Домой / Заработок / Психологические аспекты формирования доверия между членами кластера предприятий

Психологические аспекты формирования доверия между членами кластера предприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Развитие кластеров - это современный подход к развитию промышленности и сферы услуг в глобальной экономике через специализацию отдельных географических регионов или мест. Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, предприятий инфраструктуры, научно- исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Международный опыт показывает, что предприятия, объединенные в единую группу или кластер, способны к быстрому экономическому развитию, жизнеспособному лидерству на внутренних и внешних рынках, значительному созданию новых рабочих мест с высокой добавочной стоимостью, быстрому технологическому прогрессу. В условиях финансово-экономического кризиса, одной из немногих возможностей сохранения доли рынка как раз и является кооперация между предприятиями, для того чтобы совместными усилиями противостоять кризисной ситуации и сохранить ключевые сферы деятельности. Процедура создания кластеров имеет два условия. Во-первых, она должна привлечь представителей федеральной, региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами для влияния на ситуацию в регионе. Во-вторых, к процессу работы над созданием кластеров в регионе должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий, населения, общественных организаций и т.д.

В связи с чем, в контрольной работе рассмотрим параметры зрелости кластеров предприятий, проанализируем инструментарий развития кластеров в европейских странах.

1. Параметры зрелости кластеров предприятий

Существует два ключевых элемента, присутствующие у всех кластеров.

Во-первых, фирмы, входящие в кластер, обязательно взаимодействуют (прямо или косвенно). Связи являются и вертикальными (цепи покупок и продаж по технологической цепочке), и горизонтальными. Кроме того, среди кластерных взаимосвязей большое значение имеют сетевые отношения, которые вызывают получение дополнительного эффекта для задействованных в кластере сторон.

Вторым обязательным элементом любых кластеров является наличие географически близких групп взаимосвязанных компаний. Совместное месторасположение компаний способствует формированию преимуществ и увеличению добавочной стоимости, что повышает эффективность сетевого взаимодействия фирм.

Руководство рассматривает кластеры как динамичные структуры, имеющие свой жизненный цикл. Выбор развития и стратегии кластера должен исходит из состояния, в котором находится сам кластер. В этой связи рассматривается 4 стадии кластера (рисунок 1).

Рисунок 1 - Жизненный цикл кластера

Прецеденты, или эмбрионная стадия. В данном случае речь идет о том, что существует критическая масса предприятия, учебных заведений и пр. Однако кооперации как таковой не ведется, в силу того, что организации не имеют представления о существовании друг друга, поэтому на данной стадии преобладают разрозненные действия.

Возникновение. Растущая стадия. На этой стадии начинают происходить регулярные встречи участников «тройной спирали», существует понимание о важности кооперации и кластерных инициатив. Может также вестись разработка совместных проектов и создаваться основа для дальнейшего развития.

Рост. Зрелая или стабильная стадия. Происходит реализация крупных совместных проектов, в том числе и по созданию кластера, в которых участвуют публичный, частный и образовательный сектор. Рост доверия достигает своего пика. Идет расширение участников кластера. Происходит оценка эффективности кластера

Дальнейший рост или исчезновение. На данном этапе кластер либо продолжает развиваться, либо исчезает, либо заново начинает проходить свой жизненный цикл. Причины исчезновения могут быть разными: завершение крупного проекта, невозможность выйти на самоокупаемость, снижение доверия между участниками и прочее. В данном случае могут иметь место и стагнационные процессы.

Представим параметры зрелости кластеров предприятий в таблице 1.

Таблица 1 - Представим параметры зрелости кластеров предприятий

агломерат

Установление доверительных отношений;

Вычленение зон совместных интересов;

Введение элементов прозрачности;

Осознание вреда оппортунистического поведения.

зарождающийся

Определение сферы прозрачности;

Формирование группы доверия;

Реализация частичных совместных проектов.

развивающийся

Единая сеть поставщиков и сбыта;

Единые стандарты качества;

Возросшая степень доверия;

Создание ассоциации, делегирование полномочий по управлению активами (СРО).

Единый Бренд;

Экспортная составляющая растет;

Расходы на НИОКР.

трансформирующийся

Формирования среднего предприятия с рыночной властью;

Переход под зонтик доминирующей фирмы;

Работа по созданию нового кластера предприятий.

2. Инструментарий развития кластеров в европейских странах

Формирование кластерной политики в Европейском Союзе (ЕС) в конце 90-х годов ХХ века в ЕС начал формироваться кластерный подход регионального промышленного развития.

Изначально, кластеры разных стран представляли собой «скопление» предприятий и фирм, которые сочли выгодным расположение в географической близости друг от друга с целью экономии на затратах при транспортировке ресурсов и комплектующих для создания конечного продукта. Впоследствии выяснилось, что стратегически выгодным является наличие в непосредственной близости учреждений, осуществляющих научные разработки.

Таким образом, еще в восьмидесятые годы в Западной Европе был выявлен ключевой принцип кластерного подхода - это тесное взаимодействие производственных фирм и научной среды. Затем эта взаимосвязь бизнеса и науки была дополнена взаимодействием с местными органами государственной власти, которые оценили перспективность кластерного подхода и начали оказывать зарождающимся кластерам существенную поддержку. В итоге, был сформулирован принцип «тройной спирали», который лег в основу современного развития кластеров (рисунок 2).

Рисунок 2 - Принцип «тройной спирали»

Сегодня в ЕС государства оказывают стимулирующее воздействие на развитие кластеров. Однако при этом государство не инициирует создание кластеров, а лишь всячески способствует созданию благоприятных условий, посредством эффективной налоговой, бюджетной, кредитной, таможенной политики, а также через создание передовых научно-исследовательских центров, университетов, транспортной и энергетической инфраструктуры и т.д.

В таких странах как Германия, Франция, Великобритания, Швеция сложились различные модели государственной системы инновационного развития, однако они схожи в методах государственной поддержки развития кластеров. Основными из них являются:

Прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Германия, Франция);

Облегчение налогообложения для предприятий, в т.ч. исключение из налогооблагаемых сумм затрат на НИОКР и списание инвестиций на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (Германия);

Законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (практически во всех странах ЕС);

Предоставление ссуд, в том числе беспроцентных (Швеция);

Целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех странах ЕС);

Создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

Безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

Снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление налоговых льгот (Австрия, Германия);

Отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

Бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия);

Программы поиска и привлечения иностранных талантливых специалистов (многие страны ЕС).

В 2000-е годы после успешной институционализации региональных кластеров в Европейском союзе был взят курс на их дальнейшее развитие. Об этом говорится в программе экономического развития «Европа- 2020». В этот период предполагается усиление финансовой поддержки кластеров в рамках национальных стратегий инновационного развития, а также за счет стимулирующих программ Европейской комиссии.

Формирование межстрановой межкластерной кооперации в ЕС в условиях интернационализации бизнес-процессов в ЕС, актуальным направлением в последние годы становится вопрос взаимодействия и сотрудничества между кластерами разных европейских стран. Пока сложно говорить о зарождении европейской межкластерной кооперации, однако для улучшения условий межгосударственного взаимодействия Европейская комиссия предпринимает определенные шаги. Создаются европейские кластерные программы, которые способствуют развитию региональных кластеров, их интенсификации с целью выхода на рынки сопредельных государств, повышению межнационального взаимодействия с производителями других стран.

Подобные программы развития финансируются преимущественно за счет национальных бюджетов. Лишь одна из пяти программ развития финансируется за счет бюджета структурных фондов ЕС. Структурные фонды Евросоюза на сегодняшний день осуществляют 19% финансирования по развитию кластеров, что уже является значительным вкладом в развитие кластеров (рисунок 3).

кластер жизненный цикл сотрудничество

Рисунок 3 - Источники финансирования Европейских кластерных программ

Необходимо отметить, что часть инициатив ЕС по инновационному кластерному развитию основана на использовании доступных финансовых инструментов, таких как кредиты и гранты, управление которыми осуществляется Европейским инвестиционным банком (European Investment Bank).

На сегодняшний день основная инициатива, ставящая своей целью развитие трансграничных кластеров в Европе - это программа TACTICS (Transnational Alliance of Clusters Towards Improved Cooperation Support) - Транснациональный кластерный альянс в целях поддержки усиления кооперации (сотрудничества).

TACTICS объединяет семь ведущих европейских кластерных агентств, которые отвечают за мероприятия по развитию кластеров. Данные структуры призваны активно взаимодействовать с целью выработки стимулирующих политик и инструментов реальной поддержки развития кластеров на уровне ЕС.

Определены основные приоритетные направления:

1) стимулирование международного кластерного сотрудничества;

2) оценка эффективности развития кластеров;

3) поддержка маркетинга и брендинга кластеров;

4) использование лучшей практики развития кластеров в процессе развития новых кластеров и отраслей, включая инновационные услуги;

5) финансирование инноваций промышленно-инновационных кластеров;

6) вовлечение получателей результатов деятельности кластеров в совершенствование их развития. Указанные направления способствуют переходу от обсуждения лучшей практики развития промышленно-инновационных кластеров в плоскость реального сотрудничества между различными европейскими кластерами.

Примеры успешной работы данной структуры есть в биотехнологическом секторе ЕС. Bio Valley Basel - совместная программа Швейцарии, Германии и Франции по развитию трансграничного биотехнологического кластера. Основная цель данной программы - объединение сильных биотехнологических компаний Северо-Запада Швейцарии (регион вокруг Базеля), Южного Бадена (Германия) и Эльзаса (Франция). Программа включает более 300 компаний, включая глобальных лидеров в фармацевтическом секторе и агробизнесе. Также в нее входит 40 научных организаций и 4 университета и более чем 280 исследовательских групп. Данная кластерная программа действует как один из самых больших биотехнологических регионов в Европе.

Координация осуществляется с помощью центральной кластерной ассоциации, основанной на трех ассоциациях: в Швейцарии (Bio Valley platform Basel), Франции (Association Alsace Bio Valley) и Германии (Bio Valley Germany). Данный трансграничный кластер развивается более 10 лет и, безусловно, относится к зрелым промышленно-инновационным кластерным системам, обладая конкурентными преимуществами.

В целом, взаимодействие между кластерами в Европейском союзе сводится к обмену опытом и знаниями, поиску надежных партнеров для выхода на новые рынки. Этому способствуют различные межгосударственные площадки, программы и инициативы. На основе подобного сотрудничества компании различных кластеров находят новых партнеров в других странах, получают возможность повысить конкурентоспособность продукции.

Важно отметить, что наличие активного наднационального механизма в Европейском союзе упрощает интеграцию бизнес-процессов и кооперацию производств. Однако задача целенаправленного усиления процессов кооперации не ставится. Подразумевается, что благодаря политике Европейской комиссии по упрощению различных барьеров, увеличению инвестиций и получению равного доступа к информации, знаниям, компании различных кластеров будут увеличивать взаимодействие друг с другом, с научными институтами, исследовательскими центрами разных частей Европы.

Таким образом, будет повышаться качество работы кластеров. Особенно качество работы кластеров менее развитых стран ЕС. В целях выравнивания экономического развития ЕС Европейская комиссия заинтересована в росте количества конкурентоспособных кластеров в странах Восточной Европы, а также усиления их взаимодействия и сотрудничества с западноевропейскими кластерами. Однако на сегодняшний день отсутствует информация об успешности результатов данной политик.

Кластерный подход-как основа формирования согласованной промышленной политики государств-членов Таможенного союза и ЕЭП. Как показывает опыт ЕС развитие кластеров является перспективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для государств-членов Таможенного союза и ЕЭП развитие кластерной формы организации производства может играть важную роль в повышении конкурентоспособности и стимулировании инновационного развития, повышения уровня занятости населения. Кластерный подход организации производства, межстрановая кооперация кластеров может быть использовано как один из инструментов формирования скоординированной промышленной политики государств в рамках ЕЭП.

При рассмотрении вопроса о внедрении кластерного подхода на уровне ЕЭП целесообразно использовать опыт ЕС по формированию наднациональной системы мер по стимулированию кластеров. Изучение опыта ЕС в этой части позволило выявить следующую структуру механизма по стимулированию развития кластеров на уровне ЕС (рисунок 4).

На наднациональном уровне ЕС действует Европейская комиссия, которая является главным исполнительным органом, принимающим решения о создании различных инициатив по развитию кластеров, а также утверждающим межгосударственные программы по финансированию инновационных кластеров. Ответственным структурным подразделением по разработке и выполнению программ развития кластеров является Директорат предпринимательства и промышленности. Директорат координирует и совершенствует различные межгосударственные инициативы и внедряет на практике инструменты, способствующие развитию взаимодействия между кластерами стран ЕС. Например, создание различных площадок, где взаимодействуют представители науки, бизнеса и государства с целью обмена опытом по развитию кластеров (Европейская кластерная обсерватория) и выработке рекомендаций для Европейской комиссии по совершенствованию правового поля, финансовой, налоговой, бюджетной политики на уровне ЕС.

Также на подобных площадках (Европейский кластерный альянс), помимо обмена опытом, обсуждения различных проблем и выработки рекомендаций, происходит встреча представителей кластеров, заинтересованных в поиске новых партнеров и реализации совместных проектов.

В ходе подобных встреч фирмы кластеров разных стран выявляют интересные направления сотрудничества, разрабатывают совместные проекты, приступают к реализации новых бизнес-идей. Затем формируется бизнес-план и паспорт нового проекта и выносится на рассмотрение ответственной за отбор дирекции комиссии ЕС, которая оценивает перспективность данного проекта.

Рисунок 4 - Наднациональный механизм поддержки развития кластеров в ЕС

Если проект проходит отбор, то принимается решение о целесообразности финансирования, определяется источник финансирования (фонд рамочных программ инновационного развития или фонд регионального развития Европейского Союза) и объем финансирования. Обычно объем финансирования составляет не более 50%, при условии софинансирования из национальных бюджетов и прочих источников.

Подобный механизм поддержки кластеров на наднациональном уровне является основой инновационного развития ЕС в последние годы. Опыт ЕС показывает, что на стадии глубокой экономической интеграции государств, для решения задач повышения конкурентоспособности инновационной продукции, требуется согласованная политика, которая основана на работоспособных институтах стимулирования ее роста. Опыт ЕС может лечь в основу формирования схожего механизма в рамках развития кластерного подхода в ЕЭП.

В Российской Федерации кластерный подход отражен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. В качестве основных инструментов поддержки пилотных программ развития инновационных 25 территориальных кластеров используются следующие:

Предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития 11 пилотных кластеров;

Обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития пилотных кластеров в рамках федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации;

Привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров;

Стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития.

Примером успешно развивающегося кластера в России является г. Калуга, в котором активно осуществляется производство автомобилей и автокомпонентов, основой которого стали компании Volkswagen, Volvo Truck, альянс PeugeotCitroen и Mitsubishi Motors. Существующие разработки могут стать основой кооперации между государствами - членами Таможенного союза и ЕЭП.

Законодательные меры;

Экспортные субсидии;

Одной из причин успеха технопарков является более широкая специализация информационно-технологической (ИТ) индустрии на внедрении и распространении существующих разработок и оказании ИТ услуг, чем на непосредственном создании принципиально новых разработок.

Основными условиями для успешного создания ИТ кластеров, особенно наукоградов, являются следующие:

Наличие значительных финансовых ресурсов;

Наличие крупного университета с развитой научно-исследовательской базой, являющегося центром местного образования;

Наличие свободных земельных площадей у университетов в районе, представляющем интерес для работы среднего класса профессионалов;

Наличие поддержки местных властей, выраженной в их политике по оказанию содействия развитию наукограда в большей степени, чем по отношению к приоритетам местного населения.

Заключение

В контрольной работе рассмотрены параметры зрелости кластеров предприятий, проанализируем инструментарий развития кластеров в европейских странах.

В результате сделаны следующие выводы.

Любой кластер проходит определенные стадии развития. Они могут быть различными, их динамика может меняться. Но существует внутренняя логика процесса жизнедеятельности кластера, которая позволяет определить наиболее общие стадии его развития.

Параметры зрелости кластеров предприятий состоят из: агломерата, зарождения, развития, зрелости, трансформации.

В развитых странах инструментарий научно-технической политики многообразен и включает в себя следующие основные составляющие :

Законодательные меры;

Меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли;

Государственное финансирование НИОКР (что прямо или косвенно содействует установлению национальных приоритетов в научно-техническом развитии);

Дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;

Кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под низкий процент;

Налоговая и амортизационная политика, включая предоставление налоговых льгот, стимулирующая привлечение инвестиций в научно- техническую сферу, проведение НИОКР, технологические и продуктовые нововведения в частном секторе;

Экспортные субсидии;

Развитие систем распространения научно-технической информации.

Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные инновационные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах: динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематический подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период; исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти; автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.

Таким образом, в европейских странах экономический рост достигается за счет интенсификации деятельности, то есть качественного увеличения выхода новых продуктов и технологий из потока научных идей, открытий и изобретений. Важнейшим направлением научно-технической политики в условиях интенсификации экономического развития стало стимулирование инновационных процессов, что предопределило рост инвестиций для реализации НИОКР, особенно в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности.

Список использованных источников

1 Инновационная Россия 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/main/.

2 Инновационные кластеры и структурные изменения в российской экономике: отчет о НИР (заключит.): 09-08-0006 / Государственный Университет Высшая Школа Экономики; рук. С.В. Голованова; исполн. С.Б. Авдашева [и др.]. - М., 2013. - 147 с.

3 Куценко, Е.С. Кластеры в экономике: основы кластерной политики государства / Е.С. Куценко // Обозреватель. - 2012. - Вып. №11 (238). - С. 112 - 120.

4 Петров, А.П. Теоретико-методические основы формирования регионального кластера медицинской техники: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук / А.П. Петров. - Екатеринбург, 2009. - 26 с.

5 Полунина, Ж.А. Управление инновациями в условиях нового качества экономического роста: на соискание ученой степени канд. экон. наук / Ж.А. Полунина. - Белгород, 2008. - 169 с.

6 Прогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России, на период до 2030 г. с учетом мировых тенденций / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, А.А. Петров, Ю.В Яковец. - М.: Институт экономических стратегий, 2016. - 48 с.

7 Рекорд, С.И. Развитие промышленно-инновационных кластеров в Европе: эволюция и современная дискуссия/ С.И. Рекорд. - СПб.: СПбГУЭФ, 2013. - 109 с.

8 Шулешко, А.В. Комплексное развитие муниципальных образований на основе региональной инновационной инфраструктуры: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук / А.В. Шулешко. - Белгород, 2011. - 180 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы существования территориальных образований, их взаимосвязь с кластерами, функционирование кластеров как открытых систем и их классификация. Возникновение связей между участниками кластеров в пределах территориального образования.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2010

    Понятие, сущность и виды кластеров, их создание и формирование. Кластер как фактор развития экономики. Цели, задачи и направления информационного кластера в Сколково. Степень развития и значимость источников конкурентных преимуществ объединения фирм.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2015

    Причины географической концентрации фирм. Организация кластеров для предприятий малого и среднего бизнеса. Промышленный кластер как развитая форма производственной кооперации. Кластерный подход к решению проблемы модернизации экономики Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Развитие идей становления кластерной экономики в мире и России. Сравнительный анализ подходов к организации производственных комплексов. Механизмы и модели кластерообразования. Характеристика локальных, региональных и глобальных кластеров Сибири.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2012

    Понятие и виды экономических кластеров, их конкурентные преимущества. Проблемы, которые препятствуют возникновению и развитию кластера. Определение инноваций, их виды и функции. Факторы влияния инновационной активности на возникновение кластеров.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2015

    Изучение вопросов, связанных с принципами работы кластеров, которые способствуют повышению конкурентоспособности предприятий и регионов, а также укреплению их ресурсного потенциала. Графическая модель функционирования кластера, как открытой системы.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2010

    Рассмотрение понятия и основ формирования кластеров. Обоснованность использования кластерно-ориентированной политики как основы регионального развития. Анализ конкурентной устойчивости ключевых предприятий туристской отрасли Астраханского региона.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    Логистика как перспективное и динамичное направление экономической деятельности. Кластеры в сфере логистики. Проблемы создания в Украине кластеров. Формирование, цель, первоочередные задачи и масштабы деятельности транспортно-логистического кластера.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2011

    Общая характеристика, понятие и определение объединения предприятий. Формы объединений и их характеристика. Особенности процедуры объединения предприятий в России, Украине и Республике Беларусь. Определение оптимального вида объединения предприятий.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Этимология слова "кластер". Экономическая интерпретация и определение кластера. Кластеры в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы. Кластеры и совместные проекты. Отличие кластеров от технопарков и территорий инновационного развития.

Поскольку тематика, связанная с кластерами, привлекает широкое внимание современных исследователей, существует значительное число предложений по их классификации. Подробный критический анализ различных точек зрения по данному вопросу мог бы служить темой отдельного исследования. Объем и задачи данной лекции позволяют лишь очень кратко охарактеризовать ряд важных подходов к классификации кластеров и показать, какой из них представляется наиболее перспективным с точки зрения решения практических задач кластерной политики.

Среди наиболее распространенных подходов - деление кластеров по размеру, в зависимости от оборота, количества занятых и количества компаний-участников. В частности, шведские исследователи Ш. Карлсон, Ш. Мелландер и Т. Паулсон предложили объемно-динамическую модель классификации кластеров. Они выдвигают в качестве критерия количество рабочих мест и выделяют три вида кластеров - мега-, мезо- и микрокластеры. Такое деление, однако, мало говорит об отраслевых или управленческих особенностях разных типов кластеров.

Интересно предложение этой же группы исследователей выделять кластеры, находящиеся на различных этапах жизненного цикла - от зарождения до свертывания. В частности, согласно такой классификации в стабильном кластере изменение количества рабочих мест в течение года незначительно, развивающийся кластер демонстрирует рост количества рабочих мест, свертывающийся - их сокращение.

Стремясь дополнить размер другими критериями, ученые из Новой Зеландии изучили деятельность 180 кластеров и провели их деление по следующим параметрам:

  • размер кластера (малый, средний, крупный);
  • зрелость предпринимаемых действий внутри кластера (оценка по пятиуровневой шкале);
  • уровень вмешательства в деятельность кластера или его поддержки (оценка по количеству средств, направленных на их поддержку такими организациями, как агентства по экономическому развитию. Министерство экономического развития, технологий и т.п.).

В результате были получены характеристики типов, представленные в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Малый

Средний

Крупный

Уровень прибыли от экспорта

До 5 млн долл.

От 5 до 50 млн долл.

Более 50 млн долл.

Количество фирм и организаций- участников

Число занятых в кластере

До 100 человек

От 101 до 1000 человек

Более 1000 человек

Источник : [Третьяк, 20051.

В данной классификации наиболее интересен критерий зрелости действий, который, по сути, является характеристикой этапов жизненного цикла и предусматривает деление на следующие варианты:

  • «нулевой уровень» - географически компактная группа компаний, обладающих рядом комплементарных ресурсов и характеристик, не предпринимает совместных действий, за исключением отдельных взаимодействий рсципрокного характера;
  • учреждение - компании, осознавая потенциальные преимущества взаимодействия в составе кластера, провели первоначальные консультации;
  • инкубационный период - разработка стратегии кластера с участием заинтересованных сторон;
  • реализация - работа над конкретными проектами;
  • усовершенствование - входящие в кластер фирмы получают контракты или завершают проекты (оба действия основаны на результатах), развивают устойчивые взаимосвязи в рамках долгосрочного целеполагания.

Классификации, связанные с описанием жизненного цикла, размера или отраслевой принадлежности кластеров, не выявляют особенности этой формы с точки зрения долгосрочных показателей конкурентоспособности. В этом смысле полезнее оценивать наличие или отсутствие инновационного потенциала.

Примечательно, что деление кластеров по указанному принципу также обнаруживает довольно большое разнообразие подходов. Тем не менее существует определенный консенсус относительно наиболее общего деления.

Л. Мителка и Ф. Фаринелли выделяют три категории кластеров: неформальные, организационные и инновационные считают, что среди отраслевых кластеров следует различать разные структуры в зависимости от особенностей межорганизационных взаимосвязей внутри кластера. Тогда можно выделить подтипы кластеров, которые основаны:

  • на связанности рынков;
  • на разделе производственных процессов;
  • на общих технологиях и ассортименте продукции;
  • на системных взаимосвязях;
  • на контроле над каналами сбыта;
  • образованы как результат оптимизации.

Другую классификацию индустриальных (отраслевых) кластеров предложила Э. Маркузен , которая делит их на четыре типа, а именно:

  • кластеры Маршалла , состоящие из малых и средних предприятий, работающих в сфере сервиса, высоких технологий, ремесел и т.п.;
  • фокальные кластеры (hub&spoke), в которых доминирующая роль принадлежит одной, иногда нескольким крупным фирмам, окруженным большим числом поставщиков и подрядчиков;
  • кластеры-спутники, подчиненные доминирующей роли одного, как правило, независимого, экономического агента, расположенного вне кластера;
  • кластеры государственных предприятий, в которых местное деловое окружение обслуживает интересы государственного или некоммерческого предприятия (университета, военной базы и т.д.).

В данной классификации есть определенное смешение критериев. Деление на кустарные промыслы и современные предприятия, включенные в технологические процессы индустриального типа, отчасти пересекается с делением по типу собственности (обслуживание частных или государственных структур). Кроме того, проблема этой классификации - некоторая нечеткость формулировок, в результате чего невозможно провести водораздел между фокальной межфирменной сетью и кластером, в котором есть фокальная компания.

Представляется довольно логичным при классификации кластеров сделать акцент на сочетании отраслевой принадлежности участников и систем информационного обмена и использования знаний. Тогда вырисовывается деление на несколько подтипов, существенно различающихся в зависимости от отраслевой принадлежности и инновационного потенциала. Один из вариантов такого деления был в свое время представлен в исследовании OECD, посвященном национальной системе инноваций }