устраивается на шахту, обязан не менее года отработать по данной специальности.

Машинист горных выемочных машин (МГВМ) - рабочий, обслуживающий и работающий на подземных машинах, которые разрушают горную массу (уголь, породу) режущим органом и отгружают её на конвейер или в специальную машину. Существует две основных категории шахтовых комбайнов — проходческие и добычные.

Машинист подземных установок (МПУ) - рабочий, обслуживающий ленточные конвейеры, насосные и углесосные установки, толкатели, компрессора и другое шахтное оборудование.

Мастер взрывник - рабочий, осуществляющий взрывные работы в шахте. Взрыв - самый радикальный способ раскалывания горной породы. Но он связан с особой опасностью, и от квалификации взрывника зависят жизни людей, с которыми он работает.

Стволовой - рабочий, работающий под землей около ствола шахты и отвечающий за загрузку клети лавой (породой) или людьми перед подъемом ее на поверхность (нагора).

Электрослесарь подземный - ключевая фигура в поддержании работоспособности шахты. От его квалификации (как в случае со взрывником) зависит не только производительность труда, но и жизни многих людей. Электрослесарь на шахте работает в стесненном пространстве, при повышенной влажности, сильной запыленности и во взрывоопасной окружающей среде. Электрослесарь, как правило, закреплен на определённом участке и отвечает за работоспособность всех участковых линий электропитания и устройств: пускатели, АФВ, АВ, участковые подстанции, конвейера, комбайны, лебедки, насосы и т. д. Существует неофициальное разделение, специализация подземных электрослесарей: «приводники» — отвечающие за работу конвейеров, «гидравлики», «электрики», «компьютерщики» (если применяется компьютерное управление). Кроме того, на электрослесаря возложены обязанности и просто слесаря. Нужно уметь отрегулировать коническую передачу, определить износ подшипников и зубьев шестеренчатых передач. Знать машины и механизмы, используемые на участке, уметь их монтировать, демонтировать и производить регулировку.

Самые глубокие шахты

Самые глубокие шахты мира находятся в ЮАР, в них добывается золото:
«Тау-Тона», «Витватеерсранд» — глубина более 4500 м, «Western Deep Levels Mine» («Западная шахта глубокого залегания») — 3900 м (компания Де Бирс), «Мпоненг» — 3800 м.
На такой глубине жара доходит до 60оС, существует постоянная угроза взрывов, прорыва воды.

Самая глубокая шахта России - «Комсомольская» (Воркута) глубиной 1200м.

Рабочее место

Шахты, добывающие уголь, каменную соль, золото и др. полезные ископаемые.

Важные качества

Физическая выносливость, сила, смелость, ответственность, упорство.

Знания и умения

Необходимый объём знаний зависит от конкретной специальности.

Например, профессии взрывника или электрослесаря требуют серьёзных технических знаний.

Ни для кого не секрет, что московское метро входит в список самых красивых в мире. Станции поражают своим разнообразием и качеством оформления. С метро связано множество баек, историй, легенд, можно сказать, что метро сформировало огромный пласт московской городской культуры. Сегодня мы расскажем вам о человеке, который своими руками творит историю московского метро. Герой нашей статьи - проходчик Алексей Носов, ему 29 лет, и он уверен, что, несмотря на опасность его работы, в ней есть место удовольствию и романтике.

- Алексей, расскажите, как давно вы в профессии и с чего начинали?

Проходчиком я стал недавно, а раньше трудился на монолитных работах. Работаю в подразделении ОАО «Мосметрострой» «СМУ № 1 Метростроя» (Строительно-монтажное управление) с 2006 года, а в позапрошлом году я впервые был переведен в Управление механизации, которое тогда выполняло подрядные работы по проходке наклонного хода с помощью механизированного комплекса. В Управлении меня назначили начальником участка.

Моя история так сложилась, что в СМУ № 1 я пришел инженером производственного отдела, через некоторое время стал ведущим инженером, а в 2008 году меня назначили начальником участка монолитных работ. Я работал на реконструкции станций «Белорусская», выполнял работы в вестибюле № 1 на станции «Мякинино», мы построили два вестибюля и наклонный ход на станции «Марьина роща». После этого я был переведен в Управление механизации начальником участка, опять же горнопроходческого. Если рассматривать мои профессиональные обязанности, то я выступаю, так сказать, куратором объектов. Но не подумайте, что моя работа - это сплошь канцелярские дела, напротив, я всегда нахожусь в контакте с людьми. То есть первая половина моего рабочего дня проходит в офисе, а после обеда я приезжаю на объект, где приступаю к руководству строительными работами, к координации действий сотрудников. Общаюсь как с начальниками бригад, так и с самими рабочими.

- А если поподробнее, то чем вы занимаетесь в данный момент?

В данный момент мы со­оружаем выездные тоннели ветки депо, которое в дальнейшем будет использоваться для отстоя составов метрополитена, для ремонтных и регламентных работ. Сейчас прокладываем соединительную ветку между перегонными тоннелями метро и депо. В скором будущем здесь будет много ангаров, куда будут заходить поезда на мойку, ремонтные и регламентные работы и т.д.

- Как будет называться новое депо?

- «Лихоборы». Ближайшая ветка метро от депо - Люблинско-Дмитровская линия, это продолжение от станции «Марьина роща» и конечной, к моменту окончания строительства, будет станция «Селигерская», на которой мы сейчас также ведем работы.

- В каком году закончатся работы и будет сдан объект?

По планам Правительства города Москвы, строительство должно быть закончено к концу 2015 - началу 2016 годов, и на севере Москвы появятся шесть новых станций.

Расскажите поподробнее о своих прежних работах. К примеру, вы упоминали, что работали над станцией «Белорусская ».

Когда-то на Белорусской площади было запланировано строительство большого подземного торгового комплекса. Для его сооружения над станцией необходимо было сделать большую развязку, а нам поручили перенос вентиляционных коммуникаций. Однако, к сожалению, из-за прекращения финансирования эти работы были приостановлены, мы их выполнили приблизительно на две трети, после чего строительство свернули.

- А вы всегда хотели работать в строительстве?

После школы я вообще поступил в МАИ на факультет «Системы управления, информатика и электроэнергетика». Проучился четыре курса, и так сложилось, что погнался за деньгами. Говорили, что неплохо зарабатывают крупье в казино, и обещали большие деньги. Все лето я проучился на курсах крупье и, на четвертом курсе института, начал работать в казино. После этого у меня начались трудности с учебой, ведь работа была ночная, поэтому пришлось брать академический отпуск. Однако из крупье я ушел быстро, так как работа не понравилась, и плюс я понял, что заработать много денег на такой работе нельзя. После казино я начал работать в строительной фирме «ДОНстрой» лаборантом, занимался бетоном - исследовал, насколько он крепкий, качество бетонных конструкций и т.п.

Но уже тогда, работая на стройке, мне приглянулась работа прораба. Я обратил внимание, как он общается с людьми, проникся спецификой прорабской работы. Как мне кажется, именно прораб - первое лицо на стройке, вся работа зависит от него. Как прораб поставит задачи перед рабочими, как он примет работу - таким и будет здание. Мне это очень понравилось. Вот так я и решил сменить профиль своей деятельности, пока был в академическом отпуске. Перешел из МАИ в МГСУ, где получил образование по профилю «Промышленное и гражданское строительство». Студентом МГСУ, я пришел работать в СМУ № 1 Московского метростроя, а став начальником участка, я решил получить второе высшее образование, там же в МГСУ, по профилю «Менеджмент в строительстве». В 2012 году я окончил этот институт второй раз, и теперь у меня два высших образования.

Когда вы сменили работу с крупье на лаборанта, что повлияло на этот выбор? Неужели лаборант получает больше крупье?

Нет, лаборант, к сожалению, получает меньше крупье, но мне совершенно не нравилась работа в казино. В первую очередь, я был недоволен гостями, которые приходили в казино и зачастую вели они себя очень некорректно по отношению к обслуживающему персоналу. Кроме того, финансовые надежды, которые я возлагал на эту работу, не сбылись. Да и учеба для меня была важнее, чем работа.

Вы поменяли сферу деятельности на строительную, потому что вас к этому тянуло или были какие-то другие причины?

По большей части я так сделал потому, что почувствовал, что это мое, что мне интересно в строительстве. Даже сейчас, нисколько не кривя душой, могу сказать, что работаю не за деньги, а ради удовольствия. В строительстве ведь постоянно сталкиваешься с чем-то новым. Если взять, к примеру, гражданское и промышленное строительство, то там здания все-таки весьма похожи друг на друга, но в метро такого нет, тут все объекты уникальные и к каждому нужно искать новый подход. Под уникальностью я подразумеваю как внешний вид, так и процесс строительства. Так или иначе, но в процессе постройки объекта метро все начинается с задумки архитектора, который задает вид будущей станции, а конструкторы высчитывают, как это можно сделать, подстроить под имеющиеся условия. В зависимости от сложности в новых объектах воплощаются новые конструкции.

То есть, можно сказать, что ваше желание стать прорабом осуществилась, ведь, как я понимаю, профессии прораба и проходчика имеют много общего?

Совершенно верно, моя работа схожа с работой прораба, но помимо прочего я выполняю и другие функции - работаю с проектными институтами, ведь очень часто в наше время проектная работа идет уже в процессе строительства. Таким образом, возникают наглядность и взаимодействие с проектировщиками, мы можем их подкорректировать, согласовать новые детали. Часто появляется возможность самому поучаствовать в таком проектировании.

Я понял, что вы очень любите свою работу, но расскажите о своих личных увлечениях. Чем вы занимаетесь вне работы?

В зимний период я люблю покататься на сноуборде. Стараюсь не упускать возможность, если выпадает свободное время. Очень хочется покататься за рубежом, но пока что ограничиваюсь подмосковными базами, например, в Яхроме. А еще я очень люблю путешествовать, в основном, это дальние поездки. Очень нравится путешествовать в Азии, где уже успел побывать в нескольких странах. Путешествуем с женой, но не по готовым путевкам, а предварительно снимаем отель, покупаем билеты и составляем маршрут сами.

- Вы женаты?

Я женат, и есть дочка, которой недавно исполнился годик.

- Сколько вы зарабатываете?

Свыше 100 тысяч рублей.

- А насколько опасна ваша работа?

Доля опасности, разумеется, есть, всякое бывает. Наша организация проводит взрывные работы, работаем под землей. Были случаи страшные, но, слава богу, не со мной и не с моими ребятами. Главное в нашей профессии - соблюдать технику безопасности и быть бдительным.

- Много ли в вашей организации работает молодых кадров?

Когда я работал в Управлении механизации Мосметростроя, я видел очень много молодежи, которая приходила на работу, причем подавляющее большинство - специалисты с высшим образованием. Многие до сих пор работают в этой организации. Кроме того, добавлю, что для привлечения молодежи в рабочие профессии нужно проводить серьезную работу со студентами в институте, знакомить их с производством и т.п. Считаю, что молодежь боится физической работы. Студенты, учась в институте основам профессии, наверное, представляют себе, что в дальнейшем будут махать киркой по 12 часов в день, но на практике такого, разумеется, нет. Прогресс не стоит на месте, тем более в Москве, и многие организации стараются использовать в производстве как можно больше инновационных механизмов. К примеру, на нашем производстве раньше человек мог работать при создании тоннеля только отбойным молотком, а сейчас есть комбайны, где сидит оператор с пультом и делает ту же работу. Но чтобы управлять этим комбайном недостаточно просто прийти с улицы, нужно иметь какие-то определенные навыки, а зачастую и высшее образование.

- Что вы могли бы сказать молодежи о рабочих профессиях? Как можно привлечь молодые кадры на стройку?

Многие стыдятся быть рабочим, но это неправильно. Когда я работал лаборантом и стоял летом на улице в рабочей робе, а мимо проходили красивые девушки, меня тоже это немного смущало, но потом я оставил это в стороне и перестал обращать внимание. Понимаете, я не люблю офисную работу, потому что считаю, что она монотонная и не имеет романтики. Сплошные бумаги, бумаги, бумаги… То ли дело работа на строительстве метро, она имеет романтику, шарм. Далеко не всегда все идет гладко, бывают разные моменты и проблемы. Я считаю, что человеку, работающему на стройке, всегда есть что рассказать друзьям, которые сидят в скучном офисе. Человек, работающий в офисе, смотрит в Интернете разные смешные или жуткие видео со стройки, а я вижу это своими глазами. Я считаю, что именно здесь протекает настоящая жизнь, а не в офисе.

- Какие качества должен иметь проходчик, чтобы добиться успеха?

В первую очередь, он должен быть целеустремленным. Должен четко видеть цель и идти к ней. Также он должен быть коммуникабельным, все коллеги, которых я знаю, - это веселые и открытые люди.

интервью подготовил Антон Шамарин




Профессию проходчика можно считать одной из древнейших. Самая старая шахта находится в Свазиленде (ЮАР), ей более 40 тысяч лет. А первая линия метро была проложена в Лондоне в середине XIX века. Примечательно, что строились они без использования каких- либо механизмов, а всего лишь с помощью лопат, кирок и тачек. Сегодня работу по прокладке шахт невозможно представить без мощной современной техники и специалистов с высшим или средним профессиональным образованием.


Чтобы качественно выполнять свою работу, мастер по прокладке шахт и рудников должен знать свойства горных пород и их классификацию по крепости. Хорошо разбираться в способах проведения горизонтальных, вертикальных и наклонных выработок и буровзрывных работ. Проходчики знакомы с устройством и правилами эксплуатации горнопроходческого оборудования, что позволяет быстро и самостоятельно устранять любые возникающие неисправности. Прокладывая угольные и сланцевые шахты, проходчики применяют перфораторы, отбойные молотки, самоходные буровые установки. Порой используется ручной труд.


Условия работы – одни из самых тяжелых и опасных. Проходчики работают под землей, при искусственном освещении. Рабочая одежда – это обычная экипировка шахтера: резиновые сапоги, куртка и брюки из парусины или брезента, маска с угольным фильтром и каска с фонарём


С работой проходчика справятся лишь физически сильные и выносливые люди. Инструменты, применяемы при проходке шахт, очень тяжелые. Например, перфоратор весит 35 кг, отбойный молоток – до 15 кг, а пояс с батареей для фонаря около 6 кг. Любой тоннель прокладывается в строгом соответствии с утвержденным планом. Чтобы не ошибиться в расчетах, проходчик должен обладать хорошей образной памятью, глазомером и точной координацией движений.




Проходчики выполняют комплекс работ по проходке горизонтальных, вертикальных и наклонных работ. Осуществляют бурение скважин всеми типами перфораторов и самоходных буровых установок. Часто используют отбойные молотки. Когда тоннель необходимо проложить в скале, приходится применять взрывчатку.


Проходчик управляет погрузочными, погрузочно- доставочными машинами, перегружателями, гидромониторами, скрепёрными лебёдками, установками по нагнетанию в пласт воды и специальных растворов и другими применяемыми в работе машинами и механизмами, занимается их обслуживанием.


Для проходчика возможен административный рост до VI разряда. Для повышения разряда потребуются дополнительные знания и опыт работы. Рядовой проходчик может дослужиться до руководителя бригады, начальника проходки шахты или начальника участка (стройплощадки шахты). Работа выполнена Мунасыповой А., Нестерчук Е.

Сегодня IQR предлагает вниманию читателей историю горнорабочего одного из предприятий холдинга «ГМК Норникель». Для тех, кто никогда не видел шахты или металлургического комбината, а всю жизнь проработал в теплом офисе, решая в основном проблему убийства времени, даже читать рассказ о профессии горнорабочего забоя металлургического комбината будет странно - как будто попадаешь в параллельный мир, где людям действительно приходится учиться и работать, чтобы получить зарплату.

7 бед - один ответ. Как я совмещаю 7 рабочих профессий в забое

Меня зовут Денис, мне 30 лет. С рождения живу на Крайнем Севере в городе Норильске. И как часто это бывает у коренных норильчан , отслужив срочную службу в армии, пошёл работать на градообразующее предприятие НГМК (Норильский горно-металлургический комбинат), а именно на рудник «Скалистый».

Моя специальность - «горнорабочий очистного забоя комплексный » (крепильщик, проходчик, люковой, помощник взрывника, оборщик горных выработок, машинист скреперной лебедки) . В 2005 году комбинат решил, что ему выгоднее обучить одного человека нескольким профессиям сразу, тем самым уменьшив будущий штат работников и связанные с этим расходы, а также взвалив обязанности разных специалистов на одного работника.

Как у нас в коллективе шутят, «работаешь за семерых, а получаешь за одного, чтобы легче было нести».

Каковы функции горнорабочего по каждой из специальностей

Профессия горнорабочий

Оборщик горных выработок

Работа в забое предполагает строгое соблюдение . Любая работа под землёй начинается с приведения рабочего места в безопасное состояние. Это подразумевает целый ряд мер, включающих в себя оборку (с помощью специального ломика) заколов (отделившихся в процессе взрывных работ и горного давления кусков горной массы, руды) с бортов (стен), кровли (потолка) и груди забоя (тупиковой части горной выработки).

Этой работе (оборке горных выработок) на руднике учат в первую очередь, так как основная опасность исходит именно от заколов, которые, имея разные размеры и вес, способны как покалечить человека, так и убить нескольких сразу. После оборки заколов следует провести осмотр выработки с целью обнаружения «отказов». Отказ - это невзорвавшийся заряд ВВ (взрывчатого вещества). Если таковые имеются, то надо сообщить об этом горному мастеру смены.

Крепильщик

Для того чтобы было чем дышать в забое, нужно монтировать, а при необходимости и наращивать вентиляционный рукав, через который включенный потом шахтный вентилятор будет нагнетать воздух. Крепильщик должен уметь возводить различные виды крепи (искусственное сооружение, возводимое с целью предотвращения обрушения окружающих горных пород в горных выработках), делать замес для крепления (знать пропорции песка, цемента, воды и кальция), уметь безопасно работать с сосудами, находящимися под высоким давлением (в шахтах и рудниках основные работы осуществляются при помощи пневмоинструмента), делать опалубку, армирование.

Проходчик

Как проходчик я делал и делаю много работы, связанной с бурением шпуров, предназначенных для крепления и взрывных работ. Отбойный молоток, перфоратор на пневмоподатчике, телескопический перфоратор и электрическая дрель (весом 20 кг - совсем не та дрель, мысль о которой может прийти в голову обывателю) – это основные инструменты проходчика, которые он должен уметь при необходимости разбирать и чинить, смазывать, и естественно, уметь использовать.

Рударь должен знать на память основные (и дополнительные желательно) технологические проходы, безопасные выходы, направление воздушной вентиляционной струи, карту всего подземного поля (на случай аварий, пожара, обвалов и т. п.)

Несколько раз у меня полностью гас фонарь, и я по памяти, на ощупь (в шахте тьма - уровень темноты доходит до 100 %) добирался более 3-х километров до так называемой «каптёрки», где есть люди и свет.

Обязательно нужно досконально знать паспорт БВР (проект буро-взрывных работ), в котором очень много различных нюансов и значений. Видов таких паспортов очень много, но основных, которые часто используются — 8-10. В таком проекте подробно указываются: вид и свойства крепежа, порядок бурения, углы, расположение, диаметр и глубина шпуров под взрывчатку, параметры проветривания горной выработки, типы используемого в конкретном забое ВВ и многое другое, вплоть до безопасного места для мастера-взрывника.

Люковой

В основные обязанности люкового входит отгрузка добытой горной породы и руды, именно он с помощью специального пневматического устройства (рудоспуска или люка) наполняет подземные составы рудой, которые, в свою очередь, вывозят её либо к центральному рудоспуску , либо сразу на поверхность («на гора», как у нас говорят).

Помощник взрывника

Помощник взрывника должен уметь заряжать забой гранулированным ВВ с помощью пневмозарядчика, знать, какие и где именно серии (заряды взрываются по очереди, так как в детонаторах различная скорость срабатывания - серия) зарядов используются, после зарядки забоя обязан демонтировать вентиляционный рукав (чтобы взрывом не разорвало) и открыть для проветривания вентиляционный став (четырёхдюймовая металлическая труба, через которую дует сжатый воздух).

Машинист скреперной лебедки

Машинистом скреперной лебёдки я так и не работал (хотя и сдал экзамен на 5 баллов) – это анахронизм, данную специальность на предприятиях «Норильского никеля» успешно заменили погрузочно-доставочные машины разных размеров и мощностей, теперь они занимаются отгрузкой горной массы.

Работа взрывника в шахте


Идут взрывные работы

Также год назад я окончил курсы и прошёл стажировку по профессии «мастер-взрывник». Это самая ответственная профессия под землёй.

Что должен знать мастер-взрывник

Учиться на взрывника дольше всего, экзамен – самый трудный, много информации нужно знать «назубок»:

  • ПДК (предельно-допустимая концентрация) ядовитых и взрывоопасных газов;
  • все существующие виды паспортов БВР;
  • различные свойства пород и взрывчатых веществ;
  • способы взрывов (ленты, забои, камеры, доведение до проектного сечения, утилизация ВВ, сварка взрывом, накладные заряды и т.д.) и монтажа взрывной цепи;
  • способы ликвидации «отказов» и «зависаний » (пробок из горной породы) в рудоспусках .

Также на экзамене были отдельные вопросы по статьям уголовного кодекса, экономике и истории, химии и физике, составлению эскизов паспортов БВР и вопросы на предмет знания специальной документации.

Помимо теории и практики, будущий мастер-взрывник обязан пройти соответствующую медицинскую комиссию и процедуру полиграфа, где ему придётся отвечать на много каверзных вопросов. Полиграф – своеобразный фильтр, после которого часто отчисляют с учёбы либо снимают с практики.

Претендентов с судимостями не допускают к обучению на мастера-взрывника. От себя хочу добавить, что профессия взрывника часто, что называется, предполагает работу из серии «не бей лежачего» - то есть, намного легче в физическом плане, чем та же работа крепильщика или проходчика. За 3 месяца практики и стажировки я практически ни разу не устал. Зарплата взрывника сопоставима с зарплатой проходчика. За ответственность доплата, наверное.

Как построить карьеру в металлургии


Каска шахтера

Мой стаж работы под землёй - 8 лет, из которых в качестве ученика-практиканта (программа «Рабочая смена ») за зарплату уборщицы проработал первые 11 месяцев, первая зарплата за месяц в 2006-ом году составляла 6400 рублей, при этом я уже тогда работал как взрослый дядя и часто, чтобы показать себя с хорошей стороны, делал чужую работу. Это ещё одно – очень выгодное - изобретение топ-менеджеров Норильского никеля, экономия сказочная!

Как получить образование для работы в забое

Плюс, по корпоративным законам 2006-го года, «Рабочая смена» не шла в стаж. Сейчас это дело исправили. Обучался профессиям в Норильске, в Корпоративном Университете (Центр по подготовке персонала) по направлению от самого рудника с отрывом от производства. То есть, достаточно было среднего образования, а специальные знания, умения и навыки давались и приобретались уже в процессе работы.

Получить направление на обучение можно, просто поговорив с начальником участка, или по письменному заявлению. Но это не всегда так просто, иногда начальство спекулирует этим, а если отношения с руководством не заладились, то и вовсе можно годами пролетать мимо учёбы, оставаясь с 3-м или максимум 4-м разрядом проходчика или крепильщика.

За всё время работы на моём проходческом участке, практически не было периода, когда бы кто-то не учился, не проходил курсы повышения квалификации. Но при желании всегда можно расти как в руководящем направлении, так и в рабочем.

Собеседование в предприятиях группы «ГМК Норникель»

Ещё когда устраивался, первый вопрос ко мне был - служил ли я в армии и где именно, в какой должности ушёл в запас. В отделе кадров этому уделяют особое внимание, так как работа на руднике очень трудная, ответственная и опасная. Также интересовались, судим ли я, есть ли какие спортивные звания и достижения. Спортсменам, выступающим на соревнованиях от предприятия, положены надбавки к премии, что потом неплохо отражается на зарплате.

Какая зарплата у горнорабочих

Оплата труда состоит из основных выплат: тарифа, разных премий (коллективного стимулирования, премия начальника участка, за руководство бригадой, работу в праздничные дни и т. п.), доплат за работу в ночное и вечернее время, доплат за время передвижения, доплаты за выслугу лет, коэффициент вредности (вредность самого производства и условий Крайнего Севера).

Отдельные профессии оплачиваются совсем неплохо. Зарплата машиниста ПДМ (погрузочно-доставочная машина) сейчас — около 120 тысяч рублей, столько же примерно получает бурильщик шпуров и скважин.

Карьерный рост на металлургическом комбинате

По-прежнему в большей степени зависит от «мохнатой лапы» и умения «корректно» общаться с начальством. Поэтому конкретные сроки назвать трудно. До начальника добычного (или проходческого) участка некоторые протеже доходили за год-полтора, кто-то работал столько по «Рабочей смене», а кто-то и месяца в ней не задерживался. Бывают просто удачные «пролёты», когда молодой специалист оказывается в нужном месте в нужное время.

Плюсы и минусы профессии горнорабочий


Металлургический комбинат

Очень большим минусом считаю процедуру прохождения ежегодной медицинской комиссии, которую ненавидят практически все, кто работает на комбинате. Моя специальность имеет первую категорию вредности (по сетке вредности) и насчитывает 14 пунктов вредных для здоровья факторов, таких как:

  • низкая освещённость;
  • вибрация;
  • ядовитые газы;
  • пониженная концентрация кислорода;
  • очень высокий уровень шума;
  • повышенное атмосферное давление и т.д.

Добавим к этому полярную ночь продолжительностью полтора месяца и зиму Заполярья – 9 месяцев.

Следовательно, чтобы работать в таких условиях, нужно иметь здоровье минимум как у космонавта. Поэтому примерно 95 % работников комбината из года в год платят (по налаженным каналам) тем медицинским работникам, у кого «засветились». Я лично - «дойная корова» у хирурга и офтальмолога.

Получается очень интересная вещь – люди дают взятки врачам, чтобы их признали годными по здоровью, для работы, на которой это самое здоровье и гробится. А ещё тебя могут просто комиссовать - вот и вся карьера. И эта катавасия длится уже не первый десяток лет.

Социальный пакет – стандартный для предприятий такого уровня. Раз в год предоставляется оплачиваемый отпуск, плюс дорога (туда-обратно — не более 45 тысяч рублей, авиакомпания-монополист, что является собственностью директора заполярного филиала Норильского никеля, как раз устанавливает цены в этом диапазоне – очень выгодно!). Раз в два года дают путёвку в Сочи или в Белокуриху (как повезёт). Больничный лист оплачивается (но лучше вообще забыть про болезни и жить здоровой, счастливой жизнью – болеть невыгодно).

Если вы ищете работу на руднике или в области металлургии

Желающим пойти по моему пути напишу главное – не вздумайте этого делать!

65-70 тысяч рублей в месяц – это ничто на Крайнем Севере, где килограмм картофеля стоит 300 рублей, а коммунальные услуги за однокомнатную квартиру с одним прописанным – 6000 рублей. Не стоят эти копейки потраченного, в лучшем случае, здоровья и времени. А в худшем — каждый месяц — минимум один смертельный случай.

Впервые, в сентябре 2015-го года по центральному телеканалу показали групповой несчастный случай, в «Норильском никеле». Зачем это было сделано – не понятно, ведь до этого тысячи человек погибли. Страна ничего не знает об этом, да и не должна знать (невыгодно).

Пару слов ещё о самой работе. В забое часто очень влажно (используется вода при бурении) и душно (+35°+40° С) из-за окисления медистой руды с последующим её спеканием, кислорода при этом — 19-20 %, в ночную смену часто производится крепление выработок с помощью набрызг-бетона.

А теперь представьте, что вы в темноте, жуткой духоте и дефиците кислорода, в течение 6-ти часов перекидываете лопатой сухой цемент с песком в грохочущий бункер установки для крепления. А теперь всё это вместе помножьте на 12 тонн замеса, который с вашей помощью и лопаты окажется, в конечном итоге, в бункере машины для набрызг-бетона. Я так работал 9 месяцев подряд – врагу не пожелаю. В «яме» (так мы называем рудник) работать очень вредно и опасно.