Домой / Интернет / Покупка электрической энергии на оптовом рынке население. Что такое розничный рынок электроэнергии. Розничный рынок электроэнергии

Покупка электрической энергии на оптовом рынке население. Что такое розничный рынок электроэнергии. Розничный рынок электроэнергии

Что такое розничный рынок в электроэнергетике.

В этой статье мы попытались доступно изложить основные принципы порядка покупки электроэнергии потребителем у поставщиков. Здесь рассмотрено следующие вопросы:

  • чем характерен рынок электроэнергии и мощности и каковы его отличия от оптового рынка электроэнергии и мощности ;
  • что такое розничный рынок электроэнергии и мощности;
  • какие субъекты действуют на розничном рынке (кто такие участники рынка электроэнергии), чем они отличаются от субъектов оптового рынка электроэнергии (участников оптового рынка электроэнергии);
  • чем определяются их взаимоотношения;
  • какой порядок осуществляется ценообразование на рынках электроэнергии (в т.ч. на розничном рынке электроэнергии).

Розничный рынок электрической энергии (розничные рынки электроэнергии и мощности).

В рамках розничного рынка электрической энергии продается электроэнергия, которая была куплена на оптовом рынке электроэнергии и мощности ОРЭМ.
Основной нормативный документ, определяющий порядок работы на розничного рынка электроэнергии и мощности - это «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии» утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (правила розничного рынка электроэнергии 2012) взамен ранее действующих «Основных Положений функционирования розничных рынков в переходный период, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 530 от 31 августа 2006 года.

На розничном рынке электроэнергии и мощности могут осуществлять деятельность следующие субъекты (участники рынка электроэнергии):

  • потребители электрической энергии;
  • исполнители коммунальных услуг, которые приобретают электрическую энергию для дальнейшей продажи ее гражданам, т.е. оказанию им коммунальных услуг;
  • гарантирующие поставщики;
  • независимые энергосбытовые компании , энергоснабжающие организации ;
  • производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус субъекта оптового рынка;
  • сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства;
  • системный оператор.

Термин потребитель электроэнергии ни у кого вопросов не вызывает и понятен всем, однако кто такие гарантирующий поставщики, независимые энергосбытовые организации, производители электроэнергии на розничном рынке сетевые организации и системный оператор понятно далеко не всем. Именно поэтому предлагает рассмотреть более подробно эти категории субъектов розничного рынка.

Энергосбытовые компании

Продажу электроэнергии конечным потребителям осуществляют энергосбытовые компании. К энергосбытовым компаниям относятся гарантирующие поставщики электроэнергии , независимые энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации.

Гарантирующий поставщик электрической энергии (ГП) - это энергосбытовая организация, в обязательства которой входит заключение договора с любым, кто к ней за этим обратился. При этом заявитель должен находиться в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика. Таким образом, статус гарантирующего поставщика электроэнергии ГП предполагает, что потребитель не окажется заложником ситуации, когда ему откажут в заключении договора все независимые энергосбытовые организации откажут потребителю в заключении договора. Договоры, которые заключаются межу потребителем и ГП являются публичными, т.е. условия этих договоров (порядок ценообразования и другие существенные условия) регламентируется Правительством РФ.

Каждый ГП работает в своей установленной определенной зоны деятельности. Вне пределов границ зоны деятельности ГП может выступать как независимая энергосбытовая компания. Вне пределов зоны своей деятельности он может выступать как энергосбытовая организация. Границы зоны деятельности разных ГП не пересекаются. Эти границы устанавливаются местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональные энергетические комиссии, департаменты по тарифам и ценам и т.д.).

Независимые энергосбытовые компании в отличие от ГП не обязаны заключать договоры с любым потребителем и, как правило, заключают договоры только с крупными потребителями, которых выгодно обслуживать.

Производители электрической энергии, не являющиеся участниками оптового рынков (не имеют статуса генерирующие компании оптового рынка электроэнергии)

Производители электроэнергии независимо от величины установленной мощности с одновременным выполнением условий, что такие производители не должны продавать всю электроэнергию на оптовом рынке, имеют право реализовать произведенную электроэнергию на розничном рынке. Такие производители электроэнергии называются производители электрической энергии розничного рынка.

Эти производители электроэнергии имеют право продавать выработанную электроэнергию как потребителям, которые находятся в том же субъекте РФ, что и производитель электроэнергии, так и производителю электроэнергии.

  • Договор между потребителем и энергосбытовой компанией может вступить в силу только с даты начала оказания услуг по передаче электрической энергии;
  • При этом, договор оказания услуг по передаче электроэнергии исполняются сетевой компанией только при условии наличия заключенного договора купли-продажи электроэнергии между потребителем и энергосбытовой компанией;
  • Договоры между потребителем и энергосбытовой компанией чаще всего содержат условие, по которому эти договоры автоматически продлеваются на следующий год при условии, что ни одна из сторон в месячный срок не заявит о расторжении договора.
  • потребитель имеет право расторгнуть договор при условии погашения задолженности выполнении иных обязательных требований.

При выявлении потребления электроэнергии при отсутствии заключенного договора (бездоговорное потребление электроэнергии) или при присоединии потребителя к электросети самовольно, сетевая компания вводит ограничение поставок электроэнергии в отношении таких потребителей.
Для заключения договора энергоснабжения с юридическим лицом или купли-продажи электроэнергии потребитель направляет в адрес гарантирующего поставщика заявку с приложением ряда документов, гарантирующий поставщик обязан рассмотреть заявку и в течение 30 дней предоставить потребителю проект договора, подписанный со стороны гарантирующего поставщика. Подробнее о процедуре заключения договора можно узнать в разделе "Заключение договора энергоснабжения ". А вот можно скачать типовой договор энергоснабжения. Получить информацию о том как заключить договор энергоснабжения можно .

Гарантирующий поставщик имеет право отказать в заключении договора, только потребитель находится вне границ зоны его деятельности.

Розничный рынок электроэнергии и мощности

Ценообразование на розничном рынке электроэнергии

Ценообразование на рынках электроэнергии достаточно сложный и многогранный вопрос. Его особенности заключаются в следующем:
Потребителям, относящимся к категории «население и приравненное к населению» электроэнергия на розничном рынке отпускается только по регулируемым ценам (тарифам).

Остальным потребителям электроэнергия отпускается следующим образом:

А) В ценовых зонах (большая часть субъектов РФ) - продажа осуществляется по нерегулируемым ценам.

Б) Неценовые зоны - продажа осуществляется регулируемым тарифам

Регулируемые цены (тарифы)

Регулируемые цены (тарифы) на рынка электроэнергии и мощности устанавливаются на основании разработанного Министерством экономического развития и одобренного Правительством РФ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.

Федеральная Служба по тарифам РФ (ФСТ РФ) для каждого субъекта РФ устанавливает диапазон регулируемых тарифов (коридор) для потребителей, относящихся к группе «население и приравненные к нему категории».

В рамках установленного ФСТ РФ диапазона, местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (региональные службы по тарифам (РСТ) или комитеты по тарифам и ценам) субъектов РФ устанавливают тарифы на электроэнергию для потребителей, относящихся к группе «население и приравненные к нему категории». Также региональные службы по тарифам (РСТ) субъектов РФ утверждают тарифы на оказание услуг по передаче электроэнергии , с использованием которых производятся расчеты с сетевыми компаниями.
Для неценовых зон оптового рынка применяются принципы трансляции цен оптовго рынка, которые определены в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (правила функционирования розничных рынков электроэнергии).

При этом, цены, которые рассчитывают энергосбытовые компании являются регулируемыми.

Ценообразование для потребителей в неценовых зонах оптового рынка электроэнергии производится следующим образом :

Регулируемые цены на электроэнергию для потребителей электроэнергии неценовых зон оптового рынка электроэнергии (как для первой неценовой зоны оптового рынка электроэнергии , так и для второй неценовой зоны оптового рынка электроэнергии) устанавливаются на основании плановых величин потребления электроэнергии по региону, которые утверждены на весь будущий год в документе под названием «Сводный прогнозный баланс производства и поставок электроэнергии в рамках единой энергосистемы». Однако фактическое потребление не совпадает с плановым, по причине того, что Системный оператор (отвечает на надежность в Энергосистеме), руководствуясь принципами минимизации стоимости производства электроэнергии задает график производства электроэнергии для объектов генерации, который не совпадает с величинами из Сводного прогнозного баланса. В связи с этим покупка недостающих объёмов производится по другим, нерегулируемым ценам (тарифам) на электроэнергию. В связи с этим, у гарантирующего поставщика возникают дополнительные обязательства перед генерирующими компаниями по оплате приобретенной электроэнергии, которые не покрываются оплатами потребителей по регулируемым ценам. Именно эти отклонения распределяются пропорционально на всех потребителей электроэнергии неценовых зон дополнительно к стоимости электроэнергии предъявленной потребителями по регулируемым ценам.

Кроме того, в отношении потребителей с присоединённой мощностью свыше 750 кВа (с максимальной мощностью свыше 670 кВт) введено обязательное планирование своего почасового потребления. В связи с этим в случае появления отклонений в плане от факта потребления электроэнергии, такие потребители обязаны оплачивать стоимость отклонений, определенной для гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Если потребитель планирует точно, то стоимость таких отклонений минимальна. Потребители с мощности менее 750 кВа не планируют свое почасовое потребление электроэнергии.

Хотите узнать как снизить стоимость электроэнергии и выйти на оптовый рынок электроэнергии, но так, чтобы потом не сожалеть об этом? Читайте эту статью

Нерегулируемые цены

На розничных рынках, в ценовых зонах гарантирующие поставщики осуществляют продажу электроэнергии потребителям по нерегулируемым ценам на электрическую энергию (за исключением населения), но не выше предельных уровней нерегулируемых цен. Порядок расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию указан в «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии», которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
Более подробно о порядке ценообразования на розничном рынке указан в разделе сайта «

Структура формирования цены на рынке электроэнергии

1 июля 2009 года начался очередной этап развития российского рынка электроэнергии и мощности – доля электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке по свободным ценам, достигла 50 % от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии. В связи с этим в НП «Совет рынка» поступает большое количество вопросов о структуре цены за электроэнергию и порядке ее формирования. Предоставленные материалы дают ответы на большую часть этих вопросов.

    Рынок электроэнергии

    1. Оптовый рынок электроэнергии

      Розничный рынок электроэнергии

    Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

    Цены и тарифы

    1. Либерализация оптового рынка

      Либерализация розничного рынка

      Нерегулируемые цены на электроэнергию

      Рынок мощности

      Регулируемые цены (тарифы)

    Формирование цен для потребителей

    Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

    1. Падение потребления

      Увеличение доли либерализации

      Цена электроэнергии на оптовом рынке

      Цена мощности на оптовом рынке

      Механизм формирования тарифов

    Рынок электроэнергии

В России действует двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный.

      Оптовый рынок электроэнергии

На оптовом рынке поставщики электроэнергии (генерирующие компании, импортеры электроэнергии) продают покупателям (гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям, крупным потребителям, экспортерам электроэнергии) два товара – электроэнергию и мощность.

Оптовый рынок действует на территории большей части страны и разделен на две слабо связанные между собой «ценовые» зоны – в первую входит Европейская часть России и Урал, во вторую – Сибирь.

Регионы Дальнего Востока, Калининградской и Архангельской областей, Республики Коми относятся к так называемым «неценовым зонам». В этих регионах по технологическим причинам (изолированность от единой энергосистемы России) организация конкурентного рынка в настоящее время невозможна.

Цены оптового рынка могут значительно различаться в отдельных регионах, что связано с разной эффективностью электростанций, обслуживающих различные регионы страны, и недостаточной пропускной способностью линий электропередачи.

Торговля мощностью осуществляется в отдельном секторе оптового рынка – на рынке мощности. Мощность - особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке на конкурентных условиях электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.

Продажа мощности позволяет производителям электроэнергии получать необходимые средства для обеспечения надежного функционирования существующих генерирующих мощностей и строительства новых объектов генерации, а потребителям электроэнергии – осуществлять перспективное планирование своей инвестиционной, финансовой и производственной деятельности в соответствии с обязательствами поставщиков. Кроме того гарантированное наличие оплаченного резерва мощности минимизирует вероятность значительного подъема цен в период максимальных нагрузок, а так же снижает риск перерывов в энергоснабжении.

      Розничный рынок электроэнергии

На розничном рынке гарантирующие поставщики и сбытовые компании реализуют купленную на оптовом рынке электроэнергию конечным потребителям.

Гарантирующий поставщик – энергосбытовая компания, обязанная заключить договор с каждым обратившимся к ней потребителем в зоне ее деятельности. Договор с гарантирующим поставщиком носит публичный характер – это значит, что его условия прозрачны и одинаковы для всех потребителей. Зона обслуживания гарантирующего поставщика, как правило, совпадает с границами субъекта федерации.

Прочие, не снабжающие население, энергосбытовые компании могут заключать договоры с потребителями на любых условиях, в том числе в части установления цен на электроэнергию.

На розничном рынке возможна как покупка по двум тарифам на электроэнергию и мощность (двуставочный тариф), так и покупка по единому тарифу на электроэнергию с учетом цены мощности (одноставочный тариф).

    Законодательная база регулирования рынка электроэнергии

К настоящему моменту сформирована обширная нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения на рынках электроэнергии и мощности. Она включает в себя 8 федеральных законов, 46 постановлений Правительства России, распоряжения и приказы федеральных органов исполнительной власти (Министерства энергетики, Федеральной службы по тарифам и т.д.). К числу основных нормативных актов относятся:

    Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

    Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»;

    Федеральный закон 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»;

    Постановление Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода»;

    Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

    Цены и тарифы

3.1.Либерализация оптового рынка

Либерализация энергорынка РФ - это переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. В условиях переходного периода реформирования электроэнергетики (до 2011 года) часть электроэнергии и мощности приобретается на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.

Соотношение реализуемых по свободным и регулируемым ценам объемов электроэнергии и мощности периодически изменяется: доля электроэнергии, поставляемой по свободным ценам, увеличивается, по регулируемым – уменьшается. В соответствии с законами «Об электроэнергетике» и «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…», а также Постановлением Правительства №205 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам» с 2007 года обязательное снижение объемов регулируемых договоров (РД) на энергорынке запланировано два раза в год.

Так с 1 января 2007 года доля РД, сформированных в соответствии с прогнозным балансом производства и потребления электроэнергии Федеральной службы по тарифам, снизилась на 5%, с 1 июля 2007 – на 10%, 1 января 2008 года доля либерализации энергорынка увеличилась до 15%, 1 июля 2008 года – до 25%, 1 января 2009 года – до 30%.

В настоящее время доля либерализации составляет 50%. Однако следует понимать, что реальная доля поставок электроэнергии по свободным ценам менее 50%, поскольку, во-первых, считается она от прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии 2007 года, а во-вторых, поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

3.2. Либерализация розничного рынка

Цены оптового рынка транслируются на розничный рынок. Гарантирующие поставщики обязаны реализовывать приобретаемую на оптовом рынке по регулируемым ценам электроэнергию конечным потребителям (тем, кто приобретает электрическую энергию только для собственного потребления) также по регулируемым ценам, приобретаемая по свободным ценам электроэнергия также продается на розничном рынке по свободным ценам. Таким образом, либерализация оптового и розничного рынка проводится синхронно.

3.3. Нерегулируемые цены на электроэнергию

В рамках нерегулируемого сектора действует три самостоятельных рынка электроэнергии:

    Свободные двусторонние договоры (СДД) заключаются между поставщиком и покупателем электроэнергии. Условия СДД, включая цены и сроки поставки, определяются договоренностями контрагентов;

    Рынок на сутки вперед (РСВ) функционирует в форме поддерживаемого коммерческим оператором (ОАО «АТС») аукциона, на котором сводятся заявки на покупку и продажу электроэнергии на следующие сутки для формирования планового производства и потребления электроэнергии. Цена РСВ определяется по максимальной удовлетворенной заявке на продажу электроэнергии;

    Балансирующий рынок (БР) функционирует в реальном времени для ликвидации отклонений от планового производства и потребления. Объемы и цены поставки определяются в результате отбора заявок поставщиков Системным оператором (ОАО «СО ЕЭС»).

Рынок на сутки вперед и балансирующий рынок необходимы для более точного планирования потребления и производства электроэнергии, чего невозможно добиться в рамках долгосрочных двусторонних договоров.

3.4. Рынок мощности

При определении стоимости мощности используется процедура конкурентного отбора мощности (КОМ).

По каждому объекту генерации инвестор или владелец подают заявки, в которых указывают ежемесячную плату за мощность (в руб./Мвт) и величину поставляемой мощности. В КОМ отбираются все объекты генерации учтенные ФСТ России в прогнозном балансе. Дополнительно в рамках отдельной системы договоров все покупатели оплачивают мощность гидро- и атомных электростанций.

На рынке мощности возможно заключение двусторонних договоров на поставку электроэнергии и мощности (СДЭМ) между поставщиками и потребителями мощности.

Финансовые требования поставщиков оптового рынка формируются ежемесячно, транслируются в розницу и должны быть оплачены энергосбытовой компании конечным потребителем.

3.5. Регулируемые цены (тарифы)

До 2011 года поставка части электроэнергии осуществляется по регулируемым ценам в рамках регулируемых договоров.

Также по регулируемому тарифу электроэнергия отпускается покупателям в Неценовых зонах.

Тарифы сетевых организаций, системного и коммерческого оператора, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика подлежат государственному регулированию.

Поставки электроэнергии для населения до 2014 года осуществляются только по регулируемому тарифу.

    Формирование цен для потребителей

При определении стоимости электроэнергии для конечных потребителей в первую очередь определяются объемы электроэнергии, за которые гарантирующий поставщик будет платить в текущем году фиксированную («регулируемую») цену.

Базовыми для этих расчетов являются балансовые параметры конкретного поставщика за 2007 год, которые пересчитываются в соответствии с процентной долей либерализации.

Установленный объем фиксируется системой регулируемых договоров, заключаемых с участием коммерческого оператора оптового рынка, и оплачивается конечным потребителем по тарифу.

За электроэнергию и мощность свыше объемов, зафиксированных в регулируемых договорах, конечный потребитель платит по цене, сложившейся на оптовом рынке электроэнергии, с учетом всех необходимых платежей (услуги на передачу, сбытовая надбавка и т.д.).

Уровень свободных цен на генерацию для каждого гарантирующего поставщика на каждый месяц рассчитывает коммерческий оператор (ОАО «АТС»). Эти данные публикуются на сайте АТС. При этом рассчитывается целый пакет цен для розничных покупателей: одноставочный тариф (на электроэнергию с учетом мощности), двуставочный тариф (раздельная оплата электроэнергии и мощности), зонный тариф (цена, дифференцируемая по времени суток – ночная, полупиковая, пиковая), цены для потребителей с почасовым учетом электроэнергии (с установлением цены на каждый час суток). Отдельно рассчитываются цены для оплаты отклонений от запланированных объемов потребления.

Предельные (конечные) уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период и доводятся до сведения покупателей организацией, поставляющей электрическую энергию.

Таким образом, конечная цена единицы электроэнергии может варьироваться в широких пределах не только в разных регионах, но и для различных потребителей одного гарантирующего поставщика, в зависимости от варианта тарифа используемого потребителем для расчетов стоимости потребленной электроэнергии, точности планирования и режима потребления электроэнергии.

В соответствии с принципами трансляции цен оптового рынка на розничный, конечные потребители (за исключением населения) по итогам расчетного периода получают счет, в котором отражена стоимость электроэнергии и мощности, поставленной гарантирующим поставщиком по тарифу, и стоимость электроэнергии и мощности, поставленной по свободным ценам.

Кроме стоимости электроэнергии и мощности по «регулируемым» и «нерегулируемым» ценам, конечный потребитель оплачивает:

Услуги инфраструктурных организаций – субъектов оптового рынка электроэнергии, обеспечивающих функционирование его технологической инфраструктуры (системный оператор) и коммерческой инфраструктуры (коммерческий оператор),

Услуги по передаче электрической энергии (ФСК и распределительные сетевые компании),

Сбытовую надбавку – плату за услуги гарантирующего поставщика,

Покупку электроэнергии у генерирующих компаний розничного рынка (при необходимости).

Структура розничной цены на электроэнергию и мощность в I полугодии 2009 года

(* - цены, подлежащие государственному регулированию)

    Факторы, влияющие на формирование свободных розничных цен

НП «Совет рынка» уделяет пристальное внимание анализу формирования цен для конечных потребителей, иначе говоря, розничных цен на электроэнергию и мощность. В различных регионах нашей страны сложилась разная ситуация с динамикой и уровнем нерегулируемых цен в течение последнего года, но можно выделить общие характерные факторы, влияющие на формирование цен для конечных потребителей.

      Снижение потребления

Одним из основных факторов является снижение потребления и, как следствие, распределение мощности на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ и прошедшую конкурентный отбор, проводимый Системным оператором. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности увеличиваются, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к разному уровню роста цены на мощность в различных регионах.

В первом полугодии 2009 года для ряда категорий потребителей был отмечен резкий рост конечных средневзвешенных цен на электроэнергию, вызванный различными условиями трансляции стоимости нерегулируемых цен электроэнергии и мощности для различных крупных и мелких потребителей электроэнергии. В настоящее время приняты и с 1 мая 2009 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства № 530, регулирующее работу розничного рынка электроэнергии, в соответствии с которыми производится усреднение средневзвешенной нерегулируемой цены на электроэнергию между крупными и мелкими потребителями.

Тем не менее, результаты в разных регионах могут сильно отличаться в зависимости от динамики электропотребления: может произойти как снижение, так и значительный рост розничных цен.

      Увеличение доли либерализации

Еще один фактор – увеличение доли либерализации.

Уменьшение объемов продаж электроэнергии по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с 70% до 50% приводит к двум эффектам:

    в регионах, испытывающих спад потребления электрической энергии, нерегулируемые цены могут снижаться из-за распределения невостребованной располагаемой мощности генераторов на большие объемы;

    поскольку на оптовом рынке определяется практически единая цена для всех потребителей ценовой зоны (с учетом сетевых ограничений), в регионах с дорогой генерацией, в которых тарифы превышают средние по стране значения, средневзвешенная цена будет снижаться или незначительно расти из-за того, что нерегулируемая цена ниже или примерно равна регулируемой. Соответственно в регионах с низкими тарифами, где свободные цены окажутся выше регулируемого тарифа, они повлияют на рост средневзвешенной цены электроэнергии.

      Цена электроэнергии на оптовом рынке

Свое влияние на формирование розничных цен оказывает и цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

В течение 2008-2009 года цены рынка «на сутки вперед» на электроэнергию подчинялись реальному спросу и предложению. Колебания цен рынка «на сутки вперед» зимой, в периоды паводка и ремонтной компании определялись количеством и составом включенного оборудования.

Начиная с середины октября 2008 года цены рынка «на сутки вперед» стабилизировались ниже отметки 600 руб./МВт*час в связи с тем, что снижение спроса создало условия для конкуренции поставщиков за попадание в график нагрузки.

Цена электроэнергии на оптовом рынке, транслируемая в розницу, не увеличивается с ростом объемов электроэнергии (мощности), продаваемой по свободным ценам. На цены рынка «на сутки вперед» могут, и будут оказывать влияние другие факторы: цена на топливо (в частности на газ), выбор состава включенного оборудования, ремонтная компания, климатические факторы и др.

      Цена мощности на оптовом рынке

Таким же фактором, влияющим на формирование стоимости, является и цена мощности на оптовом рынке, транслируемая в розницу.

Соотношение затрат на оплату мощности в общем объеме затрат на единицу электроэнергии (на оптовом рынке) составляет для различных энергосбытовых организаций от 30 до 80%, а в среднем по рынку составляет 43%.

На стоимость мощности, покупаемой энергосбытовыми организациями на оптовом рынке, оказывают влияние цены заключенных ими с Поставщиками свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, а также цена, определенная по результатам конкурентного отбора мощности (КОМ) на объемы, не покрытые свободными договорами. В настоящее время около половины покупаемой энергосбытовыми организациями величины мощности приобретается по свободным двусторонним договорам.

Увеличение доли двусторонних договоров приводит к тому, что в первую очередь, покупателям выгодно заключать договоры с генераторами, тариф на мощность которых ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Такие договоры, как правило, заключаются по цене выше тарифа данного генератора, но ниже средневзвешенного тарифа всех генераторов. Это приводит к росту суммарной стоимости мощности в целом по рынку. С точки зрения экономики энергосбытовые компании поступают правильно, так как они пытаются минимизировать затраты на мощность в рамках действующих Правил оптового рынка.

      Механизм формирования тарифов

Еще один фактор, влияющий на розничные цены, связан с механизмом формирования тарифа. Регулируемые тарифы на электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии на основании расчетов предоставленных им действующими в регионе энергокомпаниями. Тариф для конечных потребителей складывается из тарифа на покупку (генерацию), услуги транспорта энергии, сбытовые и прочие услуги.

Существенный вклад в изменение цены на электроэнергию вносит стоимость услуг на передачу электроэнергии, особенно учитывая ее долю в общей величине конечного тарифа (32%). Стоит отметить, что либерализация не оказывает влияния на стоимость услуг на передачу. На рост стоимости данной услуги влияет требование сетевых компаний (Постановление Правительства ПП № 861) оплачивать их услуги без учета снижения потребления, а также введение новой методологии тарифообразования на услуги сетевых компаний (RAB). Из-за изменения методики рост стоимости услуг на передачу может составить порядка 50%.

На формирование рыночных цен ... общей структуре затрат являются незначительными в общей структуре затрат... а так же затрат на топливо и электроэнергию . Т.о. исследование системы...

  • Формирование цены на торговом предприятии на примере социальных магазинов Автозаводского района

    Курсовая работа >> Менеджмент

    ... , структура , величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен ... на рынке , а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия ...

  • Цены на рынке капитальных активов

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    1. Цены на рынке капитальных активов, процентная ставка и спрос на инвестиции... и структура цены любого товара. При формировании процентной... электроэнергию , строительные материалы, но др.), стоимость которых входит в себестоимость перевозок. Поэтому цены на ...

  • Формирование цен на продукцию растениеводства в СПК Полтавский Полтавского района Омской области

    Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: Формирование цен на продукцию растениеводства... на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии ... сократилась на 8,6%. Проанализировав состав, структуру и... товарами на рынке . Цены выполняют функции...

  • Основными участниками розничного рынка являются :

    1) потребители электрической энергии;

    2) гарантирующие поставщики;

    3) независимые энергосбытовые организации;

    4) энергоснабжающие организации (совмещают деятель­ность по купле-продаже электроэнергии с ее передачей);

    5) электросетевые организации;

    6) независимые производители-продавцы электроэнергии (не имеющие по уровню установленной мощности статус субъекта оптового рынка);

    7) системный оператор и субъекты оперативно-диспетчер­ского управления в

    технологически изолированных тер­риториальных энергосистемах;

    8) администратор региональной торговой системы.

    Следует подчеркнуть, что создание полноценного конкурент­ного розничного рынка основывается прежде всего на появле­нии многочисленных энергосбытовых компаний, конкурирую­щих между собой в условиях свободного выбора потребителем поставщика услуг по энергоснабжению. Причем интенсивность конкуренции на розничном рынке непосредственно влияет на эффективность функционирования оптового рынка и динамику цен на электроэнергию на этом рынке.

    Рассмотрим наиболее важные особенности розничного рын­ка электроэнергии.

    Гарантирующий поставщик. Обязан заключать догово­ры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) в своей зоне деятельности с любым обратившимся к нему покупателем, а также с потребителями-гражданами (в том числе и по при­чине отказа в обслуживании энергосбытовой организацией). В общем случае зона деятельности гарантирующего поставщика (ГП) - территория субъекта Федерации.

    Необходимость в данном субъекте рынка вызвана особенностя­ми переходного периода: относительно низкой платежеспособнос­тью некоторых групп потребителей и отсутствием эффективных независимых энергосбытовых компаний, способных обеспечивать надежность поставок электроэнергии на розничном рынке.

    Статус ГП присваивается коммерческой организации по ито­гам открытого конкурса. Конкурсная комиссия оценивает заяв­ки участников, учитывая прежде всего такие показатели, как

    Совокупная величина годового дохода, который желает получать участник;

    Величина собственного капитала;

    Плотность размещения подразделений на обслуживаемой территории.

    Отметим, что временно (до проведения конкурса или в слу­чае невыявления победителя) функции ГП могут быть возложе­ны на территориальную сетевую организацию.

    Гарантирующий поставщик приобретает электроэнергию на оптовом рынке и (или) на розничном у производителей-владель­цев генерирующего оборудования. Поставка электроэнергии по­требителям может осуществляться как по регулируемым, так и по свободным ценам. Но в отношении населения - только по регулируемым тарифам. Для этого ГП использует РДД на оптовом рынке. Сбытовая надбавка ГП всегда регулируется.

    Энергосбытовые компании. Осуществляют поставку элек­троэнергии по нерегулируемым ценам, которые не должны пре­вышать предельные уровни, устанавливаемые федеральным регулятором.

    Покупатели свободны в выборе поставщиков электроэнер­гии из числа энергосбытовых компаний (ЭСК); последние име­ют право отказа в обслуживании, если не заинтересованы в дан­ном клиенте.

    Энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке (в конкурентном или регулируемом секторе), если она соответствует статусу участника оптового рынка по установ­ленным критериям. В противном случае она может приобрести необходимые объемы по двусторонним договорам с другими энергосбытовыми компаниями либо у гарантирующего постав­щика, а также на организованных торгах на розничном рынке.

    Энергосбытовые компании (так же, как и ГП) несут перед по­купателями ответственность за надежное и бесперебойное обе­спечение их электроэнергией. В частности, на них возлагается ответственность за действия системного оператора, сетевых ор­ганизаций, производителей электроэнергии, явившиеся причи­ной полного или частичного ограничения режима потребления (за исключением особо регламентированных случаев). При этом энергосбытовая организация вправе требовать привлечения ука­занных субъектов к урегулированию споров и подавать иск по возмещению нанесенного потребителю ущерба.

    У энергосбытовой компании по сравнению с бывшими сбы­товыми подразделениями АО-энерго появляются следую­щие новые функции:

    Анализ и прогнозирование ежесуточного потребления;

    Закупка энергии на оптовом рынке;

    Ценообразование;

    Маркетинг, дополнительные услуги;

    Казначейское исполнение, финансовое управление, пла­нирование сбытовой деятельности, бухгалтерский учет, юридическое обеспечение.

    Управление ЭСК разделено в соответствии с видами испол­няемых бизнес-процессов на следующие блоки:

    Экономики и управления (управляющие бизнес-процессы);

    Сбыта (часть базовых бизнес-процессов, связанных с реа­лизацией энергии);

    Закупок и технологии (часть базовых бизнес-процессов, связанных с приобретением энергии);

    Общехозяйственный (обеспечивающий бизнес-процессы).

    Наряду с созданием ЭСК, выделенных из структуры АО-энерго, предполагается появление на розничных рынках мно­гочисленных независимых ЭСК, исторически не связанных с электрическими сетями. Таким образом, будет формироваться конкурентная среда; при этом сбытовые надбавки («цены по­ставок») выводятся из сферы регулирования. Теоретически ЭСК может одновременно действовать в любом регионе и об­служивать неограниченное количество потребителей, получив лицензию на торговую деятельность.

    Для осуществления своей деятельности ЭСК придется заклю­чать многосторонние контракты различных типов. Они должны также иметь право команды на отключение сетевой компанией потребителей при злостных нарушениях ими платежной дисци­плины и иных договорных обязательств.

    Надо предвидеть и обратную сторону жесткой конкуренции: слияние и поглощение небольших ЭСК. Ведь крупные органи­зации имеют более низкие удельные издержки и большие воз­можности заключения выгодных (двусторонних) контрактов на оптовом рынке. Отсюда следует, что потребуется специаль­ное государственное регулирование потребительских рынков, направленное на поддержание общественно необходимой кон­курентной среды в сфере торговли электроэнергией.

    Многоаспектная деятельность по поиску наиболее эффектив­ных производителей, большие объемы работы с потребителями, современные требования к технической оснащенности бизнеса существенно повышают средние издержки независимых ЭСК. В итоге это приведет к увеличению сбытовой компоненты в по­требительских тарифах, по крайней мере, на начальной стадии либерализации розничных энергетических рынков.

    Услуги по передаче электрической энергии. Предоставля­ются электросетевыми компаниями на основании договоров, за­ключаемых потребителями, самостоятельно или в их интересах ГП и энергосбытовыми организациями.

    В результате реструктуризации электросетевого комплекса образуются региональные распределительные компании (РК), обеспечивающие передачу электроэнергии конечным потре­бителям на напряжениях от 0,4 кВ до 110 кВ. Основными их функциями являются:

    Строительство, эксплуатация, обслуживание сетей общего
    пользования;

    Подключение к сети потребителей;

    Определение совместно с потребителями взаимных требо­ваний по надежности и качеству поставок электроэнергии и их соблюдение; оперативное взаимодействие с потреби­телями в этой части;

    Оперативное управление распределительной сетью;

    Сведение фактического баланса электроэнергии и участие в формировании плановых балансов; контроль за потеря­ми электроэнергии в сетях;

    Отключение неплатежеспособных потребителей по запро­су сбытовой компании или генерирующего поставщика;

    Функции по учету (могут выполняться специально созда­ваемым оператором коммерческого учета).

    При осуществлении своих функций и ведении бизнеса РК вступает в разнообразные договорные и финансовые взаимоот­ношения с различными субъектами розничного и оптового рын­ков электроэнергии (рис. 1.11) , среди которых

    Потребители электроэнергии;

    Энергосбытовые компании (ЭСК);

    Производители энергии (генераторы), подключенные к се­тям РК;

    Федеральная сетевая компания (ФСК) и ее подразделе­ния;

    Системный оператор оптового рынка (СО);

    Администратор торговой системы оптового рынка (АТС).

    Рис. 1. 11 Договорно-финансовая модель внешних отношений распределительной компании

    Бизнес РК подразделяется на два вида: регулируемый и нере­гулируемый. Первый связан с выполнением РК своих основных естественно-монопольных функций; второй - с конкурентными функциями, осуществляемыми на рынках соответствующих услуг. Для этого из структуры РК выделяются сервисные бизнес-струк­туры, специализирующиеся на определенных видах деятельности. Примерная структура бизнеса РК приведена в табл. 1.3.

    Таблица 1.3. Структура бизнеса электросетевой компании

    Цены на услуги РК регулируются соответствующими орга­нами. В частности, это относится к тарифу на присоединение к сети, тарифу на распределение электроэнергии, стоимости отключения потребителей и платы за услуги по учету электро­энергии (в отсутствие специализированного оператора коммер­ческого учета).

    Тариф на распределение устанавливается регулятором в общем случае с учетом производственных затрат РК, затрат на компенсацию нормативных потерь, затрат на диспетчирование, инвестиций в развитие региональных сетей (городских, район­ных) и нормативной прибыли от регулируемой деятельности. Другие доходы РК может иметь от нерегулируемых бизнесов (сервисных компаний) и штрафов и компенсаций за выявлен­ные коммерческие потери. Размер платы зависит от уровня пи­тающего напряжения, требуемого для данного потребителя.

    Сетевые компании несут ответственность за потери элек­троэнергии в сетях. Сверхнормативные потери они должны оплатить за счет своих средств. В то же время РК имеет право контролировать электропотребление в своих сетях, предъявляя требования к приборам учета потребителей, инспектируя их по­казания, выставляя санкции потребителям и ЭСК.

    Производители и потребители электроэнергии. Произ­водители, не получившие по критериям мощности или другим условиям статус участника оптового рынка, будут продавать электроэнергию (мощность) в розничном рынке только гаран­тирующему поставщику, в границах зоны деятельности которо­го они расположены, по регулируемым тарифам.

    Потребители на розничном рынке, имеющие в собственно­сти генерирующее оборудование, имеют право продавать из­лишки электроэнергии собственной выработки на условиях, установленных для производителей, не являющихся участника­ми оптового рынка.

    Торговля по нерегулируемым ценам. Купля-продажа элек­троэнергии по нерегулируемым (свободным) ценам на рознич­ном рынке может осуществляться ГП, энергосбытовыми компа­ниями и потребителями по двусторонним договорам, а также на организованных торгах.

    Организованные торги проводит администратор региональ­ной торговой системы; торги осуществляются в зоне деятель­ности ГП.

    Участниками торгов, кроме ГП, энергосбытовых компаний и потребителей, могут быть производители-продавцы как име­ющие статус участника оптового рынка, так и не являющиеся таковым.

    По итогам торгов заключаются договоры, одной из сторон которых выступает ГП. Объемы и цены в указанных договорах должны соответствовать показателям, установленным по ре­зультатам торгов.

    Таким образом, потребитель на розничном рынке может вы­бирать между приобретением электроэнергии по нерегулируе­мым ценам через ГП, участием в организованных торгах и (или) заключением договоров с энергосбытовыми компаниями.

    Из первой главы можно сделать некоторые выводы:

    1. общая для всех стратегия реформ заключается в либерализации электроэнергетических рынков: переходе от закрытого монопольного рынка к открытому, конкурентному рынку энергии и мощности;

    2. при либерализации электроэнергетических рынков и формировании конкурентной среды первостепенной значение имеет учет фактора надежности энергоснабжения (проведение своевременных и качественных ремонтов оборудования);

    3. в новой Российской модели рынка электроэнергетики возрастает функционирование рынка, также возрастает количество его участников, которые взаимодействуют на основании многосторонних контрактов.

    4. обязательное присутствие регулирующих и антимонопольных органов, ведущих регулярный мониторинг конкурентных

    В настоящее время электроэнергия как особый вид товара реализуется на двух рынках: оптовом и розничном.

    Оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) представляет собой сферу ее обращения в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе его правил, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

    Розничные рынки электрической энергии представляют собой сферу ее обращения вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. Хотя это определение не устанавливает территориальных границ, фактически розничные рынки электрической энергии в РФ функционируют по региональному принципу - на территории каждого субъекта Федерации. Так в соответствии с административно-территориальным устройством страны сложились унаследованные действующими сейчас сбытовыми компаниями сферы деятельности энергетических компаний в дореформенной электроэнергетике, по такому принципу распределены юрисдикции субъектов Федерации, в том числе по регулированию розничных рынков электроэнергии.

    Эффективная организация розничного рынка имеет огромное значение для функционирования и развития электроэнергетической отрасли. На розничном рынке осуществляется значительная часть потребления электроэнергии и, соответственно, платежей. Организация взаимосвязи между потребителями и производителями электроэнергии является одним из основных элементов розничного рынка и оказывает существенное влияние на эффективность функционирования электроэнергетической отрасли, а также на формирование адекватных сигналов для её дальнейшего развития.

    В рамках розничных рынков электрической энергии реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

    Субъектами розничных рынков электрической энергии являются:

    Потребители электрической энергии;

    Гарантирующие поставщики;

    Энергосбытовые организации;

    Производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке, осуществляющие продажу электрической энергии на розничном рынке;

    Исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг;

    Сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства;

    Системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

    На розничных рынках действует большое количество потребителей, обслуживаемых энергосбытовыми компаниями или гарантирующими поставщиками, конкурирующими между собой. Деятельность гарантирующих поставщиков (в части установления сбытовой надбавки гарантирующего поставщика) и сетевых компаний (в части установления тарифов на передачу электрической энергии) регулируется государством. Потребитель, в свою очередь, может выбрать любую сбытовую компанию, функционирующую в данном регионе России.

    Существующее разделение потребителей по группам:

    1 группа - базовые потребители.

    Базовые потребители - потребители, получающие электрическую энергию (мощность), вырабатываемую ПЭ, не являющимися участниками оптового рынка, через гарантирующих поставщиков и энергоснабжающие организации.

    Отнесение потребителей к указанной группе возможно только при наличии в субъекте РФ производителей электрической энергии (мощности), не являющихся участниками оптового рынка, поставка электроэнергии которыми на розничный рынок осуществляется по регулируемым тарифам. При этом производитель электрической энергии (мощности) в свою очередь должен удовлетворять следующему критерию, располагаемая мощность, равная или более 25 мВт в месяц.

    К базовым потребителям относятся потребители, удовлетворяющие следующим критериям: потребители с максимальным значением заявленной покупаемой мощности, равным или более 20 МВт в месяц, и годовым числом часов использования заявленной покупаемой мощности, равным или более 7500, подтвержденным фактическим электропотреблением за предшествующий период регулирования показаниями приборов учета или автоматизированной системой контроля и управления потреблением и сбытом энергии.

    2 группа - население.

    К данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

    Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда; жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления населения и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей, в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности; юридические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания, при условии наличия раздельного учета для указанных помещений; юридические и физические лица, в части приобретаемого объема электрической энергии (мощности) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по договору электроснабжения (купли-продажи) по общему счетчику;

    Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, объединенные хозпостройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), содержащиеся за счет прихожан религиозные организации, общественные организации инвалидов;

    Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и отдельно стоящие гаражи, принадлежащие гражданам, в части приобретаемого объема электрической энергии в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и не используемого для осуществления коммерческой деятельности.

    В соответствии с законодательством РФ государственное регулирование тарифов может производиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления, определяемой в установленном порядке.

    3 группа - прочие потребители.

    В целях формирования бюджетной политики в группе «Прочие потребители» потребители, финансируемые за счет средств бюджетов соответствующих уровней, указываются отдельной строкой.

    4 группа - организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

    Потери электрической энергии в электрических сетях оплачиваются сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации по регулируемым ценам (тарифам), определяемым в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов методическими указаниями.

    В настоящее время сбыт электроэнергии конечным потребителям осуществляют сбытовые компании, гарантирующие поставщики, энергосбытовые и энергоснабжающие организации.

    Главными представителями этой группы компаний отрасли являются сбытовые компании, получившие особый статус - статус гарантирующего поставщика, обязывающий компанию заключать договоры энергоснабжения или договоры купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к ней клиентом в зоне ее деятельности.

    Кроме гарантирующих поставщиков существуют и независимые энергосбытовые компании. Это, в первую очередь, компании, осуществляющие поставку электрической энергии и мощности крупным потребителям непосредственно с оптового рынка электрической энергии и мощности. Кроме таких компаний, существуют и те, которые осуществляют деятельность по купле-продаже электрической энергии на розничных рынках. Но таких компаний значительно меньше ввиду особенностей правил рынка.

    В отличие от гарантирующего поставщика, энергосбытовая организация свободна при заключении договоров с потребителями и определении цены, за исключением случаев, если она одновременно снабжает потребителей-граждан. В этом случае она обязана соблюдать установленный порядок определения объемов поставки по регулируемым и нерегулируемым ценам, предельных уровней нерегулируемых цен.

    В соответствии с законодательством статусом гарантирующего поставщика на соответствующих территориях субъектов РФ в настоящее время наделены:

    Неразделенные региональные электроэнергетические компании (АО-энерго) и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;

    Оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн. кВт ч в год;

    Энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;

    Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова», типичный пример - предприятия по добыче нефти со своей дизельной электростанцией).

    Энергосбытовые организации, определенные Правительством РФ в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны РФ.

    Энергоснабжающими организациями являются те организации, которые продолжают совмещать деятельность по купле-продаже с деятельностью по передаче электроэнергии. Такое совмещение допускается в границах территорий, не включенных в ценовые зоны оптового рынка, и в технологически изолированных районах.

    В настоящее время в сбытовой деятельности на розничных рынках электрической энергии в России участвует около 300 гарантирующих поставщиков, из них 77 крупных гарантирующих поставщика первого уровня, 49 независимых энергосбытовых компаний. 26 крупных потребителей (участники оптового рынка электрической энергии) покупают электрическую энергию для нужд собственного производства непосредственно на оптовом рынке.

    Специфика деятельности производителей в розничном рынке зависит от их установленной мощности. Производители электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых свыше 25 МВт могут продавать электрическую энергию и мощность только гарантирующему поставщику. Производители электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт, но при этом на них не распространяется требование законодательства РФ об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке,

    продают электроэнергию на розничных рынках.

    Производитель электрической энергии на розничном рынке имеет право

    продавать электрическую энергию (мощность) на розничном рынке по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров, любому потребителю, расположенному в зоне деятельности гарантирующего поставщика, в которой расположен генерирующий объект данного производителя, в том числе и самому гарантирующему поставщику.

    В отдельную группу субъектов розничных рынков электрической энергии выделены исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг. К ним относятся товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации.

    Следующая группа субъектов розничных рынков электрической энергии - сетевые организации. Сетевая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, имеющее в своей собственности или на ином законном основании электрические сети и устройства преобразования электрической энергии, осуществляющее хозяйственную деятельность по оказанию комплексных услуг, связанных с использованием электрических сетей.

    Сетевые организации представлены, во-первых, компанией-гигантом: Федеральной сетевой компанией (далее - ФСК), которой принадлежат так называемые магистральные сети - то есть линии электропередач высокого напряжения (преимущественно 220 кВ, 330 кВ, 500 кВ). Условно говоря, это транспортные артерии, связывающие различные энергосистемы в масштабах огромной территории страны, то есть обеспечивающие возможность перетока значительных объёмов электроэнергии и мощности на дальние расстояния, между удалёнными крупными энергосистемами. ФСК, таким образом, имеет стратегическое значение не только для электроэнергетической отрасли, но и для экономики всей страны. Поэтому она контролируется государством, которому принадлежит почти 80% акций компании.

    Во-вторых, сетевые организации представлены крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (далее - МРСК), объединёнными в единый холдинг - Холдинг МРСК. Главным направлением деятельности ОАО «Холдинг МРСК» является управление распределительным сетевым комплексом и определение стратегии его развития.

    Последняя группа сетевых организаций - это малые территориальные сетевые организации (далее - ТСО). Эти организации обслуживают, как правило, электросети небольших муниципальных образований, могут принадлежать как муниципальным властям, так и частным региональным инвесторам. Число таких организаций велико, однако доля их услуг в стоимостном выражении в сравнении со стоимостью услуг Холдинга МРСК и ФСК не столь значительна. Здесь же стоит упомянуть и о существовании бесхозных сетей - то есть таких электросетей, право собственности на которые не закреплено ни за каким владельцем. Такое стало возможно в результате множественных экономических преобразований, потрясших экономику страны в течение последних десятилетий.

    В 2011 году на розничных рынках России действовало 64 региональных распределительных сетевых компании, которые являлись филиалами ОАО «Холдинг МРСК», 5 распределительных сетевых компаний - филиалов ОАО «Дальневосточная РСК», 5 независимых распределительных сетевых компаний, ведомственные электрические сети ОАО «Рооссийские железные дороги» и других крупных собственников, несколько тысяч распределительных сетевых компаний низшего уровня, принадлежащих муниципалитетам и другим собственникам.

    Централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России осуществляет ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» (далее - ОАО «СО ЕЭС»), а также его территориальные подразделения. Системный оператор управляет электроэнергетическими режимами в энергосистеме. Его команды обязательны к исполнению для субъектов оперативно-диспетчерского управления (в первую очередь, для генерирующих и сетевых компаний). ОАО «СО ЕЭС» обеспечивает единство и эффективную работу технологических механизмов оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности.

    В пределах технологически изолированных территориальных энергосистем управление режимами осуществляет отдельная компания, на которую возложены функции по оперативно-диспетчерскому управлению в местной энергосистеме. Это может быть сетевая организация.

    За развитие и функционирование коммерческой инфраструктуры оптового и розничных рынков нашей страны отвечает, во-первых, некоммерческое партнёрство «Совет рынка» (НП «Совет рынка»), а, во-вторых, его дочерние компании: ОАО «АТС» - он же коммерческий оператор и ЗАО «ЦФР» - центр финансовых расчётов, осуществляющий расчёт и зачёт встречных финансовых обязательств и требований.

    НП «Совет рынка», членами которого являются все участники ОРЭМ, разрабатывает и дорабатывает договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, обязательный к заключению всеми участниками ОРЭМ. Этот договор с учётом приложений - регламентов ОРЭМ определяет правила, порядок функционирования ОРЭМ, детально описывая различные процессы, порядок расчётов и т.п. Договор о присоединении должен соответствовать Правилам оптового рынка, утверждённым Постановлением Правительства РФ, а также иным нормативно-правовым актам. При внесении изменений в Правила ОРЭМ вносятся и изменения в договор о присоединении. Важные решения принимает и утверждает наблюдательный совет Совета рынка. Совет рынка также осуществляет разработку правил функционирования розничных рынков (в пределах своих полномочий), отвечает за развитие отрасли на основе баланса интересов субъектов электроэнергетики.

    ОАО «АТС» является коммерческим оператором оптового рынка. Он организует работу рынка и взаимодействие участников рынка.

    ЗАО «ЦФР» проводит финансовые расчеты на рынке.

    Контроль и регулирование в отрасли в пределах своих полномочий осуществляют различные органы исполнительной власти: как Российской Федерации, так и её субъектов.

    Непосредственное влияние на процессы в отрасли оказывает Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России). Оно вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Минэнерго России обеспечивает устойчивое развитие электроэнергетики, проводит политику, направленную на развитие энергосбережения, привлекает инвестиции во все сферы электроэнергетики и осуществляет государственный контроль над эффективностью инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

    Весомую роль играют Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России). Минэкономразвития России формирует ценовую политику в электроэнергетике, совместно с Минэнерго России и ФСТ России осуществляет выработку и реализацию единых подходов при регулировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий в электроэнергетике, а также совместно с Минэнерго России осуществляет преобразования в секторах естественных монополий в электроэнергетике, направленные на снижение инфраструктурных барьеров развития экономики, стимулирование повышения эффективности таких секторов и развитие конкуренции.

    Со стороны субъектов федерации на розничном рынке в регулировании отрасли участвуют органы исполнительной власти в области регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, комитеты по тарифам и т.п.).

    Рисунок 1 - Структура розничных рынков электрической энергии России