Последние статьи
Домой / Домашний / Нормочас. Как рассчитать нормо-час Чем отличается час от нормо

Нормочас. Как рассчитать нормо-час Чем отличается час от нормо

Совеременные автомобили имеют неприятную способность ломаться. Увы, не всегда удаётся решить проблемы самостоятельно – приходится обращаться к специалистам. Техническое обслуживание машины предназначено для поддержания исправного состояния, направленного на предотвращение поломок. Такие процедуры очень важны для автомобиля. Потратив полчаса на замену моторного масла, вы защитите себя от поломки мотора. Техническое обслуживание машины – это необходимая профилактика работоспособного состояния автомобиля.

Что такое нормочас ремонта автомобиля

Норма-час на ремонт автомобилей и его технического обслуживания — это единица времени выполнения работ. Существуют определенные нормативы проведения работ с автомобилем. В нормативах прописаны все операции и сколько норма-часов на ремонт автомобиля выделяется под определенную операцию.

Как рассчитываются норма-часы

Специалисты исходят из типовой стоимости нормы времени на ремонт машины и рассчитывают полную стоимость операции для клиентов. Если владелец знает нормы-часы, ему удобно заранее подсчитать стоимость всех операций онлайн. К тому же легко скорректироваться с планами, чтобы отсутствие машины не приносило вреда. Стоит отметить, что не все СТО используют норма-час на ремонт автомобиля. Обычно эти расчёты используют частные автовладельцы. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры.

В настоящее время ремонт автомобиля может составлять до трети от общих эксплуатационных расходов на автомобиль. Статистически наибольшая доля приходится на расходы на топливо, но обслуживание обычно является вторым по величине компонентом стоимости авто. Обычно мы согласны с уровнем цен на запчасти на этапе выбора автомобиля. Это потому, что вопрос возникает непосредственно из класса и технической сложности автомобиля.

Однако цены, которые мастерская желает получить за труд, для многих водителей неизвестны. Много ли стоит 8000 рублей за замену сцепления? Или, может быть, это чересчур мало?

От чего зависят нормы времени на ремонт автомобилей

Норма времени ремонта автомобилей изменяется в зависимости от: производителя машины, модели, износа самого автомобиля – в небольших диапазонах.

Для организаций и юридических лиц нормативы трудоемкости работы корректируются в зависимости от количества обслуживаемых и проверяемых автомобилей на предприятии.

Главным примером жесткости является добавление так называемой диагностики автомобиля в случае ремонта. Когда клиент приезжает, чтобы устранить источник стука в подвеске или причину дергания двигателя, задача мастерской состоит в том, чтобы найти источник проблемы. Для ремонта механик не должен добавлять нормо-часы в расходы на диагностику, так как это является неотъемлемой частью ремонта. За диагностику по нормо-часам мастерская может пожелать заплатить, когда клиент прибывает с просьбой проверить дефект, но без непосредственно ремонта.

Как составляются нормы времени на капитальный ремонт авто

Нормы технического обслуживания и ремонта автомобиля включают:

  • Обслуживание рабочего места
  • Оперативное время
  • Получение материалов и инструментов
  • Подготовительно-заключительную работу
  • Время на отдых и личные надобности.

Все это в суммарном варианте дает норму времени ремонта автомобиля.

Сборник норм времени на ремонт автомобилей

На сайте ETLIB находится удобный сервис для определения норма-часов для нужной марки и модели автомобиля. Основные базовые сведения норма-часов на ремонт автомобиля представлены в удобном и доступном формате далее.

Нормочас технического обслуживания для легковых автомобилей

  • Проверить действие приборов звукового сигнала, отмывание стекла, отопление и освещение – 0,08
  • Замерить контрольный расход топлива – 0,25
  • Проверить коробку передач под нагрузкой – 0,05
  • Произвести уборку салона – 0,30
  • Проверить состояния двигателя, смазки и охлаждения – 0,35
  • Полная мойка всего автомобиля – 0,80
  • Проверить работу системы сжигания – 0,32

На основание анализа было установлено, что процент надбавки к оперативному времени составляет 12 норма-часов.

Процент надбавки к ремонту грузовых автомобилей

Укрупненные нормы времени на ремонт автомобиля составляют:

  • Снятие или установка агрегатов, узлов и деталей (нормы времени на ремонт двигателя) – 15,1
  • Ремонт электрооборудования – 12,0
  • Малярные работы – 14,0
  • Ремонт газовой аппаратуры – 12,0
  • Шиномонтажные работы – 12,0
  • Слесарные работы по ремонту приборов, системы питания, двигателя автомобиля – 12,0
  • Обработка деталей в механическом цехе – 12,8

Нормы времени ремонта автомобилей для легковых моделей без учета надбавок

  • Снять и установить топливный бак – 0,36
  • Работы с глушителем/приемной трубкой/коробкой передач- 0,92
  • Установка радиатора – 0,52
  • Установка водного насоса – 0,64
  • Заменить шланг – 0,25

Норма времени для ремонта грузовых автомобилей отличается, потому что требует больших затрат:

  • Снять и установить двигатель – 4,20
  • Заменить механизм вращения клапана – 0,29
  • Снять и установить карбюратор – 0,42
  • Работа со сцеплением – 1,10
  • Работа с головкой цилиндра двигателя – 0,25.

Для расчета стоимости ремонта по нормо-часам, на помощь приходят сервисные программы, каталоги с деталями и т.д. Вы можете узнать, сколько времени предусмотрено на выполнение данной операции. Тогда, по крайней мере, теоретически, достаточно умножить время на собственную ставку нормо-часов, и мы получим стоимость услуги.

Это только теоретически, на практике все выглядит немного иначе — в каталоге операций нормо-часы предусмотрены на новый автомобиль. На самом деле, в случае многих поломок есть заметки о «трудном случае», но дополнительного регламентного полчаса часто недостаточно, чтобы мастер мог справиться с приржавевшими винтами.

Регламентные нормо-часы — это всего лишь подсказка для механика, сколько потребуется времени на выполнение конкретного ремонта.

Пример нормы времени на ремонт автомобиля

Представленные ремонты или рабочие часы не имеют обязательного выполнения мастерскими — автосервис не обязан даже знать такие стандарты и, конечно, не должен их соблюдать.

Многие действия легко срываются (даже если они утверждают, что предусмотрены только в новой машине). Более высокие трудозатраты часто лежат в интересах самих клиентов. Например, Zafira B с двигателем 1,7 CDTI. Теоретически операция замены турбины длится 2 часа. 48 мин по нормо-часам. Будет трудно уложиться в этот лимит времени даже опытному мастеру, потому что создатели каталога не включили некоторые дополнительные операции, необходимые для: демонтажа компрессора кондиционера (к счастью, без необходимости опорожнять систему, просто отодвиньте компрессор от блока двигателя), тепловых щитков, датчика температуры. Весь элемент демонтирован — с выпускным коллектором и катализатором, который необходимо демонтировать.

Кроме того, помните, что ремонт по нормочасам речь идет об обмене компонентами — вынимания старой турбины, и установки новой. Если старую турбину клиент попросил восстановить, то нормочасов на ремонт автомобиля потребуется еще дольше. Кроме того, существует проблема занимаемого положения, толкания автомобиля по сервису и т.д. Именно поэтому услуги в этой модели учитывают не 4760 рублей (как это следует из оценки стоимости по нормо-часам ремонта авто), а около 11 000 рублей — и это не так уж много, зато учитывается весь фронт выполняемого ремонта!

Для определения стоимости одного нормо-часа ремонтных работ на предприятии автосервиса составляется калькуляция по форме таблицы 3. Исходными данными для расчета является: основная зарплата ремонтных рабочих за один час работы, определяема следующим порядке:

Расчет часовой ставки рабочего первого разряда

Организации и индивидуальные предприниматели могут устанавливать свои месячные ставки рабочих, но не ниже, установленной государством. Минимальный размер оплаты труда за месяц с 01. 01. 09 составляет 4330 руб. Расчет часовой ставки автослесаря первого разряда при минимальной зарплате, установленной на предприятии, производится в форме таблицы 1 по формуле:

где С Т мин - часовая ставка рабочего первого разряда, руб.;

МРОТ - минимальный размер оплаты труда за месяц, установленный государством, руб.;

К ув - коэффициент увеличения месячной ставки рабочих на предприятии;

Т раб. мес. - среднегодовое количество рабочих часов в месяце, ч. (принимается равным 167 ч.);

К р - районный коэффициент.

Таблица 1 - Расчет часовой ставки ремонтного рабочего

рабочего

МРОТ, руб.

Коэффи-циент увеличения ув )

предприятии, руб.

Районный коэффи-циент (К р )

Часовая ставка (С Т мин ), руб.

Расчет основной зарплаты за один час работы

Для определения основной зарплаты ремонтных рабочих за один час работы рассчитывается средняя часовая тарифная ставка рабочих производственного участка (поста) (С Т ср. р., руб.) определяемая по формулам (2) и (3) в форме таблицы (2):

где К Т ср. р. - средний тарифный коэффициент; К Т б. р. и К Т м. р. - тарифные коэффициенты соответственно большего и меньшего разрядов, между которыми лежит средний разряд (Приложение 1); R ср и R м - величины среднего и ближайшего к нему меньшего целочисленного разряда (величина среднего разряда исполнителя работ берется из технологической части курсового проекта по дисциплине "Техническое обслуживание автомобилей").

Расчет основной зарплаты ремонтных рабочих за один час работы (З О , руб.) осуществляется в форме таблицы (2) по формуле:

где К Д - коэффициент доплат до часового фонда (рекомендуется в размере - 1, 2 - 1, 4).

Таблица 2 - Расчет основной зарплаты за один час

На основе данных таблицы 2 составляется калькуляция по форме таблицы 3.

Таблица 3 - Расчет стоимости одного нормо-часа, руб.

Наименование

статьи затрат

Формула расчета

суммы затрат

суммы затрат

Сумма затрат, руб.

1. Основная зарплата ремонтных рабочих (ЗО)

2. Дополнительная зарплата ремонтных рабочих (ЗД)

З д = З о Ч (10% ч 11%)

3. стаховые взносы в фонды

СВ = (З о + З д) Ч 14%

(127+12, 7) *14%

4. Косвенные расходы (Ркос)

Р кос = З о Ч (80% ч 120%)

Итого производственная себестоимость (С пр )

С пр = З о + З д + СВ + Р кос

127+12, 7+19, 5+101, 6

5. Коммерческие расходы (Рком)

Р ком = С пр Ч (4% ч 6%)

Итого полная себестоимость (С п )

С п = С пр + Р ком

Прибыль (П )

П = С п Ч (10% ч 15%)

Стоимость одного нормо-часа (С 1 н/ч )

С 1 н/ч = С п + П

По данным таблицы 3 строится диаграмма "Структура стоимости одного нормо-часа", представляющая собой изображение соотношения между суммами затрат по каждой статье калькуляции. Делается ссылка на диаграмму в тексте работы, анализируются полученные результаты.

Таблица № 5

№п/п Наименование статьи затрат Формула расчёта суммы затрат Расчёт суммы затрат
Основная зарплата производственных рабочих З О= З ОЗ *У З +З ОП *У П 49,5*0,18+48,1*0,82 = 48,3
З Д =З О *0,11 48,3*0,11 = 5,3
Отчисления на социальные нужды О С.Н = (З О + З Д) * 0,26 (48,3+5,3)*0,26 = 13,9
Косвенные расходы КР = З О *0,55 48,3*0,55 = 26,6
Производственные расходы Пр. с/ст =∑затрат по ст. 1-4 48,3+5,3+13,9+26,6 = 94,1
Внепроизводственные расходы Вн = Пр.с/ст*0.01 94,1*0,01 = 0,9
Полная себестоимость Пр.с/ст = ∑затрат по ст. 4а+5 94,1+0,9 = 95,0
Прибыль Пр = Пр.с/ст *0,3 95*0,3 = 28,5
Стоимость 1 н/ч С Т1н/ч = (Пр.с/ст) +Пр 95,0+28,5 = 123,5

З ОЗ и З ОП - основная заработная плата соответственно закройщика и портных:

З ОЗ = С Тз * К д = 28,3*1,75 = 49,5

З ОП =Ст ср.р *К д. = 28,3*1,7 = 48,1

где: С Тз и Ст ср.р часовые тарифные ставки закройщика и рабочих бригады,

К д –коэффициент доплат до часового фонда (для закройщика в размере 1,98)

Расчёт часовой тарифной ставки:

Ст мин = Ст мин *ТК (в общем виде)

Ст з = Ст мин * ТК з (для закройщика)

Ст ср.р = Ст мин * ТК ср (для портных)

где, Ст мин - часовая ставка рабочих при минимальной зарплате, установленной государством; оперделяется делением минимальной зарплаты на среднее количество рабочих часов в месяце. Ст мин = 5,205 (без учета уральского коэффициента).

Ст мин = 5,205 / 8*23 = 28,3

ТК (ТК з,ТК ср) - тарифный коэффициент закройщика, средний коэффициент бригады), зависящий от разряда работ.

Работа закройщика в зависимости от вида изделия тарифицируется 5 или 6 разрядом.

Величина ТК з определяется непосредственно по прил. 2.

Величина коэффициента:

ТК ср = ТК м.р + (ТК б.р -ТК м.р) * (R ср - R м) = 1,51+(1,75-1,51)*(4,8-4,0) = 1,7

где ТК м.р, ТК б.р –тарифный коэффициенты меньшего и большего целочисленных разрядов, между которыми, находится средний разряд /прил.2/

R ср, R м – средний разряд и ближайший к нему целочисленный меньший разряд.

У з и У п удельный вес работ, выполняемых закройщиком и портным /прил.3/

Определение времени на изготовление изделия

Т = Тр+Тп+Тп.п+Тр.п = 1,7+14+0,1 = 15,8

Тр - время на раскрой;

Тп – время на пошив;

Тп.п – время на подрезку подрезку подкладки;

Тр.п – время на централизованный раскрой

Калькуляция себестоимости изделия

Таблица № 6

№п/п Наименование затрат Сумма затрат
Основная заработная плата производственных производственных рабочих С Т1н/ч *8= 123,5*8 = 988
2. Дополнительная заработная плата производственных рабочих п.1*11% = 988*11% = 108,7
3. Отчисления в государственное социальное страхование (п.1 + п.2)*2,9% = 31,8
4. Отчисления по медицинскому страхованию. (п.1 + п.2)*5,1% = 55,9
5. Отчисления в пенсионный фонд (п.1 + п.2)*20% =219,3
6. Расходы на подготовку и эксплуатацию оборудования. п.1*5% = 49,4
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. п.1*15% = 148,2
8. Общепроизводственные расходы п.1*25% = 247
9. Итого производственная себестоимость: (п.1+п.2+п.3+п.4+п.5+п.6+п.7 +п.8) = 1848,3
10. Внепроизводственные расходы п.9*1% = 18,483
Итого: 1848,3+18,483 = 1866,783

Расчёт себестоимости проектируемой модели прибыли и рентабельности

Себестоимость услуг представляет сумму всех денежных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Расчёт себестоимости регламентируется следующими нормативными актами: статья «сырьё и материалы» учитывает лишь стоимость прикладных материалов и фурнитуры по технической норме расхода и оптовой цене за единицу измерения материалов.

Прибыль одного изделия без учета ткани:

Пр = Ст.усл. – Пс/ст

Пс.ст - полная себестоимость изделия

Ст.усл – стоимость услуг

Пр = Пс/ст. = 1866,8

Пр = 2866,8 - 1866,8 = 1000

Рентабельность:

Р = Пр/Пс.ст * 100 = 1000/1866,8*100 = 53,6%

Р - рентабельность

Затраты на 1 рубль услуг:

З1р. усл = Пс.ст/Ст усл = 1866,8/2866,8 = 0,65

Полная цена изделия:

2866,8+523,6 + НДС 18% = 3390,4 + НДС 18% = 3390,4+610,8 = 4000

Плановая трудоёмкость изготовления изделия:

Тпл = Т*(100-а) = 15,8*(100-5) = 15

где а - снижение затрат времени зависит от применения новых технологий модернизаций участников внедрения нового оборудования.

Выпуск смены:

Всм = N * Tсм/Тпл = 10*8/15 = 5

Всм – выпуск смены

N – количество рабочих в одну смену

Тсм – продолжительность смены

Тпл - плановая трудоёмость

Выпуск в год:

Вгод = Всм*n*Др = 5*1*336 = 1680

Вгод - выпуск в год

Всм – выпуск в смену

n – число смен

Др – рабочие дни в году

Трудоёмкость годового выпуска:

Тгод = Вгод*Тпл = 1,680*15 = 25200

Т год – трудоёмкость годового выпуска

Риск и страхование

Риск – это потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой управленческого решения.

При создании нового ателье «Lady +» нужно учитывать возможные риски:

Недостаточная информация о спросе на данное изделие или услугу;

Недостаточный анализ рынка;

Недооценка конкурентов;

Падение спроса на данный ассортимент изделий;

Стечение обстоятельств;

Экология;

Оценка риска

На пути реализации данного проекта могут встретится различные проблемы, которые нужно будет анализировать и выходить из них. Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск представляет собой действие в надежде на счастливый исход.

Перечень возможных рисков:

1. Производственный риск – может быть связан с повреждением основных фондов;

2. Политический риск

3. Торговые риски связаны с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа посредникам;

4. Инфляционный риск- это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются;

5. Риск платёжеспособности заказчиков;

6. Конкурентный риск зависит от близ расположенных конкурентов;

7. Неблагоприятное изменение налогового законодательства;

8. Транспортный риск- перевозка груза (в случае аварии, грабежа);

9. Риск, происходящий от несчастных случаев и бедствий;

10. Риск неорганизованного маркетинга;

11. Риск плохого качества продукции;

Для того, чтобы избежать и предотвратить риски следует:

Застраховать своё предприятие, имущество и работающих;

Регулярно осуществлять анализ рыночной ситуации;

Своевременно разрабатывать и вводить новые услуги;

Анализировать действия конкурентов;

Разумно распределять рабочее время;

Строго контролировать движение денежных средств.

Страхование

Страхование представляет собой особую форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

В условиях современного общества, страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов предприятий и организаций.

Специфичность финансовых отношений при страховании состоит в вероятном характере этих отношений. Вероятность ущерба лежит в основе построения страховых платежей, с помощью которых формируется страховой фонд. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев. Эти особенности страховых отношений включает их в самостоятельную сферу финансовых отношений.

Резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатёжеспособности потребителей и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с позиции общественной целесообразности. Для предприятия обязательное медицинское страхование работников. Добровольное страхование проводится в силу закона и на добровольной основе. Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. Страхование коммерческих рисков охватывает те виды страхования, в которых прежде всего заинтересован предприниматель. Покрытие коммерческих рисков осуществляется при помощи:

Страхования от потери прибыли в следствии нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, вязанных с прерыванием основной деятельности;

Страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.

К техническим рискам, подлежащим страхованию, относятся строительно -монтажные, эксплуатационные риск, а также риски новой техники и технологии.

Необходимость страхования финансово - кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления- страховой риск вытекает из специфики движения финансовых и кредитных потоков.

Рыночные отношения. Развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надёжной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Заключение

В ходе проделанной работы было предложено потребителю проектируемое изделие – женский костюм. Выявлен сегмент рынка, на который будет ориентирован изготавливаемый продукт. Произведена оценка конкурентноспособности предлагаемой модели жакета. Запланированы рекламные мероприятия для привлечения потенциальных клиентов. Определена производственная программа ателье, потребность в персонале, заработной плате, определена величина расходов при производстве услуг, выбрано место расположения предприятия. Были получены теоретические знания по расчету экономических расходов, отчислений в фонды, рассчитана стоимость модели с учетом коффициента, получена прибыль данного ателье.

Список литературы

Основная литература

1. С.Г Бабаджанов Себестоимость продукции швейной промышленности: учеб. Пособие – М.: издательский центр Академия, 2010 – 160с;

2. Н.Н Кожевникова «Основы экономики и управления»: учеб. пособие О-75 сред. Проф. учеб. зав. – 2-е издание., - М.: издательский дом «Академия», 2004- 272 с;

3. Л.Я. Аврошков, В.В. Адамчук Экономика предприятия: учебник издательское объединение « ЮНИТИ» 2001 -741 с;

4. О.М. Горелик «Производственный менеджмент, принятие и реализация управленческих решений: учеб. пособие – М.: КНОРУС, 2010-270с;

5. Г.А. Васильев, Т.А Гайдаенко «Маркетинг»: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001-208с;

6. А.Б. Крутик, А.Л. Пименова Введение в предпринимательство6 учеб. пособие –СПб.: Политтехника, 1995-583с

7. В.Н. Стаханов, д.В. Стаханов Маркетинг сферы услуг: учеб. пособие –М.: экспертное бюро, 2001.-160с

8. Т.С Вешнякова Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях сферы обслуживания: Учеб. пособие для студентов высших учеб. зав. – М.: издательский «Академия» 2006-224с

9. Т.С Чачина Экономика предриятий швейной промышленности: учеб. пособие – М.: издательский центр «Академия» 2010 -192с.

10. Т.Д Бурненко, Н.Н Даниленко, Т.А Туренко Сфера услуг экономика: учеб. пособие –КНОРУС, 2007.- 328Сс

Дополнительная литература

1. Закон РФ «О защите прав потребителя» №2300-1;

2. Типовой проект «организации труда и управления производством в специализированном ателье: Москва ЦБНТИ 1983;

3. Типовые нормы времени на работы, выполняемые творческими работниками на предприятиях пошива и ремонта одежды: Москва ЦБНТИ 1985:

4. Типовые нормы времени на работы, выполняемые закройщиком при изготовлении одежды по индивидуальным заказам: Москва ЦБНТИ 1986;

5. Типовые нормы времени на работы, выполняемые в экспериментальных цехах по изготовлению швейных изделий: Москва ЦБНТИ 1986;

6. Типовые нормы времени на пошив одежды по индививидуальным заказам при организации работ без разделения труда: Москва 1984

7. Изучение и формирование потребностей и спроса населения на бытовые услуги: Москва ЦБНТИ 1999;

8. Организация бытового обслуживания населения: РФ ОББН ГУУЗ и КР 1991;

9. Интернет – ресурсы.

    Нормочас - стоимость одного часа эффективной работы того или иного оборудования, участка. Используется в нормировании технологических операций и непосредственным образом участвует в расчете стоимости продукции … Краткий толковый словарь по полиграфии

    нормочас - (2 м); мн. нормочасы/, Р. нормочасо/в … Орфографический словарь русского языка

    Трудоемкость изготовления - 7.1. Трудоемкость изготовления (ГОСТ 14.205 83), чел. ч Затраты труда на монтаж Источник: ГОСТ 4.22 85: Система показателей качества продукции. Кра …

    ГОСТ 4.301-85: Система показателей качества продукции. Установки, приборы, устройства, блоки, модули функциональные агрегатных средств контроля и регулирования. Номенклатура показателей - Терминология ГОСТ 4.301 85: Система показателей качества продукции. Установки, приборы, устройства, блоки, модули функциональные агрегатных средств контроля и регулирования. Номенклатура показателей оригинал документа: 2.1. Вероятность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Норма-час – это единица времени выполнения работ по ремонту и обслуживанию автомобиля. Существуют специальные нормативы проведения работ по каждой модели автомобиля. В этих нормативах прописаны все возможные операции и сколько норма-часов должна каждая операция продолжаться.

Нормативы определяются следующим образом: квалифицированный механик, используя профессиональный инструмент, выполняет работу, по существующему регламенту на новом чистом автомобиле определённой марки. По окончании работы становится известно необходимое время на данную операцию.

По сути, такими образом измеряется трудоемкость работы. В результате завод изготовитель делает вывод, что такая-то операция на таком-то автомобиле должна занимать столько-то времени. Это норматив. В реальной жизни фактическое время проведения операции может отличаться от нормативного. Например, если гайка приржавела или на болте сорвана резьба, то фактическое время проведения работ может быть больше указанного в дилерской программе.

Может быть и наоборот, когда работа отлажена и используется спец. инструмент, который позволяет выполнять операцию быстрее, чем положено. Как правило, понятие норма-часа в своей работе используют дилеры и некоторые крупные автоцентры, которым доступны дилерские сервисные программы.

Исходя из стоимости норма-часа, рассчитывается конечная цена той или иной операции для клиента.