Домой / Управление бизнесом / Виды комиксов. История комиксов: рождение супергероев. Комиксы в Империи, Союзе ССР и России

Виды комиксов. История комиксов: рождение супергероев. Комиксы в Империи, Союзе ССР и России

Вначале были рассказы в картинках на религиозную тематику, которые в шестнадцатых, семнадцатых веках продавали народу в Испании, и назывались они аллилуями. Потом были политические карикатуры Уильяма Хогарта. И появились на свет предшественники: швейцарец Родольф Тепффер, англичанин Томас Роулендсон и немец Вильгельм Буш.

Именно с этих имен стоит начинать историю создания комиксов. Родольф в 30-х годах девятнадцатого века выпускает серию карикатурных альбомов под названием «The Adventures of Obadiah Oldbuck», которые в дальнейшем были распространены по всему миру. Томас, карикатурист и живописец, чуть раньше публикует в газетах истории о докторе Синтаксисе. Вильгельм стал известен благодаря серии комиксов «Макс и Мориц», которая рассказывает историю о мальчиках-хулиганах.

Дальнейшее развитие комиксы получают вместе с изобретением фотогравюры в конце девятнадцатого века, когда газеты становятся недорогими, и в них появляется больше иллюстраций. Впоследствии комиксы становятся все больше похожи на то, какими мы их знаем и активно развиваются как искусство в США.

Первым в Америке, кто напечатал цветной комикс в своей газете «The San Francisco Examiner» был Уильям Херст. Назывался он «The little bears» и был выпущен в 1892 году. Уловив тенденцию, в своей газете комиксы выпускает и Джозев Пулитцер. Самым популярным становится «Yellow Kid», который был создан и нарисован Ричардом Аутколтом.

Свой вклад в создание внес такой человек как Рудольф Деркс. Он придумал рамочки, в которых размещают речь персонажей, которые, кстати, называются филактерами.

С конца девятнадцатого века по всему миру распространялась вставка комиксов в газеты. Пока американская компания Cupples & Leon не выпустила их в формате покетбука, это позволило ей войти в историю. Другое издательство, которое оказало влияние на историю - это Dell Publishing. Они выпускали журналы еженедельно в 20-х 30-х годах двадцатого века. Также была типография Eastern Color, которая усовершенствовала печатный процесс, и привила любовь аудитории к цветным комиксам.

В это время индустрия комиксов активно развивалась. В 1929 году появляется персонаж матрос Попай. Такая компания как National Allied Productions выпустила в 1935 году популярную серию комиксов «New Fun», которая впоследствии стала называться «Adventure Comics», а сама компания DC Comics. Именно эта компания сформировала моду на создание новых сюжетов и персонажей, а не перепечатывание старых.

Вот мы и подошли к главному периоду в истории комиксов, конец 30-х начало 50-х. И знаменательным событием в этом промежутке становится появление Супермена, Бэтмена, Капитана Америка, Человека-факела, Пластика. Тогда супергерои штамповались большим количеством, многие из них не дожили до нашего времени. Вторая мировая война и холодная война не могли не оказать влияние на героев комиксов, поэтому персонажи боролись с нацистами и коммунистами, имели ядерные способности. Этот период проложил главное направление в комиксах с новыми мирами и их супергероями.

Если в Америке на комиксах выросло не одно поколение, то в России интерес к этому жанру появился сравнительно недавно. До сих пор бытует мнение, что истории в картинках предназначены, в основном, для детей и подростков. Но так ли это на самом деле? Что такое комикс - развлекательное чтиво про Супергероев или вид искусства, сопоставимый с кино и литературой? Попробуем разобраться в этом.

Значение слова "комикс"

Этот жанр зародился на страницах американских газет в конце 19-го века. "Комикс" - сокращение от английских "comic" (смешной) и "strip" (полоса, картинка). Рисованные истории представляют собой интересный синтез литературы и графики. Комикс - это серия картинок, с помощью которых ведется связное повествование. Как и в литературном произведении, здесь имеются главные и второстепенные герои, антагонисты. Текста может вовсе не быть, либо это короткие подписи.

"Истории в картинках" близки к анимации и кино. Фильм на пленке можно сравнить с очень длинным и медленным комиксом. Не случайно Супергерои и персонажи японской манги перекочевали на голубые экраны.

История появления

Предшественниками комиксов стали рассказы в картинках. Начиная с 16-го века, в Европе продавались жития святых в гравюрах, называемые "аллилуйями". В 18-м веке Уильям Хогарт создал серию политических карикатур, объединенных одной общей мыслью.

В 19-м веке иллюстрированные рассказы стали весьма популярными. Особо следует выделить швейцарского карикатуриста Р. Тепфера, который впервые поместил текст под соответствующую картинку. Предвестником комикса считается также стихотворная серия немца В. Буша про озорников Макса и Морица, вышедшая в 1865 году. Текст и рисунки в ней тесно связаны друг с другом.

Конкуренция между газетными монополиями в США привела к окончательному утверждению жанра комикса. Истории в картинках призваны были привлечь новых читателей. Первый американский комикс "Медвежата и тигр" вышел в 1892 году.

В 1896 году в газете World стали печатать историю о маленьком китайчонке Yellow kid. По своему оформлению она похожа на современные комиксы: одинаковые персонажи, последовательный сюжет, диалоги в рамках одной иллюстрации. Автора истории вскоре переманили в издание New York Journal. Владельцы газет долго боролись за свои права на желтого малыша, за что получили меткое прозвище "желтая пресса". Впоследствии выражение приобрело иной смысл.

Характерные особенности

"Золотым временем" комиксов в Америке называют 30-50 года ХХ века. В этот период среди жанров доминировали фантастика и приключения. Родились знаменитые Супермен, Чудо-Женщина, Бэтмен, Атомный человек, Капитан Америка.

Постепенно формировался набор выразительных средств. С помощью красок художники пытались воздействовать на читателя. Так, в комиксах про Супермена преобладают яркие цвета: синий, красный, голубой, белый. Бэтмен изображен в мрачной, черно-серой гамме, что делает историю зловещей. Прорисовка персонажей, выражения лиц - все это имеет важное значение.

Комикс - это не только картинки, но и емкий, лаконичный текст. Прямая речь изображается как "словесный пузырь", вылетающий из уст или головы персонажа. Его также называют филактером. Слова автора помещают под кадром. Язык очень эмоционален, широко используются восклицания, звукоподражания, ирония, эпитеты, гиперболы, метафоры, уличный сленг. Для передачи эмоционального накала художник часто играет с формой, цветом или размером шрифта.

Виды комиксов

Масштабные исследования этого жанра ученые начали в 60-х годах прошлого века. Множество серьезных работ посвящены поиску ответов на вопрос, что такое комикс. Рассматриваются особенности визуального языка, техник, способов кадрирования, стилей. И, конечно же, разрабатываются различные классификации.

По объему комиксы делятся на:

  • стрипы (вмещают в себя несколько кадров, чаще всего печатаются в газетах и журналах);
  • классические комиксы, имеющие более сложную композицию и печатающиеся с известной периодичностью;
  • графические романы с серьезным законченным сюжетом, содержащие более 50 страниц.

Классификация по жанрам и читательской аудитории

Что такое комикс? Правда ли, что он выполняет исключительно развлекательную функцию? По своему содержанию комиксы близки к литературным произведениям. Среди них можно найти юмористические, фантастические, детективные и военные истории, приключения животных, романтику, вестерны, ужасы, криминал. Список можно продолжать бесконечно. Существуют комиксы, посвященные классическим произведениям, серьезным политическим и социальным проблемам.

Для рисованных историй нет тематических ограничений. В последнее время комиксы все чаще встречаются на страницах учебников и научно-популярных книг. Иллюстрированный текст помогает читателю легче и полнее усвоить новую информацию.

В зависимости от читательской аудитории выделяют комиксы:

  • для мальчиков (фантастика, приключения, сражения);
  • для девочек (школьные истории, первая любовь);
  • молодежные (темы взросления, секса, влюбленности);
  • женские (взаимоотношения противоположных полов);
  • взрослые (политика, экономика, история, культура, секс).

Азиатские комиксы

Они начали появляться после окончания Второй мировой войны, но на Западе стали известны к концу 20-го века, благодаря японскому аниме. Комиксы в азиатских странах называются по-разному:

  • в Японии - манга;
  • в Китае - маньхуа;
  • в Корее - манхва.

Такие комиксы чаще всего черно-белые и читаются справа налево (за исключением корейских). Манга рациональна, несмотря на свой захватывающий сюжет. В центре событий нередко оказываются школьники, которым предстоит пройти через жизненные невзгоды, решить свои психологические проблемы. Цензура на комиксы не распространяется, поэтому есть истории с ограничением 21+. На основе сюжетов манга снимаются мультфильмы (аниме).

Маньхуа непредсказуемы, динамичны. Их трудно объяснить с точки зрения логики. Героями, в основном, являются взрослые люди, много комиксов посвящено теме зрелой любви.

Манхва повествует о положительных, но социально незащищенных героях. Например, о бедных стариках, которые не могут постоять за себя. Этот вид комиксов широко представлен в глобальной сети, так как выпуск книг правительством не финансируется.

Комиксы в России

Во времена СССР жанр не был распространен. Небольшие комиксы на русском можно было найти в детских и юмористических журналах. Но в целом явление считалось "чуждым" советскому народу.

Ситуация изменилась в "лихие" девяностые. Появились первые журналы, печатающие комиксы отечественных художников. "Муха" ориентировался на взрослую аудиторию. Издательство "Велес-ВА", основанное ветеранами Афганистана, выпускало сборники для молодежи. Публикации носили патриотический характер. В 1999 году возник журнал "Великолепные приключения", просуществовавший 4 года.

Но настоящий бум комиксов на русском начался в середине 2010-х годов и продолжается до сих пор. Открываются специальные издания и магазины, переводятся иностранные графические романы, организовываются фестивали ("КомМиссия", Comic Con Russia, ComiXfest и др.)

Как создать комикс?

На полках магазина мы видим в основном зарубежные "истории в картинках". Отечественные авторы только начинают осваивать этот жанр. Остро требуются молодые, талантливые художники, способные создавать увлекательные сюжеты и воплощать их с помощью графики.

Как создать комикс самому? Для начала познакомьтесь с творчеством признанных классиков: Стива Дитко, Джека Кирби, Фрэнка Миллера, Роберта Говарда, Уилла Айснера, Джима Стеранко, Альбера Удерзо, Масамунэ Сиро и т. д. Вам понадобятся навыки художника. Для создания комикса надо владеть портретной живописью, уметь рисовать с натуры человека и пейзаж, предавать перспективу, мимику. Изображения можно создавать как от руки, так и с помощью специальных программ. Например, Adobe Photoshop, или приложения MangaStudio.

Заранее продумайте сюжет, а также характеристики персонажей. Автор комиксов должен быть не только художником, но и писателем, способным создать захватывающую историю. Понадобятся также умения сценариста, чтобы разбить сюжет на кадры, придумать лаконичные и выразительные реплики.

Французские художники назвали его девятым искусством. Этот жанр обладает большим потенциалом, с его помощью можно передать мельчайшие смысловые и эмоциональные оттенки. Читать комиксы нужно "уметь", так же как нужно "уметь" слышать музыку, понимать живопись или воспринимать литературное произведение.

Окунаясь в мир рисованных историй, порой удивляешься как много сюжетов и стилей существует в наши дни. В начале своего пути все эти рисованные истории ты объединяешь простым словом «Комикс», затем получив близкий опыт общения с творчеством сети, для тебя начинают вырисовываться отличия одних историй от других.

На дворе 21 век, интернет есть почти в каждом доме и людское творчество начинает набирать обороты за счет легкого доступа и возможности быстро найти единомышленников.

Блог «сайт» посвящен именно «веб» или как их еще иногда называют «онлайн» комиксам. Однако в чем их отличие от других рисованных историй? Эта статья будет небольшим гидом по видам комиксов, а еще ты сможешь прочитать про форматы веб-комиксов .

К каждому типу комиксов я привожу несколько ссылок на произведения, которые лично меня очень сильно вдохновили. Много ссылок на Ozone, хотя всегда можно скачать и с трекеров, но удовольствие от чтения, тех же «Хранителей», в печатном издании, не сравнится с прожиганием взглядом монитора:)

Комиксы

Что такое комикс? Думаю данный пациент, для пользователя интернета, меньше всех нуждается в представлении. Как я уже сказал для начинающего читателя, любая картинка которая рассказывает историю — комикс.

Если разбирать морфологию слова, то рисованные истории изначально преследовали развлекательную цель (от слова comic – смешной ) и первым был комикс американского происхождения «Медвежата и тигр», вышедший в журнале «The San Francisco Examiner» в 1892 году. Иллюстрации пользовались большим успехом и идею тут же подхватили остальные издательства. Вот с тех пор комикс и ведет свою официальную историю.

Традиционные комиксы

Для себя я выделяю такой подвид как традиционные или американизированные комиксы. Это те глянцевые журналы и книжки про супергероев к которым все давно уже привыкли.

В основе своей идеи стоит борьба со злом, главный герой с супер способностями, ну или просто какой-нибудь «гений», а также все новые и новые злодеи, пытающиеся ограбить/уничтожить/поработить человечество.

Такие комиксы обычно очень популярные, красочные, глянцевые, имеют… как бы это сказать… около реалистичную анатомию, а не комическую. В остальных видах графический историй (за исключением фотокомиксов ), персонажи могут быть бесконечно деформированы в сторону увеличения или уменьшения своих характеристик, черт их лиц, размеры тела, рук, ног могут быть бесконечно вариативными. В то время как рассматриваемый вид комиксов стремиться к правильным пропорциям и схожести с реальным миром.

Большое количество данных журналов выпускается из расчета получения прибыли с самих комиксов и продаваемого стафа и иногда на пике популярности героя может появиться весьма посредственный продукт, который встретиться фанатами в штыки.

Графические романы

Еще один подвид комиксов, очень схожий с традиционными, но предназначен для более серьезной (взрослой ) аудитории. Графические роман существует на стыке уникального стиля графики и качественного сюжета. Почему я так говорю? Потому что иначе нет прибыли.

Ярким представителем графических романов можно назвать произведения «Хранители» Алана Мурра, и, пожалуй, «Город Грехов» Фрэнка Миллера.

Если вы читали эти романы, то знаете, что в них поднимаются отнюдь не детские темы, а насилие и жестокость становятся ключевыми персонажами истории, ведущими свою собственную игру в голове каждого человека.

Я ратую за то, чтобы историй вроде «Хранителей» было больше, гораздо больше… не всю же жизнь смеяться.

Веб-комиксы

Собственно, предмет данного блога. Я так много хочу рассказать о веб-комиксов, что не знаю с чего начать. Кстати ты можешь прочитать про «8 причин зачем тебе рисовать свой веб-комикс ».

Кхм, как видно из названия «веб-комикс» данный вид комиксов ориентирован на распространение за счет глобальной паутины и их можно охарактеризовать как от фанатов для фанатов.

Все началось с авторских историй про вселенные любимых игр/фильмов/книги и прочих произведений, чуть позже, начали появляться самостоятельные истории, открывающие до этого неизведанные миры и, как финал, стали образовываться огромные сообщества вокруг нового формата и понеслась…

  • Автор комикса выступает одновременно и сценаристом, и художником, и маркетологом, и кем только не выступает, вплоть до программиста;
  • Истории обычно публикуются самими авторами на своем сайте, либо на какой-то площадке посвященной веб-комиксам;
  • Основа большинства веб-комикса это идея (удачная или нет это разговор отдельный ), а цель понравиться как можно большему количеству читателей (вместо продать как можно больше копий, для традиционных комиксов );
  • Ну и конечно произвольный формат подачи, ведь сеть она на то и сеть чтобы давать свободу для творчества;
  • Так же веб-комиксы могут делиться как на цветные, так и на черно-белые.

На западе индустрия развлечения достаточно неплохо развита в этом отношении и даже веб-комиксисты могут зарабатывать на своем творчестве в сети, в России же большинством авторов являются люди молодые и выпускающие свои историй как хобби.

Манга и манхуя

Так, тех кто уже знает, чем отличаются данные виды комиксов от всего остального, просьба не гневаться на меня за то, что я объединил их в одну категорию, да еще и манхву сюда не включил.

Итак, манга это рисованные истории от японцев, а манхуя от китайцев. В них много различий по стилю и содержанию (из-за разного менталитета двух стран ), но во многом они все же похожи.

В отличии от предыдущих видов читаются справа налево, являются почти всегда черно-белыми, а цветные страницы воспринимаются как манна небесная. Тут стоит сделать замечание, что манга и манхуя рисуются в основном на бумаге и очень редко на компьютере, затем сканируется и тиражируется, отсюда за цветные страницы комиксистам платят в два раза больше.

В Японии о манге знают все от мало до велика и это является целой статьей в бюджете государства. В Китае дела скромнее, но государство так же пропагандирует свои ценности через рисованные истории, качество которых порой оставляет желать лучшего.

В основе манги лежать может все что угодно, как проработанный сюжет, так и стиль мангаки, от закрученных сюжетных поворотов, до бессмысленной драки из главы в главу, к счастью, последнее редкость. Восточные комиксы имеют огромное деление на виды и подвиды, от детских историй, до 21+.

В среде фанатов не принято называть мангу или манхую комиксом, дабы не приписывать недостатки последних к достоинству первых.

Манхва

Манхва — это как манга или манхуя, но уже корейского происхождения. Я выделил ее в отдельный пункт по ряду причин: во-первых, манхва читается слева направо, во-вторых, в своей стране манхва не имеет такой поддержки как манга с манхуей, и в-третьих, большинство манхвы обретается в глобальной сети.

Не смотря на отсутствие поддержки, комиксисты и читатели стараются изо всех сил, чтобы сделать свои работы на уровне соседей с востока. Я знаком с небольшим количеством корейских комиксов, но те что знаю, оставили неизгладимое впечатление у меня (причем сугубо положительное ): The Breaker, Sun Ken rock и др.

Фотокомиксы/фотоновеллы

Если бы я руководствовался своими интересами, то не стал бы включать сюда данный вид графического искусства, но огромная популярность в таких странах как Испания, Франция и Латинская Америка сделала фотоновеллы достаточно прибыльным делом. Сюжеты для фотокомиксов часто берут из популярных анекдотов, придумывают похождения игрушек или популярных персонажей.

В рунете же огромной популярностью пользуются мемы и коллажи скриншотов из популярных фильмов с необычными, в основном забавными, подписями. По этой причине пользователи не знакомые с перечисленными мною видами рисованных историй ставят фотокомиксы в один ряд с веб-комиксами.

Одним из подвидов фотокомиксов являются фотожабы – разновидность монтажа, известного определенной группе людей изображения, и придание ему комичного виды, зачастую кардинально отличающегося от оригинала. Это если научным языком, но... кто из нас не знает что такое фотожаба? Вот и понятно все с нами:D

В своих поисках «видов комиксов» я наткнулся еще на пару очень интересных видов рисованных историй.

Лубки


Вид графики, отличающийся простотой стиля и развернутым повествованием происходящего. Я бы не обратил на него особого внимания если бы в Википедии не говорилось, что «Лубок» – это древний русский комикс. Это меня конечно позабавило.

Советую нажать на изображение и попробовать прочитать что там написано, при небольших усилиях это вполне возможно.

Zombie Strip

Комиксы, авторы которых ушли из жизни, а историю продолжают либо родственники, либо фанаты, либо специально нанятые издательством люди. Зомбо-комиксы часто отругиваются фанатами, причем не без причины. Как правило качеств таких комиксов заметно падает по сравнению с уровнем оригинала.

Происходит это вследствие нескольких причин: первое – автор оригинала был банально лучше, у последователя нет той «искры» в работе, будь то стиль или сюжет; второе – издательство хочет банально заработать на славе почившего создателя комикса, что на мой взгляд является вообще крайне отвратительно.

Вот и все виды, и подвиды комиксов, которые я выделяю на данный момент. Постепенно границы между ними размываются, как к примеру фотокомиксов, и веб-комиксов, и возможно в ближайшие годы нас ждет появление новых вариаций подачи истории. Но как бы там не было главное, чтобы комиксы продолжали приносить нам удовольствие, а читатели в таком случае примут любой формат.

Главный человек в истории Marvel логичным образом старше своих героев — сама компания появится, когда ему будет уже 16, и работать он в ней начнет почти что со дня основания. Сперва — ассистентом, заполняющим чернильницы и покупающим кофе; через несколько лет — одним из авторов. А в начале 1960-х Ли вместе с соавторами придумает почти всех главных героев Marvel, которые принесут издательству успех: от Человека-паука до Людей Икс.

1939. Основание Timely Comics

В конце 1930-х комиксы про супергероев только-только начали появляться — и издатель Мартин Гудмен, выпускавший бульварное чтиво и детективные и приключенческие журналы, решил заодно освоить и эту нишу. Все его разные комиксы и журналы делала одна команда авторов, но в рамках неоднозначной бизнес-модели Гудмена выпускались они под брендами вымышленных издательств. Одним из них и было Marvel Comics — через 22 года, когда Гудмен окончантельно решит переключиться на комиксы про супергероев, этот вымысел станет реальностью — и станет новым названием компании.

Март 1941. Капитан Америка: первый Мститель

В 1941-м Timely Comics создали Капитана Америка, супергероя-патриота, переродившегося из хлюпика в секретное живое оружие в борьбе с фашизмом. Во Вторую мировую таких героев в комиксах было много, и читали про них даже солдаты на фронте, — впрочем, Капитан Америка оказался успешнее прочих. После войны популярность Капитана упадет, и вернется он в пантеон Marvel только в 1964-м: члены новообразованной группировки «Мстители» найдут его замерзшее тело в Атлантическом океане и фактически воскресят.

1961. Создание вселенной Marvel


К началу 1960-х некоторые супергерои уже были знакомы друг с другом — правда, принадлежали они не Marvel: Бэтмен и Супермен регулярно встречались друг с другом на страницах DC Comics. Стэн Ли, взявшийся за первый номер «Фантастической четверки», решил развить и усугубить эту идею: с того момента все герои Marvel жили в одной вселенной, вместе влияли на судьбу своего мира — и вместе определили дальнейшую судьбу компании. «Фантастическая четверка» стала небольшой революцией в жанре еще и по другой причине: Ли впервые стал показывать супергероев как личности. Четверка была не просто командой, а семьей: они жили в одном доме, решали личные проблемы, мирились, ссорились — все как у людей.

1962. Халк и Тор


Тот год вообще был крайне плодотворным для Marvel — именно тогда на страницах комиксов появились будущие хедлайнеры издательского канона Доктор Дум и Человек-паук. Тогда же Стэн Ли придумал радиоактивного монстра Халка, самого физически сильного персонажа вселенной Marvel. Тремя месяцами позже силу Халка понадобилось уравновесить, и Ли выпустил в мир Marvel скандинавского полубога Тора. Впрочем, Халк так и остался чемпионом: считается, что сила его неисчерпаема; чем больше Халк злится, тем сильнее становится, а злиться он может до бесконечности. Кроме прочего, Халк и Тор обозначили расширение жанровых горизонтов Marvel — первый явно был инспирирован научной фантастикой, второй же пришел прямо из «Старшей Эдды».

Март 1963. Железный человек


Один из самых харизматичных персонажей Marvel и самый молодой участник нынешней команды «Мстителей»: наследник гениального изобретателя, хозяин капиталистической индустриальной империи, бонвиван, циник, эгоист, практически готовый персонаж Айн Рэнд. Стэн Ли придумывал Тони Старка, под влиянием обстоятельств облачившегося в дающий сверхспособности механический костюм, как героя, который противостоял бы новому гуманизму и политкорректности начала 1960-х, — соответственно, история духовного перерождения Старка может в своем роде служить параллелью тому, что в тот момент происходило с державой (с поправкой на то, что гуманитарные ценности Железный человек насаждал с помощью огнестрельного оружия). Под псевдонимом Tony Stark не раз записывался рэпер Гостфейс Килла.

1963. Дебют «Мстителей»


Герои-одиночки, существующие в одной вселенной, через пару лет логичным образом собрались в одну команду — и имя ей было «Мстители». Marvel и здесь поймали тренд — примерно тогда же DC Comics придумали Лигу справедливости, однако от конкурентов «Мстители» отличались тем, что состояли в них не звезды, но сравнительно новые персонажи: Железный человек, Тор, Халк, Человек-муравей и Оса. Впрочем, за сорок лет мстителями успели побывать практически все основные герои: членство в команде — высшее признание во вселенной Marvel.

1965. Организация «Щ.И.Т»

S.H.I.E.L.D. («Щ.И.Т.») — одна из главных правительственных организаций вселенной Marvel, что-то вроде смеси ФБР и ЦРУ. Появились они в середине 1960-х в комиксах про Ника Фьюри и поначалу были шпионской организацей с туманными функциями, а сам Фьюри играл роль условного Джеймса Бонда. За пятьдесят лет «Щ.И.Т.» разрослись до полноценной политической силы, порой встающей выше американского правительства: например, именно они были главными сторонниками Акта регистрации супергероев и крупными игроками гражданской войны (см. ниже). В фильмах «Щ.И.Т.» меньше лезут в политику и скорее занимаются тем, что стараются держать под контролем супергероев и прочие аномалии.

1966. Первый чернокожий супергерой


Организация «Черные пантеры» и герой Marvel Черная пантера появились почти одновременно, но создатели комикса не имели в виду повестку дня — просто совпало. Цвет кожи тут сам по себе был революционным (другие темнокожие супергерои появились только через пять лет), а кроме того — Marvel сделали его еще и интеллектуалом: Черная пантера имел докторскую степень в физике, а Ваканда, — вымышленная африканская страна, которой он правил, — была очень технологически развитой державой.

1973. Первая смерть персонажа


Зеленый Гоблин похищает девушку Человека-паука, блондинку Гвен Стейси, и бросает ее с моста; Паук ловит любимую паутиной, но слишком резко — и ломает ей шею. Публика в шоке — до сих пор на страницах комиксов если кто и погибал, то только злодеи и персонажи второго плана. Этот выпуск «Человека-паука» стал финалом романтического и наивного Серебряного века комиксов: с того момента злодеи стали страшнее, проблемы — реальнее, а родственники и знакомые супергероев (особенно женского пола) превратились в пушечное мясо.

1986. «Говард-утка»: первый полнометражный фильм по комиксам Marvel


Первая марвеловская экранизация, как ни странно, была основана не на флагманской серии, а на постмодернистском комиксе про человекоподобную утку из космоса по имени Говард. В книгах про Говарда было много сатиры и комментариев на злобу дня, с фильмом вышло наоборот — спродюсировавшему его Джорджу Лукасу интереснее всего были спецэффекты. В итоге «Говард-утка» собрал в прокате всего на миллион больше, чем было потрачено на его создание, и Marvel до конца 1990-х в кино не возвращались.

1992. Первый супергерой-гомосексуалист


Тема борьбы за права меньшинств для комиксов про Людей Икс всегда была определяющей: тут и очевидные параллели между Профессором Икс и Мартином Лютером Кингом, и антиантисемитизм Магнито, и большое количество неамериканцев среди самых популярных персонажей франшизы (Росомаха — канадец, Шторм — африканка, Колосс — русский и так далее). В 1990-х Marvel решили нарушить и сексуальные табу: мутант второго плана Полярная Звезда открыто заявил на страницах комикса о том, что он гей. С тех пор гомосексуалистами оказались десятки персонажей и у Marvel, и у их конкурентов, а Полярная Звезда вот-вот сыграет первую супергеройскую однополую свадьбу.

1992. Раскол в Marvel и основание Image

Сценаристы и художники довольно долго были в индустрии комиксов существами фактически бесправными — вне всякой зависимости от их таланта и популярности. Все изменилось, когда восемь звезд Marvel начала 1990-х ушли из компании и основали свой луна-парк — издательство Image. Новая компания не отнимала у авторов их права и не лезла к ним с советами, куда больше дозволяла на страницах своих изданий и в итоге стала главным независимым производителем комиксов, уступающим только «Большой двойке» — Marvel и DC.

1994. Мультсериал «Человек-паук»


К тому времени мультсериалы по мотивам комиксов Marvel уже существовали, но — именно что по мотивам. «Человек-паук» и «Люди Икс» на канале Fox задали новый стандарт: авторы сериалов исправно перевели в телевизионный формат все ключевые сюжеты первоисточников, в том числе и самые мрачные, например смерть Джин Грей в «Людях Икс». И не зря: мультфильмы пользовались большой популярностью и фактически стали поводом к тому, чтобы Marvel всерьез занялись новыми форматами — играми и кино.

1998. «Блэйд»


С экранизацией комиксов большую часть 1990-х дело обстояло туго: несмотря на успех бертоновских фильмов про Бэтмена, его сменщик Джоэл Шумахер снова, как 30 лет назад, свел поджанр к необязательным фетишистским хиханькам. Большая часть всех прочих фильмов по комиксам относилась максимум к категории «Б» — а про дикие и мало кем виденные экранизации «Капитана Америка» и «Фантастической четверки» нельзя сказать и этого. Чтобы вернуть Marvel на киноэкраны в приличном виде, потребовалось сильно обновить имевшегося второстепенного персонажа-борца с вампирами: из героя блэксплуатейшн-хоррора он превратился в мастера боевых искусств, стал гораздо быстрее стареть и одеваться в черную кожу с ног до головы.

1999. Первый альбом МФ Дума


Алкоголик-интеллектуал и по совместительству крайне влиятельный хип-хоп-деятель рубежа тысячелетий, Даниэль Дюмиле был одним одним из первых среди плеяды рэперов, не стесняющихся своих гиковских корней (см. также: Фаррелл Уилльямс и его лейбл «Звездный путь»). Железная маска, которую Дюмиле не снимает почти никогда, и псевдоним МФ Дум отсылают к гениальному марвеловскому ученому Виктору фон Думу — диктатору центральноевропейской страны Латверии и главному врагу Фантастической четверки. Дюмиле не одинок в таком подходе: актер Николас Коппола задолго до него взял себе псевдоним в честь марвеловского «героя по найму», Люка Кейджа.

2000. Джо Кесада становится главным редактором Marvel


Пухлый улыбчивый художник и сценарист получил сполна за то, что не отвернулся от Marvel в трудную минуту (в конце 1990-х компания обанкротилась, когда рынок комиксов практически рухнул). За десяток лет его правления издательство не просто возродилось, но даже укрепило свои позиции. Кесада привел в компанию своих приятелей из стана «независимых» и сделал упор на переиздания уже вышедших сюжетов в книжной форме, чем расстроил маленькие магазины комиксов, но порадовал тех, кто не хотел туда ходить каждую неделю.

2000. «Люди Икс»


Изначально затея с приглашением Брайана Сингера, режиссера камерных драм и триллеров, на блокбастер про летающих, кусающихся и исторгающих молнии людей с бюджетом в 75 миллионов выглядела, мягко говоря, неочевидной. Результат, однако, превзошел все ожидания: обычно именно этот фильм считается причиной голливудского комикс-бума последнего десятилетия. Тонкий сценарий Дэвида Хейтера, британские театральные ветераны в главных ролях, Хью Джекман с когтями, Анна Пэкуин с поцелуем смерти — так рождалась новая эпоха.

2000. Запуск Ultimate Marvel


Одна из главных претензий к мейнстримовым комиксам как к виду искусства состоит в том, что все детали биографии персонажей (Капитану Америка, напомним, уже исполнилось семьдесят) могут держать в памяти только очень специальные люди. Линейка Ultimate Marvel была создана с целью побороть эти представления: самые популярные герои компании (Люди Икс, Человек-паук, Фантастическая четверка) тут начинают с чистого листа. Здешняя версия Мстителей, «Ultimates» — апофеоз очистительного подхода: главных героев могут запросто убить, лидерство в команде принадлежит примерно тем, кто обычно заваривает Тору кофе, мир рушится — и не восстанавливается.

2007. Смерть Капитана Америка

Титаническая по своему объему и охватывающая абсолютно всех героев вселенной Marvel «Гражданская война» — вероятно, лучший кроссовер в комиксах за последний десяток лет и одна из самых лобовых метафор идеологического противостояния в политической системе США (государственники против идеалистов). Идеолог серии Марк Миллар, автор постмодернистского «Особо опасен», явно вдохновлялся «Хранителями» — но то, что у Алана Мура было замкнутой на себе историей, здесь изменило всю огромную вселенную. Символической вишенкой на торте стала смерть Стива Роджерса, первого и главного Капитана Америка: его застрелили на ступенях суда, не дав выслушать обвинение в противодействии Акту регистрации супергероев. Конечно, он не умер окончательно, — но на какое-то время мир Marvel погрузился в полный мрак.

2008. «Железный человек» в кино


Идеальные пиджаки, самоирония, отсылки к фильмам про войны на Ближнем Востоке, критика военно-промышленного комплекса США и рассуждения о террористическом подполье, разговоры о ядерной физике, лысый бородатый Джефф Бриджес — первый же фильм, снятый только-только созданным киноподразделением Marvel, будто бы намеренно тестировал интеллектуальный уровень среднего зрителя. И это сработало: критики были в восторге, у Дауни-младшего резко перезапустилась карьера, а Железный человек, ранее известный массам разве что как символ борьбы с алкоголизмом, занял место в пантеоне главных супергероев мира.

2009. Disney покупает Marvel

2011. Мюзикл про Человека-паука


Про главного персонажа Marvel уже выпущено три фильма, восемь мультсериалов и великое множество игр — не охвачен был только Бродвей. «Spider-Man: Turn Off the Dark» стал самым дорогим и, возможно, самым скандальным мюзиклом в истории. Актеры и каскадеры травмировались на репетициях и прогонах, режиссер Джули Теймор уволилась еще до премьеры, единственными, кто легко отделался, были композиторы — Боно и Эдж из U2. Впрочем, первые сборы показывают, что все было не зря.

2011. Новый Человек-паук - афро-латиноамериканец


Популярнейший ремейк комиксов о Человеке-пауке, «Ultimate Spider-Man», неожиданно заканчивается трагически: Питер Паркер гибнет, защищая свою тетю. Пока Нью-Йорк прощается с героем, на улицах появляется новый Человек-паук, Майлс Моралес, сын афроамериканца и пуэрториканки. Событие оказалось настолько существенным, что USA Today сообщили об этом еще до того, как комикс поступил в продажу; Marvel обвиняли в предательстве традиций, благодарили за справедливость и подозревали в попытке заработать на обамамании.

2012. Премьера «Мстителей»


Начатый в 2008 году, с выходом «Железного человека», труд по превращению вселенной комиксов во вселенную кинематографическую Marvel завершен: пять фильмов про супергероев, связанных единым сюжетом, венчаются эпической картиной, в которой сойдутся вместе Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка и «Щ.И.Т.» (или, если зайти с другого угла, Дауни-младший, Марк Руффало и Скарлетт Йоханссон). Режиссером назначен кумир гиков Джосс Уидон, никогда прежде не получавший в свои руки подобный бюджет, зато сочинявший для Marvel комиксы; при этом ожидается, что картина не повторит судьбу прочих творений Уидона, никому, кроме гиков, не известных. Впрочем, еще лет десять назад никто, кроме них, не знал, что такое «Мстители» и кто такой Железный человек, — так что расчет понятен.

Поэт и график из Германии Вильгельм Буш

Во многочисленных источниках указываются разные авторы первых комиксов, разные страны, где возникли первые комиксы, и разные столетия. Источника автора я не нашла. Поступайте со статьей как считаете нужным, вся редакторская работа с ней проделана. Сегодня довольно распространено ошибочное мнение о том, что комиксы пришли к нам из Америки. Бесспорно, американцы придумали слово «комикс», но сам жанр «веселых картинок» впервые появился на страницах европейских газет, где уже в середине 19 века можно было посмеяться над небольшими рисованными историями «для взрослых», имеющими политический или социальный окрас.

Одним из них можно считать английского живописца и графика Уильяма Хогарта, жившего еще в XVIII веке. Именно он впервые изобразил прозу в рисунке. Здесь стоит вспомнить его серию "Карьера проститутки", а также "Карьера мота". Но, пожалуй, самым популярным прародителем современного комикса является поэт и график из Германии Вильгельм Буш. Он всегда сопровождал свои стихотворения серией рисунков, которые отражали сюжетную линию его повествования.

Карикатурист, живописец и офортист Томас Роулендсон

Если говорить о газетном комиксе, то нельзя не вспомнить английского карикатуриста, живописца и офортиста Томаса Роулендсона, жившего в период с 1756г. по 1827г. Он написал знаменитую историю о приключениях доктора Синтаксиса, которая публиковалась в газете более 10 лет, начиная с 1812 года.

Однако самый существенный вклад в становление жанра внес швейцарец, известный график и новеллист Рудольф Тепфером. В свое время он работал преподавателем в пансионе и, чтобы ученики лучше усваивали материал, придумывал веселые истории в виде картинок с текстом. Его рисунки шли по принципу автографии - слева направо и текст, как и картинка, был обязательно написан от руки. В 1846 году он даже издал сборник своих рисунков под названием "Рассказы в гравюрах".

Переход к фантастике

Сегодня нам может показаться странным то, что первые комиксы совсем не затрагивали типичные для своих современных потомков сюжеты - приключения или фантастику. Первым, кто нарушил этот негласный закон, стал знаменитый мультипликатор из Канады Уинзор Мак-Кей. В течение целых двадцати лет, начиная с 1905 года, печатное издание "New York Herald" публиковало на своих страницах знаменитую историю в картинках под названием "Малыш Немо в стране Снов". А немного позже, в 1910 году, и в Европе появляется первый комикс фантастического характера. Им стал "Квадратино" от итальянского художника Антонио Рубино.

Фантастика же, в истинном понимании этого слова, впрочем, как и приключения, пришли в графическую литературу попозже - в 1920-1930-х годах и довольно быстро стали самым популярным направлением комикс-культуры.