Домой / Агробизнес / В зоне риска. Студентам найдут работу во время учебы

В зоне риска. Студентам найдут работу во время учебы

Покинул свой пост еще один высокопоставленный чиновник «лужковской команды». освободил от должности руководителя департамента труда и занятости Москвы Олега Нетеребского, назначив его своим советником. Об этом стало известно во вторник. Как следует из подписанного еще 31 августа распоряжения мэра № 709-РМ, Нетеребский назначается «на должность советника мэра Москвы группы советников и помощников мэра Москвы управления мэра Москвы с окладом согласно штатному расписанию, ежемесячной надбавкой за особые условия государственной гражданской службы, окладом за классный чин — действительный государственный советник города Москвы II класса — на срок полномочий мэра Москвы».

Как пояснил «Газете.Ru» заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, в новом кадровом решении нет ничего экстраординарного. «Идет нормальный процесс ротации, омоложения правительства, — рассказал Печатников. — И это право мэра обновлять правительство в соответствии с теми задачами, которые он видит. Олег Викторович много сделал для развития рынка труда и предотвращения безработицы, но сейчас возникли новые задачи». Имя возможного преемника Нетеребского пока не называется. Единственное, что уточнил Печатников, это пол будущего руководителя департамента — им будет мужчина.

Что касается стоящих перед департаментом новых задач, то, как напомнил заммэра, уровень безработицы в столице составляет сейчас 0,49% (то есть ее практически нет). При этом количество вакансий составляет более 100 тыс.

«Департамент труда и занятости, безусловно, нужен, — считает Печатников. — Но наши проблемы сегодня находятся не столько в сфере безработицы, сколько в сфере миграционной. Поэтому нам хотелось бы усилить именно это направление».

По словам заммэра, он ни в коем случае не выступает против трудовых мигрантов, которые выполняют многие не привлекательные для москвичей работы, однако «категорически настаивает на их легализации». По данным Печатникова, ежегодно только на социальной поддержке нелегальных мигрантов городской бюджет теряет 4,5 млрд рублей. Речь идет о медицинской помощи, образовании. Кроме того, в Москве уже появился медицинский туризм — сюда приезжают рожать, рассказал чиновник. Причем в городские роддома попадают необследованные женщины, в результате чего в статистике появляется рост младенческой и материнской смертности.

«Существующая сегодня система потворствует нелегальной миграции, поэтому необходимо принимать федеральные и городские законы, способствующие ее легализации. А основные усилия департамента и его нового руководителя должны быть направлены на работу с мигрантами», — считает Печатников. По его словам, легализация нужна в том числе и самим мигрантам. «Это в интересах самих людей, перестающих быть бесправными рабами и становящихся честными тружениками», — отметил он.

Что касается Нетеребского, то, по словам заммэра, перейдя на должность советника, он будет заниматься хорошо ему знакомой работой с профсоюзами.

Напомним, что до того, как возглавить созданный в декабре 2008 года департамент труда и занятости Москвы, Нетеребский являлся заместителем председателя Федерации независимых профсоюзов России, а также возглавлял комиссию Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению.

Самым успешным проектом Нетеребского на посту руководителя департамента стало трудоустройство в кризисном 2009 году выпускников вузов и колледжей, что позволило не допустить резкого увеличения числа безработных. Для выпускников «разморозили» вакансии в городских учреждениях, предоставив как минимум по одному предложению работы. Рабочие места для выпускников были зарезервированы в госучреждениях и в следующем, 2010 году.

А вот успехами в миграционной сфере Нетеребский (как, впрочем, и никто в России) действительно похвастаться не мог. Никакое давление со стороны департамента не смогло заставить московских работодателей, в том числе и из сферы городского хозяйства, отказаться от дешевой иностранной рабочей силы.

Свое недовольство департаментом, неспособным ограничить необоснованный приток в город иностранной рабочей силы, новый градоначальник высказывал с самого начала.

В конце 2010 года Собянин потребовал разобраться в миграционной политике столицы и сделать запросы на привлечение миграционной силы «публичными и ясными». «Объясните логику, по которой мы, правительство Москвы, запрашиваем федеральные органы с разрешением привлечь этих граждан в Москву», — потребовал он от Нетеребского на заседании городского правительства. В ответ Нетеребский смог сообщить лишь о планах по снижению квоты.

Больше, впрочем, никаких претензий руководителю департамента мэром не предъявлялось. По крайней мере, публично. Зато, работу подведомственного Нетеребскому департамента регулярно критиковала Контрольно-счетная палата Москвы, отмечавшая «нерациональное и неэффективное» использование бюджетных средств.

В частности, как следует из отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы в 2010 году, «рабочие места, созданные для инвалидов по зрению за счет бюджетных субсидий, использовались нерационально и неэффективно, а проведенный в ходе аудита анализ имущественного и финансового положения организаций — получателей субсидии свидетельствует о наличии рисков утраты результатов реализуемых ими проектов в ближайшей перспективе». И далее: «Департаментом труда и занятости населения города Москвы при финансировании проектов по созданию рабочих мест для инвалидов по зрению в 2009 году допущены избыточные расходы в сумме 135 374,1 тыс. рублей; 100-процентное авансирование заключенных договоров позволило получателям субсидий использовать полученные средства для поддержки иных коммерческих структур».

В ходе проверок расходования бюджетных средств на содействие занятости в 2010 году КСП были выявлены «факты неправомерного использования государственных средств на сумму 154 734,8 тыс. рублей, неэффективно использовано 119 674,5 тыс. рублей».

«Существующий порядок предоставления и использования субсидий на создание рабочих мест не позволяет обеспечить эффективность использования средств бюджета города Москвы в перспективе, а также исключить риски их утраты», — отмечается в отчете «О результатах аудита эффективности расходования бюджетных средств на содействие занятости населения в городе Москве» за 2010 год.

Доставалось от КСП департаменту труда и занятости и за мигрантов. По мнению аудиторов, «миграционная политика, проводимая ДТиЗН как уполномоченным органом исполнительной власти, не обеспечивала защиту национального (внутреннего) рынка труда от притока иностранной рабочей силы. Существующая система оснований для удовлетворения или отказа работодателям в привлечении иностранной рабочей силы не учитывала экономические факторы деятельности организаций».

Тем не менее, потеряв руководящую должность, Нетеребский не уходит из мэрии. Как рассказал «Газете.Ru» источник в московской мэрии, декоративная должность советника предложена ему, как человеку, ничем себя не скомпрометировавшему и лояльному городскому руководству. По словам источника, институт советников появился в столичной мэрии благодаря традиции не бросать свои кадры. В советники мэра переводятся бывшие чиновники, ушедшие «по-хорошему». Экс-чиновникам с подмоченной репутацией достаются должности рангом ниже. Как правило, советники ничего не решают и особо ничего не делают. Но при этом у них идет стаж, имеются удостоверения работников мэрии и собственные кабинеты.

РАСПП И ВЛАСТЬ / Нетеребский — за новые механизмы регулирования иностранной рабочей силы

Олег Нетеребский: «Одна из основных проблем с трудоустройством россиян — жадность собственников»

25 августа 2010 года в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Олега Викторовича Нетеребского на тему: «Столичный рынок труда сегодня. Программа занятости населения Москвы на 2011 год».
ссылка: http://mamanarabote.ru/index. php/2010

Выпускникам сделают предложение

Удастся ли ее выполнить? Этого пока не может сказать никто. Единственное, в чем заверил журналистов руководитель департамента труда и занятости населения Москвы Олег Нетеребский, в городе делается для этого все. И тем не менее в настоящее время городской службой занятости зарегистрировано более 48 тысяч безработных москвичей, что составляет 0,76 процента от экономически активного населения столицы, в то время как еще в конце прошлого года было всего 0,29 процента.
ссылка: http://www.rg.ru/2009/04/29/ rabota.html

Олег Нетеребский: о проблемах трудоустройства инвалидов

О. Нетеребский: «Работодателям должно быть невыгодно отказываться от создания рабочих мест для инвалидов»

Руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы Олег Нетеребский рассказал на пресс-конференции, прошедшей в ИА «АиФ», о проблемах трудоустройства инвалидов. По его словам, в столице насчитывается около 7 тыс. предприятий, подлежащих квотированию. Каждое должно отдавать 2% рабочих мест инвалидам.
ссылка: http://inva.tv/index.php? option=com

Москва по-прежнему привлекает значительное число мигрантов

Как заявил в ходе пресс-конференции руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы Олег Нетеребский, Правительство Москвы проводит целенаправленное регулирование привлечения иностранных работников на столичном рынке труда, соблюдая принцип приоритетного права жителей города на замещение вакантных рабочих мест, сообщает пресс-служба Департамента труда и занятости населения Москвы.
ссылка: http://www.pressa.tj/news/ moskva-po-prezhnemu

Квота на трудовых мигрантов в Москве оставлена без изменений

250 тысяч человек составит квота на работников-иностранцев в Москве на следующий год. Об этом сообщил журналистам в среду руководитель департамента труда и занятости населения правительства Москвы Олег Нетеребский. Квота на рабочих-мигрантов для Москвы на 2009 год сначала была установлена также в 250 тысяч, но затем увеличивалась.

«Сегодня состоялось заседание на федеральном уровне по вопросам привлечения иностранной рабочей силы, где была одобрена предложенная нами квота на иностранных трудовых мигрантов на 2010 год в размере 250 тысяч человек», — сказал Олег Нетеребский.
ссылка: http://www.migrant.ru/news. php?id=267

Власти Москвы предлагают приравнять зарплаты мигрантов к средним по городу

Власти Москвы предлагают приравнять зарплаты мигрантов к средним по городу для той или иной сферы. Об этом 29 февраля руководитель столичного Департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский.

«Необходимо изменить или пересмотреть три нормы в законодательстве. Во-первых, это стандарт заработной платы, чтобы зарплата у мигрантов была средней по виду профессии, которая существует в данном регионе. Во-вторых, это квотирование рабочих мест. И в-третьих, это предоставление оперативного права субъекту РФ по корректировке квот, так как мы не принимаем никаких решений, мы лишь предлагаем квоту, а решение принимает федеральная власть», — сказал Олег Нетеребский.
ссылка: http://www.uvao.ru/uvao/ru/ today/n_340/o_366242

В рамках совершенствования миграционного законодательства столица введет в него ряд изменений

Руководитель Департамента занятости населения Москвы Олег Нетеребский в рамках совершенствования миграционного законодательства предлагает внести в него ряд изменений. Об этом 1 марта сообщил телеканал «Россия 1» в программе «Вести — Москва».
ссылка: http://federal.polit.ru/ govbody/mosgov/news/204104383/

Студентам найдут работу во время учебы

Столичные власти намерены запустить специальную программу для трудоустройства выпускников вузов и колледжей. Молодые люди смогут получить работу в той организации, где проходили практику во время обучения. Как сообщил на пресс-конференции в Информационном центре правительства Москвы руководитель столичного департамента труда и занятости Олег НЕТЕРЕБСКИЙ, за этот год в столице трудоустроены 60% выпускников вузов.
ссылка: http://www.mperspektiva.ru/ article/a-2544.html

Служба занятости готова переобучить 20 тысяч человек

Почти 20 000 человек смогут пройти переобучение, чтобы затем найти работу через городскую службу трудоустройства. Об этом заявил руководитель московского Департамента труда и занятости Олег Нетеребский, сообщает ТВЦ.
ссылка: http://www.rosbalt.ru/moscow/ 2009/09/10/670650.html

70-процентная толерантность

На прошлой неделе правительство Москвы получило результаты закрытого опроса жителей столицы по поводу их отношения к мигрантам. Исследование показало, что к приезжим из других стран и регионов 30% москвичей относится отрицательно. Одновременно с этим руководство города сообщило о готовности застраивать прирезаемые территории без привлечения новых мигрантов, а руководитель департамента труда и занятости Москвы Олег Нетеребский заявил «МН», что мигрантов среди рабочего персонала в «новой Москве» не ожидается.
ссылка: http://pda.mn.ru/moscow_ people/20111017/305936280.html

40 лет — работы нет

В этом году в столице будет создано 89 тысяч новых рабочих мест. Об этом сообщил на пресс-конференции руководитель департамента труда и занятости Москвы Олег Нетеребский.
ссылка: http://www.rg.ru/2011/03/01/ rabota.html

В столице пройдёт «Московский молодежный день занятости»

Со своими экспозициями и банком вакансий в нем примут участие 14 департаментов и комитетов Правительства Москвы, более 100 крупнейших московских работодателей, образовательные учреждения, ведущие кадровые агентства. На открытии с приветственными словами выступит первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова и руководитель московской службы занятости Олег Нетеребский.
ссылка:

Еще недавно столица давала работу и возможность кормить семью выходцам почти всех регионов страны и государств СНГ. А сегодня и среди москвичей мало найдется таких, кто не боялся бы потерять рабочее место. Насколько реальна угроза безработицы в городе? Какой масштаб она может приобрести? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" с руководителем недавно созданного в Москве департамента труда и занятости Олегом Нетеребским - человеком из первой президентской сотни кадрового резерва.

Обвального роста безработицы не будет

Российская газета: Олег Викторович, еще недавно работа служб занятости в регионах проходила незаметно. Теперь же на них обращено внимание и простых граждан, и властей. Вы чувствуете это?

Олег Нетеребский: Конечно. В конце января, например, в Манеже проходила выставка, посвященная итогам Года семьи в Москве. Традиционное мероприятие из тех, где дети поют и пляшут, много цветов и музыки...Но стоило только спуститься в цокольное помещение, где департамент организовал ярмарку вакансий, как человек окунался совсем в другую атмосферу. Безмолвные очереди соискателей работы, озабоченные лица....За четыре дня прошло свыше 10 тысяч человек. А только что прошедшая ярмарка в Центральном доме предпринимателя за день собрала столько же посетителей. Такого за последнее десятилетие никогда не было.

РГ: Многих уже сократили?

Нетеребский: На начало года в столице было 22,9 тысячи официально зарегистрированных безработных, сейчас - 35 тысяч. Еженедельно регистрируется до 2 тысяч человек. Юридически оформить свой статус безработного москвичей подтолкнуло увеличение размера пособия по безработице - до 4900 рублей по федеральному максимуму и плюс 1700 городская надбавка. Получается 6600 рублей. Согласитесь, это уже кое-что. В результате меньше чем за полгода уровень безработицы вырос с 0,3 процента до 0, 45 от экономически активного населения города.

РГ: Кого сокращают в первую очередь?

Нетеребский: 40 процентов уволенных - это жители других российских регионов, и в первую очередь Подмосковья, еще 18 процентов - пенсионеры. Остальные 40 процентов - жители столицы.

Нетеребский: По нашим подсчетам, численность официально зарегистрированных безработных может достигнуть 50-55 тысяч человек, а в течение года до 300 тысяч москвичей окажутся в зоне риска. Сюда входят те, кого уволят и кто уйдет с работы сам, демобилизовавшиеся из армии, военнослужащие, выпускники вузов...В любом случае к обвальному росту безработицы это не приведет. Она не превысит контрольной цифры - 1 процента от экономически активного населения, как и прописано в трехстороннем соглашении между правительством Москвы, работодателями и профсоюзами. Кстати, это на порядок ниже, чем в мировых столицах и мегаполисах.

РГ: Откуда такая уверенность?

Нетеребский: Дело в том, что город предпринимает целый комплекс мер, направленных на стабилизацию рынка труда. Промышленные предприятия и строительный комплекс поддерживаются с помощью горзаказов. Поставлена задача создать благоприятные условия всем инвесторам, которые хотят строить, производить, торговать. Главная цель - сохранение и создание новых рабочих мест. Но не все может сделать Москва, требуются решения и на федеральном уровне. Почему бы не принять государево решение в пользу приоритета отечественных производителей перед зарубежными?

Мигранты не уезжают

РГ: Правда ли, что в Москве стало меньше гастарбайтеров?

Нетеребский: Вот цифры. С начала года на миграционный учет поставлено около 157,5 тысячи иностранцев. Это на 12,7 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Разрешения на работу выданы 16,5 тысячи граждан СНГ, а уведомления о трудоустройстве прислали вдвое меньше. Где остальные? Работодатели по-прежнему заинтересованы в труде нелегальных работников. Их аргумент известен: москвичи не идут. О мизерной оплате и отвратительных условиях труда они предпочитают умалчивать. В 90-е годы в столице существовал порядок, при котором каждая заявка на привлечение иностранцев рассматривалась межведомственной комиссией правительства Москвы. Разрешение получал лишь тот, кто гарантировал работникам зарплату не ниже среднеотраслевой и нормальные условия проживания. Понятно, что такой подход оборачивался для работодателей дополнительными расходами. В итоге они пролоббировали изменение федерального законодательства, которое теперь им позволяет платить мигрантам копейки, превращая их по сути в рабов. Если такое положение не изменить, то о какой защите национального рынка труда можно говорить?

РГ: И что, есть уже попытки уволить москвичей и нанять иностранцев?

Нетеребский: И не одна. Подают, например, список на сокращение 300 работников и тут же - заявку на 300 иностранцев. Они дешевле!

РГ: Как пресечь подобное?

Нетеребский: Разрешение на работу должен давать субъект Федерации, который отвечает за социальную стабильность в регионе, а не Федеральная миграционная служба, как сейчас. Субъект пропишет и четкие требования к зар-плате мигрантов, условиям труда и т.д. ФМС же пусть останутся полицейские меры наведения порядка - штрафы на незаконно использующих иностранную рабочую силу и высылка нелегалов. Мэр Москвы Юрий Лужков встречался по этим вопросам с премьер-министром страны Владимиром Путиным и заместителем председателя правительства РФ Александром Жуковым. Надеюсь, что разум победит.

РГ: Но пока Москве утвердили квоту на 392 тысячи иностранцев вместо 250 тысяч, на которых она настаивала...

Нетеребский: Беда не только в том, что их снова пытаются привлечь больше, чем нужно городу. Главное - что это за работники. Приехал, например, в Москву житель Таджикистана, купил возле метро трудовую книжку с записью токаря шестого разряда. Получил в ФМС разрешение на работу, пришел на завод, и тут выяснилось, что он не знает, с какого боку подойти к станку. Ему, естественно, дают от ворот поворот. Но квота-то выбрана!

РГ: И какова цена ошибки?

Нетеребский: Для того чтобы набрать 4 тысячи токарей, завод пропускает 14 тысяч мигрантов...Но 10 тысяч забракованных тоже не едут домой. Чем они займутся? Труд без уплаты налогов - еще наименьшее из зол.

РГ: Но москвичи и в самом деле не идут на работу по многим непривлекательным профессиям. На те же стройки...

Нетеребский: Могу сказать строительным баронам одно: поделитесь сумасшедшими прибылями, платите работникам нормальное вознаграждение, и не будет отбоя от желающих устроиться к вам.

Ситуация под контролем

РГ: Власти все время заверяют в том, что ситуация с безработицей в Москве под контролем. Объясните, что стоит за этим.

Нетеребский: Например, в службу занятости поступили сведения из Всероссийского института легких сплавов о предстоящем сокращении. Ознакомившись на месте с ситуацией и проведя переговоры с администрацией предприятия, наши специалисты сумели выправить положение.

РГ: Какое же волшебное слово они знают?

Нетеребский: Мы обнаружили, что объективных причин для увольнения работников нет. Просто руководство попыталось поставить работников в зависимость от итогов деятельности института, причем довольно некорректно. В частности, перевести бессрочно-трудовые отношения на договоры подряда. Желание понятное. Сформировали бы временный творческий коллектив, который окажется в подвешенном состоянии сразу, как будет выполнен заказ. Нет нового заказа? Людей можно увольнять.Так наш департамент и антикризисный штаб правительства Москвы, который возглавила первый заместитель мэра Людмила Швецова, вникают в каждый конкретный случай, который может привести к массовому увольнению москвичей.

РГ: С каких предприятий больше всего сокращают?

Нетеребский: В Москве сейчас нет проблем с промышленными гигантами, как в 90-е. В основном увольняется персонал из непроизводственной сферы: банковской, финансовой, связанной с операциями с недвижимостью. Причем чаще без объективных оснований. Когда лопается банк, он ведь не исчезает, а поглощается более крупным. И мы настаиваем на том, чтобы поглотитель трудоустраивал у себя всех работников.

РГ: Удается?

Нетеребский: Частично. Я к этому отношусь философски. Разве "белые воротнички" с зарплатой 60-70 тысяч рублей не понимали, что работают в сфере, где деньги делаются из воздуха? Значит, рано или поздно, должен был прийти конец дутому благополучию и наступить прозрение, что если у вас есть жена и дети, которых нужно содержать, то пора искать другую работу.

Не впадайте в спячку

РГ: Что служба занятости предложит оставшимся без работы?

Нетеребский: Сейчас у нас вакансий в несколько раз больше, чем безработных по всей Москве.

РГ: Удивительно, чем больше увольнений, тем шире круг предложений работодателей. Если в начале года их в банке было 179 тысяч, то сейчас - уже 211 тысяч...

Нетеребский: Этот рост "липовый" из- за неразберихи в законодательстве. Прежде чем подать заявку на привлечение иностранного работника, работодатель обязан объявить вакансию в службу занятости. Поэтому она зачастую оказывается "мертвой".

РГ: Дайте практический совет человеку, потерявшему работу.

Нетеребский: Совет первый - не впадайте в спячку. Больше активности. Выясните все свои права. Ознакомьтесь с трудовым кодексом, с комментариями, обратитесь в юридические консультации... И никогда не пишите заявления по собственному желанию или на отпуск без сохранения содержания. В противном случае останетесь без всяких средств к существованию и пособие по безработице не получите. Зато работодатель будет потирать руки - ему не надо тратиться.

Пусть он сократит по закону. В этом случае вас должны предупредить за два месяца. А потом еще за два месяца выплатить среднюю заработную плату. А если органы занятости вас не трудоустроили, то предприятие будет выплачивать пособие еще и на третий месяц. Если понимаете, что все равно уже там не работать, можно уволиться по соглашению сторон. Выдвигайте свои условия. Например, потребуйте как минимум выплаты трех средних зарплат. Отказывают? Обратитесь за помощью к профсоюзам - они в Москве достаточно продвинутые. Ну и, конечно, в территориальную службу занятости. Затем принимайтесь за поиски новой работы. Подключите всех знакомых, воспользуйтесь нашим банком вакансий, СМИ...

РГ: Может быть, поискать работу за пределами Москвы?

Нетеребский: Пока ни одного желающего покинуть столицу к нам не обратилось. Вот почему переезд в иную местность в поисках работы - первое из четырех направлений федеральной программы по стабилизации ситуации на рынке занятости, Москва для себя сразу отвергла.

РГ: А переобучиться можно?

Нетеребский: Для этого даже с работы можно не уходить: у нас есть так называемое опережающее переобучение - программа для людей, которых могут сократить. Предположим, водитель второго класса повышает квалификацию до первого, банковский финансист переучивается на заводского экономиста и т. д. Самая массовая программа - это создание временных рабочих мест для молодежи. Их до конца года появится примерно 760 тысяч - в виде стройотрядов для студентов и других организаций.

Уважаемые коллеги, мы присутствовали на выступлении в Кремле нашего президента, и основная мысль, которая была высказана, касалась деятельности всех общественных организаций, всего гражданского общества. Работа общественных организаций должна быть нацелена на приоритеты интересов России, чтобы человек чувствовал себя комфортно в нашей стране, росло его благосостояние, чтобы он чувствовал себя достойно. То есть цели были определены, чётко обозначены, нужна технология решения этих проблем. Президент особо подчеркнул, что необходимо принятие конкретных планов мероприятий, для того, чтобы это все не осталось пустыми словами. К сожалению, последнее время у нас появилась традиция разрабатывать реформы в рамках определённых ведомств, определённых структур, и мы узнаём о них, когда уже начинает что-то пробуксовывать, не работать или эти реформы не восприняты обществом. Характерный пример такого подхода – проведение пенсионной реформы. Сегодняшняя задача для всех общественных всех сил – активно включиться в выработку именно этих технологий и далее, по ходу их реализации, контролировать правильность того направления, которое было предложено обществу и должно реализовываться государственными органами.

В рамках сегодняшнего выступления мне хотелось бы, чтобы выступающие, представители различных структур, которые имеют определённый положительный опыт, рассказали, как можно решить ту или иную проблему.

Сейчас в нашей стране идет мощный экономический рост, о структуре и качестве этого роста я не буду говорить. Но параллельно с этим мы видим и рост определенных протестных настроений в обществе, поскольку, по мнению трудящихся, результаты экономической деятельности распределяются несправедливо. Не существует у нас в стране механизмов, которые позволяли бы обеспечить эту справедливость и согласование интересов сторон. Механизмы вроде бы есть, но насколько эффективно они работают? Говорить о высокой эффективности пока не приходится, причём и в рамках того, что прописано в законодательстве и в рамках тех общественных структур, общественных организаций, которые пытаются это организовать. Я постараюсь предложить, на мой взгляд, некоторые реперные точки, проблемные моменты, с помощью которых можно будет достигнуть тех целей, которые озвучил президент.

Любой экономический рост должен обеспечиваться, как сказал президент, ростом производительности труда. Это не вызывает сомнения, хотя в нашем обществе звучат страшилки о том, что рост производительности труда, внедрение передовых технологий, приведёт к освобождению кадров с предприятий. Судя по опыту развития многих экономик, этого не происходит. Как правило, освобождающиеся кадры находят свое место либо в расширяющемся по объёмам производстве, либо в других сферах экономики. Только необходимо этот процесс проводить предельно грамотно, не просто выбрасывать людей на улицу, а принимать конкретные программы либо по переобучению, либо трудоустройству этих работников. У нас появились первые ростки внедрения принципа «общесоциального партнёрства», это институт взаимодействия представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти. Но на сегодняшний день продекларированная в Трудовом кодексе система социально партнёрства, как система ещё не существует. Есть отдельные примеры в Москве, Татарстане, ряде других субъектов, когда решения органов социального партнёрства являются обязательным для исполнения и распространяются практически на всех работодателей, которые действуют в рамках данной территории. Этим субъектам удалось достичь определённых успехов, допустим, по Москве стандарт минимума заработной платы, в трёхстороннем соглашении, составляет 7500 рублей. Но Москва сегодня задыхается из-за того, что опережающие темпы роста натыкаются на то, что в других субъектах Российской Федерации такого не происходит. Я могу приводить множество примеров по тому, как в субъектах это развивается.

Необходимость ответственного отношения к системе соглашений между работодателями и работниками, натыкается в нашем обществе на неприятие. Буквально последние данные могу вам озвучить: в Приморском крае действует трёхстороннее соглашение, но крупнейшие предприятия отказались выполнять региональное соглашение. При этом экономические возможности у данных предприятий есть, но обеспечивать базовые стандарты в рамках территории у них нет желания. Сегодня превалирует подход, грубо говоря, «кто круче». То есть не хочет бизнес садиться за стол переговоров с работниками. Вот эту психологию нам необходимо менять. Если мы хотим стабильного развития, необходимо садиться за стол переговоров, договариваться, фиксировать это в рамках коллективных договоров и соглашений, которые обязательны для исполнения. Тогда бизнес в лице работников найдёт только сторонников своим идеям, своим целям.

Есть еще одна реперная точка, о необходимости роста заработной платы. Сегодняшний стандарт России, не выдерживает никакой критики и никаких причин для введения, допустим, прожиточного минимума, сегодня не существует. В этом году надо решить эту проблему, это вопрос только политической воли. Конечно, необходимо более детально рассмотреть соответствие данного стандарта росту производительности труда и в этом представители работников тоже должны участвовать, совместно реализовывать планы. Мы в этом заинтересованы.

Мы говорим, сегодня о том, что бизнес при реализации инновационных программ сталкивается с острой не хваткой кадров. Есть отдельные примеры, когда поднимается престиж массовых рабочих профессий. Буквально на прошлой неделе состоялись Федерально-окружные финалы конкурсов в Приволжском Федеральном округе, в Южном Федеральном округе, на следующей неделе финал будет проходить в Сибирском Федеральном округе, в конце марта в начале апреля будет проходить общероссийский финал. Но кто об этом слышал? Справедливости ради хочу сказать, что региональные СМИ очень активно освещают такие мероприятия, более того, к этой работе подключаются различные структуры работодателей, потому что они прекрасно понимают, какая отдача может быть от популяризации массовых профессий. Не говоря уже о том, что это связь между предприятиями, мы видим рост движения наставничества, возрождается патронат опытных рабочих над пока немногими ПТУ.

Сейчас чрезвычайно актуальна проблема пенсионного обеспечения. Я не призываю делать так, как всегда мы привыкли: сначала до основания разрушить, а затем выстраивать какую-то новую систему. Мы должны внимательно и грамотно посмотреть, как наполнить существующую пенсионную реформу конкретным содержанием и исключить те риски, которые сегодня есть. Во-первых, часть населения, до 1967 года рождения, исключили из системы накопительной пенсии, объяснив это тем, что размещать эти средства невыгодно, потому что доходы от этого не покрывают даже уровень инфляции. Я считаю, что необходимо придумать какие-то механизмы, совместные механизмы, чтобы средства накопления, которые идут для молодого поколения, приращивались как минимум, но главное, чтобы они не обесценивались. Что делать с остальными? Предложенная схема, которая озвучивается обществом: на тысячу рублей, вложенных работником, тысячу добавляет государство. Эта схема вызывает массу вопросов, поскольку при уровне заработной платы во многих субъектах, когда средняя зарплата составляет 7-8 тысяч рублей, сложно отдать тысячу рублей на «журавля в небе», не зная ещё, доживёшь или не доживёшь до пенсии. Вызывает большие сомнения, сможет ли человек отдавать эти деньги. Я поддерживаю мнение работодателей, которые говорят, что добровольный взнос, который работодатель будет совместно с работником направлять на дополнительное пенсионное обеспечение, необходимо освобождать от Единого социального налога. И вообще по Единому социальному налогу необходимо разбираться более детально. Мы объявляем о том, что у нас существуют внебюджетные социальные фонды, но, по сути, они таковыми не являются, поскольку наполняются в рамках единого социального налога и участие структур гражданского общества в управлении этими средствами носит чисто философский характер, фактически ими управляет только государство.

Я затронул только небольшую толику проблем. Хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения прозвучали конкретные предложения, здесь присутствует представитель Трудового Арбитражного суда Москвы, у них накопился большой опыт работы по досудебному разрешению коллективных трудовых споров. Рассматривались претензии 600 предприятий, и фактически ни одно дело не было доведено до забастовки, в рамках этой процедуры. Мы об этом опыте мало знаем, эти механизмы тоже не используются. Поэтому я призываю всех к тому, что бы активнее внедрять предложения, высказанные в рамках нашей комиссии. Мы будем и дальше совершенствовать идеологию социального партнёрства, и через эту систему рассматривать процедуру трудовых споров, мы попытаемся ввести решение этих проблем в разумное русло. Спасибо.

Спасибо Олег Викторович. Как я понял ваш пафос и совершенно с ним согласен, что есть много инструментов разрешения противоречий, даже конфликтов, поиска согласия, помимо того, что мы привыкли видеть по телевидению, когда были молодые. Масса людей с плакатами, лозунгами, забастовка, счастливые лица бастующих рабочих и ещё более счастливые лица журналистов, которые снимают бастующих рабочих. Лучше этого не надо.

Нетеребский Олег Викторович

Да, потому что от забастовки лучше никому не бывает, ни работодателю, ни работнику. Нужно стараться мирным путём договориться и потом реализовывать эти соглашения. Все теряют от забастовки.

Фадеев Валерий Александрович

Позвольте предоставить слово Владимиру Николаевичу Плигину. Владимир Николаевич является председателем Комитета по конституционному законодательству Государственной Думы и, кроме того, Владимир Николаевич является Президентом Института общественного проектирования, к которому я тоже имею отношение. Институт общественного проектирования предлагал в своё время документы, которые обсуждались в Общественной палате РФ. Это и «Экономическая доктрина России», это проблемы, связанные с инфляцией, с её пониманием и методами борьбы с ней, это проблема жилищного строительства, в частности, проект «Российский дом будущего». Владимир Николаевич Плигин, не только видный законодатель, но и человек, который своей энергией серьёзно помогает развитию общественных организаций. Владимир Николаевич, пожалуйста.

Плигин Владимир Николаевич

Председатель Комитета по конституционному законодательству Государственной Думы Российской Федерации, президент Института общественного проектирования

Спасибо. Это представление ко многому обязывает, однако сегодня я буду говорить исключительно о конкретных проблемах. Уважаемые коллеги, все те вещи, которые сегодня обсуждаются, должны находить выражение в определённых документах, в законодательных актах. В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость усиления нашего партнёрства.

В настоящее время начинает более определенно обозначаться конституционное партнёрство различных участников законотворческого процесса. В рамках конституционного партнёрства участвуют формальные институты, Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство Российской Федерации. Вместе с тем, как показывает практика, без надлежащей экспертизы законопроекта, в том числе экспертизы промышленными кругами и экспертизы Общественной палаты, надлежащая законодательная работа идти не может, по экономическим аспектам, о которых мы в настоящее время говорим. Необходимо понять уровень проблемы, с которой мы сталкиваемся. В этом году было принято и подписано 337 Федеральных законов и Федеральных конституционных законов. Эти федеральные и федеральные конституционные законы фактически изменили очень многие институты. К сожалению, здесь нет Виктора Семёновича Плескачевского, при его участии был создан и развит такой институт как саморегулируемые организации, это фундаментальная вещь. Изменился Кодекс Российской Федерации о труде, многократно менялись законодательства, регулирующие отдельные аспекты деятельности, создавались государственные корпорации и принимались специальные законодательные акты в отдельных экономических зонах. Таким образом, в рамках этого законодательного массива и должна определяться стратегия, в том числе экономическая стратегия. Поэтому в рамках этого заседания нескольких комиссий Общественной палаты, нам бы хотелось, что бы всё наше сотрудничество укладывалось в ряд принципов.

Во-первых, это обеспечение и объяснение, если угодно, через инструменты гражданского общества, значимости верховенства и авторитета закона. Мы прекрасно понимаем значение и ответственность законодателей, которые обязаны давать качественный продукт. Принято 337 законов, можно ли говорить о том, что это может быть качественный продукт? Получается, что Дума принимала каждый день один Федеральный конституционный закон или Федеральный закон. Мы понимаем, что в рамках этой модели, мы предлагаем обществу существенное изменение взаимоотношений между десятками миллионов людей. И будет крайне сложно работать, если мы не создадим некий проводной механизм, который выработает стратегию действий в той или иной области, а затем эта стратегия должна отразиться на законодательстве.

Готовясь не только к этому заседанию, но и к работе в этом году, мы провели встречи с представителями экономического блока правительства, с представителями предпринимательских кругов. Мы хотели прояснить для себя, существует ли системная картина, о которой говорил президент, о движении из точки «А» в точку «Б», по любому аспекту, и в здравоохранении, и в области региональной политики. Я не буду пересказывать подробно, но эти беседы привели к пессимизму. Потому что фактически ни по одной проблеме у нас нет реалистичного, стратегического видения развития той или иной сферы. Отсутствие стратегического видения естественно накладывает отпечаток на регулятивные институты, и они реагируют только на потребности сегодняшнего дня. То есть, законодательство не определяет или не выстраивает стратегически сложные приоритеты. Соответственно нам необходимо, совместно с вами, достичь стабилизации законодательства и в среднесрочной перспективе добиться того, чтобы законодательство планировалось хотя бы на период так называемого бюджетного планирования.

Я не буду подробно говорить о традиционных институтах, о совершенствовании судебной власти, это не предмет сегодняшнего обсуждения. Но когда законодатель пытается работать, он замечает два аспекта. Важнейший из них – это качественное реформирование правоохранительной системы Российской Федерации и что очень важно, за счёт ваших институтов. Если угодно, необходимо изменение ментального подхода к деятельности государственной машины и государственной правоохранительной машины, с учётом того, что меняется вся система ценностей. Это было отмечено и в выступлении Дмитрия Анатольевича Медведева, он говорил о новой системе ценностей, о защите частной собственности, через конкретные механизмы и институты.

Конечно, мы должны продумать реальную, стимулирующую модель кадровой политики. Я не знаю точные цифры, но губернатор Санкт – Петербурга два года назад говорила, что городу требуется пятьдесят тысяч высококвалифицированных рабочих. В настоящее время, видимо, городу уже не хватает несколько сотен тысяч высококвалифицированных рабочих. И это мы должны заложить в законодательный институт. В чём пафос? Пафос заключается в том, что, либо мы будем продолжать ориентироваться на «лоскутное», реагирующее на текущую ситуацию развитие законодательства, в том числе в области экономики, либо сумеем выработать стратегию, на которую мы потом будем накладывать законодательство и совместно работать над конкретными проектами законодательных актов. Если не будет стратегического видения, то законодатель, так или иначе, вынужден реагировать на текущие вызовы, на текущие сигналы, которые подаются различными участниками законодательного процесса, и их 730. В результате получается «рваная лоскутная вещь». Поэтому всяческого уважения и поддержки заслуживает предложение, которое было сделано Президентом, о пошаговом развитии. Смею сказать, что я думал над этим «пошаговым развитием», применительно к законодательству, но пока ничего не придумал. Поэтому такого рода обсуждения, которые проводятся в настоящее время, очень интересны и заслуживают внимания.

Пользуясь случаем, я хотел бы обратить внимание бизнес сообщества и участников интеллектуальных обсуждений, что мы будем вынуждены выйти на формулирование, или переформулирование фундаментального документа, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Он затрагивает все аспекты бизнеса, в нем заложена ответственность во всех областях: финансовые рынки, рынок охраны труда, приостановка деятельности предприятий. Поэтому, если у вас есть какие-то системные идеи в этой области, если кому-то не лень, посмотрите, пожалуйста, этот документ, и мы вместе с вами над ним поработаем. Спасибо.

Фадеев Валерий Александрович

Спасибо, Вадим Николаевич. Позвольте предоставить слово Вячеславу Леонидовичу Глазычеву, председателю комиссии Общественной палаты.

Глазычев Вячеслав Леонидович

Спасибо. Я, вместе с уважаемыми коллегами по палате, слушал первое выступление Дмитрия Анатольевича Медведева на Гражданском форуме, и несколько дней назад, в Красноярске, имел возможность прослушать полный текст его второго выступления, содержавшего, в некотором смысле, экономическую программу. Средства массовой информации поторопились выступление Президента Владимира Путина, и оба выступления Медведева, охарактеризовать как проявление стратегии. Мне кажется, что это сильное преувеличение. Это предъявление ярко выраженной концепции стратегии. По одной простой причине. В Красноярске звучала тщательно выверенная, хорошо подготовленная речь. Под каждым словом этого выступления я готов подписаться. Но всё время возникает вопрос: как решается каждая из этих задач? Не вообще, а, реально, в ближайшие годы.

Я сосредоточу внимание только на двух, высшем и низшем горизонтах, в которых всякая деятельность, в том числе и экономическая, осуществляется. Шёл разговор о судебной системе, если это система. Только что состоялось замечательное в своём роде, важное прецедентное событие. В одном из районов Челябинской губернии, по представлению прокуратуры, суд признал виновным сельское поселение в том, что её администрация не исполняет функций по паспортно-визовому режиму. Если мы с вами откроем закон, то увидим, что они могут принимать эти функции на себя, если имеют соответствующие возможности. Тем не менее, решение суда, само по себе замечательное. Отсылка поселения на то, что у него нет средств, не принимается во внимание, так как это означает, что они неграмотно построили бюджет. Многие здесь знают, что такое бюджет сельского поселения. Это вопиющее топтание закона с одной стороны, здравого смысла с другой, и порождение невероятного раздражения в десятках тысяч поселений. Позволю себе заметить, что, при том, что необходима консолидация усилий, порядка трёх тысяч депутатов местных советов сегодня – это рассеянная, а иногда уже консолидирующая на региональном или субрегиональном уровне, масса остервенелых людей, которые чувствуют себя оскорбленными и униженными. В эту ситуацию их поставила структура управления, а не что-нибудь другое. Даже не столько закон, хотя в нём есть свои грехи, но, прежде всего то самое, знаменитое исполнение закона. Это совсем не мелочь, совсем не частность. У меня есть очень большая почта и статистика по подобным ситуациям. Происходит одна вещь, которая способна подорвать, в том числе, и экономические программы, включая агропромышленный комплекс, сервисные возможности малых городов, и это можно расширять до бесконечности. Некоторая наивность, при которой в сто тридцать первом законе «Об основах организации местного самоуправления» была вписана единица под названием «муниципальный район», как мы, несколько экспертов и предупреждали в своё время, вызвало структурную деформацию всей жизни на низовом горизонте. Что имеется в виду? Сосредоточение властных, имущественных и финансовых полномочий в руках органа, по закону являющегося равноправным, по отношению к поселению. Но закон – это некая абстрактная картина, в данном случае, А способ его прочтения властями, прокуратурой, судами, и всеми остальными, переводит это немедленно в систему окончательного подавления сути и смысла местного самоуправления на ключевом, низовом горизонте. Возможно ли исправление ситуации? Да, конечно! Это тот самый случай, когда хорошо забытое старое могло бы стать важным и существенным новым. Возвращение к административному району, при распространении местного самоуправления исключительно на поселенческий уровень, решило бы эту задачу. Не полностью, потому что у нас и такой закон будут плохо исполнять. Но тем не менее. Уровень административного района – это государственные полномочия, чтобы почта работала, чтобы пенсии выдавались, а, собственно, самоуправляться может только компактно живущее поселение. Сегодня происходит, кто постарше – помнит, знаменитое «укрупнение колхозов». По всей стране катится вал укрупнения, так называемых сельских поселений, а за этим словом, как правило, десять, двадцать, тридцать, а то и сорок точек, в которых живут люди, на обширной территории. У них нет общего пространства, общих возможностей, а часто и общих интересов. Частность, но бесконечно важная частность, потому что она множится на тысячи случаев.

Совершенно другой горизонт, казалось бы, воспаряющий над этим низовым уровнем, где травка – это уровень стратегического планирования. Вот здесь есть несколько уважаемых коллег, они могут дополнить, и я не хочу вдаваться в подробности, но мой опыт анализа того, что принято называть стратегиями регионального развития, заставляет меня оговорить несколько весьма существенных вещей.

Вещь номер один. Полное не различение функционирования и развития. Структура управления, худо - бедно умеющая обеспечить функционирование, на основании предыдущих показателей, с некоторым процентным приростом – такая схема работает. Как только ставится задача развития, немедленно обнаруживается, что все структуры управления на региональном уровне вообще не способны формулировать цели и подбирать к ним задачи. Поскольку эта задача немедленно расчленяется по традиционному, от советской эпохи унаследованному, ведомственному принципу. Соседние кабинеты не взаимодействуют между собой, и то, что поступает в минрегион на рассмотрение толстой папкой, где сверху написано «стратегия». На самом деле есть сборка отдельных разрозненных планов и мероприятий где слово «развитие» чаще всего подменено словом «рост», хотя, слово «развитие» вставляют и шапку ко всему этому приделывают.

Народ у нас грамотный и все умеет. Исключения есть, но они не полные и их очень мало. Я мог бы их назвать, но в данном случае, это не существенно. Беда в том, что это, точно так же, продлевается на горизонте федерального правительства, поскольку и здесь система ведомственной расчленённости создаёт ситуацию, при которой соотнести реальный человеческий капитал, распространённый в пространстве страны, причём, человеческий капитал – это не демографическая карта, это гораздо меньше. Мы вычтем здесь ещё не способных, уже не способных работать, инвалидов, бездельников, алкоголиков, и у нас с вами будет совершенно другая численность. Нет этой численности! Нет данных о человеческом капитале по территории. Никто не заказывал их собирать. В результате, я просчитывал в нескольких случаях по ряду региональных стратегий, если просуммировать их реальный запрос на рабочую силу, то её в два раза больше, чем реально может быть. А если она берётся из одного места, допустим, созданием морковок, созданием привлекательных вещей, то её убудет в другом месте. И этой карты, «притока и оттока», мы тоже не имеем.

Я имел удовольствие вчера подробно разговаривать с Дмитрием Николаевичем Козаком о сверке планов министерства с нашими планами. Я говорил с ним не только от имени нашей комиссии, но и от комиссии Валерия Александровича Фадеева, по экологии, потому что только в такой связке мы можем работать серьёзно. Козак выдвинул правильную концепцию макрорегионов развития. Мы давно об этом говорили, имея в виду не административные объединения, а видение социально-экономического пространства и его функционирования. Это замечательно. Очень хорошо. Сразу возникает вопрос: как и кем, всё это будет осуществляться? Потому, что привязывать это к федеральным округам можно было шесть-семь лет назад. Сегодня эти окружные системы сцементировались, закрепились в функционировании, выполняют свои задачи, которые, после выравнивания законодательного поля, больше свелись к кадровым продвижениям, наградам и некоторому контролю по чрезвычайным ситуациям. Эти структуры не в состоянии принять на себя видение и управление привлечением экспертных сил. На сегодня – точно нет. Региональные системы это не умеют делать, потому, что всё, что представлялось – это как острова на Белом поле, у которого нет соседей. Исключения есть, но я их пока видел только два. Может быть, есть больше, но пока видел два, где соседей видят. В Красноярске мы специально обсуждали этот вопрос. Впервые происходил реальный обмен не просто проблемами, а опытом решения между Иркутском, Челябинском, Красноярском, Екатеринбургом, Новосибирском. Уже кое-что. Но как оформить это структурно? Корпорация ли это развития, или это агентство? Без проработки этих форм и последствий, которые они с собой несут, в их отношениях с федеральными ведомствами и министерствами, как это соотносится всерьёз выполнить, не то, чтобы нельзя, но чрезвычайно непросто. И без объединения экспертной разработки, независимой от конкретного ведомства, Я не представляю, как такую задачу можно решить. Можно нарисовать, а решить – сомневаюсь.

Последнее, на чём бы я хотел сосредоточить внимание. Есть некоторая драма, и я надеюсь, что и наша палата, и региональные Общественные палаты – это очень важно, что они, одна за другой, становятся на ноги, всё-таки взялись бы за задачу, которую только на этих площадках можно решать. Это инвентаризация подлинного экспертного капитала. Его очень мало. По тысяче и одной причине мало. Это не вопрос научно-академической дискуссии, у неё свои правила игры, она должна идти, конечно. Это вопрос взаимодействия для решения конкретной задачи. Здесь цитированием старых диссертаций не обойдёшься. Надо ставить задачу, которую не ставили, или ставили совсем в другой эпохе, в другой стране, совсем другими средствами. Это невероятно существенно, потому что сегодня Академия наук не выполняет эту функцию, вузовская система почти не выполняет эту функцию. Но люди есть. Нужно набрать базу данных и с ней работать. Иначе, чем на нейтральной площадке, я сегодня возможности не вижу. А значит – это одна из наших целей. Мне кажется, что это практический вопрос, хотя, не меньше года надо потратить, чтобы его как следует решить. Спасибо.

Больше всего наши наркоманы, как известно, любят героин. Средняя разовая доза его 5 – 10 миллиграммов. Почти невидимая пылинка! Но цивилизованный мир изобрел еще более страшное зло – синтетический аналог героина триметилфентанил, в просторечии «белый китаец». Это воистину воплощенная смерть. Средняя разовая доза – 0,02 миллиграмма. Риск передозировки велик и, увы, непоправим. Зато «китаец» дешевле, и это обеспечило ему успех у тех, кому жизнь не дорога. Процесс его изготовления сложен и от посторонних глаз тщательно скрыт. Каждая найденная борцами с наркотиками лаборатория – это победа. Изымают «китайца» граммами. Но недавно питерские чекисты изъяли... 50 килограммов. Этого с избытком хватит, чтобы уморить все население Земли.

ФОТО предоставлено пресс-службой ГУВД

Семейная тайна

Такая чудовищная, не имевшая аналогов в России партия была обнаружена во дворе частного дома одного из садоводств Всеволожского района. В доме этом проживала прекрасная дружная семья. Глава ее Олег Нетеребский – подполковник милиции в отставке. Его жена – в прошлом воспитательница детского сада. Хорошие дети: сын – студент-математик, дочка-школьница играет на скрипке. И – кто бы мог подумать! – папу задерживают на Дороге жизни при попытке закладки пакета с 300 граммами «китайца». На тот момент оперативники уже знали, что у него дома работает хорошо налаженное производство смертельно опасного наркотика.

Нетеребского заковали в наручники, приготовились к проведению обыска. Но... произошло невероятное (ставшее потом, разумеется, предметом строгого служебного разбирательства): улучив момент, задержанный освободился от оков и скрылся. Помог ли в том прошлый милицейский опыт или просто улыбнулась ему фортуна, но найти его «по горячим следам» не смогли. Объявили в федеральный розыск, потом в международный, заочно предъявили обвинение и арестовали...

Шел месяц за месяцем. За это время эксперты разобрали «по винтикам» все изъятое оборудование и оценили его уровень как высококлассный. Кое-чего из этого не было даже у самих экспертов. Соответствующим было и качество произведенного продукта. Однако все члены семьи Нетеребского, будучи допрошены, в один голос заявили, что о его незаконной деятельности понятия не имели. Они свято верили, что у себя в гараже и в большом металлическом контейнере он изготавливает удобрения и краску.

По непонятной причине ни у кого из них не возникало вопросов, можно ли на доходы от столь странного бизнеса купить новый внедорожник, квартиры себе и сыну, сделать в этих квартирах хороший ремонт. «Образцовый» муж и отец формально числился на какой-то незначительной должности в некоем ООО, официальных доходов более не имел...

Жену почему-то не насторожило и то, что все телефонные переговоры со своим главным компаньоном Сергеем Федотовым (речь о нем впереди) муж проводил через нее. Сначала созванивались жены, потом они передавали трубки мужьям. А те обменивались загадочными текстами. Говорилось, к примеру: «Мои дальние друзья хотят купить самокат «бэху» 750-ю». Как потом оказалось, это обозначало продажу 750 граммов «китайца» в определенный район Ленинградской области.

Единственным человеком, который признался, что что-то подозревал, была мать Олега Нетеребского. Уважаемый человек, бывшая заведующая районной поликлиникой, она испытала настоящее потрясение, узнав правду.

На кладбище с запиской

Искали Нетеребского почти год. В конце концов выяснилось, что скрывался он не за границей, а в арендованной квартире в Красногвардейском районе. Не пользовался ни телефоном, ни Интернетом, на улицу выходил редко и только ночами. Однажды попытался оставить жене записки в условленном месте на одном из районных кладбищ. На этом и погорел. Неподалеку в момент встречи супругов его и задержали. Никаких документов при нем не было, но жена честно заявила, что это ее муж.

И тем не менее в первый момент были большие сомнения, Нетеребский ли это. Человек разительно изменился – похудел на 30 килограммов, отпустил бороду и начал носить очки. Его доставили в расположенное рядом 26-е отделение полиции, где он прослужил двадцать лет и где его многие еще прекрасно помнили. Но проводить опознание было бессмысленно – его бы никто не узнал. Идентифицировать Нетеребского удалось только с помощью дактилоскопических данных. Еще в начале 1990-х он как сотрудник милиции сдавал отпечатки пальцев. Они и подтвердили: да, задержанный – это именно тот, кого искали. Такие же отпечатки, кстати, во множестве были обнаружены на изъятом оборудовании, упаковках с готовыми наркотиками и прекурсорами (исходными продуктами для их изготовления).

Казалось бы, при столь очевидных и неопровержимых доказательствах самое лучшее, что мог сделать обвиняемый, это полностью признать свою вину и дать исчерпывающие показания. Как правило, в подобных ситуациях люди так и делают – ведь сроки по «наркотическим» статьям гигантские, и это единственный способ смягчить свою участь.

Но Нетеребский, видимо, решил действовать по известной формуле уголовников: кто не колется (в смысле – не признается), тот не сидит. За 16 месяцев следствия он не сказал ни слова. Возникла даже проблема для фоноскопической экспертизы, которая должна была идентифицировать его голос в записанных телефонных разговорах. Пришлось использовать то, что называется оперативно-разыскными мероприятиями. Образец голоса был получен. И экспертиза подтвердила: да, именно этот голос в тех разговорах и фигурировал.

Аналогично получилось и с образцом почерка, который Нетеребский тоже давать отказался. Пришлось использовать его подпись под протоколом отказа от дачи показаний на основании 51-й статьи Конституции, дающей право не свидетельствовать против самого себя. Этот росчерк сравнили с подписями на многочисленных документах, проходивших через его руки в бытность сотрудником милиции, и еще раз убедились: да, это именно тот человек. И именно его рукой исписаны многие страницы в изъятом блокноте с химическими формулами, описывающими синтез наркотика.

Криминальный «Менделеев»

Таким образом, признательные показания Нетеребского следствию, по сути, были уже не нужны. К тому же существенную помощь оказал его выявленный подельник – Сергей Федотов. Ранее уже судимый за наркотики (и судимость еще не была погашена!), он прекрасно осознавал свою перспективу в случае запирательства. Как рецидивисту ему вполне могли присудить и пожизненное заключение. И потому он, что называется, дал полный расклад.

Фантастическое по своим масштабам производство отлаживалось в течение нескольких лет. Через подставные фирмы и по подложным документам закупалось химическое оборудование (кое-что, впрочем, Федотов покупал и легально, поскольку работал в автосервисе и был связан с изготовлением краски).

Участвовавшие в следственных действиях эксперты-химики изумлялись: описываемые техпроцессы содержали ряд ноу-хау, которые не были известны даже им. Между тем Федотов не имел никакого химического образования. При этом не только прекрасно владел профессиональной терминологией, но и на практике применял тончайшие технологии, доступные, казалось бы, лишь специалистам самого высокого класса.

На тот момент, когда в дело вмешались оперативники ФСБ, производство уже работало на полную мощность. Масштабы его были таковы, что оно превысило потребности всего Северо-Запада России (даже слегка снизив там цены на «китайца») и начало снабжать Украину и Белоруссию.

Характерный момент: смерть от передозировки при употреблении «китайца» очень трудно диагностировать. Практически всегда в патологоанатомических заключениях в этих случаях появляется стандартная запись: «Отравление неизвестным веществом». Чтобы проследить пути распространения изготовленного наркотика, следователи запросили во всех регионах СЗФО сведения о смертельных отравлениях. Перелопатив полученную гору информации, они убедились: «китаец» явно сделал свое черное дело, но это никого не обеспокоило, ибо в статистику «наркотических» смертей такие отравления не попали.

Вину не признал

Пока шло следствие по Нетеребскому, дело Федотова было завершено и передано во Всеволожский районный суд. Учитывая чистосердечное признание подсудимого и его помощь следствию, приговор вынесли серьезный, хотя и не предельно суровый: 11 лет колонии особого режима, где отбывают наказание в том числе и приговоренные к пожизненным срокам.

В отличие от своего подельника Нетеребский рассчитывать на снисхождение суда не мог. У него, правда, оставался последний шанс – он мог признать свою вину хотя бы в заключительной речи. Но он этим шансом не воспользовался – вопреки очевидному, заявил, что ни в чем не виноват, является жертвой оговора, а изъятые наркотики и химическое оборудование ему якобы подбросили. Его не смутило даже то очевидное обстоятельство, что подбросить полцентнера «китайца» физически невозможно – все до сих пор изъятое в сумме не тянет и на килограмм...

Приговор для судимого впервые (в отличие от рецидивиста Федотова) был более чем суровым: 18 лет строгого режима и многотысячный штраф. Однако он еще может быть обжалован.

На одной с ним скамье подсудимых, кстати, сидел и его приятель Юрий Белявцев, арендовавший ту самую квартиру, где скрывался сбежавший Нетеребский. Поскольку последний честно признался другу, что скрывается от следствия, Белявцева вполне правомерно обвинили в укрывательстве преступления (ст. 316 УК РФ). Суд признал его виновным, приговорил к штрафу 100 тысяч рублей, но... освободил от наказания по амнистии.

Есть, однако, еще масса людей, которые могли бы составить компанию осужденным «производителям смерти». Это их покупатели – многочисленные наркодилеры всех уровней. Ими чекистам заниматься уже не с руки – соответствующие материалы переданы в бывшую ФСКН, ныне вошедшую в структуру МВД.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

На подходе к Петербургу магистраль далека от готовности, и дорожникам придется очень постараться, чтобы открыть движение хотя бы к концу нынешнего года. К задержке могли привести как уточнения проекта...

Интервью с Алёной Корневой, чья исследовательская работа «Я знал и труд, и вдохновение…» прочно укрепилась в пятёрке самых читаемых материалов на сайте

В советском уголовном праве было понятие «исключительный цинизм». Оно представляло собой квалифицирующий признак, усугубляющий вину. В УК Украины и Белоруссии оно осталось, из УК РФ - исчезло.