Домой / Интернет / Кто должен проводить спецоценку. Что такое спецоценка условий труда? Спецоценка условий труда: сроки проведения. Что подлежит спецоценке

Кто должен проводить спецоценку. Что такое спецоценка условий труда? Спецоценка условий труда: сроки проведения. Что подлежит спецоценке

Специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена к 31 декабря 2018 года. От её результатов зависят расходы предприятия на ближайшие пять лет. Кто должен проводить СОУТ и как правильно это сделать – расскажем в статье.

Читайте в статье:

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.

Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2. Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статье 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда. Поэтому работодатель обязан доказать необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.

В обязанности работодателя входит обоснованное декларирование рабочих мест. Декларированные рабочие места являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда работников.

В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда. Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды. Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.

Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, и экспертов. В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по , по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно завышать стоимость оценки на одно рабочее место.

Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы ОТ – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии. Проведение спецоценки является совместной задачей службы управления персоналом и службы ОТ, поэтому работать им придется плотно. Формирование базы для проведения СОУТ проводится на основе штатного расписания. Служба охраны труда должна оказывать методическую поддержку комиссии в , подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.

Обратите внимание

Полезным будет провести собрание трудового коллектива, на котором следует разъяснить, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – от работников.

Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно показать трудовой процесс так, как он происходит на самом деле, без перегибов в ту или иную сторону. Для этого необходимо, чтобы еще до начала спецоценки был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.

Специалист по ОТ всегда должен знать, где находятся наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет предприятие, нужно провести анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени за семь смен по следующим профессиям:

  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • машинист экскаватора;
  • грузчик;
  • водитель погрузчика;
  • электромеханик, электрик;
  • кладовщик;
  • оператор 1С;
  • фрезеровщик, токарь;
  • стропальщик;
  • кабельщик-спайщик.

Для специалиста по охране труда важно построить конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Эксперт – это, прежде всего, практик, который может оказать неоценимую помощь. Он может предоставить, например, не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту.

Эксперт отвечает за качество своей работы. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Если появляются основания для разногласий – разрешать все вопросы следует в ходе проведения государственной экспертизы УТ .

Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки

1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ. В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих , числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.

2. Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.

3. Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для эксперта доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда .

4. Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.

5. Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.

6. Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.

7. Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.

8. Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.

9. Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по ОТ для дальнейшего возмещения через ФСС.

Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.

Как провести специальную оценку условий труда

Пошаговый алгоритм проведения СОУТ от Минтруда, учитывающий все особенности и тонкости этого процесса, размещен для вас в Системе "Охрана труда". Там же вы можете скачать памятки и готовые образцы необходимых документов.

Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).
СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Читайте также Сколько дополнительных дней отпуска полагается ветеранам труда

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон) ввел новую для работодателя процедуру – специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно, с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Что представляет собой специальная оценка условий труда и для чего она нужна?

Указанная оценка – это комплекс мероприятий (ч. 1 ст. 3 Закона ):

  1. по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. по оценке уровня их воздействия на работника.

По ее результатам, в частности (ст. 7 Закона ):

  • работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на «травматизм»;
  • подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

Чьи условия труда оцениваются?

По общему правилу специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников.

Однако из этого правила есть несколько исключений. Так, специальной оценке не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Кто проводит специальную оценку?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона ).

При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно, ст.ст. 19-20 .

Когда проводится специальная оценка?

Специальная оценка осуществляется не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.

Отметим, что ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными (пп. «б» п. 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н).

Обратите внимание, что существуют случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка?

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Созыв специальной комиссии

Этап 2. Утверждение графика специальной оценки

Этап 3. Утверждение перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке

Этап 4. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку

С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.

Этап 5. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 6. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Этап 7. Подведение итогов специальной оценки

Этап 8. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки

Этап 9. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя

Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:

  • до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
  • с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.

Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование»

Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):

  • оптимальные – 1 класс;
  • допустимые – 2 класс;
  • вредные – 3 класс;
  • опасные – 4 класс.

Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).

В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.

Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.

В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:

  • сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации.

Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, который внес соответствующие поправки в КоАП РФ. Так, ч. 2 новой ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность в случае, если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не провел ее. Согласно указанной норме такие правонарушения влекут предупреждение или штраф:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда обращаться к специалисту по трудовым отношениям Администрации Егорлыкского района, каб. № 19, контактный телефон 23-7-68.

Администрация Егорлыкского района просит руководителей предприятий и организаций, индивидуальных предпринимателей в целях учета рабочих мест на территории муниципального образования, на которых завершена специальная оценка условий труда, представлять информацию о проведенной специальной оценке условий труда.

Общая структурная схема проведения СОУТ выглядит следующим образом:

На схеме серыми прямоугольниками обозначены шаги - действия.

Стрелочками показаны:

1) входящая информация - документация и т.п. сведения, необходимые для выполнения шагов,

2) исходящая информация - то, что образуется в результате выполнения шагов.

Подробное описание каждого шага изложено в соответсвующих разделах пошаговых инструкций:

Шаг 0 – определите, надо ли и когда надо проводить специальную оценку условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Где должна проводиться СОУТ

  1. надомников,
  2. дистанционных работников,
  3. работников, вступившим в трудовые отношения с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем ().

государственных гражданских служащих и муниципальных гражданских служащих проводится не по , а по специальным нормативно – правовым актам для служащих ( ) .

СОУТ в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне , осуществляется по специальным нормативно – правовым актам ().

В остальных случаях СОУТ должна проводиться

Сроки проведения СОУТ

СОУТ проводится 1 раз в 5 лет . Срок исчисляется со дня утверждения ().

Если до 01.01.2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест, то в течении 5 лет после ее завершения можно не проводить СОУТ ()

Внеплановая аттестация проводится до истечения 5 - летнего периода в следующих случаях ():

  1. ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  3. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  4. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Шаг 1 – образование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

С.В. Поляшов, 2014

Действия :

  1. Определитесь с составом комиссии ().
  2. Издайте приказ о создании комиссии и ознакомьте с ним под роспись членов комиссии ()

Исходящие документы :

  1. приказ (распоряжение о составе и порядке деятельности комиссии по СОУТ) ()
Комментарий :

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Число членов комиссии должно быть нечетным ().

В составе комиссии должны быть ():

  1. специалист по охране труда;
  2. представитель профсоюзной организации предприятия или иного представительного органа работников (при наличии).

Для организаций, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии должны войти: ():

  1. работодатель - лично сам индивидуальный предприниматель, или работодатель – руководитель организации (директор и т.п.),
  2. специалист по охране труда – работник данной организации, или привлекаемый по гражданско-правовому договору, или представитель специализированной организации, привлекаемой для осуществления функций службы (специалиста) охраны труда.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя ().

Шаг 2 – разработка и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. штатное расписание организации,
  2. список работающих на текущий момент времени.

Действия :

  1. разработайте и утвердите комиссией перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ ().

Исходящие документы :

Форма перечня пока еще не утверждена законодательством. Перечень рабочих мест можно сделать следующим образом:

Индивидуальный номер рабочего места

Наименование рабочего места и источников вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Численность работников, занятых на данном рабочем месте (чел.)

Наличие аналогичного рабочего места (рабочих мест)

швея, швейная машина

менеджер по производству

директор

главный бухгалтер

менеджер по кадрам

Буквой «а» в таблице отмечены аналогичные рабочие места.

Аналогичными рабочими местами признаются места ():

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах),
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения,
  3. на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности,
  4. на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции,
  5. на которых одинаковый режим рабочего времени,
  6. на которых ведется однотипный технологический процесс,
  7. на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье,
  8. на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Данный перечень будет необходим для заключения договора со специализированной организацией по СОУТ .

Шаг 3 – поиск и привлечение к СОУТ специализированной организации

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы

  1. документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям ( и ).

Действия :

  1. выберите организацию, имеющую право проводить СОУТ,
  2. проверьте документы организации,
  3. определите, какие сведения, документы и информацию, необходимо передать организации, провдящей СОУТ по договору (),
  4. заключите договор с организацией,
Исходящие документы
  1. гражданско-правовой договор на проведение СОУТ (), содержащий в том числе, сведения о документах, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору ( ),

Комментарии:

Для проведения СОУТ необходимо заключить договор со специализированной организацией, соответствующей ().

Организации, аккредитованные ранее как аттестующие организации, могут проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них на 01.01.2014г. аттестатов аккредитаций, но не позднее 31.12.2018г ().

Если срок действия аттестата аккредитации лаборатории аттестующей организации истекает в 2014 году, то организация имеет право проводить СОУТ до 31 декабря 2014 года ().

Подобрать, такую организацию, можно на странице фирм СОУТ по ссылке .

Перед заключением договора:

  1. внимательно изучите учредительные документы организации и проверьте их на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) или по ответу на запрос из ФНС - должны совпадать название организации, ИНН, КПП, ОРГН, юридический адрес; организация должна быть действующей;
  2. потребуйте документы, подтверждающие соответствие специализированной организации требованиям (право работодателя требовать эти документы закреплено и );
  3. проверьте свидетельство о внесении в государственный Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, сравните с соответствующей записью на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ;
  4. изучите аттестат аккредитации и область аккредитации – убедитесь, что исследования, которые Вам потребуются, включены в область аккредитации и что срок действия аттестата аккредитации не закончится до завершения СОУТ;
  5. изучите текст договора:
  • в договоре должны быть указано, какие документы , сведения и информацию работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ (). В случае не представления этих сведений, документов и информации,
  • в договоре должны быть указаны условия , которые работодатель должен обеспечить для проведения СОУТ. В случае отказа работодателя обеспечивать эти условия, организация, проводящая СОУТ обязана не приступать или прекратить выполнение работ ().
  • посмотрите, какие документы обязана будет подготовить организация, проводящая СОУТ – будет ли она разрабатывать график проведения СОУТ, декларации о соответствии условии труда и т.д.
© С.В. Поляшов, 2014
Автор: С.В. Поляшов, 2014. Копирование разрешено только с письменного согласия автора, и наличия обязательной активной ссылки на веб сайт сайт

Шаг 4 – разработка и утверждение графика проведения СОУТ

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. совместно с организацией, проводящей СОУТ, разработайте и утвердите график проведения СОУТ ()

Исходящие документы:

  1. график проведения специальной оценки условий труда ().

Комментарий :

Официально утвержденная форма графика отсутствует. На данном шаге у Вас уже будет заключен договор с организацией по СОУТ , специалисты которой помогут разработать график проведения СОУТ .

Шаг 5 – проведение идентификации производственных факторов

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. Документы, которые работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ по заключенному договору (),
  2. перечень мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест ()

Действия :

  1. Помогите эксперту организации, проводящей СОУТ обследовать рабочие места и разобраться в технической и прочей документации Вашей организации.
  2. Утвердите результаты идентификации комиссией ().

Исходящие документы :

  1. результаты идентификации ().

Комментарий :

Идентификация осуществляется экспертом организации по СОУТ (). В подробно описана процедура идентификации.

Суть идентификации: эксперт по СОУТ изучает имеющуюся у работодателя документацию (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.), проводит обследование рабочих мест путем их осмотра, опрашивает работников и т.д. и выявляет вредные факторы.

Не подлежат идентификации ():

1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости ;

2. рабочие места , в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда ;

3. рабочие места , на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

После идентификации рабочие места будут разделены на три группы:

  1. рабочие места, на которых идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  2. рабочие места, на которых не идентифицированы вредные (опасные) факторы;
  3. рабочие места, которые не подлежали идентификации.

Комиссия должна утвердить результаты идентификации ().

Шаг 6 – составление и отправка в соответствующий государственный орган декларации о соответствии условий труда нормативным требованиям

С.В. Поляшов, 2014

Входящие документы :

  1. перечень рабочих мест, на которых вредные факторы при не выявлены.

Действия :

  1. составьте или ознакомьтесь с декларацией,
  2. отправьте декларацию в государственный орган ().
Исходящие документы :
  1. Декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям.

Комментарий :

© С.В. Поляшов, 2014

В отношении рабочих мест, на которых при не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель должен подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям в инспекцию труда.

В законе не сказано, кто должен составлять декларацию - организация, проводящая СОУТ или организация работодателя. Чтобы избежать разногласий, пропишите эту обязанность заранее в договоре на проведение СОУТ.

Официально утвержденной формы декларации пока еще нет.

Срок действия декларации – 5 лет. Отсчет срока начинается с даты утверждения отчета о проведении СОУТ ().

Если с работником, на которого подана декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профессиональное заболевание, то декларация на данное рабочее место прекращает свое действие и в отношении данного работника проводится внеплановая СОУТ ().

Решение о прекращении действия декларации принимает инспекция труда не позднее 10 календарных дней со дня наступления несчастного случае и профессионального заболевания (