Домой / Заработок / Понятие и сущность управления. Система методов управления. Экономические методы включают

Понятие и сущность управления. Система методов управления. Экономические методы включают

Условно все методы воздействия на персонал можно разделить на три группы:

ü административные,

ü экономические,

ü социально-психологические.

Условно потому, что все методы органично связаны между собой.

Методы управления . Стратегии осуществляются через совокупность методов управления людьми. Они бывают организационными, административными, экономическими и социально-психологическими.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия работы персонала, а поэтому они логически предшествуют всем остальным.

Посредством этих методов работа проектируется, ориентируется во времени и пространстве, нормируется, регламентируется и обеспечивается инструкциями, фиксирующими расстановку людей, их права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Такие методы создают лишь своего рода рамки, направляющие будущую деятельность, а поэтому по сути своей являются пассивными.

К категории организационных относятся, например, методы формирования управленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероприятий и т.п.

В противоположность организационным административные методы активны, поскольку на их основе происходит вмешательство в саму деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на создание возможности такого принуждения.

Административные методы исходят из неравенства участников управленческого процесса. Руководители имеют возможность односторонне запрещать или устанавливать определенный порядок действий исполнителей, обладающих минимальной самостоятельностью задавать им жесткие рамки, нарушение которых и излишняя инициатива не поощряются. Ответственность за все при этом ложится на руководителя.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, норм деятельности, предписаний. Наибольшее распространение они имеют в армии и других структурах военизированного типа, например, на транспорте.

К административным (распорядительным) методам относятся: формирование организационных структур органов управления; утверждение административных норм и нормативов; издание приказов и распоряжений; подбор и расстановка кадров; разработка положений, должностных инструкций, контроль за их исполнением. Эти методы отличает прямой характер воздействия - любой

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями по отношению к исполнителям за успешную или неуспешную работу, в том числе экономическими (премиями или штрафами). Принципиальной особенностью этих мер является субъективный порядок применения, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными исполнителем. Например, часто работнику выдается премия за хорошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности, так как размер вознаграждения от этого не увеличивается.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданного результата, а не на его рост, поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому в условиях усложнения деятельности организации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы административные методы перестали соответствовать реальным потребностям управления.

Нужны были методы управления, позволяющие рядовым работникам исходя из материальной заинтересованности самим принимать большинство решений и отвечать за их результаты. И такие методы, получившие название экономических, начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям одного из основоположников научного менеджмента - американского инженера Фредерика Тейлора.

В отличие от административных, они предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Исполнителям устанавливаются только цели, ограничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается денежными выплатами, которые являются уже не просто заслуженными, а заработанными (например, за счет экономии или дополнительной прибыли), полученными вследствие проявленной личной инициативы. Поскольку их размер напрямую зависит от достигнутого результата, работник экономически заинтересован в его максимизации.

Однако экономические методы управления также имеют свои ограничения, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большинство. Для них деньги - важный, но чаще всего не самый главный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психологические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия.

Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально­психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого работника, помощь в их совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а следовательно, к повышению ее эффективности. Сегодня к этим методам можно отнести психологическую мотивацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор.

Экономические методы включают:

ü технико-экономический анализ;

ü технико-экономическое обоснование и планирование;

ü материальное стимулирование;

ü ценообразование;

ü налоговую систему;

ü утверждение экономических норм и нормативов.

С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных сотрудников.

В число социально-психологических методов входят :

ü социальный анализ коллектива;

ü социальное планирование;

ü участие персонала в управлении;

ü социальное развитие коллектива;

ü психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального, психологического климата);

ü моральное стимулирование;

ü развитие у работников инициативы и ответственности.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и др.

Экономические и социально-психологические методы имеют косвенный характер управляющего воздействия на персонал.

Учеными выделяются три фактора, оказывающих управляющее воздействие на персонал организации . От того, какому из них в совокупности отдается приоритет, зависит состояние экономической ситуации в организации.

Первый фактор - иерархическая структура управления людьми, в которой основное средство воздействия - отношения власти-подчинения, оказание давления на человека «сверху» с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ.

Второй фактор - то, что условно называют культурой, т. е. вырабатываемые средой, коллективом организации общие ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия отдельной личности, заставляют ее без видимого принуждения вести себя в определенных рамках.

Третий фактор - это рынок - система отношений, основанная на купле-продаже товаров и услуг, отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Характерной особенностью перехода к рынку, который переживает наша страна, является постепенный отход от жесткой иерархической системы административного воздействия на персонал организаций и предприятий к рыночным взаимосвязям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. В новых условиях необходимо осознание и переход к принципиально иным приоритетам: главная ценность в организации -ее работники (персонал), а за пределами организации - потребители продукции.

Технологии управления людьми. Помимо методов управления можно ввести понятие управленческих технологий, которые различаются факторами, служащими ориентиром для принятия решений. Таких факторов выделяется четыре: ситуация, результаты, цели, отклонения .

1. Технология управления по ситуации предполагает, что менеджер принимает оперативные решения, касающиеся персонала, на основе постоянного наблюдения и анализа его деятельности.

2. Технология управления по результатам заключается в том, что коррективы в деятельность субъекта на очередной период вносятся в зависимости от достижения запланированных результатов в предыдущем.

3.Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на достижение не официальных плановых показателей, а личных целей, сформулированных на их основе работниками совместно с непосредственными руководителями с учетом своих индивидуальных способностей и возможностей. Эти цели оформляются в виде документа, получившего название Декларация, и их достижение стимулируется в первую очередь.

Считается, что такой подход, идея которого сформулирована одним из крупнейших специалистов в области менеджмента Питером Друкером, более гибкий, чем традиционный, и обеспечивает глубокое понимание сотрудниками целей организации и ее подразделений. Отсюда вытекает лучшее исполнение ими своих обязанностей, улучшение взаимодействия в системе управления между руководителями и исполнителями, что и дает возможность предоставить последним больше полномочий, уточнять существующие нормы, нормативы и стандарты деятельности, создает основы для более объективного контроля и поощрения работников.

4. Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководителей всех уровней управления организации и работников

структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы, методы и технологию управления персоналом организации.

Главная цель управления персоналом - вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве (удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и др.). Следует подчеркнуть, что понятие «управление персоналом» в определенной степени условно, поскольку предполагает не командование людьми, а создание условий, обеспечивающих наилучшее использование человеческого ресурса и каждого работника в отдельности.

В общем виде деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:

ü в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;

ü планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;

ü проведении маркетинга персонала;

ü определении потребности организации в персонале;

ü учете и нормировании численности персонала.

Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:

ü поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;

ü адаптация, обучение и переподготовка персонала;

ü мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;

ü организация труда и соблюдение этики делового общения;

ü оценка деятельности персонала и структурных подразделений;

ü управление конфликтами и стрессами;

ü управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

ü управление коммуникационными процессами;

ü обеспечение безопасности персонала;

ü оценка экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом.

Задачей правового обеспечения управления персоналом является регулирование трудовых-отношений между работодателями и работниками и защита законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

К числу основных законодательных актов относятся:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая;

О коллективных договорах и соглашениях. Закон РФ в редакции Федерального закона от 24 декабря 1998г. № 171-ФЗ;

О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ;

О порядке разрешения коллективных трудовых споров. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ;

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 458.

Положение о Службе урегулирования коллективных трудовых споров: Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 468.

Билет 1. Сущность, содержание и специфика управления. Ключевые категории концепции управления.

При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Категории менеджмента * - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения (связи * ) в процессах и структуре управления организацией. К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

    понятие и сущность менеджмента

    виды менеджмента * ;

    объекты и субъекты менеджмента * ;

    функции менеджмента * ;

    иерархия менеджмента * ;

    организационная структура * и схема управления;

    принципы менеджмента * ;

    методы менеджмента * ;

    стиль руководства * .

В научной методике используют 3 основных подхода к определению управления:

1.Структурно-функциональный

Управление- это процесс целенаправл. воздействия на коллектив людей для планирования организаций, мотиваций и контроле их совместных действий.

Управление-это система обществ.отношений управления, возникающих между людьми в процессе общественного производства.

3.Кибернетический.

Специфика управления выражается через понятие воздействия, которое рассматривается как влияние на человека с целью согласованностью его действий с действием других направлений достижения общей цели.

Билет2. Менеджмент: тип управления. Особенности российского менеджмента.

Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Особенности российского менеджмента определяются :

    чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

    комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

    культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.

Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

Билет3. Типы моделей и организаций менеджмента.

Модель 1

На базе теоретических положений научной школы управления. Механистическая модель бюрократии. Вебер – рациональная бюрократия

Основа – анализ технико-экономических связей и зависимостей от факторов производства

Минусы:

– ориентация на крупные организации

Основа завоевания рынка сокращение издержек, а не рост доходов

Использование аналитических методов, результаты которых трудно применить на практике

Цели менеджеров:

Оптимизация использования ресурсов. Ориентация на оперативное управление. Оптимизированная структура производственных факторов и процесса производства. Оценка эффективности по экономическим показателям (выпущенная продукция/ затраты ресурсов).

Модель 2

Организация как коллектив людей построен на принципах разделения и кооперации.

Основа как социальный деятель

Элементы модели : внимание к работникам, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений человек-

Минусы – поиск резервов эффективности организации только в человеческом ресурсе и подчинения ему всех остальных факторов производства.

Цели менеджеров:

Главная задача – управление персоналом, что приводит к выполнению целей организации. Управление это воздействие на работников, необходимое для принятия решений и выполнения планов

Критерий успешной работы – повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов

Необходимые методы : оценка качества труда и здоровья организации

Оперативная задача - выявление внутренних процессов для повышения производительности труда, выработки на одного работника.

Модель 3.

Организация как сложная иерархическая система, связанная с внешней средой. Существуют взаимосвязи и зависимости элементов, подсистем и всей системы с внешней средой

Организация – это составные части рынка, которые определяют структуру организации и ее систему управления

Ключевые факторы успеха :

Во внешней среде (ресурсы, информация)

Внутренняя структура (сильные и слабые стороны, которые создают предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию

Внешняя среда определяет «правила игры»

Внутренняя среда – формируется под непрерывным потоком управленческих решений и реально определяет уровень системной эффективности

Цели менеджеров:

Главная задача – стратегическое управление, как поведение организации в условиях, когда все взаимосвязанные предприятия действуют по своему усмотрению и не могут быть объектом точного прогноза и планирования (неопределенность).

Необходимо понимание единства системной многоплановости и сложности Внешней среды

Модель 4

Организация как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы группы людей внутри и вне

Взаимосвязь интересов обусловлена тем, что используем ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых удовлетворены продукцией этой организации

Цели организации:

1. производство и сбыт – получение прибыли

2. удовлетворение запросам групп: потребители, поставщики, конкуренты, инвесторы, общество в целом

Организация ответственна перед заинтересованными лицами.

Цели менеджеров:

Главная задача менеджера – достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и вовлеченности работников в дела организации, балансирование интересов заинтересованных групп. (в т.ч. по критерию выживаемости, повышения стоимости бизнеса)

Билет4. Общие подходы в теории менеджмента.

Процессный подход

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Процесс управления является общей суммой всех функций.

С позиции процессного подхода эффективного управления определяется правильным содержанием функций управления и правильной их соорганизации в рамках единого процесса. Современным направлением развития процессного подхода является такие управленческие технологии как управления бизнес процессами, реинженеринг бизнес процесса.

Системный подход

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Системные концепции Теория систем была впервые применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы - знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления - главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации.

Модель организации как открытой системы . На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Ситуационный подход

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время . Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный подход и процесс управления Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это корее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

Этапы процесса управления с позиции ситуационного подхода.

    Формирование управленческой компетентности руководителя.

    Предвидение последствий использования концепции, анализ.

    Интерпретация ситуации, выделение факторов.

    Согласование выбранных приемов управления с конкретными условиям

Билет 6. Принципы управления.

Основные правила построения, функционирования и развитие систем управления.

Основные правила и требования, которые вытекают их экономических законов и закономерностей и которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами.

Классификация принципов управления

В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов управления. Некоторые из провозглашаемых принципов, по существу, являются правилами поведения руководителей или органов управления, некоторые вытекают из основных принципов, то есть являются производными.

Принципы управления весьма разнообразны. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. Принципы должны соответствовать как частичным, так и общей цели повышения эффективности производства, социально-экономического развития. Принципы управления служат не только построению умозрительных схем. Они достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления, принятие и реализацию управленческих решений.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1) научность;

2) системность и комплексность;

3) единоначалие и коллегиальность;

4) демократический централизм;

5) сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении.

Билет 7. Организация как объект управления.

Организация - сложный организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

Переход к эффективным формам организации и управления, которые построены на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Обязательные требования для организации:

1) наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью общей группы организаций;

2) наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

3) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Организации бывают:

Формальные;

Неформальные;

Простые;

Сложные.

Формальная организация – это организация созданная по воле руководства.

Неформальная организация – это группа возникшая спонтанно, где люди вступают во взаимодействие достаточно регулярно.

Простая организация – это организация которая имеет одну или несколько целей.

Сложная организация – это организация которая имеет набор взаимосвязанных целей.

Организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

Билет 12. Система управления. Основные ее элементы и подсистемы.

Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

    датчики информации о состоянии объекта управления,

    подсистема сбора и передачи этой информации,

    подсистема обработки и отображения этой информации,

    подсистема выработки управляющих воздействий,

    подсистема передачи управляющих воздействий.

    исполнительные устройства.

Структурная система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем , (границы между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления управленческих действий по отношению к объекту управления. Системный подход требует рассматривать субъект и объект управления как единое целое и во взаимосвязи с внешней средой.

Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме.

Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр.

К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п.).

Обычно управляющая подсистема по масштабу меньше управляемой и сложность ее ниже; но она более активна, динамична. Управляемая же подсистема, наоборот, обладает большой инерционностью, на преодоление которой обычно требуется немалая энергия. Эта система преломляет управленческие решения в соответствии со своей спецификой, что во многом обусловливает эффективность их реализации.

Билет 13. Оценка эффективности системы управления.

Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

По степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации; -по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

В методологии организационного механизма особое место занимают методы оценки и анализа эффективности управленческой системы. Под эффективностью управления следует понимать создание благоприятных условий для достижения коллективом предприятия высоких результатов в обусловленные сроки с наименьшими затратами.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Таким образом, повышение эффективности системы управления производством предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектом в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

Билет 14. Миссия организации.

Миссия - это четко выраженная общая цель, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

1. Для чего существует организация (причина ее существова­ния), какая продукция производится и какую потребность удо­влетворяет организация;

2. Кто основные потребители и каково отношение к ним;

3.В чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;

4. Каковы основные принципы деятельности организации.

Главный вопрос, на который отвечает миссия , - это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организа­ция. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в средствах передвижения.

Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, ла­коничный и в корне неверный ответ: «Прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы са­мой организации, сколько внешние потребности, и прежде всего причины ее существования: «Для чего организация существует, какую потребность людей она удовлетворяет?»

Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потреби­теля. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентиро­вано на эту цель.

Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно са­мые сложные вопросы: что такое наша организация? какой она будет? какой она должна быть?

Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Мис­сия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия долж­на быть официально сформулирована, и ее содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориен­тиром для принятия всех управленческих решений.

Билет 15. Цели организации.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента требует системного подхода к определению их состава. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.

На основе миссии вырабатываются цели организации, обла­дающие следующими характеристиками :

1. Измеримость : любую, даже качественную цель целесообразно переводить в количественное измерение. Если цель нельзя изме­рить, то это свидетельствует о неверно сформулированной цели или даже о ложной цели;

2. Ориентация во времени : к какому моменту времени планиру­ется достижение той или иной цели. Если цель не ориентирована во времени, то это то же самое, что ее отсутствие;

3. Достижимость : цель должна быть реальной. Если цели не дос­тижимы, то страдает мотивация сотрудников;

5. Взаимосвязь : разные цели должны дополнять друг друга и «ра­ботать» друг на друга. Нельзя допускать, чтобы различные цели вступали друг с другом в конфликт.

В любой организации цели служат ориентиром в процессе принятия решений, а также в работе по повышению эффектив­ности ее деятельности. Цели организации определяются ее спе­цификой. Если это коммерческая организация, то они могут включать в себя достижение конкретных рубежей в положении компании на рынке, в прибыль­ности собственной работы и эффективности использования ре­сурсов.

Таким образом, миссия формулирует общие установки и принципы, определяющие предназначение организации и ее вза­имоотношения с другими объектами. Стратегия - система взаи­мосвязанных решений и установок, определяющих приоритет­ные направления действий по реализации миссии организации, а цели определяют конечные и промежуточные состояния в реа­лизации стратегии.

Билет 16. Метод «дерева целей» и его использование в практике управления.

Идея метода дерева целей впервые была предложена американским исследователем У.Черчменом. Термин дерево подразумевает использован ие ие рархической структуры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, подцели нижележащих уровней. В настоящее время метод дерева целей является центральным, главным методом системного анализа.

Человек, который желает быть успешным, должен четко представлять себе свои цели и методы их достижения. Чтобы упорядочить постоянно меняющееся многообразие мыслеформ и желаний необходимо создать личное дерево целей. Этот инструмент наглядно продемонстрирует необходимые шаги, действия, мероприятия, которые нужно совершить по направлению к главной цели. Как ни парадоксально, но уже само построение дерева целей значительно приблизит владельца к их реализации, так как наглядно продемонстрирует все промежуточные этапы и временной диапазон.

Дерево целей – ваша личная карта, которая должна находиться на видном месте. Ежедневное обращение к ней позволит двигаться в четком направлении, не сбиваясь и не размениваясь на менее важные, но многочисленные дела. Построение дерева целей – это определение приоритетов в настоящем времени. Успех в любой отрасли жизни человека достижим благодаря упорной работе в заданной траектории. Метод дерева целей эффективен для любого желания: продвижение по карьерной лестнице, покупка дома или машины, поиск спутника жизни, рождение ребенка, улучшение физической формы. Эта статья станет источником доступной информации о том, как построить дерево целей.

Конечной точкой дерева целей должна являться самая главная цель, ваша идея-фикс. Верхушка дерева – это то грандиозное событие вашей жизни, ради которого, собственно, и затевается все мероприятие. Ствол дерева целей является воплощением вашего непоколебимого движения вперед. Хорошо обозначить его каким-то значительным, стимулирующим словом или слоганом. К примеру, я двигаюсь всегда вперед, и цель моя мне сил дает. Лучше придумать подобный слоган самостоятельно. Тогда вы внутренне будете еще больше укреплены в своем стремлении. Как и любое другое, дерево целей имеет свои раскидистые ветки. Каждая из них символизирует определенный шаг, предшествующий достижению конечной цели. Количество веток должно совпадать с предварительными этапами. Чем важнее и сложнее промежуточный этап, тем толще и ниже к основанию располагается ветка. Ваше личное дерево целей будет иметь индивидуальное количество веток. После достижения или совершения промежуточного действия, ненужную больше ветку можно символически отрезать. Сделать это можно, заклеивая ее чистым листиком бумаги или дорисовывая на ней зеленые листики и цветы. Возможно, украшать пройденную ветку символическими плодами. Все в ваших руках и зависит от буйства фантазии. Главное, чтобы процесс взаимодействия с вашим деревом целей приносил истинное удовольствие. Тогда и движение вперед будет совершаться семимильными шагами. То, из чего вы будете исходить в процессе достижения главной цели, несет в себе большую значимость и важность. Так как это те ресурсы, которыми вы обладаете в начале своего пути. Это ваши личные качества, предыдущие достижения, все, чем вы владеете на момент прорисовки дерева. Это самый важный момент в создании дерева. Сейчас нельзя упустить ни малейшей детали. В достижении главной цели вам необходимо аккумулировать все доступные средства. Подножие дерева – это симбиоз присущих вам характеристик, от которых вы будете отталкиваться. Чем больше и разнообразней будут эти характеристики, тем большим ресурсом вы будете обладать. На этом этапе необходимо тщательно и беспристрастно проанализировать самого себя.

Дерево целей – процесс стимулирования личности. Оно дает возможность обрести и понять свой жизненный смысл. Дерево целей наполнит существование личности активными действиями, стремлениями, продуктивными желаниями. Метод дерева целей покажет действенный способ к их достижению.

Термин management (в пер. с англ.) означает ? управление ? . Наиболее распространенное толко-вание: менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мо-

тивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:

1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) непосредственно процесс управления;

3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

Современные подходы к теории управления: процессный, системный, ситуационный подходы

Во II половине XX века в менеджменте сложились и получили распространение следующие подходы:

  • Процессный подход (конец 1950-х гг.) — рассматривает управление как единый процесс воздействия на организацию, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля, которые сами являются процессами.

Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. Процессный подход в противоположность этому рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации.

  • Системный подход (середина 1970-х гг.) — рассматривает организацию в виде сложной открытой социосистемы.

Организация – сложная система , потому что она стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей (маркетинговых, производственных, кадровых, финансовых).

Организация – открытая система , так как она зависит от внешней среды, и успех ее деятельности зависит от того, насколько быстро она адаптируется к изменениям во внешней среде.

Организация – социосистема , так как люди – ее главный внутренний фактор и ресурс.

Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразования внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться.

В настоящее время системный подход является универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внутренней и внешней среды.

  • Ситуационный подход (кейсовый) подход (1980-е гг.) — разработан в США в Гарвардской школе бизнеса, предлагает менеджерам быстро решать проблемы в конкретной нестандартной ситуации. Подход базируется на новой фундаментальной теории хаоса и используется в управлении изменениями. Подход направлен на выработку у менеджера ситуативного, приближенного к практике мышления, требует оптимального решения, зависящего от соотношения имеющихся конкретных факторов.

В конце XX в. – начале XXI в. в развитии менеджмента прослеживаются следующие тенденции:

Усиление влияния НТП на достижение целей организации, роль производительности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе;

Усиление внимания к организационной культуре, к различным формам демократизации, участию рядовых работников в управлении;

Усиление международного характера управления (интернационализация), поиск общих признаков и различий в национальном и международном управлении.

изучение данного вопроса студент должен с уяснения того, что основными элементами менеджмента являются объект, субъект управления и отношения, возникающие между ними.

Объект управления – элементы, на которые направленная управленческая деятельность.

Субъект управления – лицо, которое осуществляет управленческое влияние.

Управленческие отношения – определенные связи, которые возникают между субъектом и объектом управления. Существует два вида формальных управленческих отношений:

1) отношение субординации, которые предусматривают подчинение объекта субъекту управление;

2) отношение координации – отношения, которое возникают между руководителями, структурными подразделениями и работниками одного уровня, а также между звеньями управления, которые находятся на одном уровне.

Субъект и объект управления в совокупности вместе с системой прямых и обратных связей образуют систему управления . В системе управления объект управления называется управляемой системой, а субъект – управляющей. Например , в универмаге управляющей подсистемой есть управленческий аппарат во главе с директором, а – управляемой (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а что управляемой – продавцы.



Управленческая деятельность воображает собою специфическую разновидность трудового процесса. В связи с этим необходимо выяснить сущность и особенности управленческой работы.

Сущность управленческого труда, его функции и специфика определяются с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой, - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рис. 1.1).

Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он хотя непосредственно и не выступает созидателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Неслучайно поэтому оценка деятельности управленцев (и, прежде всего высшего руководства) связана с результатами деятельности компании.



Рис. 1.1 – Особенности управленческого труда

Объективность процессов управления предусматривает разделение управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников.

Выделяется горизонтальное (назначение конкретных менеджеров для руководства подразделениями) и вертикальное (координация управленческой работы) виды распределения.

Вертикальное разделение руда приводит к формированию уровней управления. Большинство организаций имеет три уровня:

Институциональный уровень – директор, заместители директора, президент, вице-президент. Высшее руководство выполняет концептуальную роль, обеспечивая постановку целей деятельности, стратегическое планирование, разрешение проблем на перспективу.

Управленческий уровень – руководители функциональных подразделений. Они обеспечивают реализацию разработанной высшим руководством стратегии, принятие оперативных тактических решений, отвечают за доведение детализованных заданий к подразделениям и их выполнение.

Технический уровень – руководители первичных структурных подразделений: заведующие отделами и секциями, заведующие производством (в общественном питании). Отвечают за донесение поставленных задач к непосредственным исполнителям и эффективность их выполнения.

Этим уровням соответствуют три группы менеджеров (руководителей):

Руководители высшего звена – топ-менеджмент;

Руководители среднего звена – мидл-менеджмент;

Руководители низшего звена – ловер-менеджмент.

Распределение управленческого труда по вертикали и горизонтали является предпосылкой формирования эффективной организационной структуры управления. Этот процесс обеспечивает четкую иерархию, специализацию управленческого труда, что способствует росту эффективности системы менеджмента организации. Увеличение или уменьшение количества уровней управления повлечет за собой снижение эффективности менеджмента в организации.

Методология менеджмента.

При изучении данного вопроса студенту следует обратить внимание на то, что с целью выяснения тенденций развития, законов и принципов менеджмента используют разнообразные методы исследования:

Диалектический метод – изучает явления в развитии, а именно - взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности.

Конкретно-исторический метод – предусматривает изучение исследуемого явления в развитии с учетом причин, условий и факторов, которые обусловили изменения, тенденции развития явления и другое.

Системный метод – представляет собой совокупность методологических средств, процедур, приемов, направленных на исследование сложных объектов с учетом всех имеющихся взаимосвязей и динамических характеристик.

Аналитический метод – заключается в расчленении целого на части и рассмотрении их как одного целого.

Балансовый метод – используют для измерения влияния факторов на обобщенный показатель. В его основе находится составление балансов, которые являются аналитической формой сравнение плановых и отчетных показателей, поступлений и затрат, активов и пассивов. Этот метод дает возможность проанализировать соответствие показателей в стоимостных и количественных величинах, выявить отклонения и причины, обусловившие такое состояние вещей.

Методы моделирования – используют при условии, когда невозможно из-за сложности взаимосвязей исследовать развитие объекта под влияние разнообразных факторов.

Вербальная модель – словесная модель.

Физическая модель – представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или умешенного описания объекта или системы;

Аналоговая модель – представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой (график соотношения между объемами сбыта и издержками);

Математическая – предполагает использование символов для описания свойств или характеристик объекта или события.

Экспертные методы – используются при условии, когда невозможно количественно определить данные параметры. К ним относят органолептические методы, т.е. определение в количественной форме результатов субъективного восприятия специалистами (экспертами) признаков или свойств оцениваемого явления.

Экономико-математические методы . К ним относят методы изучения случайных или вероятностных явлений. Благодаря им выявляют закономерности среди случайностей. К этой группе относят:

Методы элементарной математики (дифференциальное, интегральное или вариационное исчисление);

Методы математического анализа (изучение одномерных и многомерных статистических зависимостей);

Методы математической статистики (производственные функции, межотраслевой баланс и др.);

Эконометрические методы (линейное, нелинейное, блочное, динамическое программирование);

Методы математического программирования (метод выпуклого программирования, сетевое планирование, управление запасами и др.);

Методы экономической кибернетики (системный анализа, имитационные методы);

Методы теории вероятностей и др.

Социологические методы – анкетирование, интервьюирование, тестирование. Основываются на социологических опросах выборки целевых респондентов.

Для расширения познавательных, исследовательских возможностей целесообразно интегрировать все методы, что будет способствовать формированию комплексного видения сущности, развития взаимосвязей между основными категориями менеджмента.

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования. Государственное управление имеет ряд аспектов:
общественно-политический, который определяет общие закономерности и важнейшие идейно-политические параметры системы государственного управления;
организационно-структурный, отражающий характеристики и особенности организационной структуры государственного управления;
структурно-функциональный, составляющий механизм реализации функции управления;
формы, методы и процессы государственно-управленческой деятельности.

Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.

В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Она самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.

Отличительным признаком исполнительной власти является то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера.

Государственное управление или практическая реализация исполнительной власти по своей юридической сути есть регулирующая деятельность. Соответственно в административно-правовом аспекте она проявляется как нормативное регулирование, осуществляемое полномочными субъектами исполнительной власти в определенных для них сферах деятельности.

Система государственного управления включает деятельность государства в целом и охватывает самый широкий спектр функций – от обеспечения национального суверенитета и национальных интересов до поддержания экономических, социальных, политических и правовых условий развития экономики. Иначе говоря, это властное, политическое управление делами всего общества, которое имеет в своей основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

Под политическим управлением следует понимать разработку и принятие высшим руководством страны долгосрочных и стратегических решений, определяющих основные направления и приоритеты социально-экономического и политического развития общества и создания условий для их реализации. Государство обеспечивает функционирование и развитие основных сфер жизнедеятельности, создает и поддерживает инфраструктуру, на которой она базируется. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения.

Проблема эффективности государственного управления приковывала к себе внимание на всех этапах развития общества, и ей отводилось ведущее место в системе взглядов Конфуция, Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Д. Локка, Монтескье, Г. Гегеля, И. Канта, А. Де Токвиля, К. Маркса, В.И. Ленина и др.

Современные западные теоретики не прекращают спор по проблеме масштабов государственного участия в социально-экономическом развитии общества. Сложились, как известно, две крупные научные школы и множество модификаций на их базе. Первая из них связана с именем английского ученого Дж. Кейнса (кейнсианство), другая – американского экономиста М. Фридмана (монетаризм). Взгляды, которые отстаивают данные научные школы, прямо противоположны: кейнсианцы стоят за активное вмешательство государства в рыночную экономику, а другая школа выступает против широкого государственного регулирования экономической жизни. Кейнсианство (государственный дирижизм) исходит из того, что рынок не способен к самонастройке, не обеспечивает макроэкономическое равновесие и поэтому нуждается в менеджере (дирижере). Основным фактором равновесного развития признается спрос, на который государство воздействует с помощью различных рычагов. Оно согласует долгосрочные и краткосрочные цели развития, интересы по иерархическим уровням, управляет отраслями экономики, следит за соотношением между ними (пропорциями), проводит активную денежно-кредитную, налоговую политику, контролирует цены. Для увеличения спроса поощряются инвестиции, занятость; налоговое бремя переносится на зажиточные слои общества, увеличиваются государственные закупки и запасы, что повышает загрузку мощностей.

Монетаристы исходят из того, что рынок автоматически достигает равновесия, и чрезмерное вмешательство государства может лишь причинить вред (кроме фискальной политики, необходимость которой ими не отрицается). Так как предложение денег прямо пропорционально росту цен, т. е. инфляции, условием сбалансированности является устойчивая денежная система и свободная конкуренция. Сторонники данного подхода выступают за ограничение государственных инвестиций, социальных программ, субсидий, за твердые лимиты на денежную эмиссию и госзаймы, сокращение заработной платы для уменьшения издержек и потребительского спроса.

Принципы научных школ реализуются в той или иной степени в различных моделях хозяйствования, отличающихся долей государственного участия в экономике, размерами перераспределения средств через бюджет. Среди них:
саксонская(США, Канада, Великобритания), для которой характерна большая свобода предпринимательства;
западно-европейская(Франция, Италия, Испания, Португалия), характеризующаяся активным государственным регулированием с помощью индикативного планирования, большой долей государственного сектора;
социально-ориентированная(Германия, Австрия, Голландия), которая отличается подчеркнутой социальной направленностью государства. В Германии, например, на социальные нужды направляются 1/3 госбюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает на образование, культурное развитие, квартплату (для бедных), на детей, молодым людям для выравнивания шансов на жизненном старте. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат;
скандинавская(Швеция, Дания, Норвегия), где существует паритетность государственного и частного капитала, ясно выражена социальная направленность. Здесь действует принцип: производство – частное, а социальное развитие – для всех. Обеспечена почти полная занятость, расходы бюджета составляют около 70 % ВВП (инвестиции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхование и т. д.);
патерналистская(Япония), опирающаяся на усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном производстве.

Таким образом, тенденцией мирового развития стало расширение государственного вмешательства в экономику и другие сферы общества. Развитые страны различаются по политическим институтам, моделям хозяйствования и управления, но они демонстрируют общие подходы к роли государства в обществе. Государство повсюду осуществляет регулирование и факторов производства, и рынков, стоит на страже национальных интересов.

Сегодня в российском обществе также идут споры между крайне либеральным направлением в экономической теории и так называемыми «реалистами». Первые по инерции обвиняют государство в приверженности принципам социализма и поэтому в теории и на практике стремятся снизить долю ВВП, перераспределяемую через бюджет расширенного правительства. Они настаивают на сокращении в государственном управлении программ развития социально-экономической сферы, финансируемых из бюджетов всех уровней. Их принцип – «расчистка бюджета от непроцентных расходов».

Представители другого направления исходят из того обстоятельства, что рынок в России не стал самовоспроизводящейся системой, а вектор развития указывает путь к смешанной, рыночно-государственной экономике. Поэтому они призывают к более активной роли государства в реализации экономической и социальной политики.

Между тем существует и общность взглядов на пути реформирования государственного управления. Многие исследователи сходятся в признании решающим среди них изменение, прежде всего, самой системы управленческих отношений, предполагающей жесткое разделение на субъект и объект управления. Необходимо преодолеть подход к субъекту управления, т. е. к государству, как функциональной подсистеме, «отвечающей» за сохранение социального порядка, целостность общества. Крайним выражением такого подхода является построение системы управления как тотальной административной системы, принципы которой изложены в теории бюрократии М. Вебера.

Таким образом, сегодня понимание механизмов управленческого воздействия претерпевает эволюцию, что отражается на концептуальном переосмыслении основ государственного управления. В этом отношении интересен опыт теоретического анализа, осуществленный известными специалистами по управлению Д. Осборном и Т. Геблером в книге «Обновление управления», ставшей всеамериканским бестселлером и настольным пособием для многих чиновников и менеджеров аппарата государственного и муниципального управления страны.

Исходной позицией авторов выступает идея о том, что цивилизованное общество не может эффективно функционировать без эффективного государства и что не люди в государственных организациях составляют проблему, а системы, в которых они действуют. Главная их идея: дебюрократизация органов государственного управления и местного самоуправления и превращение их в «предпринимательские» институты. Они обосновывают принципы обновления современных систем государственного управления:
внедрение конкурентных начал в производство и оказание услуг;
расширение прав граждан посредством передачи им контроля за деятельностью правительственных учреждений;
переход к оценке работы государственных органов по результатам (а не по затратам, как это принято в бюджетной практике);
превращение клиентов в свободных потребителей, имеющих право выбора производителей услуг;
децентрализация управления, сдвиг властных полномочий на нижние уровни организации;
приоритет рыночных механизмов перед бюрократическими и пр.

Нельзя не согласиться с этими авторами в том, что укрепление государственности, возрастание ее эффективности связано с упрочением социальной связи общества и государства, развитием социального партнерства. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества, что позволяет сбалансировать разные интересы как отдельных людей, так и больших социальных групп, наций и народностей, религиозных конфессий и т. п.

Важнейшей проблемой российской государственности является формирование новой генерации государственных служащих.