Последние статьи
Домой / Разное / Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения. Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения Минский тракторный завод объемы производства

Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения. Векторы перспективного развития МТЗ: инновационные идеи и способы их воплощения Минский тракторный завод объемы производства

О результатах финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МТЗ» доложил Президенту Республики Беларусь генеральный директор Федор Домотенко.

Ряд совещаний провел глава государства с руководителями Мингорисполкома, министерств и ведомств по ситуации, сложившейся в экономике и на рынке труда. Логическим продолжением стало обещанное Александром Лукашенко посещение крупнейших предприятий Минска, чтобы на местах убедиться в том, как обстоят дела в коллективах. 15 мая Президент Республики Беларусь посетил Минский тракторный завод.

Предприятие наше знаковое во всех отношениях. Градообразующее, валообразующее, один из крупнейших поставщиков продукции на экспорт (сегодня каждый десятый трактор в мире – марки «Беларус»). МТЗ – это свое-образная площадка, где в миниатюре можно изучать тенденции и ситуацию, которая складывается в частности на промышленных предприятиях и в целом в экономике страны. В структуру «МТЗ-ХолдингА» входят десять предприятий, головное – ОАО «Минский тракторный завод», на котором трудится около 18 тысяч человек, а в целом в холдинге – около 30 тысяч. Как отметил глава государства, если помножить эту цифру на четыре (среднестатистическая белорусская семья), получим внушительную цифру людей, которых кормит эта внушительная махина. И под «кормит» здесь надо понимать не только заработную плату, но и тот социальный пакет, который обеспечивает определенные условия комфорта, труда и быта. Поэтому и поставил глава государства перед правительством и руководителями предприятий одну из важнейших на сегодня задач – сохранение трудовых коллективов.


Глава государства посетил корпус сборки тракторов, где посмотрел, как работает главный конвейер, и встретился с заводчанами.

– Ситуация в мире непростая, – сказал на встрече с заводчанами Александр Лукашенко. – Держитесь за свои рабочие места. Поменьше слушайте болтунов. Развернулась жесточайшая конкуренция. Нефть, природный газ, металлы, конечная реализация товаров – там интересы и основные деньги. Идет борьба, вплоть до горячей войны. Нам в это трудное время надо выстоять, выдержать, сохранить страну. Мы будем сохранять трудовые коллективы, но поддерживать будем только тех, кто хочет работать. Впереди еще более мощная конкуренция. Поэтому разгильдяям, тунеядцам, алкоголикам и проходимцам в трудовых коллективах делать нечего.

Минский тракторный завод, как и другие предприятия нашей страны, уже проходил трудные времена. Зарплата задерживалась, были задолженности по платежам в бюджет. И тогда нашлись те, кто хотел дестабилизировать обстановку, рассуждая о том, что предприятие надо продать, что у него нет будущего. Но благодаря разумной политике руководства страны и государственной поддержке, благодаря взвешенному решению Президента Беларуси коллектив поддержали. И коллектив доказал – он может, хочет и будет работать так, чтобы марка «Беларус» по-прежнему была известна во всем мире.

Объективная реальность нынешнего времени – мировой финансово-экономический кризис, изменение политического баланса сил на постсоветском пространстве оказали влияние на развитие экономики нашей страны в целом и предприятий в частности. Качество товара, создание инновационной продукции, жесткая маркетинговая политика плюс взвешенные управленческие решения – основа стабильной работы любого субъекта хозяйствования, особенно промышленного предприятия. Объективно надо признать, что на МТЗ есть свои трудности, но есть и свои позитивные наработки, есть опыт решения проблем, и самое главное – есть те, кто эти проблемы способен преодолевать.


В МЦ-5 главе государства генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко (справа) и главный технолог ОАО «МТЗ» Александр Лебедев (слева) рассказали о современном немецком и итальянском оборудовании с высококачественной обработкой деталей.

Говоря о состоянии дел на Минском тракторном заводе по итогам посещения предприятия, Александр Лукашенко отметил, что ожидал худшего. Но, осмотрев модельный ряд тракторов, выставленных на призаводской площади, побывав в механическом цехе № 5, корпусе сборки тракторов, оценив информацию о финансово-хозяйственной деятельности, которую доложил генеральный директор ОАО «МТЗ» Федор Домотенко, глава государства сделал вывод, что завод имеет перспективу.

– Главное, что вы – ваши руководители от технологов до гендиректора – идите перспективу развития завода на ближайшие пять лет. И я уверен, что те деньги, которые нужны на модернизацию, вы найдете в собственном производстве, – отметил Александр Григорьевич на встрече с представителями трудового коллектива предприятия.

В своем докладе генеральный директор не скрывал ни одной «проблемной» цифры и четко доложил стратегию развития на ближайшую перспективу. Она касалась передачи части производства на предприятия, входящие в холдинг, для высвобождения площадок под сборку энергонасыщенных мощных тракторов. При этом Федор Александрович заверил главу государства, что ни один сантиметр производственных площадей не будет отдан под аренду. Пристальное внимание будет уделено всем предприятиям, входящим в холдинг, но особый упор – на предприятия, которые производят готовый продукт (ОАО «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» и ОАО «Мозырский машиностроительный завод»). Руководитель рассказал о планах по модернизации производства (до 2020 года в нее будет вложено более двухсот миллионов евро), о перспективных новых моделях и модификациях выпускаемой техники, о ее продвижении на внешние рынки и тактике по сокращению имеющихся объемов складских запасов. Президент ознакомился с образцами выпускаемой на предприятии техники, в том числе с перспективными разработками, а также осмотрел линейку навесного оборудования производства ОАО «Амкодор». Александр Григорьевич с удовлетворением отметил, как изменились внутренний и внешний дизайн и комфортность кабины малогабаритных тракторов. Глава государства обратил внимание на недопустимость необоснованного импортирования продукции, которая производится на предприятиях Беларуси. Президент потребовал от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок:

– Упаси вас Господь, если наши предприятия в этом году купят (по импорту) трактора и другую технику, которую мы производим. Мы все умеем делать сами. И надо прежде защищать, поддерживать и продвигать собственного производителя.

По словам главы государства, в ближайшее время на эту тему запланировано специальное совещание, где правительство доложит о принимаемых мерах и отчитается по поводу обоснованности того или иного импорта.


На главном конвейере Александр Лукашенко включился в производственный процесс и помог устанавливать кабину трактора.

Конечно, пробиться в Европу или на какой-либо другой рынок не так просто. Конкуренты и не думают пропускать нашу продукцию или делают это очень неохотно. Но если для наших производителей будут ставить барьеры, то и наша страна вправе ответить тем же.

Как сказал глава государства:

– Мы предупредили: вы закрылись от нас, мы закроемся от вас и посмотрим, как вы будете торговать через Балтику или Украину.

Александр Лукашенко напомнил, что даже в условиях введения Россией ответных санкций в отношении целого ряда западных товаров Беларусь не прекращала сотрудничать с поставщиками на Западе.

По словам Президента, есть несколько причин, вызвавших те процессы, которые сегодня происходят в белорусской экономике. Прежде всего – внешние, учитывая, насколько медленно и тяжело идут процессы восстановления мировой экономики. Например, непростая ситуация сейчас на российском рынке. Для наших предприятий это основной потребитель продукции (туда ее поставляется около половины).

– МТЗ еще повезло, потому что вы выпускаете необходимый людям товар. Без вашей техники невозможно накормить и одеть человека, – заметил Президент.

Информация генерального директора МТЗ Федора Домотенко о стратегических направлениях по освоению новых рынков сбыта и закреплению на существующих стала предметом обсуждения и на выставке готовой техники, и в разговоре с коллективом. Маркетинговая политика предприятия делает упор на диверсификацию рынков сбыта и продвижение новых моделей энергонасыщенных тракторов. Если уменьшились поставки тракторов на традиционный российский рынок, идет усиленная проработка новых. По словам генерального директора, проведены переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, уже получены официальные приглашения и в ближайшее время планируется подписание контрактов. Создается сборочное производство в Пакистане и уже создано в Литве. Сейчас идет сертификация продукции под требования европейского законодательства об экологии и так далее. Определенная часть продукции пойдет на рынок Европы. После недавнего визита в нашу страну Председателя КНР Си Цзиньпина в числе других рассмотрен вопрос о создании еще одного сборочного производства в Китае.

Два работающих сборочных производства тракторов МТЗ в этой стране показали, что рынок этот громадный и за него надо держаться.

Главе государства в модельном ряду техники был продемонстрирован трактор « », который собирается в Китае. Еще одна новинка минских тракторостроителей – «Беларус», работающий на газомоторном топливе. Как доложил генеральный конструктор МТЗ Андрей Стасилевич, использование этого вида топлива позволяет существенно сэкономить на эксплуатации. Это показатель становится третьим и неотъемлемым звеном в уже известной цепочке «цена – качество» и играет немаловажную роль в решении потребителя приобрести или нет технику. Так вот, перевод даже 10 процентов коммунальной техники и транспорта на газ позволит экономить десятки миллионов долларов. В Минске уже эксплуатируются пробные партии подобной техники. Подписанная в конце 2014 года «Газпромом газомоторное топливо» и «Газпромом трансгаз Беларусь» дорожная карта по развитию рынка газомоторного топлива Беларуси предусматривает активное взаимодействие с органами власти по введению стимулирующих механизмов приобретения техники, работающей на природном газе, и сотрудничество с заводами-изготовителями автотранспорта по развитию производства газобаллонной техники. Выпустив новую модель трактора, МТЗ вошел в число таких предприятий.

Александр Лукашенко не единожды высказывался о том, что рассчитывать на получение бюджетной поддержки можно только под конкретные бизнес-планы, контракты и проекты:

– Просто так деньги никому давать не будут. Нужен результат, реальный план.

Президент отметил, что белорусские предприятия, в том числе и МТЗ, получают природный газ по цене практически в два раза дешевле, чем на Западе. В формировании цены на готовый продукт это немаловажное конкурентное преимущество.

– Это, наверное, не вечно. Хотя мы будем стараться делать так, чтобы эта составляющая себестоимости была как можно ниже. А в остальном, если вы хотите больше зарабатывать, смотрите на себе-стоимость от включенной или выключенной электрической лампочки до современных станков. Без модернизации не обойтись, – сказал глава государства.


Заводчане показали, как они реализовывают план техперевооружения и модернизации своего производства. Президент побывал в механическом цехе № 5, где установлено современное немецкое и итальянское оборудование с высоким качеством обработки деталей.

В линейке техники был представлен и трактор на гусеничном ходу. Президент посоветовал подумать о расширенном производстве такой машины. Среди новинок заводчане продемонстрировали трактор с электромеханической трансмиссией, способный в случае острой необходимости при аварии обеспечить электроэнергией небольшую ферму. Особое внимание было обращено на энергонасыщенные «Беларусы». На выставке 450-сильный трактор выделялся своими габаритами и, конечно же, функциональными возможностями и техническими характеристиками. Причем на этом заводские конструкторы не остановились – на очереди трактор мощностью 500 лошадиных сил.

Подняв вопрос о качестве продукции, Александр Лукашенко сказал, что у новых образцов современной техники могут быть определенные недочеты.

– Но надо понимать, что мы это все создали на марше. У нас этого не было. Мы за последние годы все это создали. Естественно, нужно время для того, чтобы довести технику, – сказал Президент. – Поэтому, если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммунальных служб. Зачем? Завод (где производятся отечественные трактора) рядом. Ну, вышел из строя какой-нибудь узел, так его мгновенно отремонтируют.

На встрече с трудовым коллективом глава государства добавил, что не дай Бог откуда-нибудь из любого уголка мира поступит претензия на качество – пощады бракоделам не будет.

Александр Лукашенко подчеркнул также, что «со счетов нельзя сбрасывать и еще одну причину существующих проблем: это наша безалаберность, бесхозяйственность и неорганизованность». Задача номер один – необходимость сокращения себестоимости выпускаемой продукции.

Что касается возможности роста заработных плат, то, по словам главы государства, если позволяют финансовая ситуация, возможность дополнительно материально простимулировать труд конкретных специалистов, которых важно сохранить для дальнейшего развития предприятия, всегда есть.

– Будешь в хорошем плюсе – доплати. Но людям нужно объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году реализовать эти планы, – подытожил Президент Беларуси, обращаясь к генеральному директору МТЗ Федору Домотенко.

И добавил, что необходимо трезво смотреть на эти вещи. «Гнать» зарплату никто не будет, важно сохранить ее на уровне прошлого года. При этом Александр Лукашенко добавил, что при ограниченных возможностях поднимать зарплату в Беларуси сохранится контроль за ценообразованием.

– Мы постараемся при отсутствии роста заработной платы сбалансироваться так, чтобы цена не захлестывала заработную плату, – сказал глава государства.
Вместе с тем Александр Григорьевич подчеркнул, что по ряду товаров сдерживание цен недопустимо, так как это приведет к их вымыванию из розницы. А вот по коммуналке двигаться так, как раньше, не будем, добавил глава государства.


На встрече с заводчанами Президент ответил на вопросы и дал оценку работе предприятия.

При общении с коллективом звучали и юмор, и серьезные оценки, и житейские пожелания. Тракторозаводчане задали ряд вопросов, которые касались развития социальной инфраструктуры, молодежной политики, спорта, оценки работы и роли в общественных процессах профсоюзов.

На вопрос о развитии торговой сети, в частности строительства крупного супермаркета в Дражне, глава государства сказал, что разберется. И тут же добавил, что крупные супермаркеты – это не всегда благо, надо взвешенно принимать решение об их строительстве, а желающих возводить такие торговые объекты предостаточно. На вопрос, будут ли возводиться в стране объекты для занятия молодежными видами спорта, Александр Лукашенко ответил утвердительно.

Отвечая на вопрос о роли профсоюзов в общественных процессах, глава государства отметил, что такие общественные организации, как профсоюзные, ветеранские, молодежные и женские, – это основа гражданского общества.

Как уже говорилось выше, Президент Беларуси, оценивая увиденное на заводе, сказал, что ожидал худшего. Конечно, и сегодня ситуация непростая. Но заводчане не стоят на месте, выпускают новую продукцию, продвигают ее на мировые рынки. И самое главное, что хотели услышать заводчане, они услышали. Государство, однажды сохранив завод, поддержит его и сейчас. Но иждивенческий подход в этом вопросе не уместен. Иначе, как сказал белорусский лидер, надо было еще в те далекие времена продать его частнику. Вот только что стало бы с предприятием, трудно сказать, и был бы на рынке знаменитый трактор «Беларус», неизвестно. Заводчане это хорошо прочувствовали. И благодарили за внимание к их трудовому коллективу. А глава государства еще раз подчеркнул, что несмотря на непростые времена, у завода есть перспектива.

– Главное, что ваше руководство видит перспективу развития предприятия. Завод ваш был, есть и будет всегда. Это бренд, лицо страны, – сказал Александр Лукашенко.

– Берегите себя, своих детей и семью. Все остальное образуется. Не переживайте. Худо-бедно сорганизуемся, сгруппируемся и выдержим. Белорусы и не это выдерживали. Это же не война. Поэтому все в наших руках. Мы способны не просто выживать, а обеспечивать себя так, как надо. Только нужно шевелиться. И берегите свое здоровье. Его ни за какие деньги не купишь, – пожелал заводчанам в конце разговора Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Есть то, что зависит от государства, и оно обещало помочь и поддержать заводчан. А есть то, что в силах решить трудовой коллектив самостоятельно. Качество и количество – понятия не взаимозаменяемые, а взаимопоглощаемые. От того, как мы будем рассматривать эти понятия, зависит и продвижение продукции на рынках, и эффективность производства, и благосостояние страны, коллектива, каждого работника. И здесь, на предприятии, нет главных и второстепенных ролей. Есть свое место в производственной, технологической и управленческой цепочке, объединенной главной задачей. Приоритеты для коллектива МТЗ расставлены. Будем работать.

Алиция Пинюта.
Фото БЕЛТА.

РУП «МТЗ» входит в десятку крупнейших производителей тракторной техники в мире. Предприятие специализируется на выпуске колесных тракторов. РУП «МТЗ» выпускает тракторы мощностью от 50 до 355 л.с. Среди заводов-производителей колесных тракторов в странах СНГ РУП «МТЗ» занимает 1 место, его доля составляет 90 %.

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ РУП «МТЗ»

Основную роль в мировом сельхозмашиностроение играют международные транснациональные корпорации: John Deere, CNH, AGCO, CLAAS. Именно с этими производителями МТЗ конкурирует на мировом рынке.

Наряду с производством тракторной техники компании предлагают сельскохозяйственные машины для возделывания сельскохозяйственных культур и уборки урожая: почвообрабатывающие машины, уборочные комбайны, пресс-подборщики, кормоуборочные комбайны, телескопические погрузчики и т.д. Кроме этого John Deere и CNH производят строительные машины. John Deere также предлагает машины для лесного хозяйства. John Deere и CNH до 25% выручки получают от продажи техники, не относящихся к сельскому хозяйству.

Кроме этого, в Китае насчитывается более 20 производителей тракторов средней и большей мощности. Крупнейшие из них Zhong guo yituojituan (производит более 6 тыс. тракторов мощностью от 70 до 185 л.с., свыше 150 тыс. тракторов мощностью 17-65 л.с., около 25 тыс. гусеничных тракторов в год), Futian zhonh gong gongsi (производит около 50 тыс.тракторов мощностью 25-125 л.с., свыше 150 тыс.тракторов мощностью до 25 л.с., также производит гусеничные тракторы мощностью 15-180 л.с.).

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКОВ СБЫТА РУП «МТЗ» В 2012 ГОДУ

РУП «МТЗ» является экспортоориентированным предприятием. География поставок тракторов «Беларус» очень широка. С момента создания завода она насчитывает более 125 стран. За 2012 г. предприятие экспортировало продукцию в 62 страны. Темп роста экспорта продукции составил 102,0%.

РУП «МТЗ» проводит многовекторную маркетинговую стратегию.

Региональная структура экспорта продукции в 2012 г. выглядит следующим образом:

В страны дальнего зарубежья - 24,6%;

В страны СНГ (без РФ) - 23,6%;

В Российскую Федерацию - 51,8%.

За последние 3 года прослеживается отрицательная динамика развития рынков. Мировой рынок сельхозтехники находился в стадии рецессии и стагнации. Исключением является быстроразвивающиеся рынки стран ЮВА и Латинской Америки. Данные рынки на период 2013-2015 гг. являются наиболее перспективными для наращивания продаж техники марки «Беларус». В 2012 г. в страны ЮАВ и Ближнего Востока было экспортировано 5 101 шт. тракторов. В странах Северной и Латинской Америки в прошлом году было реализовано 2 287 шт. техники.

РУП «МТЗ» усиливает работу по освоению рынка африканских стран. Наряду с увеличением поставок тракторов также закрепляет свои позиции на данном рынке путем организации сборочных производств. В настоящее время функционируют сборочные производства в Алжире, два в Египте, в Эфиопии. В 2013 г. планируется создание сборочных производств на рынках ЮАР и Нигерии. Таким образом, МТЗ стремится приблизить свою технику конечному потребителю, охватывая почти всю территорию Африки. В 2012 году РУП «МТЗ» экспортировало 1 793 шт. тракторов в страны Африки.

Рынки вышеперечисленных стран характеризуются низкими требованиями к комплектации тракторов, а также присутствием на рынке большого количества тракторов китайского и индийского производства.

На рынках стран Европы предъявляются высокие требованиями к дизайну и эргономике тракторов. Покупатели запрашивают улучшенную отделку интерьера кабины трактора и ее звукоизоляцию, кондиционер, дистанционные приводы, наличие реверсивного поста управления, а также тракторы с двигателями, соответствующими экологичным требованиям TIER-3B. В 2012 г. в страны Европы было отгружено 4 112 шт. тракторной техники.

Использование передовых технологий особенно актуально для рынков Российской Федерации и прочих стран СНГ, где есть все возможности для роста именно этого сегмента рынка. Поэтому реализация энергонасыщенной техники является одной из главнейших задач на ближайшую перспективу в этих регионах. Российская Федерация была и остается емким и перспективным рынком для продукции РУП «МТЗ».

В 2012 г. экспорт тракторов в Россию составил 26 100 шт. За последние 2-3 года Минский тракторный завод начал активно продвигать на рынок Российской Федерации тракторы мощностью св. 200 л.с. С этой целью в 2012 году было создано 2 сборочных производства по производству тракторов «Беларус-3522»:

ЗАО ШМЗ «Кранспецбурмаш» (Амурская обл., г. Шимановск);

ЗАО ПМТО СХТ «АгроТехСнаб» (г. Саратов).

Рассматривается вопрос об организации сборочного производства энергонасыщенных тракторов «Беларус»-3522 в иных регионах РФ (Ростовская область). В страны СНГ в 2012 г. было экспортировано 11 604 шт. тракторной техники.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ РЫНКОВ

Рынок Российской Федерации и прочие страны СНГ. Основными рынками сбыта для продукции МТЗ традиционно остаются Россия, Казахстан, Украина и др. страны СНГ. Более 75% экспорта продукции РУП «МТЗ» приходится на поставку продукции по контрактам в российских рублях. Так как при расчете показателя «темп роста экспорта» применяется статистическая стоимость в долл. США, то на объемы экспорта наравне с номенклатурой, количеством и ценой продукции существенное влияние оказывает и соотношение курсов российского рубля к доллару США. Изменение соотношения курсов российского рубля и евро к доллару США привело к снижению объема экспорта за 10 месяцев 2012 г.

Российская Федерация. 22 августа 2012 г. Россия вступила в ВТО. В связи с этим сельхозпроизводители ожидают снижения размера ставок ввозных таможенных пошлин на трактора и, как следствие, снижения цен на сельскохозяйственную технику и расширение предложения товаров, поставляемых из стран-членов ВТО. C начала 2012г. объем кредитования российских сельхозпроизводителей по сравнению с тем же периодом 2011 г. упал на 20-25%, рост кредитных ставок по займам, выданным на проведение весенне-полевых работ, составил 2 п.п., что также негативно отразилось на способности сельскохозяйственных производителей к закупке новой техники. Следует отметить, что в 2012 г. отмечена гибель сельхозкультур от засухи в 20 субъектах России. Режим ЧС был введен в 20 регионах.

Прочие страны СНГ. На некоторых рынках стран СНГ также наблюдаются негативные тенденции, которые привели к снижению темпов роста экспорта продукции РУП «МТЗ». Не решен вопрос государственного финансирования закупки тракторов в Азербайджане; отсутствуют программы государственной поддержки по закупке сельскохозяйственной техники, в том числе и энергонасыщенных тракторов, на Украине; рынок Украины не оправился от негативных последствий на рынке сельхозтехники, связанных с ценовым кризисом на зерно в конце 2011 г.

Страны Европы. Рецессия в странах ЕС привела к снижению объемов поставок техники РУП «МТЗ». Необходимо отметить, что у западных производителей также наблюдается снижение объемов продаж техники в ЕС. Кроме того:

закончился срок действия пятилетней программы субсидирования сельхозпроизводителей (начало действия сроков очередных программ и выделение средств ожидается в 2013-2014 гг.);

неблагоприятные погодные условия в течение года - сильные морозы зимой и засуха в летний период серьезно повлияли на урожай (озимые пришлось пересеивать). В результате засухи в Болгарии, Сербии и Венгрии потери урожая составили 60-80 %;

изменение экономической ситуации в Сербии в связи со сменой правительства (отменены льготы и кредитование, как для физических, так и для юридических лиц);

перенасыщение рынка б/у техники;

падение курса евро к доллару США в странах Еврозоны;

долговой кризис в Европе и экономически неблагоприятная ситуация в отдельных странах;

значительные финансовые потери, связанные с ростом тарифов на корма и энергоносители в странах Европы;

деловая активность потребителей снизилась из-за кризисных ожиданий в экономике, покупатели занимают выжидательную позицию с целью минимизации финансовых потерь.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РУП «МТЗ»

Региональная структура экспорта тракторов и тракторокомплектов «Беларус» в 2012-2015 гг. представлена в таблице 5.4.1

Таблица 5.4.1

Оценка 2012 г. (БП)

Прогноз 2013 г.

Прогноз 2014 г.

Прогноз 2015 г.

ЮВА и Ближний Восток

Итого дальнее зарубежье

Страны СНГ

Экспорт тракторов

СПРАВОЧНО

Всего экспорт продукции

(темп 102,0%)

(темп 116,5%)

(темп 109,3%)

(темп 111,5%)

В 2013-2015 гг. экспорт продукции РУП «МТЗ» будет иметь тенденцию к росту по всем регионам реализации продукции МТЗ как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

В 2013 г. РУП «МТЗ» планирует экспортировать продукцию на сумму 1 168 376 тыс. долл. США. Темп роста составит 116,5%. К 2015 г. экспортные поставки возрастут до 1 424 090 тыс. долл. США.

В 2013-2015 гг. структура экспортных поставок тракторов РУП «МТЗ» в стоимостном выражении изменится в сторону увеличения доли стран дальнего зарубежья (с 24,6% в 2012 г. до 32,5% в 2015 г.) с одновременным снижением удельного веса России (с 51,8% в 2012 г. до 46,8% в 2015 г.) и стран СНГ (с 23,6% в 2012 г. до 20,7% в 2015 г.). Рынок стран ЮВА и Латинской Америки станет наиболее перспективным для наращивания продаж техники «Беларус» на период 2013-2015 гг.

Экспорт тракторной техники в 2013 г. прогнозируется на уровне 1 107 190 тыс. долл. США. К 2015 г. он увеличится до 1 352 090 тыс. долл. США. В натуральном выражении экспорт тракторов РУП «МТЗ» в 2013 г. составит 55 650 шт., что на 9,1% превысит уровень 2012 г. К 2015 г. он увеличится до 70 000 шт.

Основные цели (см. далее), задачи и направления продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки на 2013-2015 гг. определены в соответствии с Национальной программой развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. (постановление Совета Министров Республики Беларусь № 656 от 23 мая 2011 г.).

Основная задача стратегии продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки на 2013-2015 гг. - закрепление позиций на традиционных рынках и расширение географии присутствия техники РУП «МТЗ» на перспективных зарубежных рынках, в том числе путем создания сборочных производств, развития товаропроводящей сети (ТПС), сервисного обслуживания техники и обеспечение поставок запасных частей.

Основные цели стратегии маркетинга РУП «МТЗ» на 2013-2015 гг.:

обеспечение роста объёмов экспорта продукции ПО «МТЗ» на стратегические товарные и географические рынки;

рост эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ».

В процессе реализации внешнеэкономической стратегии ожидается:

обеспечение прогнозных параметров внешнеэкономической деятельности: объем экспорта товаров в 2015 г. составит 1 424,1 млн. долл. США или 111,5% к уровню 2014 г.;

повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий РУП «МТЗ» за счет освоения новых экспортных товаров, повышения качества и технического уровня экспортируемой продукции, рационализации импорта, сокращение удельных затрат на производство, проведение взвешенной ценовой политики;

совершенствование информационного сопровождения экспорта;

диверсификация географической структуры экспорта, освоение новых рынков в странах дальнего зарубежья;

развитие и повышение эффективности товаропроводящих сетей и экспортной инфраструктуры предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ».

Направления стратегии внешнеэкономической деятельности предприятий, входящих в состав РУП «МТЗ» в 2013-2015 гг.:

1. Совершенствование экспортной инфраструктуры (развитие и рационализация товаропроводящей сети) и диверсификация географической структуры экспорта.

Сохраняя позиции на традиционных рынках, прежде всего России, СНГ и стран ЕС, РУП «МТЗ» намерено осуществлять поиск новых рынков сбыта в странах дальнего зарубежья, особенно в регионах, характеризующихся устойчивым экономическим положением и перспективами увеличения спроса на сельскохозяйственную технику.

Стратегическим направлением будет являться развитие товаропроводящей сети РУП «МТЗ», которое включает в себя:

создание собственных субъектов товаропроводящей сети в наиболее перспективных (с точки зрения реализации техники РУП «МТЗ») странах;

поиск местных дилеров для налаживания сотрудничества по реализации техники РУП «МТЗ» на новых рынках;

анализ работы и оптимизация состава существующей дилерской сети РУП «МТЗ» на освоенных рынках с целью создания равных условий работы дилеров РУП «МТЗ» на рынках и повышения эффективности их деятельности по реализации техники предприятия.

Перспективными регионами для экспорта продукции предприятий РУП «МТЗ» являются Азиатско-Тихоокеанский регион, Латинская Америка, Африка. Из-за своей географической удалённости стратегическим направлением в данных регионах является работа в отдельных странах через местных дилеров и создание субъектов собственной ТПС в наиболее перспективных странах.

Схема товаропроводящей сети РУП «МТЗ» на 2013 год представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 4.

2. Организация сборочных производств РУП «МТЗ» за рубежом.

Реализация техники РУП «МТЗ» путем поставок тракторокомплектов на сборочные производства предприятия за рубежом является в настоящее время одной из основных форм продвижения продукции с маркой «Беларус» на внешние рынки. И в 2013-2015 гг. РУП «МТЗ» намерено продолжать развитие сети сборочных производств с одновременным наращиванием поставок тракторокомплектов на уже созданные сборочные производства. В 2013-2015 гг. планируется продолжить работы по организации сборочных производств в Российской Федерации, Казахстане, Таджикистане, Бразилии, ЮАР, Нигерии, Камбоджи, Ираке и т.д.

Действующие и планируемые к созданию предприятия по сборке тракторов «Беларус» за рубежом на 2013 год представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 6.

3. Освоение производства новых видов продукции.

Важнейшими задачами научно-технической политики РУП «МТЗ» в области тракторостроения в 2013 г. является создание надежных и экономичных машин, оснащенных двигателями не ниже уровня Tier 3а с прогрессивными энергосберегающими, в том числе и бесступенчатыми силовыми передачами, способных агрегатироваться с широким комплексом с/х орудий, обеспечивающих безопасность, комфортность условий труда, а также конкурентоспособность на внешнем рынке. С 2013 г. запланирован выпуск новой продукции для продвижения продукции завода на рынки дальнего зарубежья в странах Европейского союза тракторов «Беларус»-922.5/952.5/1021.5/1025.5/1220.5/1221.5/1523.5/2022.5/3522.5.

В рамках задач инновационного развития до 2015 г. планируется участие РУП «МТЗ» в выполнении следующих заданий ГНТП «Машиностроение»:

1) проведение модернизации семейства высокоэнергонасыщенных тракторов класса 2,0-3,0 мощностью 130, 150, 210 л.с. путём разработки конструкторской документации по установке экологически чистых двигателей (IIIб ступень), полуавтоматических трансмиссий и электронных систем управления.

По завершении в 2013 г. НИОКР планируется освоение производства тракторов Беларус-1221.5, Беларус-1523.5, Беларус-2022.5 с установкой современных силовых агрегатов отвечающих современным требованиям по экологии, современного дизайна и комфортности верхнего строения и кабины, улучшенных показателей и характеристик полуавтоматических трансмиссий с повышенным ресурсом и надежности, микропроцессорных систем управления узлами и агрегатами трактора, современных систем контроля и диагностики состояния узлов и систем, способов защиты виброаккустических воздействий на оператора.

2) разработка, изготовление и испытание опытного образца перспективного колёсного трактора общего назначения мощностью 300-360 л.с. с электромеханической трансмиссией, в перспективе до 500 л.с.

3) разработка и освоение производства высокоэнергонасыщенных тракторов мощностью 300-355 л.с. тягового класса 5-6 с двигателями не ниже уровня Тier 3В с прогрессивными энергосберегающими силовыми передачами, обеспечивающих безопасность, комфортность условий труда и конкурентоспособность на мировом рынке. По завершении в 2015 г. НИОКР планируется освоение производства данных высокоэнергонасыщенных тракторов мощностью 300-355 л.с.

4) разработка и освоение производства мобильной трелевочной канатной машины для заготовки древесины из труднодоступных мест при сплошных рубках и рубках ухода.

5) разработка, изготовление и испытания опытного образца перспективного гусеничного трактора общего назначения тягового класса 5,0 с электромеханической трансмиссией.

6) разработка и освоение производства рубильной машины с приводом от автономного двигателя мощностью 280-300 л.с., производительностью не менее 100 насыпных м3 щепы в час.

В рамках задач инновационного развития до 2015 г. с целью расширения новой линейки тракторов в диапазоне от 52 до 80 л.с. запланирован с 2013 г. проект задания ГНТП «Машиностроение» «Провести модернизацию семейства малогабаритных тракторов класса 0,9 мощностью 50-60 л.с. путём установки экологически чистых двигателей (Tier IIIB), бесступенчатых полнопоточных гидростатических трансмиссий и комфортабельных кабин с целью повышения технико-экономических и эксплуатационных качеств, улучшения условий труда оператора».

Во исполнение 2-го раздела Программы действий Министерства промышленности по импортозамещению РУП «МТЗ» в 2011-2013 гг. осваивает производство тракторов общего назначения Беларус-2422, Беларус-2022.5 тягового класса 4, трактора общего назначения Беларус-3522 тягового класса 6.

В рамках отраслевой научно-технической программы «Импортозамещающая продукция» до 2014 г. разрабатывается самоходная машина «Беларус-300С» с комплектом оборудования для обрезки деревьев.

4. Выставочная деятельность.

Одним из важных элементов экспортного маркетинга и стимулирования сбыта продукции РУП «МТЗ» является расширение участия предприятий, входящих в состав объединения, в международных и зарубежных выставках, которое обеспечивает создание и поддержание имиджа этих предприятий, позволяет сформировать спрос на их продукцию и обеспечить поиск потенциальных партнеров. Использование накопленного профессионального и организационного опыта участия в международных научно-технических выставках и других мероприятиях, новые формы представления экспонируемой продукции являются необходимыми инструментами продвижения продукции РУП «МТЗ» на внешние рынки.

В 2013 году РУП «Минский тракторный завод» будет проводиться активная рекламно-информационная деятельность по следующим направлениям:

участие в республиканских и международных выставочных мероприятиях;

обновление и изготовление различных видов печатной рекламно-информационной продукции;

усовершенствование и развитие интернет-портала РУП «МТЗ»;

приобретение продукции с фирменной символикой РУП «МТЗ»

5. Мониторинг мировых рынков сбыта и тесное взаимодействие с загранучреждениями Республики Беларусь за рубежом.

Маркетинговые исследования рынков являются неотъемлемой частью осуществляемых предприятиями стратегий продаж и реализуются силами соответствующих служб. Благодаря этому становится ясной ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом и выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период. Для организации углубленных исследований, а также с целью регулярного мониторинга рынков сбыта, необходимо постоянно получать оперативную информацию о ситуации на рынке, действиях конкурентов, новых тенденциях, появляющихся на рынках и т.п.

В этой связи РУП «МТЗ» работает в тесном контакте с белорусскими загранучреждениями с целью получения оперативной информации о конъюнктуре интересующих рынков, поиска новых надежных платежеспособных партнеров по внешнеторговым операциям, информационного обеспечения поддержки экспорта, помощи при организации национальных выставок Республики Беларусь, а также, в случае необходимости, помощи в организации встреч в государственных органах страны пребывания.

6. Повышение ценовой конкурентоспособности продукции.

Ценовая политика РУП «МТЗ» основывается на стратегии доступности для потребителей поставляемой продукции при одновременном покрытии затрат на производство и реализацию продукции и обеспечении необходимого уровня рентабельности. При этом обязательным является соизмерение цен на поставляемую продукцию с уровнем цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.

В современных условиях ценовая конкуренция требует минимизации затрат на изготовление, обращение и эксплуатацию изделий.

Для экономии материальных затрат РУП «МТЗ» планирует продолжение реализации в 2013-2015 гг. следующих мероприятий:

совершенствование применяемой техники и технологии производства;

внедрение новой прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;

улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов;

улучшение организации труда;

улучшение материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов;

сокращение транспортных расходов,

реализация программы «Энергосбережение».

Выполняя Директиву Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» экономическими и коммерческими службами предприятия ведется целенаправленная и эффективная работа по прогнозированию издержек на производство и обращение, снижению затратоемкости и материалоемкости.

Наращивание производства энергонасыщенной тракторной техники, расширение рынков ее сбыта невозможно без организации высококачественного сервиса проданной продукции. Учитывая это, РУП «МТЗ» ведет целенаправленную работу по развитию уже существующей сети технического обслуживания и созданию новых сервисных центров как в Республике Беларусь, так и за ее пределами.

ПО «МТЗ» проводит постоянную работу по повышению качества выпускаемой продукции и достижению успехов в повышении престижа и привлекательности тракторов с маркой «Беларус». Основными документами, определяющими направления работ по повышению качества продукции, являются «Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности, технического уровня, надёжности, качества и сервиса продукции МТЗ», планы НИОКР по созданию новых моделей тракторов, программа «Автотракторокомбайностроение», целевые программы по повышению качества и надёжности техники ПО «МТЗ» и другие директивные документы.

По результатам оценки технического уровня разработанных тракторов основные их показатели соответствуют или превосходят показатели зарубежных аналогов. Оценка технического уровня тракторов «Беларус» (по данным карт технического уровня) представлена в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Понимая важность задачи по обеспечению сельского хозяйства качественными конкурентоспособными тракторами, РУП «МТЗ» стремиться к улучшению их качества за счёт совершенствования конструкции тракторов, применения более качественных комплектующих, внедрения новых технологий и оборудования, позволяющих выпускать качественные изделия.

Основными потребителями продукции объединения являются сельскохозяйственные предприятия России, Украины, Беларуси и других стран СНГ. Тракторы марки «Беларус» сегодня, как и 65 лет назад, работают на полях Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Латинской Америки.

На предприятии создана мощная товаропроводящая сеть, обеспечивающая реализацию продукции МТЗ, ее гарантийное и послегарантийное обслуживание, осуществление рекламной деятельности, маркетинговых исследований, обучение специалистов и выполнение других функций представителя завода на рынке. Двухуровневая товаропроводящая сеть состоит из организаций, находящихся под полным или паритетным управлением РУП «МТЗ» и официальных представителей (дилеров и технических центров). 18 собственных субъектов товаропроводящей сети МТЗ на сегодняшний день представляют интересы объединения за рубежом. Кроме того, РУП «МТЗ» активно использует такой вариант развития товаропроводящей сети (ТПС), как создание сборочных производств.

Инновационный план предприятия предусматривает реализацию экспортоориентированной сбытовой стратегии. Основными задачами инновационной политики в области сбыта продукции являются уход от посредников, создание собственной сбытовой сети, установление и поддержание баланса между внутренними и внешними продажами.

В настоящее время более 80 % произведенной продукции уходит на экспорт и поставляется в более чем 60 стран.

В последние годы ПО «МТЗ» выступает как самостоятельный экспортер. Сбыт продукции предприятия производится через хорошо отлаженную сбытовую сеть, которая состоит из:

акционерных обществ, находящихся под полным или паритетным управлением ПО «МТЗ»;

зарубежных фирм-агентов, которые занимаются реализацией и обслуживанием продукции ПО «МТЗ» в соответствии с агентскими соглашениями;

агентов и постоянных партнеров по работе с запасными частями;

сервисных центров по гарантийному обслуживанию тракторов.

7. Совершенствование механизма товародвижения, сбыта и сервиса.

С целью повышения квалификации специалистов, представляющих интересы предприятия за рубежом планируется продолжение работы по подготовке управленческого персонала и отбору кандидатов в резерв работников для работы за рубежом из числа специалистов предприятия.

С работниками, зачисленными в резерв для работы за рубежом, в соответствии с СТП РУП «МТЗ» «Работа с резервом руководящих кадров на предприятии» и СТП РУП «МТЗ» «Товаропроводящая сеть Минского тракторного завода» проводится обучение с целью совершенствования знаний по экономике, номенклатуре выпускаемой продукции, управленческих умений и навыков.

Одним из основных аспектов продвижения продукции на внешние рынки является совершенствование системы технического обслуживания и ремонта продукции МТЗ в зарубежных странах.

В настоящее время гарантийный и послегарантийный сервис реализованной техники «Беларус» за рубежом осуществляют субъекты товаропроводящей сети предприятия.

Основными направлениями совершенствования системы сервиса в 2013-2015 гг. являются:

совершенствование взаимодействия между предприятием и поставщиками комплектующих изделий (в том числе и зарубежными) для более оперативной поставки запасных частей для восстановления гарантийной техники;

повышение оперативности выезда представителей предприятия-изготовителя совместно с представителями предприятий - поставщиков для восстановления гарантийной техники;

организация подготовки технических специалистов, в том числе владеющих иностранными языками, для обеспечения качественного сервиса тракторов «Беларус», реализованных за рубежом;

планомерное и опережающее поставки техники обучение специалистов субъектов ТПС МТЗ за рубежом правилам эксплуатации, квалифицированному техническому обслуживанию и ремонту техники МТЗ как на базе Учебного центра РУП «МТЗ», так и выездом на места.

Среди главных задач 2013 года - разработка новых, и усовершенствование существующих моделей и модификаций, и их постановка на производство, и другие мероприятия, которые позволят предприятию устойчиво работать и развиваться, а также достойно представлять трактор «Беларус» на мировых рынках.

Но татарские аграрии предпочли мощным белорусским тракторам питерские «Кировцы»

Как стало известно «Реальному времени», «минские соглашения», достигнутые в мае этого года правительством Беларуси и Татарстаном о превращении елабужского тракторного комплекса «МТЗ-ЕлАЗ» в белорусский кластер четырех производителей сельхозтехники в России, забуксовали на старте. Основной драйвер мегапроекта - Минский тракторный завод - настаивает на предоставлении ему гарантированного заказа на поставку субсидируемой из бюджета РТ техники, тогда как Минсельхоз РТ против лоббирования какой-либо марки по региональным программам господдержки. Если последнее слово окажется за Минсельхозом РТ, то «МТЗ-ЕлАЗ» может свернуть сборку в Елабуге и перенести кластер в другой регион.

Белорусский форпост в Елабуге

Белорусские власти готовы придать производственной площадке «ТД МТЗ-ЕлАЗ», где с 2009 года ведется сборка тракторов Belarus, статус опорного производственно-сервисного центра для переноса в Россию сборочных производств ведущих производителей машиностроительной техники РБ. Эта идея закреплена в меморандуме, подписанном премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым и президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. «Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета, который проходил в мае под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в Казани.

Мегапроект о расширении производственной кооперации, предложенный властями Беларуси, удачно вписывался в повестку интеграционного взаимодействия Евразийского экономического союза, объединяющего Россию, Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию.

Гендиректор «ТД МТЗ-ЕлАЗ» Константин Анисимов подтвердил информацию о том, что идея создания кластера прорабатывается на уровне правительства Беларусь и будет способствовать укреплению позиций белорусских предприятий на российском рынке, а также созданию дополнительных рабочих мест в Татарстане и отчислению в бюджет в виде налогов (с 2003 года отчисления в республиканский бюджет РТ составили около 6 млрд рублей). Назвать точные параметры проекта он не смог, так как бизнес-проекты компаний в настоящий момент проходят экономическую экспертизу и подготовку к защите.

«Минские соглашения», как их окрестили в Татарстане, были заключены еще во время заседания Совета глав правительств СНГ и Евразийского межправительственного совета. Фото prav.tatarstan.ru

ЕлАЗ укатил от тракторов

Между тем незадолго до подписания политического меморандума на высшем уровне в белорусско-татарстанском СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», работавшем на протяжении 14 лет, неожиданно разразился конфликт среди учредителей компании, который привел к их окончательному «разводу». Возможно, что этот раскол и наложил негативный отпечаток на медленное и затяжное продвижение интеграционной идеи в Татарстане, несмотря на одобрение сверху. Как стало известно «Реальному времени», в мае этого года производственное объединение ЕлАЗ вышло из уставного капитала СП «ТД МТЗ-ЕлАЗ», в котором ему принадлежало 49% долей. С этого момента сборочное предприятие полностью принадлежит его белорусскому партнеру - Минскому тракторному заводу, который консолидировал 100% долей общества, подтвердил информацию «Реальному времени» гендиректор СП Константин Анисимов, назначенный в этом году вместо прежнего руководителя Слесаренко. По данным сервиса «Спарк-Интерфакс», ООО «ТД МТЗ-ЕлАЗ» создано с уставным капиталом в 1,49 млрд рублей. Основным акционером является ОАО «Минский тракторный завод» - 51% акций. С мая этого года 49% акций перешло ООО «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ».

По всей видимости, кадровое назначение было призвано улучшить экономику сборочного производства. По данным «Спарк», на протяжении 2013, 2015, 2016 годов производство показывает минусовую прибыль, то есть убытки. Так, выручка по итогам 2016 года составила 3,39 млрд рублей, убыток - 152,5 млн рублей.

Константин Анисимов - выходец из «Белорусского металлургического завода - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания». «ЕлАЗ вышел из состава учредителей СП по решению собрания учредителей в мае этого года, - рассказал он. - Мы много лет работали вместе, но в один прекрасный момент решили, что программы (лицензионной сборки тракторов, - прим. ред. ) закончены, они себя исчерпали. В дальнейшее развитие «МТЗ–ЕлАЗ» пойдет один, самостоятельно, без ПО «ЕлАЗ». В ответ на вопрос, будет ли проводиться ребрендинг компании, глава белорусской компании дал понять, что, скорее всего, нет, так как переименование компании потребует значительных финансовых ресурсов на маркетинг нового названия производителя. По словам Константина Анисимова, за 14 лет работы СП было реализовано более 35 тысяч единиц техники, а российская казна получила 6 млрд рублей налогов.

Выйдя из уставного капитала СП, ПО «ЕлАЗ» прекратило лицензионную сборку тракторов Belarus. Как следует из данных сайта компании, сегодня ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники, удалив со своих страниц любое упоминание о белорусских тракторах. Неприятный поворотный для предприятия момент руководство компании предпочло оставить без каких-либо комментариев. На запрос «Реального времени» о причинах «развода» с МТЗ, гендиректор ПО «ЕлАЗ» Камиль Галимов ничего не ответил, поручив подготовку ответа своему заместителю по имущественным вопросам, но с тех пор редакция не получила никакой информации. Мобильный телефон помощника президента по авиакомплексу Равиля Зарипова, который считается одним основателей СП, был недоступен. По данным «Спарк-Интерфакс», «ПО Елабужский автомобильный завод» фактически контролируется Равилем Зариповым. Основной акционер предприятия - ООО «Инвестпромком», ему принадлежит 37,99% акций. С июня 2016 года на 100% долей этой компании принадлежит Айгуль Зариповой (видимо, дочери Равиля Зарипова), а сам Равиль Зарипов напрямую владеет 11,99% акций предприятия. Другими акционерами выступают кипрская Scelissel Trading Limited (25% акций) и ООО «Булак Инвестмент» (25% акций). В свою очередь, это общество на 50% принадлежит ООО «Татиндтрейд», совладельцами которой являются экс-депутат от РТ Хафиз Салихов и его дочь Эльмира, а также Рамиль Мавлютов (каждому из них принадлежит по 4% акций предприятия).


ЕлАЗ пытается перепрыгнуть из привычного для себя сельскохозяйственного сегмента в класс дорожно-строительной и специальной техники

Плачу и не плачУ

Напомним, что партнерство с МТЗ оказалось самым долгоиграющим для ЕлАЗа сборочным производством, которое вытянуло его из сложного финансового положения в начале нулевых. По условиям соглашения, СП было наделено функциями генерального дистрибутора техники в Приволжском и Уральском федеральных округах, а ЕлАЗ по лицензии МТЗ собирал колесные трактора, но только двух марок - МТЗ-82 и «Беларус-1221». Спустя 7 лет совместной деятельности между ними словно черная кошка пробежала. МТЗ решил запустить на мощностях собственную сборку тракторов, но уже более современных моделей и с более мощными двигателями, создавая внутреннюю конкуренцию ЕлАЗу. Кто из них больше продавал тракторов - доподлинно неизвестно. Но в ответ Елабужский автозавод начал постепенно «уходить» в сборку спецтехники. Так, с 2011 года открыл сборку экскаваторов с турецкой Cukurova. С каждым годом «тракторная программа МТЗ» на ЕлАЗе медленно затухала, а его гендиректор Камиль Галимов не раз заявлял, что российский рынок «затоварен», хотя и не переставал параллельно вести переговоры с российским концерном «Тракторные заводы» о налаживании сборки тракторов. С выходом из капитала «ТД МТЗ-ЕлАЗ» автозавод окончательно отказался от борьбы за аграрные заказы на поставку тракторов.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов. «За все время существования «ТД МТЗ-ЕлАЗ» производственное объединение ЕлАЗ не вложило ни копейки, кроме уставного фонда. Сюда инвестировал только один учредитель - Минский тракторный завод. Поэтому ЕлАЗ забрал те деньги, которые инвестировал, и ушел - вот и вся история. Никакого капитала здесь не было - у них был только уставный фонд, все. Никакую землю никто не вносил. Все приобреталось обществом за счет осуществления деятельности. Поэтому существует огромный долг перед Минским тракторным заводом. Все, что создано, - создано за счет оборотных средств Минского тракторного завода», - утверждает собеседник издания в руководстве «ТД МТЗ-ЕлАЗ». «У ЕлАЗа был один выход - либо выйти, либо заплатить деньги. Он решил выйти и не участвовать в субсидиарной ответственности», - заключил он.

Неофициально причиной «развода» с ЕлАЗом называется нежелание татарстанского партнера инвестировать в развитие сборочного производства белорусских тракторов

Belarus забуксовал на татарстанской «тракторной» программе

Похоже, что «развод» с ЕлАЗом все-таки ударил по бизнесу «ТД МТЗ-ЕлАЗ». Как стало известно «Реальному времени», с запуском в августе этого года специальной «тракторной» программы по субсидированию закупок тракторов мощностью свыше 300 л. с. белорусский «ТД МТЗ-ЕлАЗ» не смог заключить ни одного договора на продажу своей техники татарстанским сельхозпроизводителям. Информацию об этом подтвердили в руководстве Минсельхоза РТ и дочерней компании МТЗ. На вопрос о причинах провала продаж глава компании ответил встречным вопросом: «А я хочу спросить у Минсельхозпрода РТ. Я обращался, но нас не включают, - удивляется Константин Анисимов. - Почему - не знаю. И это вопрос диалога. Недавно мы показывали президенту РТ трактор с двигателем «Камминз Кама» в надежде на то, что он будет работать в Татарстане».

В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше, - рассказал «Реальному времени» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Тальгат Тагирзянов. - Она предусматривает субсидирование 50% стоимости техники сельхозпредприятию за счет бюджета РТ. По решению президента РТ на дотирование закупок энергонасыщенных тракторов выделено 600 млн рублей, которые позволят увеличить производительность труда на селе. Это насущный вопрос, так как сегодня в сельском хозяйстве Татарстана постоянно работают всего 65 тысяч человек или 2% от общего населения республики. Им необходимо произвести продукцию, которая обеспечивала бы потребности 3,5 млн татарстанцев. Вот эти люди справляются со всеми видами сельскохозяйственных работ - вспахивают, засеивают и убирают урожай, раздают корма, а с ручным трудом мы далеко не уйдем. Мощные трактора нужны для быстрого проведения посевной и уборочной компании.

По словам Тагирзянова, эта беспрецедентная мера поддержки сельчан стала дополнением к основной республиканской программе по технологическому переоснащению сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. По этой программе субсидируются все сельскохозяйственные машины и оборудование, самоходная техника, грузовой автотранспорт, оборудование для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. Обязательное условие: техника должна быть произведена в РФ, а покупатель должен оплатить полную ее стоимость (потом 40% без НДС возмещается из бюджета РТ). «В этом году общая сумма субсидий на возмещение техники составила 1,7 млрд рублей. Если кто-то полагает, что Минсельхоз РТ якобы лоббирует продвижение тех или иных марок сельхозтехники, навязывая им определенные закупки, отвечу, что это не так! Никакого перечня рекомендованных производителей нет, нет ни списков, ни реестров. По республиканской программе субсидируются приобретенные у любых российских производителей тракторы. Если бы мы установили перечень, то должны были бы объявить о каких-то критериях выбора производителя, чтобы соблюсти антимонопольное законодательство, - рассказывает замминистра. - По тракторной программе субсидируется ровно половина стоимости, т. е. 50% с НДС, при этом трактор должен быть российским, с мощностью от 300 л. с. (российское происхождение должно быть подтверждено паспортом самоходной машины РФ). Выбор - за потребителем. Так работает конкуренция: покупают ту технику, у которой лучше цена и качество. Полностью механизм субсидирования закупок определен постановлением КМ 78 от 10 февраля 2017 года «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2017 году за счет средств бюджета РТ».

По словам замминистра, ежегодно хозяйства приобретают свыше 300 тракторов различных марок, где львиную долю (50%) составляют минские тракторы МТЗ-1221 и МТЗ-82. «Но нынче хозяйства отдали предпочтение тракторам К-744 Петербургского тракторного завода «Кировец» (21 шт.), тракторам Buhler Versatile (13 шт.) мощностью 375 л. с, собранных краснодарским Ростсельмашем (Ростсельмаш полностью купил канадский тракторный завод Buhler Versatile Inc), и еще куплено несколько тракторов Claas, собранных в Краснодаре, «Нью Холланд», собранных на челнинском заводе, а также тракторы «Балтиец» и «Агромастер». На сегодня просубсидировано 48 тракторов на сумму в 260 млн рублей. Оплачен сельхозпроизводителем 81 трактор, поставка идет, по мере представления документов они будут просубсидированы. Подчеркнем, что программа еще не завершена.

«В этом году Минсельхоз Татарстана впервые запустил «тракторную программу» по обновлению парка сельхозтехники высокопроизводительными тракторами мощностью от 300 л. с. и выше», - говорит Тальгат Тагирзянов

Белорусская ставка на татарстанские субсидии

Учитывая недавний опыт, который, похоже, заметно остудил пыл белорусских компаний, руководство дочерней компании МТЗ в Татарстане считает, что производственный кластер может быть создан лишь под гарантии возврата инвестиций. Имея в виду получение твердых заказов на закупку субсидированной техники.

«Что значит создать кластер? Это направить инвестиции. Но сегодня в России нет такой законодательной базы, которая позволяет мне обезопасить инвестиции. Законодательство РФ меняется в сторону ужесточения и дополнения технологических переделов. Это ведет к тому, что чтобы получить субсидии и утильсборы, надо стать заводом полного цикла по производству тракторной техники», - рассуждает представитель «ТД МТЗ-ЕлАЗ».

По его мнению, тут возникает противоречие. С одной стороны, можно закупить отечественные комплектующие - двигатели, трансмиссию, но с другой, «если нет понятного объема, то как я могу покупать комплектующие автокомпоненты?». «Локализацию я могу планировать, если есть четкие и понятные объемы поставок техники, - уточняет он. - Тогда я могу пойти к смежникам и сказать: хочу закупить 3 тысячи крышек для кабины. А как иначе я буду заказывать топливную аппаратуру, фильтры, диски, когда я не знаю объема поставок». Одним словом, белорусский производитель добивается от Минсельхоза РТ гарантий сбыта собираемой техники, а в противном случае вынужден будет свернуть сборку в Елабуге.

«Если цифры покажут, что бизнесу может быть дан зеленый свет, он будет. Но если экономика покажет, что по разным причинам - утильсбор, недостаточная квалификация на этой территории рабочих, логистика - все что угодно, не позволяет вести бизнес, то его не будет, как бы мы ни хотели», - заявил источник в компании. Между тем, в середине октября генеральный директор МТЗ Федор Домотенко уже заявил о том, что «совместное предприятие по выпуску тракторов Belarus в Татарстане планируется объединить с производством в Вологодской области в единое сборочное предприятие», правда, место их базирования не раскрыл. «Беларусь и Россия изучают возможность организации совместного экспорта в третьи страны тракторов Belarus, выпускаемых в Череповце Вологодской области, - передало его слова агентство БЕЛТА с межрегионального совета по кооперации с иностранным участием в Вологде. Впрочем, в Татарстане уверены, что «батька Лукашенко не отпустит их с закрепленного места».

Луиза Игнатьева, фото Максима Платонова

ВВЕДЕНИЕ

Преддипломная производственная практика проводится в сельскохозяйственных организациях, согласно учебному плану после изучения основных разделов теоретических и специальных дисциплин на первых четырёх курсах.

Место прохождения практики - ОАО «Минский Тракторный Завод», город Минск.

Продолжительность практики составляет - 55дней.

Цель практики состоит в закреплении на производстве знаний, полученных в процессе изучения общеметодологических и профилирующих дисциплин, формирующих профиль экономистов АПК Республики Беларусь.

В задачи практики входит:

  • – ознакомление со структурой и функциями организации - базы практики, изучение показателей, отражающих результаты деятельности, проблемы и перспективы ее развития;
  • – изучение взаимодействия организации - базы практики с другими организациями;
  • – подробное изучение структуры и функций основных структурных подразделений базового предприятия;
  • – проведение анализа информационного обеспечения управления организации - базы практики;

Общая характеристика ПО «Минский Тракторный Завод» и эффективность его работы

Производственное объединение "Минский тракторный завод" создано на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 20.12.1994г. № 33 в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ от 15.06.1994г. № 447. За более чем шестидесятилетнюю историю своего существования завод превратился в одного из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире, на котором работает более 30 000 человек. трудовой хозяйственный инвестиционный маркетинговый

На сегодняшний день ПО "Минский тракторный завод" является одним из крупнейших производителей тракторов в мире, а на постсоветском пространстве это единственное предприятие отрасли, сохранившее свой научный, производственный и экспортный потенциал. Продукция с маркой «Беларус» - это высокое качество, надежность и экономичность.

ОАО «Минский тракторный завод» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса. ПО "Минский тракторный завод" осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основными видами которой являются тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, плуги, продукция металлургического производства -- поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка, узлы для сельхозмашин и гидроаппаратура для станочных гидроприводов, зубчатые колёса.

В настоящее время в состав ПО "МТЗ" входят следующие предприятия.

Открытое Акционерное Общество "Минский тракторный завод" (ОАО "МТЗ").

Основным видом производственно-хозяйственной деятельности ОАО "МТЗ" является производство тракторной техники.

В настоящее время МТЗ выпускает:

  • – более 100 моделей тракторов и более 200 вариантов их сборки для всех климатических и эксплуатационных условий;
  • – универсально-пропашные тракторы;
  • – тракторы общего назначения;
  • – машины специального назначения для коммунального и лесного хозяйства, выполнения вспомогательных работ в шахтах.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод специального инструмента и технологической оснастки" (УП "МЗ СИиТО") выпускает:

  • – широкий ассортимент специального инструмента (металлорежущего, вспомогательного, измерительного, садоводческого, строительного и др.) и оснастки;
  • – различные приспособления;
  • – штампы;
  • – пресс-формы; товары народного потребления.

Республиканское унитарное предприятие "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" (РУП "БЗТДиА") выпускает:

  • – малогабаритные тракторы;
  • – малогабаритную коммунальную технику (погрузчики и уборочные машины на базе тракторов);
  • – детали, узлы и агрегаты к тракторам;
  • – запасные части к тракторам;
  • – прицепное и навесное оборудование к тракторам.

Открытое акционерное общество "Витебский завод тракторных запасных частей" (ОАО "ВЗТЗЧ") изготавливает:

  • – узлы и детали для сборочного конвейера МТЗ;
  • – запасные части к тракторам МТЗ;
  • – экскаваторы-погрузчики ДЭМ-1143.

Республиканское унитарное предприятие "Сморгонский агрегатный завод" (РУП "САЗ") выпускает:

  • – мини-тракторы мощностью;
  • – садоводческие тракторы;
  • – машины шахтные;
  • – навесное оборудование (плуги полунавесные и оборотные, шести, семи и восьмикорпусные);
  • – навесное оборудование для производства коммунальной и уборочно-погрузочной техники;
  • – детали автоматного производства;
  • – детали и сборочные узлы задней навески тракторов "БЕЛАРУС".

Открытое акционерное общество "Мозырский машиностроительный завод" (ОАО "Мозырский машиностроительный завод") выпускает:

  • – гусеничные тракторы;
  • – коммунальную технику;
  • – лесохозяйственную технику;
  • – запасные части;
  • – товары народного потребления;
  • – продукцию металлургического производства -- поковки, стальное литье; инструмент и оснастку.

Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский завод шестерен" (РУП "МЗШ") выпускает:

  • – почвообрабатывающую технику (плуги);
  • – зубчатые колеса для грузовых и легковых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной техники, двигателей, различных типов редукторов, станков и другой техники;
  • – шестерни;
  • – стальные штампованные поковки;
  • – металлокерамические изделия.

Республиканское унитарное предприятие "Гомельский завод "Гидропривод" (РУП "Гидропривод") выпускает:

  • – станочную гидроаппаратуру;
  • – гидроузлы для тракторов;

Открытое акционерное общество "Наровлянский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидроаппаратуру;
  • – товары народного потребления.

Открытое акционерное общество "Хойникский завод гидроаппаратуры" выпускает:

  • – гидравлическое оборудование для станкостроения;
  • – гидроузлы для сельскохозяйственной техники;
  • – запорную арматуру для трубопроводов;
  • – товары народного потребления.

Об эффективности работы предприятия может свидетельствовать ряд различных коэффициентов, но наиболее точным являются коэффициенты оборачиваемости и рентабельности. Данные полученные при расчёте выше указанных коэффициентов представлены в таблице 1.1.

На 01.12.2011 г. оборачиваемость оборотного капитала составила 172 дня, наблюдается ускорение оборачиваемости на 36 дней по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (на 01.12.2010 г. - 208 дней).

Оборотные активы на 01.12.2011 г. составили 3 366,2 млрд. руб. (в т.ч. 1 069,6 млрд. руб. - собственные оборотные средства). Остается достаточно высокой доля активов, сформированных за счет заемных средств: 29,2% оборотных активов обеспечивались за счет собственных средств предприятия и 70,8% - за счет заемных.

Таблица 1.1 - Показатели оборачиваемости и рентабельности за 2009 - 2011годы

ПОКАЗАТЕЛИ

Значение показателя

Оборачиваемость

Оборачиваемость капитала

Оборачиваемость оборотных средств

Оборачиваемость готовой продукции (средний срок хранения)

Средний срок оборота дебиторской задолженности (по выручке без налогов)

Средний срок возврата долгов предприятием

Рентабельность

Коэффициент рентабельности реализованной продукции

Коэффициент рентабельности продаж (по выручке с налогами)

Рентабельность всего капитала

15.05.2015 - 20:20

Новости Беларуси. Президент требует от правительства принять все необходимые меры, чтобы защитить внутренний рынок от необоснованного импорта. Об этом Александр Лукашенко заявил 15 мая во время посещения Минского тракторного завода. Главе государства доложили о финансово-хозяйственной деятельности и перспективах развития предприятия, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Более 20 лет за работой. Свой завод иначе как родным Александр Жаврид не называет. Буквально на глазах мастера цеха по сборке тракторов собираться начали маломощные машины, а теперь уже и те модели, которые разработчики называют «эксклюзивными». Говорит, собирать такую продукцию помогают и модернизированные линии. И, конечно, грамотные специалисты. Именно в этом секрет конкурентоспособной продукции.

Анастасия Иванникова, СТВ:
Каждый десятый трактор в мире – из Беларуси. Сегодня МТЗ без преувеличения – лицо страны. За почти 70 лет существования продукция завода продукция предприятия была поставлена в 125 стран мира.

МТЗ производит тракторы мощностью от 20 лошадиных сил. В нынешнем году в массовое производство выпустили современного «Беларуса». Заменит он два трактора на 200 лошадиных сил. Такая «премьера» отправлена будет в Юго-Восточную Азию. И не только она.

Андрей Стасилевич, главный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»:
Мы работаем над новой линейкой тракторов для Африки, Юго-Восточной Азии. На тракторах мощностью до 200 лошадиных сил практически всё отечественное. А вот 300-350 и выше – двигатель пока импортный.

Сейчас на предприятии есть проблемы. Несколько упали поставки на основные рынки. «Слабые места» есть и у других гигантов машиностроения. Тем не менее, государство делает всё, чтобы производства сохранились, созданы были приемлемые условия работы. Это под постоянным контролем.

Ещё в конце апреля Александр Лукашенко анонсировал свой визит на крупные промышленные предприятия.

В должности гендиректора Фёдор Домотенко с августа прошлого года. Предприятие старается развивать, увеличивать экономические показатели. Ведь среди главных задач - объёмы, рентабельность и эффективность.

Особое внимание - заработным платам. Этот вопрос всегда актуален. Александр Лукашенко отмечает: надо сохранить тот уровень, который остался с прошлого года. При этом государство со своей стороны гарантирует - контроль над ценообразованием сохранится.


Главная сейчас задача по стране, для всех, до выборов – мы ни в коем случае не должны заниматься популизмом. Я уже это говорил. И нагонять зарплату, чтобы потом подавиться, после выборов, чтобы люди нас долбали. Нам надо сохранить тот уровень, который нам достался с прошлого года. Сохранить уровень. По ценообразованию мы тут проконтролируем, цены все зависят практически от нас. Мы видим, где падают цены, где чуть-чуть поднимаются. Если растут цены на импорт, господь с ними. Главное, чтобы на товары белорусского производства цены не росли. Мы это контролируем, мы видим, помогаем предприятиям. Где-то да, действительно, цены должны быть подвинуты. Они двигаются. Но главное – удержать заработную плату на уровне прошлого года. Будешь в хорошем плюсе – доплати, но людям надо объяснять, что нам сегодня надо деньги вложить в модернизацию, чтобы к 2020 году эти планы реализовать.

По результатам прошлого года продукция предприятия была поставлена почти в 60 стран мира. Более 40% техники экспортировано в Россию, около четверти - в страны дальнего зарубежья, чуть меньше - в СНГ, 9% поставлено было на внутренний рынок. По прогнозам руководства завода, к 2020 году карта экспорта несколько изменится в процентном соотношении. Тем не менее, президент отмечает: к продаже продукции за пределы страны походить нужно по-экономически выверено.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне же правительство Кобякова подкидывает вопрос: Александр Григорьевич, разрешите за пределы страны реализовать ниже себестоимости. Слушайте, реализуйте, если вы такие смелые. А потом, если директора видят, что надо ниже стоимости продать, то давайте продадим внутри страны. Потому что, продав за пределы страны, трудно потом проконтролировать. И, самое главное, - у нас сегодня проблема с качеством. Есть проблемы. И проколы есть. И по МТЗ, но тут меньше, по МАЗу, по другим предприятиям. Если даже мы этот трактор отдали внутри, и там что-то случиться, так мы его обслужим мгновенно.

В большинстве случаев промышленные предприятия ориентированы на Россию. Найти новые рынки – дело непростое и небыстрое.

Федор Домотенко, генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод»:
Недавно мы провели переговоры с представителями Зимбабве, Замбии, ЮАР, получили официальное приглашение. В Пакистане мы создаем сборочное производство. Подписаны контракты. Работа там идет успешно.

Мало кто помнит, что к выпуску известных во всём мире тракторов, завод шел поэтапно. В итоге теперь белорусская техника может работать в самых разных условиях. Конечно, конкуренция есть. Взять, к примеру, знаменитые немецкие аналоги. Обогнать конкурентов помочь может и постепенная модернизация, и новые подходы. Для начала – в дизайне.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Внешне посмотришь – красиво, а внутри эти детали надо как-то смотреть. Обшивка нежнее чтобы уже, ближе к иностранцам. Но это уже на порядок выше.

Минский тракторный завод стал в 1994 году одним из первых предприятий, где побывал Александр Лукашенко после избрания президентом. Тогда, в середине 90-х, высказывались настойчивые предложения о закрытии промышленных гигантов Беларуси. Ставку предлагали делать на небольшие мобильные производства. Наша страна пошла другим путем, и, как показала практика, решение было правильным. И сегодня отечественная техника может полностью заменить импортные аналоги.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Мне говорят: «Качество, качество». Да, за это будем спрашивать, но надо понимать, что у нас этого не было. Мы за последние годы это все создали и создавали под жестоким давлением: «Давай, давай». Естественно, надо годы для того, чтобы довести технику. Так же? Поэтому если и есть где-то минусы… Минчане, я знаю, закупили импортные трактора для коммуналки – зачем? Завод рядом. Вышел из строя какой-то узел – так он мгновенно подъедет и отремонтирует его. Я постоянно предупреждаю правительство: мы не члены ВТО, мы никому ничего не обязаны, не должны. Давайте защитим свой внутренний рынок, не отдадим никому. От утюга до трактора и автомобиля.
В ближайшее время (надо наметить, я уже вчера говорил) мы проведем специальное совещание у президента, где правительство доложит. Посмотрим за девять месяцев, допустим, как выполнено, что ввезли по импорту, почему ввезли и что правительство предприняло в этом году, чтобы защитить собственного товаропроизводителя, как это делается во всем мире.

Кстати, в настоящее время у МТЗ появилась возможность сотрудничать с китайскими партнерами. На днях завершился визит в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина. Интерес Поднебесной к продукции Синеокой есть.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь:
Это наш друг. И он прямо там, что очень редко бывает во время визита, собирал своих людей, давал им конкретные указания. Цель была одна: белорусам надо подставить плечо, им надо помочь, потому что они нас никогда не подводили. Губернаторы напрямую договорились с губерниями. 50% ВВП стран – а это же громадное ВВП! – дают эти восемь провинций. Мы для них капля в море. Нам одной провинции бы хватило. Он восемь привез. Надо сейчас это развивать.