Домой / Регистрация фирмы / Сро с 01 июля. Вступление в сро. Кто останется в СРО

Сро с 01 июля. Вступление в сро. Кто останется в СРО

О подробностях произошедшей реформы рассказывают руководители крупнейших строительных СРО Новосибирска - президент Ассоциации МНОС «СИБИРЬ» Владимир Островский и генеральный директор СРО А «Строительное региональное партнерство» Максим Федорченко.

Так кто же остается в СРО?
М. Федорченко: С 1 июля следующего года - только генеральные подрядчики, заключающие договоры напрямую с заказчиком (или сами заказчики). При этом, если сумма по одному договору меньше 3 млн рублей , то СРО тоже не нужна. Остаться в СРО придется и компаниям, которые работают по государственным или муниципальным контрактам или через тендеры заключают договоры с крупными корпорациями. Остальные строители уходят из сферы саморегулирования.
Еще одно новое требование - региональность. По мнению экспертов НОСТРОЙ, прием членов из других регионов будет рассматриваться теперь как прямое нарушение со стороны СРО.
Новосибирские строители теперь должны вступать только в новосибирские саморегулируемые организации, благо их у нас несколько.

Вы активно выступали с критикой этой реформы?
В. Островский: Да, мы обсуждали реформу в прессе и на круглых столах и часто конструктивно, по делу критиковали некоторые положения законопроекта. Радует, что многие замечания были услышаны. По сравнению с тем, что предлагалось, значительно снижены дополнительные взносы, которые строителям придется довносить в так называемый компенсационный фонд договорной ответственности (посредством его СРО будут отвечать за неисполнение контрактов, выигранных на тендерах). Предполагалось, что малый бизнес будет вносить от миллиона рублей и выше, а в итоге сумма снижена до прежних 300 тысяч рублей.
Кроме того, установлен адаптационый период - до июля 2017 года все остается по-прежнему, выдаются свидетельства о допуске, действуют те же требования. У новосибирских строителей есть время подготовиться к новой системе, войти в нее с минимальными потерями.

Наверное, это не так-то просто?
М. Федорченко: Да, и мы должны разъяснить все непростые места. Именно поэтому наши две СРО создали центр стратегического развития саморегулирования, который безотлагательно занялся анализом нового закона. Мы активно используем как экспертные наработки нашего Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), так и опыт своих специалистов.
Дело в том, что СРО столкнутся с серьезными проблемами: надо будет за год сформировать два компенсационных фонда, разобраться с выходящими из состава членами, принять новые стандарты.
Уже сейчас понятно, что численность СРО может резко сократиться: ведь бóльшая часть малых и средних предприятий в следующем году уйдет. А закон устанавливает жесткие требования - не менее 100 действующих членов СРО должны будут показать уже к осени следующего года. Есть опасения, что не все СРО выдержат этот отбор…

Что пишут в Форумах…

В ФЗ №372 в статье 48 же сказано, что проектировщики в любом случае должны иметь СРО (кроме случаев, оговоренных в п.4.1 этой же статьи). А вот в статье 52 п.2.1 сказано, что строителям при договоре до 3млн не нужно СРО. Или я этот ФЗ бегло прочитал и что-то упустил?

«В ФЗ №372 в статье 48 же сказано:
а) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования , если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами , могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.»;

Получил разъяснения по данному закону в нашем СРО. Если кратко:
1. Членом СРО должны быть организации, которые заключают договор напрямую с Заказчиком . При этом сумма договора значения не имеет (на объекты менее 3 млн.руб. не нужно СРО только при выполнении СМР ). Их подрядчикам СРО не обязательно.
2. В организации должно быть минимум два ГИПа . Причем должность ГИП должна быть основной (прописана в трудовой книжке). Данная должность должна быть и у строй-монтажных организаций. Наше СРО готово проводить аттестацию ГИПов и включение в реестр бесплатно, при условии, что деньги не потребуют с него.
3. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется . Только на строителей.
4. До 1 июля 2017 г. действует нынешнее свидетельство СРО. С 1 июля свидетельства, как такого не будет. Будет только электронный реестр членов СРО. Можно получить выписку из реестра.
5. Видов работ, как таковых, не будет . Член СРО сможет выполнять любые проектные работы, в том числе и на опасных производственных объектах
6. Ввели новое понятие технический заказчик. Он так же должен являться членом СРО

СРО - основные изменения в 2017 году

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Все изменения можно подразделить на 3 группы:

Изменения, связанные с «регионализацией» строительных СРО;

Изменения, касающиеся категории лиц, которым требуется СРО;

Изменения, в части формирование второго компенсационного фонда «Обеспечения договорных обязательств».

1. Реогионизация

В настоящее время строительные организации должны состоять только в тех СРО, которые зарегистрированы в субъекте РФ (области, крае, республике), что и сама строительная организация.Если это правило не соблюдается, существует переходный период в течение которого организации должны перейти в "региональные" СРО.

СРО обязательно требуется:

  1. Застройщикам, в случае осуществления самостоятельного строительства;
  2. Техническим заказчикам (физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.);
  3. Организациям и ИП, заключающим прямые договора с застройщиками или техническими заказчиками, если сумма договора более 3 млн. рублей;
  4. Организациям и ИП, заключающим прямые договора с региональными операторами (фонды капитального ремонта) и организациями, эксплуатирующими здания и сооружения, если сумма договора более 3 млн. рублей;
  5. Организациям и ИП, участвующим в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ, если сумма договора более 3 млн. рублей.

СРО не требуется:

  1. Организациям и ИП, заключающим прямые договора с застройщиками или техническими заказчиками, если сумма договора менее 3 млн. рублей;
  2. Организациям и ИП, заключающим прямые договора с региональными операторами (фонды капитального ремонта) и организациями, эксплуатирующими здания и сооружения, если сумма договора менее 3 млн. рублей;
  3. Организациям и ИП, участвующим в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ, если сумма договора менее 3 млн. рублей (тут нужно учитывать цену, которую вы указываете в заявке, а не начальную цену лота);
  4. Организациям с государственным участием;
  5. Физическим лицам, самостоятельно осуществляющим ИЖС;
  6. Организациям и ИП, осуществляющим строительство объектов не являющихся объектами капитального строительства (навесы, киоски и.т.п);
  7. Организациям и ИП, осуществляющим по договору строительный контроль.

Поскольку определены категории лиц, кому требуется членство в строительной СРО, и кому не требуется членство в строительной СРО Перечень видов работ (Приказ № 624 Минрегиона) с 1 июля 2017 года отменяется. Соответственно вид деятельности теперь никак не влияет на необходимость вступления в СРО, только сумма контракта.

Еще пара важных моментов.

8) в статье 52:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций."

т.е. если вы работаете не напрямую с заказчиком (техническим заказчиком), а являетесь субподрядчиком, ограничение на сумму контракта в 3 млн. рублей на вас не действует, договор может быть заключен на любую сумму без наличия членства в СРО. Ответственность за качество исполнения обязательств в данном случае берет на себя генподрядчик.

Статьи 47 и 48 имеют подобную формулировку, т.е. изыскательские и проектные работы допускается выполнять только при наличии членства в проектном СРО (не зависимо от суммы контракта), работать без проектного СРО допускается на субподряде.

3. Размер компенсационного фонда с учетом статьи 55 ГРК РФ

Объем выполняемых работ

Взнос в КФ

возмещения вреда

Взнос в КФ
обеспечения договорных обязательств

Не превышает 10 млн. руб.

Не превышает 60 млн. руб.

100 тыс. руб.

200 тыс. руб.

Не превышает 500 млн. руб.

500 тыс. руб.

2 млн. 500 тыс. руб.

2 млн. руб.

Не превышает 3 млрд. руб.

1 млн. 500 тыс. руб.

4 млн. 500 тыс. руб.

4 млн. руб.

Не превышает 10 млрд. руб.

2 млн. руб.

7 млн. руб.

6 млн. руб.

10 млрд. руб. и более

5 млн. руб.

25 млн. руб.

20 млн. руб.

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

II ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПОСТУПИВШИЕ В АДРЕС НОПРИЗ ОТ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Можно ли разрабатывать рабочую документацию без свидетельства о допуске по подготовке проектной документации? (Вопрос СРО Ассоциация «Объединение градостроительного планирования и проектирование»)

Анализ законодательства показывает, что прямых указаний федерального законодательства в отношении необходимости получения допуска на разработку рабочей документации нет. Тем не менее, имеется ряд документов, обосновывающих решение данного вопроса.

К таким документам следует, прежде всего, отнести Решение ФАС от 23.10.2013 № К-1816/13 «О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов» (см. пункт 1.9 Административного регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. к приказу ФАС от 19.11.2014 № 727/14.

В Решении ФАС от 23.10.2013 № К-1816/13, в частности, указано:

«Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Согласно разделу II Перечня, работы по подготовке проектной документации требуют наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

При этом согласно подпункту «п» пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Согласно Перечню работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем, наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется».

В соответствии с письмом Госстроя России от 13.05.2013 N 3991-БМ/11/ГС:

«....Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем, определение термина «рабочая документация» ГрК РФ не предусмотрено.

В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации».

В письме Минрегиона России от 27.03.2012. № 6853-ДШ/08 сообщается, что:

«Согласно статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей капитального ремонта.

Понятие «рабочая документация» Кодексом не предусмотрено.

В пункте 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение) указано, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объект капитального строительства разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

При этом Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки.

Рабочая документация должна соответствовать проектной документации. Объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываются в задании на проектирование.

Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон) предусмотрено что, безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в:

Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р);

Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона (утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. N 2079).

С учетом изложенного рабочая документация подготавливается с соблюдением требований Федерального закона, стандартов и сводов правил, включенных в указанные Перечни. Действующее законодательство не содержит сведений о необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования, для разработки рабочей документации».

Примечание. Вместо приведенных в письме Минрегиона России Перечней в настоящее время действуют:

1 Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 № 1033).

2 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. приказом Ростехрегулирования от 30.03.2015 № 365 (в редакции приказа Ростехрегулирования от 25.12.2015 № 1650).

На основании изложенного представляется, что на работы по созданию рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо иметь допуск саморегулируемой организации на выполнение проектных работ, а для работ по созданию рабочей документации, которые не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, наличие у исполнителя свидетельства о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией, не требуется.

Какие основные изменения законодательства должны учитывать строительные компании с 1 июля 2017 г.? Какие шаги необходимо предпринять строителям в части СРО до 1 июля 2017 г.? Как измениться компенсационный фонд для строителей? Как осуществить переход к новым правилам регулирования строительного рынка?

Основные изменения в части СРО для строительных организаций связаны со вступлением с 1 июля 2017 г. положений Федерального закона от 03.07.2016 г. №372-ФЗ (далее по тексту – Закон №372-ФЗ), которым внесены поправки в ГрК РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», далее по тексту – Закон №191-ФЗ).

Внесенные изменения преследуют благую цель – создать цивилизованный рынок строительства жилья. Так ли это на самом деле, покажет время.


Проанализируем новации, которые нужно учитывать строительным организациям и быть готовым к ним до 1 июля 2017 г. Прежде всего, изменения связаны с реформированием самой системы СРО.

По общему правилу, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только ИП или компаниями, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (п.2 ст.52 ГрК РФ).

На сегодняшний день существует три вида СРО, основанные на членстве лиц, которые:

    выполняют инженерные изыскания;

    осуществляют подготовку проектной документации;

    осуществляют строительство (ст.55.3 ГрК РФ).

Как и в любой другой отрасли, СРО создается с целью для повышения качества проектных, инженерно-изыскательских, строительных работ. С этой целью разрабатываются стандарты по строительной отрасли, осуществляется контроль за исполнением обязательных требований участниками строительного рынка.

Кто останется в СРО?

С 1 июля 2017 г. сужается круг компаний и ИП, которые обязательно должны быть членами СРО.

Так, обязательное членство в СРО должно быть у компаний и ИП, у которых:

1) заключены договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (по договору строительного подряда) со следующими видами заказчиков:

    застройщиком;

    техническим заказчиком;

    лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения;

    региональным оператором;

2) стоимость договора строительного подряда должна быть более 3 млн.рублей (п.2.1 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Выполнение работ по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

А работы по договорам строительного подряда, заключенными с иными лицами, могут выполняться ИП или компаниями, не являющимися членами таких СРО (п.2 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Технический заказчик – это новое понятие, введенное Законом №372-ФЗ, который:

    заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

    подготавливает задания на выполнение указанных видов работ;

    предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ;

    утверждает проектную документацию;

    подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (п.22 ст.1 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Технический заказчик должен быть членом СРО.

Для того, чтобы подтвердить право на выполнение определенных видов строительных работ с 1 июля 2017 г. достаточно будет только выписки из реестра членов СРО. Таким образом, с 01 июля 2017 года свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные СРО, прекращают свое действие.


Статус члена СРО подтверждает выписка, форма которой утверждена Приказом Ростехнадзора РФ от 16.02.2017 г. №58 (вступает в силу 25.03.2017 г.).

Исключения из правил

Закон №372-ФЗ предусматривает исключения определенного рода строительных компаний, для которых необязательно членство в СРО.

Например, с 1 июля 2017 г. не требуется членство в СРО:

    государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика;

    Оммерческих организаций, в уставных капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений составляет более 50 %, в случае заключения ими договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п.2.2 ст.52 ГрК РФ в ред. с 01.07.2017 г.).

Закон №372-ФЗ делает послабления для учреждений и предприятий с государственной долей участия в них. Таким компаниям предоставляются определенные привилегии, что ставит под сомнение саму цель создания СРО – безопасность объектов капитального строительства.

Также с 1 июля 2017 г. могут не быть членами СРО:

    компании, созданные публично-правовыми образованиями при заключении ими договоров в установленных сферах деятельности;

    компании, если в их уставном капитале 50% доля публично-правовых образований, при заключении ими договоров с соответствующими органами власти в установленных сферах деятельности;

    технический заказчик, если он представляет вышеуказанных лиц;

    физические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома.

Но, в любом случае, если стоимость договора строительного подряда менее 3 млн.рублей, то компании и ИП могут не быть членами СРО.

Квалификационные требования к членам СРО

Более жесткие требования предъявляются и к членам СРО.

Требования к членам СРО, устанавливаемые в ее стандартах и во внутренних документах СРО, не могут быть ниже, чем минимально установленные в ст.55.5 ГрК РФ.

Систематизируем их в таблице:

Требования к ИП, а также руководителю строительной компании (пп.1 п.6 ст.55.5 ГрК РФ)

Требования к специалистам у ИП или компании (пп.2 п.6 ст.55.5 ГрК РФ)

Наличие высшего образования соответствующего профиля;

Наличие специалистов, трудовая функция которых включает организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов;

Стажа работы по специальности не менее чем пять лет

Не менее двух специалистов по основному месту работы

Таким образом, руководитель компании и ИП должны помимо опыта работы иметь соответствующее профильное строительное образование. На практике не каждый директор строительных компаний имеет специальное высшее образование, обладая при этом огромным опытом в строительном бизнесе.