Последние статьи
Домой / Регистрация фирмы / Бланки строгой отчетности медицинские услуги. Порядок применения бланков строгой отчетности учреждениями здравоохранения. БСО применяют при оказании услуг именно населению

Бланки строгой отчетности медицинские услуги. Порядок применения бланков строгой отчетности учреждениями здравоохранения. БСО применяют при оказании услуг именно населению

1 "Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 6 ПРИМЕНЕНИЕ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Оказание услуг в организациях, оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа. Из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Оказание платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения влечет за собой принятие различных управленческих решений, в частности, необходимо принять решение о применении или неприменении контрольно-кассовой техники. Правомерность использование бланков При оказании услуг населению можно не применять контрольно-кассовую технику, поскольку такая возможность предусмотрена п. 2 ст. 2 Федерального закона от N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт": "Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности". Еще раз обращаем внимание, что данное правило действует только в случае оказания услуг населению (гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя) и на наличные расчеты с юридическими лицами не распространяется. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения утвержден Постановлением Правительства РФ от N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее по тексту - Постановление). До 31 декабря 2006 г. можно пользоваться бланками строгой отчетности, утвержденными Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК), форма которых соответствует требованиям Минфина России и не противоречит действующему законодательству.

2 ...в бюджетных учреждениях В бюджетных учреждениях в качестве бланка строгой отчетности, приравненного к чекам, используется форма N 10 "Квитанция" (код по ОКУД), предназначенная для оформления операций приема в кассу бюджетного учреждения наличных денег от физических лиц. ГМЭК Протоколом от N 2/ решила продлить срок действия Решения Государственной комиссии от (абз. 2 п. 2 разд. IV Протокола N 1/) о согласовании "Квитанции" с Государственной комиссией в качестве документа строгой отчетности, приравненного к чекам. Срок действия формы N 10 был установлен до 10 января 2003 г. и впоследствии продлен без ограничений. Таким образом, форма N 10 была утверждена в законодательно установленном порядке. Следовательно, бюджетные медицинские учреждения имеют полное право выдавать такую квитанцию при реализации своих услуг населению. Выдача квитанции освобождает учреждение от обязанности применять ККТ. Форму N 10 можно использовать вплоть до принятия Правительством РФ унифицированных форм документов строгой отчетности КВИТАНЦИЯ N * СЕРИЯ КОДЫ Форма 10 по ОКУД " " 200_ г. Дата Учреждение по ОКПО L Принято от (фамилия, имя, отчество) В уплату (вид продукции, услуги) Источник финансирования Сумма (прописью) руб. коп. L

3 Получил (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Уплатил " " 200_ г. М.П. (подпись) КОПИЯ КВИТАНЦИИ N * СЕРИЯ КОДЫ Форма 10 по ОКУД " " 200_ г. Дата Учреждение по ОКПО L Принято от (фамилия, имя, отчество) В уплату (вид продукции, услуги) Источник финансирования Сумма (прописью) руб. коп. L Получил (должность) (подпись) (расшифровка подписи) Уплатил " " 200_ г.

5 (подпись) М.П....в небюджетных (коммерческих и некоммерческих) медицинских организациях На сегодняшний день большинство небюджетных (коммерческих и некоммерческих) медицинских организаций применяют бланк строгой отчетности, утвержденный Письмом Минфина России от N "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Возникает вопрос правомерности использования этого бланка. Согласно разъясняющим Письмам Минфина России от N /24, от N /29, от N /56, до выхода соответствующего правительственного постановления в связи с Федеральным законом от N 54-ФЗ, т.е. до утверждения новых форм документов строгой отчетности (квитанций и др.), действуют ранее утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы. Согласно принятому Постановлению N 171 (п. 2) формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г. Рассмотрим историю вопроса. В Письме Госналогслужбы России от N ЮУ-4-14/29н приведен перечень утвержденных Минфином России форм документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения ККТ. Минфин России Письмом от N "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утвердил квитанцию, выдаваемую заказчикам предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства РФ, в качестве документа строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением без применения ККТ. Тот факт, что платная медицинская деятельность прямо не поименована в Письме Минфина N , не означает, что негосударственным медицинским учреждениям и организациям нельзя использовать утвержденную им форму документа. Письмами Минфина России от N и N данная квитанция разрешена для применения организациями и учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в качестве бланка строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением за оказание платных медицинских услуг. Ранее Письмом Минздравмедпрома России от N /86 данная форма квитанции была доведена для оформления расчетов с населением за оказанные медицинские услуги без применения контрольно-кассовых машин. Более того, Минфин России в Письме от N /56 разъяснил, что организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, вправе использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России.

6 Таким образом, в рассматриваемой ситуации допустимо применять квитанцию по форме, утвержденной Письмом Минфина России от N Форма N 1 экз. Приходный кассовый ордер 2 экз. Отчетный документ материальноответственного лица 3 экз. Заказчику наименование предприятия, организации структурного подразделения адрес КВИТАНЦИЯ Серия ЛХ N Ф., и., о. заказчика N телефона Адрес Дата выполнения заказа T За что получено (вид продукции, услуги) Сумма (руб.)

8 Всего по квитанции L Сумма прописью Оплатил заказчик (подпись) Получил кассир (материально ответственное лицо) (подпись) Ф.И.О. " " 19 г. дата оплаты Квитанция является бланком строгой отчетности Во избежание конфликтов с налоговыми органами при налоговых проверках, возможно, следует сделать запрос в налоговый орган по месту учета примерно следующего содержания: В От Уважаемая Имя Отчество! Прошу Вас разъяснить возможность применения в качестве бланков строгой отчетности Форму, утвержденную Письмом Минфина

10 России от N Письмами Минфина России от N и N данная квитанция разрешена для применения организациями и учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации в качестве бланка строгой отчетности при наличных денежных расчетах с населением за оказание платных медицинских услуг. Минфин России в Письме от N /56 разъяснил, что организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, вправе использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России. Согласно принятому Постановлению N 171 (п. 2) формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г. С уважением, Руководитель Имя Отчество L Требования к бланкам строгой отчетности В случае необходимости данная квитанция может быть дополнена дополнительными реквизитами, которые необходимы для учета и анализа деятельности организации (основание: Письмо Минфина России от N /70). При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. МНС России в Письме от N АС-6-06/476 разъяснило, что изготавливать бланки строгой отчетности могут любые типографии при условии соблюдения ими требований к изготовлению документов строгой отчетности: грифа утверждения, наименования формы документа, шестизначного номера, серии, кода формы по ОКУД, даты осуществления расчета, наименования и

11 кода организации по ОКПО, кода ИНН заказчика, вида оказываемых работ (услуг), единиц измерения оказываемых услуг (в натуральном и денежном выражении), наименования должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции, и его личной подписи. Например, эта квитанция может быть заказана в типографии в трех экземплярах: первый - пациенту (заказчику), второй - в бухгалтерию, третий - исполнителю услуг. При изготовлении бланка допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения (сужения) граф с учетом реквизитов. Таким образом, добавление каких-либо реквизитов в бланк, который будет утвержден Минфином России, не допускается, поскольку в противном случае бланк может не быть признан приравненным к чекам контрольно-кассовой техники, а значит, руководитель учреждения и главный бухгалтер будут привлечены к административной ответственности в соответствии со ст КоАП РФ. Штраф по этой статье для должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда (от 3000 до 4000 руб., поскольку для штрафов на сегодняшний день МРОТ применяется в размере 100 руб.). Кроме того, организация по этой статье может быть оштрафована на сумму от 300 до 400 МРОТ (от 30 до 40 тыс. руб.). Согласно Положению об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от N 171, к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению (далее - бланки). После 1 января 2007 г. могут использоваться только те формы бланков, которые будут утверждены Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, ЦБ РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Таким образом, либо Минфин России может утвердить бланки строгой отчетности как для бюджетных учреждений, так и иных организаций самостоятельно с учетом требований, которые предъявляются к ним п.п Положения, либо отраслевые объединения предпринимателей или органы государственной власти могут обратиться в Минфин России с просьбой утвердить бланки для соответствующего вида услуг. В частности, кроме самого бланка, его художественно-графического оформления, будут утверждаться также: - формы обеспечения защиты бланка от подделок (так называемые степени защиты); - инструкция по заполнению бланка; - рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка. Поскольку предполагается наличие степеней защиты, понятно, что стоимость бланков существенно возрастет по сравнению с нынешней. Правила заполнения бланков строгой отчетности

12 Необходимо иметь в виду, что все реквизиты бланка должны быть заполнены. В случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк. Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, поскольку возможен заказ в типографии бланков без самокопировальной бумаги. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Так же как и испорченные чеки контрольно-кассовой техники, испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны. Перечень лиц, имеющих право подписи указанного документа, должен быть утвержден приказом по учреждению. В приказе отражаются лица, которые могут подписывать не только квитанции, но и другие документы, например счета-фактуры и т.п. При отсутствии такого приказа право подписи данного документа будут иметь только руководитель учреждения и иные лица, которые по Уставу или на основании официально оформленной доверенности имеют право подписи. Порядок применения бланков строгой отчетности Согласно Положению денежные расчеты с использованием бланков строгой отчетности должны производиться в следующем порядке: - заполняется бланк, за исключением места для подписи; - от пациента получают денежные средства; - называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента; - подписывают бланк; - называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно. Использование платежных карт В настоящее время все большее распространение в стране получают платежные карты. И хотя почти 90% операций с картами - это снятие наличных денежных средств со счета, появляется все больше и больше мест, где можно расплатиться платежной картой. Возможно, что скоро устройства считывания информации с платежных карт появятся и в учреждениях здравоохранения. Денежные расчеты с использованием платежной карты должны производиться в следующем порядке: - получают от клиента платежную карту; - заполняют бланк, за исключением места для подписи;

13 - вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте; - подписывают бланк; - возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты. Допускается осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно. Учет и хранение бланков строгой отчетности В случае если в учреждении принято решение об использовании бланков строгой отчетности, необходимо иметь книгу по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью. Учет бланков ведется по их наименованиям, сериям и номерам (п. 16 Постановления). Если организации выдают бланки с помощью компьютера, то их необходимо распечатывать, сшивать, нумеровать, скреплять печатью и заверять в налоговых органах. В соответствии с п. 17 Постановления руководитель учреждения должен заключить с работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор о полной материальной ответственности. Указанному работнику руководителем учреждения создаются условия, обеспечивающие сохранность бланков. Бланки принимаются работником в присутствии комиссии, назначенной приказом или распоряжением руководителя организации. Приемка производится в день поступления бланков. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, утверждаемый руководителем, является основанием для принятия бланков на учет. Бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В организациях, получающих бланки в большом количестве, допускается хранение их в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются. Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов. Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам.

14 При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, не допускается (за исключением организаций, где обязанности ответственного лица совмещены в одном лице с главным бухгалтером или руководителем организации). Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета, копии использованных бланков (корешков) уничтожаются на основании акта об их списании, составленного комиссией, образованной руководителем организации. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки....в бюджетном учете Бланки подлежат систематическому бухгалтерскому учету на забалансовых счетах. При организации учета медицинские учреждения, финансируемые из средств соответствующего бюджета, должны руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от N 70н. Примечание. Оплата договоров на приобретение и изготовление бланков строгой отчетности относится на подстатью 226 "Прочие услуги". С 1 января 2005 г. бланки строгой отчетности в бюджетном учете учитываются как бланки, поэтому они переведены из состава "Денежных документов", субсчет 132, на забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности" в межотчетный период. Это определено Методическими указаниями по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденными Приказом Минфина России от N 26н. Если вы еще продолжаете работать по Инструкции от N 107н, то по старому Плану счетов надо произвести запись: Дебет счета 410 "Прибыли и убытки" Кредит счета 132 "Денежные документы" на сумму, числящуюся на этом счете. А на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" следует поставить на приход бланки в количестве, числящемся на 1 января 2005 г., стоимость каждого бланка равна 1 руб.

15 При составлении отчетности на 1 октября 2005 г. вступительное сальдо баланса изменится на эту сумму изменений в отчетности, т.е. вступительное сальдо по счету "Финансовый результат прошлого отчетного периода" уменьшится на сумму выданных бланков....в коммерческом учете Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности - квитанционных книжек, бланков удостоверений, дипломов, абонементов, талонов, билетов, бланков товарно-сопроводительных документов и т.п. предназначен забалансовый счет 006. Учет по счету 006 ведется в условной оценке. Поступление в организацию бланков строгой отчетности отражается записью по дебету счета 006. По мере расходования бланков строгой отчетности производится запись по кредиту счета 006. Аналогичная запись производится по окончании сроков хранения бланков строгой отчетности, при этом они подлежат уничтожению и списанию с забалансового счета 006. Пронумерованные, сброшюрованные бланки выдаются под отчет материально-ответственным лицам, что отражается в аналитических регистрах по учету бланков строгой отчетности. По окончании сроков хранения бланков строгой отчетности они уничтожаются и списываются с забалансового счета 006: Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит счетов 60, 76 и др. - отражаются затраты по покупке (изготовлению) бланков (как правило, в составе общехозяйственных расходов); Дебет счета одновременно по стоимости приобретения (или условной стоимости) бланки принимают на забалансовый учет; Кредит счета списывается стоимость бланков, переданных для использования, либо по их непригодности. О материальной ответственности В учреждении денежные средства могут принимать не только кассиры, например, в случае если после окончания работы кассира платные услуги продолжают оказываться. В этом случае те работники, которые будут принимать деньги от населения, должны быть предупреждены об этом изменении существенных условий трудового договора не менее чем за 2 месяца. Кроме заключения договора о полной материальной ответственности, в трудовые договоры работников необходимо внести соответствующие изменения. Необходимость заключения таких договоров определена ст. 244 ТК РФ, согласно которой письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за

16 недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждены Постановлением Минтруда России от N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности". Согласно указанному Постановлению выполнение работы по приему и выплате всех видов платежей, по расчетам при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг, в том числе не через кассу и через кассу, является основанием для заключения договора о полной материальной ответственности. В заключении... Таким образом, для использования бланков строгой отчетности вместо контрольно-кассовой техники нужно не просто заказать их в типографии и организовать приемку, учет и хранение бланков, но и провести ряд других организационных мероприятий: - определить круг лиц, которым дано право подписи бланков; - заключить со всеми работниками, принимающими деньги от населения, договоры о полной материальной ответственности (если они не были заключены ранее); - оформить книгу по учету бланков; - проинструктировать работников о порядке работы с бланками. В заключение заметим, что в учреждении могут использоваться как бланки строгой отчетности, так и контрольно-кассовая техника. Например, бланки могут использоваться при оказании услуг на дому или на выезде, а также после окончания работы кассы или при неисправном аппарате, временном отключении электричества и т.п. Во время работы кассы учреждения может использоваться кассовый аппарат. Примечание. Если оказывающая услуги организация выдает в счет их оплаты бланки строгой отчетности, для зачета сумм НДС они также должны быть выделены отдельной строкой в выдаваемом взамен чека документе. Также бланки обязательно регистрируются в книге продаж. Если наличными денежными средствами платит юридическое лицо, то во-первых, размер оплаты не может превышать руб. (на сегодняшний день лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке), а во-вторых, выдача чека контрольно-кассовой техники в этом случае обязательна, поскольку услуга оказывается юридическому лицу, а на услуги юридическим лицам п. 2 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяется.

17 Генеральный директор издательства "Советник бухгалтера" А.Г.КОКОВКИНА Выпускающий редактор журнала "Советник бухгалтера в здравоохранении" Е.В.КУЛАКОВА Подписано в печать

БСО или бланки строгой отчетности – это, в первую очередь, документ, который подтверждает факт получения оплаты за услуги. Причем оплата может проводиться как наличным расчетом, так и безналичным, то есть, с помощью карты. Можно сказать, что БСО успешно заменяют кассовые чеки.

Если вид деятельности ИП относится к услугам, предполагающим пассажирские перевозки, ветеринарную помощь, оформление страховки, а также туризм, услуги ломбардов и др., то предприниматель может использовать формы БСО, которые утверждены Министерством финансов РФ.

Бланки строгой отчетности на медицинские услуги

При оказании медицинских услуг государственные и частные клиники могут применять два типа расчетов — наличный и безналичный. До 2008 года при наличном расчете учреждение было обязано предоставить пациенту чек ККМ. Однако постановлением правительства РФ №359 от 6 мая 2008 года порядок расчетов был упрощен. Сегодня медицинские центры и клиники, в том числе стоматологические, могут обойтись без приобретения контрольно-кассовой машины. В этом случае альтернативой чеку является БСО на медицинские услуги.

Типография «БСО-Принт» предлагает услуги по изготовлению бланков строгой отчетности для организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Наша компания специализируется на работе с БСО, поэтому мы досконально знаем требования, которые предъявляются к данному типу документов. Заказывая БСО на медицинские услуги у нас, вы можете быть уверены, что бланк будет соответствовать всем нормативам и не вызовет нареканий со стороны контролирующих органов.

Применение и образец БСО

Таким образом, новый тип БСО, с одной стороны, использовать проще: не требуется вести их учет, не должна применяться книга БСО, не должен соблюдаться порядок хранения соответствующих бланков и их инвентаризации. С другой стороны, для использования бланков обязательно нужен интернет. Также потребуется закупать автоматизированные системы, регистрировать их и обеспечивать функционирование.

Изучим для начала то, что представляют собой БСО, что такое бланки строгой отчетности. Данные источники являются документами, которые удостоверяют в соответствии с законодательством РФ получение некоторым хозяйствующим субъектом, например ИП или ООО, денежных средств от физического лица за предоставленные ему на платной основе услуги.

Бланк строгой отчетности

Обязательные реквизиты, которые должны быть указаны в БСО перечислены в статье 3 Положения. Обратите внимание, что бланки, изготовленные типографским способом, также должны обязательно содержать реквизиты, указанные в статье 4 этого же Положения. Однако бланки, изготавливаемые автоматизированными системами не требуют этих реквизитов.

БСО может применяться только при услугах населению. Согласно мнению Минфина РФ, которое неоднократно формулировалось в его письмах до октября 2012 года, к таковым услугам относятся виды услуг, перечисленные в ОКУН. Несмотря на то, что часть этих услуг с точки зрения Гражданского кодекса является работами, по ним все равно применяются бланки строгой отчетности. В октябре 2012 года Минфин поменял свое мнение: в соответствии с письмом от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 применять БСО можно при оказании любых услуг, а не только поименованных в ОКУН.

Бланки строгой отчетности для индивидуальных предпринимателей

Происходит приемка в присутствии назначенной комиссии в день получения документов на предприятие. Проверка документации производится посредством фактической оценки числа бланков и сверки номеров и серий предоставленных бумаг с сопроводительным документом . По итогам инспекции доверенное лицо пишет акт приема БСО. Лишь после его подписи владельцем ИП допускается использование полученных бланков.

Каждый из бланков должен оформляться однозначно, без всяких ошибок или поправок. В случае возникновения опечаток или надобности внесения исправлений, нужно перечеркнуть неправильно заполненный или полностью испорченный документ. Он заносится в Книгу учета бланков за соответствующую порче дату, а затем происходит заполнение нового БСО. Неудачный бланк не выбрасывают! Некоторые вместе с ним даже прикладывают объяснительную, которая объясняет причины порчи документа .

Бланки строгой отчетности

«Потребитель вправе расторгнуть договор на оказание услуги в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги».

Заявки на бронирование мест по телеграммам, телефонным звонкам, письмам регистрируются в специальном журнале «П» по форме, установленной Приказом Минфина Российской Федерации от 13 декабря 1993 года №121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности», содержащей следующие реквизиты:

Бланки строгой отчетности для ООО

Автоматизированная система — устройство, имеющее внешнее сходство с кассовым аппаратом, но с несколько иным набором функций. Система фиксирует, идентифицирует и хранит сведения по всем проведенным с бланками операциям не менее пяти лет, включая серию и уникальный номер БСО.

В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим такие актуальные вопросы, как изготовление БСО для ООО, их применение, хранение и учет до 1 июля 2019 года, а также какие изменения произойдут с июля 2019 года. В нижней части страницы размещена кнопка, по которой читатель может скачать образец бланка строгой отчетности для ООО 2019 года.

Образец бланка строгой отчетности для ООО 2019-2019

  • Согласно ст. 1.1 закона № 54-ФЗ в ред. закона № 290-ФЗ бланки должны формироваться с использованием автоматизированной системы для БСО.
  • Пункт 1 указанной статьи относит данную технику к ККТ.
  • В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 4 закона № 54-ФЗ применять автоматизированные системы возможно только при расчетах за услуги.

«Бланк строгой отчетности для ООО 2019-2019 образец » — как правило, такой интернет-запрос вводят предприниматели и руководители ООО, которые ищут законную альтернативу использованию кассового аппарата. О правилах заполнения бланков строгой отчетности, их учете и хранении расскажем в настоящей статье.

Журнал учета бланков строгой отчетности

Применение в работе БСО должно основываться на Положении №359 от 06.05.2008г. об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без использования ККМ контрольно-кассовой техники. В нем можно найти основную информацию о таких бланках.

Все организации, оказывающие услуги населению, должны использовать в своей работе ККМ или бланки строгой отчетности. Указание на это имеется в ФЗ от 22.05.03 г. №55-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно ему, руководитель фирмы может самостоятельно выбрать наиболее удобный для него способ расчетов с потребителями.

Как использовать бланки строгой отчетности для ИП и ООО

  • их хранить должны в сейфах, в металлических шкафах или в специально отведенных для этого помещениях, и в условиях, которые исключают кражу и порчу бланков;
  • с лицом, на которого возложена обязанность по получению, учету, хранению и по выдаче БСО и по приему наличных средств, должен быть заключен договор о материальной ответственности;
  • в случае не правильного заполнения или порчи БСО при заполнении его не выкидывают, а перечеркивают и прикладывают к Книге учета бланков за тот день, в котором в указанных бланках производились записи;
  • все движение бланков по предприятию – их выдача и поступление – должны фиксироваться в специальной Книге по учету бланков строгой отчетности, в которой должно быть указано кому, в каком количестве, каких номеров и серий и когда были выданы БСО.

В случае самостоятельной разработки бланков следует учесть, что они на основании п. 3 Постановления №359 должны иметь обязательные реквизиты . В таком бланке может быть и больше реквизитов, если это необходимо для отражения специфики оказываемой услуги, но не меньше утвержденного их обязательного перечня:

30 Июл 2018 221

"Бухучет в здравоохранении", 2012, N 5

В настоящее время многие учреждения здравоохранения оказывают платные услуги населению. При этом возникает значительное число вопросов о порядке расчетов с населением за оказанные услуги. В данной статье рассмотрен порядок применения бланков строгой отчетности, оформляемых учреждениями здравоохранения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению.

Учреждения здравоохранения предоставляют населению платные медицинские услуги в соответствии с нормами действующего законодательства в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Перечень платных медицинских услуг с указанием их стоимости утверждается руководителем учреждения здравоохранения.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются учреждениями здравоохранения с применением контрольно-кассовых машин либо бланков строгой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями, в том числе учреждениями здравоохранения, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применяется контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр .

Вместе с тем п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности .

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), которое устанавливает:

  • порядок осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку;
  • порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности .

Виды документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания учреждениями здравоохранения услуг населению следующие документы:

  • квитанции;
  • билеты;
  • проездные документы;
  • талоны;
  • путевки;
  • абонементы;
  • другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Реквизиты документов, оформляемых на бланках строгой отчетности

Документы, оформляемые на бланках строгой отчетности, должны содержать следующие реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию;

б) наименование и организационно-правовую форму организации;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации, выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дату осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личную подпись, печать организации;

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация.

В соответствии с Письмами Минфина России от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94, от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204, разъясняющими Положение N 359, учреждения здравоохранения для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться указанные выше реквизиты . Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется.

Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 173н) утверждены типовые формы бланков строгой отчетности, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники .

В Приложении N 1 к Приказу N 173н учетные документы учреждения разделены на две группы по соответствующим классам Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 299 (далее - ОКУД) .

Типовые формы документов класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации государственного сектора управления" ОКУД, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Типовые формы документов, применяемых учреждениями здравоохранения при осуществлении кассовых операций без применения контрольно-кассовой техники

Вид документа Наименование
документа
Порядок применения документа
Первичный
учетный
документ
1. Квитанция (код
формы 0504510)
Квитанция является типовой формой
бланка строгой отчетности и
применяется для оформления приема
наличных денежных средств
уполномоченными учреждениями в
установленном законодательством
порядке лицами от физических лиц
без применения контрольно-кассовых
машин. В случае приема наличных
денежных средств уполномоченное лицо
ежедневно сдает в кассу учреждения
полученные денежные средства при
составлении реестра сдачи документов
с приложением копий квитанций
Регистр
бухгалтерского
учета
2. Книга учета
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504045)
В книге учета бланков строгой
отчетности ведется аналитический
учет бланков строгой отчетности
(квитанционных книжек и т.п.) по
видам, сериям и номерам с
указанием даты получения (выдачи)
бланков строгой отчетности, условной
цены, количества, а также подписи
получившего их лица. На основании
данных по приходу и расходу бланков
строгой отчетности выводится остаток
на конец периода
Первичный
учетный
документ
3. Акт о списании
бланков строгой
отчетности (код
формы 0504816)
Акт о списании бланков строгой
отчетности применяется для
оформления решения комиссии
учреждения по поступлению и выбытию
активов о списании бланков строгой
отчетности; для оформления решения о
списании испорченных бланков строгой
отчетности (в том числе при их
заполнении). Акт формируется на
основании Ведомости расхождений по
результатам инвентаризации (форма
0504092), служит основанием для
отражения в бухгалтерском учете
учреждения выбытия бланков строгой
отчетности. Акт подписывается
членами комиссии и утверждается
руководителем учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
4. Ведомость
расхождений по
результатам
инвентаризации (код
формы 0504092)
В процессе инвентаризации бланков
документов составляется ведомость
расхождений по результатам
инвентаризации, в которой
фиксируются установленные
расхождения с данными бухгалтерского
учета: недостачи или излишки по
каждому объекту учета в
количественном и стоимостном
выражении. Ведомость расхождений по
результатам инвентаризации является
основанием для составления Акта о
результатах инвентаризации (форма
0504835)
Первичный
учетный
документ
5. Акт о результатах
инвентаризации (код
формы 0504835)
Акт о результатах инвентаризации
составляется комиссией, назначенной
приказом (распоряжением)
руководителя учреждения. Основанием
для составления акта является
Ведомость расхождений по результатам
инвентаризации (форма 0504092). Акт
подписывается членами комиссии и
утверждается руководителем
учреждения
Регистр
бухгалтерского
учета
6. Инвентаризационная
опись (сличительная
ведомость) бланков
строгой отчетности и
денежных документов
(код формы 0504086)
Инвентаризационная опись
(сличительная ведомость) бланков
строгой отчетности и денежных
документов применяется для отражения
результатов инвентаризации бланков
строгой отчетности и денежных
документов, проведенной в
учреждении. В инвентаризационной
описи путем сопоставления
фактического наличия объекта учета с
данными бухгалтерского учета
выявляются расхождения.
Инвентаризационная опись
составляется комиссией учреждения по
видам документов и материально
ответственным лицам с указанием
места проведения инвентаризации,
распиской материально ответственного
лица. В ней отражаются: наименование
и код бланков строгой отчетности,
единица измерения; сведения о
фактическом наличии (цена,
количество); сведения по данным
бухгалтерского учета (количество,
сумма); сведения о результатах
инвентаризации (по недостаче и по
излишкам - количество и сумма).
Инвентаризационная опись
подписывается председателем и всеми
членами комиссии учреждения,
осуществляющей инвентаризацию

Учреждения здравоохранения могут изготавливать бланки строгой отчетности типографским способом или формировать их с использованием автоматизированных систем (табл. 2).

Таблица 2

Способы изготовления бланков строгой отчетности

Изготовление бланков документов
типографским способом
Формирование бланков документов с
использованием автоматизированной
системы
Изготовленный типографским способом
бланк документа должен содержать
сведения об изготовителе бланка
документа (сокращенное наименование,
идентификационный номер
налогоплательщика, место нахождения,
номер заказа и год его выполнения,
тираж).
Бланк документа должен заполняться
четко и разборчиво, исправления не
допускаются.
Испорченный или неправильно
заполненный бланк документа
перечеркивается и прилагается к
книге учета бланков документов за
тот день, в котором они заполнялись.
Дублирование серии и номера на
бланке документа не допускается, за
исключением серии и номера,
наносимых на копию (отрывные части)
бланка документа
Для одновременного заполнения бланка
документа и выпуска документа должно
обеспечиваться выполнение следующих
требований:
а) автоматизированная система должна
иметь защиту от несанкционированного
доступа, идентифицировать,
фиксировать и сохранять все операции
с бланком документа в течение не
менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и
выпуске документа автоматизированной
системой сохраняются уникальный
номер и серия его бланка.
Организации по требованию налоговых
органов обязаны представлять
информацию из автоматизированных
систем о выпущенных документах

Автоматизированные системы, формирующие бланки строгой отчетности, не являются контрольно-кассовой техникой, в связи с чем регистрация их в налоговых органах не требуется. Это отмечается в Письмах Минфина России от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96, от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285 .

Вместе с тем в Письме Минфина от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43 указано, что по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, то есть обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа . В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утверждает технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники, которые содержат качественные и количественные нормы, определяющие технические свойства и технические условия функционирования контрольно-кассовой техники . Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки документов, данным требованиям должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам. Поскольку в Положении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.

Следует отметить, что в случае использования автоматизированной системы печатать чистые бланки строгой отчетности (про запас) нельзя. Автоматизированная система должна обеспечить одновременное формирование бланка и выход документа. В заполненном бланке остается поставить подпись лица, ответственного за заполнение документа, и печать медицинского учреждения.

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, за исключением следующих случаев:

  • нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти установлен иной порядок заполнения бланка документа;
  • все реквизиты документа заполняются типографским способом при изготовлении бланка документа;
  • все или часть реквизитов документа указываются в электронном виде.

Обеспечение сохранности бланков строгой отчетности

Согласно п. 14 Положения N 359 руководитель учреждения здравоохранения создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов. Для этого он заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, операции по приему, учету, выдаче и хранению бланков строгой отчетности осуществляет бухгалтер-кассир.

Порядок документального учета бланков строгой отчетности

В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" учреждение здравоохранения обязано обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности .

Приемка изготовленных в типографии бланков строгой отчетности производится по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности.

Бланки строгой отчетности, поступившие в учреждение здравоохранения, принимаются материально ответственным за них работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляется акт приемки бланков строгой отчетности (п. 15 Положения N 359). Приказом N 173н форма данного акта не утверждена. Поэтому акт приемки бланков строгой отчетности разрабатывается учреждением здравоохранения самостоятельно, утверждается руководителем организации и является основанием для принятия бланков документов на учет.

На основании п. 13 Положения N 359 учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045). Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) учреждения здравоохранения, а также скреплены печатью (штампом).

В книге учета регистрации бланков строгой отчетности отражается только движение типографских бланков. Испорченный или неправильно заполненный типографский бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся.

Согласно п. 337 Инструкции N 157н внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения отражаются на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения. В качестве такого оправдательного документа может выступать:

  • Акт передачи бланков строгой отчетности (разрабатываемый учреждением здравоохранения самостоятельно);
  • Требование-накладная (код формы 0315006, класс документа 03 "Унифицированная система первичной учетной документации" по ОКУД). Данная типовая межотраслевая форма N М-11 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" .

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании акта (акта приема-передачи, акта о списании) по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету (п. 337 Инструкции N 157н). Приказом N 173н утверждена форма Акта о списании бланков строгой отчетности (код формы 0504816).

Порядок осуществления учреждениями здравоохранения наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники

Оплата услуг учреждения здравоохранения может осуществляться населением наличными денежными средствами, с использованием платежной карты, путем смешанной оплаты. Порядок применения учреждениями здравоохранения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники представлен в табл. 3.

Таблица 3

Порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении расчетов без использования контрольно-кассовой техники

Оплата услуг наличными денежными
средствами
Оплата услуг с использованием
платежной карты
При оплате услуг наличными денежными
средствами уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) заполняет бланк документа, за

2) получает от клиента денежные
средства;
3) называет сумму полученных
денежных средств и помещает их
отдельно на виду у клиента;

места для личной подписи);
5) называет сумму сдачи и выдает ее
клиенту вместе с документом, при
этом бумажные купюры и разменная
монета выдаются одновременно
При оплате услуг с использованием
платежной карты уполномоченное лицо
учреждения здравоохранения:
1) получает от клиента платежную
карту;
2) заполняет бланк документа, за
исключением места для личной подписи
(при наличии такого реквизита);
3) вставляет платежную карту в
устройство для считывания информации
с платежных карт и получает
подтверждение оплаты по платежной
карте;
4) подписывает документ (при наличии
места для личной подписи);
5) возвращает клиенту платежную
карту вместе с документом и
документом, подтверждающим
совершение операции с использованием
платежной карты

При осуществлении смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, выдача документа и сдачи, а также возврат платежной карты производятся одновременно.

Бланки строгой отчетности следует выдавать непосредственно в момент осуществления денежных расчетов (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК). Это положение справедливо и для предоплаты .

Порядок формирования учетной политики учреждения здравоохранения в части бланков строгой отчетности

Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее - Инструкция N 157н) .

С 2011 г. государственные (муниципальные) учреждения при организации бухгалтерского учета применяют способы и правила, установленные Инструкцией N 157н. Согласно п. 6 Инструкции N 157н государственные (муниципальные) учреждения должны формировать учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

О необходимости самостоятельного формирования учетной политики организации говорится и в ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) . Следует отметить, что указанный документ утрачивает силу с 01.02.2013 в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), в котором учетной политике организации посвящена отдельная статья . В соответствии со ст. 8 Закона N 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 6 Инструкции N 157н актами государственного (муниципального) учреждения, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Статьей 120 ГК РФ определено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера . В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" такие учреждения признаются государственными, муниципальными учреждениями (далее - Закон N 7-ФЗ) . Типами государственных, муниципальных учреждений являются автономные, бюджетные и казенные.

Медицинские учреждения могут быть созданы как автономные, бюджетные и казенные. Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений .

На основе Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции N 157н сформированы отдельные планы счетов и инструкции для каждой организационно-правовой формы государственных, муниципальных бюджетных учреждений:

  • Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н) - применяется казенными учреждениями здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н) - для бюджетных учреждений здравоохранения ;
  • Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 183н) - для автономных учреждений здравоохранения .

В соответствии с указанными в данном разделе статьи документами, в рамках формирования учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета учреждение здравоохранения в разделе "Организация бухгалтерского учета" учетной политики может утвердить:

  • перечень бланков строгой отчетности;
  • перечень лиц, ответственных за хранение бланков строгой отчетности и имеющих право на их использование.

В рамках формирования учетной политики учреждение самостоятельно выбирает один из следующих методов оценки бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н):

  • в условной оценке: один бланк - один рубль;
  • по стоимости приобретения бланков.

Порядок учета бланков строгой отчетности на счетах бухгалтерского учета

Согласно п. 337 Инструкции N 157н для учета находящихся на хранении и выдаваемых в рамках хозяйственной деятельности учреждения бланков строгой отчетности предназначен забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности". Использование отдельного счета способствует обеспечению контроля за сохранностью бланков строгой отчетности, своевременному оформлению документов на их поступление и выбытие, а также получению полной информации о наличии таких бланков.

Бланки строгой отчетности учитываются на забалансовом счете в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке: один бланк - один рубль, а в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, - по стоимости приобретения бланков.

Внутренние перемещения бланков строгой отчетности в учреждении отражаются по забалансовому счету 03 "Бланки строгой отчетности" на основании оправдательных первичных документов путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.

Аналитический учет по счету ведется по каждому виду бланков строгой отчетности в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения в Книге учета бланков строгой отчетности (код формы 0504045).

К счету 03 "Бланки строгой отчетности" для учета расчетов с населением за оказанные платные услуги без использования контрольно-кассовой техники рабочим планом счетов учреждения здравоохранения можно предусмотреть открытие следующих счетов:

  • 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе";
  • 03-2 "Бланки строгой отчетности в кассе".

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, оплата договоров на приобретение и изготовление бланков строгой отчетности осуществляется по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Классификации операций сектора государственного управления) . Для того чтобы принять произведенные расходы к учету и доказать факт их оплаты, учреждение здравоохранения должно иметь документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, или квитанцию к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

В табл. 4 приведена корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения в соответствии с Инструкциями N 162н, N 174н, N 183н.

Таблица 4

Корреспонденция счетов по учету бланков строгой отчетности в бухгалтерском учете казенных, бюджетных и автономных учреждений здравоохранения

Наименование
операции
Казенные учреждения
здравоохранения
Бюджетные учреждения
здравоохранения
Автономные учреждения
здравоохранения
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
Перечислены
авансовые
платежи за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 206 26 560 2 201 11 610
2 201 21 610
2 206 26 560 2 201 11 610 2 206 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Отражены
затраты по
приобретению
бланков
строгой
отчетности
2 109 61 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 730 2 109 60 226 2 302 26 000
Получены
бланки
строгой
отчетности на
склад
03-1 03-1 03-1
Зачет
авансовых
платежей за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 830 2 206 26 660 2 302 26 000 2 206 26 000
Произведен
окончательный
расчет с
поставщиком
за
изготовление
бланков
строгой
отчетности
2 302 26 830 2 201 11 610
2 201 21 610
2 302 26 830 2 201 11 610 2 302 26 000 2 201 21 000
2 201 11 000
Передача
бланков
строгой
отчетности со
склада в
кассу
03-2 03-1 03-2 03-1 03-2 03-1
Поступили
денежные
средства от
населения за
реализованные
услуги
2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 510 2 205 31 660 2 201 34 000 2 205 30 000
Списаны с
забалансового
учета
выданные
населению из
кассы бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2
Списаны
испорченные,
уничтоженные
бланки
строгой
отчетности
03-2 03-2 03-2

Порядок хранения бланков строгой отчетности в учреждении здравоохранения

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" учреждения здравоохранения обязаны обеспечивать сохранность архивных документов в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Пунктом 16 Положения N 359 установлено, что бланки строгой отчетности хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается.

Упакованные в опечатанные мешки копии документов (корешки), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств (в том числе с использованием платежных карт), хранятся в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании указанного срока, но не ранее истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации копии документов (корешки) уничтожаются на основании акта об их уничтожении, составленного комиссией, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки документов (ст. 19 Положения N 359).

Инвентаризация бланков строгой отчетности

Инструкцией N 157н установлено, что все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах государственного (муниципального) учреждения, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Инвентаризация бланков документов строгой отчетности осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 . Пунктом 3.41 данных Методических указаний определено, что проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Согласно п. 17 Положения N 359 инвентаризация бланков строгой отчетности осуществляется в учреждениях здравоохранения в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков документов проверяется наличие печати организации и подписи главного бухгалтера (бухгалтера) на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных книжек с квитанциями (сброшюрованных бланков), а также наличие копий документов (корешков документов), отсутствие в них исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях (корешках документов), суммам, отраженным в кассовой книге.

В процессе инвентаризации бланков строгой отчетности составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (код формы 0504092), на основании которой составляется Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835).

Ответственность за неприменение бланков строгой отчетности при осуществлении учреждениями здравоохранения кассовых операций

Если учреждение здравоохранения оказывает услуги населению и, принимая оплату, не использует ККТ, то оно обязано в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ выдавать покупателям документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку. В случае невыдачи указанных документов учреждение здравоохранения могут оштрафовать за наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, то есть за нарушение кассовой дисциплины.

За невыдачу бланка строгой отчетности учреждение здравоохранения несет ответственность по п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ . Так, неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

В заключение отметим, что при оказании платных услуг населению учреждения здравоохранения в соответствии с действующим законодательством могут не использовать контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланков строгой отчетности. Для обеспечения правильности ведения бухгалтерского учета учреждениям здравоохранения необходимо соблюдать порядок применения бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  3. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43.
  4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 06.03.2009 N 03-01-15/2-96.
  5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2009 N 03-01-15/6-285.
  6. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.07.2011 N 03-01-15/5-94.
  7. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2011 N 03-01-15/8-204.
  8. Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
  11. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2010 по делу N 17АП-12789/2009-АК.
  12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
  13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
  14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
  15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
  16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
  17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
  18. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
  19. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
  20. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  21. Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
  22. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
  23. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
  24. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  25. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

О.В.Мироненко

кафедры бухгалтерского учета

Костромского государственного

технологического университета

О.Ю.Быстрова

кафедры маркетинга

Костромского государственного

технологического университета

А.С. Колосовская, налоговый консультант

Когда при оказании услуг можно применять бланки строгой отчетности

Организациям и предпринимателям, оказывающим услуги населению, повезло. Они, вместо того чтобы пробивать чеки на кассовом аппарате, вправе выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности (БСО)п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее - Закон о ККТ); п. 1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее - Положение о наличных расчетах без ККТ) . Давайте посмотрим, кто же попал в число везунчиков.

БСО применяют при оказании услуг именно населению

Минфин России считает, что услуги населению - это услуги, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН)Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163 ; Письма Минфина России от 03.03.2010 № 03-01-15/1-23 , от 19.11.2009 № 03-11-09/377 . Хотя в Законе о применении ККТ ОКУН и не упоминается.

Казалось бы, эта позиция выгодна большинству организаций и предпринимателей - ведь в ОКУН можно найти виды услуг практически на любой вкус.

Тем не менее все же существуют услуги, которые в ОКУН не поименованы. Обычно это связано с тем, что Классификатор просто не успевает за техническим прогрессом. Так, услуги по ремонту мобильных телефонов появились в ОКУН лишь в 2008 г.Изменение 11/2008 ОКУН Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (принято и введено в действие Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 № 72-ст) , а ремонт электронных книг (e-book) не упоминается до сих пор. Также не попали в ОКУН и риелторские услуги, и поэтому Минфин считает, что риелторам нельзя применять БСОПисьмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-01-15/8-405 . С такими же сложностями сталкиваются юристы, оказывающие услуги населению, если они не адвокаты и не нотариусы. Раз правовых услуг в Классификаторе нет, то, по мнению Минфина, юристы также должны забыть о БСО и обязаны применять ККТПисьмо Минфина России от 03.03.2010 № 03-01-15/1-23 .

Однако с такой позицией можно и поспорить. Во-первых, как мы уже говорили, Закон о применении ККТ к ОКУН не отсылает. Значит, закрытого перечня услуг населению нет и быть не может.

Во-вторых, в ОКУН есть услуги, которые услугами назвать никак нельзя, например розничная торговля. Однако лишь на основании ОКУН никто не пытается называть торговлю услугой и выдавать БСО при продаже товаров в магазинах. Но тогда получается, что Классификатор для целей законодательства о ККТ применяется только частично, а это неправильно. Ведь либо ОКУН для определения услуг населению используется полностью (и тогда организации розничной торговли начинают выдавать БСО), либо Классификатор при решении вопроса о применении БСО не используется вообще.

Внимание

Если вы применяете БСО вместо ККТ, не имея на это права, то штрафовать вас будут за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ .

А что по этому поводу думают суды? Нам удалось найти только одно решение, в котором суд признал незаконным привлечение организации к ответственности за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ из-за того, что она применяла БСО при оказании услуг, не поименованных в ОКУНРешение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2006 № А41-К2-8056/06 . В этом деле речь шла об услугах по искусственному загару, которых в ОКУН действительно нет. Но суд решил, что услуга солярия по сути является косметической, а косметические услуги поименованы в ОКУН (код 081501), поэтому организация была вправе выдавать БСО.

Однако пока арбитражная практика по этому вопросу не сложилась, выдача БСО при оказании отсутствующих в ОКУН услуг, скорее всего, вызовет споры с налоговиками. А на чью сторону встанет суд - еще вопрос.

И предприниматель - население

А теперь давайте посмотрим, кто же относится к населению. Понятно, что население - это физические лица.

А можно ли выдавать БСО, если услуга оказана предпринимателю? Пленум ВАС РФ в 2003 г. ответил на этот вопрос утвердительно - предприниматели в целях применения Закона о ККТ тоже относятся к категории «население» . Ведь предприниматель - это тоже физлицо, пусть и имеющее особый статус. Кстати, вы об этом статусе можете и не догадываться.

Следовательно, расчеты с предпринимателями можно оформлять с использованием БСО. Тем не менее по-прежнему находятся инспекторы, которые пытаются штрафовать за неприменение ККТ, если заказчик услуги - предприниматель. И судам приходится в подобной ситуации защищать исполнителя услуг от необоснованных претензий налоговиков см., например, Постановление ФАС ЗСО от 23.12.2008 № Ф04-7997/2008(18316-А03-3) . Так что если и вы, выдав БСО предпринимателю, столкнетесь с претензиями налоговиков, ссылайтесь в подтверждение своей правоты на указанное Постановление Пленума ВАСп. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 .

А вот если заказчик ваших услуг - организация, то принимать от нее наличные можно только через ККТ. Как же определить, кем является оплачивающий услугу гражданин - обычным физлицом или представителем организации?

Если услугу заказал подотчетник, который не сообщил вам, что он действует от имени организации, то для вас это обычное физлицо, приобретающее услуги лично для себя, и ему можно выдать БСО. Но если он попросил оформить документы на имя его организации, то в этом случае заказчиком услуги выступает сама организация. Поэтому вам придется выдать подотчетнику чек ККТ и выписать на его организацию-работодателя акт об оказании услуг и счет-фактуру, если вы плательщик НДС.

При оказании услуг продали товар? Нужна ККТ

Но иногда, оказывая услугу, вы еще можете продать своему клиенту какой-нибудь товар. Так вот, даже если вы оказываете услуги, поименованные в ОКУН, важно помнить, что бланки можно выдавать только при расчетах за оказание услуг. Поэтому если продажа товара неразрывно связана с оказанием услуги, то достаточно выдать БСО. А вот если товар вы продаете вне рамок оказания услуги, то придется использовать ККТ.

К примеру, салон красоты продал своему клиенту шампунь или какое-то другое косметическое средство «на вынос». Понятно, что продажа такого товара непосредственно не связана с оказанием клиенту косметической услуги. Значит, на товар придется выбивать отдельный чек ККТ, а если этого не сделать, то вам грозит штраф за неприменение ККТч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ ; Письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2008 № 22-12/102493 ; Постановления ФАС ДВО от 22.08.2008 № Ф03-А51/08-2/2929 ; ФАС СЗО от 09.04.2007 № А13-547/2007 ; ФАС УО от 27.10.2008 № Ф09-7836/08-С1 . Однако на стоимость шампуня, использованного мастером при оказании парикмахерских услуг, конечно же, чек ККТ пробивать не нужноПостановление ФАС ЗСО от 06.11.2008 № Ф04-6720/2008(15323-А45-29) .

Внимание

При перепродаже покупных товаров БСО применять нельзя.

Аналогичная ситуация складывается, когда ателье шьет пальто по заказу клиента, но из своих материалов. В стоимость пошива пальто, помимо стоимости работы, входит стоимость ткани, меха, ниток, пуговиц, но без этих материалов оказать услугу по пошиву невозможно. Поэтому ателье на вполне законных основаниях может выдать рассчитавшемуся наличными клиенту БСО. Но вот если ателье просто продаст клиенту ткань, то такая продажа никакого отношения к оказанию услуг не имеет и применять ККТ при наличных расчетах необходимо.

Такая же ситуация складывается и при продаже автосервисом запчастей. Если запчасти использовал мастер этого же автосервиса при ремонте автомобиля клиента, то их передача происходит в рамках оказания услуги и достаточно выдать БСО, указав в нем стоимость ремонта с учетом стоимости запчастей. Если же владелец автомобиля купил в сервисе запчасти, чтобы потом установить их на машину самостоятельно, то это уже отдельный договор купли-продажи и надо выбивать чек ККТ.

Такой же логикой руководствуются и суды. Суд встанет на сторону организации, только если она докажет, что переданный клиенту товар неразрывно связан с оказанием услугиПостановление ФАС ДВО от 01.11.2007 № Ф03-А04/07-2/4960 , либо налоговая инспекция не сможет установить обратноеПостановление ФАС ВСО от 18.11.2009 № А19-9554/09 .

Если ваши услуги есть в ОКУН, то смело выдавайте БСО. Однако использование БСО при оказании услуг, не вошедших в ОКУН, рискованно. Поэтому проще купить ККТ, хотя, конечно, применять и обслуживать ее недешево и хлопотно. Альтернативный вариант - постарайтесь подобрать из ОКУН услугу, максимально соответствующую по характеру вашей. К примеру, услуги автозагара можно отнести к косметическим (код 081501), а ремонт ноутбуков - к услугам по ремонту вычислительной техники (код 804904).

При оказании медицинских услуг государственные и частные клиники могут применять два типа расчетов — наличный и безналичный. До 2008 года при наличном расчете учреждение было обязано предоставить пациенту чек ККМ. Однако постановлением правительства РФ №359 от 6 мая 2008 года порядок расчетов был упрощен. Сегодня медицинские центры и клиники, в том числе стоматологические, могут обойтись без приобретения контрольно-кассовой машины. В этом случае альтернативой чеку является БСО на медицинские услуги.

Где заказать печать бланков?

Типография «БСО-Принт» предлагает услуги по изготовлению бланков строгой отчетности для организаций, оказывающих медицинскую помощь населению. Наша компания специализируется на работе с БСО, поэтому мы досконально знаем требования, которые предъявляются к данному типу документов. Заказывая БСО на медицинские услуги у нас, вы можете быть уверены, что бланк будет соответствовать всем нормативам и не вызовет нареканий со стороны контролирующих органов.