Домой / Бизнес  / Презентация на тему религиозный фундаментализм. Презентация на тему "религиозные конфликты". Религиозный фундаментализм и государственная политика в области абортов

Презентация на тему религиозный фундаментализм. Презентация на тему "религиозные конфликты". Религиозный фундаментализм и государственная политика в области абортов

Религиозный фундаментализм
Религиозный фундаментализм - религиозные
направления, свойственные любой религии,
призывающие к возрождению традиционных
ценностей и ориентирующиеся на
консервативные социальные цели.
Как правило, фундаментализм возникает в
периоды социальной и политической
нестабильности.
Основными чертами фундаментализма являются
буквальные восприятие религиозного учения и
текстов священных книг, отвержение всякой
возможности альтернативного истолкования
Священного Писания, провозглашение
неизменности догматики, требование строгого
исполнения всех религиозных предписаний.

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ
Проблема
религиозных
конфликтов
в
современном мире является достаточно
актуальной, поскольку данные конфликты
затрагивают многие страны, решение
конфликтов, основанных на религиозных
противоречиях, является сложным и
долговременным процессом.
Конфликт религиозный - столкновение
религиозных индивидов и групп по
поводу различных позиций в вопросах
вероучения, религиозной деятельности
и правил построения религиозной
организации.
Конфликт может выливаться в форму
разногласий и споров, конкуренции и
борьбы, конфронтации и религиозной
вражды, которая связана с фанатизмом и
во многих случаях выливалась в
религиозные войны.

Признаки религиозных войн:
⦿ ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
⦿ применение священных знамен и сигналов;
⦿ непосредственное привлечение духовных образов богов
в войне;
⦿ принадлежность противоборствующих группировок к
разным религиям;
⦿ полное вовлечение в военные действия всех слоев
населения противоборствующих
⦿ государств, национально-этнических групп;
⦿ во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят
религиозные духовные
⦿ лидеры;
⦿ в такой войне участвуют исключительно приверженцы
только этой религии или только этого направления
данной религии с исключительно религиозными целями защититься от экспансии другой религии (другого ее
направления) или, наоборот, навязать в насильственной
форме свою религию (свое направление в данной
религии) представителям других конфессий и лицам, не
исповедующим какую-либо религию (атеистам).

Самые значительные
религиозные конфликты ХХ века:
⦿Исламский фундаментализм;
⦿Религиозное противостояние в
Ирландии;
⦿Исламская революция в Иране;
⦿Конфликт между индуистами и
исламистами;
⦿Противостояние сербов и хорватов;
⦿Теология освобождения.

Типы религиозных войн
1. Автономистские войны;
2. Национально-иредентисткие войны;
3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;
4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;
5. Миаленаристские конфликты.
Причиной возникновения религиозных войн являются
конфликты и несогласованность интересов между
различными конфессиями или направлениями внутри одной
религии. То есть основным признаком религиозной войны
должны являться поставленные и впоследствии
реализуемые религиозные цели.
В настоящее время практически ни один из современных
конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или
внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким
образом, так называемые религиозные войны, в настоящее
время отсутствуют, а политическая составляющая
современных войн постоянно усиливается, выливаясь
зачастую в открытый терроризм.

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном
глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся
в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных
предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и
сознавать себя обществом».
Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о
том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что
разные религии описывают это одним языком.
Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к
родственникам и друзьям пятью способами: великодушием,
учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к
себе и верностью своему слову”.
Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от
других”.
Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе”.
Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит
своего брата, как себя самого”.
Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны
относиться ко всем существам, как относимся к самим себе”.
Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе”.
Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на
небе вы будете равны”.
Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа
своей потерей”.
Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает
другой того, что не хорошо для нее самой”.
Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними”.

Заключение
Таким образом, религиозный фундаментализм играет
важную роль в современных региональных
конфликтах.
Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только
для мирного населения, но и для целостности
государств, такие конфликты отличаются сложным
узлом противоречий, которые накапливались на
протяжении длительного времени и с
наступлением критической точки выливаются не
просто в мирные протесты, а в религиозную
дискриминацию, погромы, гражданские войны,
терроризм. В последние годы религиозный фактор
региональных конфликтов приобретает
политический оттенок, а религиозные причины
столкновений переходят на второй план, уступая
место политике. Имиджу религии вредит также
терроризм, который прикрывается религией, а на
самом деле преследует политический цели.

Традиционные религии

Современные нетрадиционные культы

Внеконфессиональные, неканонические религиозные движения.

Распространялись в течение XX века

Синкретичность учения

Имеют специфические формы организации

1. Неоориенталистские объединения

. Связаны с восточными религиями («Ориент»

– восток)

. Принимают идеи, близкие к другим мировым религиям (Христанство, Ислам)

. Широкое использование медитативных практик, восточные культовые практики

. Акцент на личном опыте человека

. «Общество сознания Кришны», «Дзен- буддистский Центр», «Тантрический буддизм»

Типы современных нетрадиционных культов

2. Неохристианские объединения

Слияние христианских идей с элементами восточных религий

Идеи конца света и мессианства

Противостоят потребительским ценностям (являются специфическим способом потребления)

Автократический способ организации

«Церковь объединения», «Церковь Последнего завета», «Белое братство»

Типы современных нетрадиционных культов

3. Сайентологические направления

Представления о связи Земли с высшими космическими силами

Идеи слияния космических сил с божеством

Толкование экологических и психологических проблем современных людей

Мистическая трактовка физических и биологических явлений.

«Дианетика» (Р. Хаббард)

Типы современных нетрадиционных культов

4. «Новая Магия»

Интерес к неевропейским культам и европейским историческим религиям

Противостояние ценностям европейской цивилизации

Интерес к экстазам, практикам неевропейской медицины.

Учение Карлоса Кастанеды

Типы современных нетрадиционных культов

5. Сатанизм

Религиозные движения протеста

Долгая европейская традиция Сатанизма

Идеи

индивидуализма

(романтизм)

Современные идеи обаятельного зла

Голливудские образы

Организационные принципы организации религиозных движений

Современные религиозные движения имеют особенности организации.

Слайд 2

Проблема религиозных конфликтов в современном мире является достаточно актуальной, поскольку данные конфликты затрагивают многие страны, решение конфликтов,основанных на религиозных противоречиях, является сложным и долговременнымпроцессом.

Конфликт религиозный - столкновение религиозных индивидов и групппо поводу различных позиций в вопросах вероучения, религиозной деятельности и правил построения религиозной организации.

Конфликт может выливаться в форму разногласий и споров, конкуренции и борьбы, конфронтации и религиозной вражды, которая связана с фанатизмом и во многих случаях выливалась в религиозные войны.

Слайд 3

По мнению известного российского политолога А.Панарина, проблема религии в современном

глобальном мире стоит совершенно особым образом. В то же время, классики социологии сходятся в том, что конечный социальный смысл всякой религии - обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей: «религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом».

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относится к другому, отличному от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

  • Буддизм: “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову".
  • Конфуцианство: “Не делай другим того, чего не хотел бы от других".
  • Индуизм: “Не делай другому того, от чего больно тебе".
  • Ислам: “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого".
  • Джайнизм: “В счастии и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе".
  • Иудаизм: “Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе".
  • Сикхизм: “Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны".
  • Даосизм: “Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей".
  • Зороастризм: “Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой".
  • Христианство: “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
  • Слайд 4

    А.А. Корабельников:

    религиозная война – это общественно- политическое явление, "связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизни общества или государства, исповедующего другие религиозные виды духовности, к применению вооруженного насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних народов другими (в целях формирования соответствующей государственности, народности, а затем и нации)".

    Слайд 5

    Признаки религиозных войн:

    • ритуальные религиозные отправления военнослужащих;
    • применение священных знамен и сигналов;
    • непосредственное привлечение духовных образов богов в войне;
    • принадлежность противоборствующих группировок к разным религиям;
    • полное вовлечение в военные действия всех слоев населения противоборствующих
    • государств, национально-этнических групп;
    • во главе войска, которое ведет религиозную войну, стоят религиозные духовные лидеры;

    в такой войне участвуют исключительно приверженцы только этой религии или только этого направления данной религии с исключительно религиозными целями - защититься от экспансии другой религии (другого ее направления) или, наоборот, навязать в насильственной форме свою религию (свое направление в данной религии) представителям других конфессий и лицам, не исповедующим какую-либо религию (атеистам).

    Слайд 6

    Типы религиозных войн

    1. Автономистские войны;

    2. Национально-иредентисткие войны;

    3. Религиозно-общинные конфессиональные конфликты;

    4. Религиозно-абсолютисткие конфликты;

    5. Миаленаристские конфликты.

    Причиной возникновения религиозных войн являются конфликты и несогласованность интересов между различными конфессиями или направлениями внутри одной религии. То есть основным признаком религиозной войны должны являться поставленные и впоследствии реализуемые религиозные цели.

    В настоящее время практически ни один из современных конфликтов в мире не носит характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния в чистом виде. Таким образом, так называемые религиозные войны, в настоящее время отсутствуют, а политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм.

    Слайд 7

    Самые значительные религиозные конфликты ХХ века:

    • Исламский фундаментализм;
    • Религиозное противостояние в Ирландии;
    • Исламская революция в Иране;
    • Конфликт между индуистами и исламистами;
    • Противостояние сербов и хорватов;
    • Теология освобождения.
  • Слайд 8

    Заключение

    Таким образом, религия играет важную роль в современных региональных конфликтах.

    Эти конфликты отличаются крайней угрозой не только для мирного населения, но и для целостности государств, такие конфликты отличаются сложным узлом противоречий, которые накапливались на протяжении длительного времени и с наступлением критической точки выливаются не просто в мирные протесты, а в религиозную дискриминацию, погромы, гражданские войны, терроризм. В последние годы религиозный фактор региональных конфликтов приобретает политический оттенок, а религиозные причины столкновений переходят на второй план, уступая место политике. Имиджу религии вредит также терроризм, который прикрывается религией, а на самом деле преследует политический цели.

    Слайд 9

    Достижение высокой эффективности процесса межконфессиональных отношений в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.

    Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии развитием производительных сил, требованиями научно- технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию в рамках отсутствия межконфессиональных претензий.

    Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание в обществе принципа толерантности, обеспечение равномерного развития всех религий, исповедующих гражданами того или иного государства.

    В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что отношения между религиями как в структуре одного государства, так и при их нахождении в разных государствах в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связаны с политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами.

    Посмотреть все слайды

    Церковь − очень влиятельный социальный институт. Она отделена от государства, но не отделена от общества. По логике некоторых авторов, любые действия РПЦ в обществе будут рассматриваться как фундаменталистские, если она не спустится до уровня "светскости", то есть обновится. А если нет, то социальная концепция будет по сути своей фундаменталистской, а Церковь − пережитком архаичности. "Пока православие не поймёт, что оно существует в реальном современном мире, где всякая религия (и традиционная христианская церковь в том числе) переживает глубочайший, сущностный кризис − то есть должна судить себя перед лицом безрелигиозного мира ("кризис означает суд") − до этих самых пор любой разговор о "боге", "церкви", "религии", "христианстве", которые заводят в обществе "религиозные люди", будет звучать или бесконечно двусмысленно, или вообще бессмысленно" . Данные выводы делаются в контексте сравнения с западными христианскими конфессиями. Здесь уже виден недостаток анализа отличия историко-культурного развития западного христианства и православия. Спуститься до зоны "светскости" и обновляться протестантам и католикам было весьма проще, чем РПЦ. По существу, католицизм развивался в рамках рационального, где разуму и интеллектуальному анализу богословских текстов отводилась наибольшая роль. В центре внимания здесь стоит личность. Конфликт с модерном менее выражен, так как разрыв между Богом и человеком огромен. Верующий идет к спасению сугубо земными способами и прежде всего через разум (разумное делание и интеллектуальная работа). Отсюда и практика индульгенций, когда грехи просто выкупались (например, с помощью пожертвований церкви). Позже это стало главной причиной реформации. Протестантизм идёт вслед за модерном. Значение Церкви как института вообще ставится под сомнение; поэтому решение Второго Ватиканского Собора 1962-1965 гг. (концепция "аджорнаменто" − церковного обновления) не явилось столь эпохальной датой в западном христианстве. В православии же основы веры полностью находятся в рамках иррационального. Изначально православие встало на охранительную позицию: свободное толкование приведёт к неминуемому искажению веры. Человек же должен "воцерковляться" в Церкви, через неё соединиться с Христом, а через него − с Богом.

    Мирская жизнь должна быть максимально духовной, быть подражанием Христу. Изначально в православном подходе не было места личностному выражению рационализации и возможности усиления материального начала в мирской жизни, ибо идеалом была жизнь церковная или, точнее, воцерковленная. Западное христианство активно включилось в процесс рационализации уже в момент отхода от Церкви православной, а следование модерну и превращение клерикальной области по сути в светскую есть процесс закономерный, который развивался в западном христианстве не одно столетие. Поэтому неудивительно, что в католической Церкви ведётся обсуждение по поводу признания однополых браков и адюльтера, что само по себе для православного верующего кажется не только недопустимым, но и антихристианским, противоречащим всему учению Христа.

    В последнее время всё больше западных исследователей говорят не только о постхристианской эпохе, когда влияние Церкви практически отсутствует, но и о постепенном упадке веры. "В либеральной ФРГ процесс фактического исключения христианства из всех решающих областей культурной, политической и общественной жизни зашел уже между тем так далеко, что следовало бы говорить о конце Церкви в стране" . Кьеркегор отмечал, что от христианства осталась ещё форма, она продолжает существовать, но сам дух и субстанция христианства исчезли. Трельч полагал, что мы вступили в специфическую фазу истории христианства. Он обозначал этот этап как конец догматической эпохи. "Даже Церкви и теологи, стараясь приспособиться к духу времени, все более отказываются от христианских догм. Сегодня уже нет дискуссии о христианстве, а есть лишь различные прения. Каждый человек может найти для себя по личному вкусу из рассыпавшейся догматики христианства то, что ему нравится. "Следствием распада догматики и эволюции Церкви и теологии" становится утрата религией всякого влияния на политические устои и культурные взаимоотношения государства. Бог рассматривается лишь как понятие, с которым не связывается никакая действительность. Фундаментализм, при правильном понимании, и свобода − взаимосвязаны," - полагает автор.

    Процесс секуляризации религии зашёл очень далеко, он грозит уже существованию самой церкви на Западе. Социальная концепция православной Церкви, придерживаясь идеи "симфонии" Церкви и государства, строится на традиционных устоях, которые сами по себе предполагают большое влияние на общество. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором 2002 г. "Основы социальной концепции РПЦ" написаны именно с позиции, которые не противоречат преданию Церкви. В концепции провозглашается отделение Церкви от государства. Однако их цели едины - приводить людей к спасению, к Церкви. С православной точки зрения государство призвано оградить человека от греха. Оно должно способствовать утверждению ценностей православия в обществе, которые сами по себе нравственны и гуманны. Государство участвует в деле спасения граждан. Поэтому Церковь в случае безнравственной и антихристианской деятельности государства может призвать народ к неповиновению .

    Исламский фундаментализм

    Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.» Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шарлата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма – Иран в 1970 – 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечня в период «независимости» от России.

    Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века – время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь в руках Аллаха способность вершить добро и зло… Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых. «Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы». Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизм идеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченной турками, родом аль-Саудов.

    Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то на современном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Эти события потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища». Стоило понять, что ваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.

    Заключение

    Таким образом, социальная концепция Российской Православной Церкви традиционалистична по своей сути. Значение фундаментализма в её обществе неоднозначно. Некоторые его позиции, касающиеся традиций и догм, необходимы для сохранения Церкви как социального института, так как, включаясь в процесс секуляризации, Церковь может подвергнуть опасности своё существование.

    Исламский фундаментализм является ответвлением ислама, его наиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия, он моложе христианства примерно на 600 лет. Вспомним, как выглядел христианский мир 600 лет назад. Костры инквизиции горели в Германии, Франции, Испании. Монахи устраивали оргии, а графы и герцоги возносили молитву дьяволу. Для того, что бы суть христианства пришла в относительное соответствие с формой потребовались века. Такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится на пике своей активности, он «молод и горяч». В результате и появляются различные экстремистские движения. Но, с течением времени реформированный, совместимый с совершенным миром ислам одолеет экстремистский фанатизм в своих недрах.

    Список использованной литературы

    1. Новая философская энциклопедия. Том IV. М., 2001.

    2. Степанов А. Правда о чёрной сотне // Русь православная. 1999. №2.

    3. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1994.

    4. Иоанн (Снычёв), митр. СПб. и Ладожский.Проповеди.СПб., 1992; Русь соборная.СПб.,1994 и др.

    5. Кырлежев А. Безрелигиозное христианство в "совершеннолетнем мире"? // Знамя. 1995. №10.

    6. Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892.

    7. Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915.

    8. Гюнтер Рормозер. Кризис либерализма. М., 1996.

    9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Изд-во Московской Патриархии, 2000 // www. Russian-orthodox-curch.org.ru

    10. Д. В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПб.:Питер 2002г. – с. 189.

    11. «Памятка ваххабитов.» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.

    13. «Кровавый террор». Ставицкий. – М: ОЛМА-ПРЕСС,2000 работы Георга Зайде, Пауля Рота, Герда Штриккера и др.

    Assen Ignatov. Instrumenfalisierung des orfhodoxen Christentums in Osteueropa heute. Theologische Ar-gumente im politischen Kampf// Berrichte des Bundes instituts fur ostwissenschaftliche und infrnationall Studien. Nr. 28/1994

    Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Обстоятельства нового времени: Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы // Независ. газета, НГ-.Религии, 1999.26. V; Норма веры как норма жизни: проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества. VIII международные Рождественские образовательные чтения. М., 2000. 7-9. II; и др.

    Феофан Затворник. Письма к ровным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. С.73.

    Соколов Л. Епископ Игнатия Брянчанинов. Т.2. Приложения. Киев, 1915. С.67.

    Кырлежев А. Ук. соч. С. 178.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Исламский экстремизм: история и современность Ислам и политика

    Ислам и политика Традиционализм; Фундаментализм; Модернизм; Секуляризм

    Традиционализм в исламе Сохранение ислама таким, каким он сложился в рамках доиндустриальных социально-экономических, политических и культурных институтах и представлениях

    Традиционализм в исламе Религия и политика взаимосвязаны и рассматриваются как часть обязательной традиции

    Модернизм Приспособление ислама к современным реалиям с сохранением его роли как основной общественной идеологии

    Модернизм Сочетание светского государства с высокой ролью исламской культуры

    Секуляризм Секуляристы ограничивают влияние религии индивидуальными рамками. Стремятся ограничить влияние ислама на государство, т.е. отделить религию от политики.

    Исламский фундаментализм Салафизм от выражения ас-салаф ас-салих (праведные предки), или просто ас-салаф (предки).

    Салафизм Мусульмане во всех своих действиях и верованиях, нормах и правилах должны стремиться к идеалам периода жизни пророка Мухаммеда.

    Тенденции ХХ века: Развитие секуляризма и модернизма в исламе

    «Охранительные» тенденции: Секуляризации и модернизации противостоят традиционализм и фундаментализм

    Исламский фактор в современном мире

    Основные направления ислама в современном мире

    Основные направления ислама Сунниты (83% мусульман) Шииты (16%) Хариджиты (1%)

    Мусульманское население (демографическая динамика) Начало ХХ века – 200 – 210 млн. человек (12% от всего населения мира)

    Мусульманское население (демографическая динамика) Начало XXI века - 1,1 – 1,5 млрд. человек (20 – 25 % от населения Земли)

    Мусульманское население (демографическая динамика) Прогноз на 2025 г. – 2 млрд. человек (30 % от всего населения)

    Распространение ислама Большинство населения в 35 странах мира; В 20 странах ислам имеет статус государственной религии.

    Распространение ислама (в Азии) 22 % от всего населения Азии; 69 % от всех мусульман

    Распространение ислама (в Африке) 27 % от всех мусульман; 41 % от всего населения континента

    Распространение ислама (в Европе + Россия) 4 % всего населения этого региона 3 % всех сторонников ислама

    Распространение ислама (в Америке) 0,6 % всех последователей этой религии 0,9 % всего населения

    Южноазиатский субрегион (Индия, Пакистан, Бангладеш) около 400 млн. чел.

    Распространение ислама Африка южнее Сахары – ок. 300 млн. чел.

    Распространение ислама Арабский Восток (Северная Африка и Юго-Западная Азия) – ок. 230 млн.

    Распространение ислама Юго-Восточная Азия – ок. 230 млн. Центральная Азия и Закавказье – ок. 50 млн.

    Распространение ислама Индонезия – 201 млн. человек Индия – 144 млн. человек Пакистан – 140 млн. человек Бангладеш – 108 млн. человек

    Распространение ислама Нигерия – 95 млн. человек Китай – 75 млн. человек Турция, Иран, Египет - по 65 млн. человек

    Шииты 7/8 - населения Ирана; 3/5 – Ирака; 2/5 – Ливана; 1/5 - Сирии

    Шииты Шииты имеются во всех мусульманских странах Юго-Западной Азии 2/5 населения в Йемене 4/7 - населения Азербайджана

    Суннитский салафизм История и современные тенденции

    Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Основатель ханбалитского мазхаба (каноническая правовая школа в суннитском исламе) Заявил о необходимости возврата к порядку, бывшему при Мухаммеде и первых поколениях его последователей

    Ахмад ибн Ханбаль (780 – 855 г.) Концепция борьбы с «нововведениями» («бида») Все нововведения в вере и жизни, не имеющие обоснования в Коране и хадисах и не подтвержденные согласным мнением первых трёх поколений мусульманских авторитетов, должны быть осуждены

    Такйиддин Ибн-Таймийя (1263-1328) Основоположник салафизма « Шейх Ислама», «отец исламской революции» Обосновывал джихад не только против неверных, но и против «мусульман, отступающих от ислама» («Фетвы против татар»)

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Основатель Ваххабизма (Салафи́я) П риз в а л ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, осуждая все позднейшие нововведения «бида»

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Строжайшее соблюдение принципа единобожия («таухид») Осуждение культа святых и даже культа пророка Мухаммеда

    Мухаммед Абд аль-Ваххаб (XVIII в.) Порицал роскошь, корыстолюбие Разрешение носить изделия из золота и шёлка только женщинам Скромная отделка мечетей

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Реформирование уммы (мусульманской общины) на основе принципа нераздельности государства и религии

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) 1744 г. - заключил союз с эмиром Мухаммадом Ибн Саудом Создание Дирийского эмирата

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) Ваххабитские улемы (в т.ч. потомки Аль-Ваххаба) стали главной опорой государства Саудитов (ныне Саудовская Аравия)

    Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703 – 1798 гг.) «Джихад» (араб. «усилие») - священная война против неверных

    Джихадизм Джихад - «священная война мусульман на пути Бога» (аль-джихад фи сабиль Аллах)

    Концепции джихада Восходят к одному из хадисов Пророка Про возвращении с битвы при Бадре (624 г.), в которой победили мусульмане, он сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому Джихаду»

    Концепция Великого джихада «Малый джихад» – вооруженная борьба с неверными «Великий джихад» - борьба человека с самим собой, с «душой, приказывающей совершать зло», т.е. нравственное самосовершенствование

    Салафитский джихад Отвергают идеологическое разделение на Великий и Малый Джихад Джихад есть вооруженная борьба с неверными за установление всемирного исламского халифата

    Салафитский джихад Дар аль-Ислам – Земля ислама; Дар аль-Куфр – Земля безбожников; Дар аль-Харб – Земля войны; Дар аль-ахд – Земля договора.

    Джихадизм Цель - ведение вооруженной борьбы с целью установления «истинно исламской власти» либо в исламских странах, где правят вероотступнические режимы, либо там, где власть над мусульманами принадлежит немусульманам.

    Салафизм в ХХ веке

    Салафизм в ХХ веке Возвращение к практике иджтихада (личного суждения о священных текстах). Отказ от таклида – слепого следования традиции.

    Салафизм в ХХ веке Египтянин Хасан аль-Банна; «Братья –мусульмане» (1928 г.)

    «Братья –мусульмане» Противопоставили ислам европейским ценностям и национализму «Аллах - наш идеал. Пророк - наш вождь. Коран - наша конституция»

    Салафизм в ХХ веке Египтянин Сайид Кутб (1906 – 1966)

    Сайид Кутб Идеолог исламского государства В противовес улемам начал изъясняться доступным, народным языком

    Сайид Кутб Эпоха национализма – эра «джахилийи» (араб. «невежества») Поклонение символическим идолам (нации, партии, вожди, социализм и либерализм)

    Сайид Кутб Ввел понятие «такфир» (отлучение от уммы) за «куфр» (безбожие) в отношении общества

    Абул Ала Маудуди Два типа правления: абсолютная верховная власть Аллаха над миром; политическая власть – ограниченная власть, принадлежащая людям

    Абул Ала Маудуди Законы, не отвечающие шариату, - это посягательство на суверенную власть Аллаха

    Абул Ала Маудуди «Совещательные органы или парламенты не могут выносить решений по вопросам, ясно освещенным положениями шариата»

    Абул Ала Маудуди По вопросам о которых нет ясных указаний в шариате правители должны, опираясь на иджтихад, вырабатывать решения в интересах уммы… в полном соответствии с общим духом шариата.

    Абул Ала Маудуди 1941 г. – основал организацию «Джамаат-и ислами» Основная цель - ведение джихада

    Абул Ала Маудуди Конечная цель ислама – всемирное государство, в котором все человечество объединится в целостную культурную и политическую систему с равными для всех правами и возможностями

    Салафизм в ХХ веке Сайид Кутб и Маудуди заложили основу современного исламизма (политического ислама)

    Исламизм (по А. Игнатенко) Идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм

    Ханбалидский мазхаб сегодня Является официальной правовой сферой в Саудовской Аравии и Катаре Отсюда большая роль этих стран в развитии современных радикальных исламистских и салафитских движений

    «Такфиризм» Такфир - обвинение в куфре (неверии)

    «Такфиризм» В Египте создано в 70-е гг. «Общество мусульман» - «Джамаат аль-муслимин» Название в прессе «Ат Такфир Валь Хиджра» (Такфир и Хиджра) Создана Ахмадом Шукри Мустафой

    «Такфиризм» Допустимость объявления мусульманина «неверным» Физическое уничтожение «кяфиров»

    Исламистские организации Современный салафизм

    Исламистские суннитские экстремистские организации Аль-Каида («база», «основа») (1988 г.) «Аль-Каида земли Двуречья» (2005 г.)

    Лидеры Усама бен Ладен (до 2011 г.) Айман аз-Завахири (с 2011 г.)

    2006 г. Объединение Аль-Каиды в Ираке и 8 других организаций в Совещательное собрание моджахедов Создание Исламского государства Ирака

    2010 г. Во главе встает уроженец Ирака Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри)

    «Арабская весна» 2011 – 2016 гг.

    Движущие силы «Арабской весны». Либералы-западники (студенты и интеллигенция) Исламисты (социальные низы и духовенство)

    Версии трактовок: Борьба за демократию в арабском мире? Социально-экономическое выступление беднейших слоев населения против коррумпированной элиты? Создание зоны управляемых конфликтов?

    Сирийская «весна»

    Сирийская «арабская весна» Март 2011 г. – «пятничная революция» в Сирии Началось в городе Деръа

    Международный контекст 11 декабря 2012 г. - США заявили об отказе в восприятии Башара Асада как главы Сирии Запад в целом выразил поддержку вооружённой оппозиции

    Международный контекст Россия выступила в поддержку Башара Аль-Асада 2013 – 2014 гг. - легализация для Запада через процесс уничтожения химического оружия

    Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) «Фронт помощи народу аш-Шама» «Аль-Каида в Сирии»

    Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Создан в январе 2012 г.

    Фронт ан-Нусра (Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-Шам) Принимает участие в военных действиях Уничтожает религиозные меньшинства 2012 – 2014 г. – признается террористической организацией Западом, ООН и Россией

    2013 г. В связи с событиями в Сирии ИГИ переименовывается в Исламское государство Ирака и Леванта.

    ИГИЛ Активные действия в Сирии с марта 2013 г.

    ИГИЛ – Аль-Каида Февраль 2014 г. – раскол Аль-Каиды и ИГИЛ Аль-Каиду, с этого времени, представляет только Фронт ан-Нусра

    Лето 2014 г. Масштабное наступление ИГИЛ в Ираке и Сирии Создание Халифата (Исламское государство)

    Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата «Халиф» Абу Бакр аль-Багдади (Ибрахим Аввад Ибрахим Али аль-Бадри, Ибрагим Самарраи)

    Июнь 2014 г. – объявление о создании халифата Столица халифата г. Ракка Ключевым городом является Мосул

    ИГ Активизация в Ираке и Ливии летом 2014 г.

    Исламское государство Курды являются одним из главных врагов В Ираке и Сирии именно курды ведут основную борьбу против ИГ

    Айман аз-Завахири (Аль-Каида Ирака) призвал мусульман объединиться «Американцы, русские, иранцы, алавиты, и Хезболла координируют свою войну против нас - так неужели мы не можем прекратить борьбу между собой и направить свою деятельность против них?»

    ИГ и Россия Имарат Кавказ Хизб ут Тахрир аль Ислами Центральноазиатские и кавказские радикалы (ИДУ и др.)

    Проблемы и перспективы противодействия исламскому экстремизму в макроисторической перспективе Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды???

    Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Выработки стратегии борьбы с радикальным исламом в сфере идеологии Создание «антитеррористической идеологической коалиции»

    Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Изменения статуса и положения суннитов Ирака и Сирии Уменьшения влияния Саудовской Аравии и Катара

    Решение проблемы ИГ и Аль-Каиды невозможно без: Усиления и изменения статуса курдов

    Спасибо за внимание!!!