Домой / Бизнес идеи / Холодный батик для начинающих. Мастер-класс. Батик: роспись по ткани для начинающих, виды художественной росписи на примере мастер-класса по окрашиванию шелкового платка и видео уроки по рисованию на ткани Краска для батика своими руками

Холодный батик для начинающих. Мастер-класс. Батик: роспись по ткани для начинающих, виды художественной росписи на примере мастер-класса по окрашиванию шелкового платка и видео уроки по рисованию на ткани Краска для батика своими руками

Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

В мире существует огромное количество самых разнообразных видов ремесел. Среди них особо выделяется батик, который уже сотни лет не теряет своей популярности во всем мире. В последние годы он является очень модным трендом в мире моды. При этом не обязательно приобретать дорогие вещи ручной работы. Это древнее искусство сейчас доступно любому желающему. Эксклюзивные вещи можно создавать самостоятельно, освоив батик для начинающих.

История древнего рукоделия

Название этого уникального искусства росписи тканей происходит от индонезийского слова «batik». Слог «ba» означает «хлопчатобумажная ткань», а «tik» - «капля», «точка». Батик для начинающих в общем смысле слова представляет собой ручное расписывание материи. Этот тип росписи ткани представляет собой особую технологию обработки, окрашивания и украшения подходящего по структуре материала. На каждом из островов Индонезии и в Индии люди столетиями использовали этот способ обработки тканей натуральными красителями. Наибольшую популярность и развитие методов создания батик получил на о. Ява.

Ткань ручной выделки использовалась для основы под роспись. Ее подготовке уделяли особое внимание. Ткань вымачивали, кипятили, отбеливали. Мастера разными способами добивались ее однородности и нужной плотности. Роспись одного отреза могла занимать несколько дней. Основными ее этапами были: нанесение воска, окрашивание, сушка. Такие действия повторялись многократно до получения многоцветного рисунка. В некоторых случаях обработка ткани состояла из 5-10 циклов. Рецепт изготовления натуральных красок до сих пор тщательно охраняется. По одежде определяли родственные связи человека, его принадлежность к касте и общественное положение. Сюжеты росписи были разными: от сложнейших орнаментов до абстрактных рисунков. Зачастую они передавали религиозные и жанровые мотивы. Несмотря на широкое распространение этого искусства в Индонезии, в Европе и Америке оно появилось только в начале ХХ в.

Основы технологии росписи

Батик для начинающих основывается на нанесении на ткань контуров несложных рисунков. При этом те места, которые не должны быть окрашенными, предварительно покрывают воском или специальным резиновым составом. После погружения обработанной ткани в емкость с красящим составом, его остатки аккуратно снимаются. Для достижения многослойности рисунка процедуру повторяют несколько раз. Любую ткань перед началом работы необходимо тщательно выстирать.

Холодный способ создания батика

Существуют разные способы, благодаря которым можно получить превосходный батик. Для начинающих можно порекомендовать так называемый «холодный» метод. Он основан на нанесении по контурам специального состава на основе резинового клея. Холодный батик используется при окрашивании шелка, хотя можно обрабатывать и некоторые другие ткани.

Основой этого способа является «резервирование», что означает нанесение на ткань определенного состава с целью выделить и сохранить разнообразные оттенки фона и узора. Холодный батик для начинающих был придуман гораздо позже «горячего». Такой способ обработки ткани стал возможен с развитием химии.

Резервирующие составы для холодного батика

Лучшим резервирующим составом считается контурное средство «Гутта», которое выпускает фирма «Кройль». Флаконы и тюбики со специальными насадками-соплами различного диаметра очень удобны в работе. вещество бывает на бензиновой и водной основе. Существуют цветные и бесцветные составы. Менее экологична и удобна клея, восковых веществ и бензина. Для 500 г самодельного резерва понадобится 50 г клея, 430 г бензина, 20 г или 220 г клея, 230 г бензина, 50 г парафина. Такой резерв следует наносить специальными инструментами. Чаще всего для этого используют стеклянную трубочку с резервуаром.

Рисунки для батика для начинающих лучше выбирать орнаментальные или фантазийные. По мере совершенствования и приобретения практики, можно переходить и к более сложным и изящным узорам.

Основные требования к выполнению холодного батика

Чтобы не испортить ткань и свой кропотливый труд, следует соблюдать несколько основных правил работы с холодным резервом:

Масса должна быть необходимой консистенции;

Контур нужно наносить непрерывной линией;

Резкость и четкость линии стилистически определяет направленность всей работы.

«Горячая» роспись по батику для начинающих

Этот вид обработки тканей считается самой древней разновидностью росписи. Как правило, ее называют «горячий батик». Резервирующее вещество в этом случае используется только горячим. Благодаря нанесению расплавленного воска соотношение непрокрашенных и прокрашенных фрагментов создает неповторимые узоры росписи. Уникальность такого батика состоит в том, что даже при попытке точно повторить по трафарету какой-либо орнамент невозможно получить идентичные копии. Воск наносится при помощи специального инструмента, который в Индонезии называют «чантингом». При этом его форма может быть различной, а принцип действия всегда остается одинаковым. Места, покрываемые воском, не впитывают краску и ограничивают ее распространение по ткани. Этот способ используют, как правило, для раскрашивания материи, изготовленной из хлопка.

Варианты горячего резерва

Существуют разные варианты резерва:

500 г фабричной восковой массы;

250 г стеарина или парафина, 230 г искусственного воска, 20 г ;

400 г стеарина или парафина, 100 г натурального воска.

Резервирующая масса расплавляется до однородности на пару. На ткань ее наносят по начерченным контурам рисунка. После остывания состава материал окрашивают и счищают остатки воска. При создании сложных многослойных узоров понадобится неоднократное нанесение резерва и окрашивание материала в нужные оттенки. После получения окончательного результата остатки восковой массы удаляют, несколько раз прогладив ткань через оберточную бумагу.

Развитие и многообразие современного батика

Поскольку профессиональные художники и дизайнеры одежды по достоинству оценили всю красоту и уникальность этой методики обработки ткани, на сегодняшний день созданы самые разные школы, обучающие желающих этому искусству. При этом уроки батика для начинающих включают не только традиционные индонезийские способы нанесения воска и красок на хлопок, но и «жгутовую», «узелковую», сине-белую китайскую окраску шелка, многоцветную японскую роспись на шелке. Существует еще один вид обработки тканей, который часто называют «батик для начинающих». Это так называемая «свободная роспись». Несмотря на различные способы выполнения, к ней относят 3 различные техники. Она включает в себя акварельную, трафаретную и графическую роспись. Такое смешение методов работы с тканями произошло благодаря голландцам, которые привезли в Европу и и само слово «батик». Технология для начинающих может быть выбрана любая, а по мере накопления опыта работы с тканью и красками она будет расширяться за счет других способов окрашивания.

Условия труда при создании батика

Даже при наличии лучших тканей, специальных красок и резервов без надлежащей организации труда невозможно получение красивых и прочных изделий. Помещение для создания батика должно быть светлым, проветриваемым, сухим и отапливаемым. Для работы понадобится удобный стол и большие пяльцы или подрамник, в которые будет закрепляться ткань. Материя должна быть хорошо натянута, поскольку провисание может нарушить контур рисунка. Как правило, на подрамник натягивают мокрую ткань, а после высыхания она хорошо расправляется. Для росписи необходимо иметь набор трубочек (для холодного батика), специальные тюбики с резервом, кисти, шаблоны, формы для красок, емкость для окрашивания ткани. Для «горячей» обработки материала понадобится специальный инструмент «чантинг». В качестве химикатов, придающих тканям особые эффекты, может понадобиться спирт, соль и мочевина.

В наше время как никогда популярны различные техники рукоделия и , которые позволяют создать поистине уникальные вещи. Не обошла стороной популярность и батик. Так называют вид росписи по ткани, выполняемой ручным способом, с использованием специальных резервирующих составов. Если вы заинтересовались этой техникой, мы представим мастер-класс по батику для начинающих.

Как делать батик своими руками?

Родиной батика считается Индонезия, остров Ява. С регионального языка это слово переводится как «рисование горячим воском». Основополагающим моментом в технике считается принцип резервирования. Это означает, что некоторые места ткани покрывают специальными составами (контуры), которые не пропускают краску на те места ткани, что не должны окраситься.

Вообще в батике своими руками имеется несколько техник: техника горячего батика, техника узелкового батика, росписи аэрографом, технике холодного батика. Начинающим лучше попробовать свои силы в последнем виде, где вместо воска применяется резервирующий состав, похожий на резину, который наносится стеклянной трубочкой или сразу из тюбика.

Для работы в этой технике необходимы различные материалы, но мы расскажем о том, что пригодится для нашего мастер-класса по батику:

  • отрез белой шелковой ткани 30х40 см;
  • кисти №3, 5, 6, 7;
  • резерв по шелку смываемый;
  • золотой контур по шелку;
  • : синяя, желтая, красная;
  • флакон для воды для полоскания кисти;
  • бумажный скотч;
  • рама;
  • канцелярские кнопки-гвоздики.

Техника батик - мастер-класс

Итак, когда все необходимые материалы будут у вас в наличии, приступаем к созданию картины батик своими руками.

Подготовительный этап:

Нанесение шаблона:

Окрашивание ткани:

Завершающий этап:

  1. Оставляем картину на просушку, можно убыстрить этот процесс феном.
  2. С обратной стороны гладим шелк горячим утюгом через хлопковую ткань, чтобы краска закрепилась.
  3. Затем аккуратно стираем ткань с моющим средством, чтобы смыть резервирующее средство.
  4. Просушиваем ткань, гладим и натягиваем на раму. Нужно украсить картину золотым контуром там, где после смывания резерва остались белые полосы. Сушим.

Вот и все!

Осталось надеть картину в красивую рамку и повесить на стену для того, чтобы домашние и гости смогли оценить ваши таланты.

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Содержание

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

10 признаков того, что вас не любят

У всех нас иногда появляется желание взять в руки кисть и попытаться что-то изобразить. К сожалению, не каждому дан талант. Потому, наверное, придуман человечеством такой интересный способ проявить свою индивидуальность – батик, роспись по ткани. В этом удивительном искусстве совершенно не требуется талант художника – вы можете создавать шедевры, ни разу не попытавшись рисовать перед этим.
Для начала необходимо посетить художественный салон или магазин канцтоваров и приобрести краски, контуры для работы, кнопки для закрепления материала к подрамнику, кисти. Ну и, конечно – ткань. Идеальный вариант для батика – натуральный шелк. Начинающему художнику советую выбирать более дешевый материал – искусственный шелк, крепдешин, батист, шифон. Выбранный материал нужно обязательно постирать и прогладить. Многие ткани после стирки дают усадку потому следует позаботиться об этом заранее. Фабричная пропитка на поверхности может сильно навредить чистоте и красоте рисунка – ее нужно удалить мыльным раствором.
Начнем с контура или резерва, как его называют профессионалы. Контур используется для того, чтобы краски на ткани не растекались и не смешивались друг с другом. Профессиональные мастера батика разработали свои личные составы резерва. Но нам достаточно тюбика, купленного в магазине. Можно использовать жидкий резерв, который наносится на рисунок с помощью специальной стеклянной трубочки. В его состав входит бензин, потому пользоваться им в жилых помещениях не рекомендуется.

Чтобы рисунок был аккуратным, а изображение именно таким, как вы его задумали – ткань нужно закрепить на подрамнике, хорошо ее натянув. Подрамник можно купить или сделать самостоятельно из обрезной доски или фанеры, обернув скотчем, чтобы не повредить ткань. Крепится материал к нему обычными канцелярскими кнопками, желательно с высокими головками, чтобы было удобней вынимать.

Итак, все готово к творчеству. Ткань выстирана, натянута на подрамник. Начинается самое интересное искусство. Можно создать эскиз на куске старых обоев, можно использовать картинку, найденную в интернете, или же просто сделать фантазийный рисунок без определенных контуров. Любое ваше воплощение на ткани будет великолепным благодаря переливам цвета и оригинальности. Эскиз желательно заправить между подрамником и материалом, чтобы он плотно прилегал к ткани.


Не спеша, стараясь не пропускать соединения линий в рисунке, наведите контуры будущего шедевра. Будьте предельно аккуратны и внимательны – контур, попавший на неположенное место, уже ничем не смоется и может испортить целостность вашей картины. После высыхания резерва обязательно проверьте, перекрыты ли все соединения, чтобы подтекание краски в незамеченную лазейку не испортило настроение. Делается это очень просто влажной кисточкой проводим вдоль всего контура на рисунке – где влага начинает подтекать – подрисовываем.
Краска для батика жидкая – поэтому достаточно просто набирать ее на кисть и переносить на рисунок.

Кисти следует использовать только натуральные – из беличьего волоса или колонка. Попробуйте интересный эффект – на нанесенную еще сырую краску насыпьте немножко кухонной соли и оставьте до высыхания – эффект вас поразит. Когда вы полностью заполнили рисунок цветом – дайте ему возможность высохнуть на подрамнике не меньше суток.