Домой / Регистрация фирмы / Картелем признается. Картельный сговор: признаки, штрафы, судебная практика. Проблема борьбы с картелями

Картелем признается. Картельный сговор: признаки, штрафы, судебная практика. Проблема борьбы с картелями

Картельное соглашение подпадает под действие антимонопольного законодательства. Такого вида договоренность является противозаконным сговором сторон. При обнаружении и доказательстве этой монополии предусмотрена административная и уголовная ответственность. Несмотря на строгие меры, предпринимаемые правительством, компании используют такую методику, которая позволяет установить выпуск определенного объема продукции и цен на нее, чтобы обеспечить максимальный доход для всех участников. К преимуществам вступления в картельные соглашения можно отнести:
  • увеличение цен на товары, предоставляемые услуги;
  • монопольный контроль определенных сегментов рынка;
  • взаимодействие с аутсайдерами;
  • отстаивание интересов в органах государственной власти.
К признакам картельного соглашения относится не только объединение двух или большего числа компаний для устранения конкуренции между ними. Если можно доказать наличие системы принуждения и договорной характер такого союза, то также говорят о таком виде монополии. Эффективность картельных соглашений зависит от действующих антимонопольных правил, количества производителей. Чем меньше этот показатель, тем компаниям проще договориться между собой. Еще один фактор — спрос на продукцию и ее однородность.

Виды

В России получили широкое распространение два вида картельных соглашений. Первый тип — горизонтальное, то есть в сговоре участвуют компании, которые характеризуются единой специализацией и работают на одном рынке. Второй вид — вертикальное, то есть соглашение заключают предприятия, сфера деятельности которых различается, но они стремятся ограничить эластичность рынка, установить монополию.

Способы устранения монополий

Картельные соглашения мешают развитию малого бизнеса. Такого вида договоренности, заключаемые в письменной или устной форме, препятствуют появлению здоровой конкуренции. Они ущемляют интересы потребителей. Из-за серьезных недостатков, которыми обладает монополия, власти принимают жесткие меры для борьбы с ней. Чтобы вести реальную войну с картелями необходимо постоянно совершенствовать законодательство и вносить необходимые корректировки.

Если выявлен сговор компаний, то для них предусмотрено административное и уголовное наказание. Сбором доказательств занимается Федеральная антимонопольная служба. Она же передает материалы в правоохранительные органы — Прокуратуру и Полицию. Если доказано, что компании, заключившие картельное соглашение, навязывают контрагентам свои условия договоров, способствуют появлению ситуаций, дискриминирующих других участников рынка, то их ждет наказание.

Вывод

Мировое сообщество прекрасно понимает вред, который несут картельные соглашения. Высокие штрафы и уголовное преследование участников подобных объединений помогает снизить количество картелей, которые оказывают негативное влияние на социальную и экономическую сферу.

КАРТЕЛЬ - это договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой участники заключают соглашение о регулиро­вании объемов производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, о разделе рынков сбыта и источников сырья, найма рабочей силы, установления уровня заработной платы и социальных гарантий для ра­ботающих, об условиях продажи и сроках платежа и т. п.

Основные принципы картельного соглашения.

Соответственно цены и объем производства устанавлива­ются на том уровне, который избрала бы монополия. После достижения цели участники картеля делят между собой получен­ную монополистическую прибыль (как мы видели, более высокую, чем прибыли олигополистические). Главная идея подобного сговора состоит в установле­нии объема производства и цен на таком уровне, который обеспе­чивает максимальную прибыль для всей группы договаривающихся компаний в целом (монопольную прибыль). Далее этот объем де­лится между участниками картеля с помощью определения либо квоты (доли) каждого из них в общем производстве, либо путем географического закрепления рынков. Нередко пред­принимают картели меры и по выравниванию уровня издержек своих членов. Для этого они договариваются предлагать постав­щикам за закупаемые ресурсы одинаковую цену. Таким образом, классический картель предполагает установ­ление между фирмами соглашения: о единых ценах; о размерах (квотах) производства или разделе рынков; о единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего по отношению к профсоюзам.

11. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий.

Антимонопольная политика в отношении естественных монополий

В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;· услуги по передаче электри. и тепловой энергии;· ж/д перевозки;· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;· услуги общедоступной электр. и почтовой связи.

Антимон. Политика направлена на повышения тарифов и цен. Последствия для экономики страны: Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.

Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей.

Оплачивая завышенные цены, они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.).

Но еще опасней, закрепление убытков. Покрывать убытки в долгосрочном периоде естественный монополист может за счет государственных субсидий, иначе-разорение. а государство все равно покроет убытки, монополист может получить выгоду, лишь за счет растранжиривания гос.средств.

12. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий.

Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий

искусственная монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. гос-во использует широкий спектр санкций: предупредительные меры (запрет слияния крупных фирм), штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

- либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы,

- либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

В связи с описанным противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:

- Поведенческий критерий применения санкций - государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений.

- Структурный критерий применения санкций - государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

В свою очередь структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

13. Монополия: основные черты, виды и последствия.

Характерными чертами монополии являются:

1 . Единственный продавец .

2 . Уникальность продукции. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него.

3 . Полная информация.

4 .Непреодолимые барьеры. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.

Существует три вида монополии:

Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к кол-ву или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства

Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Последствия:

Положительные последствия монополии

1) эффективность использования капитала, крупные фирмы могут применять в производстве высокопроизводительное, новейшее и очень дорогое оборудование, что не под силу более мелким предприятиям.

2) монополия - это крупное производство, управляемое из единого центра, что позволяет ей осуществлять планируемую стратегию борьбы за потребителя.

3) монополии могут создавать новейшую продукцию высокого качества, осуществлять проведение научных исследований и концентрировать у себя изобретения и открытия путем покупки патентов на изобретения у небольших венчурных компаний.

4) использование высококачественных сопутствующих товаров - например, применение красивых и дорогих оберточных материалов, специальных присадок, катализаторов и пр.

Отрицательные последствия монополии

1) монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.

2) монополии ограничивают выпуск продукции, устанавливают монопольно высокие цены на готовую продук-цию.

3) при монополиях усиливается неравенство в доходах и снижается жизненный уровень всего населения, в среднем.

4) монополии не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса

Картель представляет собой одну из форм монополии или коммерческого соглашения. Отличается он от других структур монополии тем, что все предприятия, которые входят в состав картеля, самостоятельны в производственном и финансовом плане.

Картели создаются для того, чтобы влиять на такие факторы рынка, как:

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  • формирование цен;
  • сферы влияния;
  • условия купли-продажи;
  • управление и регулирование объемов производимых продуктов;
  • использование патентов;
  • наем работников;

Картели, как правило, руководят предприятиями в одной из множества отраслей производства, затрудняя нормальное функционирование механизмов рынка. В странах, где картели запрещены, они попадают под действие антимонопольного законодательства.

Однако в некоторых странах создание картелей поддерживается законом и широко практикуется. Объясняется это тем, что подобные монополистические союзы помогают реструктуризировать промышленность, упраздняют или ограничивают конкуренцию между предприятиями, влияют на стандартизацию материалов и комплектующих готовых продуктов.

Признаки картеля

Картель является крупной группировкой, у которой есть свои особенности:

  1. Взаимосвязь базируется на договоре сторон с целью аннулирования между ними конкуренции и получения огромной прибыли от монополии.
  2. Право собственности на составные предприятия сохраняется за их хозяевами. Это обеспечивает финансовую, юридическую и хозяйственную самостоятельность.
  3. Компании-союзники в картеле – из одной производственной отрасли.
  4. Общее изготовление и реализация продукции.
  5. Есть система принуждения к работе, которая определяет обнаружение нарушений и применение к нарушителям санкций.

В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:

Разновидности

Корпорации объединяются в следующие виды картелей:

  1. Долевой . Бывают: картель продукции или квотный. Выделяет участникам картеля определенную квоту для сбыта продукции в соответствии с мощностями производства. Целенаправленно регулируя предложения через квоты, владельцами картелей изменяются цены на рынке товаров.
  2. Денежный . Утверждает цены, унифицированные наряду с равными им условиями доставки и оплаты.
  3. Территориальный картель . Каждому предприятию выделяется своя территория для сбыта продукции, что исключает взаимную конкуренцию.
  4. Закупочный . Заключается монопольное соглашение между корпорациями, цель которого – оптовая закупка сырья и определенного вида товаров. В результате цены при закупке большого количества продукции падают в разы, что выгодно для всех участников картеля.
  5. Калькуляционный . Участники такой монополии заключают между собой договора об общей структуре предприятий и работы, а еще – об одинаковом содержании расчетов.
  6. Кондиционный . Определяет, по каким именно условиям осуществляется реализация продуктов потребления.
  7. Контингентированный картель , он устанавливает контингенты (квоты) для всех, кто работает в картеле.
  8. Кризисный . Формируется в тех случаях, когда резко падает спрос на продукцию (кризисный картель структуры) либо идет временное сокращение сбыта товаров (картель конъюнктуры). Цель – ограничение конкуренции. При фатальном спаде производства товаров подобные монопольные организации разрабатывают самостоятельный план действий.
  9. Патентный картель , в котором определяются ветви и направления общего использования любого технического изобретения.
  10. Производственный , который устанавливает объемы квоты производства для участников монополии.
  11. Региональный . Из названия понятно, что определяет территорию сбыта продукции в региональном масштабе.
  12. Ценовой . Определяет для всех участников картеля цены на товар.

Более «продвинутая форма» картелей не только позволяет себе устанавливать единую стоимость товаров и общий их сбыт, но еще и вправе ограничивать создание продуктов потребления. Делается это путем определения квот на каждое предприятие и каждый продукт в отдельности.

Простыми словами, это – принудительное уменьшение производительности мешающих монополии предприятий. Либо их ликвидация.

Запреты на создание. В каких случаях они не накладываются?


Запрет на создание картелей действует не только в странах, где они под запретом и практика их создания уголовно наказуема и преследуется законодательством. Там, где подобные формы монополии разрешены, действует некоторый список правил и условий, который следует выполнять всем участникам картеля.

Запрет снимается для:

  1. Картелей, которые занимают сравнительно малую долю на рынке сбыта (например, если в Евросоюзе доля монопольной группировки не превышает 5% всего рынка сбыта продукции и средний ежегодный финансовый оборот составляющих картель корпораций ниже отметки в двести миллионов экю).
  2. Картели, которые осваивают новые рынки и территории производства и сбыта товаров.
  3. Картели, существенно улучшающие государственную экономику и способствующие техническому прогрессу.
  4. Картели типа «кризисные», целью которых является уменьшение или уничтожение лишних мощностей предприятий.

Модель

Самой лучшей стратегией функционирования картелей является договор между конкурентами на предмет уравнения и регулировки стоимости продукции и объемов производимых товаров. Благодаря сговорам реально можно увеличить влиятельность и власть корпораций, а также получать экономическую прибыль каждым предприятиям, по размерам сравнимую с монопольной прибылью, когда даже сам рынок является монопольным. В экономике это и называется картелем.

Из-за того, что в большей части стран практика создания и функционирования картелей уголовно наказуема, они имеют статус либо международный (как, например, картель «ОПЕК»), либо тайный (самые популярные из таких – наркокартели).

Одной из основных особенностей таких форм монополии является их недолговечность, так как со временем у каждого участника картеля возникает соблазн «урвать больший кусок пирога» за как можно меньшее время работы.

В результате члены картеля нарушают уговоры, устраняют конкурентов внутри картелей, разгорается внутренняя война между корпорациями-союзниками и картель перестает существовать.

Что определяет эффективность работы?

На практике есть несколько факторов, которые определяют эффективность деятельности картеля. Самым важным и основным фактором является участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля.

Отказ же в участии в картеле крупных лидирующих на рынке сбыта корпораций может повлечь за собой потерю контроля монополии над рыночной стоимостью товара.

Такого же результата можно добиться при обмане одних участников картеля другими с целью наживы и «облапошивания». Это выражается в предоставлении клиентам продуктов-заменителей дорогих и редких продуктов производства.

Еще некоторые немаловажные факторы, которые напрямую влияют на эффективность деятельности картелей:

  1. Наличие и степень действия в стране антимонопольного законодательства . При этом картели и другие типы монополистических структур не могут действовать открыто и вынуждены оперировать и работать тайно. Соответственно, сразу же возрастает риск участия в картелях, а еще – риск неприсоединения к подобному союзу фиксированного количества предприятий, силовых структур, физических или юридических лиц. Если картели функционируют на законных основаниях – риск сводится к минимуму, а количество желающих присоединиться многократно возрастает.
  2. Количество производительных мощностей монополии, а также количество продавцов и дилеров . Легче договариваться фирмам между собой, если их количество сравнительно небольшое.
  3. Однотипность производимой продукции и сопоставимость издержек . Если все фирмы, которые хотят образовать союз, выпускают одинаковый продукт с одинаковыми издержками – договариваться будет намного легче, чем при большей дифференциации производимых продуктов.
  4. Предсказуемость спроса и его стабильность.
  5. Отношения внутри картеля . Прийти к консенсусу легче, если ваши союзники относятся к вам благосклонно и дружелюбно, нежели наоборот. Примером может послужить факт несостоявшегося союза между СССР и ЮАР по экспорту золота, чему послужили причиной политические разногласия между сторонами.

Действующее антимонопольное законодательство запрещает ограничение, недопущение или устранение конкуренции. Многие законодательные положения закрепляют, однако, ответственность не за конкретное действие, а за его последствия. В этой связи бывает достаточно сложно оценить степень опасности каких-то операций на рынке, так как заранее предугадать их результаты невозможно.

Несколько проще обстоят дела с картелями. В законодательстве прямо запрещено заключать картельные соглашения. Соответственно, контролирующим структурам достаточно доказать, а недобросовестным участникам - осознать сам факт такого сговора. Рассмотрим далее подробно, что такое картель и какая ответственность предусмотрена за его создание.

Общие сведения

Картельный сговор - это запрещенное законодательством соглашение между конкурентами о:

  • разделе рынка;
  • ценах;
  • создании дефицита продукции;
  • участии в торгах;
  • бойкоте отдельных категорий покупателей.

Антимонопольный орган должен доказать сам факт существования картеля. Опасные последствия для экономики при этом подразумеваются. Это означает, что контролирующий орган не обязан доказывать их наступление, в том числе и вероятное, для привлечения лица к административной ответственности. Несколько иначе обстоит дело с уголовным наказанием.

Действующая в настоящее время ст. 178 УК РФ предусматривает различные санкции для нарушителей антимонопольного законодательства. Однако для их вменения необходимо собрать доказательственную базу.

Особенности квалификации

Для определения признаков картельного сговора необходимо:


Особенности доказывания

Для привлечения лиц к ответственности по УК ФАС России использует два типа улик: косвенные и прямые. Последние включают в себя документы (протоколы, соглашения, заявления и пр.), а также показания свидетелей, которые прямо указывают на наличие нарушений. Чтобы получить такие доказательства, ФАС России проводит внезапные проверки. Как показывает практика, зачастую в ходе таких мероприятий обнаруживаются явно антиконкурентные документы, подписанные участниками рынка.

В течение последних лет находить прямые доказательства становится все сложнее. Во многих случаях контролирующие органы находят документы, свидетельствующие о наличии картельного сговора, в которых участники используют псевдонимы. В этой связи большое значение в расследованиях имеет сбор косвенных улик, указывающих на побочные, дополнительные факты, связанные с тем или иным нарушением. Для их получения контролирующие органы анализируют поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка, выполняют математические расчеты и экспертизы. Результаты всех этих мероприятий и выступают в качестве косвенных улик.

Нюансы

Как поясняют сами сотрудники контролирующих органов, у антимонопольной службы существует своего рода "красная черта" для случаев, когда прямые доказательства картельного сговора отсутствуют. Решение о наказании виновных лиц выносится, если результаты экономической экспертизы показывают недопустимость ситуации, сложившейся на рынке, и если имеется одно-два дополнительных доказательства факта нарушения закона. Стоит, однако, сказать, что контролирующие структуры прямо не называют те обстоятельства, на которые они могут среагировать. Это делается для того, чтобы недобросовестные конкуренты не смогли подготовиться к проверкам.

Предмет доказывания

При анализе рынка и поведения экономических субъектов антимонопольный орган, расследуя картельные сговоры, стремится найти подтверждения, что:

  • конкуренты действуют единообразно и синхронно без каких-либо объективных причин на это;
  • деятельность субъектов противоречит их интересам;
  • хозяйственные операции не могли быть совершены ни при каких условиях, кроме как при наличии сговора.

Проблемы судебной практики

Во многих странах выработаны и успешно используются практические руководства по доказыванию и расследованию случаев картельных сговоров. Они закрепляются, как правило, не в нормативных актах, а фиксируются в обзорах судебной практики.

Отечественное антимонопольное законодательство начало действовать сравнительно недавно. Соответственно, судебная практика по делам о формах ограничения конкуренции еще достаточно противоречива.

Кроме того, сложные случаи рассматриваются теми же судьями, которые принимают решения по оспариванию ненормативных актов структур власти. Ввиду отсутствия специализации, позволяющей уполномоченным лицам видеть в делах о картелях не только юридическую, но и экономическую сторону, лишает материалы, предоставленные субъектами, подозреваемыми в сговорах, доказательственного значения. В результате судьи доверяют выводам, сделанным на основе проверок жалоб на картельный сговор в ФАС.

В связи с этим все более актуальными становятся практические руководства, разрабатываемые контролирующими органами. Одним из них является приказ ФАС № 220 от 2010 г. В нем даны пояснения о порядке определения продуктовых и географических границ товарного рынка. Сегодня идет работа по выработке аналогичного практического руководства по установлению размера ущерба и вертикальным соглашениям.

Стадии доказывания

Для привлечения к ответственности за картельный сговор по УК РФ необходимо:

  1. Выявить непоследовательное, нелогичное поведение экономического субъекта на рынке.
  2. Обнаружить "срыв" в действиях предпринимателя. К примеру, он реализовывал продукт по 10 р./шт., но вдруг увеличил цену в 5 раз.
  3. Выявить отличия в поведении предпринимателей, подозреваемых в сговоре, от действий других участников рынка.
  4. Доказать вероятное существование договоренности об устранении конкурентов.

По мнению экспертов, первая и вторая стадии могут слиться в одну. Однако контролирующие органы обычно используют различные методы в процессе доказывания. ФАС реализует обе стадии, открывая дела по сговорам, реагируя на те или иные события на рынке. Одним из показательных примеров является внезапное повышение цен на гречку.

Особенности применения экономических моделей

Способы доказывания, которые выбирает контролирующий орган, обычно на практике не закрепляются. Экономические модели постоянно трансформируются под влиянием ситуации на рынке. Ежегодно возникают новые методики, опровергающие или заменяющие прежние.

Зачастую при разбирательстве дел между контролирующим органом и участниками картеля возникает спор об обоснованности той или иной модели.

Выявление отличий в поведении субъектов

Для доказательства наличия тех или иных отклонений в действиях участников рынка разработан комплекс экономических мер, базирующихся на сборе информации. Методы, используемые на третьей стадии, являются более детализированными.

Описание той или иной экономической модели начинается обычно с условий, в которых она может применяться. Антимонопольному органу необходимо сравнить ее с фактическим положением дел. Такая проверка осуществляется в отношении каждой экономической модели до тех пор, пока не будет выбрана наиболее подходящая.

ФАС активно применяет метод сравнения поведения субъектов, подозреваемых в сговоре, с действиями конкурентов. Стоит, однако, заметить, что в зарубежной практике такой анализ выступает в качестве обязательного этапа доказывания, а не инструмента, который может использоваться в одном деле и не применяться в другом.

Переход к непосредственному доказыванию наличия сговора

По результатам первых трех этапов у контролирующего органа и участников картеля аккумулируется большой массив информации. Сведения поступают от потребителей, статистических органов, прочих источников.

Контролирующий орган, используя эту информацию на заключительном этапе, должен сформулировать обоснованный вывод о существовании или отсутствии сговора. Для этого, как правило, выбирается одна математическая модель. Задача антимонопольного органа в итоге сводится к доказыванию, почему именно эту методику он выбрал. Участники предполагаемого картеля, в свою очередь, обосновывают причины невозможности применения этой модели.

Специфика судопроизводства

В качестве экономических доказательств в картельных делах выступают те документы и материалы, в которых присутствуют обоснованные выводы о:

  • продуктовых и географических границах рынка, в пределах которого было допущено нарушение;
  • временном промежутке, в рамках которого проводилось исследование;
  • составе субъектов.

В их число, в частности, входят:

  • аналитический отчет ФАС;
  • экспертное заключение;
  • письменные, устные разъяснения экономистов и других специалистов, а также свидетелей, привлеченных к судебному производству.

Уголовная ответственность

Достаточно строгое наказание за участие в картеле предусматривается в ст. 178 УК РФ.

Уголовные санкции применяются к экономическим субъектам, если их действия:

  • причинили крупный ущерб организациям, частным лицам или государству;
  • повлекли получение доходов в крупных размерах.

Наказание будет ужесточено, если ограничение конкуренции посредством участия в картеле совершено:

  • субъектом с использованием своего служебного статуса;
  • с повреждением/уничтожением имущества, принадлежащего иным лицам, или с угрозой совершения таких действий (если отсутствуют признаки вымогательства);
  • с причинением особо крупного вреда или извлечением доходов в особо крупных размерах;
  • с применением насильственных действий или под угрозой их применения.

Виновным может вменяться одно из следующих наказаний:


Проверка предположений

В экономическом анализе могут применяться разные математические модели, характеризующие действия участников рынка в нормальных условиях и при наличии картеля. Однако все эти схемы основываются на одном принципе. Картельный сговор позволяет участникам установить стоимость продукции, в несколько раз превышающую цену конкурентов, и за счет этого извлечь сверхприбыль.

Однако модели в любом случае являются условным описанием реальной ситуации. Поэтому все предположения, на которых они основываются, требуют проверки.

При наличии спора о существовании картеля необходимо найти ответы на 2 основных вопроса:

  1. Послужил ли картель причиной повышения прибыли из-за завышенной стоимости продукции?
  2. Достаточно ли прозрачен анализируемый рынок?

О первом вопросе, к сожалению, на практике часто забывают. Здесь нужно вспомнить причину запрещения картеля. Запрет в законодательстве установлен потому, что сговор конкурентов всегда приводит к повышению цен, а это, в свою очередь, причиняет ущерб потребителям. Это предположение и надлежит проверять экономистам. Дело в том, что может оказаться, что маржа прибыли в действительности снизилась в период, когда по предположению контролирующего органа был создан картель.

Чтобы создать картель, у экономических субъектов должна быть возможность понимать, чем занимаются конкуренты. Если один из участников повысит стоимость продукции, то он потеряет клиентов, поскольку они переключатся на товар других производителей. При наличии сомнений в прозрачности рынка, вероятность существования картеля минимальна.