Последние статьи
Домой / Без вложений / Презентация на тему: История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и. Презентация на тему «история гигиены История развития гигиены за рубежом презентация

Презентация на тему: История становления и развития гигиены. Важнейшие деятели гигиенической науки и. Презентация на тему «история гигиены История развития гигиены за рубежом презентация

Слайд 2

2 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Слайд 3

3 Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).

Слайд 4

4 Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд 5

Основные задачи гигиены:

5 Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов

Слайд 6

6 Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.

Слайд 7

Основные законы гигиены

7 «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма

Слайд 8

8 Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Слайд 9

9 В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.

Слайд 10

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Слайд 11

    Методы и методики

    11 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы.

    Слайд 12

    Задачи и содержание гигиены:

    12 Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий.

    Слайд 13

    Греческий философ и врач Гиппократ

    13 В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ

    Слайд 14

    Аристотель(IVв. до н.э.).

    14 ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности

    Слайд 15

    Клавдий Гален (II в. н.э.)

    15 развил учения Гиппократа и Аристотеля и наметил пути дальнейшего развития научного подхода к питанию человека

    Слайд 16

    Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э.

    16 В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания

    Слайд 17

    В России указания по организации питания мы можем встретить:

    17 В Домострое (документ об укладе быта времен Ивана Грозного) – о мытье столовой посуды, хранении продуктов

    Слайд 18

    М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.)

    18 Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.

    Слайд 19

    А.П.Доброславин (1842-1889) являетсясоздателем первой русской гигиенической школы

    19 первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов

    Слайд 20

    Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) основоположник гигиенической школы в Москве

    20 в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания.Сейчас научно-исследовательский институт.

    Слайд 21

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения.

    21 Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности

    Слайд 22

    Полномочия должностных лиц

    22 Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.

    Слайд 23

    Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды

  • Слайд 24

    Виды естественного прироста

    24 Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации:- регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0;- стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет;- прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.

    Слайд 26

    Экология человека

    26 Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).

    Слайд 27

    Приоритетные направления:

    27 Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

    Слайд 28

    28 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

    Посмотреть все слайды


    Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.


    Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).


    Основные задачи гигиены: Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов


    Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма


    Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.


    В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.


    Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы.


    Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий.


    Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания


    М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.


    А.П.Доброславин (1842-1889) является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов


    Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно-практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно-исследовательский институт.


    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности


    Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.


    Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.


    Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).


    Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

    Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ» ПОДГОТОВИЛА САЛПАГАРОВА М.Д. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ «ГИМНАЗИЯ №9» ГОРОДА ЧЕРКЕССКА

    2 слайд

    Описание слайда:

    Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Вплоть до начала 18-го века человек мог за всю свою жизнь ни разу не погрузиться в воду. Многие люди полагали, что купание - это нездоровая вещь, а «замачивание» своего тела в воде, особенно горячей, позволяет различного рода болезням и инфекциям проникать в организм. Даже если человек всё же решался принять ванну, то он делал это в одежде! Эта традиция сохранялась вплоть до конца 19-го века.

    3 слайд

    Описание слайда:

    История возникновения и развития гигиены Гигиена - медицинская наука (гигиенистика), изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. В первых научных трудах принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях" он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает.

    4 слайд

    Описание слайда:

    На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Периоды развития Период - древний - Египет, Иудея, Греция и Рим. Этот период характеризуется практической направленностью гигиены.

    6 слайд

    Описание слайда:

    В Моисеевом законодательстве уже имеются правила индивидуальной профилактики (режим питания, половая гигиена, изоляция заразных больных и пр.), контроль за выполнением таких правил соответственно возлагался на священников.

    7 слайд

    Описание слайда:

    В Греции упор делали в основном в области физической культуры, укрепления физических сил и красоты, и правил диететики. В это же время в Греции возникают предпосылки к возникновению санитарных мероприятий, которые уже не являются личной гигиеной и преследуют цель оздоровления уже целых групп населения. К примеру, в городах строили санитарно-технические сооружения для водоснабжения, удаления нечистот.

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    Период средневековья - гигиена приостановила своё развитие. Эпидемии и пандемии чумы, натуральной оспы, сыпного тифа, гриппа, сифилиса опустошавшие страны сводили на нет тогдашние слабо развитые гигиенические достижения. Низкий уровень жизни и быта, социальные неравенства и бесконечные войны способствовали развитию эпидемий и пандемий. Этому способствовал и крайне низкий уровень санитарной культуры и просвещения.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В России Пётр I прививает санитарную культуру. Вместо Аптекарского приказа создает Медицинскую канцелярию, издает указы по охране здоровья населения и войск, был организован надзор за санитарным режимом в казармах, за питанием и водоснабжением войск. Адам Олеарий - дипломат и путешественник говорил, что Русские бани потрясли его до глубины души. В этом он, как и многие другие приезжие иностранцы, увидел, впрочем, не тягу русских к чистоплотности, а некий национальный мазохизм. Это же надо: самому залезть в такую жару, позволять себя хлестать там какими-то розгами, а потом прыгать в снег, а то и в прорубь! Явно русские столь жестокосердным образом изгоняют из себя Диавола.

    11 слайд

    Описание слайда:

    У нас школьников тоже есть своя гигиена - гигиены труда детей и подростков.

    2 Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей. Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывает нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.


    3 Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему). Окружающая среда – это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера, которые составляют единую, непрерывно изменяющуюся экологическую систему (экосистему).


    4 Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.


    5 Основные задачи гигиены: Изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека; Обоснование гигиенических нормативов; Разработка санитарного законодательства; Организация надзора за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов


    6 Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены.


    7 Основные законы гигиены «Отрицательные» законы: Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть. «Положительные» законы: Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений. Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека «Технологический» закон: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей в) восприимчивого организма


    8 Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – комплекс дисциплин, исследующих взаимодействие человека как индивида (биологической особи) и личности (социального объекта) с окружающей его природной и социальной средой (Т.А.Акимова, В.В.Хаскин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека и окружающей его космопланетарной среды (В.П.Казначеев, А.Л.Яншин). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности воздействия на человека природных, социально-бытовых, производственных факторов, включая культуру, обычаи и религию (Б.Б.Прохоров). Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Экология человека – это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.


    9 В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия. В отличие от "экологии человека" гигиена не только фиксирует характер взаимодействия внешней среды и человека и его возможное влияние на здоровье, но и разрабатывает мероприятия, направленные на усиление положительного влияния и снижение вредного воздействия.




    11 Методы и методики 1. Методы санитарного обследования среды: Метод санитарного описания объектов Метод санитарного описания объектов Методы углубленного обследования факторов среды: Методы углубленного обследования факторов среды: а) физические; б) химические; в) физико-химические; а) физические; б) химические; в) физико-химические; г) биологические и микробиологические. г) биологические и микробиологические. 2. Методы изучения реакций живого организма: Экспериментальные (на животных); Экспериментальные (на животных); Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Физиологические, биохимические, морфологические исследования людей, подвергшимся определенным внешним воздействиям; Метод клинического наблюдения. Метод клинического наблюдения. 3.Методы обработки результатов исследований: Статистические методы; Статистические методы; Методы математического моделирования и прогнозирования. Методы математического моделирования и прогнозирования. 4.Специфические методы гигиены: Эпидемиологический метод; Эпидемиологический метод; Оценка социальной и экономической эффективности; Оценка социальной и экономической эффективности; Методы санитарной экспертизы. Методы санитарной экспертизы.


    12 Задачи и содержание гигиены: Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Внедрение в практику гигиенических нормативов, рекомендаций и правил. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Осуществление гигиенического прогнозирования состояния окружающей среды и организма в условиях их постоянного взаимодействия. Проверка эффективности проведенных мероприятий. Проверка эффективности проведенных мероприятий.


    13 Греческий философ и врач Гиппократ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ В конце V в. до н.э. в трактате «Питание», систематизировал знания о процессах пищеварения и обмене веществ


    14 Аристотель (IV в. до н.э.). ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи ввел понятия необходимых и вредных веществ пищи рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности рассматривал питание в основном как компенсацию регулярных потерь или затрат в процессе жизнедеятельности




    16 Авиценна (ИбнСина) XI в. н.э. В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания В своем фундаментальном труде «Канон» выделил отдельные требования к питанию детей, стариков, больных людей и работающих с различной физической нагрузкой, описал простые методы контроля качества и безопасности продуктов питания




    18 М.В. Ломоносов «О размножении и сохранении российского народа» (1761г.) - Указывает, что плохое питание является одной из основных причин плохого здоровья населения России, ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения. ставит вопрос о необходимости государственного подхода к организации правильного питания населения.


    19 А.П.Доброславин () является создателем первой русской гигиенической школы первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга первой самостоятельной кафедры гигиены в Медико-хирургической академии Санкт- Петербурга второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов второй в России (после открытой в 1878 г. в Одессе) лаборатории по исследованию пищевых продуктов


    20 Ф.Ф.Эрисман () основоположник гигиенической школы в Москве в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт. в 1891 году создана первая в России санитарная станция, ставшая научно- практическим центром по разрешению всех вопросов, связанных с санитарной экспертизой пищевых продуктов и разработкой методов борьбы с фальсификацией продуктов питания. Сейчас научно- исследовательский институт.


    21 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности


    22 Полномочия должностных лиц Должностные лица государственной санитарно- эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий: 1) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; 2) беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; 3) получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; 4) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; 5) требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 6) выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.


    23 Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды Периоды Возраст (годы) Периоды Каменный век г.г. 35,6 Бронзовый век 21, г.г. 40,6 Период европейской античности 27, г.г. 44,8 ХY1 век 27, г.г. 56 ХYП век г.г. 59,8 ХYШ век 28, г.г. 57,7 ХХ1 век г.г. 67,3


    24 Виды естественного прироста Существует три вида естественного прироста, по которым судят о здоровье нации: - регрессивный тип - когда умирают больше, чем рождаются. Этот процесс сейчас происходит в России – рождаемость составляет 8,2 %0, смертность – до 15 %0, убыль населения - до 6,8 %0; - стационарный – когда сколько рождается, столько и умирает, прироста и убыли нет; - прогрессивный – когда смертность ниже рождаемости.



    26 Экология человека Экология человека - часть экологии, ставящая своей целью изучение закономерностей взаимодействия факторов окружающей среды и организма человека, в то время как Гигиена окружающей среды - отрасль науки, занимающаяся обоснованием профилактических и оздоровительных мероприятий по улучшению условий жизни населения. (Сидоренко Г.И. и др., 1998).


    27 Приоритетные направления: Экология и рациональное природопользование Экология и рациональное природопользование Технологии живых систем Технологии живых систем Приоритетные технологии Приоритетные технологии Системы жизнеобеспечения и защиты человека Системы жизнеобеспечения и защиты человека Мониторинг окружающей среды Мониторинг окружающей среды Генодиагностика и генотерапия Генодиагностика и генотерапия Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф