Домой / Домашний / Единовременное пособие медицинским работникам. Гарантии и компенсации медицинским работникам за труд во вредных и опасных условиях. Депремирование медицинских работников

Единовременное пособие медицинским работникам. Гарантии и компенсации медицинским работникам за труд во вредных и опасных условиях. Депремирование медицинских работников

Факультет Медицинского Права вновь возвращается к обсуждению вопроса гарантий и компенсаций, предоставляемых государством медицинским работникам. Как известно, медицинским работникам при переезде в сельскую местность предоставляется единовременная компенсационная выплата. Сегодня мы расскажем о порядке предоставления данной компенсации в рамках изменений на 2017 год.

О единовременной компенсационной выплате

Итак, согласно части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 326) единовременная компенсационная выплата медицинским работникам предоставляется медицинским работникам, соответствующим определенным критериям, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского тира или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта.

Следует знать, что размер единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам составляет 1 000 000 рублей.

Финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда ОМС из бюджета Федерального фонда ОМС в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 418-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.

Заметим, что в соответствии с пунктом 37.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ единовременная компенсационная выплата не подлежит налогообложению.

Целью таковой выплаты является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты и компенсация связанных с переездом и обустройством затрат, а также неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

При этом, законодатель вовсе не ограничивает медицинских работников, прибывших на работу в сельский населенный пункт в том, на что будет израсходована предоставляемая сумма.

Медицинский работник же, в свою очередь, при получении единовременной компенсационной выплаты, должен отработать определенный период времени в медицинской организации сельского населенного пункта того субъекта Российской Федерации, с которым заключен указанный договор. Как правило, такой срок составляет 5 лет.

Следует отметить, что ФЗ № 326 не дает каких-либо пояснений относительно того, какой именно населенный пункт может считаться сельским.

Подобное разъяснение содержится в Письме ФФОМС от 05.02.2013 № 801/21-и «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат в 2013 году» (далее - Письмо ФФОМС № 801/21-и). По вопросу отнесения населенных пунктов к сельским населенным пунктам и рабочим поселкам необходимо руководствоваться частью 1.1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131). Так как Письмо ФФОМС № 801/21-и ссылается на старую редакцию ФЗ № 131 мы приведем действующее на сегодняшний день положение ФЗ № 131 по данному вопросу.

Так, согласно части 1.1 статьи 10 ФЗ № 131 наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов РФ.

Стоит отметить, что критерии, которые предъявляются к медицинским работникам, претендующим на единовременную компенсационную выплату, меняются из года в год.

Так в 2017 году единовременная компенсационная выплата будет выплачиваться только тем медицинским работникам, которые соответствуют следующим критериям в совокупности:

  • возраст - до 50 лет (к слову, в 2012-2014 г.г. ограничение по возрасту составляло - до 35 лет, в 2015 году - 45 лет);
  • наличие высшего образования;
  • прибытие на работу в сельский населенный пункт в 2016 и 2017 годах;
  • наличие заключенного договора с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

На практике органы, которым предоставляется подобный пакет документов, требуют от медицинского работника еще и трудовой договор между медицинским работником и государственным учреждением здравоохранения субъекта РФ или муниципальным учреждением здравоохранения.

К слову, о данном условии говорят ФФОМС и Минздрав России в Письме ФФОМС от 08.07.2013 № 5124/80-1/и «О судебной практике по рассмотрению споров о выплате единовременной компенсации медицинским работникам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт» (Письмо ФФОМС № 5124/80-1/и) и Письме Минздрава России от 10.08.2012 № 11-11/3089 «По вопросу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам» (Письмо Минздрава № 11-11/3089).

Однако стоит помнить, что письма ФФОМС, Минздрава России и др. органов власти не обладают признаками нормативности и могут лишь носить разъясняющий и рекомендательный характер.

Издание подобных разъяснительных писем соответствующими уполномоченными органами говорит о том, что единого порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты на сегодняшний день нет.

В отсутствии правового регулирования (порядка) предоставления единовременной компенсационной выплаты ФФОМС и Минздрав России предоставляет уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ решать данный вопрос самостоятельно, о чем обозначено, например, в письме ФФОМС № 801/21-и, согласно которому в ФФОМС указанными органами должны быть представлены нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских работников, а также порядок заключения договора медицинского работника с уполномоченным органом исполнительной власти.

Так, Порядок заключения с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в 2017 году в Московской области, утвержден Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2017 № 145/8 (далее - Порядок по МО).

В соответствии с данным Порядком по МО договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты должен предусматривать:

  • обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Московской области, расположенным в сельском населенном пункте либо рабочем поселке Московской области, либо поселке городского типа Московской области (далее - учреждение здравоохранения);
  • порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение тридцати рабочих дней дней со дня заключения договора с Министерством здравоохранения Московской области (далее - Министерство);
  • обязанность медицинского работника возвратить в бюджет Московской области часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора, заключенного медицинским работником с учреждением здравоохранения, до истечения пятилетнего срока, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду;
  • ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты;
  • положение о согласии медицинского работника на обработку его персональных данных.

Порядок по МО поясняет, что договор с медицинским работником заключается Министерством после заключения медицинским работником трудового договора с учреждением здравоохранения.

При этом, учреждение здравоохранения, заключившее трудовой договор с медицинским работником:

  • проверяет наличие и достоверность представленных медицинским работником документов;
  • представляет в Министерство заявление медицинского работника о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (обращаем внимание, что не установлен срок предоставления в Министерство подобного заявления. Отметим, что ранее учреждение здравоохранения должно было направить заявление в Министерство в течение трех рабочих дней со дня заключения трудового договора с медицинским работником).

Также, в Порядке по МО отмечено, что единовременная компенсационная выплата устанавливается и выплачивается медицинским работникам только по основному месту работы.

Подпишитесь на нас

В комментируемом Определении ВС РФ от 12.05.2017 № 3-КГ17-1 арбитры признали незаконными решения нижестоящих судов, которые посчитали обоснованными доначисления НДФЛ на сумму компенсационной выплаты работникам среднего звена, полученной ими из регионального бюджета при переезде в сельскую местность.

Вначале напомним, что согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной устанавливаемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. При этом ст. 217 НК РФ пре­дусмотрен перечень доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ. Так, согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые по действующему законодательству. В частности, п. 37.2 ст. 217 НК РФ что не подлежат обложению НДФЛ единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, осуществленные в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. Данной статьей (в редакции, действовавшей в рассматриваемом периоде) были определены единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 – 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с органом субъекта РФ договор. При этом обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 – 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета ФФОМС в соответствии с федеральным законом о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ.

Читайте также

  • Подарок работнику деньгами: налоговые нюансы
  • НДФЛ и доходы работника в форме материальной выгоды
  • Облагается ли НДФЛ стоимость спецодежды, выданной сотруднику аптеки?
  • Задержка выплаты заработной платы: работодателя и налогообложение компенсаций работникам
  • Налогообложение компенсации за использование в служебных целях личного автотранспорта

В рассматриваемой ситуации правительство Республики издало Постановление от 14.02.2012 № 45 «Об осуществлении единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием, работающих в сельских населенных пунктах» в силу положений ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ. На основании этого постановления выплачивались единовременные компенсационные выплаты отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты. Источником финансового обеспечения выплат являются средства бюджета Республики Коми.

Кроме того, арбитры первой инстанции обратили внимание на то, что в ч. 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ выплаты предоставляются медицинским работникам, имеющим высшее профессиональное образование, а не среднее профессиональное образование.

В связи с этими фактами суд первой инстанции сделал вывод, что данные компенсационные выплаты предоставляются из бюджета субъекта РФ, а не из бюджета территориального ФФОМС, а также они предоставлены медицинским работникам, имеющим среднее профессиональное образование. Следовательно, полученный в результате таких выплат доход подлежит обложению НДФЛ и п. 37.2 ст. 217 НК РФ в рассматриваемом случае не применяется.

Отменяя решения нижестоящих судов, ВС РФ обратил внимание на следующее:

    постановлением правительства Республики Коми утверждено положение о предоставлении единовременных компенсационных выплат отдельным медицинским работникам со средним медицинским образованием, прибывшим (переехавшим) в 2012 году и последующих годах на работу в сельские населенные пункты;

    в этом положении сказано, что единовременная компенсационная выплата в размере 350 000 руб. предоставляется медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми или муниципальных учреждений здравоохранения в возрасте до 35 лет, имеющим среднее медицинское образование, которые в 2012 году и последующих годах прибыли на работу в сельские населенные пункты после окончания образовательного учреждения образования или переехали в указанный период на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта;

    выплата предоставляется медицинским работникам, занимающим должности «медсестра фельдшерско-акушерского пункта», «акушерка фельдшерско-акушерского пункта», «фельдшер фельдшерско-акушерского пункта», а также «заведующий фельдшерско-акушерского пункта – фельдшер», при условии заключения ими трудового договора;

    положения ст. 217 НК РФ предусматривают освобождение от налогообложения всех видов установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат, в том числе связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей;

    п. 37.2 ст. 217 НК РФ конкретизирует один из видов компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению. При этом в нем никак не увязывается освобождение от налогообложения с источником выплат.

С учетом приведенных положений законодательства арбитры отметили, что компенсационные выплаты как работникам, имеющим так и работникам со средним образованием имеют одинаковую правовую природу, предоставляются работникам в связи с переездом в сельскую местность на работу для исполнения трудовых обязанностей и должны иметь одинаковый режим налогообложения. Если установить различный режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев, то нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории. Следовательно, компенсационные выплаты, предоставленные медицинским работникам как с высшим, так и с средним профессиональным образованием на основании постановления субъекта РФ и за счет средств бюджета РФ, не подлежат обложению НДФЛ в соответствии со ст. 217 НК РФ.


медицинская деятельность НДФЛ

С целью поощрения медицинских работников в Российской Федерации с 2014 года действует программа, направленная на поддержку граждан, занятых в данной сфере. В частности такая поддержка заключается в получении поощрительных выплат, назначение которых осуществляется на основании критериев, указанных в регулирующих законодательных и нормативных актах. Кроме того, стимулирующие выплаты медработникам в 2020 году, как и прежде, рассчитаны на то, чтобы привлечь больше специалистов к работе в государственных учреждениях, поскольку начисляются они исключительно в организациях некоммерческого типа.

Законодательные акты, регулирующие назначение доплаты

На основании чего медицинский сотрудник может претендовать на получение выплаты за интенсивность и высокие результаты работы? Дополнительные к основной заработной плате суммы начисляются на основании следующих законодательных и нормативных актов.


Кто не может получать стимулирующие доплаты?

Положение о выплатах стимулирующего характера в здравоохранении четко ограничивает круг работников, которые могут претендовать на получение материальных доплат к своему основному доходу в качестве заработной платы. Обязательным фактором, который дает возможность начисления как постоянных, так и единовременных выплат, является наличие у медицинского работника сертификата по основной специальности – такое положение прописано в ПП РФ № 583, и прочие факторы (заслуги в работе и т. д.) отменить его не могут.

Кроме того, назначение выплат возможно определенным категориям врачей и медицинских работников с учетом имеющихся ограничений. Так, не полагаются подобные доплаты следующим категориям сотрудников, занятых в сфере здравоохранения.

  • Тем лицам, которые относятся к администрации медицинских учреждений. В отдельных случаях получение доплаты разрешено, но только при условии того, что сотрудник параллельно с выполнением основной функции является еще и практикующим врачом.
  • Работникам медицинской сферы, которые оказывают помощь, относящуюся по соответствующей классификации к высокотехнологичной.
  • Тем сотрудникам, которые являются участниками действующей на территории Российской Федерации программы «Здоровье». Участие в ней предусматривает оказание помощи в приеме родов, уходе за новорожденными, оказание медицинских услуг в качестве педиатра или семейного доктора и т. д.

Принцип оплаты труда медицинских работников

Говоря о начислениях стимулирующего характера, стоит подробнее рассмотреть виды оплаты труда, которые имеют отношение к сотрудникам, занятым в медицинской сфере.

На основании Трудового кодекса РФ работникам медицинских учреждений положены следующие виды начислений.

  • Базовые, или основные , которые рассчитываются на основании размера оклада и специфики рода деятельности.
  • Компенсационные . Их начисление регулируется нормами, отличающимися в зависимости от региона, в котором работник ведет трудовую деятельность.
  • Социальные . Они могут назначаться в зависимости от принадлежности работника сферы здравоохранения к какой-либо из групп, входящих в список получателей выплат социального характера.
  • Стимулирующие – назначающиеся в результате анализа деятельности и выполнения непосредственных обязанностей врачом или другим медработником.

Стоит отметить, что если все прочие начисления, кроме стимулирующих, строго контролируются посредством федеральных или региональных нормативных актов, то стимулирующие могут регулироваться непосредственно руководством медицинского учреждения. Для выполнения такого действия администрация каждого отдельного учреждения обязана выпустить документ – постановление (созданное, конечно, на основании общего закона о выплатах и не противоречащее его положениям). Данный документ определяет нюансы назначения выплат, которые могут применяться непосредственно к работникам данной организации. Каждый из сотрудников, относящийся к категории лиц, которая может претендовать на получение таких выплат, имеет право ознакомления с данным документом.

Что относится к стимулирующим доплатам? Это денежные начисления, назначаемые ежемесячно на основании принятых критериев оценки работы врачей и медперсонала. В том случае, если в конкретном учреждении на конец календарного года остается неиспользованная часть средств, выделенная исключительно для получения стимулирующих доплат, допускается получение единовременных выплат, которые будут назначены по итогам выполнения работы за текущий год.

Величина стимулирующих начислений

Стоит отметить, что размер доплат, относящихся к стимулирующим, не является постоянным – он находится в прямой зависимости от того, какой объем услуг, связанных с выполнением прямых обязанностей, был сделан медицинским сотрудником.

Относительно величины начислений на территории РФ действуют следующие правила.


  • Выплата денежной премии стимулирующего характера производится на основании отдельного приказа администрации учреждения.
  • Издание приказа производится каждый месяц.
  • Величина выплат устанавливается администрацией медицинского учреждения с учетом допустимых минимальных и максимальных величин, установленных законодательными актами.

Основания для назначения доплаты и принципы оценки

На размер начисляемой доплаты определяющее влияние оказывают следующие факторы.

  • Время, которое конкретный сотрудник отработал в течение месяца, за который начисляется выплата.
  • Выполнение медработником стандартов по оказанию первой помощи населению.
  • Эффективность выполнения рабочих обязанностей.
  • Продолжительность трудового стажа работника и его непрерывность.

В обязательном порядке администрация при назначении выплат должна руководствоваться действующими на данный момент положениями об оплате труда, а также федеральными, региональными актами и президентскими указами, затрагивающими порядок начисления и получения таких сумм.

Что такое положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам

Система оплаты труда медработников регулируется федеральным законодательством (в частности, ст. 129 ТК РФ) и включает в себя следующие виды выплат:

  • базовые (выплачиваются медработникам в обязательном порядке);
  • компенсационные (их начисление производится исходя из условий труда работников);
  • стимулирующие (зависят от эффективности трудовой деятельности).

Основным нормативным актом, устанавливающим схему оплаты труда медиков, является постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.08.2008 № 583.

Согласно пп. 3, 4 утвержденного постановлением Правительства РФ № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение), базовые и компенсационные выплаты, учитываемые в составе ежемесячной оплаты труда медработников, — это величины, расчет которых строго регламентирован федеральным и региональным законодательством.

Определение же размеров стимулирующих доплат своим сотрудникам медучреждение производит на основании собственных локальных документов, разрабатываемых с учетом положений ежегодно обновляемых Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее — Единые рекомендации) и иных федеральных учреждений (п. 5 Положения, ст. 135 ТК РФ).

Базовые профессиональные квалификационные группы, критерии и рекомендации по разработке положений об оплате труда работников учреждений, используемые при составлении Единых рекомендаций, изначально разрабатываются и утверждаются таким госучреждением, как Минздравсоцразвития РФ (п. 6 постановления Правительства РФ № 583).

Ориентируясь на вышеуказанные положения и рекомендации, каждое медучреждение разрабатывает свою систему стимулирования медработников, которая закрепляется во внутреннем документе организации — положении о стимулирующих выплатах . В нем должны быть определены:

  • источники финансирования стимулирующих выплат;
  • категории сотрудников, имеющих право на такого рода доплаты;
  • схема начисления указанных выплат;
  • размер ежемесячной надбавки за счет средств обязательного медстрахования и предпринимательской деятельности по каждой группе работников;
  • условия, по которым будет оцениваться работа врачей и прочих медработников.

Порядок определения размера стимулирующих выплат медработникам

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» от 29.12.2007 № 818 поощряющие доплаты возможны:

  • за непрерывный стаж и выслугу лет;
  • результаты трудовой деятельности;
  • напряженность труда и достижения в работе;
  • качество трудовой деятельности.

При этом первые два пункта особенных вопросов не вызывают, так как являются количественными критериями и не требуют специальной оценки. Два же последних пункта — показатели качественные и потому нуждаются в разработке специальной системы, привязывающей качественные характеристики к числовым значениям.

Приказом Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений. В этих рекомендациях предложен перечень показателей, зависящий от должности и специализации работника, причем каждому показателю присваивается балл в зависимости от уровня выполнения или невыполнения.

К примеру, отсутствие жалоб оценивается как +1 балл, наличие хотя бы одной жалобы — 0 баллов, то есть при суммировании общая оценка не увеличивается. Оценивается также эффективность выполнения. Выполнение планов по достижению соотношения заработной платы по всем категориям медицинских работников и средней заработной платы в субъекте на уровне 110% и более оценивается как +2 балла, от 100 до 110% — как +1 балл, менее 100% — как -1 балл.

В оценке эффективности труда медицинского работника имеют значение следующие факторы:

  • количество обнаруженных заболеваний;
  • случаи несвоевременной госпитализации;
  • количество возникших осложнений;
  • неверные диагнозы;
  • наличие жалоб от пациентов;
  • нарушение санитарных норм;
  • оформление документов;
  • профилактика заболеваний и т. п.

Нюансы начисления стимулирующих доплат медработникам в 2019-2020 годах

Согласно положениям абз. 3 ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Стоит отметить, что трехсторонняя комиссия до 2016 года вообще не давала рекомендаций по соотношению базовой, компенсационной и стимулирующих частей в оплате труда медиков. И в связи с этим доля базовой части составляла 25-30%, компенсационной — 15-20%, стимулирующей — около 50% (по данным СМИ, в некоторых регионах доля стимулирующих выплат в оплате труда медработника доходила и до 70%). В свою очередь, особенности расчета стимулирующей доплаты не всегда давали возможность оставлять зарплату медработника на должном уровне.

С 2016 года ситуация начала меняться. Стремясь к выполнению Указа Президента России «О мероприятиях по реализации социальной политики» от 07.05.2012 № 597, согласно которому средняя заработная плата медработников к 2018 году должна дойти до 200% средней оплаты труда в соответствующем регионе, и исполняя решение трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015 № 12 (п. «б» ст. 37; в 2019 году действуют рекомендации, принятые решением от 25.12.2018, протокол № 12), руководство субъектов Федерации снизило долю стимулирующих выплат в составе зарплаты медработника.

В результате доля окладной части стала доходить до 55-60%, а стимулирующие выплаты снизились до 30%. Таким образом, гарантированная часть заработной платы, которая не зависит от оценок и ситуаций, увеличилась почти в 2 раза. И на долю стимулирующих выплат в 2019 году приходится только треть оплаты труда, что выглядит более логично, чем система, существовавшая до 2016 года.

Таким образом, в настоящее время стимулирующая часть премии формируется на основании бальной оценки эффективности труда и уровня квалификационного опыта медработника. Чтобы заработная плата по итогам работы медицинского работа имела достойный размер, Российской трехсторонней комиссией (в составе Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) было решено закрепить предельный размер стимулирующих выплат — не более 30% от всей суммы зарплатного дохода.

Государственные программы, имеющие отношение к сфере здравоохранения, были введены в действие уже в 2011 году, хотя предпосылки к увеличению оплаты труда медицинских работников до 200% от средней величины оклада по региону появились намного раньше. Основными целями программ является обеспечение доступности медицинской помощи путём привлечения на работу в поликлиники дополнительного персонала и врачей, а также поощрение отдельных медицинских работников за старания в работе. В частности, были утверждены стимулирующие выплаты медработникам, призванные ориентировать сотрудников лечебных учреждений на результат.

Кто вправе претендовать на стимулирующие выплаты медработникам

Условием начисления стимулирующих выплат является наличие сертификата по основной специальности установленного образца.

Система начисления стимулирующих выплат кардинально изменила схему расчёта зарплат врачей и среднего медицинского персонала, но действие программы распространяется только на отдельные категории медработников. Стимулирующие начисления не полагаются:

  • представителям администрации медицинского учреждения (те заведующие, кто является практикующими врачами, вправе участвовать в программе);
  • медработникам, занимающимся оказанием высокотехнологичной помощи;
  • участникам программы “Здоровье” (принимающим роды, ухаживающим за новорождёнными, педиатрам, семейным докторам, участковым терапевтам и помогающим им младшим медицинским работникам).

Об оплате труда медицинских работников

Трудовым Кодексом установлены следующие виды выплат работникам бюджетной сферы:

  • базовые (основные, фиксированные, выплачиваемые всем сотрудникам без исключения);
  • компенсационные (меняющиеся в зависимости от региона и зависящие от условий осуществления трудовой деятельности);
  • социальные;
  • стимулирующие (зависящие от заслуг работника и оценки эффективности его деятельности).

Из всех перечисленных выше видов начислений только стимулирующие выплаты медработникам регулируются администрацией самого лечебного учреждения, правила назначения остальных выплат устанавливаются федеральными и региональными нормативными актами. Руководство учреждения обязано зафиксировать порядок выплаты стимулирующих надбавок в локальном нормативном акте и ознакомить с его положениями всех сотрудников поликлиники.

В каком размере начисляются стимулирующие выплаты медработникам

Размер стимулирующей доплаты к заработной плате не является фиксированным – величина надбавки будет зависеть от объёма оказанным медработником услуг. Каждый месяц администрация клиники издаёт приказ о материальном поощрении заслуживших надбавку сотрудников. Сумму доплаты каждое медицинское учреждение устанавливается на своё усмотрение, но с принятием во внимание основных обязательных положений разработанной местным Министерством здравоохранения методики.

При назначении стимулирующей надбавки каждому сотруднику, оцениваются следующие показатели:

  • фактически отработанное время в течение месяца;
  • факт выполнения стандартов оказания медицинской помощи населению;
  • оценка эффективности работы медицинского работника.

Какие бы критерии не оценивал при начислении стимулирующих выплат работодатель, он должен указать их в локальном Положении об оплате труда. При этом минимальные размеры надбавок внутри учреждения не должны оказаться ниже региональных показателей, прописанных в правовых актах Минздрава субъекта РФ.

Кем разрабатываются критерии поощрения медработников

Изначально рекомендации относительно начисления стимулирующих выплат и методов определения их размеров исходят из Министерства здравоохранения и социального развития. Ими руководствуются все медицинские учреждения, устанавливая стимулирующие доплаты в размере не ниже минимальных сумм, указанных в Положениях Минздрава. Принятые администрацией поликлиники решения относительно надбавок к зарплате фиксируются в локальном Положении о стимулирующих выплатах, в котором должны быть указаны критерии оценки работы сотрудников, минимальные и максимальные суммы доплат.

В чём заключается контроль профсоюза

Прежде чем утвердить Положения о назначении стимулирующих надбавок, вышестоящие инстанции консультируются с профсоюзами. Такая схема принятия нормативных актов называется трёхсторонней комиссией, где участвуют наниматели. Собирается она каждый год, то есть медицинские учреждения получают руководство по установлению выплат также ежегодно. Поэтому локальные Положения о стимулирующих доплатах должны пересматриваться регулярно. В документе прописываются:

  • критерии оценки эффективности работы сотрудников;
  • порядок начисления выплат (должен быть поделён на выплаты, финансируемые из бюджета ФСС и из средств, полученных в ходе предпринимательской деятельности);
  • категории медработников, которые могут получать доплаты;
  • источники финансирования надбавок к зарплате (в поликлинике должен быть создан обособленный фонд).

Особенности начисления стимулирующих выплат

К ситуациям, при которых медработник заслуживает финансового поощрения, относятся:

  • высокое качество работы;
  • наличие достижений в выбранной сфере деятельности;
  • положительные итоги работы;
  • длительность и непрерывность трудового стажа.

Если продолжительность трудового стажа и итоги работы можно однозначно охарактеризовать, то оценить эффективность осуществления должностных обязанностей и качество проделанных работ количественными показателями невозможно, а потому была разработана специальная методика. В соответствии с её положениями эффективность труда может быть оценена по следующим показателям:

  • несоблюдение правил санитарной обработки помещений и оборудования;
  • наличие ошибок и неточностей в составленных документах;
  • наличие жалоб пациентов;
  • количество выявленных послеоперационных и иных осложнений;
  • наличие случаев госпитализации, проведённой не вовремя;
  • допущение неверных и неточных диагнозов;
  • количество выявленных болезней по профилю врачебной деятельности (на ранних и поздних стадиях развития);
  • другие показатели.

Решение об эффективности работы медработников остаётся за специально созданной внутри лечебного учреждения комиссией. По итогам проведения оценки деятельности сотрудников составляется оценочный Акт – он становится основанием для начисления стимулирующих доплат. Если в конце года в созданном для выплаты надбавок фонде обнаруживаются излишки средств, врачам начисляется годовая премия.

Каким образом влияют совмещение должностей и замещение на стимулирующие выплаты медработникам

Если совмещение должностей прописано в тексте трудового контракта, оно не будет поощряться стимулирующими выплатами.

Медицинские работники зачастую работают за отсутствующего врача, но это не всегда означает, что им будет полагаться надбавка к зарплате. Совместители могут рассчитывать на стимулирующие надбавки к окладу, только если дополнительная деятельность была оформлена в установленном законом порядке – трудовым контрактом. То же касается и медработников, временно заменяющих своих коллег.

За что могут быть отменены стимулирующие выплаты медработникам

Кто будет получать стимулирующую надбавку к окладу, а кто останется без доплат, решает администрация медицинского учреждения. На законодательном уровне нет указаний об обязательной выплате стимулирующих надбавок медработникам. Но если в поликлинике существует Положение о стимулирующих выплатах, то для отказа в начислении должен быть повод – нарушения трудовой дисциплины, отсутствие положительных показателей в работе, халатное отношение к пациентам и так далее.

Если медработник никогда не получает стимулирующих выплат, хоть он и трудится усердно и не допускает ошибок, следует обратиться в бухгалтерию предприятия, потребовать Приказ, на основании которого начислялась заработная плата, и искать причины, по которым надбавок не делается. Если выясняется, что отказы в начислении доплат не имеют оснований, можно подать жалобу.

Законодательные акты по теме

О разновидностях выплат работникам учреждений
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583

Утверждение Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казённых учреждений

Перечень факторов, за которые полагаются материальные поощрения
Приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421

Перечень показателей эффективности, используемых для решения вопросов стимулирования работников

Типичные ошибки

Ошибка: Акушер-гинеколог требует стимулирующей надбавки к зарплате за то, что она на протяжении целого месяца подменяла отсутствующего врача и временно исполняла его обязанности.