Домой / Бизнес  / Методы сбора информации. Методы и средства сбора информации Использование методов сбора информации

Методы сбора информации. Методы и средства сбора информации Использование методов сбора информации

» и сегодня о первом этапе – Поиск и сбор информации.

Если есть задача/ проблема/ цель, но нет ее решения, — то неизбежно наступает этап поиска этого решения.

И чем правильнее сформулирована проблема, тем проще найти решение.

Если проблема тривиальная, то достаточно одного шага в поиске информации – открываем поисковую систему в Интернете , делаем запрос – и имеем несколько источников информации.

Основной навык, требуемый в этих случаях – правильно составить запрос. Но это тоже нужно сделать грамотно и этому нужно также учиться.

Думаю, что 90 % людей ограничиваются именно этим уровнем работы с информацией. Возникла проблема – зашел в поисковик – получил ответ.

Если задачи не выходят за эти рамки, а именно – найти ответ на бытовой вопрос или быть в курсе новостных событий, — то заморачиваться по поводу выстраивания персональной системы работы с информацией, видимо не стоит.

Для тех же, у кого работа с информацией заключается в необходимости сбора и обработки больших массивов, выраженных в 1 000 единиц файлов или книг, — создание системы работы с информацией будет просто необходимо.

Потребность в системе работы с информацией

У любого специалиста высокого уровня существует своя библиотека знаний.

Знания не имеют границ и требуют постоянного совершенствования и обновления.

Сбор информации в этом случае носит систематический характер. Т.е. информация вносится в базу знаний – постоянно.

Но потребность в системе работы с информацией возникает не только у профессиональных специалистов, возникает она и на бытовом уровне, в личной жизни каждого человека, который стремится к саморазвитию или хотя бы к упорядочению своей жизни.

Жизнь может протекать как сплошной поток непрерывной деятельности. В таком потоке сложно выделить и структурировать отдельные части. Человек живет и все, ему этого достаточно.

Но нашу жизнь можно разнообразить, структурировать наши жизненные цели, придать смысл существованию и всей нашей жизни.

Вам уже скорее всего известен такой инструмент анализа текущего состояния как «Колесо жизни». Оно позволяет оценить вашу текущую ситуацию и определить в каких сферах необходимо развитие.


Таких сфер/направлений может быть несколько (как правило, не более 10): «Здоровье», «Духовное развитие», «Спорт», «Карьера», «Семья», «Финансы» и т.д.
Совершенствование в любой сфере требует знаний. И начинается этот процесс со сбора информации, а именно с формирования личной библиотеки по этим темам.

Итак, наличие системы работы с информацией требуется как на работе, так и в личной жизни. Между работой и личной жизнью, как известно должен быть баланс.

Зачем мы собираем информацию?

Чтобы сбор информации не превратился в самоцель, определимся – зачем же мы собираем информацию.

«… мы собираем информацию не для того, чтобы накапливать знания, а для того, чтобы предпринимать правильные действия» , – это сказал гуру менеджмента Питер Ф. Друкер.

Это важно помнить, что сбор информации не ради сбора и не только для накопления знаний, но в итоге – для принятия верных решений и достижения наших целей, независимо на работе или в быту.

Когда, где и как собирать информацию?

Ответим на эти вопросы.

Когда?

Если формируется база знаний специалиста – то информация пополняется постоянно. Возникла новая информация, привлек внимание заголовок – информация сразу поступает в эту базу.

Можно сформировать папку «Для рассмотрения» и регулярно проводить обработку новой информации, удаляя ненужную, а нужную распределяя по тематическим каталогам вашей системы (о систематизации информации поговорим в следующих статьях).

Если же решается конкретная задача требующая принятия решения, то сбор информации может носить ситуативный характер и быть разовым. Т.е. собрали- проблему решили – получили отчет – отчет на хранение.

Это как управление в Компании: может быть регулярный менеджмент , а может ситуативный . И тот и другой, как ни странно работает.

Но управляемость, прозрачность, отсутствие суеты и стрессов и в конечном итоге — результативность у регулярного менеджмента намного выше.

Т.е. отвечая на вопрос – когда — можно по ситуации, но безусловно лучше – регулярно и используя Технологии.

Где собирать информацию?

Для этого вспомним, что есть информация первичная и вторичная.

Вторичная – это информация, которая уже имеется в каком либо источнике, например в книгах, журналах, бухгалтерских данных, в отделе статистики, в отчетах, ранее проведенных исследованиях и тд.

Первичная – это информация, которая получается непосредственно для целей решения данной проблемы. Это различные опросы, интервью, наблюдения.

Вторичная информация собирается, как правило, в процессе кабинетных исследований без привлечения других. Место: рабочее место, библиотека.

Если приобретаются уже проведенные исследования – то делаем соответствующий запрос и оплату.

Думаю, что это понятно. Вторичная – это уже имеющаяся информация на каком либо носителе.

С этой информацией в основном и работают, считая что информация существует только в таком виде.

Но, получить более качественную информацию можно опросив эксперта по данному вопросу, или нескольких экспертов, чтобы сопоставить точки зрения.

Или провести опрос клиентов, чтобы получить информацию — что же они думают про Вашу компанию, продукт и обслуживание.
Или провести мозговой штурм, среди сотрудников, чтобы получить нетривиальное решение проблемы.

Все это относится к сбору первичной информации.

Руководитель может принимать решения – выслушав мнение одного –двух своих специалистов. В этом случае он также занимается сбором первичной информации .

Наблюдение за поведение человека, например в торговом зале – это также сбор первичной информации, на основе которой принимаются решения по размещению витрин, например.

Итак, первичная информация – это информация, которой еще нет на каком-либо носителе и нам приходится ее собирать общаясь с другими людьми.

Думаю, что так будет более-менее понятно в общих чертах.

Как собирать информацию?

Ответим на этот вопрос, т.е. определим какие методы сбора информации существуют.

Как я уже говорил в статье « » – важно знать этапы и методы работы на каждом этапе.

Сейчас мы рассматриваем первый этап – поиск и сбор информации. И подошли к методам сбора информации.

Методы поиска информации :

1. Аудит своей знаниевой базы информации.

У вас уже имеется накопленная база данных в виде: файлов, книг, аудио и видео материалов. Первое что можно сделать – это поискать среди уже имеющейся у вас информации.

Как правило – если информация правильно систематизирована и кодифицирована, сделать это несложно. Достаточно задать Поиск по имени файла или другим способом, в соответствии с вашей кодификацией.

Если информация не систематизирована, то можно сделать поиск – по ключевым словам в тексте документа. Эти операции позволяет провести Microsoft Windows.

Таким образом указав нужные критерии запроса (ключевые слова ) вы легко найдете подходящие папки и файлы внутри вашей базы.

Второй шаг – это поиск в вашей библиотеке — книг и журналов в печатном виде.

Расширение списка книги можно сделать следующим образом:

Начать с составления списка.

В своей книге « » я приводил основные источники получения информации для составления списка:

3. Поиск списков литературы на специализированных форумах.

4. Различные подписки на специализированные рассылки.

5. Участие в различных электронных сообществах, посвященных Вашей тематике.

6. Посещение магазинов, в том числе поиск в Интернет-магазинах.

7. Обращения к специалистам с просьбой порекомендовать нужную литературу.

Это основные источники для получения списка важных книг по теме

2. Кабинетные исследования .

Получив информацию из существующей у вас базы Знаний, вы дополняете ее путем:

Работа с библиотечным фондом в центральных библиотеках, запросы в статистические и архивные службы.

Работа в поисковых системах.

Просмотр телепередач, видео и аудио–материалов.

На этом этап работы со вторичной информацией можно закончить и приступить при необходимости к сбору первичной информации.

3. Общение с экспертами по интересующей теме.

Часто эксперты дают «зацепки» по которым можно расширить область поиска информации. Узнать у эксперта – какие источники информации наиболее важные, какие книги почитать в первую очередь и тд.

Доступность экспертов в настоящее время облегает Интернет. Достаточно набрать на YouTube свой вопрос – и появится масса видеоматериалов, лекций, семинаров. Остается только выбрать действительно приличных экспертов.

Но лучше использовать живое общение, тем самым расширяя свои связи и улучшая навыки коммуникаций.

4. Непосредственное наблюдение.

Это один из методов сбора первичной информации. Например чтобы снять соц-дем портрет посетителей торговой точки – достаточно выделить один наиболее насыщенный потоком день и заполнить таблицу – группы по возрасту, полу и времени. Очень полезная информация для решений.

5. Опросы, анкетирование, тестирование.

Методик может быть множество: это и фокус-группы, мозговые штурмы, использование модели Исикавы и тд.

На этапе сбора информации лучше создать некоторую избыточность, чтобы затем отобрать важное и полезное.

На этом ограничусь, думаю, что для первого раза по этапу поиск информации достаточно.

Если есть вопросы, с удовольствием отвечу. Пишите, пожалуйста в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации: первичными и вторичными данными. По способу получения маркетинговой информации исследования подразделяется на два вида: вторичные и первичные.

Вторичные исследования как правило базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию - это изучение уже имеющихся источников информации об изучаемой или исследуемой проблеме в системе маркетинга. Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть - маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям), прочие данные (о производительности установок, оборудования, о загрузке производственных мощностей, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).

В качестве внешних источников выступают: публикации национальных и международных официальных организаций; публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; публикации торгово-промышленных палат и объединений; ежегодники статистической информации; отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; книги, сообщения в журналах и газетах; публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций; прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации; материалы консалтинговых организаций.

Значимость для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем.

Основными достоинствами вторичных исследований являются:

  • § затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;
  • § большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся не нужными;
  • § возможность использования результатов кабинетного исследования, в случае если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода.

Исследования, выполненные на основе вторичной информации, как правило, являются предварительными и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки (в случае международного маркетинга).

Для более глубокого исследования необходима оперативная информация. Эта информация, собранная впервые для конкретной цели, получила название первичной информации, а исследования, выполненные на базе ее анализа - полевые.

Сбор и анализ первичной информации целесообразно проводить только в тех случаях, когда изучение вторичной информации не дает нужного результата. При этом нужно сформулировать требования к вторичной информации, что определяется предметом и объектом проводимого исследования. В то же время каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда:

  • § в результате вторичного исследования не достигнут требуемый результат и не возможно проведение соответствующего маркетингового мероприятия;
  • § высокие затраты на полевые исследования могут быть компенсированы значением и необходимостью решения соответствующей задачи.

Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов и частичным или выборочным, если им охвачен определенный процент респондентов.

Сплошные исследования обычно используются для изучения относительно небольшого числа респондентов, например, крупные потребители, крупные фирмы. Вообще сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны, высокими затратами ресурсов и времени.

Частичные или выборочные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях.

Исходя из поставленных задач, в данном маркетинговом исследовании применялись методы кабинетного и полевого исследования.

Основу использованной в данной работе информации составляют первичные данные, вторичная информация применяется лишь для общего анализа существующего рынка, прогнозирования тенденций его развития.

Основными методами получения первичных данных являются:

  • - Опрос
  • - Наблюдение
  • - Эксперимент

В последнее время, в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, и моделирование применяются для решения исследовательских задач разного уровня.

Наблюдение проводится с соблюдением ряда условий:

  • * короткий отрезок времени наблюдения, чтобы изменения в окружающей обстановке не повлияли на изучаемое поведение;
  • * наиболее значимые характеристики условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение, также должны фиксироваться;
  • * наблюдаемые процессы должны быть доступны для наблюдения и происходить на публике;
  • * наблюдению подвергается такое поведение, которое люди не имеют желания запоминать.

Наблюдение является достаточно гибким методом сбора информации, так как может осуществляться исследователями в различных формах.

В процессе эксперимента происходит активное вмешательство исследователя в процесс возникновения данных, осуществляется проверка причинно-следственных связей между событиями на основе изолированных изменений переменных, т. е. изменению подвергается только одна независимая переменная, состояние остальных переменных фиксируется.

Эксперимент является формой практики, поэтому его результаты могут быть применимы в качестве критерия истины для обоснования маркетинговых решений в отношении новых товаров. Как правило, эксперимент проводится с целью прогнозирования объема продаж или обоснования выбора маркетинговых инструментов нового товара. Довольно часто эксперименты используются в исследовательской практике.

В процессе эксперимента может осуществляться количественный и качественный замер показателей. Количественные измерения предполагают фиксацию интенсивности и длительности воздействия определенной переменной. Качественные измерения фиксируют наличие или отсутствие результата воздействия переменной.

Опрос -- это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Сфера применения:

  • · для работы с удаленными респондентами (например, если респондент находится в другом городе);
  • · для задания сложных вопросов, требующих рациональных, логически выверенных ответов респондента (например, в опросном листе может быть представлена многокритериальная система выбора);
  • · для опроса большого количества респондентов в ограниченном промежутке времени (например, опрос большого количества студентов в рамках одного занятия).

Респондент -- это обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы. В практике маркетинговых исследований различают очень много форм проведения опроса.

Сущность любого опроса состоит в получении ответа на интересующий интервьюера вопрос от заданной группы лиц ("общественное мнение" или "мнение активной группы лиц") или отдельных лиц в рамках репрезентативных сегментов рынка ("мнение частного лица" или "представителя"). Сущность проведения опроса может быть выражена схемой, представленной на рис. 2.1.

Рис.2.1 Схема проведения опроса

Интервьюер - физическое лицо, юридическое лицо (группа лиц) или техническое устройство, задающие вопрос респонденту с целью получения ответа на основе определенного стимулирования.

"Стимул" - эмоциональный или рациональный мотив ответа на вопрос, создаваемый интервьюером и ориентированный на систему ценностей респондента.

"Ответ" - мотивированная на основе стимула, предоставляемого интервьюером, реакция респондента на заданный вопрос, выраженная в любой форме, которую может зафиксировать интервьюер.

В ходе опроса происходит систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте. Он может дать данные об отношениях, прошлых покупках и характеристиках потребностей. Однако на его точность влияют неправильные или искаженные ответы. Для фиксации ответов используется анкета (вопросник).

Вопросник - опросный лист для получения каких-то сведений. Вопросник обычно состоит из введения, реквизитной части и основной части.

Главная цель введения - убедить респондента принять участие в опросе. Оно должно содержать цель проводимого опроса и показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос.


Тема 1. Методические основы маркетинговых исследований

1. Какова цель маркетинговых исследований

А. нахождение нужных рыночных партнеров

Б. Рационализация стратегии и тактики

В. Снижение цен на товары и услуги

Г. Поиск коммерческих партнеров

2. Сущность маркетинговых исследований

А. Продвижение товара

Б. Сбор и анализ информации для решения

В. Технический прогресс

Г. Расширение торговых связей

3. Основная задача маркетинговых исследований

А. Посетить потребителей

Б. Обострение конкуренции покупателей

В. Стратегия маркетинга

Г. Предоставление точной, объективной информации, которая отражает истинное состояние дел

4. Когда начались попытки применения маркетинговых исследований?

5. Что относится к способу сбора информации?

А. Выбор канала распределения

Б. Эксперимент

В. Деловая игра

Г. Экспертиза

6. Укажите принцип маркетинговых исследований

А. Универсальность

Б. Этапность

В. Психологичность

Г. Тактичность

7. Выберите решения, являющиеся результатом маркетинговых исследований

А. Обращение в банк данных служб занятости населения

Б. Разработки, используемые в коммерческо-хозяйственной деятельности

В. Стратегическая отчетность

Г. Определение рыночной «ниши»

8. Выделите признак, соответствующий этапу маркетинговых исследований

А. Постановка проблемы

Б. Ранжирование проблем

В. Подготовка отчета

Г. Увязка с целями и задачами субъекта рынка

9. Укажите методы маркетинговых исследований

А. Выявление нужных элементов рыночной инфраструктуры

Б. Деловые игры

В. Системный анализ

Г. Линейное программирование

10. Какой из перечисленных принципов маркетинговых исследований относится к группе «комплексность»?

А. Направленность и масштабность

Б. Связанность и целенаправленность

В. Совокупность действий (или процессов)

Г. Универсальность

11. Что отражает принципы маркетинговых исследований?

А. Конфиденциальность

Б. Сложность

В. Уточнение

Г. Системность

12. Какой из показателей принадлежит к общенаучным методам маркетинговых исследований?

Б. Теория связи

В. Сетевое планирование

Г. Теория игр

13. Укажите действия, относящиеся к этапу маркетинговых исследований «обобщение результатов и подготовка отчета»

А. Определение позитивных и негативных сторон деятельности субъекта рынка

Б. Выборка, ранжирование информации

В. Определение требуемых исходных данных

Г. Применение соответствующих методов исследования

14. Что относится к основным направлениям исследования?

Б. Решение проблем

Г. Потребители

15. Какие виды количественных исследований относятся к маркетинговым исследованиям?

А. Наблюдение

В. Эксперимент

Г. Проблема

16. Фундаментальное исследование относится к основным направлениям

17. Из каких блоков состоит анкета?

А. Паспортичка

Б. «Петух»

В. «Рыба»

Г. Детектор

18. К основным направлениям относят прикладное исследование

19. Какой из перечисленных принципов относят к маркетинговым исследования м

А. Систематичность

Б. Научность

В. Системность

Г. Решение

20. Из каких этапов состоят маркетинговые исследования?

Ответы к тестам по теме 1.

Б, В, Г

А, В, Г

А, В, Г

А, Б, В

Тема 2. информационное обеспечение в маркетинге

1. Что представляет собой информационное обеспечение?

А. Процесс познания

Б. Процесс удовлетворения потребностей конкретных пользователей в информации

В. Процесс потребления информации

Г. Процесс планирования

2. Выделите виды маркетинговой информации

А. Охвату

Б. Способу получения

В. Масштабом действия

Г. Назначению

3. Какой из перечисленных видов информации входит в группу «по охвату»?

А. Среда обитания

Б. Внешняя среда

В. Окружающая среда

Г. Внутренняя среда

4. Выделите действие, характерное для «наблюдения»

А. Сбор данных о товарных запасах

В. Замер и фиксация результатов дневной работы магазина

Г. Корректировка товарного ассортимента

5. Относится ли бухгалтерская отчетность к первичной информации?

6. Отметьте прием сбора вторичной информации

А. Наблюдение за поведением покупателей в магазине

Б. Обзор сборников государственных организаций

В. Интервью посетителей ярмарки

Г. Стандартизация поведения определенных категорий покупателей

7. Полевое исследование - это:

А. Исследование, которое проводится маркетинговой службой фирмы в сельской местности

Б. Сбор первичных данных у носителей информации

В. Обработка данных, полученных на коммерческой основе у официальных источников

Г. проведение специального обследования методами наблюдения, анкетирования

8. Выделите признак, входящий в сегментацию потребителей - юридических лиц.

А. Географический

Б. Психографический

В. Поведенческий

Г. Демографический

9. По формам маркетинговая информация бывает текстовой?

10. По способу получения информация может быть:

А. Вторичная

Б. Необходимая

В. Третичная

Г. Первичная

11. По периодичности возникновения информации может быть:

А. Разовая

Б. Постоянная

В. Переменная

Г. Эпизодическая

12. Может относится справочная информация к видам «по назначению»?

13. Анкетирование - это:

А. Опрос в форме письменных ответов на вопросы, приведенные в виде таблицы

Б. Изучение биографических данных респондента

В. Составление перечня вопросов

Г. Процедура анкетного опроса

14. Эксперимент относится к видам информации?

15. Панель - это:

А. Деревянная обшивка кабинета менеджера фирмы

Б. Часть улицы

В. Постоянная выборочная совокупность лиц / предприятий

Г. Систематический сбор данных у одной и той же группы субъектов рынка

16. Виды панели - это:

А. торговая

Б. Рыночная

В. Потребительская

Г. Сервисная

17. Обязательно ли при маркетинговых исследованиях взаимодействие с законодательной и исполнительной властью?

18. Что соответствует виду маркетинговой информации?

А. Справочная

Б. Графическая

В. Мобильная

Г. Эксклюзивная

19. Маркетинговая информационная система - это:

А. Процесс разработки вопросов

Б. Формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения информации

В. Описание действий каких-либо рыночных процессов и явлений

Г. Система продажи товаров

20. Маркетинговая информационная система позволяет:

А. Классифицировать информацию

Б. Обосновывать информацию

В. Фильтровать и уплотнять информацию

Г. Определять источники информации

Ответы к тестам по теме 2.

А, Б, Г

Б, В, Г

А, В, Г

А, В, Г

Тема 3. Разработка маркетингового исследования

1. Важнейшими элементами маркетинговой информационной системы являются:

А. База данных маркетинга

Б. Банк методов

В. Банк моделей

Г. Банк процессов

2. Какие этапы планирования включает процесс маркетинговых исследований?

А. Изучение рынка

Б. Определение проблемы, которую следует решить

В. Цель исследования

Г. Осуществление сбора информации вначале вторичной, а затем первичной

3. План проведения маркетингового исследования способствует получению информации

4. Поисковое исследование относится к планам маркетингового исследования

5. Какие виды планов маркетинговых исследований Вы знаете?

А. План конъюнктуры рынка

Б. План итогового исследования

В. План повторного исследования

Г. План изучения рынка

6. Какие виды планов исследования входят в дескриптивное исследование

А. Профильное

Б. Повторное

В. Первичное

Г. Вторичное

7. Опрос экспертов - это метод поискового исследования?

8. Отметьте действие, относящееся к изучению потребителей

А. прогноз объема продаж

Б. Взаимосвязь между ценой на товар и спросом

В. Соответствие качества товаров запасам и требованиям покупателей

Г. Прогноз ожидаемого спроса

9. План исследования - это только возможность изучения потребителей

10. Что является объектом дескриптивного исследования?

А. Потребителей

Б. Торговый персонал

В. Магазин

Г. Зона рынка

11. Профильное исследование - это тип плана исследования?

12. Когортный анализ состоит из:

А. Наблюдения

Б. Серии опросов, проводимых через определенное время

В. Изучения рынков

Г. Выборки

13. Панельное исследование - это метод получения первичной информации?

14. Профильное исследование может быть:

А. Совокупным исследованием

Б. Единичным исследованием

В. Постоянным исследованием

Г. Множественным исследованием

15. Когорта является базовой единицей анализа:

16. Поисковое исследование рассматривается как:

А. Первичное

Б. Предварительное

В. Исходное для дальнейшего исследования

Г. Постоянное исследование

17. Когорта - эта группа респондентов, с которыми происходят одни и те же события в пределах одного и того же временного интервала?

18. Что является объектом сегментации?

А. Выставки - продажи

Б. Конкуренты

В. Транспортные коммуникации

Г. Консалтинг

19. Выделите действия относящиеся к методам маркетинговых исследований

А. Программно-целевое планирование

Б. Анализ товарного ассортимента

В. Сборка, обработка вторичной информации

Г. Ранжирование потребителей

20. Обозначьте последовательность маркетинговых исследований

А. Выбор и сбор информации

Б. Разработка задачи и порядка исследования

В. Принятие маркетингового решения

Г. Обработка и анализ информации

21. Укажите методический прием, заимствованный из соответствующей области знаний

А. Программно-целевое планирование

Б. Системный анализ

В. Линейное программирование

Г. Анализ мотивации, различных сфер жизнедеятельности человека

22. Что относится к поведенческому признаку при сегментации потребителей

А. Честолюбие потребителя

Б. Эмоциональное отношение к товару

В. товар приобретается только по свету какого-либо лица

23. Маркетинговый анализ

А. Оценка

Б. Объяснение

В. Моделирование и прогноз рыночных явлений

Г. Конъюнктура

24. Маркетинговый анализ - это только поиск информации?

25. Система поддержки принятия решений (СППР) - это элемент плана маркетингового исследования

Ответы к тестам по теме 3.

А, Б, В

Б, В, Г

А, Б, В, Г

Б, А, Г, В

А, Б, В

Тема 4. Процесс выборки

1. Какова цель выборки

А. определение объема рынка

Б. Получить информацию обо всей совокупности по некоторому числу отобранных из нее единиц

В. Выбор информации о рыночной системы

Г. Нахождение нужных рыночных партнеров

2. Какой из перечисленных определений является выборкой

А. Выбор рыночных ниш

Б. Количество объектов входящих в генеральную совокупность

В. Совокупность элементов подмножества большей группы объектов

Г. Выбор товарных групп

3. Укажите виды выборочных методов

А. Прямой

Б. Вероятностный

В. Прикладной

Г. Неслучайный

4. Важным инструментом маркетинговых исследований является:

Б. Деловая игра

В. Выборка

5. На каких принципах основана процедура выборочной совокупности

А. Взаимосвязи и взаимообусловленности различных качественных характеристик исследуемых объектов

Б. Этапности проведение процедуры

В. Сложности структуры организации выборки

Г. Ранжирование информации

6. Невероятностная выборка - это способ отбора единиц выборочной совокупности?

7. Какие выделяют виды неслучайного отбора?

А. Основной

Б. Направленный

В. Распространенный

Г. Стихийный

8. Что соответствует виду маркетинговой информации?

А. Справочная

Б. Графическая

В. Мобильная

Г. Эксклюзивная

9. Укажите какая форма относится к направленному отбору?

А. Квотная

Б. Разовая

В. Типичных представлений

Г. Снежного кома

10. Относится ли метод гнездовой выборки к форме направленного отбора

11. Укажите способ проведения эксперимента

А. Лабораторный

Б. Виртуальный

В. срочный

Г. Договорный

12. Генеральная совокупность - это выборка?

13. Таблица случайных чисел - это элемент равновероятностной выборки?

14. Генеральная совокупность - это часть процесса выборки?

15. Назовите признак, соответствующий генеральной совокупности

А. По информационному обеспечению

Б. По полной совокупности всех однородных элементов

В. По времени и объему исследования

Г. По ориентации исследования

16. Можно ли в научной практике собрать информацию обо всех элементах генеральной совокупности?

17. Механический метод относится к выборке

18. В каких случаях прибегают к стратифицированной выборке?

А. Обеспечение информационными данными

Б. Стимулирование исследований

В. Обеспечение однородности данных

Г. Получение среднего балла

19. Репрезентативность - это свойство выборки

20. Назовите методы направленного отбора одной из форм выборки

А. Типовых представителей

Б. Квотная

В. Гнездовая

Г. Снежного кома

21. От чего зависит объем выборки?

А. От охвата информации

Б. От элементов генеральной совокупности

В. От уровня однородности или разновидности изучаемых объектов

Г. От масштаба действия выборки

22. Укажите действие, отражающее сегментацию рынка

А. Разбивка рынка на участки

Б. Анкетирование субъектов рынка

В. Выявление нужных элементов рыночной инфраструктуры

Г. Рационализация товародвижения

Ответы к тестам по теме 4.

А, В, Г

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Методы сбора информации

маркетинг информация сбор покупательский

Маркетинговое исследование - процесс сбора данных, характеризующих какой-либо рыночный процесс или явление и предназначенных для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга. Поиск и сбор информации по исследуемой проблеме - это один из наиболее трудоемких и затратных этапов любого маркетингового исследования. В зависимости от используемых источников информации исследования делятся на:

· кабинетные;

· полевые.

Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент.

Изучение внутренней информации должно быть отправной точкой при поиске и сборе вторичных данных. Большинство компаний располагают значительным объемом накопленной внутренней информации, часть которой легкодоступна и готова к немедленному использованию, например данные о продажах и ценах, регулярно фиксируемые в бухгалтерской документации. Информация другого вида не систематизирована и требует доработки, однако ее можно достаточно быстро и легко собрать и подготовить к применению .

Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований) .

В случае проведения вторичных маркетинговых также используют методы поиска в Интернете необходимой информации. Основными инструментами ее поиска сегодня являются поисковые системы и каталоги. В ряде случаев, когда их использование не дает достаточного эффекта, применяется «ручной» поиск по тематическим сайтам, «желтым страницам» и ряду других ресурсов. Одним из основных аспектов проведения вторичных маркетинговых исследований при помощи Интернета является поиск источников информации. Сотни миллионов сайтов, находящихся сегодня в Сети делают поставленную задачу достаточно сложной. .

Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.

Полевое исследование - поиск, сбор и обработка данных специально для конкретного маркетингового анализа. Любое полевое исследование основывается на первичной информации, иными словами на только что полученных данных для решения конкретной исследуемой проблемы. Основные достоинства первичной информации: данные собираются в строгом соответствии с точными целями исследовательской задачи; методология сбора данных строго контролируется. Главным недостатком сбора полевой информации являются значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.

В зависимости от используемых инструментов (методов) сбора полевой (первичной) информации исследования можно разделить на:

· количественные;

· качественные .

Количественные исследования заключаются в проведении различных опросов с использованием вопросов закрытого типа, на которые отвечают большое число респондентов. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляется в нестандартной форме.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Данные качественного характера собираются для того, чтобы больше узнать о тех вещах, которые напрямую измерить или наблюдать не представляется возможным. Чувства, мысли, намерения, прошлые поступки -- вот лишь несколько примеров информации, которая может быть получена с помощью качественных методов сбора информации. Эти методы используются также для выявления возможных методических недостатков проекта исследования, прояснения тех моментов, которые остались неясными при формулировке проблемы. В некоторых случаях получение информации от респондентов при помощи полностью структурированных или формальных методов может быть нежелательным или невозможным. В подобных ситуациях находят применение качественные методы сбора данных . Зачастую практическая реализация маркетинговых исследований требует комплексного подхода - совместного использования количественных и качественных методик .

C целью сбора качественных данных используют поисковые маркетинговые исследования, которые подразумевают применение методов качественного исследования. Методы качественного исследования делятся на прямые и косвенные, в зависимости от того, известна ли респонденту истинная цель исследования. Прямой подход (direct approach) не маскируется исследователем. Респондентам говорят о цели исследования либо она становится очевидной из задаваемых вопросов. Этот метод находит свое применение при проведении фокус-групп и глубинных интервью. В отличие от него, косвенный подход (indirect approach) скрывает истинную цель исследования от респондентов. .

Фокус-группа (focus group) - неструктурированное интервью, которое специально подготовленный ведущий непринужденно берет у небольшой группы респондентов. Ведущий направляет ход обсуждения. Основная цель проведения фокус-групп - получение представления о том, что думает группа людей, представляющая конкретный целевой рынок, о проблемах, интересующих исследователя. Ценность этого метода заключается в том, что свободный характер беседы часто позволяет получить неожиданную информацию. Обычно число ее участников колеблется от 8 до 12 человек. Фокус-группа должна быть однородной с точки зрения демографических и социально-экономических характеристик ее участников, что позволяет снизить конфликтность между ними. Кроме того, необходимо, чтобы все участники соответствовали определенным критериям. Не привлекаются к обсуждению люди, принимавшие участие в подобных фокус-группах, так называемые «профессиональные респонденты». Ход интервью записывается на всем протяжении обсуждения, часто на видеоленту для последующего просмотра, перезаписи и анализа.

Фокус-группы используют почти во всех случаях, когда необходимо получить предварительное заключение о ситуации. Фокус-группы позволяют решать следующие вопросы:

· определение предпочтений покупателей и их отношений к данной продукции.

· получение мнений по поводу замыслов новых товаров.

· представление новых идей относительно существующих товаров.

· мнения по поводу цены.

· получение предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.

Глубинное интервью (depth interview) - неструктурированное, прямое, личное интервью, в котором одного респондента опрашивает высококвалифицированный интервьюер для определения его основных побуждений, эмоций, отношений и убеждений по определенной теме. Глубинное интервью может длиться от 30 минут и больше часа.

Популярностью у исследователей пользуются следующие три метода проведения глубинных интервью: метод лестницы, метод выяснения скрытых проблем и символический анализ.

Метод лестницы (laddering) характеризуется последовательной постановкой вопросов. Сначала спрашивают про характеристики продукта, а потом переходят к характеристикам самого пользователя. Такой метод позволяет исследователю определить значения, которые потребители связывают с каким-либо предметом или проблемой.

При выяснении скрытых проблем (hidden issue questioning) главным являются не социальные ценности, а, скорее, личные "больные места"; не образ жизни в целом, а глубинные личные переживания и беспокойство человека.

Символический анализ (symbolic analysis) пытается проанализировать символическое значение предметов, сравнивая их с противоположностями. Чтобы понять, что на самом деле скрывается за тем или иным явлением, исследователь пытается определить то, что не характерно для данного явления. Логическими противоположностями исследуемого продукта является не использование этой продукции, признаки воображаемого "антипродукта" и противоположные по свойствам типы продуктов .

Преимущества глубинных интервью:

1) позволяют лучше разобраться во внутренних переживаниях людей. К тому же с их помощью четко видно автора ответа.

2) предполагает свободный обмен информацией.

Недостатки глубинных интервью.

1) Услуги квалифицированных ведущих и интервьюеров обходятся дорого, и таких специалистов трудно найти.

2) Из-за отсутствия определенной структуры проведения опроса интервьюер может влиять на результаты опроса, а качество и достоверность полученных данных полностью зависят от навыков интервьюера. Эти данные трудно проанализировать и сделать по ним соответствующие выводы, не воспользовавшись услугами квалифицированных психологов.

3) Учитывая продолжительность интервью и связанные с его проведением расходы, можно сказать, что количество глубинных интервью в проекте будет небольшим. Несмотря на эти неудобства, глубинные интервью так или иначе находят свое применение.

В основном глубинные интервью применяют для проведения поискового исследования, стремясь добиться понимания проблемы. Однако глубинные интервью в маркетинговом исследовании используют не так часто. Тем не менее данный метод может эффективно применяться в особых проблематичных ситуациях .

Проекционный метод (projective technique) - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать (интервьюеру) свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю. Проекционные методы подразделяются на:

· Ассоциативные методы. При их использовании человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Наиболее известный из них - метод словесных ассоциаций, когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум.

· Методы завершения ситуации. В методах завершения ситуации респондента просят придумать завершение придуманной ситуации. Обычно в маркетинговых исследованиях применяют методы, где от респондента требуется закончить предложения или придумать окончание какой-либо истории.

· Методы конструирования ситуации. Эта группа методов тесно связана с методами завершения ситуации. Методы конструирования ситуации требуют от респондента придумать историю, диалог или описание ситуации. Существует два основных метода конструирования ситуации: ответ по рисункам и анимационные тесты. Метод ответа по рисункам чем-то напоминает тест на определение тематического сознательного восприятия, который состоит из ряда рисунков с изображением обычных и не совсем обычных вещей. Респондента просят придумать истории про то, что изображено на рисунках. По тому, как респондент воспринимает материал, изображенный на рисунках, определяют его индивидуальность. В анимационных тестах на рисунках изображаются мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа. В ответах респондентов можно узнать их эмоции, убеждения и отношение к ситуации.

· Экспрессивные методы. В рамках экспрессивных методов в устной или визуальной форме респонденту на рассмотрение представляется какая-либо определенная ситуация. От него требуется выразить те чувства и эмоции, которые испытывают другие в данной ситуации. Вот два главных экспрессивных метода - ролевая игра и метод третьего лица.

При ролевой игре (role playing) респондентов просят побыть в роли другого человека и представить, как тот будет вести себя в той или иной ситуации. Метод третьего лица. Для метода третьего лица (third-person technique) характерно, что респонденту в устной или визуальной форме предлагают на рассмотрение ситуацию. Он же, в свою очередь, должен определить, о чем думает третье лицо в данной ситуации.

Проекционные методы имеют одно главное преимущество по сравнению с неструктурированным прямым методом качественного исследования (фокус-группы и глубинные интервью): они позволяют получить такие ответы, которые респонденты не дали бы, если бы знали о цели исследования. Проекционные неструктурированные прямые методы исследования имеют ряд слабых сторон. Так, для их использования необходимы хорошо обученные интервьюеры. Ответы анализируют квалифицированные аналитики, услуги которых стоят немало. Кроме того, они не должны быть предубежденными. За исключением метода словесных ассоциаций, все остальные методы предусматривают незавершенное окончание, что усложняет анализ и обработку полученных данных.

Проекционные методы применяются реже, чем неструктурированные прямые методы. Исключением, пожалуй, является метод словесных ассоциаций, который используют для проверки наименований торговых марок, а иногда для выяснения отношения потребителя к определенным изделиям, торговым маркам, пакетам услуг и рекламным объявлениям. .

Дескриптивные исследования. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Метод опроса (survey methods) основан на получении информации от респондентов, которые отвечают на задаваемые им вопросы. Как правило, вопросы структурированы, т.е. предполагается некоторая стандартизация процесса сбора информации. При структурированном сборе данных (structured data collection) разрабатывается формализованная анкета и вопросы задаются в заранее определенном порядке. Такой метод опроса называется также прямым.

Метод опроса имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, он прост в проведении. Во-вторых, полученные ответы достоверны, поскольку ограничено число заданных вариантов ответов.

К недостаткам относится то, что иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию. Респонденты не захотят отвечать, если требуемая информация личная или затрагивает их чувства. Кроме того, ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть недостоверными для определенных данных, например, касающихся эмоций и убеждений.

Опрос может проводиться: по телефону, лично, по почте, с помощью Internet. Опросы по телефону можно разделить на традиционные опросы по телефону и опросы по телефону с помощью компьютера (Computer-Assisted Telephone Interviews - CATI). Личные опросы могут проводиться на дому, в универмаге или опросы с помощью компьютера.

Методы наблюдения - это вторая группа методов, используемых в дескриптивных исследованиях. Наблюдение (observation) представляет собой процесс регистрации моделей поведения людей и объектов, вариантов развития событий на систематической основе для получения интересующей информации. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информация может регистрироваться непосредственно в ходе событий или ее получают из записей о прошедших событиях. Наблюдение может быть структурированным или неструктурированным, прямым или косвенным. Кроме того, оно может проводиться в естественной или искусственно созданной обстановке.

При структурированном наблюдении (structured observation) наблюдатель заранее детально определяет объект наблюдения и методы оценки результатов наблюдения, например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине.

При неструктурированном наблюдении (unstructured observation) наблюдатель регистрирует все аспекты объекта, которые, с его точки зрения, могут относиться к предмету исследования, например, наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками. В неструктурированном наблюдении высока возможность искажения результатов наблюдения. По этой причине результаты наблюдения трактуются как гипотеза и подлежат последующей проверке в отличие от результатов итогового исследования.

При скрытом наблюдении респонденты не знают о том, что они стали объектом наблюдения. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. При открытом наблюдении респонденты знают, что за ними ведется наблюдение.

Наблюдение в естественных условиях (natural observation) проводится в привычной для объекта наблюдения среде. При наблюдении в искусственных условиях (contrieved observation) респондента могут наблюдать в искусственно созданной обстановке, например на кухне в центре тестирования. Преимущество наблюдения в естественных условиях в том, что поведение наблюдаемого объекта ближе к поведению реальных потребителей. Недостаток - ожидание необходимой для наблюдения ситуации и сложность измерения и опенки поведения объекта наблюдения в естественных условиях.

Каузальные маркетинговые исследования. Под проведением эксперимента (experiment) понимается осуществление исследователем управляемого процесса изменения одной или несколько независимых переменных для измерения их влияния на одну или несколько зависимых переменных при исключении влияния посторонних факторов. Целью исследования, проводимого с помощью эксперимента, является, как правило, установление причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов.

При проведении эксперимента исследователь ставит перед собой две цели: получить верные выводы о влиянии независимой переменной на анализируемую совокупность единиц наблюдения и на этой основе сделать достоверные выводы относительно всей генеральной совокупности. Первая цель связана с понятием внутренней достоверности, вторая - с понятием внешней достоверности.

1) Внутренняя достоверность (internal validity) определяется тем, действительно ли изменение независимой переменной вызвало наблюдаемое изменение зависимой переменной. Таким образом, внутренняя достоверность определяется тем, могло ли наблюдаемое изменение зависимых факторов быть вызвано какими-либо другими факторами, кроме независимых. Если наблюдаемые изменения вызваны или искажены посторонними факторами, то трудно сделать достоверное заключение о наличии причинно-следственной связи между независимыми и зависимыми.

2) Внешняя достоверность (external validity) связана с возможностью обобщения выявленной в процессе эксперимента причинно-следственной зависимости. Иными словами, можно ли выводы, сделанные на основе эксперимента, распространить на более широкий круг элементов, и, если да, то на какие именно группы населения, совокупности, периоды, независимые и зависимые переменные. Опасность нарушения внешней достоверности эксперимента возникает, когда условия проведения эксперимента не охватывают какие-либо значимые факторы, имеющие место в реальной действительности.

Очень желательно иметь план проведения эксперимента, обеспечивающий требования и внутренней и внешней достоверности, но в практических маркетинговых исследованиях, как правило, приходится отступать от требований одной из них для достижения другой. Чтобы обеспечить контроль за посторонними факторами, исследователь вынужден проводить эксперимент в искусственных (лабораторных) условиях. Это позволяет обеспечить внутреннюю достоверность, но ограничит возможность обобщения результатов, тем самым нарушая внешнюю достоверность. Факторы, нарушающие внутреннюю достоверность, могут также нарушать и внешнюю достоверность; наиболее значимы из них - посторонние факторы.

К достоинствам этого метода относятся, прежде всего, его объективный характер и возможность установления причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемых объектов. Недостатки такого метода заключаются в трудности контролировать все факторы маркетинга в естественных условиях, с одной стороны, и сложности воспроизведения нормального поведения социально-экономического объекта в лабораторных условиях, с другой стороны. Кроме того, проведение эксперимента сопряжено, как правило, с гораздо большими издержками, чем наблюдения и особенно при необходимости исследования нескольких факторов маркетинга. Поэтому на практике этот метод используется относительно редко и, прежде всего, в случаях, когда требуется с высокой степенью достоверности установить характер причинно-следственных связей между факторами маркетинга и поведением исследуемого объекта.

Основными методами сбора данных при проведении маркетинговых исследований, как указывалось выше, являются опрос, наблюдение и эксперимент.

Опрос это метод сбора первичной информации, полученной путем выяснения субъективных мнений людей относительно уровня их знаний, отношений к товару/услуге, предпочтений и покупательского поведения.

Опрос – самый распространенный способ сбора информации, на него приходится около 90% всех исследований.

Опросы можно классифицировать но признакам, которые представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Классификация видов опроса

Классификационный признак

Вид опроса

Краткая характеристика

Тип опрашиваемых

Экспертный опрос (специализированный)

Исследования, в ходе которых опрашиваются специалисты в изучаемой области

Потребительский

Исследования, в ходе которых опрашиваются потенциальные или реальные потребители товара/услуги

Частота проведения

Разовый (однократный, точечный)

Исследования проводятся один раз

Повторный (многократный)

Исследования проводятся несколько раз

Охват опрашиваемых

Сплошной

Охватывает всю генеральную совокупность, т.е. всю группу объектов, выбранных для исследования

Выборочный

Охватывает определенную группу респондентов (часть генеральной совокупности), отобранных для исследования (это может быть возрастная группа, рабочий коллектив, студенческая группа и т.д.)

Форма опроса

Анкетирование

Предполагает заполнение респондентами опросных листов (анкет), которые они самостоятельно заполняют, письменно отвечая на вопросы в присутствии исследователя, осуществляющего опрос или без него

Интервьюирование

Предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть:

  • прямым (личным);
  • опосредованным (например, по телефону)

Способ проведения

Письменно

Респондент письменно отвечает на вопросы анкеты. Письменные опросы подразделяются на три вида:

  • почтовые (рассылка анкет по почте);
  • групповые (анкетирование группы людей, находящихся в одном помещении);
  • индивидуальные (анкетирование проводится персонально с каждым респондентом)

Респондент устно отвечает на задаваемые интервьюером вопросы

Число участников опроса

Индивидуальный (личный)

Каждый респондент опрашивается лично

Групповой

Несколько респондентов (группа) опрашивается одновременно

Массовый

Изучается мнение нескольких сотен (тысяч) человек

Способ связи с респондентами

Анкеты рассылаются респондентам по почте, в том числе электрон ной

Телефон (факс, SMS )

Респондентов опрашивают по телефону. Разновидность – опросы по факсу; по мобильному телефону при помощи SMS

Интернет

Респондентов опрашивают через Интернет (например, в соцсетях или по электронной почте)

Вопросы задаются респонденту при личном контакте

Помимо рассмотренных выше, исследователи выделяют и другие виды опроса, например, по степени стандартизации (структурированные, полу- структурированные, свободные), по способу фиксирования данных (опросы, когда респондент сам заполняет анкету, опросы, когда анкету заполняет интервьюер и компьютерные опросы) .

Рассмотрим более подробно методы опроса, их достоинства и недостатки (табл. 3.10).

Таблица 3.10

Методы опроса, достоинства и недостатки

Метод опроса

Краткая характеристика

Достоинства

Недостатки

Почтовый, в том числе:

  • почтовая панель;
  • прессовый опрос
  • Возможность проведения на большой территории, в том числе в труднодоступных районах.
  • Отсутствие влияние со стороны интервьюера.
  • Низкая стоимость.
  • Легкость организации.
  • Низкая трудоемкость
  • Обязательно наличие списка рассылки.
  • Длительность ожидания ответов.
  • Неполный возврат анкет.
  • Трудности с определением достоверности получаемой информации.
  • Невозможность уточнить вопросы

Телефонный, в том числе:

  • традиционный;
  • с помощью компьютера (метод С ATI )

Интервьюер звонит отобранным респондентам и задает им ряд вопросов. На современном этапе чаще используются компьютеризированные телефонные опросы

  • Быстрота и высокая результативность опроса.
  • Низкая стоимость.
  • Можно контролировать порядок вопросов.
  • Можно использовать компьютерные технологии.
  • Возможен контроль работы персонала
  • Трудно задавать сложные вопросы.
  • Трудно поддерживать интерес более 15–20 мин.
  • Отсутствует возможность демонстрации вопросов и иллюстрации.
  • Трудно проверить качество проведенного интервью.
  • Отсутствуют гарантии анонимности.
  • Респонденту легче оказаться от сотрудничества

Личный, в том числе:

  • интервью, осуществляемые на дому у респондентов;
  • интервью посетителей крупных магазинов;
  • интервью в офисах

Позволяет реализовать гибкую тактику опроса, дополнять ответы наблюдениями интервьюера

  • Глубина опроса.
  • Возможность продемонстрировать продукт.
  • Комплексность информации.
  • Возможность индивидуального подхода к каждому из опрашиваемых.
  • Возможность задать большое число вопросов
  • Высокая стоимость.
  • Вероятность влияния интервьюера на мнение респондента.
  • Требуется специальная подготовка интервьюеров.
  • Высокая трудоемкость.
  • Сложность контроля работы персонала

Электронный, в том числе:

off-line (по электронной почте);

Позволяет провести опрос по предварительно составленному

  • Быстрота проведения.
  • Низкие затраты.
  • Возможность использовать демон-

Имеют определенные ограничения (нет возможности использовать программные средства логической проверки,

on-line (в сети Интернет)

страннонные видеоматериалы.

  • Интерактивный характер коммуникации.
  • Глобальный охват.
  • Большая степень контроля качества данных

случайного подбора чисел и др.).

  • Невысокое качество опроса.
  • Необходимость сотрудничества с поставщиками сетевых услуг и сетевого программного обеспечения

Рассмотрим более подробно отдельные виды опроса.

Телефонный опрос является одним из самых популярных способов сбора информации. Наиболее распространенные темы телефонного опроса: просмотр конкретных телевизионных программ, наличие или отсутствие дома определенных предметов потребления, использование тех или иных товаров и услуг, запоминаемость рекламных объявлений и пр.

Как было отмечено в табл. 3.9 телефонный опрос имеет достоинства и недостатки. Одним из недостатков является отказ от сотрудничества. В табл. 3.11 приведен процент отказов респондентов к сотрудничеству в зависимости от длительности телефонного опроса.

Таблица 3.11

Процент отказов респондентов в зависимости от длительности интервью

Массовые опросы проводятся при помощи метода CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) – системы компьютеризованного телефонного интервью. От обычного телефонного опроса он отличается тем, что вопросы анкеты представляются на экране компьютерного терминала, который находится перед оператором, переход от вопроса к вопросу/блоку вопросов осуществляется автоматически. Также автоматически сразу после заполнения анкеты, полученная информация попадает в общую базу данных, что дает возможность следить за заполнением квот в режиме реального времени.

Практический пример

Исследовательское агентство ВССrоир в своей работе использует аналог CATI, разработанный специально под его потребности с записью и возможностью прослушивания разговоров. Перед запуском каждого проекта операторы проходят обучение, собираются тестовые анкеты (пилотаж проекта) – в это время Заказчик может корректировать работу операторов, давать рекомендации, а также вносить изменения в анкету. После внесения и утверждения всех корректировок, происходит полноценный запуск проекта.

Все разговоры операторов во время каждого проекта записываются. В том числе ведутся записи несовершенных опросов: в случаях отказа от интервью, непрохождения квот или прерванных интервью. Также ведется полная статистика по следующим параметрам:

  • 1) общее количество звонков:
  • 2) результативные интервью;
  • 3) незавершенные интервью;
  • 4) непрохождение квот;
  • 5) отказы от опроса;
  • 6) категория "Перезвонить";
  • 7) нет ответа;
  • 8) неверный номер телефона.

Для проведения телефонных опросов используется либо заранее подготовленная база данных, предоставленная Заказчиком, либо сгенерированные случайным образом номера телефонов.

Call -центр исследовательского агентства BCGroup в среднем собирает от 35000 анкет ежемесячно.

Стоимость проведения телефонного опроса складывается из стоимости сбора выбранного количества анкет (плата берется только за полностью заполненные анкеты) и стоимости аналитики (как правило, не более 10–15% от стоимости сбора данных) . *

Разновидностью опроса, как уже отмечалось выше, является панель, которая представляет собой получение необходимой информации с помощью неоднократного опроса интересующей группы покупателей через равные промежутки времени или путем наблюдения за развитием сбыта в определенной группе магазинов. Основные признаки панели:

  • предмет и тема исследования постоянны;
  • сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
  • постоянная совокупность объектов исследования (домашние хозяйства, предприятия торговли, производственные потребители).

Все виды панелей подразделяются: по времени существования, характеру изучаемых единиц, способу получения информации.

По времени существования панели делятся на краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (не более пяти лет).

По характеру изучаемых единиц панели бывают: потребительские (индивидуальные потребители, семьи); торговые (организации и отдельные лица, занимающиеся оптовой или розничной торговлей); промышленных предприятий; экспертов-специалистов по изучаемой проблеме.

По способу получения информации панели бывают почтовые, личные и электронные. Метод панели получил в последние годы широкое распространение, так как ситуация на рынках меняется все быстрее, а панель позволяет проводить мониторинг этих изменений. С помощью потребительской панели можно получить следующую информацию:

  • количество товара, покупаемого семьей;
  • размеры финансовых расходов;
  • доля рынка основных производителей;
  • предпочитаемые цены, виды упаковок, виды товара, виды предприятий розничной торговли;
  • различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущим в разных регионах, городах различной величины;
  • приверженность к товарной марке, смене марок, действенность различных мероприятий маркетинга и т.д.

Следует отмстить, что маркетологи по-разному классифицируют панель: одни выделяют ее как самостоятельный метод сбора информации, другие как разновидность опроса (потребительская панель) или разновидность наблюдения (панель розничной торговли).

Достоинства и недостатки панельных исследований отражены в табл. 3.12.

Таблица 3.12

Достоинства и недостатки панельных исследований

Достоинства

Недостатки

Предоставляют возможность отслеживать события во времени

Возможно изменение состава выборки с течением времени (за счет выбытия респондентов по разным причинам)

Дают возможность отслеживать изменения поведения отдельных субъектов

Риск несоответствия структуры выборки структуре генеральной совокупности (нерепрезентативность)

Позволяют оценить состояние рынка по ряду показателей

Модифицированный характер поведения

Точность оценок

Небрежность исполнения своих обязанностей респондентами

Дают возможность сбора большого объема сведений за один контакт

Фрагментарность охвата как категорий покупателей (торговых субъектов), так и отслеживаемых товаров или способов потребления

Независимость от характера взаимоотношений респондента и интервьюера

Еще одной разновидностью опроса являются трекинговые (волновые) исследования, которые представляют собой периодически повторяющиеся исследования (раз в месяп/квартал/год), каждый раз проводящиеся на одинаковых по своим параметрам выборках респондентов. При этом сами респонденты в выборке каждый раз новые (этим трекинги отличаются от панельных исследований, в которых выборку (панель) составляют одни и те же респонденты на протяжении всего периода исследований).

Исторический экскурс

Метод непрерывного трекинга (continuous tracking), основанный на ротации данных (wiling ), впервые был применен в 1976 г. британской исследовательской компанией

Millward Brown. Суть этого метода в следующем. Каждую неделю опрашивается определенное количество респондентов, скажем 75. Данные за четыре недели суммируются и размер одной волны выборки, таким образом, составляет 300 чел. В пятую неделю снова опрашиваются 75 респондентов, их ответы вносятся в базу данных, из которой изымаются данные, полученные в первую неделю. Затем, шестая неделя заменяет вторую, седьмая – третью и т.д. Происходит ротация выборки из 300 чел. Волна выборки как бы "катится" по оси времени. В настоящий момент этот метод является одним из наиболее популярных среди трекингов, проводимых в интересах крупных рекламодателей .

Для проведения тренинговых исследований применяются исключительно количественные методы: личные интервью по месту жительства респондента и уличные интервью, телефонные и онлайн-опросы. Наиболее популярная периодичность тренинговых исследований: ежеквартальная.

Чаще всего тренинговые исследования применяются для следующих целей:

  • оценки эффективности рекламы и изменения в результате рекламной компании различных параметров рынка;
  • анализа динамики целевых групп потребителей;
  • мониторинга основных изменений, происходящих под воздействием рыночных факторов;
  • отслеживание узнаваемости торговой марки, эффективности рекламных кампаний и др.

Достоинства и недостатки трекинговых исследований представлены в табл. 3.13.

Таблица 3.13

Достоинства и недостатки трекинговых исследований

Достоинства

Недостатки

Позволяют получить и накопить статистические данные для проведения глубокого анализа

Относительно высокая стоимость подобного рода исследований

Трекинговые исследования позволяют отследить в динамике потребительские предпочтения целевой аудитории, узнаваемость бренда, эффективность рекламы, лояльность клиентов

Для определенных товарных групп может оказаться нецелесообразным использовать круглогодичные трекинговые исследования (например, для товаров сезонного спроса или при редких рекламных кампаниях)

Попутно с основной информацией можно получить дополнительные сведения об осведомленности потребителей о проведенных промо-акциях, рекламных компаниях; об ассоциациях, вызываемых различными марками; о стиле жизни; замерить узнаваемость бренда, логотипа и т.п.

Для обеспечения сравнимости выборок разных волн исследования должны быть достаточно большими

В результате проведения данных исследований можно достаточно точно определить степень влияния рекламных кампаний на потребителей

Требования к проведению исследований, связанных с воздействием рекламы и параметрами брендов, очень строгие

Еще одной разновидностью опроса, получившей широкое распространение, является метод фокус-групп , в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемной темы с подобранной группой людей. Фокус- группа предполагает групповую дискуссию, проводимую модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей.

На рис. 3.5 представлены основные задачи, решаемые при помощи данного метода, его основные достоинства и недостатки, а в табл. 3.14 отражены особенности ее проведения.

Рис. 3.5.

Проведение фокус-группы позволяет решать следующие вопросы:

  • определение предпочтений покупателей и их отношений к данной продукции;
  • получение мнений по поводу замысла новых товаров;
  • представление новых идей относительно существующих товаров;
  • развитие творческих концепций для рекламных объявлений;
  • мнения по поводу цены;
  • получение предварительной реакции потребителя на определенные маркетинговые программы.

Таблица 3.14

Особенности проведения фокус-группы

Условия проведения фокус-группы

Количество человек в группе

8–12 чел. (проводят также мини-группы, которые состоят из 4–5 респондентов и одного ведущего)

Обстановка

Неофициальная, непринужденная атмосфера в специально оборудованном помещении

Время проведения

Видеозапись, стенограмма

Модератор

(ведущий)

Должен обладать коммуникабельностью и другими качествами (см. рис. 3.5). Проводят фокус-группу с двумя ведущими, с двумя ведущими оппонентами, с респондентом-ведущим

Наблюдение представляет собой способ сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями.

Этот метод сбора информации используется в следующих случаях:

  • уточнение особенностей поведения покупателей;
  • изучение конкурентов и используемых ими форм организации маркетинга и рекламы;
  • анализ личных контактов между продавцами и покупателями товаров;
  • исследование эффективности воздействия рекламы на потенциальных потребителей товаров и услуг;
  • изучение эффективности собраний, заседаний, презентаций;
  • изучение персонала фирмы, специфики отношений между работниками и некоторых других.

Выделяют следующие виды наблюдения.

В зависимости от окружающей обстановки:

  • полевое наблюдение (в магазине, у витрины);
  • лабораторное (искусственно созданная ситуация).

В зависимости от способа осуществления:

  • открытое (с непосредственным участием исследования);
  • скрытое (наблюдение со стороны).

В зависимости от формы восприятия объекта:

  • персональное наблюдение (непосредственно наблюдающим);
  • неперсональное (через приборы).

В зависимости от регистрируемых объектов:

  • полным (регистрируются все возможные проявления);
  • выборочным (регистрируются только заранее выбранные параметры, явления и состояния).

В зависимости от степени стандартизации:

  • стандартизированное (проводится по плану с четко заданной структурой);
  • свободное (формируется только общее впечатление о состояниях и проявлениях исследуемого объекта).

В зависимости от регулярности проведения:

  • систематическое (проводится регулярно);
  • эпизодическое (не имеет четко установленного регламента проведения);
  • однократное;
  • случайное (не планируемое, а выявленное в ходе мониторинга каких- либо событий).

Проведения наблюдения включают следующие этапы:

  • 1) подготовительный;
  • 2) полевой;
  • 3) аналитический.

Подготовительный этап включает:

  • определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;
  • обеспечение доступа к среде, получение соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми;
  • выбор способа наблюдения и разработка процедуры на основе предварительно собранных материалов;
  • подготовка технических документов и оборудования (тиражирование карточек, протоколов, инструкций для наблюдателей, подготовка технического оборудования, письменных принадлежностей и пр.).

Полевой этап включает:

  • непосредственное проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации;
  • фиксация результатов наблюдения, выполняемая в виде: кратковременной записи, карточек, дневника наблюдений и пр.;
  • контроль работы наблюдателей.

Аналитический этап включает:

  • обработка результатов наблюдения;
  • подготовка отчета.

Также как и опрос, наблюдение имеет свои достоинства и недостатки (табл. 3.15).

Таблица 3.15

Достоинства и недостатки метода наблюдения

Достоинства

Недостатки

Обеспечивает высокую объективность

Низкая репрезентативность, так как невозможно обеспечить случайный порядок составления выборки

Дает возможность восприятия неосознанного поведения покупателей

Субъективность восприятия наблюдающего

Позволяет учитывать окружающую обстановку

Неестественное поведение объектов наблюдения, если оно проводится в открытой форме

Обеспечивает регистрацию события в момент его возникновения

Невозможность наблюдения многих факторов – мотивов, взглядов, намерений, действий

Отсутствует непосредственный контакт между наблюдателем и наблюдаемым, что снижает вероятность искажения информации

Ограниченность времени наблюдения временем происходящего события

Экспериментом называется исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну зависимую переменную. Поэтому эксперимент предполагает наличие двух сопоставимых групп исследований: пробных и контрольных. Это могут быть два города, два магазина, два товара и т.д. или две подобранные тестируемые группы потребителей.

Целью подобного исследования является определение причинно-следственных связей при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например элементов маркетинга. Эксперименты с одной переменной предполагают изучение влияния изменения одного маркетингового фактора на сбытовую, рекламную и другую деятельность предприятия (например, влияние цвета упаковки на сбыт товара).

Эксперименты с несколькими переменными предполагают изучение зависимости изменений результатов деятельности предприятия от взаимодействия и взаимосвязи нескольких маркетинговых факторов. Подобные исследования отличаются большой сложностью, но позволяют измерить и оценить воздействие на те или иные процессы и явления не только отдельных факторов, но их комплекса.

Эксперимент используется, когда требуется:

  • провести прогнозирование продаж нового товара;
  • обосновать выбор маркетинговых инструментов;
  • проверить влияние ряда факторов на сбыт товара или поведение потребителей;
  • оценить воздействие независимой переменной па зависимую.

Выделяют несколько видов эксперимента, которые подразделяются на группы, в зависимости от классификационных признаков (табл. 3.16).

Эксперимент как метод маркетинговых исследований получил наибольшее распространение в изучении действенности рекламы. Это обусловлено ее особым значением в комплексе маркетинга и высокой стоимостью.

Виды эксперимента

Таблица 3.16

Классификационный признак

Вид эксперимента

Краткая характеристика

В зависимости от окружающей обстановки

Лабораторный

Проходят в искусственной обстановке, например, различные тесты товаров, цены, рекламы

Проводятся в реальных условиях, например, тестирование рынка, пробный маркетинг

В зависимости от типа используемой модели

Классический

Позволяют изучить влияние только одного фактора с одним уровнем воздействия, например, влияние цвета упаковки на сбыт товара

Статистический

Позволяют одновременно изучать влияние различных уровней воздействия двух и более факторов

В зависимости от места проведения

Холл-тест (Holi-test )

Тестирование отдельных характеристик товаров/ рекламы. Проводится в специальном помещении, оборудованном для дегустации или просмотра рекламы

Хоум-тест (Home-test )

Тестирование товаров в условиях, в которых происходит их использование в реальной жизни (например, в домашней обстановке)

Шоп-тест (Shop-test )

Тестирование товаров проводится в торговом центре в отдельном оборудованном помещении

В зависимости от предмета исследования

Продуктовый тест

Изучается реакция потребителей на изменение характеристик товара

Исследуется реакция потребителей на изменение цены

Исследуется реакция потребителей на изменение параметров рекламного обращения или компании в целом

Формами для сбора данных являются анкеты (опросные листы), листы (формы) записи результатов наблюдения и др.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

Анкета начинается с вводной части , в которой указывается, кто проводит опрос; с какой целью; дается инструкция заполнения анкеты. Вводная часть должна подчеркивать уважительное отношение к опрашиваемым, создавать у них желание отвечать на вопросы. Обязательно следует указывать на анонимность опроса.

Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем. Для исследований, связанных с эксплуатацией товаров, контактным может быть следующий вопрос: "Считаете ли вы, что уход за изделиями способствует сохранению их качества?"

Каждой поставленной задаче должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно подразделить: на закрытые, которые включают в себя все возможные варианты ответов, а респондент просто выбирает один из них и открытые, предоставляющие ему возможность отвечать своими словами. Примеры наиболее распространенных открытых и закрытых вопросов представлены в табл. 3.17 и 3.18.

Таблица 3.17

Виды закрытых вопросов

Наименование

Суть постановки вопроса

Альтернативный вопрос

Предлагается сделать выбор из двух альтернативных ответов

Вы покупали товары данной фирмы? "Да", "Нет"

Вопрос с выборочным ответом

Выбор предлагается сделать из трех и более вариантов

Главным достоинством товаров данной фирмы Вы считаете:

  • 1) высокое качество;
  • 2) долговечность;
  • 3) приемлемую цену

Вопрос со шкалой значимости

Нужно оценить важность для потребителя той или иной характеристики товара но предлагаемой шкале

По сравнению с другими характеристиками данного товара, цена для Вас:

  • 1) имеет наибольшее значение;
  • 2) имеет большое значение;
  • 3) имеет значение;
  • 4) не имеет значения

Вопрос со шкалой Лайкерта

Следует указать степень согласия или несогласия с определенным утверждением

  • 1) решительно не согласен;
  • 2) не согласен;
  • 3) не могу сказать;
  • 4) согласен;
  • 5) полностью согласен

Вопрос со шкалой оценок

Предлагается оценить признак по представленной шкале

Вы считаете, что качество товара:

  • 1 – отличное;
  • 2 – хорошее;
  • 3 – удовлетворительное;
  • 4 – плохое;
  • 5 – очень плохое

Семантический

дифференциал

Необходимо выбрать точку (балл) на шкале между двумя биполярными понятиями

Отметьте в каждой строке место товара А фирмы X, фирмы К и идеального для Вас товара М:

Дорогой 1–2–3–4–5 Дешевый

Модный 1–2–3–4–5 Немодный

Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам. Их назначение – проверка достоверности данных. Допустим, основной вопрос такой: "Знакомы ли Вы с основными способами ухода за одеждой?". Контрольный вопрос может быть следующего типа: "Какие из способов ухода за одеждой

Вы считаете наиболее важными?". Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности респондента. Необходимо подчеркнуть, что контрольный вопрос никогда не должен следовать за тем вопросом, ответ на который он контролирует. Это связано с тем, что ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием содержания и ответа на предыдущий вопрос.

Таблица 3.18

Виды открытых вопросов

Название

Суть вопроса

Неструктурированный

Допускает любую словесную форму ответа

Каково Ваше мнение о фирме?

Подбор словесных ассоциаций

Опрашиваемому называются отдельные слова с целью выяснения возникающих у него ассоциаций

Какие ассоциации возникают у вас при слове...?

Завершение предложения

Предлагается завершить незаконченное предложение

Я покупаю товары фирмы, потому что...

Завершение рассказа

Предлагается завершить незаконченный рассказ

Завершение рисунка

В зависимости от представленной информации на рисунке высказать свое мнение

На рисунке два персонажа, один из которых высказывает мысль, необходимо дописать ответ

Тематический апперцепционный тест

Опрашиваемому показывают картинку и предлагают придумать рассказ о том, что, по его мнению, там происходит или может произойти

При построении опросного листа следует учитывать и то обстоятельство, что самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления, активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться.

Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель – снятие психологического напряжения у респондента (например, "Не утомила ли Вас наша беседа?").

В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.). В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.

При разработке анкеты необходимо учитывать определенные требования.

  • 1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопросов :
    • вопросы должны быть простыми и понятными;
    • вопросы должны быть однозначными;
    • вопросы должны быть нейтральными (не направлять ответ в определенную сторону);
    • должна соблюдаться логическая последовательность вопросов.
  • 2. Выбор оптимального объема анкет :
    • громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответа;
    • короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;
    • максимальное время, необходимое для заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20–30 мин.
  • 3. Предварительная оценка качества анкет :
    • разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;
    • проведение подробного опроса небольшой группы людей, на основе которого осуществляется их доработка и уточнение (10–15 чел.).

При наблюдении вместо анкеты используется карточка наблюдения (рис. 3.6), протокол наблюдений и дневник наблюдений.

Практический пример

Ефремов А. Морлоки, орки и трекинги // Индустрия рекламы. 2002. № 21.