Домой / Регистрация фирмы / Развитие речи на тему ранняя весна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "весна пришла". Просмотр содержимого презентации «Презентация1»

Развитие речи на тему ранняя весна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "весна пришла". Просмотр содержимого презентации «Презентация1»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА «ЗВЕЗДОЧКА» Г. ЗЕРНОГРАДА

Конспект

открытого занятия по развитию речи

на тему «Ранняя весна»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Хилай Марина Аркадьевна

Зерноград, 2012

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: Ранняя весна.

Задачи:

Образовательные:

    расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;

    развитие умения согласовывать числительные с существительными и прилагательными;

    развитие умения составлять словосочетание, предложение;

    обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:

    развитие зрительного и слухового восприятия и памяти; логического мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;

    предупреждение и профилактика дислексии, дисграфии.

Воспитательные:

    воспитание бережного отношения к природе;

    воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: запись “Звуки весны”, «Пение птиц», «Весенняя песенка», игрушка Колобок, Весёлое Солнышко, картинки для мимической гимнастики, картинки-приметы весны и других времён года, картинно-графический план, облако с линиями для зрительной гимнастики, картинка большая «Подснежники» и маленькие для каждого ребенка, разрезная сюжетная картинка «Весна», подарки для детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

Минута релаксации (Звучит запись “Пение птиц”).

Логопед: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Логопед: Сядьте правильно, спинка ровная (обращаем внимание на осанку).

Наши ушки слушают и всё …(слышат).
Наши глазки смотрят и всё … (видят).
Наша голова работает … (хорошо).
Язычок чётко произносит все … (звуки).

2. Введение в тему занятия.

Логопед: Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Сегодня я предлагаю вам провести занятие вместе со сказочным героем, имя которого вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали? (КОЛОБОК).

Верно, это Колобок. Он очень спешил к нам на занятие. А знаете, что у Колобка тоже меняется настроение, как и у людей. Он бывает каким? (делаем мимическую гимнастику).

А знаете о чём он мечтает? Он очень хочет встретиться с Весной. А для того, чтобы исполнилась его мечта, ему нужно выполнить разные задания, которые он встретит на своем пути. Поможем ему? Ну, тогда вперед! И вот первое задание: ребята, как вы думаете, какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте подойдем к столу и раздуем тучки. (Дыхательная гимнастика: дети сдувают легкие тучки с рисунка солнышка). Вот и выглянуло солнышко и можно дальше продолжать путь. Следующее задание такое: посмотрите внимательно на доску. (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года). Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (Ответы детей).

3. Самомассаж лица и шеи.

Логопед: Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться: «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем

(разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли

(граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

(растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки

(оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки

(пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем

(указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам

(спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта

по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем

(покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот;

надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем

(указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу

и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем

(разминание подбородка с оттягиванием его вниз:

пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем

(поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к

ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

4. Работа по картинно-графическому плану.

Логопед: Ребята, вы уже говорили, что сейчас у нас на дворе …. (ответы детей – весна). После какого времени года наступает весна? Как называется первый месяц весны? Второй? Третий?

(Логопед вывешивает картинно-графический план).

Логопед: Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает, он грязный). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель . А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк - линяют). Весной просыпается медведица с

медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день уже теплый, длиннее ночи. Все эти явления происходят в марте. Это ранняя весна. В каком месяце происходят все эти явления? (в марте). Какая это весна? (ранняя).

А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем Колобку о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы.

5. Пересказ по цепочке рассказа о весне.

6. Физминутка.

Логопед: Колобок хочет поиграть с вами в игру «Весенние слова» (под музыку) (на развитие слухового внимания).

Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите «весеннее» слово. (Звучит запись “Звуки весны”).

Мороз, снегопад , капель , листопад, метель , апрель, снежинка, проталина , гололед, снеговик, подснежник , урожай, ручеек, вьюга, Снегурочка.

Логопед: Какие весенние слова вы запомнили?

7. Зрительная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите какое необычное облако у нас появилось. На нем есть линии и фигуры разного цвета. Давайте проследим по этим линиям и фигурам глазками за красной точкой. Приготовьтесь. (по кругу следим за лазером). Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики «Спрячем цветы» и упражнение в согласовании числительных с существительными и прилагательными.

Логопед: Ребята, а какие первые цветы появляются весной? Вот и у нас на полянке выросли маленькие подснежники. Колобок предлагает вам посчитать их.
1 маленький подснежник,
2 маленьких подснежника,
3 …,
5 маленьких подснежников.

(Открываем поочерёдно цветочки)

Логопед: Злые люди хотят сорвать наши подснежники. Цветы их боятся. Давайте спрячем подснежники под пальчиками (сначала правой руки, затем левой). (на маленьких картинках

дети индивидуально закрывают пальчиками подснежники).
Спасли цветы.

9. Работа с сюжетной картинкой.

Логопед: А теперь вспомним, какие приметы весны мы сегодня с вами называли. А поможет вспомнить нам вот эта картинка. (Дети называют приметы). Есть здесь приметы, которые мы с вами еще не назвали. Найдите их.

Логопед: Ребята, а у Колобка есть эта картинка, разрезанная на части. Он собирает ее дома как пазл. Но у него что-то не получается. Давайте поможем Колобку собрать ее. У каждого из вас есть по 3 фрагмента от этой картинки. (Повторить правила, как собирать пазлы). (Дети работают вместе). Что нам помогает правильно сложить картинку? Увидите фрагмент с синей рамкой – это граница рисунка.

(Дети собрали пазл, получилась весенняя картинка). Давайте посмотрим, правильно ли мы собрали картинку? Какие приметы весны вы запомнили? А какие еще не назвали?

Логопед: Ребята, посмотрите-ка, вот и весна наступила. Наш Колобок встретился с весной, мы помогли ему в этом. (Включить колобка).Он благодарит вас за это и дарит вам маленькие сувениры (подснежники).

10. Итог занятия. Поощрение детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. (Звучит запись “Весенняя песенка»”). Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Думаю, что вы порадовали не только меня, но и всех наших гостей. Спасибо вам большое!

Цель : развитие связной речи по теме «Весна.Признаки весны».

Программное содержание :

Учить подбирать слова-определения к существительному

Учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки

Учить детей составлять рассказ по опорным картинкам

Развивать речь — доказательство

Развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

Уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;

Упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;

Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

Воспитывать умение слушать друг друга;

Воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней

Предварительная работа :

  • Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворников….за работой техники);
  • опытно-экспериментальная деятельность: нагревание предметов от солнца, таяние снега и сосулек в помещении, установление причинно следственной связи: где быстрее тает, наблюдение за срезанными ветками в группе;
  • рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток, альбомов с журнальными вырезками, модели признаков ранней весны, перелетные птицы, дикие животные, репродукции художников;
  • чтение худ.литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, прослушивание закличек о весне, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;
  • разучивание: дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры
  • худ.творчесво: рисование на тему весна(трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала, оригами.

Дети, кто из вас знает какое сейчас время года? (весна)

Дети, у меня есть изображение «тучки» и «солнышка». О каком настроении

«говорит солнышко »? (веселом, радостным) .

О каком настроении «говорит тучка »? (грустном)

А какое настроение сегодня у вас? (веселое)

Сейчас весна. Это красавица- весна привела нам тёплое, лучистое солнышко. Посмотрите, как ярко оно светит. Вот поэтому у вас сегодня и настроение хорошее.

А чтобы солнышко еще больше грело и светило, давайте его позовем. Дети зовут солнышко и делают движения руками.

Солнышко - вёдрышко,

Выгляни в окошко,

Посвети немножко.

А вот уже солнышко стало светить ярче. Солнышко проснулось, потянулось и побежали во все стороны солнечные лучики.

Я хочу пригласить вас в сказку. «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»: Дети вместе с воспитателем садятся на стулья , просматривая презентацию « Весна». На экране появляются картинки , демонстрирующие события сказки . Воспитатель : «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Дети : Зима, Весна, Лето, Осень. Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. На смену Зиме приходила красавица Весна, дальше теплое Лето, потом разноцветная Осень.Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Дети устали от морозов и холода, им хотелось тепла,чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!» На экране появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ. Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей - « Солнце» Если дети дают неправильный ответ , то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов ).

Загадка

Молодое, новое,

К радости готовое.

Встанет рано поутру —

Я глаза скорей протру,

А оно — всё ярче, ярче,

За окном — всё жарче, жарче…

Что это такое? —Дети : Солнце!

Игра "" Сравни и назови ""

Воспитатель начинает фразу , дети заканчивают

Солнце желтое, как… (одуванчик)

Солнце круглое, как… (мячик)

Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

Солнце румяное, как (колобок)

Воспитатель : Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю. Ещё недавно все вокруг былобелым-бело. Новдруг! Чтотакое? Снегначинаеттаять…Видишь, егостановитсявсеменьше?(с сопровождением демонстрационных слайдов. )

Воспитатель : А что же в это время происходит ввесеннем лесу? Лес оживает, с юга возвращаются перелетные птицы. Прилетевшие из теплых стран соловьи наполняют весенний лес своими трелями, дятел стучит словно молоточком тук-тук,тук-тук. Просыпаются насекомые: жуки,пауки,комары,мухи.

Игра "" Продолжи звук "

Зашумел ветер около уха (ш-ш-ш-ш)

Летала оса около носа (с-с-с-с)

Летел, жук жужжал (ж-ж-ж-ж)

Поймали комара, послушаем (з-з-з-з)

Отпустили, сильно подуем (у-у-у-у).

Воспитатель : Ой, дети, мы с вами забыли главное правило, в лесу шуметь нельзя, а мы расшумелись. Давайте возьмем бинокли, никого не видите вокруг? Лес густой, может там звери бродят. Дети, тихо, я кажется, заметила медведей. Посмотрите в бинокли вот туда, в просвет между деревьями. Правда ли, что там семья бурых медведей? Давайте, притаимся, присядем на корточки и понаблюдаем за ними. Шепотом говорите мне, какие там медведи и что они там делают. Правильно, там медведица с медвежатами. А почему мы их не встретили зимой? (Они спали в берлоге) Дети! Где родились медвежата? (в берлоге) Когда? (зимой) Чем кормит их мама (молоком) Что медведи едят весной (свежую травку, улиток, муравьев из муравейника).

Сейчас я вам расскажу, как медведь встретил весну.

Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге

Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны

Вдруг, проснулся косолапый, слышит, каплет - вот беда!

В темноте пошарил лапой и вскочил - кругом вода.

Заспешил медведь наружу: заливает - не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег… Пришла весна!

Воспитатель : Что делает медведица весной в лесу? (трется спиной о деревья, спина у нее чешется) Зачем она это делает? (Она линяет, старая густая шерсть у нее выпадает, к лету вырастет редкая шерсть, чтобы ей не было жарко) Куда мама привела детенышей? (к реке) Что она там будет делает? (рыбу ловит) Как она ловит рыбу?

Воспитатель : Дети! Я знаю, что в этом лесу есть белки, но не вижу их. Посмотрите вокруг себя в бинокли, поищите их на деревьях. Только тихо, не спугните! (Демонстрация слайда.) Ребята! Я заметила их! Какие они? (рыжие) А были какие? (серые) Что у них произошло? (линька) Что белки делают в лесу? (устраивают гнезда в дупле дерева).А кто из зверей еще линяет? Скажите, какие изменения происходят со зверями весной? (звери линяют, меняют зимнюю теплую шубку на более легкую) Почему в лесу появляется так много маленьких зверей? (Звери выводят потомство, взрослые звери кормят малышей, учат их охотиться, спасаться от врагов).

Воспитатель : Давайте вспомним, как называются детеныши диких животных.

Игра « Мамы и малыши» « Один-много» .

- медведь - медвежата - медвежонок;

Белка-бельчата-бельчонок;

Волк-волчата-волчонок;

Лиса-лисята-лисенок

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Этимедвежатавеснойвпервыйразвышлиизсвоейберлоги. Онидаженезнают, чтотакоевесна. Давайте им расскажем,что происходит весной:

Веснойначинаетсильнейпригреватьсолнышко. Искаждымднемстановитсявсетеплей.

Оттепласнегначинаеттаять.

Растаявшийснегпревращаетсявводу, маленькиевеселыеручейкижурчатнакаждомшагу.

Детиобожаютпускатьвеснойкораблики!

Таетледнаречкахиозерах! Начинаетсяледоход!

Веснойпросыпаютсяидеревья! Наихветкахнабухаютпочки…

Веснойулюдеймногоработывсадах, поляхиогородах!

- Веснойприродаоживаетотзимнегосна! Появляютсяперваятравкаицветы

Воспитатель : Этицветыназываютсяподснежники. Онипоявляютсяраннейвесной, кактольконачинаеттаятьснег. Иногдакажется, чтоонипророслипрямоиз-подснега. Поэтомуихиназывают-подснежники!

МАТЬ-И-МАЧЕХАнарадостьвсемвапрелесияетяркозолотомцветовипорецептамдедовиотцовоткашлянасспасаетвсамомделе.

А скажите, подснежники можно рвать? (Дети: Нет.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Воспитатель : Посмотрите сколько разнообразных первоцветов,первых весенних цветов,какие они красивые(Демонстрация слайдов : гиацинт,примула,тюльпаны,нарцисс,пролеска,весенник,медуница,крокусы)

Пальчиковая гимнастика " Цветок "

Вырос высокий цветок на поляне,

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук.)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Игра "" Доскажи словечко ""

Плачет- заливается -

Солнце ей не нравится.

Изо льда бабулька,

Капает... (сосулька)

Солнцем радует погода,

Просыпается природа,

Соловьи разводят трель,

С крыши капает... (капель)

Солнце лучиком играет,

А снежок всё тает, тает!

Птичкам стало не до сна,

В гости к нам пришла... (весна)

Воспитатель : Демонстрация слайдов.

Какие вы Молодцы! Как много знаете про весну. Теперь Зима обязательно уступит место Весне.

Еслиснегповсюдутает, деньстановитсядлинней,

Есливсезазеленелоивполяхзвенитручей,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла весна!

Конспект НОД по речевому развитию детей в средней группе

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи

Образовательные:

Учить называть приметы весны, знать названия весенних месяцев.

Расширить словарный запас по теме “Весна”.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать артикуляционную моторику и мимические мышцы лица.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Формировать умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май. Приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы. Солнце, ручьи, сосулька, проталины, цветы, перелётные птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой. Костюмы (или шапочки) зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок, зонтик.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Молодцы! Знаете.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зимой - холодно, морозы, а весной? (Ответы детей)

Зимой солнце низко над горизонтом, а весной? (Ответы детей) Солнышко поднимается высоко, сильнее пригревает, становится теплее.

Зимой сугробы высокие, а весной? (Ответы детей) Снег начинает таять, капают сосульки, бегут ручьи, образуются проталины и т.д.

Зимой дни – короткие, а весной? (Ответы детей)

Всё правильно, молодцы.

2. Работа по картине , развитие связной речи . Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия . Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы теперь знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы теперь знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали, а теперь пора и поиграть.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!

Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Список использованной литературы:

1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.

2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

Тема: «ВЕСНА».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

Развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Организация детей: по подгруппам.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы: художественное слово (стихи про весну, вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа: С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети: о весне.

Воспитатель: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна! » А какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая) .

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии.

Занятие по развитию речи «Весна идет»

Составитель: Шогляева Р.Н .

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивать связную речь , словесно -логическое мышление.

- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)

Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово - весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники - свои картины, поэты - стихи.

Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?

Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.

Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу г руппу я нашла эту красивую коробочку . Как вы думаете, что в ней?

(Ответы детей)

Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)

Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)

Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)

Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо . Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте : «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»

Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна )

Что будем делать? (нужно помочь Весне , выполнить задания Снежной Королевы)

1. «Отгадай весеннюю загадку»

1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной )

2. Новоселье у скворца - он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)

3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.

Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)

4.На речке лед идет,

Значит это … (Ледоход)

2. Игра «Четвертый - лишний»

(Слайды)

3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)

Набухают почки или листочки?

Порхают птички или лисички?

Тают снежинки или слезинки?

Журчат ручьи или грачи?

Распускаются почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Просыпаются ежики или зайчики?

Дни становятся короче или длиннее?

Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)

Солнышко (какое?) - весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …

Облака (какие?) - белые, легкие, пушистые, красивые, …

Травка (какая?) - первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались ? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой …)

Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Ла - ла - ла, к нам весна пришла

(хлопают в ладоши)

Ло - ло - ло, в лесу тепло.

(сжимают и разжимают пальчики)

Пель - пель - пель, капает капель

(ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля - ля - ля, расцветай, земля!

(делают «фонарики»)

Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

(дети прикрепляют картинки на панно)

Ребенок: Тепло на солнышке.

Весна берет свои права.

В реке местами глубь ясна

На дне видна трава.

- Первый признак Весны - солнце теплое , доброе

Ребенок : По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри, на ветках клена

Сколько носиков зеленых!

Вот и еще один признак Весны - на деревьях набухают почки

Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.

Ля-ля-ля, поет скворец.

Дзинь-ля-ля, на самом деле

Наступил Зиме конец!

- Следующий признак Весны - птицы возвращаются в родные края

Ребенок: Прорастает сквозь снежок.

К солнечным лучам цветок.

Маленький и снежный, -

Синенький подснежник.

- Еще один признак Весны - появление подснежников .

Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

- Какой следующий признак весны? Правильно - ручьи . Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар , давайте скажем:

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

(Дети хором проговаривают стихотворение)

Воспитатель: Мы - молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну . Весна идет , - весне дорогу !

Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.