Последние статьи
Домой / Заработок / Как поддерживать свой авторитет в коллективе. тип «Ученый», в «недоразвитом» виде – «Наставник»

Как поддерживать свой авторитет в коллективе. тип «Ученый», в «недоразвитом» виде – «Наставник»

Существует много способов повысить свой авторитет в коллективе. Кто-то отправляется на поиски книг по психоанализу, а кто-то записывается на специальные тренинги. Авторитетные члены рабочего коллектива чувствуют себя в стенах офиса гораздо лучше тех, кого и с кем не считаются. Что же предпринять, чтобы добиться успеха в этом направлении?

Первые шаги

Надо сказать, что приступать к завоеванию своего авторитета в рабочем коллективе нужно с первого момента появления в офисе. Потому что потом изменить о себе сложившееся мнение будет уже очень непросто. Дружелюбие, приветливость и искренний интерес к коллегам – вот «три кита» на которых держится авторитет в коллективе. Завоевав симпатии как можно большего количества сотрудников к своей персоне, можно гораздо проще и быстрее стать если не лидером, то кем-то более близким к нему.

Не стоит замыкаться в себе и отмалчиваться. Можно поставить крест на своем авторитете в коллективе, если постоянно уклоняться от корпоративов и праздничных посиделок с коллегами. О таком сотруднике могут подумать, что он брезгует их обществом. Однако здесь нужна осторожность, нельзя давать коллегам повода для насмешек, поэтому уходить с посиделок нужно на своих ногах и в достаточно трезвом состоянии. Чувство юмора и умение разрядить обстановку ценится на вес золота, если такого умения нет, его нужно развивать. Не стоит спешить первому высказываться по поводу возникающих проблем на работе – для создания имиджа мудрого, рассудительного и авторитетного сотрудника нужно сначала выслушать мнения других коллег и, проанализировав все варианты, поддержать самый верный.

Чего делать нельзя

Повысить свой авторитет в коллективе можно только если быть самим собой, а не играть – игру всегда можно заметить. Если кто-то из членов коллектива не вызывает чувства симпатии, то о нем лучше вообще не говорить, не сплетничать за его спиной и не ябедничать на него начальству. Урезонить своего оппонента можно и нужно, когда его высказывания затрагивают общепринятые нормы морали и нравственности, если же видно, что коллега намеренно провоцирует на какие-то действия, стоит с самым невозмутимым видом слушать его, раскачивая ногой, играя карандашом в руке и нагло рассматривая его нос, уши и другие черты лица. Можно гарантировать, что в следующий раз он будет холодно и равнодушно проходить мимо. Не стоит давать ложных обещаний и подводить своих коллег, повысить свой авторитет можно, если постоянно держать слово.

Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Критиковать сложившийся порядок и нормы глупо, возможно постепенно что-то бесполезное уйдет само собой, если приложить для этого некоторые незаметные для чужого глаза усилия. А еще в рабочем коллективе не принято посвящать коллег во все перипетии своей личной жизни, но и односложно отвечать тоже не стоит – можно дать максимально развернутый ответ, не вдаваясь в подробности.

Демократизация общественной жизни повлекла за собой крити­ку авторитарной концепции воспитания, предусматривающую подчинение детей воле педагога, родителей. В связи с этим понятие «авторитет», как однокоренное со словом «авторитарность», стало очень редко употребляться. А зря, потому что смысл авторитета не противоречит современным тенденциям гуманизации воспитания.

Авторитет (от лат. autoritas - власть) -влияние какого-либо ли­ца, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. Иногда авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Пре­восходство родителей, которые авторитетны для ребенка, опреде­ляется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Ощущение жизненной уверенности, о которой говорилось выше, - одна из потребностей психики ребенка, поэтому ему необ­ходимо найти опору, поддержку в лице взрослого, прежде всего родителей.

А.С.Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требу­ет никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так ска­зать, простым детским глазом» (Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 66).

Для маленького ребенка каждый взрослый представляет собой естественный авторитет, поскольку в детских глазах он - воплоще­ние силы, могущества, умелости. Это создает у некоторых родите­лей иллюзию, что можно не прилагать особых усилий для поддер­жания своего авторитета. Таких взглядов придерживаются в пер­вую очередь в семьях, где воспитание строится на опеке, диктате. Между тем ребенок-дошкольник уже способен отличить авторитет, основанный лишь на физическом превосходстве (старше, сильнее), от авторитета, выросшего из привязанности и уважения. Любовь, внимание к ребенку, забота о нем - первый «кирпичик» родитель­ского авторитета. Он будет крепнуть в глазах ребенка по мере того, как он «откроет» в родителях их высокие нравственные качества, культуру, эрудицию, интеллектуальную развитость, умелость и многие другие прекрасные качества. Ответственные родители ду­мают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае не разрушать недостойным поведением.

В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без по­вода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отноше­нию к отцу.

Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при реше­нии таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец.

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствитель­ны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «вто­ростепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько мень­ше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться да­же на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.

Авторитет руководителя - это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя : высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет - это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль.

Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.

Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой человек, который опирается не столько на власть, сколько на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы. И это понятно: чем авторитетнее человек, тем больше к нему доверия, уважения, внушающего и убеждающего воздействия его слова. Сила руководителя – в умении слить воедино должностной авторитет и авторитет личности.

Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.

Люди придают большое значение характеру руководителя, они предпочитают иметь руководителя с положительным характером, чем с большими способностями.

В жизни нередки случаи, когда руководитель, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие неавторитетности его намерения не поддерживаются, а воздействия имеют небольшой эффект.

Авторитет руководителя зиждется на двух источниках: его должностном статусе (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.

Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный к себе и другим, справедливый, нравственно чистоплотный.

Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе; такой руководитель способен понять и проблемы отдельного человека, ощутить, кто в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, обладает развитой способностью понимать и ясно выражать интересы всего коллектива. Способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы.

Руководитель, пользующийся реальным авторитетом, – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством» , а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей, ведет их, а не являет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто, а когда делает, то делает так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе.

Ошибочно утверждение, будто люди считаются с тем руководителем, которого боятся. Здесь допускается явное смешение подлинного авторитета с категорией совершенно другого порядка. В этом убеждают многочисленные факты. Часто мы являемся свидетелями того, как подчиненные резко изменяют свои оценки, как только человек перестал быть их руководителем. Подобная метаморфоза – лишь свидетельство того, что авторитета у руководителя не было и в помине.

Была лишь потребность у подчиненных удержаться на работе, поступаясь ради этого, как ни печально, в чем-то и человеческим достоинством.

Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями.

Служебное положение, разумеется, является источником авторитета, но авторитет должности не может сколько-нибудь долго компенсировать недостаточность авторитета личности: проходит некоторое время, и чары, навеянные служебным положением, рассеиваются.

Подлинный, уважающий себя руководитель нуждается только в истинном, реальном авторитете, который не выдается вместе с должностью.

Далеко не всегда руководитель понимает то, что объективный подход к оценке как самого себя, так и подчиненных составляет непременное условие его авторитета.

«Эффект должностного авторитета»
носит временный характер, когда человека распознают, все становится на свои места, а руководитель скоро начинает сознавать иллюзорность представлений о мере своего авторитета.

Уместно отметить, что самомнение руководителя нередко питается неумеренными восхвалениями подхалимов, которые, случается, конкурируют между собой: кто подобострастнее выскажется о его уме, таланте и прочих достоинствах.

Руководитель, предрасположенный к завышенной самооценке, обычно проявляет склонность к принижению результатов работы подчиненных; их достижения расцениваются им не иначе, как собственные, тогда как своя деятельность безмерно превозносится.

Необоснованно высокая оценка руководителя, подогреваемая болезненным самолюбием, оказывает на коллектив весьма неблагоприятное влияние, тогда как при адекватной самооценке и остальные работники проявляют понятную скромность в понимании своих успехов, что благоприятно сказывается на контактах между ними, на всем социально-психологическом климате в коллективе.

Когда руководитель не оправдывает ожидания подчиненных, в коллективе, как правило, появляется неформальный лидер. С этого момента авторитет руководителя, а значит, и результаты деятельности становятся зависимыми от его сотрудничества с ним. Если руководитель не сумеет добиться этого, то может сложиться ситуация, при которой неформальный лидер приобретает растущую власть и станет, если захочет, управлять самим руководителем. Уже по этой причине последнему приходится неустанно работать над тем, чтобы оправдывать ожидания подчиненных и поддерживать свой авторитет, памятуя о том, что он легко может быть потерян.

Встречаются руководители, стремящиеся любой ценой выглядеть в лучшем свете, завоевывать и поддерживать свой авторитет, не гнушаясь и негодными методами. Они способны затушевывать неполадки в работе, прибегать к очковтирательству и припискам, вступать с, подчиненными в панибратские отношения, потакать настроениям отсталой части коллектива и смотреть сквозь пальцы на нарушения дисциплины, предоставлять незаслуженные материальные блага.

Не лучшим представляется и авторитет, утверждаемый посредством высокомерия и подавления личности подчиненных. Этот авторитет мнимый, и его последствия печальны. Под началом такого руководителя особенно трудно приходится мыслящим людям, поскольку в коллективе возникает атмосфера равнодушия, не позволяющая реалистично и заинтересованно обсуждать возникающие проблемы и находить оригинальные решения.

Уважающий себя руководитель не будет стремиться также к тому, чтобы казаться авторитетным, прибегая к помощи вышестоящего руководства, хотя с подобными явлениями, к сожалению, сталкиваться приходится. Руководитель, располагающий истинным авторитетом, имеет «свое лицо».

Подчиненным импонирует руководитель, не пытающийся уходить от ответственности и смело принимающий назревшие решения, способный идти на оправданный риск, не боящийся конкуренции своих сотрудников и всячески поощряющий их полезную инициативу. Между тем не перевелись еще такие руководители, которые не считают зазорным перекладывать на подчиненных вину за собственные упущения. Но они, естественно, не могут рассчитывать на авторитет в коллективе.

Авторитет руководителя определяется и тем, насколько он владеет знаниями., навыками и умениями, соответствующими условиям социально-психологической компетентности, к которым относятся умения: ориентироваться в происходящих социальных явлениях; определять личностные особенности и эмоциональные состояния подчиненных; выбирать адекватные способы отношений с людьми в процессе взаимодействия с ними; поставить себя на место другого человека; мотивировать себя и других.

На этапах формирования и поддержания своего авторитета руководителю полезно усвоить и некоторые постулаты эффективного управления. Приведем некоторые из них:

  • Руководитель, прежде всего, является специалистом в области организации совместного труда.
  • Управление – это не сама по себе команда, а достижение цели.
  • Честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя.
  • Для успешного руководства другими надо, прежде всего, уметь управлять собой.
  • Единство слова и дела – необходимое условие неформального авторитета руководителя.
  • Люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему свои ошибки.
  • Искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое «я» на второй план.

Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания.

Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.

Можно со всей уверенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя.

У важение и авторитет в коллективе, как среди коллег, так и руководства – то, к чему стремятся многие сотрудники. Но завоевать стойкий авторитет на работе получается не у всех. При этом рабочие качества, усердие и дисциплина не играют решающей роли.

  1. Поддержание имиджа
    Внешний вид и одежда должны соответствовать должности. Если вы ди-джей в ночном клубе, несуразно будет выглядеть пиджак с галстуком. То же самое касается юриста в спортивном костюме. Аккуратность и хотя бы элементарный вкус должны быть на первом месте. К тому же, одежда должна быть современной, а не являться запасом из «бабушкиного комода».
  2. Аккуратность
    Рабочее место, должно выглядеть аккуратно. Допускаются бумаги и вещи, непосредственно связанные с текущей работой. Окружающим должно быть видно, что вы работаете, а не имитируете бурную деятельность. При этом всевозможные ляпы, грязь, антисанитария недопустимы. А в конце рабочего дня на столе должен оставаться идеальный порядок.
  3. Личные качества
    Себя и свой характер не переделать, но негативные черты в рабочее время важно обуздать и контролировать. Жадность, вспыльчивость, замкнутость на работе необходимо «держать при себе». Следует заранее подготовиться к возможным конфликтным ситуациям, отрепетировать свое поведение при рабочих провокациях, иногда даже через силу.
  4. Своя точка зрения
    Ее не следует навязывать, но и подстраиваться под кого-то не рекомендуется.
  5. Знать себе цену
    От работы нельзя «отлынивать», но и не стоить давать «ездить на себе» даже начальству.
  6. Никакого панибратства
    Чтобы завоевать авторитет на работе, необходимо наладить ровные уважительные отношения со всеми членами коллектива, начиная от уборщицы и заканчивая генеральным директором. Не стоит заискивать и выказывать собственное превосходство, даже если вы руководитель.
  7. Корректное поведение
    Важно знать меру во всем, особенно в кулуарных беседах и коллективных мероприятиях вне работы: на корпоративах, чаепитиях и пр.
  8. Не «стучать» руководству за глаза
    Если есть необходимость поставить руководство в известность об инциденте, который негативно отразится на вашем коллеге, необходимо поставить в курс дела сначала этого самого коллегу.
  9. Помощь коллегам
    Важно оказывать результативную помощь коллегам по работе, если есть такая возможность, даже если помощь вне ваших обязанностей. Ваш труд обязательно заметят и оценят не только рядовые сотрудники, но и руководство.
  10. Любого сотрудника можно заменить
    Всегда необходимо помнить об аксиоме: «Незаменимых людей нет», а главное примерять ее к себе в тот момент, когда захочется сказать лишнее.

Как завоевать авторитет в коллективе? Быть честным с самим собой и коллегами, ответственным, пунктуальным. Работать не покладая рук, помогать коллегам и, самое важное, «держать язык за зубами». Конечно, сразу все перечисленное выше применить не удастся, но труд и умение преодолеют любые препятствия.

Уважение долго зарабатывается, но потерять его в глазах своих сотрудников можно за несколько минут, и все былые заслуги померкнут в тени вашей оплошности. Не поступайте так, чтобы потом жалеть о содеянном, поддерживайте свой авторитет хорошими поступками.

Толкование закона

Руководитель обязан производить такое впечатление на своих подчиненных, чтобы у них формировались такие чувства, как уважение и восхищение, чтобы отсутствовало подобострастие и желание услужить, но оставалось стремление выполнить свою работу как можно лучше, чтобы сам руководитель был доволен работником, да и самооценка подчиненного от этого возросла бы. Но как иначе можно было бы выполнить все это, когда бы сам руководитель не являлся бы авторитетом для работников?! На тех предприятиях, где сотрудники презрительно усмехаются при упоминании своего шефа, дела, как правило, идут далеко не лучшим образом, так как начальнику, в принципе, можно простить многое, но только не его некомпетентность: она является недопустимым пороком, разрушающим образ руководителя.

Тем не менее часто руководители придерживаются определенной тактики. Они требуют от своих работников, чтобы они соответствовали должности, развивали профессиональные навыки и проявляли инициативу. При этом начальники строго следят за тем, как тот или иной сотрудник выполняет свои непосредственные обязанности, но и сами не подают пример. Возникает странная и, на первый взгляд, смешная ситуация, похожая на сюжет сатирического рассказа. Работники, общаясь между собой, говорят о своем начальнике: «С нас требовать– требует, а сам-то...» Подобные настроения вряд ли способствуют росту производительности труда.

В том, насколько хорошо идут дела у компании, основная заслуга принадлежит руководителю. И дело тут даже не в том, что следить за рабочим процессом – его прямая обязанность. Он выступает не только в роли главной контролирующей силы, но еще и является идейным вдохновителем. Он подобен полководцу, который направляет своих солдат на великое дело. И, разумеется, у него ничего не выйдет, если, направляя других, он сам будет пытаться избежать опасности, оставаясь в тени.

Разбираясь в причинах неудач, возникших на том или ином предприятии, руководство часто оказывается в тупике. Вроде бы потенциал был хороший, а вместо желаемого результата получился прямо противоположный. В чем же дело?

А дело, оказывается, в неправильной постановке вопроса. Трудно бывает руководителю осознать важность своей роли. Часто начальник понимает собственную значимость, но не в должном смысле. Кажется ему, будто он – главная фигура компании, и все сотрудники должны на него равняться, а не понимает очевидного: что не будет примером тот, кто не вызывает у подчиненных восхищения. Ведь именно это качество является основным, оно вызывает все то, что впоследствии складывается в определенную форму отношений.

Зря думают руководители, что им не простят ошибок их подчиненные. Работники должны прежде всего восхищаться тем, как руководит их начальник, и в этом случае они не покинут его из-за допущенных промахов. В мире нет совершенных людей, а те, кто не верят в это, либо романтики, либо откровенные глупцы. Тем не менее некоторых начальников принято называть идеальными руководителями. Много вложено в определение «идеальный руководитель», однако главным остается одно: руководитель должен быть примером для работников, а иначе успех компании будет весьма сомнительным.

Образ

Самодержец. Сильный и могущественный государь, к которому народ идет за советом и за судом. Он знает, как поступать в той или иной ситуации, и никакое природное явление или происки врагов не способны нарушить его душевное равновесие.

Доказательства закона

Как часто употребляем мы слово «исполнительный», характеризуя рабочие качества того или иного человека. В отношении руководителя это определение приобретает особый смысл, потому что от верховных лиц подчиненные ждут максимального приближения к совершенству. И действительно, ведь только тот, кто сам подает пример точным исполнением своих обещаний, может требовать того же от других. Причем этот принцип должен касаться не только обещаний, но и всего остального, так или иначе касающегося отношений на предприятиях, да и просто отношений между людьми.

Есть такая история, которая относится к периоду правления императрицы Елизаветы Петровны, и связана непосредственно с ее личностью. Служил у нее один человек, которому она очень благоволила. Говорят, что она позволяла ему высказывать ей прямо в глаза такие вещи, за которые при желании можно было и наказать. Но, как видно, такого желания у императрицы не было, потому что слуга пользовался ее неизменным расположением, несмотря на свой острый язык.

Пообещала однажды императрица слуге своему подарок. Пообещала, да и забыла благополучно. Понятно, что напоминать высокопоставленной особе о таких вещих было некому, это ведь дело ее личное, а вовсе не государственное. Однако слуга ее, как видно, был не промах, потому что он не только напомнил государыне об обещанном, но и сумел пристыдить ее. В результате она не только подарила ему обещанное, но и прибавила еще от себя, в качестве искупления за забывчивость. Оказывается, и так бывает.

Собственно говоря, такие поступки, исходящие от высокопоставленных особ, вызывают всеобщее уважение. Это значит, что современный руководитель, взяв на вооружение примеры выдающихся исторических личностей, может превратить их в своеобразные стратегические ходы. И в самом деле, допустив промах, а потом публично его исправив, руководитель привлечет к себе внимание и окажется героем позитивной истории.

Бывает, что руководитель испытывает комплекс неполноценности, который выражается в том, что он не может требовать от подчиненных совершенства, поскольку сам не уверен в своей компетентности. В настоящее время такие руководители вряд ли занимают высокие должности, скорее они являются начальниками «на местах». Как бы ни была велика исполнительность такого начальника, но он, увы, не сможет являться авторитетом для своих подчиненных. Руководителя должна отличать незыблемая уверенность в своих силах. Любой сотрудник должен знать, что в случае возникновения у него трудностей он может прийти к начальнику, и тот даст ему дельный совет, как преодолеть проблему и избежать последствий.

И хотя бывает нелегко создать образ авторитетного начальника, но этот процесс формируется годами. Очень редко бывает так, чтобы только что заступивший на должность начальник сразу же стал пользоваться уважением подчиненных. Напротив, к новым людям в рабочем коллективе поначалу относятся с настороженностью, не зная, что можно ожидать от заступившего на должность. Вот почему новому руководителю так важно правильно себя поставить на первом этапе своей деятельности.

Однако не так-то просто бывает завоевать авторитет среди подчиненных. Собственно говоря, руководствуясь теоретическими рассуждениями, приобрести авторитет будет очень сложно, так как это требует вполне конкретных поступков. Здесь очень важную роль играет уверенность в том, что ты делаешь. Поступки должны быть не только яркими, но и иметь в конечном итоге положительный результат, тогда они будут замечены подчиненными и оценены ими по достоинству.

В середине XIX столетия один английский исследователь по имени Генри Бессемер проводил различные научные эксперименты. Его целью было получение ковкого железа и стали. В ходе исследований ему в голову пришла гениальная идея, которая требовала воплощения в жизнь. Эта идея заключалась в том, что при соприкосновении кислорода и содержащегося в чугуне углерода они воздействуют друг на друга таким образом, что в общей массе возникают такие колоссальные температуры, какие еще никогда не были достигнуты.

Но поначалу эта идея всем казалась бредовой. Особенно литейщику, которому Бессемер поручил продуть холодный воздух через жидкий металл. Когда исследователь обрисовал свою идею мастеру и попросил его выполнить описанное действие, на лице его собеседника было удивление, смешанное с презрением по отношению к невежественному дилетанту. Еще бы, ведь на первый взгляд казалось, что при выполнении продувки металл моментально превратится в глыбу.

Впоследствии открытие Бессемера произвело переворот в металлургии. Но тогда, более полутораста лет назад, перед его глазами и перед глазами растерянного литейщика открылась потрясающая картина. После продувки струя металла полилась сначала в ковш, а потом в форму. Так было сделано настоящее открытие, основой которого стала идея, первоначально казавшаяся сумасшедшей, а Бессемер добился всеобщего уважения и получил множество наград.

Что и говорить, первоначально многие замыслы кажутся лишенными смысла, и особенно это актуально в том случае, если они исходят от руководителя. Не удивительно, ведь он всегда на виду, и находится очень много желающих обсудить принципы его деятельности и творческие способности. Очень важно для руководителя не сломаться от всеобщего недоверия, довести свое начинание до конца, не обращая внимания на скепсис окружающих. Следует помнить, что руководитель имеет право и приказывать, если кто-то из подчиненных начинает зарываться и диктовать свои условия. Однако и распоряжаться начальник тоже должен с умом, не превращаясь в банального самодура. В противном случае можно потерять ценных сотрудников.

В целом можно сделать вывод, что обретение руководителем авторитета в глазах окружающих – дело непростое, но тем не менее необходимое для успеха компании.

Авторитетное мнение

Ум ограниченный, но здравый в конце концов меньше утомляет нас, чем широкий, но путаный.

Ф. Ларошфуко

Я стою на том, что плохая голова, обладая вспомогательными преимуществами и упражняя их, может перещеголять самую лучшую, подобно тому, как ребенок может провести по линейке линию лучше, чем величайший мастер от руки.

Г. Лейбниц

Дурная голова ногам покоя не дает.

Народная мудрость

Обратная сторона закона

Стремясь стать незыблемым авторитетом для своих подчиненных, руководитель часто прибегает к ошибочным мерам. Он старается показать пример, но не посредством каких-то определенных дел, а с помощью озвучивания своих действий. Конечно, при этом он хорошо справляется со своими обязанностями, но если он любое выполнение своего дела будет сопровождать подробным объяснением на тему, что так же нужно делать и остальным, то почти наверняка это вызовет всеобщее раздражение. Являться авторитетом не означает подчеркивать свою значимость при помощи слов. Воспевать собственные таланты и способности– верный залог того, что в скором времени подчиненные станут называть начальника пустозвоном.

Очень важный момент, соблюдать который руководитель просто обязан, – это выполнение своих обещаний. Авторитет начальника никогда не достигнет желаемых вершин, если он не будет исполнять обещанного. Вообще, люди очень болезненно относятся к тому, насколько исполнителен человек. Если в отношении остальных рядовых сотрудников качества значат очень много, то в отношении руководителя они приобретают особый смысл. Исполнительность относится к первоочередным чертам личности. Начальник никогда не станет пользоваться уважением своих работников, если, обещая что-то, он в скором времени благополучно забывает об этом.

Так уж повелось, что руководитель в определенной степени должен быть сверхчеловеком. Причем если в прежние советские времена эта потребность носила весьма абстрактный характер, то сейчас жизнь подбрасывает руководителю множество способов на практике проявить свои способности, и, как правило, избежать этого невозможно. Уместно будет вспомнить прозаическую жизненную мудрость: «Хочешь жить – умей вертеться». В последнее время она приобретает особую актуальность.

Итак, обязательность, исполнительность, соответствие собственному образу и, самое главное, должности – эти качества необходимы руководителю для того, чтобы подавать пример своим работникам. Что же касается остального, то можно с уверенностью сказать, что люди с большим удовольствием и энергией пойдут за тем, кто завоюет их симпатию своими личными качествами.

Байка

Один человек, будучи приближен к королевской особе, решил произвести впечатление на своего государя, а заодно и урвать какую-нибудь выгоду для себя. Он долго думал о том, как ему это сделать, и, наконец, придумал. Отныне любое более или менее достойное событие, происходившее при дворе, бывало преподнесено королю, но в несколько искаженном виде.

Герой этой истории превратился в придворного комментатора. Он стал не только описывать королю поступки его приближенных, но и указывать на их ошибки, а также открыто высмеивать их глупость и недальновидность. Продолжалось это довольно долго, пока однажды не случилось следующее. Дело в том, что с королем произошел смешной случай, свидетелями которого стали несколько его приближенных. Они стали пересказывать этот казус, но во избежание наказаний никогда не называли вслух того, кто был непосредственным участником. Они говорили примерно так: «С одним моим знакомым случилось недавно...» и так далее.

Как же велики были изумление и гнев короля, когда придворный комментатор описал историю, происшедшую с ним самим, в конце которой он сделал вывод «О том глупце, который так опростоволосился». Понятно, что королю было малоприятно чувствовать себя недотепой, но о том, какими были последствия, история умалчивает.