Последние статьи
Домой / Регистрация фирмы / Т 34 образца 1940. Появление в армии

Т 34 образца 1940. Появление в армии

Ему приказали увеличить броню до 45 мм. Но металл зря расходовать не стали и сначала проверили его ходовые характеристики, просто погрузив балласт, соответствующий массе дополнительных бронелистов.

Т-34-76

Т-34-76 в г.Познань

Т-34-76 зимой

Т-34-76 в атаке

Т-34-76 в бою

Колона Т-34-76

Т-34-76 на марше

Подбитый Т-34-76

Памятник Т-34-76

Подбитый Т-34-76

Подбитый Т-34-76

Брошенный Подбитый Т-34-76

Экипаж Т-34-76 готовит танк к бою

Т-34 с орудием Ф-34

Т-34-76

Т-34-76 в бою

Т-34-76 внутри

Захваченный Т-34-76

Захваченный немцами Т-34-76

Новый танк с возросшей броней получил заводское обозначение А-34. В октябре-ноябре 1939 года весь завод трудился не покладая рук. Правительство жестко поставило задачу построить 2 образца танка к 7 ноября, чтобы они смогли принять участие в параде. Однако танки так и не построили вовремя. Основные трудности заключались в изготовке броневых листов. При сгибе в определенных местах появлялись трещины. Большие размеры (по тем временам) цельных бронелистов также значительно усложняли работу над ними.


Схема Т-34 обр. 1940
Т-34 обр.1940 расп. экипажа

Тем временем 19 декабря закончились испытания догруженного А-32. В этот же день вышло постановление «О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г.

Выписка из этого постановления про А-32 (Т-32):

“…Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемаша, со следующими изменениями:

Присвоить название указанному танку Т-34…».
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76-мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
Присвоить название указанному танку Т-34…”.

Позже одним из условий принятия этого танка на вооружение стало преодоление 2000-километрового пробега. Первый А-34 (будущий Т-34) сошел с конвейера завода в январе 1940 года, а второй в феврале. И тут же они были отправлены на заводские испытания пробегом. Однако уже после 250 км у первого сломался двигатель, что еще замедлило “наматывание” пробега.

К концу февраля первая машина прошла 650 км, а вторая — 350. Стало ясно, что к марту “намотать” 2 тыс. км каждой машине не удастся, а ведь именно на март назначены гос.испытания. Было созвано экстренное собрание на заводе, на котором решили, что танки отправятся своим ходом в Москву. Так они и километраж “намотают”, и успеют вовремя. Главой экспедиции был назначен главный инженер и конструктор машины — Михаил Ильич Кошкин.

В ночь на 5-ое и 6-ое марта колонна отправилась в путь. В нее входили 2 танка А-34 и два тягача “Ворошиловец”, один из которых был оборудован под спальные места, а другой — для множества запасных частей и топлива. Маршрут был строго “секретным”, обходил все населенные пункты и мосты.Первая поломка была уже примерно через 80 км после начала пробега. У одного из танков сломался фрикцион, что делало движение танка невозможным. Кошкин решил не ждать, пока танк починят, а принял решение двигаться дальше, предварительно вызвав с завода бригаду для ремонта.

Первый танк прибыл в Москву 12 марта, а уже 17-го марта оба танка были представлены правительству на Ивановской площади Кремля. Этот беспрецедентный перегон тяжело сказался на здоровье конструктора Кошкина. Он заболел пневмонией и умер 26 сентября 1940 года в санатории “Занки”, где проходил лечение.

Сталин лично одобрил машину и сказал обеспечить всем необходимым ХТЗ для серийного производства танка. Танк был принят на вооружение 7 июня 1940 года и выпускался до 1958 года. В Российской Федерации официально танк сняли с вооружения лишь в 1993 году. Некоторые модификации танка до сих пор состоят на вооружении ряда стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Вооружение танка Т-34

Так как первоначальную пушку Л-11 достаточно быстро сменила Ф-34, остановимся на характеристиках именно Ф-34.

Масса орудия, кг – Около 1700
Боекомплект, сн. — 77
Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
Прицельная дальность, м, — 1500
Углы вертикальной наводки, град.: -5° +28°
Бронепробиваемость:
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
Подкалиберный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 100+/90°
Скорострельность, выстр./мин – до 5
Дополнительное вооружение:
Два пулемета ДТ. Один спарен с орудием, второй — курсовой.

Тактико-Технические Характеристики танка Т-34

Масса, т — 25,6
Экипаж, ч — 4.Командир (он же наводчик), Заряжающий, Стрелок-Радист, Механик-Водитель.
Длина корпуса, мм — 5920
Ширина корпуса, мм — 3000
Высота, мм — 2405

Бронирование

Градусы наклона измерены по отношению к вертикали.
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 47°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13-16
Крыша корпуса, мм 16-20
Лоб башни, мм/град. 45
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 45 / 30°
Корма башни, мм/град. 45 / 30°
Крыша башни, мм 15 / 84°

Ходовые качества

Мощность двигателя, л. с. — 500
Максимальная скорость, км/ч — 54(По другим данным — 48).
Запас хода по шоссе, км — 300
Удельная мощность, л. с./т — 19,5
Преодолеваемый подъём, град. — 36°

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

Т-34М — Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.

Т-34-57 — Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.


Т-34-76 обр.1941 г. — Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений — это установка новой 76-мм пушки Ф-34.


Т-34-76 обр 1941 — первый справа

Т-34-76 обр.1942 г. — Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.


Т-34-76 обр.1943 г. — Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.


— минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.


Т-34-100 — Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.


Прочая техника на на базе Т-34:

— Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.


ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34

СУ-122 — Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.


СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943

СУ-85 — Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.


СУ-100 — Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.

СУ-101 и СУ-102 — Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 — 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.

Т-34Т — Тягач . Принят на вооружение в 1942 году.

СПК-5 — Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.

ТМ-34 — Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.

Т-100 — Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.


(Не точно) — ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.


Боевое применение Т-34

Первый свой боевой опыт Т-34 получил в Великой Отечественной войне. К началу войны было выпущено чуть больше тысячи машин, в приграничных округах находилось 926 «тридцатьчетверок».

Встреча с новыми советскими танками (Т-34 и КВ) стала для немецких войск настоящим сюрпризом. По своим боевым характеристикам Т-34 превосходил практически все имевшиеся на тот момент танки вермахта, однако неудовлетворительное знание экипажами новой техники, тактические просчеты в использовании танков, дефицит боеприпасов, топлива и ремонтно-эксплуатационных средств сводили все преимущества на нет.

В хаосе первых месяцев войны большинство машин было попросту брошено из-за поломок или нехватки топлива. Да и в целом удельный вес «тридцатьчетверок» на фоне БТ-7 и Т-26 был весьма низок.

Ситуация изменилась осенью 1941-го года, когда количество Т-34 в войсках существенно возросло и они стали представлять для немецких танков гораздо более серьезную угрозу, о чем говорят многочисленные свидетельства противоположной стороны.

К концу 1941 года Т-34 становится уже основным советским танком, играя ключевую роль во всех крупных сражениях. Начиная с 1942 года «тридцатьчетверок» выпускается больше, чем всех остальных советских танков вместе взятых.
На Т-34 воевали такие признанные танковые асы, как Д.Ф. Лавриненко (52 уничтоженных немецких танка за 2,5 месяца – лучший результат среди советских танкистов), В.А. Бочковский, Н.Д.Моисеев, К.М. Самохин, А.Ф. Бурда и другие.

Вплоть до битвы на Курской дуге Т-34 продолжал превосходить практически все немецкие танки, однако летом 1943 года ситуация изменилась. Появление новых немецких танков и ПТ-САУ значительно ослабило позиции Т-34, что в конечном счете привело к появлению модификации Т-34-85, постепенно ставшей вытеснять из войск Т-34 с 76-миллиметровой пушкой.
К началу 1945 года Т-34-76 в войсках уже практически не осталось. Некоторое их количество приняло участие в разгроме японской армии.

Т-34 в кино

Несмотря на очень большое число выпущенных Т-34-76, после войны экземпляров этого танка сохранилось мало. Поэтому в фильмах этот танк практически всегда заменяет модификация Т-34-85, как это было, например, в знаменитом сериале «4 танкиста и собака» или в фильме «Горячий снег».

Подлинные экземпляры Т-34-76 присутствуют в следующих кинофильмах:

«Два бойца»
«Иван Никулин - русский матрос»;
«Великий перелом» (были показаны Т-34-76 обр. 1942 года с командирской башенкой и без неё);
«Жаворонок» (для этого фильма специально реконструировали Т-34-76 на студии Ленфильм).

Т-34 в видеоиграх

Будучи долгое время основным советским танком Великой Отечественной войны, Т-34-76 представлен в большинстве видеоигр, посвященных , например, в таких, как:
Блицкриг 1,2
В тылу врага 1,2
Вторая мировая
Стальная ярость
Сталинград
День Победы
Call of Duty, Call of Duty: World at War
World of Tanks
War Thunder

Лицо первое – образца 1940/41 годов.

Танк Т-34 стал самым массовым танком 2 мировой войны. Он производился с 1940 по 1947 годы в нескольких модификациях, которые существенно отличались одна от другой. Основными из них можно назвать четыре.

  • Т-34-76. Танки образца 1940/41 годов;
  • Т-34-76. Танки образца 1942/43 годов;
  • Т-34-85. Танки образца 1943/45 годов;
  • Т-34-85. Танки образца 1945/1947 годов.

В этой статье мы поговорим о Т-34-76 образца 1940/41 годов. Как мы знаем танк Т-34 был принят на вооружение Красной армии 19.12.39, несмотря на очень большое количество недостатков, выявленных в ходе полигонных испытаний. Подробнее о конструкции и присущих ей конструктивных недостатках вы можете прочитать на этом же сайте. Мы ещё вернёмся к данной теме в течение года.

Говоря о тридцатьчетвёрке первых серий необходимо отметить. Что данные машины также достаточно серьёзно отличались друг от друга в зависимости от года выпуска (1940, 1941, 1942) и завода-изготовителя.

На 1940 год танковым заводам, которым поручили выпуск нового танка (головной – завод № 183, вторым предприятием должен был стать СТЗ) первоначально поставили задачу выпустить 150 новых танков. Однако в июне 1940 года этот план увеличили до шестисот машин. 500 из них должен был изготовить завод № 183, 100 – СТЗ.

Но, как и большинство не просчитанных технических заданий того периода, эти цифры остались только на бумаге. Реальность выглядела удручающей. На 15.09.40 из ворот ХПЗ вышло только … ТРИ (!) серийных танка. А первая серийная тридцатьчетвёрка покинула территорию СТЗ только в 1941 году.

Первые серийные образцы также направили на интенсивные полигонные испытания.Их результаты были настолько неудовлетворительны, что в полный рост встал вопрос о прекращении производства Т-34 (выпуск танка был приостановлен по приказу заместителя НКО) и разработке новой машины, Т-34М, имевшей более мощную броню (75 мм), торсионную подвеску, башню с существенно большим объёмом заброневого пространства и командирской башенкой.

Экипаж новой машины должен был состоять из пяти человек. Но до начала войны собрать даже одну такую машину не успели, хотя основные агрегаты и механизмы были уже изготовлены.

Лишь личное вмешательство Наркома обороны К.Е.Ворошилова позволило возобновить выпуск танка Т-34.

На 1941 год, согласно постановлению, принятому СНК СССР и ВКП (б) 05.05.41, от танкостроителей потребовали изготовить 2800 танков (ХПЗ – 1800, СТЗ-1000). На 01.05.41 харьковчане смогли изготовить 525 новых танков, а сталинградцы всего 130.

Итак. Что же представлял собой Т-34 образца 1940 года?

Сваренный из катаных бронелистов корпус, передний верхний лобовой лист которого имел наклон в 60 градусов, а верхние бортовые – 45 градусов. В лобовом листе – люк механика-водителя с центральным смотровым прибором. Боковые смотровые приборы размещались под углом 60 градусов к продольной оси танка и располагались по бокам люка. Справа от люка устанавливался пулемёт ДТ в шаровой опоре. Его прикрывал бронеколпак.

Танк имел сварную башню обтекаемой овальной формы. По бортам башни размещались смотровые приборы. Ещё один прибор, теоретически обеспечивающий круговой обзор, размещался в крышке башенного люка. Но размещался настолько неудачно, что пользоваться им практически было невозможно. В кормовом листе башни имелась посаженная на болты дверца. На отдельных танках стояли литые башни, имевшие бронирование борта52 мми крыши –20 мм. При этом основания смотровых приборов отливали вместе с башней.

Первые танки вооружались пушкой Л-11 (ствол длиной 30,5 калибра). Затем появилась Ф-34 (41 калибр). Замена вооружения прошла безболезненно для конструкции. Изменения коснулись только броневой маски качающейся части. К августу 1941 года практически все танки стали вооружаться именно этой пушкой.

После начала войны к производству Т-34 решением ГКО за № 1 подключили ещё один завод, № 112, находившийся до этого в распоряжении Наркомсудпрома. (Завод «Красное Сормово»). Одновременно с этим заводу № 112 разрешили вместо дизеля В-2 ставить на танки авиационные бензиновые двигатели М-17, выпуск которых налаживали на ГАЗ. Эта мера была вынужденной, так как единственный завод, выпускавший в СССР дизель В-2, № 75 (Харьков) был не в состоянии выпускать потребное количество моторов. Попытка развернуть их выпуск на ХПЗ также не увенчалась успехом, так как стремительное наступление противника вынудило принять решение об эвакуации всех производственных мощностей по выпуску В-2 обоих заводов в Сталинград (СТЗ). Здесь дизеля начали выпускать уже в ноябре 1941 года. Но это была капля в море. А 75 завод ехал на Урал.

112 заводу была поставлена задача: изготовить в 1941 году 700-750 танков Т-34. Фактически фронт получил 173 танка. С октября по декабрь 1941 ХПЗ продукцию не выпускал. Завод эвакуировали на Урал.

Осенью 1941 года единственным заводом, производившим Т-34, остался СТЗ. Для повышения эффективности работы предприятия в Сталинграде практически был создан почти замкнутый цикл производства танка. Все основные элементы. Включая пушки. Изготавливались на месте. Аналогично обстояли дела и на двух других заводах, в Тагиле и Горьком.

Каждый из заводов имел свой станочный парк и технологические возможности. Поэтому с учётом вышесказанного, в конструкцию танка вносились определённые дополнения или изменения. Теоретически считалось, что все они должны быть первоначально согласованы с КБ завода № 183. но только теоретически. Поэтому свой внешний вид имел танк каждого завода.

До декабря 1941 СТЗ и ХПЗ выпускали практически идентичные по внешнему виду машины. 112 завод начал менять конструкцию первым. Сказалась специфика судостроительного предприятия. В декабре здесь начали изготавливать упрощённые бронекорпуса (после газовой резки механической обработки кромки не проводилось, детали корпуса стали соединять «в четверть». Лобовой лист соединялся с подкрылками и бортами шиповыми соединениями. А с марта 1942 года башни сормовских танков изготавливались без кормового люка. Ещё одним характерным отличием Т-34, родившегося на заводе №112, был козырёк на крыше корпуса и большое количество поручней на башне и корпусе.

В Сталинграде большую часть штампованных и сварных деталей поменяли на литые, благо для этого имелись все возможности. В то время литейный цех СТЗ занимал 2 место в МИРЕ по своей мощности. Перебои с резиной заставили отказаться от резиновых бандажей на траках и переходу на изготовление литых катков с внутренней амортизацией. Убрали её также с ведущих и направляющих колёс. С 1942 года, по примеру горьковских танкостроителей, СТЗ перешёл на выпуск башни и корпуса по упрощённым технологиям.

В Нижнем Тагиле ходовая часть также подверглась значительным изменениям, аналогичным введённым на СТЗ.

Всех изменений невозможно перечислить даже в десяти таких статьях. Поэтому заканчивает о нашем первенце. В следующей статье поговорим о танке, выпускавшемся в 1942/43 годах.

Самый известный танк, созданный в СССР. По распространенному мнению лидер в номинации «Лучшие танки Второй мировой войны». Прямой потомок легких танков БТ. Прототипом Т-34 были экспериментальные легкие танки - колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Летом 1939г на харьковском полигоне проведено сравнительные испытания машин А-20 и А-34, в ходе которых было выявлено сходство их ТТХ. Оба танка показали примерно равную скорость на гусеницах. По прохождении испытаний принято решение строить новый танк, с индексом А-34, на основе прототипа А-32.

Рождение Т-34.

На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.

17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.

Начало производства.

Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.

Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.

Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112).

Оценка машины.

В соответствии со штатами 1940 года, «тридцатьчетверки» должны были входить в все вновь организованные механизированные корпуса. В составе каждой из двух танковых дивизий мехкорпуса должно было входить 375 танков, из которых средних танков – 210. В каждой мехдивизии 275 танков, из них семнадцать Т-34. Остальные – легкие танки Т-26 и БТ , в танковые дивизии вошло еще 63 тяжелых танков КВ. Из этого следует, что только для пополнения техникой, согласно штату тридцати вновь сформированным корпусам требовалось не много немало 8760 средних танков новой конструкции.

К серьезным недостаткам танка Т-34, выявленным еще в довоенное время, относили плохой обзор, загруженность командира, не позволяющая ему осуществлять управление танком на протяжении боя. Стесненность экипажа, конструктивная «сырость» узлов и агрегатов. Но будем справедливы, доводка конструкции у тех, же немцев занимала, куда большее время. Танки, на доводку которых потратили сопоставимое время надежностью конструкции или завершенностью конструкции не отличались. Осенью сорок первого года, в условиях крайнего дефицита двигателей В-2, некоторая часть Т-34 оборудовали карбюраторным мотором М-17. Хотя Т-34 несколько терял в средней скорости. Несколько десятков машин, вместо штатного орудия оборудовали 57-мм пушкой. Данные танки несли службу в составе двадцать первой танковой бригады, которая участвовала в обороне Москвы на протяжении осени сорок первого года.

Решение достаточно спорное, поскольку осколочное действие трехдюймового снаряда было гораздо выше, чем пятидесяти семи миллиметрового. Качество снарядов 57-мм снарядов хромало, а БС штатной пушки Т-34 оказалось вполне достаточно для немецких боевых машин. Вопрос об оснащении Т-34 57-мм пушкой, быстро потерял актуальность, поскольку вскоре выпуск таких орудий был и прекращен.

Высокая себестоимость машины, на протяжении сорок первого года, была снижена примерно в два раза, до 249256 руб. Подавляющая часть Т-34 выпуска сорокового года потеряна в сражениях сорок первого. Тогда как танки, выпущенные на протяжении сорок первого - сорок второго годов использовались довольно долгое время. Наиболее долго- на Ленинградском фронте- тамошние Т-34 участвовали в Выборгском наступлении лет сорок четвертого года. На протяжении сорок второго года промышленность изготовила 12 527 машин для фронта. При этом себестоимость удалось еще снизить:

ХПЗ(№183)

"Красное Сормово"

УЗТМ №173
165 810 209 700 273 800 312 700

Главным образом себестоимость Т-34 снижали за счет упрощения машины в производстве. Только в сорок первом году, внесли несколько тысяч улучшений, для упрощения конструкции и технологии производства. Кроме того не следует забывать о широком применении в процессе производства малоквалифицированного труда.

Компоновка танка Т-34 выпуска 1940-41гг.

Компоновка танка Т-34 выпуска 1942г.

Схема танка Т-34 выпуска 1941 года, завод №183.

Схема танка Т-34 выпуска 1942 года, завод № 183.

Схема танка Т-34, 1942 г, завод № 183, шестигранная башня.

Интересный факт. В сорок втором году ГАБТУ отказалось оплачивать Т-34 изготовленные заводом «Красное Сормово», по причине большого процента брака. Для разрешения конфликта, руководству завода пришлось обратиться непосредственно к Л.Берия. А вообще, даже И. Сталин как дал объективную оценку продукции этого-то завода «Сормовскими уродами».

Т-34, которые изготовили в 1942 году, отличались от машин предыдущих лет выпуска, не только с виду. Что обусловлено условиями производства: производство разворачивалось в условиях эвакуации, когда предприятия начинали работать буквально под отрытым небом; подавляющую часть занятых рабочих составляли женщины и дети- рабочие мало квалифицированные: примерно 50% - женщины, 15%-старики и 15% дети; не выполнились необходимые для производства технологии.

Все это определило снижение боевых качеств машин 1942-43гг выпуска. Нередко масса Т-34 была выше паспортной, а двигатели развивали гораздо меньшую мощность. С конвейера сходили танки массой в 31-32 тонны, с двигателем мощностью в 320-360л.с. Тогда как по паспорту полагалось иметь вес в 28,5 тонн и двигатель в пятьсот лошадиных сил. Как следствие танки Т-34 развивали скорость по шоссе около тридцати пяти километров в час вместо положенных пятидесяти. Проблем добавляла КПП. Нередко танки Т-34 могли двигаться только на второй или четвертой передаче, на остальных мотор попросту глох. Снизился межремонтный ресурс.

Теме не менее, утверждение, что танк Т-34 был плох, не соответствует истине. Недостатков не был лишен не один из танков Второй мировой войны. Дело в следующем. Если одни нации могли производить бронетехнику в практически мирных, а то и мирных условиях, то СССР разворачивал производство в условиях эвакуации. И поэтому находился в наихудших условиях среди государств – участников Второй мировой войны.

Например, даже танковая промышленность Германии, не говоря уже ос союзниках, находилась в гораздо более выигрышных условиях. Прагу, в которой выпускали танки и самоходки для немецкой армии, вообще не бомбили, а последняя продукция покинула цеха уже в сорок пятом году во время Пражского восстания.

Поэтому офицеры военной приемки не могли проводить жесткую политику выбраковки Т-34, не соответствующих паспортным характеристикам. Фронт требовал танков, и такие действия могли лишь поспособствовать противнику. В сорок втором году, серьезно встал вопрос самого существования государства, и поэтому выбора особо и не было.

ТТХ танка Т-34.

Т-34-76
выпуска
1941 года

Т-34-76
выпуска
1942 года

Т-34-76
выпуска
1943 года

Боевая масса, т. 28,12 28,12 28,2 - 30,9
Экипаж, чел. 4 4 4

Основные размеры:
Длина с пушкой вперед, мм

5920 5920 5920
Ширина, мм 3000 3000 3000
Высота, мм 2400 2400 2520
Клиренс, мм 400 400 400
Пушка, тип, калибр, мм Ф-34, 76мм Ф-34, 76мм Ф-34, 76мм

Боекомплект снарядов,
штук

77 77 100
Пулемет, количество, тип,
калибр, мм
ДТ, 2 х 7,62 ДТ, 2 х 7,62 ДТ, 2 х 7,62

Боекомплект патронов, шт.
(с рацией/без рации)

2646/2394 2646/2394 3600

Бронирование:
Верхний лобовой лист,
мм/град

45/60 45/60

Нижний лобовой лист,
мм/град

45/53 45/53

Подкрылок, мм/град.

40/40 45/40
Борт, мм/град 45/0 45/0
Лоб башни, мм/град 45
(52 литая)
52
Борт башни, мм/град 45
(52 литая)
52
Максимальная скорость по
шоссе, км/ч
55 55
Запас хода, км (шоссе/проселок) 300/250 300/250
Преодолеваемый подъем, град 30 30
Крен, град. 25 25
Стенка, м 0,75 0,75
Брод, м 1,3 1,3
Двигатель, тип, марка Дизель,
В-2-34
Дизель,
В-2-34
Мощность, л/с 500 500
Емкость топливных баков,
л (внутренних/наружных)
460/134 540/270

Коробка перемены пере-
дач, тип

Механи-
ческая
четырех-
ступенча-
тая

Механи-
ческая
четырех-
ступенча-
тая

Число передач, вперед/
назад

4/1 4/1 или 5/1
Механизм поворота, тип

Бортовые
фрикци-
оны

Бортовые
фрикци-
оны

Радиостанция 71-ТК-З

71-ТК-З
или 9Р

Диаграмма производства танка Т-34

Схема бронирования танка Т-34

На Т-34, выпуска сорок второго года, устанавливали башни разной формы. Если поначалу, башни первых танков незначительно отличались друг от башен выпуска сорок первого года, то к концу года Т-34 получили литую башню.

Не соответствует действительности утверждение, что на Т-34 вместо броневой стали использовалась едва не котельную сталь. Правда состоит в том, что из-за дефицита брони, некоторое количество машин имели в структуре бронекорпуса детали из нестандартной брони. В некоторых случаях Т-34 имели катки двух, а иногда и трех типов. Качество брони несколько снизилось вследствие утраты месторождений никеля и марганца, которые были расположены на оккупированной Украине. Но вскоре качество брони удалось повысить до приемлемого, благодаря поставкам из Заполярья. Кроме того исправлению ситуации помогли поставки по ленд-лизу меди, алюминия никеля и других материалов которые были в устойчивом дефиците.

Центры производства.

Всего на протяжении 1940-44гг. промышленность выпустила 350312 Т-34 с 76-мм пушкой. Из них 1170 танков вооруженных огнеметом. Колебания цены в сорок третьем году колебалась от 136 до 141 тысяч рублей на заводе №183 и до 210 700 руб. на заводе №174. Танк Т-34 с 76-мм пушкой выпускался на следующих заводах:

  • Харьковский завод (эвакуирован в Нижний Тагил, сохранил номер и получил наименование УТЗ им. Коминтерна);
  • «Красное Сормово», завод №112 в г.Горький;
  • УЗТМ, в городе Свердловск;
  • Сталинградский тракторный (до конца 04.1942г);

Заключение.

Танки Т-34 выпущенные в сорок втором - сорок третьем году находились в составе танковых частей до конца войны и принимали участие в наступательных операциях того периода. В сорок пятом году часть этих танков была переброшена на Дальний Восток и в Забайкалье. Там Т-34 участвовали в Маньжурской операции. Окончательно танки этой модификации выведены из штатов в конце сороковых годов.

Описание конструкции танка Т-34.

Корпуса.

Харьковские корпуса. Бронекорпус танка Т-34 на протяжении производства подвергся множеству изменений. Броня для корпуса поступала с г.Мариуполь. Кромки броневых листов соединялись между собой «в четверть», что обеспечивало плотное соединение. Сварка, исключительно ручная, по своему качеству вызывала много нареканий, ходя с виду, выглядела весьма неплохо. Если принять за некую точку отчета появление первого бронекорпуса опытной серии, тогда изменения в конструкцию внесли в мае 1940г.

Первоначально технология производства представляла собой следующий цикл – отпуск бронелиста, термообработка предваряющая гибку листа, обработка торцов, шлифовка поверхностей, штамповка, закалка. Достаточно сложный процесс, который давал много брака. Для упрощения, мариупольские инженеры, рекомендовали разделить лобовой лист на два листа, соединив их балкой. Балку изготавливали штамповкой из бронелиста. И это привело к увеличению веса танка Т-34 на сто килограмм.

Глубокая выштамповка над люком мехвода, в некоторых случаях заменялась отдельной деталью и приваривалась к лобовому листу. Сварные соединения полностью заменили клепанные в конце лета 1940г. Данный тип бронекорпуса выпускали на протяжении срока производства до эвакуации, и был эталоном для других заводов.

Сталинградские корпуса. Первоначально бронекорпуса собирали из тех же деталей, что и корпуса харьковского производства. Однако отличия все же имелись. Так жалюзи на верхних крышках МО, заменили более простыми по конструкции решетками. Вторым нововведением был буксирный крюк сначала без фиксатора троса, потом с фиксатором. Крюк крепили вначале заклепками, а впоследствии сваркой.

Выштамповку над люком сделали значительно меньше. Одни из трех приборов наблюдения убрали, а оставшиеся два направили вперед. Для уменьшения резко возросшей мертвой зоны мехводу добавили прибор кругового обзора.

После того как Мариупольский завод отправился в эвакуацию основным подрядчиком по производству бронекорпусов стал завод №264. Техническое оснащение завода (Сталинградская судоверфь) не позволяла вести раскрой бронелиста в требуемом количестве по мариупольской технологии. Для исправления ситуации пришлось ввести соединение бронелистов «в шип». Соединение «в четверть» осталось только при соединении крыши БО с лобовым листом.

Люк трансмиссионного отделения танка Т-34 только литой. Внешне такие люки отличались только тем, что были немного выше и шире, хотя размеры выреза люка остались прежними. Незначительно изменился люк мехвода, вырез под приборы наблюдения стал более пологим. «Подкову» шаровой установки, заменили кольцом.

На следующем этапе изменений отказались от соединения «в шип» крыши корпуса с бортовыми листами. Данный тип бронекорпуса встречается на поздних танках Т-34. Для этого типа корпуса характерно крепление бронезащиты выхлопных патрубков при помощи восьми болтов, а не семи как было ранее.

Сормовские корпуса. Производство бронекорпусов на «Красном Сормово» со сборки с харьковских комплектующих. Ранние сормовские корпуса внешне не отличимы от харьковских. С начала освоения производства бронекорпусов Т-34 начаты работы по адаптации технологии под местные условия. Подобный подход нашел понимание со стороны руководства и соответствующим постановлением наркомата обороны заводу были развязаны руки в этом направлении. Заводу было разрешено вносить любые изменения в ТУ и чертежи при условии не нарушения узловой совместимости.

Тем не менее, в октябре цеха покинули только двадцать танков Т-34. Эти машины оснащались карбюраторными моторами М-17, отличались ли они внешне от дизельных танков неизвестно. Все машины были с корпусами раннего типа, комплектующие для них поставляли для них заводы-смежники.

Первые отличия были сродни отличиям в бронекорпусах сталинградского типа, хотя и не аналогичные. Самое заметное отличие - круглый люк доступа к трансмиссии и прямой нижний лист кормы. Большие петли верхнего кормового, который перекрывал нижний лист- наиболее яркое отличие сормовских танков Т-34. Данные петли расположили в небольшом вырезе, геометрические размеры которого были не постоянны, а иногда этот вырез вовсе отсутствовал.

В отличии от своих сталинградских коллег, сормовчане использовали соединение характерной треугольной формы для соединения крыши БО с верхним лобовым листом, а также нижнего лобового с днищем. Также характерную треугольную форму имел выступ предохранявшей прибор наблюдения, установленный на лобовом листе. Сетка, закрывающая жалюзи крепили при помощи трех петель. Разработано и устанавливалось на серийные танки Т-34 буксирное приспособление, для буксировки артиллерийского орудия за танком. Это было сугубо сормовское нововведение.

На следующем этапе, отказались от выштамповки над люком мехвода, а также третьего прибора наблюдения. Также в это время появилась бронемаска пулемета. После отработки нового способа установки орудия появилась возможность отказаться от заднего люка в башне. Еще одной характерной особенностью было множество приваренных к корпусу металлических планок, служивших, по мнению конструкторов от заклинивания узлов танка Т-34 фрагментами снарядов. А также множество разных поручней скоб.


В сорок третьем году было принято принципиальное решение унифицировать корпуса Т-34. Начались поставки кроя с Урала и корпуса танков различных заводов стали более похожими между собой. Круглый люк в корме увеличили в диаметре и сместили вправо. После освоения автоматической сварки при производстве бронекорпусов Т-34, отказались от шипового соединения листов.

Уральские корпуса. Пройдя несколько этапов эволюции, Нижний Тагил наладил выпуск бронекорпусов нового типа. Основная заслуга в этом принадлежит введению автоматической сварки, а именно институту Патона который эвакуировали на УВЗ. Применение автоматической сварки, для которой предпочтительны прямые длинные швы, обусловило отказ от шипового соединения бронедеталей, за исключением лба корпуса с бортами танка.

К выпуску бронекорпусов УЗТМ подключился весной 1942 года. В начальный период, часть корпусов изготавливали по упрощенной технологии, что было связано с технологическими проблемами. Летом текущего года, задача значительно усложнилась - от завода требовалось наладить выпуск Т-34 целиком. Так же, в этот период к программе производства среднего танка подключился Челябинский завод.

Конструкторская документация по танку Т-34 на оба завода была доставлена из Нового Тагила, тогда как в Омск как из Нижнего Тагила, так и со Свердловска. Как следствие всего этого, так и того что УЗТМ (и не он единственный) отправлял комплектующие для остальных заводов, бронекорпуса этих заводов не имели хорошо узнаваемых черт, в отличие от предыдущих.


Известно только о нескольких внешних особенностях. Например, поручни «сборной конструкции», челябинских танков, наподобие тех, что устанавливали на КВ. Но такие, же поручни иногда встречаются и на машинах выпуска других заводов, за исключением омского. Сетка жалюзи, помимо штамповки, выпускалась гнутой, что более характерно для УЗТМ.

Точно известно, что ЧКЗ с 10.10.42г. стал устанавливать кронштейн крепления танковой печи, с 22.10.42г. поручни для десантников, а с января защита пулемета стала закрывать ствол полностью, а не треть. К лобовой балке танка Т-34 приваливали табличку с номером, очень часто только по ней можно определить достоверно место изготовления машины.

Башни Т-34.

Харьковские башни. Башен первого серийного варианта выпустили всего около 10 штук, две из них предназначены танков, которые собрали для показа членам правительства. Револьверные порты, как и приборы наблюдения, расположены точно по оси башни. Башенный люк плоский с прибором для кругового наблюдения в центре. Некоторые из этих танков Т-34 использовали для целей обучения, а некоторые отправили в армию.

Башни следующей серии уже отличались по своей конструкции. Военные требовали увеличения внутреннего объема, для чего пришлось сместить линию сгиба бортового листа. Как следствие, приборы наблюдения переместились на плоскость направленную под несбольшим углом вперед. Т-34 с такими башнями выпустили около 16 штук в период конец августа - начало сентября 1941 года. Другое требование военных – перенести рацию в корпус из башни выполнили в процессе производства.

На следующем этапе увеличили люк над головой командира, который получил выштамповку. Бронедетали башни выпускал завод в Мариуполе. Здесь же была освоена литая башня. Литая башня была тяжелее на 200 кг, но не имела каких либо преимуществ по противоснарядной стойкости. Основное достоинство – сокращение цикла производства, увеличение выпуска танков Т-34.

Наиболее заметное отличие этого типа - в кормовой нише ликвидировали скос верхней крышки и задний люк для установки пушки увеличенного размера. Бронировка приборов наблюдения Т-34 вначале выполнялась заодно с башней, затем от нее отказались в целях унификации с башней сварной конструкции. В верхнем люке был убран прибор кругового обзора, дыру под который заваривали заглушкой.

Выпуск сварных и литых башен проходил параллельно. При монтаже в башню пушки Ф-34 по обе стороны маски приваривали защитные гребни.

Одновременно утверждены новые изменения. Диаметр башенного кольца Т-34 изменен 1764 на 1785 миллиметра, а высота самой башни увеличена на тринадцать. По обе стороны маски появились литые гребни. Введены петли вентилятора, а также крепление на шести болтах комового люка. В башнях Т-34 раннего выпуска петли к крышке крепили клепками, а к крыше башни болтами для возможности демонтажа. Башни такого вида выпускались минимально до июня 1941 года.

Последние Т-34, которые были изготовлены в Харькове, не имели выреза в люке под прибор кругового наблюдения, а также только один наблюдательный прибор по борту. Начиная с октября 1941 года Харьковский завод начал свою работу на Урале.


Сормово. Изготовление башен «Красным Сормово» началось аналогично другим заводам, с использования комплектующих из Мариуполя. Однако развитое литейное производство позволило почти сразу перейти к изготовлению собственных башен собственной конструкции. Помимо собственного производства в программе задействованы заводы-смежники Кузнецкий, Кулебакский, Магнитогорский меткомбинаты, а также Новотагильский метзавод.

Башни Сормовского завода отличались от таковых мариупольского более рациональными формами, прежде всего обводов передней части, они были сильнее заострены, а также формой литьевого стыка. Данная мера аналогична «косынкам» сталинградского завода. Вероятно, с февраля сорок второго года башни Т-34 стали комплектовать люком увеличенной толщины с выштамповкой, к этому же времени относят и усиление бронирования маски пушки.

От люка в корме решено было отказаться. Демонтаж пушки в войсковых условиях проводили редко, а кормовой люк увеличивал временные затраты на производство. Предварительно был отработан метод установки пушки Т-34 без кормового люка, как в заводских, так и полевых условиях.

С марта сормовские тридцатьчетверки выпускались без кормового люка, но с бонками удержания домкрата и двумя упорами под гребнями маски. Защитная планка дополняла упоры и предотвращала соскальзывание башни вперед при установке. В средине сорок второго на башне и корпусе установили поручни.

В это же время для командирской панорамы Т-34 и наблюдательного прибора на крыше принята литая бронировка. На передней части стали наносить литьевой номер вначале из трех цифр, затем из четырех. Башни этого типа сохранились в производстве до сорок третьего, уже, когда другие заводы перешли на шестигранные.

Нижний Тагил. Первые Т-34 собранные в Нижнем Тагиле комплектовали башнями, собранными из мариупольских деталей. Процесс освоения собственных, был осложнен утратой при эвакуации технической документации. Данный эпизод не раз упоминается в мемуаристике, вполне вероятно так оно и было. Так что документацию пришлось восстанавливать в предельно сжатые сроки.

Заформовать целиком башню на имевшихся формовочных столах не представлялось возможным. До получения необходимого для этого оборудования решили формовать из нескольких элементов. Полученная башня Т-34 отличалась от предыдущей рядом новшеств опробованных в Сталинграде, так и собственных нововведений.

Т-34 этого периода комплектовали башнями Кулебакского производства и по ряду свидетельств производства УЗТМ. Башня Нижнего Тагила содержала ряд ясно видимых отличий, таких как:

  • бронировка бортовых наблюдательных приборов, которая обеспечивала больший угол обзора;
  • форма среза верхней части пушечной маски;
  • более длинные накладки маски пушки танка Т-34.

Данный тип находился в производстве с начала и вплоть до зимы сорок второго года, когда ей на смену пришла башня шестигранной формы. В виде исключения, на ремонтных Т-34 могли использоваться детали более поздних лет выпуска.

Часть Т-34 с ранними башнями комплектовали 57-мм пушкой, довольно много башен использовали в качестве ДОТ. Существовали башни, выпущенные для бронекатеров и бронепоездов, со своими незначительными отличиями в конструкции.


Сталинградское производство. Первоначально сталинградские башни изготавливали из приведенных из Мариуполя деталей, и по виду они не должны отличаться от харьковских. В конце лета сорок второго в производство были внедрены улучшения разработанные, но не внедренные из-за эвакуации в харьковском производстве. Дефицитный прибор наблюдения для заряжающего нередко не устанавливался вовсе, а на его место ставили заглушку. Крышка вентилятора стала откидываться на петле вперед, затем ее сменила неподвижная крышка крестообразной формы.

До самой осени сорок второго конфигурация башен оставалась прежней. С сентября сорок второго, были начаты работы по отработке нового варианта раскроя бронелиста для башен и корпусов, которые были завершены к концу года. Применительно к башням Т-34 этот метод предусматривал отказ от изгиба бортовых листов в кормовой части.

Главной особенностью этих башен было:

  • увеличен размер задней стенки Т-34, которую крепили 8 болтами;
  • крышка вентилятора крестообразной формы;
  • бронировка бортовых наблюдательных приборов улучшающая обзор (вплоть до выработки задела использовались оба типа бронировки);
  • три детали нижней задней части танковой башни, вместо двух;
  • характерной формы прибор наблюдения башенного стрелка.

Некоторые Т-34 имели люк с выштамповкой увеличенной толщины (вплоть до выработки задела использовались оба типа люков). Петли люка приваривали для упрощения конструкции, хотя это усложняло его демонтаж.

На следующем этапе изменений задняя стенка башни сделана несъемной, подобно сормовским Т-34. На корпуса Т-34 приваривали упоры, в задней части бонки для домкратов, в случае необходимости подъема башни для демонтажа пушки. Данный вариант пошел в серию с мая сорок второго.

Орудийная маска вместо правой и левой частей состояла из верхней части с изгибом, а также плоской нижней части. Передняя часть также стала плоской, в следствии чего появилась выступающая нижняя скула. Щиток орудийной маски более короткий в нижней части. Масок существовало два типа:

  • маска первого типа с меньшим углом наклона (существовала недолго);
  • маска с укороченным щитком, выпуска начиная с весны сорок второго.

Помимо Т-34 с сварными башнями, СТЗ выпускал Т-34 с литыми. Поначалу эти башни производили в Мариуполе. Затем, с конца сорок первого поступали башни предположительно Кулебакского завода. Производство собственных литых башен освоено летом сорок второго года, в июле машины с литыми башнями стали покидать заводские цеха. Существовало два варианта - первый имел более округлые очертания скул, а второй внешне повторял сварную башню.

На этом развитие сормовских башен было прекращено.

Шестигранные башни Сормовского завода.

К выпуску шестигранных башен зав.№112 приспел только лишь к 1943 г. Комплектуя партию танков переходной серии башнями уральского производства (штампованными и литыми), Сормово осваивало производство собственной башни оригинальной формы.

Характерной особенностью башен сормовского производства является достаточно топорная обрезка литников. Наблюдательная башенка командира танка изготавливалась полосы металла, свернутого в кольцо.

Башенка цилиндрической формы с фаской вверху. Сварной шов закрыт накладкой. Данная примета характерна для всех башенок такого типа. Характерными являются также приливы вокруг оружейных портов. Внешним отличием командирских башенок огнеметных машин являлся ввод антенны в задней части стенки.

Шестигранные башни зав.№122 выпускал нескольких видов, потому что еще зимой сорок четвертого года освоил производство Т-34-85. На крышах поздних шестигранных башен, которые выпускали вместе с башнями Т-34-85, отсутствовали рым-болты, которые заменили на крючья, приваренные к бортам башни, аналогично Т-34-85.

Штампованные башни.

Башни этого типа своим появлением обязаны приказу ГКО об увеличении в два раза выпуск башен на УЗТМ к октябрю сорок второго года. Форсировать производство литых башен не позволяли производственные мощности. Поэтому было принято решение необычное решение - задействовать для их производства 100000 т. пресс фирмы "Шлеман".

Под управлением главного инженера Горлицкого Л.Е. коллективом конструкторов спроектирована штампованная башня. Предварительно предполагалось употребить его штамповки из 60 мм проката, однако в виду его острого дефицита, для производства башни стали использовать 45 мм.

Обстрел башни показал, что по снарядной стойкости башни нового образца даже превосходили литые.
С 1.10.1942 года штампованные башни, совместно с литыми пошли на комплектацию машин собственного производства.

С декабря текущего года внутреннее пространство башни несколько увеличили. Объемы выпуска штампованных башен позволили отправлять часть продукции зав. "Красное Сормово" и №183.

Все перемены, введенные в литых башнях, реализовали и в штампованных. Это касается перемычки между двумя люками, а также рым-болтов и наблюдательной башенки оборудованной люком с двумя створками.

Типичным для штампованных башен Т-34 являлось размещение бронеколпака вентилятора - вперед прорезь, а также углубления для наблюдательных приборов на крыше.

После свертывания программы выпуска на УЗТМ танков Т-34 заводам - смежников отправлено от 2050 до 2062 башен литых и штампованных.

Танк Т-34 на видео.

  • Танк Т-34 видео тест-драйв
  • "Ударная сила: Танк Великой Победы" видео
  • "Х/ф "Главный конструктор"

Большинство экспертов придерживаются мнения, что танк Т-34 был лучшим во Второй мировой войне, он дошел до победы, однако есть и другие мнения. Над созданием этого танка трудился целый штат разработчиков еще до начала Второй мировой войны .

Считается, что история танка т 34 началась с создания опытного танка А-20. С 1931 года на вооружении стали появляться колесно-гусеничные танки типа БТ, они считались быстроходными. После того как был накоплен опыт в боевых действиях, Харьковский паровозостроительный завод получил задание создать проект колесно-гусеничного танка, который будет способен в будущем заменить БТ. По историческим данным проектирование было начато в 1937 году техническим отделом под руководством Кошкина . Предполагалось, что новый танк будет иметь пушку 45 мм и броню толщиной 30 мм. В качестве двигателя предлагался дизельный вариант В-2. Двигатель должен был снизить уязвимость танка и пожароопасность техники. Было также предусмотрено по три ведущих колеса с каждой стороны в связи с заметно увеличенной массой техники. Вес машины стал более 18 тонн, вся конструкция была усложнена.

Прототипы танка Т-34

Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.

В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.

В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.

Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.

К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.

Особенности танка А-32

Танк А — 32 имел следующие характеристики:

  • очень высокая скорость,
  • корпус машины из прокатных листов стали,
  • рациональные углы наклона брони,
  • 45 мм пушка,
  • пулемет ДТ.

В 1939 А — 32 был снова модифицирован. Была усилена броня за счет добавления различных грузов на броню танка, от этого масса машины увеличилась до 24 тонн. Было установлено новое танковое Л-10 орудие, разработанное на кировском заводе. В декабре 1939 года комитетом обороны было принято решение построить несколько испытательных моделей с усиленной броней в 45 мм и с танковым орудием 76 мм.

Именно эта модель и станет знаменитой Т -34, в процессе создания конструкции данной машины особое внимание уделялось упрощению конструкции. В этом очень помогли специалисты Сталинградского тракторного заводы и специалисты технологического бюро. Именно благодаря им и была окончательно разработана модель танка Т-34 для массового производства. Начало производства первых экспериментальных моделей произошло в Харькове зимой 1940 года. 5 марта того же года первые две модели покинули пределы завода и были отправлены на первый свой марш бросок Харьков Москва под чутким контролем М.И. Кошкина.

Начало производства Т-34

17 марта танки были показаны всему руководству Кремля, после чего началось полигонное испытание машин. Танки подвергли полному испытанию брони, обстреляв танки прямой наводкой бронебойными и фугасными снарядами. Летом оба танка были отправлены на полигон по проходимости противотанковых заграждений. После этого машины отправились на свой родной завод в Харьков. 31 марта был одобрено решение ЦК ВКП на серийное производство танка. До конца года планировалось построить около 200 Т-34.

Уже к лету их количество увеличили до пятисот. Производство постоянно тормозилось в связи с плохими рекомендациями и данными специалистов с испытательного полигона, который был добавлен в отчет по испытанием ГАБТУ. В итоге к осени было выпущено только три машины, но после проведенных доработок по замечаниям к новому году успели выпустить еще 113 машин.

После смерти Кошкина начальство ХПЗ А.А.Морозов не только сумел исправить возникшие серьезные проблемы с танком, но и сумел улучшить огневую мощь танка, установив значительно мощную пушку Ф -34 чем Л-11. После этого производство танка существенно увеличилось, за первые шесть месяцев 1941 года было построено 1100 машин. Осенью 1941 ХПЗ был эвакуирован в Нижний Тагил Свердловской области.

Уже в декабре на новом месте были выпущены первые танки Т-34. В связи с военной обстановкой не хватало резины, цветных металлов, чтобы не останавливать производства танков, конструкторы переработали все детали конструкции и существенно смогли сократить количество деталей. В скором времени началась разработка новой машины Т-43.

Танк 34 был большим достижением танкостроения. Конструкция танка была очень надежна, имела очень мощное вооружение надежное бронирование корпуса и башни танка. Самое главное машина была очень динамична.

Видео история создания Т-34

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

На трудовом фронте развернулась борьба за увеличение выпуска танков

В конце 1941 - первой половине 1942 года выпуск танков Т-34 осуществлялся на трех заводах: № 183 в Нижнем Тагиле, Сталинградском тракторном (СТЗ) и № 112 «Красное Сормово» в Горьком. Головным считался завод № 183, так же, как и его КБ - отдел 520. Предполагалось, что все изменения, вносимые в конструкцию тридцатьчетверки другими предприятиями, будут утверждаться именно здесь. На деле все выглядело несколько иначе. Незыблемыми оставались только ТТХ танка, в деталях же машины разных заводов-изготовителей существенно отличались друг от друга.

РОДОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Например, с 25 октября 1941 года на заводе № 112 приступили к изготовлению опытных образцов упрощенных бронекорпусов - без механической обработки кромок листов после газовой резки, с соединением деталей в «четверть» и шиповым соединением лобового листа с бортами и подкрылками.

На чертежах головного завода, поступивших на «Красное Сормово», в задней стенке башни имелся люк, закрываемый съемным броневым листом с креплением на шести болтах. Люк предназначался для демонтажа в полевых условиях поврежденной пушки. Металлурги завода по своей технологии кормовую стенку башни отливали сплошной, а отверстие под люк вырезалось на фрезерном станке. Вскоре выяснилось, что при обстреле из пулемета в съемном листе возникает вибрация, приводящая к отрыву болтов и срыву его с места.

Попытки отказаться от люка предпринимались неоднократно, однако каждый раз возражали представители заказчика. Тогда начальник сектора вооружения А. С. Окунев предложил с помощью двух танковых домкратов поднимать кормовую часть башни. При этом в образовавшееся отверстие между ее погоном и крышей корпуса пушка, снятая с цапф, свободно выкатывалась на крышу МТО. На испытаниях на переднюю кромку крыши корпуса приварили упор, предохранявший башню от сползания во время подъема.

Выпуск таких башен начался на заводе № 112 с 1 марта 1942 года. Военпред А. А. Афанасьев предложил вместо упорной планки на всю ширину крыши корпуса приварить броневой козырек, который одновременно служил бы упором и защищал от пуль и осколков зазор между торцом башни и крышей корпуса. Позже этот козырек и отсутствие люка в задней стенке башни стали отличительными чертами сормовских танков.

Из-за потери многих смежников танкостроителям приходилось проявлять чудеса изобретательности. Так, в связи с прекращением поставок из Днепропетровска воздушных баллонов для аварийного запуска двигателя на «Красном Сормове» стали использовать для их изготовления выбракованные по мехобработке корпуса артиллерийских снарядов.

Выкручивались, как могли, и на СТЗ: с августа 1941 года начались перебои с поставкой резины из Ярославля, поэтому с 29 октября все тридцатьчетверки на СТЗ стали оснащаться литыми опорными катками с внутренней амортизацией. В результате характерной внешней особенностью сталинградских танков являлось отсутствие резиновых бандажей на всех опорных катках. Была разработана и новая конструкция трака со спрямленной беговой дорожкой, позволившая снизить шум при движении машины. Ликвидировали «обрезинку» и на ведущих и направляющих колесах.

Еще одной характерной особенностью танков СТЗ стали корпус и башня, изготавливавшиеся по упрощенной технологии, разработанной заводом № 264 по примеру «Красного Сормова». Броневые детали корпуса соединялись между собой в «шип». Варианты в «замок» и в «четверть» сохранились лишь в соединении верхнего лобового листа корпуса с крышей и днища с нижними листами носа и кормы. В результате значительного уменьшения объема механической обработки деталей цикл сборки корпусов сократился с девяти суток до двух. Что касается башни, то ее принялись сваривать из листов сырой брони с последующей закалкой уже в собранном виде. При этом совершенно отпала необходимость в правке деталей после закалки и облегчилась подгонка их при сборке «по месту».

Сталинградский тракторный выпускал и ремонтировал танки вплоть до того момента, когда линия фронта подошла к заводским цехам. 5 октября 1942 года в соответствии с приказом Наркомата тяжелой промышленности (НКТП) все работы на СТЗ были прекращены, а оставшиеся рабочие эвакуированы.

Основным же производителем тридцатьчетверок в 1942 году оставался завод № 183, хотя после эвакуации выйти на требуемый режим ему удалось не сразу. В частности, план первых трех месяцев 1942 года выполнен не был. Последующий рост выпуска танков основывался, с одной стороны, на четкой и рациональной организации производства, а с другой - на снижении трудоемкости изготовления Т-34. Был произведен подетальный пересмотр конструкции машины, в результате которого упростили изготовление 770 и совсем отменили изготовление 5641 наименования деталей. Были отменены также и 206 покупных изделий. Трудоемкость механической обработки корпуса снизилась с 260 до 80 нормочасов.

Существенным изменениям подверглась ходовая часть. В Нижнем Тагиле стали отливать опорные катки по типу сталинградских - без резиновых бандажей. Начиная с января 1942 года применительно к одному борту на танк устанавливалось три или четыре таких катка. Дефицитную резину убрали и с направляющего и ведущего колес. Последнее, кроме того, изготавливали цельнолитым - без роликов.

Из системы смазки двигателя исключили масляный радиатор и увеличили до 50 л емкость масляного бака. В системе питания шестеренчатый насос заменили насосом коловратного типа. Из-за недопоставки комплектующих электроприборов до весны 1942 года на большинстве танков не устанавливались некоторые контрольно-измерительные приборы, фары, задний фонарь, электромотор вентилятора, сигнал и ТПУ.

Следует особо подчеркнуть, что в ряде случаев изменения, направленные на упрощение конструкции и снижение трудоемкости изготовления боевых машин, не были оправданны. Некоторые из них впоследствии обернулись снижением эксплуатационных характеристик Т-34.

ПОМОГЛИ НАУКА И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

Наращиванию выпуска тридцатьчетверок в 1942 году способствовало внедрение сначала на заводе № 183, а затем и на других предприятиях автоматической сварки под слоем флюса, разработанной академиком Е. О. Патоном. 183-й завод оказался в этом деле лидером не случайно - решением СНК СССР Институт электросварки Академии наук УССР был эвакуирован в Нижний Тагил, причем на территорию Уральского танкового завода.

В январе 1942 года в порядке эксперимента изготовили корпус, у которого один борт был сварен вручную, а другой борт и нос - под слоем флюса. После этого для определения прочности швов корпус отправили на полигон. Как рассказывал Е. О. Патон в своих воспоминаниях, «танк подвергли жестокому обстрелу с весьма короткой дистанции бронебойными и фугасными снарядами. Первые же попадания в борт, сваренный вручную, вызвали солидное разрушение шва. После этого танк повернули и под огонь попал второй борт, сваренный автоматом... Семь попаданий подряд! Наши швы выдержали, не поддались! Они оказались крепче самой брони. Также выдержали проверку огнем швы носовой части. Это была полная победа автоматической скоростной сварки».

На заводе сварку поставили на конвейер. В цех закатили несколько вагонных тележек, оставшихся с довоенного производства, вырезали в их рамах скосы по конфигурации бортов корпуса танка. Над линией тележек поставили шатер из балок так, чтобы сварочные головки могли передвигаться по балкам вдоль и поперек корпуса, и соединив вместе все тележки, получили конвейер. На первой позиции сваривали поперечные швы, на следующей - продольные, затем переставляли корпус на ребро, сначала одной стороной, потом другой. Завершали сварку, повернув корпус днищем вверх. Некоторые места, где нельзя было использовать автомат, варились вручную. Благодаря применению автоматической сварки трудоемкость изготовления корпуса снизилась в пять раз. К концу 1942 года только на заводе № 183 работало шесть сварочных автоматов. К концу 1943-го их количество на танковых заводах достигло 15, а еще через год - 30.

Наряду с проблемами сварки узким местом оставалось производство литых башен, которые формовали в землю. Эта технология требовала большего объема работ по обрубке и газовой обрезке литников и заливин в швы между блоками формы. Главный металлург завода П. П. Маляров и начальник сталелитейного цеха И. И. Атопов предложили внедрить машинную формовку. Но для этого требовалась совершенно новая конструкция башни. Ее проект весной 1942 года разработал М. А. Набутовский. Она вошла в как башня так называемой шестигранной или улучшенной формы. И то, и другое название весьма условно, так как предыдущая башня тоже имела шестигранную форму, разве что более вытянутую и пластичную. Что же касается «улучшенности», то это определение целиком относится к технологии изготовления, поскольку новая башня по-прежнему оставалась очень тесной и неудобной для экипажа. У танкистов за свою близкую к правильному шестиграннику форму она получила прозвище «гайка».

БОЛЬШЕ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ, ХУЖЕ КАЧЕСТВО

В соответствии с распоряжением ГКО от 31 октября 1941 года к бронекорпусному производству для Т-34 и КВ был подключен Уралмашзавод (Уральский завод тяжелого машиностроения, УЗТМ). Однако до марта 1942-го он выдавал только раскрой корпусов, который поставлял на «Красное Сормово» и в Нижний Тагил. В апреле 1942 года здесь начались полная сборка корпусов и изготовление башен тридцатьчетверок для завода № 183. А 28 июля 1942 года УЗТМ поручили организовать производство уже всего танка Т-34 и удвоить выпуск башен для него ввиду остановки завода № 264.

Серийный выпуск Т-34 начался на Уралмаше в сентябре 1942-го. При этом возникло немало проблем, например с башнями - из-за увеличения программы литейные цехи не могли обеспечить выполнение плана. По решению директора завода Б. Г. Музурукова были задействованы свободные мощности 10 000-тонного пресса «Шлеман». Конструктор И. Ф. Вахрушев и технолог В. С. Ананьев разработали конструкцию штампованной башни, и с октября 1942 по март 1944 года их изготовили 2050 единиц. При этом УЗТМ не только полностью обеспечил свою программу, но и поставил значительное число таких башен на Челябинский Кировский завод (ЧКЗ).

Впрочем, танки Уралмаш выпускал недолго - до августа 1943 года. Затем это предприятие стало основным производителем САУ на базе Т-34.

Стремясь компенсировать неизбежную потерю Сталинградского тракторного, в июле 1942 года ГКО дал задание приступить к выпуску тридцатьчетверок на ЧКЗ. Первые танки покинули его цехи уже 22 августа. В марте 1944-го их выпуск на этом предприятии прекратили с целью наращивания производства тяжелых танков ИС-2.

В 1942 году к производству Т-34 подключился и завод № 174 имени К. Е. Ворошилова, эвакуированный из Ленинграда в Омск. Конструкторскую и технологическую документацию ему передали завод № 183 и УЗТМ.

Говоря о выпуске танков Т-34 в 1942-1943 годах, следует отметить, что к осени 1942-го наступил кризис их качества. К этому привели постоянный количественный рост изготовления тридцатьчетверок и привлечение к нему все новых и новых предприятий. Проблема рассматривалась на конференции заводов НКТП, проведенной 11-13 сентября 1942 года в Нижнем Тагиле. Вел ее замнаркома танковой промышленности Ж. Я. Котин. В выступлениях его и главного инспектора НКТП Г. О. Гутмана прозвучала жесткая критика в адрес заводских коллективов.

Разнос возымел действие: в течение второй половины 1942 - первой половины 1943 года на Т-34 было введено много изменений и усовершенствований. С осени 1942-го на танках начали устанавливать наружные топливные баки - кормовые прямоугольной или бортовые цилиндрической (на машинах ЧКЗ) формы. В конце ноября на тридцатьчетверку вернули ведущее колесо с роликами, ввели штампованные опорные катки с резиновыми бандажами. С января 1943 года танки оснащаются воздухоочистителями «Циклон», а с марта - июня - пятискоростными коробками передач. Кроме того, до 100 артвыстрелов был увеличен боекомплект, введен вытяжной башенный вентилятор. В 1943 году перископический прицел ПТ-4-7 заменили командирской панорамой ПТК-5, внедрили много других, более мелких усовершенствований, как, например, десантные поручни на башне.

Серийное производство танков Т-34 образца 1942 года (так неофициально, но наиболее часто они именуются в литературе) осуществлялось на заводах № 183 в Нижнем Тагиле, № 174 в Омске, УЗТМ в Свердловске и ЧКЗ в Челябинске. До июля 1943-го был выпущен 11 461 танк этой модификации.

Летом 1943 года на Т-34 начали устанавливать командирскую башенку. Интересная деталь: приоритет в этом вопросе отстаивают в своих отчетах по танкостроению за период Великой Отечественной войны три завода - № 183, Уралмаш и «Красное Сормово». На самом деле тагильчане предложили разместить башенку в корме башни за люками и посадить в башню третьего танкиста, как на опытном танке Т-43. Но и двум членам экипажа было тесно в «гайке», какой уж там третий! Уралмашевская башенка хоть и находилась над левым командирским башенным люком, но была штампованной конструкции, и ее тоже отвергли. И лишь литая сормовская «прописалась» на тридцатьчетверке.

В таком виде Т-34 серийно выпускались до середины 1944 года, причем последним завершил их производство завод № 174 в Омске.

ВСТРЕЧА С «ТИГРАМИ»

Именно эти машины вынесли на себе основную тяжесть жесточайшего танкового противоборства на Курской дуге (в частях Воронежского и Центрального фронтов тридцатьчетверки составляли 62%), в том числе и знаменитого Прохоровского сражения. Последнее вопреки сложившемуся стереотипу проходило не на каком-то отдельно взятом поле, вроде Бородинского, а развернулось на фронте протяженностью до 35 км и представляло собой ряд отдельных танковых боев.

Вечером 10 июля 1943 года командование Воронежского фронта получило приказ Ставки ВГК о нанесении контрудара по группировке немецких войск, наступавшей на прохоровском направлении. Для этой цели из резервного Степного фронта в состав Воронежского были переданы 5-я гвардейская армия генерал-лейтенанта А. С. Жадова и 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта танковых войск П. А. Ротмистрова (первая танковая армия однородного состава). Ее формирование началось 10 февраля 1943 года. К началу Курской битвы она дислоцировалась в районе Острогожска (Воронежская область) и имела в своем составе 18-й и 29-й танковые корпуса, а также 5-й гвардейский механизированный корпус.

6 июля в 23.00 был получен приказ, требовавший сосредоточения армии на правом берегу реки Оскол. Уже в 23.15 тронулся с места передовой отряд объединения, а спустя 45 минут за ним двинулись главные силы. Необходимо отметить безукоризненную организацию передислокации. По маршрутам следования колонн было запрещено встречное движение. Армия шла круглосуточно, с короткими привалами для заправки машин. Марш надежно прикрывался зенитной артиллерией и авиацией и благодаря этому остался незамеченным вражеской разведкой. За трое суток объединение переместилось на 330- 380 км. При этом почти не было случаев выхода боевых машин из строя по техническим причинам, что свидетельствует как о возросшей надежности танков, так и о грамотном их обслуживании.

9 июля 5-я гвардейская танковая армия сосредоточилась в районе Прохоровки. Предполагалось, что объединение с двумя приданными ему танковыми корпусами - 2-м и 2-м гвардейским в 10.00 12 июля атакует германские войска и совместно с 5-й и 6-й гвардейскими общевойсковыми армиями, а также 1-й танковой армией уничтожит вклинившуюся на обоянском направлении группировку противника, не допустив ее отступления на юг. Однако подготовка контрудара, начавшаяся 11 июля, была сорвана немцами, которые нанесли по нашей обороне два мощных удара: один - в направлении Обояни, другой - на Прохоровку. В результате частичного отхода наших войск артиллерия, которой в контрударе отводилась значительная роль, понесла потери и на позициях развертывания, и в движении к линии фронта.

12 июля в 8.30 главные силы немецких войск в составе моторизованных дивизий СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», «Рейх» и «Мертвая голова», насчитывавших до 500 танков и штурмовых орудий, перешли в наступление в направлении станции Прохоровка. В то же самое время после 15-минутной артподготовки немецкая группировка была атакована основными силами 5-й гвардейской танковой армии, что привело к развертыванию встречного танкового сражения, в котором с обеих сторон приняло участие около 1200 бронированных машин. Несмотря на то, что 5-я гвардейская танковая армия, действовавшая в полосе 17-19 км, смогла добиться плотности боевых порядков до 45 танков на 1 км, выполнить поставленную задачу она не смогла. Потери армии составили 328 танков и САУ, а вместе с приданными соединениями достигли 60% первоначальной численности.

Так что новые немецкие тяжелые танки оказались для Т-34 твердым орешком. «Боялись мы этих «Тигров» на Курской дуге, - вспоминал бывший командир тридцатьчетверки Е. Носков, - честно признаюсь. Из своей 88-мм пушки он, «Тигр», болванкой, то есть бронебойным снарядом с дистанции две тысячи метров прошивал нашу тридцатьчетверку насквозь. А мы из 76-мм пушки могли поразить этого толстобронированного зверя лишь с дистанции пятьсот метров и ближе новым подкалиберным снарядом...»

Еще одно свидетельство участника Курской битвы - командира танковой роты 10-го танкового корпуса П. И. Громцева: «Сначала стреляли по «Тиграм» метров с 700. Видишь - попадаешь, искры бронебойные высекают, а он идет хоть бы что и один за другим расстреливает наши танки. Благоприятствовала лишь сильная июльская жара - «Тигры» то там, то здесь загорались. Оказалось потом, что нередко вспыхивали бензиновые пары, скапливающиеся в моторном отделении танка. Напрямую удавалось подбить «Тигр» или «Пантеру» лишь метров с 300 и то только в борт. Много тогда наших танков сгорело, однако наша бригада все же потеснила немцев километра на два. Но мы были на пределе, больше такого боя не выдержать».

Такого же мнения о «Тиграх» придерживался и ветеран 63-й гвардейской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса Н. Я. Железнов: «...Пользуясь тем, что у нас 76-мм пушки, которые в лоб могут взять их броню только с 500 метров, они стояли на открытом месте. А попробуй подойди? Он тебя сожжет за 1200- 1500 метров! Наглые были. По существу пока 85-мм пушки не было, мы, как зайцы, от «Тигров» бегали и искали возможность как бы так вывернуться и ему в борт влепить. Тяжело было. Если ты видишь, что на расстоянии 800-1000 метров стоит «Тигр» и начинает тебя «крестить», то пока водит стволом горизонтально, ты еще можешь сидеть в танке. Как только начал водить вертикально - лучше выпрыгивай. Сгоришь! Со мной такого не было, а вот ребята выпрыгивали. Ну а когда появился Т-34-85, тут уже можно было выходить один на один...»