Домой / Агробизнес / Беспредел на белорусской таможне. Внимание: на белорусской таможне можно лишиться авто Спрашивают у белорусского таможенника сколько вам нужно

Беспредел на белорусской таможне. Внимание: на белорусской таможне можно лишиться авто Спрашивают у белорусского таможенника сколько вам нужно

По международным соглашениям авто из Литвы имеют право перевозить грузы по Таможенному союзу, но белорусские таможенники, ссылаясь на внутренний Таможенный кодекс, запрещают им это делать.

ТК гласит, что зарубежным компаниям запрещено производить перевозки внутри Таможенного союза. Ладно бы просто не пускали фуры на свою территорию, а то на границе пропускают, а потом конфискуют автомобили вместе с грузом. Так, например, литовская компания Kniupsius ни как не может отсудить два конфискованных автовоза, которые имели все необходимые сопроводительные документы. Литовцы подавали в суд материал на обжалование решение таможни о конфискации, суд им отказал. Такая же участь постигла и автовоз транспортной компании Gurkis ir Ko, фирмы IG Trans и т.д. Сейчас на границе Литвы и Беларуси уже не стоят, как раньше, очереди фур. После того как, согласно новых норм Таможенного кодекса Белоруссии, транзит прировняли к внутренним перевозкам и стали изымать автомобили, ни кто не хочет рисковать своими автомобилями и грузом.

Происходит не только с фурами и не только с авто из Литвы . Уже известно много случаев конфискации и личного транспорта россиян. Автомобили арестовывают без достаточного на то основания, позже находят надуманную причину и через суд производят конфискацию. Например, зимой, у одного российского гражданина, который на российском же автомобиле выезжал из Европы (домой в Россию) через белорусскую границу, задержали автомобиль, по причине того, что их компьютер не показывал через какую границу он въехал в Европу. В суде предоставили заполненный задним числом акт изъятия автомобиля с подделанной подписью владельца. Машину направили на экспертизу, в документах, указав причину…, внимание: «Слишком чистый салон и мало предметов в бардачке»!!! Уже было одно судебное заседание, на котором принято решение провести еще одно, на котором обязали таможенные органы предоставить сотрудника, задержавшего данный автомобиль. Таким образом, человек уже полгода без машины и еще неизвестно чем закончится судебное разбирательство. По опыту других случаев изъятия автомобилей, видимо, чтобы не компрометировать таможенные органы, не один еще не вернули владельцу. После того как арестовали фуры с электроникой, произведенной в Калининградской области, а электронику конфисковали и продали на своей территории, при этом еще и оштрафовали калининградские предприятия, российские перевозчики по совету Калининградской таможни, тоже выбирают маршруты в объезд Белоруссии. Так что не только авто из Литвы и стран ЕС страдают от белорусского беспредела.

Литва, Чехия, Польша и Латвия направили обращение в Министерство транспорта Беларуси, с просьбой оказать содействие в урегулировании законодательства. Если власти не решат проблему, то авто из Литвы и других стран ЕС, тоже будут объезжать Беларусь через другие страны. Скорее всего, весь транспортный поток будет проходить только через Россию.

В Республике Беларусь сейчас можно лишиться своего авто и «попасть» на штраф в $30 тыс. пересекая ее границу.

Именно такая история случилась со мной, и я пообещал, что сделаю все возможное, чтобы предупредить как можно большее количество людей.

Началось все в того, что в Беларуси очень сильно ужесточили правила ввоза-вывоза авто, для того, чтобы местные граждане не ездили на не растаможенных литовских автомобилях.

На практике этот закон больше работает против граждан других государств, а не самих белорусов, принося большой доход в государственную казну.

Схема проста: просрочена дата вывоза автомобиля, передача авто другому водителю, неверно заполненные документы — за подобные мелкие нарушения, даже при смягчающих обстоятельствах или при наличии положенных в таких случаях документов, вас не только лишат транспортного средства, но «впаяют» штраф в размере $30 тыс.

Как было в моем случае. Я, по просьбе родственника, должен был вернуть джип Range Rover в Украину, пока владелец готовится к операции в киевской больнице. Собрал весь необходимый пакет документов, включая доверенность и справки от врача.

Украинская таможня пропустила без проблем, на российской таможенник посмотрел все документы и также пропустил.

На белорусской таможне меня попросили выйти из машины, объяснили, что я нарушил правила ввоза-вывоза товаров на территории Таможенного союза и, что машина подлежит конфискации. Пообещали помочь с гостиницей, или хотя бы посадить на автобус, но, как только я отдал ключи от машины, ко мне потеряли интерес.

Посреди ночи я остался без машины, почти без денег, в нескольких сотнях километров от дома в чужой стране, не зная, что делать.

Дальше суд. Согласно третьему пункту 358 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, передача временно ввезенных товаров (включая автомобили) разрешается, если владелец товара задекларировал его передачу и внес таможенную пошлину. С этой стороны, я не прав.

Но, если взглянуть с другой стороны, пункт 3 статьи 279 Таможенного кодекса сообщает, что в некоторых случаях машину можно передавать третьим лицам без разрешения таможенного органа. Например, для ремонта или транспортировки. Также есть 2 пункт 11 статьи Таможенного соглашения, который разрешает передачу транспортного средства в третьи руки с одобрения таможенного органа. Если, например, хозяин машины тяжело заболел или умер.

В моем случае были все справки, что хозяин машины болен, но, по мнению судьи, предоставленных документов было недостаточно. В то же время в суде мне так и не объяснили, каких именно «бумаг» не хватало.

Итак, результат — конфискация машины ценой в миллиард белорусских рублей (приблизительно $60 тыс.) и штраф в 449 млн белорусских рублей ($30 тыс.), — это в тысячи раз больше любого таможенного сбора, который я мог не уплатить.

Моя история не единственная. Такое происходит постоянно , об этом пишут на белорусских сайтах, по этому поводу постоянно появляются запросы о помощи у украинского консула, но рядовой украинец обычно узнает об этом, только в момент конфискации самого авто.

Я так понимаю, что предупреждать о возможных последствиях не в интересах белорусских таможенников. Чтобы вы понимали, раньше предупреждения были вписаны в таможенную декларацию, теперь их там нет. Более того, неизвестно, кому и где продаются эти конфискованные авто и у владельца нет шансов выкупить его обратно.

Буквально на днях я узнал, что именно на Ошмянской таможне, где мне выставили штраф в 30$ тыс., раскрыта коррупционная схема в которой было задействовано около 20 должностных лиц, а общая преступная прибыль исчисляется миллионами долларов.

Не знаю, возможно, когда-то они и раскроют нам ответ на вопрос, куда дальше уходят конфискованные авто, а пока пострадавшие обращаются в международные суды, а новыми владельцами изъятых автомобилей становятся высокопоставленные чиновники, которые яростно защищают свой антикоррупционный имидж.

Но, как бы не разворачивались события в дальнейшем, если вы собираетесь в ближайшее время пересекать белорусскую границу — ознакомьтесь с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Для минчан поездки в вильнюс на выходных стало чем-то обычным, а пункт пропуска «каменный лог» - воротами в европу. Журналисты анонимно поговорили с таможенным инспектором с «каменного лога» и узнали, откуда берутся очереди на границе, какие нюансы в работе таможни, сколько зарабатывают таможенники, и где сейчас контрабандисты прячут сигареты и наркотики.

Расскажи, что ты делаешь на работе? Чем таможенники отличаются от пограничников?

Пограничники смотрят, кто пересекает границу. А мы смотрим, с чем люди ее пересекают. Нам не важны паспорт или визы. Мы смотрим только на то, что вы с собой везете. Нормы постоянно меняются – если есть какие-то изменения, то мы всегда их видим. Вот первого января вводят новый кодекс Евразийского экономического союза, и надо учить изменения. Раз в три года у нас проходит профессиональная аттестация по всем дисциплинам, а каждое лето для нас устраивают специальное обучение.

Какая структура у белорусской таможни?

Мы делимся по областям. Например, хотя «Каменный лог» географически ближе к Минску, но область Гродненская – поэтому мы относимся к Гродненской таможне.
То же касается и остальных пунктов. Нет такого, что польские переходы идут отдельным ведомством, и украинские – отдельным.

Есть разница, где работать?

Говорят, что самая тяжелая работа на «Новой Гуте» - украинском переходе в Гомельской области. Потом идет наш «Каменный лог». Это один из самых больших пунктов пропуска, поэтому да, тут тяжело. Работа в аэропорту считается проще, чем в автомобильном пункте пропуска. Здесь самая жесть. И железная дорога проще, чем автомобильный. Поэтому туда чаще ставят девушек работать. На автомобильных пункта пропуска нужны именно парни. Нужно лазить по фурам - девушки это не особо сделают. Но все равно у нас таможенниками на «Каменном логу» работают в основном девушки. А вот пограничники – как правило, парни.

Кстати, до начала смены мы не знаем, будем стоять на легковых автомобилях или грузовых машинах. Так сделали из-за того, что в 2015 году был большой скандал на Ошмянской таможне – много людей попались на взятках.

Теперь нам объявляют, где мы будем работать только за десять минут до начала смены. Но, хотя были коррупционные скандалы, тут все равно работает много местных. Когда я только приехал в Ошмяны, мне сказали: «В Ошмянах есть только три вида работы: на таможне, дальнобойщиком и контрабандистом».

Как ты устроился на работу в таможню?

Сейчас на пунктах пропуска большая нехватка кадров, поэтому любой человек с высшим образованием может сюда попасть. Я вообще по объявлению устроился. Когда выпускался из университета, на факультете висело объявление: «Ошмянская таможня набирает людей, welcome все, у кого нормальный средний балл».

Я учился на юриста, но у нас тут и учителя работают. Чтобы устроиться, надо пройти собеседование и медкомиссию. Обращают внимание, были ли приводы в милицию. А еще КГБ месяц проверяет кандидата и его родню. Потом стажировка от трех до шести месяцев. За месяц ты сдаешь медкомиссию: сначала по месту жительства, а потом в специальной поликлинике КГБ в Минске. Если все хорошо, проходишь финальное собеседование на таможне, но оно, скорее, формальное. Правда, нельзя выбрать пункт, где будешь работать. Просто подаешься в областную таможню, а там уже отдел кадров решает, где ты будешь работать.

Как проходит твой рабочий день?

В начале рабочей смены мы сдаем телефоны. У нас нет ничего, на что бы мы могли отвлечься: ни интернета, ни телевизора. Если я работаю на грузах, то по электронной очереди вызываю к себе машины, досматриваю и оформляю. Тут уже есть градация: если мне надо взвешивать грузы, то придется весь день быть на ногах. А если оформляю - буду сидеть за монитором. Если работаю на легковых, то просто по очереди досматриваю машины. Тут уже посидеть не получится: приходиться бегать.

Смена длится 12 часов. В дневных сменах у нас есть один час обеда или два раза по полчаса. А в ночное время – только полчаса.

Как ты справляешься с ночными сменами?

Поначалу было нелегко, но со временем привык. Раньше у нас был график две ночные смены подряд, потом отсыпной и два выходных. А теперь день-ночь-отсыпной-выходной. Удобно, что я могу отдохнуть после ночной смены, но у меня все равно мало выходных, и я почти всегда на работе.

Есть ли у таможенников ограничения на выезд за границу?

Мы должны согласовать свой выезд за границу с начальством. Пишем уведомление, куда собираемся и с какой целью. Если ездишь чаще, чем раз в три месяца, то декларируешь валюту, мобильный телефон. Таможенники всегда ездят через красный канал. Быть таможенником-контрабандистом не получится. Мы даже не можем сделать карту поляка, потому что мы на государственной службе. Но Шенген можно спокойно иметь. Вот у коллеги есть многоразовый Шенген, и все в порядке. По крайней мере, пока.

А откуда берутся очереди на границах? Из-за того, что люди много и часто ездят или все-таки пограничники и таможенники недорабатывают?

Загруженность зависит от дня недели. Если какие-то праздники, особенно католическое Рождество (в Гродненской области в основном же католики живут), то у нас тут постоянно заторы. А когда Новый год, у нас, считай, выходной – граница полупустая. Вот недавно была «чёрная пятница», в Литве начались распродажи. Очередь на выезд была очень большая. У нас не хватает кадров, поэтому на линии два человека могут работать, они занимаются всем подряд и просто физически не успевают быстро всех оформить.

Обычно большие очереди – для грузовых машин. Бывают очереди на выезде, когда литовцы задерживают. У нас разные нормы пропуска с ними: мы должны пропустить 200 машин за смену. У литовцев нормы меньше, и они столько могут не взять. Вот и стоят дальнобойщики сутками. Еще литовцы часто бастуют – требуют повышения зарплат. Тогда граница тоже стоит. Но вообще в пятницу вечером на зеленом канале (тот, где не надо декларировать товары – Прим.) в Литву в среднем едет за смену машин 300. На въезд в Беларусь – машин 150-200.

А есть еще контрабандисты или они остались в лихих 90-х?

Да, это еще осталось. Но у нас есть база. Если машина когда-нибудь засветилась с тайником, то мы ее владельца будем досматривать по всей строгости. Какой-то «чуйки» на контрабандистов у меня пока нет. Но вопросы наводящие я задаю. Я не могу просто так взять и сказать: «А снимите, пожалуйста, куртку». Для такого у нас есть специальный отдел по борьбе с контрабандой. Они уже более подробно досматривают подозрительных граждан.

Ну и можно посмотреть все па паспорту. Если человек выехал на автобусе час назад, а уже через час въезжает в Беларусь и у него с собой мало вещей, можно судить о том, что человек везет с собой валюту и где-то ее спрятал. Вряд ли ты поедешь просто так на час в Вильнюс. Есть у нас ребята, которые ездят в Литву, закупаются там всякой одеждой, продуктами и потом тут этим торгуют. Но они стараются все везти по нормам.

А где обычно контрабандисты прячут сигареты?

Чаще всего у нас не заморачиваются и прячут в сумках. Или когда идут на таможенный досмотр, оставляют сигареты в туалете. А когда чуть позже пройдут паспортный контроль, ноют: «Ой, в туалет хочу» – и идут забирать сигареты. Но теперь в туалете стоят камеры, и так сделать не получится. Когда у нас не работал рентген, один умник туда их закинул, а потом говорит: «Я забыл сумку!» Еще один вез пакет насвая на самом верху рюкзака, ничем не прикрывая.

Бывает, что прячут под одежду сигареты или мясо под воротник.

Вообще, контрабанды не так и много. Вроде бы сигаретчики не должны быть проблемой беларуских таможенников: то, что ты купил сигареты в Беларуси, вреда беларуской экономике не нанесло. Но если литовцы найдут сигареты на своей стороне, то нам прилетает от начальства. На самом деле, чаще всего сигареты везут дальнобойщики. Есть конторы, где шеф говорит: «Будешь возить товар, а еще будешь возить сигареты». Если в фуре сделан тайник, то инспектор, который недавно работает, скорее всего, не сможет его найти. Особенно если у машины все хорошо по документам. Но вот недавно один дальнобойщик вообще не заморочился. Он вез катушки с проволокой и просто туда засунул блоки. Открываешь прицеп, заглядываешь в катушку – а там сигареты.

Встречается, что и на автобусах возят. Обычно мы автобусы очень плотно досматриваем. Недавно футбольные фанаты провозили насвай под подкладкой сиденья. Но кому-то бывает просто лень копаться. Знаю я таких инспекторов. Да и люди в автобусах по-всякому прячут. И под кресла закидывают (конечно же, не под свои), некоторые вообще на улице оставляют, прямо на входе в пункт досмотра два блока могут бросить. А вот наркотики почти никогда не возят. Максимум – насвай какой-нибудь. Ни травы, ни героина, и кокаина на моей памяти не было.

Куда надо спрятать сигареты, чтобы их не нашел пограничник?

В себя, наверное. Если у тебя нашли сигареты, а ты говоришь, что это не твое, то возникает встречный вопрос – чье? Вряд ли кто-то из других людей скажет: «О, это мое!» Поэтому оставим тебя, пока не признаешься. Мы не можем силой выбить признание. Просто автобус не будет двигаться, пока не найдем виноватого.

И что будет, если меня поймают с контрабандой?

На тебя напишут протокол, выпишут штраф и отпустят с миром. Правда, ты и твоя машина попадут в «черный список». В следующий раз к тебе будет повышенное внимание. Сам конфискованный товар попадает в специальные магазины конфиската. А алкоголь и наркотики, продукты питания мы уничтожаем.

Взятки предлагают?

Нет, у нас люди уже наученные и не предлагают. Если коррупция и есть, то вряд ли на уровне обычных инспекторов. После 2015 года периодически обыскивают инспекторов на рабочем месте, плюс проводят всякие семинары и беседы про антикоррупцию. Если мне будут предлагать взятку, то я вызову специальный отдел, они позвонят в милицию, и как итог – 431 статья УК РБ (дача взятки – Прим. KYKY).

У вас есть премии за обнаруженные контрабанды?

Если ты нашел сигареты, могут выписать премию 100 беларуских рублей. Но это если большая партия. Если нашел у людей пару блоков, то скажут просто: «Молодец».
Литовцам за контрабанду дается процент от суммы найденного. Поэтому они рвутся досмотреть граждан. Как у поляков – не знаю.

Сколько зарабатывает белорусский таможенник?

500-600 рублей. Вот я работаю два года и получаю 600 рублей. Лет десять назад зарплаты на таможне были очень хорошие, около 1000 долларов. Но стереотип о том, что мы тут получаем миллионы, остался. Хотя у нас вообще нет льгот – разве что могут дать общежитие. Но когда пришел я, все свободные места раздали новому начальству. А я сам не местный, поэтому я снимаю квартиру в Ошмянах.

Почему беларуские таможенники такие суровые?

С нас сильно спрашивает начальство – не получится расслабиться. Плюс, когда ты на работе, у тебя на груди висит профессиональный видеорегистратор, и записи с него хранятся четыре дня. Они просматриваются, и тебе может грозить минимум выговор, а максимум – увольнение и судебное разбирательство. Даже если ты сам по себе расслабленный и хочешь кричать: «Давайте, везите все подряд: сигареты, кокаин!», то тебе это не даст сделать видеорегистратор.

У вас есть правила насчет досмотра оппозиционеров? Как ты отреагируешь, если откроешь багаж, а там будет БЧБ-флаг на самом видном месте?

Недавно был случай. Пограничники нам передают: «Едут БНФовцы! Внимательнее их досмотрите! На беларуской мове разговаривают!» Без понятия, откуда у них эта информация была. Я специально пообщался – адекватные ребята. Я-то сам ничего против оппозиционеров не имею.

Нет такого, чтобы «БЧБ» где-то было запрещено провозить. Экстремистские материалы – это Mein Kampf или голова еврея в сумке.

У нас, бывает, ездят парни, у которых «БЧБ» на все заднее стекло автомобиля, в майках с «Погоней», чуть ли флагами не махают. Пока никто не начинает психовать и истерить, никто к тебе не полезет. У нас, по крайней мере, на «Каменном логу» царит демократия и свобода мнений. Но если будете посылать таможенников, то вызовете дополнительные мероприятия для себя – личный досмотр, например.

У нас на законодательном уровне запрещены угрозы и оскорбления президента. Но, насколько я видел всю эту литературу, там никто никого не оскорбляет, а просто приводятся доводы. Те же русские дальнобойщики везут из Литвы книги типа «Путин – империя зла», и почему-то российские таможенники ничего с этим не делают.
Бывают таможенники, у которых есть свои идеи, которые кардинально против. Но я к этому отношусь лояльно, у меня нет предрассудков. Я не буду кричать: «О, у человека БЧБ-флаг, надо его досмотреть, через рентген пропустить, раздеть догола!»

Зависит ли то, как себя ведет на границе человек, от места жительства? Кто больше всего ездит через Каменный лог?

Наверное, больше всего ездят минчане. Не буду говорить за всех, но у них вообще горе от ума. Люди прекрасно знают, что можно везти, но везут с собой в надежде сказать: «А я не знал». У меня недавно был случай, когда ребята везли комод весом в 29 килограмм. А норма – 20 килограмм на человека. Я ребятам говорю: «У вас превышение». А они: «Нас тут четверо, а комод один, на четверых вес можно раскидать». Но комод – это неделимый товар. Он на десять килограмм превышает норму. И людям абсолютно не докажешь, что этот комод нельзя распилить на четверых. Местные так не тупят, они уже наученные. Знают, сколько чего надо везти. Если в автобусе Минск-Вильнюс есть ошмянские, то водители с ними консультируются. Большинство знают таможенников в лицо. Бывает, со мной даже в магазине здороваются.

Россияне не очень часто ездят. В основном это те, у кого в Калининграде родня. Часто предъявляют претензии, мол, мы их досматриваем, а мы же вместе с Таможенном союзе. Бывает, находишь у них перебор пива. И сразу начинается: «Вот почему, это же всего лишь пиво! Это компот, а не алкоголь! Что это такое, это же просто пиво, я могу столько выпить и сесть за руль…» Я не знаю: может, в России пиво алкоголем не считается, я там давно не был (улыбается).

Часто ездят украинцы. Они там отдыхают или перегоняют машины, плюс через Беларусь домой едут украинские водители-дальнобойщики, которые работают в Европе. Казахи и азербайджанцы, кстати, часто везут насвай. У них он разрешен, поэтому они вообще его не прячут.

Что тебе больше всего нравится в своей работе?

Я не могу сказать, что мне нравится моя работа. Я отношусь к ней как к способу заработка денег. За моральные убеждения ты не сходишь в магазин и не купишь поесть. Может, это связано с тем, что у нас начальство не очень хорошо относится к персоналу. Взять хотя бы эту норму в 200 грузовых машин за смену – ее очень сложно выполнить. Мы можем не поесть за смену ни разу, не присесть. Раньше начальство выступало за качество работы, а не за количество. Сейчас наоборот. У нас большая текучка кадров. Многим сложно справиться с графиком, со спецификой работы. Сложно перевестись и даже уволиться. Я, наверное, пойду работать в другую сферу. Предлагали уже работать специалистом по перевозкам и логистике…

Зато у нас хороший коллектив, очень молодой. Средний возраст инспекторов – 26 лет, есть пара человек, которым 23. Но вообще работа очень нервная. Я сам по себе человек спокойный, поэтому для меня нет большой проблемы. Но 12 часов таких скандалов – это по-любому стресс для организма. И на психике он, наверное, сказывается.

В Республике Беларусь сейчас можно лишиться своего авто и "попасть" на штраф в $30 тыс., пересекая ее границу.

Именно такая история случилась со мной, и я пообещал, что сделаю все возможное, чтобы предупредить как можно большее количество людей.

Началось все с того, что в Беларуси очень сильно ужесточили правила ввоза-вывоза авто для того, чтобы местные граждане не ездили на нерастаможенных литовских автомобилях.

На практике этот закон больше работает против граждан других государств, а не самих белорусов, принося большой доход в государственную казну.

Схема проста: просрочена дата вывоза автомобиля, передача авто другому водителю, неверно заполненные документы - за подобные мелкие нарушения, даже при смягчающих обстоятельствах или при наличии положенных в таких случаях документов, вас не только лишат транспортного средства, но "впаяют" штраф в размере $30 тыс.

Как было в моем случае. Я, по просьбе родственника, должен был вернуть джип Range Rover в Украину, пока владелец готовится к операции в киевской больнице. Собрал весь необходимый пакет документов, включая доверенность и справки от врача.

Украинская таможня пропустила без проблем, на российской таможенник посмотрел все документы и также пропустил.

На белорусской таможне меня попросили выйти из машины, объяснили, что я нарушил правила ввоза-вывоза товаров на территории Таможенного союза и что машина подлежит конфискации. Пообещали помочь с гостиницей или хотя бы посадить на автобус, но как только я отдал ключи от машины, ко мне потеряли интерес.

Посреди ночи я остался без машины, почти без денег, в нескольких сотнях километров от дома в чужой стране, не зная, что делать.

Дальше суд. Согласно третьему пункту 358 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, передача временно ввезенных товаров (включая автомобили) разрешается, если владелец товара задекларировал его передачу и внес таможенную пошлину. С этой стороны я не прав.

Но, если взглянуть с другой стороны, пункт 3 статьи 279 Таможенного кодекса сообщает, что в некоторых случаях машину можно передавать третьим лицам без разрешения таможенного органа. Например, для ремонта или транспортировки. Также есть 2 пункт 11 статьи Таможенного соглашения, который разрешает передачу транспортного средства в третьи руки с одобрения таможенного органа. Если, например, хозяин машины тяжело заболел или умер.

В моем случае были все справки, что хозяин машины болен, но, по мнению судьи, предоставленных документов было недостаточно. В то же время в суде мне так и не объяснили, каких именно "бумаг" не хватало.

Итак, результат - конфискация машины ценой в миллиард белорусских рублей (приблизительно $60 тыс.) и штраф в 449 млн белорусских рублей ($30 тыс.) - это в тысячи раз больше любого таможенного сбора, который я мог не уплатить.

Моя история не единственная. Такое происходит постоянно , об этом пишут на белорусских сайтах, по этому поводу постоянно появляются запросы о помощи у украинского консула, но рядовой украинец обычно узнает об этом только в момент конфискации самого авто.

Я так понимаю, что предупреждать о возможных последствиях - не в интересах белорусских таможенников. Чтобы вы понимали, раньше предупреждения были вписаны в таможенную декларацию, теперь их там нет. Более того, неизвестно, кому и где продаются эти конфискованные авто и у владельца нет шансов выкупить его обратно.

Буквально на днях я узнал, что именно на Ошмянской таможне, где мне выставили штраф в 30$ тыс., раскрыта коррупционная схема, в которой было задействовано около 20 должностных лиц, а общая преступная прибыль исчисляется миллионами долларов.

Не знаю, возможно, когда-то они и раскроют нам ответ на вопрос, куда дальше уходят конфискованные авто, а пока пострадавшие обращаются в международные суды, а новыми владельцами изъятых автомобилей становятся высокопоставленные чиновники, которые яростно защищают свой антикоррупционный имидж.

Но, как бы не разворачивались события в дальнейшем, если вы собираетесь в ближайшее время пересекать белорусскую границу - ознакомьтесь с Таможенным кодексом Республики Беларусь.

Ездить за покупками в Польшу и другие страны ЕС для белорусов стало уже привычным делом. Несмотря на это, еще далеко не все четко усвоили, что и сколько можно везти из-за границы и что грозит за нарушение правил. «Набрали многовато, видно было, что превысили по весу нормы ввоза, но стали в „зеленый“ коридор. Понадеялись, что пронесет. В итоге нас оштрафовали», — рассказывает минчанин Евгений. сайт узнал, что можно сделать с перевесом, если купили лишнего, и чего не стоит делать в пограничной зоне, чтобы не получить штраф.

Фотография носит иллюстративный характер. Фото: пресс-служба Госпогранкомитета

Минчанин Евгений поехал со своим другом в Польшу за покупками. Товары парни брали для себя, не на продажу. Везли продукты, моющие средства.

— Я ребенку своему стульчик для кормления взял, — рассказывает Евгений. — Набрали, честно говоря, многовато, видно было, что превысили по весу нормы беспошлинного ввоза. Но обычно таможенники если видят, что ты ездишь за границу редко, везешь для себя, к небольшому перевесу не цепляются. Тщательно проверяют обычно тех, кто возит на продажу. Мы понадеялись, что нас пронесет.

Напомним, что при пересечении границы не чаще одного раза в три месяца человек может беспошлинно ввезти 50 кг товаров для личного пользования, стоимость которых не превышает 1500 евро (это без учета неделимых товаров — весом 35 кг).

При пересечении границы ЕАЭС чаще чем раз в три месяца можно без пошлины ввезти только 20 кило товара не больше чем на 300 евро. Если нормы превышены, придется заплатить пошлину.

Парни возвращались домой ночью 15 марта, два часа простояли в очереди на польской границе, на прохождение таможни потратили еще час — попали в пересменку. Прошли, оформили ваты и въехали на белорусскую границу.

— Стали в зеленый коридор, прошли паспортный контроль, подъехали к таможне, — продолжает рассказ Евгений. — Таможенник окинул глазом наш товар, говорит, много, ребята, у вас покупок, давайте-ка на дополнительный досмотр. Он отправил нас в другую очередь на дополнительный досмотр. Там мы еще час простояли в очереди. Потом подошел таможенник, сказал, что мы должны выставить каждый свой товар, от этого будет зависеть, составим мы один протокол или два. Дал понять, что лучше кому-то одному взять перевес на себя и заплатить один штраф вместо двух.

Лишние кило парень решил взять на себя. Его друг оставил себе покупок примерно на 20 килограммов, а остальное забрал Евгений.

— Перевес оказался конкретным, я даже не ожидал, что столько будет. Вместо 20 кило вышло 43, — признается молодой человек. — Были сомнения по поводу точности весов на таможне. На многих польских товарах пишется их вес с упаковкой и без. На стульчике, который я вез, вес без упаковки был указан 9 кг, а в упаковке — 10,3. Но весы показали 10,5. Списал на погрешность. Хотя если прикинуть со всего товара в сумме, она была точно больше килограмма.


Евгения оформили как нарушителя за то, что он пытался провезти товар с перевесом по зеленому коридору. На таможне описали покупки, сфотографировали все, выписали штраф в 5 базовых — 122,5 рубля. Вся процедура заняла 4 часа.

— Машину на это время загнали на штрафстоянку, поставили между металлическими столбами, заднюю часть авто подняли, под колеса положили шипы, замком закрыли. Я чувствовал себя преступником, — делится впечатлениями парень. — Когда все вроде утряслось, спросил у таможенников, что делать нам дальше. Предложили три варианта действий. Первый — оставить перевес на хранение на таможне и забрать, когда в следующий раз буду ехать в Польшу. Один килограмм хранения стоит 2 рубля в сутки. То есть за 23 кило — больше 57 рублей. А если учесть, что по закону снова ехать в Польшу я могу не раньше чем через две недели, то счет вырастает до 800 рублей. Второй вариант — я так и не понял, в чем его суть, но нам предложили оформить какую-то бумажку за 50 евро, еще 15 заплатить за само оформление. Потом с товаром нужно ехать на региональную таможню, там за 5 евро оформить еще какие-то документы и оплатить растаможку — 4 евро за каждый лишний килограмм. Третий вариант — вернуться в Польшу, оставить там перевес и вернуться на границу.

«Выбросить перевес в мусорку таможенники нам не разрешили»

Самым дешевым вариантом ребятам показался возврат в Польшу. Но на польской границе им сказали, что за въезд им придется заплатить большой штраф.

— Польский пограничник нам объяснил, что если мы въезжаем на территорию Польши, то с товаром мы должны стать в красный коридор. Поскольку мы оформили ваты на него, но не вывезли, нам положен штраф. И в Беларуси за перевес снова светил штраф. Замкнутый круг какой-то! — возмущается молодой человек. — Я видел как-то, что на нейтральной территории стоял ящик шампанского на обочине. Видимо, кто-то избавился от него. Говорю другу, давай товар выставим там, кто-нибудь себе заберет. Так и сделали.

Друзья с облегчением снова отправились на белорусскую границу, но пограничник их не пропустил.

— Мы объяснили, что оставили лишний товар на нейтральной территории. Но он велел вернуться и забрать все, иначе штраф 1000 базовых. Выбросить перевес в урну на границе нам тоже не разрешили, сказали, что в мусорку можно бросить бумажку, если ел конфету. А моющие средства и продукты нельзя. Пришлось снова въехать на белорусскую границу с «лишним весом».

Таможенник, который проверял ребят в первый раз, предложил им воспользоваться двумя оставшимися вариантами — оставить лишнее на хранение или заплатить пошлину.

— Но для нас они оба очень дорогие! Выходит, что мы и от товара избавиться не можем, и без сумасшедших платежей домой вернуться, — говорит Евгений.

К тому времени парни провели на границе уже часов девять. Они съели банку паштета — это минус 300 граммов. В итоге им снова пришлось вернуться на нейтральную территорию.

— На выезде снова пограничник. Спрашиваю, могу ли я часть товара перегрузить в другую машину, просто подарить кому-нибудь. Он сказал, что на нейтральной территории погрузка и выгрузка товара запрещена, пересадка пассажиров тоже. Но к нам проявили снисходительность и разрешили отдать кому-нибудь наш перевес, — рассказывает парень. — Тут подъехала машина из Гродно, которая ехала в Польшу. Мы остановились на нейтральной территории, отдали им часть товара.

По подсчетам молодых людей, у них уже не было перевеса, и они отправились на белорусскую таможню, стали в красный коридор.

— Решили, что если и будет минимальный перевес, отдадим на хранение эти пару кило. Я задекларировал свой стульчик, наш товар снова решили взвесить. Я поставил стульчик на те же весы, что и в первый раз, они показали 11,7 кг, хотя первый раз было 10,5. Со всего товара перевес получился 3 килограмма. Как так вышло? Почему весы не проходят поверку? — задается вопросом Евгений. — Но придираться к перевесу в этот раз уже не стали, поняли, что раз весы только на стульчике накрутили 1,5 кило, то с весом у нас уже все нормально. И нас выпустили.

По словам парня, после этой истории он «больше никогда не будет брать товара больше, чем положено».


Фото: ГТК

«Уплата штрафа от таможенных платежей товар не освобождает»

За разъяснениями, что делать, если вдруг человек перебрал покупок по весу, мы обратились в Гродненскую региональную таможню.

— Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно предварительно прочитать правила перемещения товаров через таможенную границу, — рекомендует начальник отдела Гродненской региональной таможни Денис Данилов . — Такая информация размещена в свободном доступе на едином интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь. Кроме того, за разъяснениями всегда можно обратиться в таможню как по телефону, так и направить письменный запрос.

Денис Данилов говорит, что если есть сомнения, по какому коридору лучше проходить границу, стоит становиться в «красный» либо до въезда в коридор спросить у таможенника.

— Всегда помните, что выбрав «зеленый», вы заявляете об отсутствии у вас товаров, которые нужно письменно декларировать. И если сотрудники таможни найдут нарушения установленных по перемещению товара норм, человека могут оштрафовать. Что и случилось с Евгением.

Таможенники напоминают, что товар проверяется у каждого человека, пересекающего границу. То есть если в одной машине едет несколько человек, каждый должен по отдельности предъявить к досмотру свой товар.

— Если к проходящему границу есть вопросы, его машина размещается на специальной площадке до конца проведения необходимых таможенных операций. Это делается для того, чтобы водитель не мог покинуть пункт пропуска, — поясняет начальник отдела Гродненской региональной таможни. — Если говорить конкретно про описанный случай, то было установлено, что последний раз один из граждан пересекал границу 2 марта 2018 года, то есть три месяца с последней поездки еще не прошло. Соответственно, перемещаемый им товар весом 44 кг не мог быть отнесен к товару для личного пользования. За то, что молодой человек не задекларировал товар, он и был привлечен к административной ответственности.

Денис Данилов говорит, что товар Евгений не скрывал от таможенного контроля и вину свою признал. Поэтому получил минимальный штраф — 5 базовых, или 122 рубля 50 копеек.

— Но уплата штрафа за совершенное административное правонарушение не освобождает от уплаты таможенных платежей за ввозимый товар, — подчеркивает Денис Данилов. — Гражданину объяснили, что он обязан самостоятельно распорядиться товаром в рамках действующего законодательства.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: ГТК

Лишнее можно вывезти за границу или оставить на хранение

Таможенники говорят, что в данном случае, товар попадает под действие президентского указа № 360, поэтому у Евгения было три варианта действий.

Первый — заплатить за товар таможенные платежи и налоги. Все необходимые документы оформляются на месте таможенниками. Второй — можно оформить транзит и уплатить пошлину в таможне по месту жительства. В таком случае возникают дополнительные денежные расходы в связи с оформлением транзитной декларации и размещением на складе временного хранения в ведомственном пункте таможенного оформления. Третий вариант — товар можно вывезти за пределы Евразийского экономического союза.

— Что касается хранения, то таможней не оказывается такая услуга. Только если человек отказался от предложенных вариантов решения вопроса, товар подлежит задержанию и размещается на складе в пункте таможенного оформления, — говорит Денис Данилов. — Если бы Евгений отказался, то товар разместили бы на складе в РПТО «Берестовица». А сумма за две недели его хранения составила бы не 800 рублей, а 34 рубля 4 копейки. Один полный или неполный день хранения стоит 0,1 базовой величины. Максимальный срок хранения товаров 30 дней, а быстро портящегося товара — 24 часа.

Чтобы вернуть товар, оставленный на хранение, человек должен заплатить сумму, начисленную за хранение, а также таможенные пошлины и налоги. И только после этого он сможет забрать свой товар и ввезти его в Беларусь.

— В рассматриваемом случае молодые люди приняли решение вывезти товар за пределы ЕАЭС. Когда они в очередной раз попробовали въехать в Беларусь, они выбрали уже «красный» коридор и заполнили таможенную декларацию. Нормы беспошлинного ввоза не были нарушены, поэтому операции таможенного контроля были проведены в течение 20 минут, — комментирует ситуацию Денис Данилов.

Касательно товарных весов, на которых взвешивают ввозимый товар в пунктах пропуска Гродненской региональной таможни, таможенники говорят, что процентное соотношение погрешности указано в паспорте на каждые конкретные весы.

— На тех весах, на которых взвешивали товар молодого человека, при взвешивании до 100 кг погрешность плюс-минус 200 г, до 500 кг — плюс-минус 400 г, — поясняют сотрудники таможни. — Все весы поверяются регулярно. Об этом имеется запись в технических паспортах, также на самих весах наклеены специальные контрольные марки о последней проведенной поверке и сроке ее действия. В случае сомнений относительно веса товара его можно взвесить на других весах под контролем сотрудника таможни.


За нарушения могут и оштрафовать, и депортировать

К слову, ребята могли получить еще один штраф, ведь, как оказалось, они нарушили еще и несколько правил нахождения в зоне между государственной границей и пунктом пропуска.

В Госпогранкомитете говорят, что никакой нейтральной зоны, как выразился Евгений, между пунктами пропуска двух государств нет. Часть пути между ними принадлежит одной стране, вторая часть — другой.

В постановлении Совмина «О Государственной границе Республики Беларусь» прописано, что на территории между Государственной границей и соответствующим пунктом пропуска погрузка и выгрузка товаров запрещена. Кроме того, там не разрешается стоянка транспорта, посадка и высадка из него людей. Также там запрещено находиться, если это не связанно с пересечением госграницы.

За нарушения режима границы или в пункте пропуска можно схлопотать штраф до 50 базовых (1225 рублей) за каждое из нарушений. Иностранца могут не только оштрафовать, но еще и депортировать.