Домой / Развитие бизнеса / Статьи какие дополнительные услуги в доу. Доклад «оказание дополнительных платных образовательных услуг в доу в условиях ведения фгос до. Какие нормативные акты регулируют платные образовательные услуги в ДОУ

Статьи какие дополнительные услуги в доу. Доклад «оказание дополнительных платных образовательных услуг в доу в условиях ведения фгос до. Какие нормативные акты регулируют платные образовательные услуги в ДОУ

Дополнительные платные услуги в детском саду.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задаётся множество отношений, расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.

В своей деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими оказание платных образовательных услуг:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";

Гражданский кодекс;

Письмо Минобразования РФ от 15.12.1998 N 57 “О внебюджетных средствах образовательных учреждений“;

Письмо Минобразования от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 “О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг“;

Письмо Минобразования от 23.08.2000 N 22-06-922 “О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях“;

Письмо Минобразования от 25.12.2002 N 31-52-122/31-15 “О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования“.

Детский сад «Алёнушка» помогает каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям (законным представителям) ребёнка увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов.

В дошкольном возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, поскольку занятия для малышей не утомительны, и построены в игровой форме.

Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.

Платными дополнительными образовательными услугами воспользовались 456 детей дошкольного возраста.

Регулярно в детском саду оформляются выставки детских работ по тестопластике, фото стенд для родителей.

Предлагаемые платные образовательные услуги можно разделить по направлениям:

Развивающие услуги: художественно-эстетические «Волшебный мир мозаики», «Пластилинография», «Очумелые ручки», «Театральная студия», «Весёлая палитра», танцевальная группа «Карамелька». «Бисероплетение и вышивка бисером», «Рукоделие», проведение детского праздника «День рождения», «Речевичок».

Оздоровительные мероприятия: «Фитбол-гимнастика», «Спортивные танцы», «Кислородный коктейль».

Интеллектуально-развивающие: «Логическое мышление», «Умники и умницы»

Услуга: группа продлённого дня.

Цель: создать систему платных образовательных услуг в детском саду для обеспечения вариативности образования.

Задачи:

1 .Удовлетворить родительский спрос на платные образовательные услуги.

2. Сформировать ресурсное обеспечение; реализовать новые подходы к созданию развивающей среды.

3. Создание безопасных и комфортных условий для проведения платных услуг.

4. Расширить возможности финансирования учреждения за счет привлечения денежных средств из незапрещенных источников.

5.Разработать содержание, совершенствование программ платных услуг для превышения стандарта образования.

6.Удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам.

Формы работы:

Занятия по предоставлению платных услуг.

Беседы с родителями и педагогами (индивидуальные и групповые).

Консультации для педагогов, осуществляющих платные услуги.

Дни открытых дверей с открытым показом.

Детский сад обеспечивает оказание услуги в полном объеме, в соответствии с утвержденной дополнительной образовательной программой и условиями договора об оказании платных образовательных услуг. Договор регламентирует условия и сроки получения услуг, порядок расчета, права, обязанности и ответственность сторон.

Детский сад обеспечивает создание среды, способствующей обучению и воспитанию. Занятия с детьми проводятся в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Прием детей производится по заявлению родителей на основании договора. Родители имеют право расторгнуть договор по собственному желанию в любое время на основании письменного заявления.

Стоимость устанавливается в соответствии с приказом Главы администрации Заводоуковского городского округа. Родители ежемесячно вносят плату за предоставленную услугу.

Оказание платной дополнительной образовательной услуги:

Оформляется договором с заказчиком на оказание платной услуги;

Оформляется трудовыми отношения с работниками, занятыми предоставлением платной дополнительной образовательной услуги;

Обеспечивает контроль над качеством услуг;

Формируются списки детей группы;

Ведётся табель посещаемости детьми занятий.

- Руководитель каждой образовательной услуги составляет дополнительную общеразвивающую программу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Английский язык как дополнительная образовательная услуга в детском саду»

Дошкольный возраст признан наиболее благоприятным периодом для освоения иностранного языка. Опрос родителей наших воспитанников, подтвердил востребованность изу...

УЧЕБНЫЙ ПЛАН по оказанию платной дополнительной образовательной услуги «Детский мир в коробке»

Пояснительная записка Учебный план по оказанию платной дополнительной образовательной услуги для д...

Дополнительные образовательные услуги в детском саду - новый путь творческой самореализации ребенка

В статье определена роль введения дополнительных образовательных услуг в современных дошкольных образовательных учреждениях, связанная с возникшим спросом со стороны родителей, направленным на...

После того, как образовательные учреждения получили большую финансовую самостоятельность, увеличилось и количество дополнительных платных услуг в детских садах. При этом остаются вопросы по их документальному оформлению, трудовым взаимоотношениям с преподавателями, налоговому учету. Попробуем разобраться с этими вопросами в нашей статье.

Максимова Карина Юрьевна. Финансовый директор ООО Детский сад «Журавлёнок»

Организация платных услуг в ДОУ. Нормативная база

При организации платных услуг в ДОУ необходимо руководствоваться в первую очередь Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Согласно данным нормативным актам организуя платные образовательные услуги в детском саду следует соблюсти ряд требований.

Все про платные услуги в образовательных учреждениях T1M17S Платные услуги в образовательных учреждениях

Во-первых, платные услуги в дошкольном учреждении нельзя оказывать вместо образовательных услуг, предусмотренных государственным (муниципальным) заданием. Таким образом реализуя утвержденную образовательную программу, ДОУ может оказывать дополнительные платные услуги, не связанные с данной программой. При этом многие придерживаются той точки зрения, что платные услуги нельзя оказывать во время работы детского сада, то есть при режиме работы с 7.30 до 19.30. Дополнительные образовательные услуги в ДОУ могут быть оказаны только после 19.30.

Во-вторых, нельзя забывать, что условие о возможности оказания дополнительных платных услуг в детском саду должно быть в обязательном порядке прописано в Уставе учреждения. При отсутствии в Уставе возможности оказывать платные услуги, учреждению необходимо внести в данный документ изменения и только после утверждения новой редакции Устава у детского сада появится право оказывать данный вид услуг.

В-третьих, дополнительные платные услуги в детских садах могут оказываться исключительно на основании договора между организацией и Заказчиком. Договор составляется в простой письменной форме и должен содержать всю необходимую информацию об образовательном учреждении, оказываемой услуге, сроках ее оказания, стоимости, порядке оплаты и прочие обязательные данные. Данные о стоимости не могут противоречить другим источникам такой информации детского сада (например, сайту ДОУ, доске «Информация» и т.д.). Стоимость услуги, устанавливаемая в договоре, не может увеличиваться больше уровня инфляции РФ. При утверждении формы договора на оказание платных образовательных услуг в детском саду можно брать за основу типовые формы договоров, утверждённые органом исполнительной власти в сфере образования в каждом конкретном регионе.

В-четвертых, при организации дополнительных образовательных услуг следует соблюдать требования санитарных норм, должны быть созданы условия для качественного оказания услуги.

В-пятых, дополнительные платные образовательные услуги в детсаду должны оказываться, как и любые другие услуги, в соответствии с «Законом о защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом РФ. При этом должны соблюдаться сроки исполнения услуг, их объем и качество.

Также при организации платных образовательных услуг в детских садах не нужно забывать про правильное документальное оформление данного вида деятельности.

Решение об оказании дополнительных платных услуг в ДОУ должно быть в обязательном порядке согласовано с Управляющим советом детского сада (или Управляющим советом образовательной образовательного комплекса). Данное решение должно быть оформлено протоколом собрания, на основании которого необходимо издать приказ руководителя образовательной организации.

Локальная документация по организации платных услуг

Помимо приказа, в образовательном учреждении должны быть разработаны локальные нормативные акты, регулирующие порядок и условия организации и оказания платных образовательных услуг в дошкольном учреждении. Это может быть Положение об оказании платных услуг ДОУ, изменения в учетную политику учреждения, Правила оказания платных образовательных услуг и т.д. Не стоит забывать о графике оказания дополнительных образовательных услуг, их перечне, устанавливаемом исходя из запросов заказчиков (родителей воспитанников) и своих возможностей, должностных инструкциях для преподавателей, расчете цены за оказываемые услуги. И как мы уже говорили ранее, необходимо утвердить форму договора, заключаемого с получателями данной услуги. И конечно же необходимо внести данный вид дохода в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

После проведения всех необходимых процедур по документальному оформлению платных образовательных услуг в детском саду, необходимо решить кадровые вопросы. Оказывать дополнительные платные образовательные услуги могут как штатные преподаватели, так и внешние сотрудники. Штатные сотрудники могут быть привлечены к работе в качестве внутренних совместителей или по договору гражданско-правового характера. Внешние специалисты могут быть приняты в учреждение как по трудовому договору с соблюдений всех прав и гарантий согласно ТК РФ, так и по договору взаимного оказания услуг (гражданско-правовой договор). Гражданско-правовой договор следует заключать с физическим лицом в том случае, если в штатном расписании учреждения отсутствуют требуемые должности. В обоих видах договоров необходимо прописать обязательное условие о сумме и порядке вознаграждения за выполненную работу.

Следует обратить внимание на ч.2 ст. 48 «Закона об образовании в РФ», в которой указано, что «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника». Формулировка данной статьи не запрещает штатному преподавателю оказывать платные дополнительные образовательные услуги воспитанникам детского сада, в котором он трудится в рамках внутреннего совместительствам, но отсылает нас к тому, что дополнительные платные услуги не могут быть оказаны вовремя и вместо образовательной программы, утвержденной в ДОУ.

Налогообложение платных услуг

Теперь обратимся к вопросу налогообложения платных образовательных услуг в детских садах. Вопрос обложения НДС дополнительных платных услуг является достаточно спорным. Согласно НК РФ, данным налогом «…не облагаются услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями, по реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных (основных и дополнительных программ), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии…». Следовательно, необходимо иметь четкое представления относятся ли платные дополнительные услуги к тем, что прописаны в лицензии детского сада. Если принятие решения вызывает вопросы, лучше облагать стоимость услуг НДС в целях избежание дальнейших споров с налоговой инспекцией.

Доходы, полученные от оказания учреждением платных образовательных услуг, включаются в базу по налогу на прибыль в полном объеме. Согласно п 1.1. ст.284 НК РФ образовательные организации могут применять 0 ставку по налогу на прибыль при соблюдении ряда условий:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы.
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Поэтому при учете доходов от приносящей доход деятельности в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль учреждению следует проанализировать данные условия.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие платных образовательных услуг в детсадах оказывает положительную динамику в деятельности данных учреждений. У ДОУ появляется дополнительный источник дохода, который оно может использовать в соответствии со своими уставными целями, в том числе и на пополнение материально-технической базы. У педагогического состава, занятого в оказании платных услуг, увеличивается заработная плата. У детского сада появляется больше возможностей для реализации каких-либо образовательных проектов для своих воспитанников.

Организация платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

Реферат

Тема: «Организация платных дополнительных услуг в ДОУ»

Исполнитель: Кузнецова

Светлана Владимировна

Артёмовский 2016

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Состояние проблемы платных дополнительных услуг дошкольных образовательных учреждений на современном этапе………………………………………………………………..……… ……5

Глава 2. Теоретические основы организации платных дополнительных услуг в ДОУ.

2.1. Особенности организации платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………………………….…..12

2.2.Педагогические условия, обеспечивающие реализации платных дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях………………………………………………………………. …..18

Заключение ………………………………………………………… … 2

Введение
Организация платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования .

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.
Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.
Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Теоретической основой изучаемой проблемы являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш).
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена требованием разрешения противоречия: рассмотрением необходимости оказания платных дополнительных услуг в ДОУ, и недостаточным использованием для этого ресурсов в практике работы дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1. Состояние проблемы дополнительных образовательных услуг дошкольных образовательных

учреждений на современном этапе

Платные дополнительные услуги – это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью дополнительных услуг является передача знаний, умений, формирование навыков и освоение их детьми. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице педагогического состава, дети и родители, желающие получить образование определенной направленности .
Понятие «образовательные услуги» с 90-х годов до сегодняшнего времени претерпело в нашей стране содержательное изменение. Принятый в 1992 году закон « Об образовании» под такими услугами подразумевал деятельность образовательных учреждений, которая приносила дополнительную прибыль. В то время образование являлось социальным благом, которое люди гарантированно получали бесплатно. Сегодня мы привыкли к тому, что образование стало услугой, предоставляемой в рамках образовательных стандартов. Правила предоставления таких услуг регламентируются постановлениями Правительства России (от 5.06.2001г., от1.04.2003г.).
В законе «Об образовании» в 1992 году к образовательным услугам относилось «обучение по дополнительным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги». При этом указывалось, что «все это не может заменять основную деятельность, финансируемую из бюджета». Изменился и круг субъектов, которые могут предоставлять такие услуги. В 90-е годы это были, как правило, государственные и муниципальные образовательные учреждения. Причём наличие платных услуг и порядок их предоставления на договорной основе должны быть обязательно указаны в Уставе образовательного учреждения.
Сегодня система образования представляет собой рынок услуг. По определению ГОСТ Р 50646-94 и стандарта ИСО 9004-2, услуга – это прежде всего результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги .
Услугой также называют процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг . Оказываются ли образовательные услуги на коммерческой или на некоммерческой основе, они в любом случае относятся к категории общественных благ. И потребитель таких услуг, и общество имеют от них выгоды. Общество через систему образования поддерживает свой культурный, научный потенциал, формирует и совершенствует трудовые ресурсы. Индивид, получающий образовательные услуги, имеет возможность включения в систему общественных связей и личностного развития.

В функции образовательного учреждения входит:
-оказание обучающимся платных дополнительных услуг, передача желаемых и необходимых знаний, умений и навыков (как по содержанию и объему, так и по ассортименту и качеству);
-производство и оказание сопутствующих дополнительных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;
-оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг и др. .
Особенности платных дополнительных услуг в ДОУ:
1.Услуги нематериальны, не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.
2.Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос.

3.Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более – образовательных. Особенность последних в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
4.Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего, с их неотделимостью от субъектов-исполнителей (результат услуги зависит даже от настроения мастера), а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство дополнительных образовательных услуг имеет еще одну причину – изменчивость "исходного материала" – обучающегося.
5.Услуги не сохраняемы. Для образовательных услуг не сохраняемость, имеет два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у услуг образования эта черта выглядит смягченной, т. к. по крайней мере, учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательных услуг действует другая сторона не сохраняемости – естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.
В ходе анализа литературы были также рассмотрены разные виды дополнительного образования детей, одним из которых выделяют дополнительные образовательные услуги.
Платные дополнительные услуги в детском саду могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой в дошкольном учреждении основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка .
В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные дополнительные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета . Но, тем не менее, нормативная база организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях в виде платных дополнительных образовательных услуг, недостаточно разработана.
Уточнив сущность, виды дополнительных образовательных услуг дошкольного учреждения, рассмотрим особенности их организации в детском саду на современном этапе. Организация данных услуг в дошкольных образовательных учреждениях - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Дополнительное образование необходимо для дошкольников: во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях, в новом коллективе; во-вторых, это создание условий для боле интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают дошкольное образовательное учреждение и семья .
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования - компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.
К необходимым составляющим платной дополнительной образовательной услуги относятся: потребитель, исполнитель, устав, лицензия, федеральный государственный образовательный стандарт, качество, нормативно-правовая база (договор на оказание платных образовательных услуг, платные образовательные услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, права потребителей образовательных услуг.
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Не все дошкольные учреждения равно успешны в организации платных дополнительных образовательных услуг.

Причины разные:
-отсутствие комплексного видения руководителями некоторых образовательных учреждений специфики дополнительных образовательных услуг, вытекающей из действующего законодательства;
-желание многих заведующих решать новые (рыночные) задачи по старому, исходя из имеющегося у них опыта, что может быть губительным в условиях рынка.
Таким образом, государственные (муниципальные) образовательные учреждения в первую очередь предназначены для организации бесплатного общего образования, гарантированного гражданам России Конституцией РФ (ст.43) и Законом РФ «Об образовании» (ст. 50). И только сверх основных образовательных программ, определяющих их статус, они вправе реализовывать дополнительные образовательные программы и услуги в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») . Данные услуги они вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям на платной основе, но за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ст. 35 Закона РФ «Об образовании») .
Виды платных дополнительных услуг, которые может реализовывать дошкольное образовательное учреждение, устанавливаются различными нормативными актами. Согласно Примерному перечню платных дополнительных образовательных услуг, которые дошкольное учреждение может оказывать за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, относятся:
1.Образовательные и развивающие услуги:
а) изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
б) репетиторство с воспитанниками другого образовательного учреждения;
в) различные курсы: по подготовке к поступлению в учебное заведение; по изучению иностранных языков;
г) различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, вязанию, танцам и т. д.;
д) создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д. – всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;
е) создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;
ж) создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).
2. Оздоровительные мероприятия: создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.) .

Анализ литературы свидетельствует о том, что на современном этапе детские сады чаще всего выбирают направления художественного цикла, обучение иностранным языкам, чтению и письму. Набор платных дополнительных услуг в каждом учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, - шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, - спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.

Таким образом, организация платных дополнительных услуг образовательными учреждениями на современном этапе имеет большое значение. Платные дополнительные услуги должны работать на статус учреждения. Это не только дополнительное финансирование, но и востребованность образовательных услуг, это социальная защищённость сотрудников, рост квалификации педагогов.


Платные дополнительные образовательные услуги организуются администрацией дошкольного образовательного учреждения совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества, развития и совершенствования услуг, расширения материально-технической базы, создания возможности для организации и проведения занятий по месту жительства. Предоставление дошкольными образовательными учреждениями платных услуг является частью их хозяйственной деятельности и регулируется Налоговым и Гражданским кодексами Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных в них Законом № 83-ФЗ), уставом учреждения, нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых дошкольное учреждение функционирует. Законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам .
Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет. Оказание платных дополнительных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.
Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие моменты:
-предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;
-сроки оказания услуг;
-все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора заказчик вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для него значение .
Необходимость развития платных дополнительных услуг диктует выполнение следующих позиций:
-ассортимент образовательных услуг должен быть достаточно широк и интенсивно обновляться с учетом требований клиентов, общества, научно-технического прогресса, потенциала дошкольного образовательного учреждения;
-процессы и технологии оказания образовательных услуг должны быть гибкими, легко переналаживаемыми;
-ценовая политика учреждения должна выступать в комплексе с величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителя на использование, потребление образовательных услуг, включая процессы их освоения;
-продвижение и продажа образовательных услуг должны быть децентрализованы, как включение в предпринимательскую деятельность.
Для организации платных дополнительных образовательных услуг в дошкольных учреждениях необходимо:
1.Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент.
2.Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей.
3.Указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.
4.Получить лицензию на виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде услуг с учетом запросов родителей детей, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов.
5.Заключить договор с заказчиком на оказание услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые услуги должна производиться только через учреждения банков.
6.На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение услуг, учебные планы и штаты.
7.Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг .
Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спец налога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.
Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.
Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.
Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении .
В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных уставом учреждения .
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Встаёт вопрос подбора кадров соответствующей квалификации, их обучение. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. Это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Не только педагоги дошкольного учреждения могут оказывать дополнительные образовательные услуги, но и педагоги других образовательных учреждений. Кадровую проблему можно решить, подойдя к этому вопросу со стороны потенциальных возможностей педагога, увидеть лучшее в его работе, помочь сконцентрировать свои знания в методических разработках и перспективных планах, а также обеспечить повышение квалификации педагога через курсы, практикумы, стажировки. Только тогда руководитель может быть уверен, что дополнительная платная услуга обеспечена кадрами, а значит, оценена родителями и будет ими востребована .
Встаёт также вопрос о том, кто будет оказывать помощь в организации образовательных услуг, осуществлять контроль за качеством предоставляемой услуги, помогать в организации и подготовке к участию детей в конкурсах, смотрах, выставок. Важно представить работу дополнительного образования не только в дошкольном учреждении, но и в микрорайоне, районе, городе.
Для успешной реализации платных дополнительных образовательных услуг необходимо провести полный комплекс мер по их изучению и организации, который предполагает действия:
-изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;
-анализ платёжеспособности родителей, установление цены;
-анализ возможностей дошкольного образовательного учреждения (кадры, помещение, программы);
-сбор информации о конкурентах, предлагающих подобные услуги;
-формирование перечня намечаемых услуг;
-предварительный расчёт себестоимости;
-организации рекламы;
-анализ изменения спроса на предлагаемые услуги .
Практическая деятельность педагогов дополнительного образования в дошкольном учреждении осложняется еще и тем, что некоторые из них не являются специалистами в области дошкольного образования.
Не менее важным условием является определение время проведения занятий. Это наиболее сложный вопрос организации дополнительного образования: нужно соблюсти нагрузку детей по продолжительности занятий и нагрузку по дням недели. Дополнительные занятия должны сочетаться с основными. Например, нерационально проводить в один день занятие по математике и кружковое занятие по развивающим играм. Нежелательны и вечерние занятия по пятницам, так как к концу недели дети устают.

В начале учебного года медики должны предоставить педагогам дополнительного образования информационный лист по группам здоровья с конкретными рекомендациями (в зависимости от заболевания). Психологи - аналитическую справку «О результатах проведения первичной диагностики по определению уровней развития психических процессов».
На основе полученных данных для каждого ребенка составляется карта индивидуального образовательного маршрута. Такая карта способствует открытию новых перспектив его развития, обогащению личности, социализации; поддержанию в нем жажды открытий и уверенности в своих силах, поощрению и стимулированию интересов и развитию способностей. При этом не должны быть забыты и родители. Они активно вовлекаются в творческий процесс как партнеры педагога. Первый маршрут разрабатывается для детей, нуждающихся в особой психолого-педагогической поддержке и заботе, второй – для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями, третий - для одаренных. Главная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми первого маршрута - создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях в кружках и студиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специальных коррекционных и психотерапевтических игр для нормального психического развития и личностного роста. На занятиях в студии педагог ставит перед ними только посильные задачи (задания репродуктивного типа). Похвала в присутствии других детей приносит им уверенность в своих силах и действиях. Рекомендуется использовать формы индивидуальной работы.
Дети, «идущие» по второму маршруту, в основном работают в подгруппах. Педагог поддерживает их увлечения. Дети третьего маршрута, обладающие высоким интеллектом, креативностью и уникальными способностями, требуют на занятиях дополнительного образования особых условий. Педагог включает в индивидуальную работу с ними задания психотерапевтического характера, специально подобранные игры и упражнения, которые помогают формировать навыки коммуникаций со сверстниками и решать некоторые личностные проблемы, укреплять психологическое здоровье. На занятиях создается атмосфера самостоятельного поиска для саморазвития, свободного выражения и воплощения нестандартных замыслов .
Практика показывает, что родители традиционно хотят, чтобы дети готовились к школе, учили иностранный язык и танцевали. Поэтому необходимо убеждать родителей в необходимости разнообразия кружков. А для этого детский сад должен организовать рекламу своего дополнительного образования. Очень эффективно включать на родительских собраниях пап и мам в спортивные игры, танцы, изготовление поделок.
Таким образом, система дополнительного образования на современном этапе характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы. Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Чтобы детский сад выжил в современных условиях, необходимо учитывать запросы родителей, выстраивать стратегию развития дошкольного образовательного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

2.2. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении

Превращение дошкольного образовательного учреждения в субъект развивающегося образования начинается с разработки рабочей концепции его развития, что предполагает осознание его состояния, целей и перспектив развития по следующим позициям: психологические особенности контингента детей; стратегические и тактические цели образовательного процесса и образовательной среды в целом; содержание дополнительного образования; определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога .
Образовательная услуга – единица содержания образования, представленная в образовательной программе, включающей учебный план и расписание занятий. Объект управления в образовании - реализация образовательной программы.
Решение следующих задач имеет целью максимальное удовлетворение образовательных потребностей ребенка:
1.Формирование образовательных потребностей у детей.
2.Формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи.
3.Планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
4.Организация сопровождения образовательной услуги.
5.Мониторинг удовлетворенности потребителя .
Решение первой – важнейшей – задачи предполагает осуществление ряда мероприятий, для проведения которых требуется действенное сотрудничество педагогов и администрации образовательного учреждения («команда специалистов») .
Образовательный процесс выстраивается как путь достижения результатов образования. Для этого на этапе ознакомления родителей с возможностями образовательного учреждения (перечнем оказываемых услуг) предъявляются результаты образования в виде фрагмента календарно-тематического планирования.
При определении потребительской ценности конкретной образовательной услуги осуществляют диагностику сформированности желаний в получении образования, определение качества внутренней мотивации к получению выбранного направления образования и на этой основе определение ожиданий от результатов образования .
Решая вторую задачу: формирование культуры потребительского спроса на образование у родителей и семьи, администрация дошкольного образовательного учреждения выполняет следующие шаги:
1.Исполнение функции просвещения родительской общественности (тенденции развития образования, перспективы, возрастные особенности детей и проч.).
2.Планирование работы с родителями и семьей на все время пребывания ребенка в образовательном учреждении и отдельные периоды (год/полугодие/цикл).
3.Вовлечение родителей в процесс образования ребенка через совместные (совместно с ребенком, совместно с педагогом) проекты (исследовательские, экскурсионные и проч.)
Следующая задача- планирование ассортимента образовательных и социально-педагогических услуг.
Администрация дошкольного учреждения продумывает: наименование услуги;
форму проведения – секция, кружок, студия, мастер-класс, мастерская, экскурсия, семинар, семинар-практикум; периодичность – количество занятий в единицу времени (неделю, месяц, год); потребительскую ценность – мотивация потребителя; цель, удовлетворяемая потребителем при приобретении данной услуги; которая может быть представлена как ожидаемый результат. Определение потребительской ценности – основа для продвижения данной услуги, то есть выбора мер воздействия на потребителя (информирование, реклама, определение цены, привлечение посредников, усовершенствование и т.д. .
Задача-организация сопровождения образовательной услуги решается следующим образом:
-разработка эмблемы, символики.
-предварительное планирование и организация рекламной кампании (выбор средств распространения рекламы и рекламных мероприятий).
-реализация сервисных услуг (подвоз детей, сопровождение детей, «услуга в дом», сетевое взаимодействие, привлечение социальных партнеров и специалистов узкого профиля и т.д.).
-создание внутреннего имиджа как демонстрация «приобретаемого блага» от образовательной услуги (пропаганда образовательной ценности услуги через показ ее эффектов – материальных и духовных - в жизни ребенка).
-создание внешнего имиджа образовательной услуги через выставочную, презентационную деятельность, организацию участия детей в конкурсных мероприятиях муниципального и регионального уровней .
Заключительная задача - мониторинг удовлетворенности потребителя реализуется через:
-включение в план работы образовательного учреждения мероприятий по диагностике удовлетворенности потребителей качеством образования.
-разработку единого на весь период работы диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники…).
-включение консультативных часов в циклограмму работы администраторов и педагогов.
-проведение общественно-значимых акций в стенах учреждения, ориентированных на неформальное общение родителей, детей и педагогического коллектива .
В этой связи дошкольному образовательному учреждению важно четко определить задачи, наметить пути развития образовательных услуг: 1.Аналитический. Анализ возможностей и ресурсов ДОУ.
Изучение внешних (культурное, демографическое, политическое и др. пространство) и внутренних (потребители образовательных услуг, конкуренты, сотрудничество с другими организациями и т.д.); факторов, оказывающих влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения.
2.Рекламный. О своей деятельности дошкольное образовательное учреждение информирует жителей микрорайна, педагогическую общественность.
3.Деятельностный. Какие имеющиеся у дошкольного образовательного учреждения сильные стороны могут быть усилены еще больше и что для этого нужно сделать, какие слабые стороны можно преодолеть, не допустить в дальнейшем, компенсировать, уменьшить их влияние и как именно, как научиться вовремя распознавать и использовать их в интересах дошкольного учреждения, как противостоять внешним опасностям, угрозам и рискам .
Организацию дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении можно выстроить по следующему алгоритму:
1.Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.
2.Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.
3.Проведение исследований по изучению запросов населения в сфере дополнительных образовательных услуг.
4.Подготовка проекта организационного приказа по организации образовательных услуг и документов, утверждаемых данным приказом.
5.Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».
6.Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.
7.Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.
8.Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.
9.Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).
10.Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).
11.Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.
12. Разработка смет по ПДО услугам.
13.Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств .
Можно сделать вывод, что введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки.
Таким образом, организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно провести мероприятия по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.
Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.
Таким образом, планирование системы платных дополнительных услуг в ДОУ, должно осуществляться в соответствии с интересами детей, их индивидуальными возможностями и возрастными особенностями.

Заключение

Потенциал дополнительного образования используется для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества), обеспечивает повышение качества образовательных услуг. Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.
Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.
Поэтому детский сад должен вводить новые формы работы с детьми, предоставляя разнообразные образовательные услуги. Современному детскому саду необходимы системные изменения, которые должны произойти в содержании образования, управлении, кадровом ресурсе, внешних связях. Системные изменения требуют определенных усилий, времени и должны быть целенаправленными и взаимосвязанными. Для этого необходимо общее видение и стратегия ДОУ, а так же определенная последовательность шагов и этапов, которые приведут к запланированным результатам.
Дополнительное образование в детскому саду необходимо также для включения ребенка в новую деятельность в новых условиях. Во-вторых, это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья. Набор дополнительных услуг в каждом дошкольном учреждении индивидуален. В дошкольном учреждении с художественно-эстетическим приоритетом это может быть изобразительная деятельность, роспись по ткани (батик), вышивка, дизайн, бумажная пластика, ритмика, слушание музыки, детский оркестр, детский хор. В учреждении, реализующем приоритетные программы интеллектуального цикла, - шахматы, развивающие игры, занимательная математика, экология и др. А в образовательных учреждениях, занимающихся оздоровлением и физическим развитием, - спортивные секции разных направлений, лечебные процедуры, ЛФК.

Чаще всего, в ДОУ педагоги работают за счет единиц бюджетного штатного расписания. Как правило, функции педагога дополнительного образования исполняет воспитатель, увлеченный каким-нибудь разделом работы – театром, пением, танцами, изобразительной деятельностью, природой. Часто на эту должность приглашают художников, преподавателей иностранного языка, профессиональных танцоров, т. е. людей искусства. И это неплохо, но нередко они переоценивают возможности детей и завышают предъявляемые требования.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается Методическим советом, а при отсутствии последнего – заведующей. Целесообразнее взять парциальную программу дополнительно к основной, по которой работает учреждение.

Список использованной литературы:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно - метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур» , 2012.

2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2009.

3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012. №273 - ФЗ

4. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении : понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.) .Т. I. - Пермь : Меркурий, 2011.


Как организовать дополнительные платные образовательные услуги

в детском дошкольном учреждении

Организацию платных дополнительных образовательных услуг необходимо начинать с изучения нормативно-правовой документации по этому вопросу. За основу такого документа можно брать Постановление правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В 2003 году в него внесли изменения.

Подготовительный этап работы начинается с изучения рынка спроса дополнительного образования. В роли заказчиков выступают родители. В летний период провести анкетирование среди них и выявить желание получать дополнительные услуги и возможности оплаты выбранной услуги. По окончании анализа данных оформляется заключение, где развернуто обобщаются выводы о спросе на дополнительные услуги в детском саду.

На следующем этапе формируются списки детей по видам деятельности и подбираются педагоги дополнительного образования. Педагоги могут быть выбраны из постоянного контингента работающих, если они отвечают требованиям. Часть педагогов можно приглашать со стороны для выполнения программы дополнительного образования. Ранний возраст детей не мешает применению дополнительного образования.

В работе используются собственные авторские, модифицированные и адаптированные программы. Они утверждаются педсоветом детского учреждения, учебно-методическим центром или Институтом повышения квалификации. Это могут быть и стандартные программы рекомендованные Министерством образования РФ. Чем выше процент участия дошколят в занятиях дополнительным образованием, тем эффективнее его действие.

Обязательным условием является заключение трудовых договоров с педагогами на период оказания ими платных услуг. Содержание трудового договора состоит из прав и обязанностей сторон заключающих его. Каждый исполнитель получает должностную инструкцию, где конкретно расписана его деятельность. Все закрепляется изданием приказа « О предоставлении дополнительных платных образовательных услуг».

Для родителей должен быть оформлен наглядный информационный уголок в доступном и удобном месте. Информация уголка содержит необходимые сведения о работе дошкольного учреждения.

С родителями, которые решили получать для детей дополнительное образование, также заключается договор перед самым началом занятий. Договор включает в себя наименование услуг, форму предоставления, недельное и месячное количество часов, стоимость услуги. Договор носит временный характер и ограничен сроками оказания услуг.

Если в ДОУ бухгалтерия работает самостоятельно, то в обязанности старшего бухгалтера входит ежегодное составление документов по доходам и расходам от всех видов деятельности. Делает необходимые расчеты по дополнительным образовательным услугам и заработной плате. Готовит тарификационные списки и составляет штатное расписание. В списке штатного расписания по платным услугам в детском саду должны быть сотрудники, имеющие непосредственное отношение к платным услугам. Бухгалтер делает расчет заработной платы и согласовывает это с администрацией и работниками дополнительного образования. Оплата за дополнительные образовательные услуги производится ежемесячно. Дошкольное образовательное учреждение вправе самостоятельно определять в какую сумму будут обходиться все дополнительные платные образовательные услуги. Чтобы определить, сколько будет стоить услуга, необходимо учитывать обеспеченность родителей, социальное окружение учреждения, конкуренцию и широту спектра предоставляемых услуг.

К предпринимательской деятельности ДОУ может идти постепенно. Сначала это будет выглядеть как бесплатная кружковая работа. И если ее реализация даст положительные результаты, разработать программу дополнительного образования этого направления и внедрять уже как платную. Педагогов и специалистов детских садов сейчас интересует организация кружковой работы как стимул повышения заработной платы. Все виды кружковой работы должны вестись согласно утвержденным перспективным планам.

Дополнительное образование намного шире государственного образовательного стандарта. В ходе кружковых занятий предлагаются новые приемы и технологии обучения.

Большое внимание уделяется индивидуальному взаимодействию с дошкольником.

Что же необходимо для организации

платных дополнительных образовательных услуг

в дошкольных учреждениях?

Платные дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (ребенка). Возможность их оказания должна предусматриваться Уставом образовательного учреждения. Осуществляются они за счет внебюджетных средств (спонсоров, сторонних организаций или частных лиц, в т.ч. и родителей) и не могут быть использованы взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае заработанные таким путем средства изымаются учредителем в его бюджет.

Оказание платных образовательных услуг осуществляется на договорной основе и базируется на иных правовых принципах, нежели предоставление бесплатного образования. Гражданско-правовой договор, заключаемый на оказание платных образовательных услуг между гражданином и образовательным учреждением, должен соответствовать положениям Конституции РФ, гражданского кодекса РФ о возмездных договорах на оказание услуг (гл. 39 ГК РФ), федеральному законодательству об образовании и Закону РФ « О защите прав потребителей». При этом Законом РФ « О защите прав потребителей» гражданину гарантирована защита его прав на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав.

Для договора об оказании платных образовательных услуг существенными (иначе говоря, обязательными) являются следующие условия:

Предмет договора, в нашем случае - это конкретный перечень образовательных услуг, которые обязуется предоставить исполнитель;

Сроки оказания услуг;

Все иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Поэтому при заключении договора Вы вправе требовать внесения в текст договора любых условий, имеющих для Вас значение.

В соответствии с принципом свободы договора, закрепленным гражданским законодательством, условия договора формируются по усмотрению сторон.

Для организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ необходимо:

1. Изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент;

2. Создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья детей;

3. Указать в Уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления;

4. Заключить договор с заказчиком на оказание ПДО услуг, предусмотрев в нём: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия. Оплата за предоставляемые ПДО услуги должна производиться только через учреждения банков;

5. На основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение ПДО услуг, учебные планы и штаты;

6. Заключить трудовые соглашения со специалистами на выполнение платных образовательных услуг.

Размер платы за оказание дополнительных образовательных услуг устанавливается по соглашению сторон. При определении размера этой платы следует исходить из того, что взимание налога на добавленную стоимость и спецналога не производится при наличии лицензии на платную образовательную деятельность.

Расходование привлеченных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой.

Учет платных услуг ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 3 ноября 1993 года № 122.

Облагаемая прибыль от платной или иной образовательной деятельности при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении образовательного учреждения, уменьшается на суммы. Они направлены государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса, (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 41 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых норм вправе привлекать дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных услуг, предусмотренных Уставом учреждения.

В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду в установленном порядке основных фондов, имущества, торговля покупными товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций и ценных бумаг и получение доходов по ним) дошкольные образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности.

Алгоритм организации ПДО услуг населению в образовательном учреждении

1. Организация работы Совета, разработка локальных актов об органах самоуправления, принятия решений (общего собрания, приказ по саду).

2. Анализ устава, внесение при необходимости дополнений и изменений.

3. Анализ лицензии, внесение при необходимости дополнений и изменений.

4. Проведение маркетинговых исследований по изучению запросов населения в сфере ПДО услуг.

5. Работа Совета по результатам маркетинга, решение Совета об утверждении Положения о ПДО услугах и Перечня ПДО услуг в МОУ на текущий учебный год.

6. Подготовка проекта организационного приказа по ПДО услугам и документов, утверждаемых данным приказом.

7. Подготовка заявления и направление в РОУО проекта организационного приказа на согласование.

8. Разработка проекта приказа РОУО (для ускорения процесса открытия ПДО услуг), одновременно решение вопроса по ведению бухгалтерского учета в МОУ.

9. Оформление информационного стенда «Уголок потребителя».

10. Сбор заявлений родителей, предварительное комплектование групп и подбор кадров.

11. Подготовка проекта приказа о комплектовании групп и оформление сопутствующих документов.

12. Заключение договоров с родителями и трудовых договоров.

13. Оформление деятельности внебюджетного структурного подразделения:

13.1. Разработка и утверждение положений о структурных подразделениях (Положение о Центре ПДО услуг, Положение о бухгалтерии).

13.2. Разработка локальных актов по внебюджетной деятельности (о фонде внебюджетных средств и порядке его расходования).

14. Организация делопроизводства в структурном подразделении по ПДО услугам.

15. Разработка смет по ПДО услугам.

16. Разработка сметы по расходованию внебюджетных средств.

17. Сверка документов по ПДО услугам с другими локальными актами МОУ.

Перечень документов по платным дополнительным образовательным услугам ДОУ
1. Устав ДОУ с перечнем разрешенных дополнительных платных образовательных услуг.

2. Основные локальные нормативные акты.

2.1. Положение о платных дополнительных образовательных услугах.

2.2. Договор об оказании платных дополнительных образовательных услуг родителям (законным представителям) воспитанников.

2.3. Положение о Наблюдательном совете ДОУ.

2.4. Решение Наблюдательного совета об оказании платных дополнительных образовательных услуг, об утверждении смет расходов по услугам, об утверждении локальных нормативных актов по ПДО услугам, изменение и дополнение к ним и т.д.

2.6. Трудовой договор с работником.

2.7. Протоколы общего собрания трудового коллектива (представительного органа) по вопросу отчета руководителя о расходовании внебюджетных средств.

2.8. Протоколы родительских собраний по вопросу отчета заведующего и Наблюдательного совета о расходовании целевых внебюджетных средств.

2.9. Книга учета претензий и предложений по оказанию платных дополнительных образовательных услуг.

3. Организационно-распорядительные документы.

3.1. Приказ об организации в ДОУ платных дополнительных образовательных услуг (с утверждением или введением в действие локальных актов и распределение обязанностей по организации ПДО услуг).

3.2. Штатное расписание (дополнительное).

3.3. Структура и штатная численность (дополнительные).

3.4. Перечень платных дополнительных образовательных услуг на текущий учебный год.

3.5. Приказ о комплектовании и организации работы платных групп.

3.6. Тарификационный список педагогических работников (дополнительные).

3.7. Должностные инструкции работников (дополнительные).

3.8. Сметы затрат по каждой платной дополнительной образовательной услуге.

3.9. Документы об оплате за дополнительные платные образовательные услуги через органы казначейства.

3.10. Положение о внебюджетном фонде и порядке расходования внебюджетных средств.

3.11. Смета доходов и расходов.

4. Иные локальные акты.

4.12. Образовательные программы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг и учебный план.

4.13. Календарные тематические планы по ПДО услугам.

4.14. Расписание (сетка) занятий.

4.15. Программа методического обеспечения.

5. Информационный блок.

5.12. Стенд для родителей (законных представителей) воспитанников с информацией о дополнительных платных образовательных услугах.

5.13. Вывеска с режимом работы ДОУ.

5.14. Вывеска с информацией о предоставляемых дополнительных платных образовательных услуг.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида»
Рассмотрена на педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

МАДОУ № 81 протокол № _________ Заведующий МАДОУ № 81

От «____»_____________________ Уличев А.Ю.

«____»___________

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Английский язык для дошкольников»
Автор программы: авторский коллектив под руководством А.А.Майер

Составитель: Морозова Н.И.

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Педагог дополнительного образования:

Милютина Елена Валентиновна

Великий Новгород

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования «Английский язык для дошкольников» имеет культурологическую направленность. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

Программа разработана на основе курса английского языка для дошкольной подготовки детей “First steps in English” («Первые шаги в английском»), разработанного авторским коллективом под руководством А.А.Майера. Программа модифицирована и адаптирована к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 81 «Солнышко» комбинированного вида».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. А также в соответствии с требованиями СанПиН.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.

Педагогическая значимость освоения иностранного языка дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе иностранной, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.

Пятилетний возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении иностранному языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в дошкольном возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.

Актуальность. Значение иностранного языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение иностранному языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, психолингвистов, родителей.

Освоение основ иностранного языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры. Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира.

На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.

Цель - создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:


  1. Познакомить детей дошкольного возраста со страной изучаемого языка, ее культурой.

  2. Познакомить детей с грамматическими основами английского языка.

  3. Познакомить детей с лексикой и простыми фразами по изучаемым темам.

  4. Развивать у детей навык диалогической речи на иностранном языке.

  5. Развивать у детей навык аудирования (восприятия иностранной речи на слух).
Отличительной особенностью данной программы является то, что онамодифицирована. Все изменения обусловлены адаптацией программы «First steps in English» к условиям дополнительного образования в дошкольном учреждении. В рамках модификации общее количество часов по программе было изменено с 72 до 60. При этом объем, и порядок тем изменен не был.

Программа предполагает повторение одних и тех же тем на 1- 2 годы обучения, с усложнением. На 2ом году обучения добавляется лексический материал, вводятся новые грамматические формы, происходит обучение развернутому монологическому высказыванию как составной части диалогического общения, большее внимание уделяется навыку аудирования - понимание аудиотекстов, представляющих различные жанры и стили речи, расширение фонетического минимума.

Возраст детей. Программапредусматривает обучение детей5-7 лет.

Сроки реализации. Программа рассчитана на 2 года обучения, 60 часов в год, 120 часов за весь курс обучения.

Формы и режим занятий: Ведущей формой организации является групповая. Наполняемость групп – 8-12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

Ожидаемые результаты.

1 год обучения:

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения

Диалогическая речь - отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера.

Монологическая речь -

Аудирование - понимать речь учителя по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п.

2 год обучения.

Воспитанник должен уметь:

Специальные умения.

Диалогическая речь отвечать на вопросы речевого партнера в рамках ситуации общения, а также в связи с содержанием увиденного или услышанного, используя стандартные выражения этикетного характера. Правильно оформлять свои речевые реакции с точки зрения норм изучаемого языка в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения; расспросить о том же речевого партнера.

Монологическая речь - делать связное сообщение по предложенной теме, правильно оформляя свое высказывание с точки зрения норм изучаемого языка, в пределах языкового материала и тематики, предусмотренных для данного этапа обучения.

Аудирование - понимать речь педагога по ходу ведения урока, адекватно реагируя (вербально или невербально) на его высказывания и просьбы; понимать сообщения монологического характера, впервые предъявляемые учителем или в звукозаписи в естественном темпе и построенные на освоенном в устной речи языковом и тематическом материале.

Специальные навыки.

Фонетические – дифференцировать звуки иностранного языка, правильно их произносить, правильно ставить ударения в иностранных словах, произносить иностранные фразы с правильной интонацией.

Лексические - освоить предложенный лексический минимум по темам. Кроме того, учащиеся должны знать отдельные стихотворения, рифмовки, тексты песен и т. п

Требования, предъявляемые к выпускнику.

Воспитанники должны знать лексическое содержание таких тем, как: «Я», «Моя семья», «Мои игрушки», «Животные», «Еда», «Профессии», «Счет (1-10)», «Дни недели», «Цвета», «Времена года», «Погода и одежда», «Хобби», «Квартира», «Мой дом», «Праздники».

Способом определения результативности реализации данной программы являетсяэкспертная оценкав процессе открытых занятий, которые проводятся два раза в год промежуточное (декабрь), итоговое (май), участие детей в праздниках, проводимых в детском саду.

На открытом занятии знания детей оцениваются по следующим критериям:


  • понимание и владение изученной лексикой; самостоятельное исполнение изученных стихов, песен и т.д.

  • понимание задания и активное участие в играх;

  • понимание вопросов речевого партнера и умение на них ответить.
Учебно-тематический план

1-2 годы обучения


п/п

Тема занятий

Практические

Теоретические

Всего часов

1

Знакомство

2

2

4

2

Я

2

2

4

3

Животные

2

2

4

4

Времена года

2

2

4

5

Погода и одежда

2

2

4

6

Цвета

2

2

4

7

Праздники

2

2

4

8

Еда

2

2

4

9

Моя семья

2

2

4

10

Мои игрушки

2

2

4

11

Мой дом. Квартира

3

3

6

12

Профессии

2

2

4

13

Хобби

2

2

4

14

Счет

2

2

4

15

Заключительное занятие. Подведение итогов

1

1

2

Итого

30

30

60

Скачать бесплатно в.pdf

Нормативная база по организации дополнительных платных услуг в детском саду

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Обязано ли ДОУ предоставить заказчику смету на платную образовательную деятельность?

— В данном случае здесь необходимо применять закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Если родители заключают договор на оказание дополнительных платных услуг в детском саду, они имеет право на то, чтобы им предъявили смету. Это будет являться равноправием сторон договора. Родители должны видеть, как сформирована цена на данные услуги. По закону "О защите прав потребителей" учреждение обязано предоставить им смету.

Время проведения дополнительных платных услуг в детском саду

В какое время необходимо проводить дополнительные платные услуги в детском саду?

Дошкольное учреждение самостоятельно устанавливает порядок оказания этих услуг и график их предоставления. Вместо образовательных услуг дополнительные платные услуги в детском саду не могут быть оказаны, потому что образовательная деятельность финансируются из средств бюджетных средств. Эти услуги оказываются на договорной основе и только по желанию родителей. Всю ответственность несет заведующий. Но, если несколько детей забрали из группы на платную деятельность, это не значит, что педагог перестаёт работать с теми детьми, которые остались в группе и этими услугами не пользуются. Дополнительные платные услуги в детском саду могут получать дети, как посещающие, так и не посещающие данный детский сад.

Плата за дополнительные платные услуги в детском саду

Кто устанавливает плату за оказание дополнительных платных услуг в детском саду- учредитель или ДОУ?

— Законом № 83 3 (п. 4 ст. 6) установлено три типа государственных и муниципальных учреждений: автономные, бюджетные и казенные, что для дошкольных образовательных учреждений различных видов определяет разные возможности по оказанию платных услуг. Автономное учреждение само устанавливает плату и порядок реализации дополнительных платных услуг в детском саду.

Закон № 83 предусмотрел, что для бюджетных учреждений порядок установления этой платы за эти услуги устанавливает учредитель. Казенные учреждения имеют статус, фактически аналогичный статусу бюджетных учреждений, поэтому им также устанавливает плату учредитель.

1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"(далее - Закон об образовании).

2 Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".

3 Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон № 83-ФЗ).