Домой / Полезное / Не можешь — научим, или уроки лидерства для интровертов. ПрологЯ сидел в холле ресторана…

Не можешь — научим, или уроки лидерства для интровертов. ПрологЯ сидел в холле ресторана…

Развитие лидерства – новый тренд в воспитании детей или абсолютная необходимость сегодняшнего дня?

Каким мы хотим видеть своих детей, когда они вырастут? Если уйти в сторону от рассуждений на тему образования и карьеры, то большинство родителей мечтали бы видеть своего ребенка знающим чего он хочет, способным управлять своей жизнью и умеющим эту самую жизнь правильно организовать. Можно сказать, что мы только что сформулировали определение лидерства, того самого внутреннего стержня, про который часто говорят, что у кого-то он есть, а у кого-то - нет.

Многие из родителей знакомятся с темой лидерства при развитии карьеры. Бизнес-литература на эту тему очень популярна сегодня. Компании часто проводят для своих сотрудников тренинги по развитию лидерских качеств. Их действительно можно и нужно развивать. Как оказывается, чем раньше, тем лучше.

О том, как развивать лидерство в детях очень хорошо рассказал Стивен Кови - признанный специалист в области лидерства и семейных отношений (а также отец девяти детей и дед 53 внуков). В основе его методики развития лидерства для детей «Лидер во мне» лежат «Семь навыков высокоэффективных людей». Тем, кто еще не знаком с одноименным бестселлером настоятельно рекомендую почитать.

Семь навыков, сформулированных Стивеном Кови:

1. Будь проактивными. Здесь речь идет об ответственности: я не виню других за свои ошибки, ищу причины неточного поведения в себе, я сам выбираю свое поведение и отношение к окружающему.

2. Начиная, представляйте конечную цель. Перед тем, как что-то начать я представлю, что хочу получить в итоге, учусь ставить перед собой цели.

3. Сначала делайте то, что необходимо сделать сначала. Этот навык об умении расставлять приоритеты, умении составлять расписание и следовать своим планам. Дисциплина и организация – наше все!

4. Думайте в духе «Выиграл-Выиграл». Помню о том, чего я хочу, учитываю интересы других людей. В случае конфликта я ищу взаимовыгодную третью альтернативу.

5. Стремитесь понять, а потом быть понятыми. Учусь слушать не перебивая, уверенно высказываю свои идеи, проявляю внимательность к идеям и чувствам других людей. Другими словами – развиваем эмоциональный интеллект.

6. Достигайте синергии. Я ценю сильные стороны других людей и учусь у них. Я могу работать в команде и сотрудничать.

7. Затачивайте пилу. Я забочусь о своем здоровье, выбираю правильное питание и занимаюсь спортом.

Первые три навыка учат быть независимыми. Развитие этих качеств на практике помогает быть более ответственным, организованным, учит планировать и сохранять фокус на самом важном. Здесь в помощь идут такие инструменты, как тайм-менеджмент и постановка целей.

Независимость очень важна, но не менее ценно умение взаимодействовать с другими людьми, выстраивать межличностные отношение. 4, 5 и 6-й навыки учат эффективно общаться, быть одновременно мужественными и чуткими, разрешать конфликты, творить и работать вместе. 7-й навык объединяет все остальные и позволяет сохранить свое здоровье, учит прислушиваться к себе и своему состоянию.

Методика «Лидер во мне» основана на вышеперечисленных 7 навыках. Развитие этих навыков помогает детям познакомиться со своими сильными сторонами, научиться приниматься ответственность за свою жизнь. Это набор эффективных инструментов, который останется с ребенком в любой ситуации.

На сегодняшний день «Лидер во мне» используется во многих школах США, Канады, нашла своих последователей в Сингапуре, Японии и других странах. Результаты вдохновляют – улучшаются отношения с одноклассниками, учителями, друзьями и близкими. Улучшаются показатели успеваемости.

Замечательно, когда детский сад (в школах США методика начинает применяться с 5-ти лет) или школа развивают лидерские качества ребенка, но, на мой взгляд, главное обучение детей начинается дома, а главными учителями становится его ближайшее окружение – родители, бабушки и дедушки.

Задача внедрения этих навыков интересная, дает замечательные результаты, но требует от родителей ребенка постоянной работы. В первую очередь над собой. Научить ребенка быть лидером можно только если ты сам живешь по тем же принципам. Мы не только вовлекаем своего малыша, но и сами учимся быть лидерами. Лидерами не рождаются – ими становятся. Примеры исторических личностей - неоднократное тому подтверждение. Если, опять же, обратиться к биографии этих лидеров, ты вы увидите рядом с ними близких, которые помогали им в освоении себя и открытии своих великих талантов.

Можно использовать 7 навыков точечно. Есть вариант, который используется в школах США - всепроникающий подход, когда 7 принципов качества стараются применять в самых разных ситуациях (например, прочитали стихотворение – нашли там пример реализации навыка «Начиная, представляйте конечную цель»).

Один из самых эффективных путей обучения детей 7 навыков - поручение им лидерских ролей или предоставление им возможности обучать других (это уже для более старших деток). Старайтесь вовлекать в процесс обучения всех членов семьи. Не забудьте бабушек и дедушек!

Используйте музыку, рисование, хлопоты по дому, чтобы прививать эти навыки детям. Вовлекайте детей в процесс решения проблем – пусть они делятся своими идеями. Здесь будет очень полезен метод конструктивной обратной связи, о я обязательно расскажу в следующих публикациях, когда буду рассматривать каждый из навыков более подробно.

Приведу пример одного из использования навыков на практике. Сын захотел взять на прогулку новую машину, которая ему очень нравилась. В ней было очень много всяких деталей, кнопок, мигалок. На площадке игрушка вызвала интерес у других мальчишек. Они попросили машину взять поиграть. Сын согласился, но судя по его выражению лица – что-то в этой ситуации его тревожило. Оказалось, что он был не против, чтобы с его машиной играли, но очень переживал, что дети сломают его машину, т.к. не знают как она работает. Я спросила: «Что тебе нужно сделать, чтобы дети не сломали твою машину»? В результате, сын с воодушевлением объяснил куда нужно нажимать, а куда не нужно и включился в игру уже с другим настроем. Нашли решение в духе «Выиграл-выиграл»!

Чтобы придти куда-либо, нужно знать, куда ты идешь, гласит древняя мудрость. Уроки лидерства начинаются со слов, сказанных самому себе: «Я хочу стать лидером!». Если ты произносишь их и возникает некий внутренний образ, то первый шаг уже сделан. Вот только образы эти часто берутся из книг или кинофильмов. В реальной жизни они не всегда жизнеспособны и не всегда хорошо воспринимаются другими людьми.

Уроки лидерства не могут быть абстрактными. Очень здорово, когда перед глазами есть живой пример. Например, в вашем окружении есть человек, чья модель лидерства кажется вам привлекательной - в таком случае возьмите уроки лидерства у этого человека. Многие участники тренингов Синтона находят подходящий образ лидерства у одного из тренеров. Если заглянуть на курс риторики к Дмитрию Устинову, то образ несокрушимой твердости и силы предстаёт во всей красе. Достойный образ успешной деловой женщины можно увидеть на тренингах для руководителей и тренеров Ольги Паратновой. Мягкая, открытая улыбчивая и бесконечно харизматичная Татьяна Мужицкая преподаст вам свои, не похожие на другие уроки лидерства. Многим нравится неформальный образ Тимура Гагина.

Уроки лидерстваПридти, увидеть и выбрать то, что вам близко можно не только на тренинге. Уроки лидерства могут преподать люди, которые вас окружают. Если вы работаете или учитесь, то присмотритесь к коллегам и однокурсникам - жизнь иногда сама подкидывает качественные уроки лидерства. Психологи шутят, что жизнь отличный учитель. Вот только берёт дорого. В ситуации выбора модели лидерского поведения, счет вам точно никто не предъявит. Скорее наоборот, ваше заинтересованное внимание может быть воспринято вполне положительно. Короля играет свита. А лидер часто рад людям, которые готовы его поддержать. Оказаться в круге общения вашей лидерской модели будет очень хорошим способом получать ценные уроки лидерства практически безвозмездно.

Бывает и так, что единый образ в одном человеке найти не получается. Так нередко бывает. Здесь на помощь вам придет технология соединения образов. Например, у одного человека вам нравятся манера говорить. У второго отличные жесты. У третьего царственная осанка от природы. А у четвертого блестящая логика и аргументация. Соедините их воедино. Создайте мысленный образ, который вам будет нравиться. Вот ваши уроки лидерства уже и начались. Если создался внутренний образ лидерства, то на жизненном пути появился пункт назначения.

Теперь можно примерить получившийся образ. Представьте, что вы уже в нем. Образ лидера похож на костюм или платье. Куда в нём вы сможете пойти? Какие цели с помощью него можно реализовать. Например, одна девушка на «Лидерском курсе», который я провожу в Синтоне, заявила: «Я бы мечтала так же четко давать распоряжения своим сотрудникам, как это делает Ольга Паратнова, а дома общаться с любимым человеком так, как это делает на тренинге Татьяна Мужицкая». А молодой человек с того же курса создал образ, в котором уверенность Дмитрия Устинова гармонично соединяется с мягкостью Тимура Гагина. На коучинг-курсе «ЛайфМаксимум» мы много времени уделяем теме лидерства, обсуждаем различные образы и типажи, выбирая наиболее оптимальный для каждого конкретного человека. Как правило, те, кто внимательно изучал уроки лидерства, достигают потрясающихУроки лидерства результатов.

После «Лидерского курса» в Мещёре один из участников прислал мне письмо. Он написал, что его повысили, и он стал руководителем. Теперь решая непростые вопросы руководства, он спрашивает себя «А как в этой ситуации поступил бы Владимир Виноградов?». И по его словам, часто находится точное и верное решение. Было очень приятно получить подобное письмо. Значит, мои уроки лидерства проходят не зря.

Владимир Виноградов - ведущий тренер центра «Синтон», автор и ведущий «Лидерского курса» и коучинг-курса «ЛайфМаксимум».

Чтобы попасть на коучинг-курс «ЛайфМаксимум» необходимо предварительно записаться здесь.

Чтобы попасть на «Лидерский курс» необходимо предварительно записаться здесь.

Также мы с удовольствием запишем вас на тренинг и ответим на все интересующие вопросы по телефону:

Уроки лидерства от Деворы

Девора сделала свое дело. И, не взглянув на нас, она поднимается и уходит. Я поражен уверенностью и мудростью этого лидера и исполина веры. Нетрудно представить, как легко она могла бы командовать в любом окружении, где бы ни появилась. И неудивительно, что Варак хотел, чтобы она пошла с ним, когда отправлялся на битву.

Пастор Джек Хейфорд отмечал: «Ничто не является таким ограничивающим, как самонавязанные границы, которые мы устанавливаем в нашей собственной жизни, когда требуем, чтобы Бог отвечал нашим чаяниям». Разумеется, Девора не делала этого. Она была открыта всему, что Бог хотел, чтобы она сделала. Ее история разъясняет, что Бог хочет установить с нами связь, явившись туда, где мы находимся, но Его желание состоит в том, чтобы поднять нас туда, где мы могли бы находиться.

Есть многое, чему мы можем поучиться у Деворы.

1. Когда один лидер отказывается принять свое предназначение, Бог часто просит другого занять его место

Когда лидеры не выполняют свою работу, Бог часто приглашает других людей занять их места. Когда Варак отказался один идти на битву, Девора пошла с ним. А если бы и она отказалась, ее место занял бы кто-то другой. Божья воля выполняется посредством лидеров. И лидерам, которые делают это с неохотой, может быть дан шанс, чтобы измениться, и, следовательно, это будет второй шанс, чтобы взять на себя руководство. Но лидеры не могут нарушать Божью волю. Бог есть верховная власть. Вопрос в одном: «Кто будет руководить?»

Когда Бог просит нас сделать что-то для Него, то это привилегия. Это приглашение. Но примем ли мы его? Если позволим страху остановить нас, как это случилось с Вараком, тогда благословения будут посланы кому-то другому. Вспомните Иаиль.

2. Нам не следует ограничиватьлидеров, когда этого не делает Бог

В свое время Девору и Иаиль большинство людей не признавали как лидеров, то есть тех, кто может сделать что-то стоящее. У женщин было мало прав, и никто даже мысли не допускал, что они способны на великие дела. Но Девора и Иаиль позволяли себе то, что миссионер Боб Пирс называет Божьим пространством. Они делали то, на что были способны, хватались за любые благоприятные возможности, которые посылал им Бог, зная, что могут послужить орудием промысла Божьего.

Мы должны равняться на них, забыть, что думают о нас другие, избавиться от воспоминаний и делать все, что в наших силах, чтобы раскрыть свой лидерский потенциал, а затем ждать, что сделает Бог из того, что под силу только Ему. И мы должны обращаться с другими потенциальными лидерами так же, ожидая, что Бог поможет им, если они попросят Его об этом.

Что мог бы сделать Бог, если бы мы не ограничивали себя? Кому мы могли бы служить? Какие победы могли бы одерживать с Божьей помощью? Наши возможности так же велики, как и сам Бог.

3. Когда лидеры повинуются Богу, их люди получают благословения

Когда лидеры выходят вперед и выполняют свое предназначение, на людей, которым они служат, нисходят благословения. В случае с Деворой народ сбросил ярмо угнетателей и наслаждался миром в течение 40 лет. Это было фантастическое наследие, которое Девора оставила израильтянам, потому что она позволила Богу дать ей неожиданное поручение.

Если вы лидер и хотите, чтобы на ваших людей снизошло благословение, будьте для них примером и повинуйтесь назначению, которое Бог возложил на вас в этой жизни. Следуйте за Ним неотступно, куда бы Он вас ни повел. И не бойтесь позволять другим довериться вам. Бог всемогущ и вокруг полно Его благословений для каждого.

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

49. Теории лидерства Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью

Из книги Учитесь у великих автора Максвелл Джон

Стили лидерства В 1939 году Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Хотя впоследствии число выделенных стилей лидерства было расширено, вначале Левин со своей командой определил три стиля: авторитарный, демократический

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Уроки лидерства от Илии Комнату заполняют звуки раскатистого голоса Илии. И только теперь до нас доходит, что он, пророк древности, действительно стоит перед нами; что мы слышим его и понимаем то, что он говорит. Такая сила заложена в его молитве. Мы невольно закрываем

Из книги автора

Уроки лидерства от Елисея Илия был фигурой впечатляющей. Когда он говорил, его личность как бы заполняла все окружающее пространство. Не таков был Елисей. Да, в нем тоже была сила, но другая, скрытая. Появись он в комнате, полной людей, мы, скорее всего, не обратили бы

Из книги автора

Уроки лидерства от Иова Иов смотрит на нас, переводя взгляд с одного на другого, и улыбка озаряет его лицо. Он как будто хочет сказать: «Не тревожьтесь. Все будет хорошо». Затем поворачивается и не спеша уходит.Мы часто представляем себе Иова как страдальца

Из книги автора

Уроки лидерства от Иакова Мы с благодарностью принимаем благословение Иакова. Кажется, что его устами глаголет сама Истина. Я знаю, что каждый раз, когда я позволял Богу управлять той или иной областью моей жизни, результат был наилучшим и я испытывал удовлетворение.

Из книги автора

Уроки жизни от Деворы Девора является прекрасным примером лидера, который оказывает влияние на духовную жизнь, на дела общины, а также на государственные и военные дела. Я уверен, что она многому могла бы научить и нас.Изъявляйте готовность встать и высказаться,

Из книги автора

Молитва Деворы за нас О всемогущий Бог Израиля! Научи моих друзей всегда иметь смелость открывать для Тебя новые земли. Даруй им мудрость. Сделай их отважными. Дай им уверенность, которая приходит только от Тебя. И пошли им победу!

Из книги автора

Пример для обсуждения от Деворы В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова. Она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд. Девора послала и призвала Варака, сына Авиноамова,

Из книги автора

Уроки лидерства от Исаии Когда Исаия закончил речь, я понял, что он просил Бога дать нам то, чего мы больше всего желаем, – Его Божественного прикосновения. Даже если нам будет ниспослана встреча с Богом только один раз, мы будем страстно желать ее снова всю оставшуюся

Из книги автора

Уроки лидерства от Ионы Еще какое-то время Иона смотрит в глаза каждого из нас, а затем ласково кивает. Его слова действуют на меня вдохновляюще. И, когда он уходит, я размышляю о его влиянии и тех уроках, которые мы можем извлечь из опыта его жизни.1. Решение лидера

Из книги автора

Уроки лидерства от Иисуса Навина Закончив речь, Иисус Навин потянулся за своим мечом и легко поднялся на ноги. Он идет к двери, а я думаю о том, как много уроков, связанных с лидерством, мы можем выучить благодаря этому великому военачальнику.1. Пусть Бог возбудит

Из книги автора

Уроки лидерства от Даниила Слова Даниила дают нам силу и надежду. Бог желает сделать важные дела через нас. То, что Он выбирает, миру, возможно, не покажется таким уж важным. А порою даже мы не сочтем это чем-то стоящим. Но если это важно для Бога, значит, важно

Из книги автора

Природа лидерства Что характеризует лидера? От Платона до наших дней было широко распространено представление о том, что лидеры обладают особыми личностными качествами, к числу которых относятся ум, властность, упорство и уверенность в себе. По мнению Фрэнсиса

Уроки лидерства и харизмы, могут стать секретами вашего успеха! С помощью этих нехитрых советов вы всегда будете желанным собеседником! Вас будут любить, а в делах будет сопутствовать успех!

9 уроков лидерства, чтобы стать душой компании

1. Расположите своих собеседников!

Делайте так, чтобы ваши собеседники чувствовали себя самыми умными, обаятельными и интересными людьми.

2. 100% присутствуйте в разговоре!

Ведите себя так, чтобы люди во время разговора чувствовали, что вы не думаете ни о чем другом:

  • понижайте интонацию к концу предложения;
  • кивайте;
  • делайте двухсекундную паузу, прежде чем ответить на реплику.

3. Думайте о приятном, чтобы искренне улыбаться

Мозг порой не замечает разницы между реальностью и фантазиями, поэтому когда вы думаете о чем-то приятном, вы реагируете на это позитивно, а ваша улыбка выглядит искренней.

Знайте! Люди «читают» по лицу всего за 17 миллисекунд, так что малейшее проявление негатива будет легко замечено. Неискреннюю улыбку люди чувствуют подсознательно.

4. Оказывайте знаки внимания!

Когда вы приветствуете кого-то, встаньте со стула, чтобы оказаться с ним примерно одного роста, а пожимая руку, выньте другую руку из кармана.

5. Будьте отличным слушателем — это один из секретов успеха!

Делайте паузы и задавайте вопросы.

Джон Кеннеди¹ был превосходным слушателем. Его собеседники считали, что он «с ними» целиком и полностью.

Обычно, когда мы слушаем, мы ждем окончания реплики собеседника, чтобы заговорить самим. Чтобы показать, что вы внимательно слушаете, задавайте вопросы.

Если на самом деле вам неинтересно то, о чем вам рассказывают, скрыть это будет крайне непросто.

6. Тщательно выбирайте место за столом!

Выбор места может сильно повлиять на исход переговоров. Когда люди сидят друг напротив друга, а стол как бы разделяет их, они чаще спорят, говорят отрывисто, используют короткие предложения. Если вы изначально хотите избежать конфронтации, садитесь рядом с собеседником или под прямым углом к нему.

7. Сохраняйте чело вечность!

Чтобы стать лидером², не обязательно обладать физической силой.

Нужно демонстрировать сильные стороны личности — интеллект, как Билл Гейтс, или доброту, как Далай-лама.

Когда вы достигнете некоторого уровня власти, ваша харизма вырастет, но нельзя забывать о человечности — иначе вы рискуете прослыть диктатором.

8. Победите «синдром самозванца»!

В 1978 ученые университета штата Джорджия выяснили, что от так называемого «синдрома самозванца» страдают примерно 70% людей. Он порождает неуверенность в себе — вы будто ждете, что вас разоблачат. Это крайне отрицательно влияет на харизму.

9. Заранее готовьтесь к большим событиям!

Если бег вас расслабляет, найдите время, чтобы побегать. Или просто послушайте хорошую музыку перед важной встречей.

Настроиться на успех перед каким-либо делом очень важно — уделите этому время!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Джон Фицджеральд «Джек» Кеннеди (29.05.1917, Бруклайн - 22.111963) - американский политический деятель, 35-й президент США (

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Джей Эллиот, Вильям Саймон
Стив Джобс. Уроки лидерства

Моей жене Лилиане и сыновьям Джею-Александру и Федерико за их любовь и поддержку, а также Эйрин, Виктории и Шарлотте, Шелдону, Винсенту и Елене

Пролог
Я сидел в холле ресторана…

…где меньше всего можно было ожидать встречи, которая изменит всю мою дальнейшую жизнь.

Я читал статью в разделе деловых новостей; речь в ней шла о трагической истории компании Eagle Computer. Молодой человек, сидевший неподалеку, читал ту же статью. Мы разговорились, и я сказал ему, что имею некоторое отношение к этим событиям. Не так давно я сообщил своему начальнику, президенту Intel Энди Гроуву, что ухожу, чтобы занять должность в начинающей компании Eagle Computer. Она вот-вот должна была разместить свои акции на открытом рынке.

В день проведения IPO ее генеральный директор стал мультимиллионером и отпраздновал это событие в ресторане, где вместе с другими соучредителями изрядно выпил. Затем он поехал в автосалон, чтобы купить себе «феррари», устроил тест-драйв в состоянии опьянения и разбился. Он погиб, компания тоже, а должность, ради которой я ушел из Intel, была закрыта еще до того, как я успел ее занять.

Молодой человек, выслушав эту историю, начал расспрашивать меня об образовании и опыте работы.

Мы казались полной противоположностью друг другу. Он, примерно двадцати с небольшим лет, облаченный в джинсы и кроссовки, выглядел как хиппи. И я, сорокалетний мужчина спортивного телосложения, ростом под два метра. Единственное, что у нас было общего, – это борода, украшавшая в то время лица обоих.

Очень скоро выяснилось, что мы оба разделяем страсть к компьютерам. В парне бурлила энергия, и он очень оживился, узнав, что в свое время я занимал ключевые должности в ИТ-компаниях, но ушел из IBM, почувствовав, что там перестали воспринимать новые идеи.

Мой новый знакомый представился Стивеном Джобсом, председателем совета директоров Apple Computer. Я немного слышал об Apple, но мне трудно было представить себе этого юношу главой компьютерной компании.

Затем он удивил меня еще больше, предложив работать у него. Я ответил: «Не думаю, что вы можете себе позволить меня нанять». В то время Стиву было двадцать пять; чуть позже в том же году, когда Apple стала открытой акционерной компанией, его состояние оценивалось примерно в 250 млн долл. Он и его компания определенно были в состоянии нанять меня.


Две недели спустя, в пятницу, я приступил к работе в Apple и получил более высокий оклад и намного больше опционов на акции, чем в Intel. От Энди Гроува я получил прощальное письмо: он говорил, что я «совершаю большую ошибку – из Apple ничего не выйдет».

Стив любит удивлять людей, поэтому до самой последней минуты не сообщает им важную информацию. Возможно, так он пытается немного вывести вас из равновесия и тем самым лучше вас контролировать. В мой первый рабочий день в Apple в завершение ознакомительной беседы он сказал: «Давайте завтра съездим в одно место. Встречаемся здесь в десять. Я хочу кое-что вам показать».

В субботу утром мы сели в «мерседес» Стива и отправились в путь. Из динамиков лилась слишком громкая музыка групп Police и Beatles. Стив по-прежнему не проронил ни единого слова о том, куда мы направляемся.

Стив заехал на автостоянку исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто (PARC). Нас провели в компьютерный зал, который меня просто поразил. Месяц назад Стив уже побывал в PARC вместе с группой инженеров из Apple, разошедшихся во мнениях о том, представляет ли то, что они там увидели, какую-либо ценность для персональных компьютеров.

Теперь Стив вернулся сюда, чтобы еще раз взглянуть на разработанные там технологии, и был очень возбужден. Когда Стив видит что-то «безумно выдающееся», у него меняется голос, и в тот день я стал свидетелем этого. В PARC мы увидели примитивную версию устройства, впоследствии получившего название «мышь», принтер, дисплей (на него можно было выводить не только текст и цифры, но и графические изображения), а также меню, пункты которого выбирались с помощью мыши. Стив назвал эти визиты в PARC «судьбоносными». Он был уверен, что увидел будущее вычислительной техники.

В PARC создавали компьютер для предприятий – мейнфрейм, который должен был конкурировать с продуктами IBM; его предполагаемая цена варьировалась в диапазоне 10–20 тыс. долл. Стив же видел нечто иное: компьютер для всех.

Однако его видение распространялось не только на компьютерные технологии. Как мальчик, живший в средневековой Италии, вошел в монастырь и постиг Иисуса, так и Стив только что открыл для себя религию под названием «продукт, дружественный по отношению к пользователю» . Возможно, у него и раньше было желание создать нечто подобное, и теперь он понял, что есть способ осуществить его. Стив, олицетворяющий образ конечного потребителя, Стив, который предвидел перспективы доведения продукта до совершенства, абсолютно случайно вышел на путь к блестящему будущему.

Безусловно, он не обещал быть легким. Стив совершил на этом пути много серьезных, дорогостоящих, почти катастрофических ошибок, причем большинство из них можно отнести на счет свойственного ему ощущения непогрешимости – той упрямой уверенности, которая стала поводом для появления клише «либо по-моему, либо никак».

На меня, новоиспеченного партнера Стива, производила огромное впечатление его открытость для новых возможностей, волнение, с которым он воспринимал новые идеи, умение распознать их ценность и найти им достойное применение. Стив понимает образ мыслей людей, для которых создает свои продукты, потому что он – один из них. А поскольку он мыслил так, как они, то распознавал те моменты, когда ему открывается будущее.

Стив казался мне невероятно ярким, полным энтузиазма, способным видеть перспективы, но при этом удивительно молодым, невероятно импульсивным человеком. Каким был я в его глазах? Думаю, он видел во мне то, к чему стремился, но пока не нашел. В конце концов он получил в моем лице старшего товарища со значительным опытом работы в бизнесе. Моя новая должность в Apple Computer, Inc. называлась «старший вице-президент», однако я выполнял и некоторые неофициальные обязанности партнера, наставника и друга (мне было тогда 44 года). Вскоре Стив стал говорить: «Не доверяйте никому старше сорока, кроме Джея».

Хотя сам Стив не был технарем, он горел желанием создать собственный продукт. Он занимался организацией сбыта и заключением сделок (а Воз разрабатывал первые компьютеры компании), и все же страстно стремился подтвердить свое видение будущего компьютерной техники посредством создания устройства, в котором бы воплотились его собственные идеи. Когда Стив пытался навязать свое видение будущего инженерам Apple, работавшим над компьютером Lisa, они, чтобы отделаться от него, говорили что-либо в таком роде: «Если ты думаешь, что эти идеи так хороши, возьми и сделай компьютер сам».


Нет, у Стива не было хрустального шара, который рассказал бы ему, что он будет создавать один первоклассный, пользующийся большим спросом продукт за другим. И он никогда не занимался таким глубоким самоанализом, чтобы понять, почему все сложилось именно так. Можно сказать, он заслужил доверие к себе и своим продуктам, даже не заметив этого.

В то время я восхищался, когда видел, насколько Стив открыт новым возможностям, как его волнуют новые идеи, как он умеет распознавать их ценность и находить им применение.

Знакомство Стива с разработками исследовательского центра корпорации Xerox в Пало-Альто, раскрывшее ему глаза на будущее компьютерных технологий, стало одним из самых известных событий в истории передовых технологий, широко освещавшихся на страницах печатных изданий. После визитов в PARC Стив решил изменить мир.

Несомненно, именно это он и сделал.

Введение
Иногда…

…по воле случая все складывается даже лучше, чем при тщательном планировании.

Безусловно, те сферы деятельности, которые называют «гламурными», – кино, телевидение, музыкальный бизнес, мода, – нередко выглядят такими привлекательными только со стороны. На самом деле работа в любой из них полна повседневных трудностей и постоянных разочарований.

Вряд ли найдется хоть один человек, считающий сферу технологий гламурной; для меня же работа в ней никогда не была настолько приятной и невероятно волнующей, как во время сотрудничества со Стивом Джобсом.

Я работал в IBM и Intel и был лично знаком с руководителями этих поистине великих компаний, встречался с такими выдающимися лидерами и мыслителями, как Джек Уэлч, Бакминстер Фуллер и Джозеф Кэмпбелл, и обсуждал очередное изменение концепции организационной структуры с Джоном Друкером.

Стив уникален в своем роде, хотя ведущие деловые журналы часто и не соглашаются с этим. Однако большинство сходится в том, что Стив Джобс – лидер самой выдающейся компании за всю историю бизнеса. Он каждый день делал на первый взгляд невозможные вещи. Что же делало Стива уникальным руководителем компании, обеспечивавшем удобство, экономию времени и удовольствие многим людям во всем мире? (На этот вопрос я попытаюсь ответить в этой книге.) На мой взгляд, не только собственная оригинальная система взглядов, но и умение создать условия для того, чтобы организация изменялась вместе с вами.

Принципы iЛидерства, представленные в этой книге, затрагивают такие ключевые элементы любого бизнеса, как предлагаемые товары или услуги1
Для того чтобы избежать многократного повторения словосочетания «товары и услуги» по всему тексту, я использую вместо него термин «продукт», обозначая им и то и другое. – Примеч. авт.

Персонал и команды, с которыми вы работаете, собственно организацию, а также инновационный инструментарий, который позволит установить связь между тем, что вы делаете и что производите, и потребителями, которых вы пытаетесь завоевать. Возможно, Стив Джобс – самый лучший пример того, как лидер может реализовать все эти изменения и управлять даже очень крупной организацией так, будто она родилась только вчера.

Некоторые из моих рекомендаций покажутся не такими уж простыми или удобными для использования. Вам придется отказаться от привычного образа мышления и научиться думать по-новому. Если же у вас достанет храбрости, вы сможете улучшить свой бизнес и свою жизнь, применив на практике принципы iЛидерства, изложенные в книге.

Часть первая
Властелин продуктов

Глава 1
Любовь к продукту

Одни люди сами выбирают свой жизненный путь. Другие идут по пути, который диктуют им обстоятельства. Но есть и те, кто находит свое призвание чуть ли не случайно, неожиданно для самих себя.

Стивен Пол Джобс не планировал быть творцом самых лучших, самых популярных в мире продуктов. Если бы я сказал нечто подобное в те дни, уверен, он даже не понял бы, о чем идет речь. Возможно, даже посмеялся бы над моими словами.

Я вовсе не претендую на то, чтобы читатель думал, будто я понимал это еще тогда. Никто не понимал. Даже Пол и Клара Джобсы, любящие родители, которые пережили все перипетии школьных лет Стива, ведь он был таким неуправляемым и трудным подростком, что, по его собственным словам, вполне мог оказаться за решеткой.

В то время очень трудно было увидеть в Стиве одного из самых выдающихся генеральных директоров и создателя лучших в мире продуктов. И все же человек, которого я увидел, начав работать с ним, совершенно определенно был весьма решительным и целеустремленным.

И, подобно всем выдающимся лидерам, с которыми я был знаком и работал, у него были свои собственные, не поддающиеся рациональному объяснению приоритеты – именно они сделали мир лучше. Стив был одержим любовью к продукту – к совершенному продукту.

В чем эта одержимость выражалась? Да в том, что Стив – лучший в мире потребитель. Я понял это в первый же день своей работы в Apple. Он вдохнул жизнь в Macintosh, сделав его «компьютером для всех нас». Благодаря его любви к музыке и желанию слушать ее всегда и везде родились интернет-магазин iTunes и плеер iPod. Он восторгался удобством мобильной связи, но ему очень не нравились тяжелые, топорно сделанные, уродливые мобильные телефоны, присутствовавшие на рынке, – и эта неудовлетворенность привела к тому, что он создал для себя и всех нас iPhone.

Стив Джобс преодолевал трудности, добивался успехов и изменял мир, следуя собственным пристрастиям.


Впервые я увидел одержимость Стива во время нашего визита в PARC. Оставшуюся часть выходных я снова и снова переживал это событие, вспоминая детали происходившего на протяжении тех двух часов, и понял, что увидел нечто экстраординарное. Стив испытывал сильное эмоциональное возбуждение; энтузиазм переполнял его. Это была одержимость в ее самой распространенной форме – одержимость идеей, которая Для Стива уже начинала превращаться в одержимость конкретным продуктом. Из всего, что сказал мне Стив, когда мы были в PARC, а также по пути домой, можно было сделать два очевидных вывода: этот человек уже тогда видел, что компьютер может изменить жизнь людей. Кроме того, он понимал, что лицом к лицу встретился с идеями, которые делали это возможным. В частности, Стива просто поразила идея отображения на экране курсора, перемещением которого можно управлять рукой. Стив понял это за какую-то долю секунды, и у него сразу же сформировалось ви́дение будущего вычислительной техники.

В PARC такое большое впечатление произвели на Стива не только технологии, но и люди. Причем восхищение было обоюдным. Через несколько лет исследователь из PARC Ларри Тесслер рассказал журналисту и писателю Джеффри Янгу о визите Стива и его команды из Apple следующее: «Меня поразило, что они задавали самые умные и проницательные вопросы из всех, которые мне довелось слышать за годы работы в Xerox. Раньше я не слышал таких вопросов ни от кого – ни от сотрудников Xerox, ни от посетителей, ни от профессоров или студентов университета. Вопросы ребят из Apple показали, что им понятен смысл происходящего и все тонкости наших идей. До сих пор еще ни один человек из тех, кто уже видел демонстрационную версию наших разработок, не вникал во все детали так глубоко – например, почему в заголовке окна присутствуют те или иные графические объекты, почему всплывающее меню имеет именно такой вид и т. д.»2

Все это произвело на Тесслера такое большое впечатление, что вскоре он ушел из PARC, чтобы занять в Apple должность вице-президента компании. Кроме того, он стал первым руководителем исследовательского отдела Apple.

За 10 лет работы в IBM мне приходилось общаться со многими блестящими учеными, которые занимались чрезвычайно интересными исследованиями, но испытывали разочарование из-за того, что так мало их разработок нашли применение в реальных продуктах. В PARC дух разочарования просто витал в воздухе, поэтому я не был удивлен, когда узнал, что текучесть кадров в этом исследовательском центре составляла в то время 25 процентов – самый высокий показатель в отрасли.


Когда я начал работать в Apple, костяк компании составляла группа разработчиков, занимавшихся созданием продукта, который превосходил все, что существовало в то время, – речь идет о компьютере Lisa. Он создавался на базе технологий, полностью отличных от применяемых в Apple II, а использование инновационных разработок, с которыми инженеры Apple познакомились в PARC, должно было придать развитию компании совершенно новое направление. Стив сказал мне, что Lisa станет технологическим прорывом и «полностью изменит мироздание». Невозможно было не испытывать благоговейный трепет от таких надежд. С тех пор слова Стива стали для меня источником вдохновения, напоминанием о том, что нельзя добиться от людей заинтересованного отношения к работе, если самому не гореть энтузиазмом – и не заражать им окружающих.

Разработка компьютера Lisa велась уже два года, но это не имело значения. Технология, которую Стив увидел в PARC, должна была изменить мир, и компьютер Lisa необходимо было полностью переосмыслить в свете новых идей. Стив попытался заинтересовать членов группы, занимавшейся созданием этого компьютера, теми идеями, с которыми он познакомился в PARC. «Нужно изменить направление», – настаивал он. Однако инженеры и программисты из группы Lisa преклонялись перед Возом и не были склонны отдавать свои симпатии Стиву Джобсу.

В те дни компания Apple напоминала корабль в свободном плавании, бороздящий морские воды на большой скорости со множеством людей на капитанском мостике и почти полным отсутствием настоящей команды. Чистый годовой объем продаж компании, которой едва исполнилось четыре года, составил около 300 млн долл. Стив был соучредителем Apple, но уже не обладал таким влиянием, как в те дни, когда в компании было всего два Стива: Возняк, который занимался технологиями, и Джобс, решавший все остальные вопросы. Генеральный директор уволился; Майк Марккула, вложивший свои деньги в Apple в самом начале, выполнял функции временного генерального директора, а Майкл Скотт («Скотти») занимал должность президента компании. Оба более чем компетентные руководители, но у них не было необходимых навыков для управления компанией, работавшей в сфере высоких технологий. Майка, второго крупнейшего акционера Apple, больше интересовало, по-моему, как он уйдет в отставку, чем повседневные трудности быстроразвивающейся технологической компании. Этим двум высшим руководителям Apple, от которых зависело принятие самых важных решений, не нужны были никакие отсрочки с выводом компьютера Lisa на рынок – именно это произошло бы в случае внесения изменений, предлагаемых Стивом. Реализация проекта уже и так отставала от намеченных сроков, и мысль о том, чтобы отказаться от того, что уже было сделано к тому моменту, и пойти по новому пути, казалась неприемлемой.

Для того чтобы получить возможность заставить команду Lisa и высших руководителей компании изменить свою точку зрения на происходящее, Стив разработал такой сценарий: если он займет должность вице-президента по созданию новых продуктов, то станет для команды инженеров, занимающихся Lisa, «верховным главнокомандующим», наделенным всеми полномочиями приказывать подчиненным повернуть в нужном направлении.

В ходе организационных перестановок Марккула и Скотт отдали Стиву должность председателя совета директоров, объяснив, что это сделает его лицом компании, что важно для успеха предстоящего первичного размещения акций Apple. По их мнению, если первым лицом компании будет харизматичный двадцатипятилетний мужчина, это может значительно повысить курс акций и сделать их всех богаче.

Для Стива это был болезненный удар. Ему не понравилось, как Скотти проделал этот фокус, не проинформировав его и не посоветовавшись, – ведь это была его компания, в конце концов! Стив очень огорчился, что его лишили возможности принимать непосредственное участие в создании компьютера Lisa. Все это очень обидело его.

На этом неприятности не закончились. Новый руководитель группы по разработке Lisa Джон Кауч сказал Стиву, чтобы тот не беспокоил его инженеров и держался подальше от членов группы – словом, оставил их всех в покое.

Стив не привык слышать «нет» и всегда был глух к словам «мы не можем» или «тебе не позволено».


Что бы вы делали, если бы придумали продукт, способный потрясти мир, но ваша компания не проявила бы к нему никакого интереса? Я видел, как в тот момент Стив полностью сфокусировался на своей цели. Вместо того чтобы вести себя как ребенок, у которого отняли игрушку, он стал очень дисциплинированным и был настроен весьма решительно.

Стив никогда раньше не оказывался в таком положении: ему еще ни разу не намекали, чтобы он не вмешивался в дела собственной компании. Мало кому вообще приходилось бывать в подобной ситуации. С одной стороны, он брал меня с собой на собрания совета директоров, и я видел, что он ведет их как председатель совета, лучше осведомленный о делах компании, чем старшие, мудрые и гораздо более опытные генеральные директора, сидевшие за столом. В его голове хранилось огромное количество информации о финансовом положении Apple, прибыли компании, движении денежных средств, продажах компьютера Apple II в разных сегментах рынка и разных регионах, а также многих других деталях ведения бизнеса. В наши дни все считают Стива Джобса лучшим специалистом по передовым технологиям, создателем исключительных продуктов, на самом же деле он представляет собой нечто большее, и так было с самого начала.

Что теперь делать?


В то время в компании денег было в избытке: на банковский счет поступали миллионы долларов, полученных от резко растущих продаж компьютеров Apple II. Благодаря этим средствам в Apple повсюду рождались небольшие инновационные проекты и сформировалась атмосфера, которая позитивно повлияла бы на любую другую компанию: попробуем создать удивительный новый мир, придумав что-то совершенно новое, то, чего еще никто до нас не делал?

С самых первых дней работы в Apple я почувствовал: духом увлеченности и драйва наполнены все сотрудники компании. В моем воображении это выглядело так: два инженера встречаются в коридоре, и один описывает другому идею, пришедшую ему в голову. Коллега отвечает ему что-то в таком роде: «Отлично! Тебе нужно ее реализовать». И первый инженер возвращается в свою лабораторию, собирает команду и на протяжении следующих нескольких месяцев разрабатывает идею. Готов побиться об заклад: подобное происходило в те времена во всей компании. Большинство проектов заканчивались ничем и совсем не приносили прибыли; некоторые группы дублировали работу друг друга. Но все это не имело значения; в компании было достаточно успешных проектов, чтобы изменить мир к лучшему . У нее было много денег, и она буквально бурлила творческими идеями.

Незадолго до этих событий Стив попытался закрыть один проект Apple, находившийся на раннем этапе реализации, – по его словам, он мог составить конкуренцию компьютеру Lisa. Теперь Стив вернулся к нему, чтобы выяснить, как обстоят дела. В здании, называемом всеми «башней Texaco» из-за его близости к заправочной станции Texaco, он обнаружил горстку людей, работавших над этим проектом. Преданные идее создания удобного в использовании и недорогого компьютера для массового потребителя, члены этой команды занимались проектом всего несколько месяцев, но им уже удалось создать рабочий прототип. У нового компьютера даже было имя: подражая названию компании, новую машину нарекли Macintosh. (Руководитель группы, бывший профессор, блестящий ученый Джеф Раскин выбрал для этого название своего любимого сорта яблок. Об этом ходила такая история: Джеф якобы хотел использовать оригинальное название сорта яблок («McIntosh»), но неправильно написал слово, хотя впоследствии настаивал на том, что намеренно написал это слово именно так, чтобы избежать путаницы.)

Стив больше не хотел закрывать этот проект. И если команда Lisa не желала слушать его «проповеди» о вычислительной технике нового типа, в небольшой группе разработчиков Macintosh у Стива нашлись единомышленники, которые были открыты для восприятия его идей.

Когда соучредитель и председатель совета директоров компании Apple, человек, олицетворяющий собой сферу высоких технологий, зачастил в группу проекта Macintosh, ее члены отреагировали на это по-разному. Их вдохновляла одержимость и увлеченность Стива, но при этом, судя по тому, что написал в своей служебной записке один из членов группы, он «вносил напряженность в работу коллектива, плел интриги и создавал трудности»3
Young J. Steve Jobs: The Journey Is the Reward. – Scott Foresman Trade, 1987.

Все правильно: преуспевающим людям, имеющим собственное ви́дение будущего, иногда не хватает навыков общения, и они не утруждают себя вежливостью и тактичностью.

Впрочем, у команды не было выбора. Стив просто взял проект под свой контроль и начал включать в команду новых людей, созывать собрания, определять новые направления работы. Основной темой споров между Стивом и руководителем группы Джефом Раскиным был вопрос о том, как именно пользователь будет давать команды компьютеру. Джеф считал, что команды должны передаваться через клавиатуру; Стив же знал, что существует более прогрессивный способ: перемещать курсор с помощью специального устройства управления. Он дал команде Macintosh указание найти более эффективный способ управления курсором, чтобы, скажем, дать компьютеру команду открыть файл или показать на экране список опций. Основные элементы работы с компьютером, которые мы используем сейчас, перемещение курсора с помощью мыши, выбор щелчком кнопки мыши, перетаскивание элементов изображения посредством мыши и т. д. – появились на свет благодаря почерпнутым в PARC идеям, которые команда Macintosh наполнила содержанием и реализовала под влиянием неизменного стремления Стива к созданию продукта с такими характеристиками, как простота, элегантность дизайна и интуитивность управления.


Стив хотел, чтобы помимо служебных обязанностей я выполнял функции его наставника и советника, особенно в организационных и деловых вопросах. Поэтому он дал мне вторую роль – в команде проекта Macintosh. Я должен был стать неофициальным консультантом, полноправным членом группы, правда, не имеющим официального статуса. Мы со Стивом встречались практически каждый день и совершали прогулки по Бэндли-драйв. Он обсуждал со мной новые идеи, желая услышать мнение другого человека по вопросам, связанным с сотрудниками, проектами, маркетингом и продажами – да с чем угодно. Мы часто и подолгу обсуждали, как сделать группу Mac примером для всей корпоративной Америки.

Стив видел во мне партнера, который должен был помочь ему осуществить его мечту, – человека, добившегося успеха собственными силами и получившего большой деловой опыт в двух ведущих компаниях сферы высоких технологий. Мне кажется, он также видел во мне и человека со спокойным характером, который мог бы стать противовесом для него самого. Кроме того, я играл роль миротворца. Помощница Стива, Пэт Шарп, иногда говорила: «Когда Джей входит в кабинет, Стив становится другим». Она имела в виду, что он становился более спокойным.

Качествами, которые Стив во мне увидел, я обязан своей необычной биографии. Моего отца большинство людей назвали бы фермером, но для нашей семьи он был хозяином ранчо. Площадь ранчо Ano Nuevo («Новый год») составляла 400 гектаров земли, расположенной на побережье округа Монтеррей на севере Калифорнии. Земельный участок протянулся на три с половиной мили вдоль береговой линии; на нем также находились два озера, достаточно больших, чтобы плавать на небольших парусных лодках. Эти земли открыл в свое время отец Хуниперо Серра. Семья моей матери принадлежала к числу семей, которые первыми отправились в крытых фургонах на запад и поселились на этих землях в конце 1800-х, когда Калифорния стала штатом. (В наши дни мы передали бо́льшую часть ранчо Ano Nuevo штату, и его ежегодно посещают тысячи туристов, чтобы увидеть морских слонов.)

Один из моих прапрадедов, Фредерик Стил, жил в Уэст-Пойнте в одной комнате с Улиссом Симпсоном Грантом и был его правой рукой во время Гражданской войны. У меня до сих пор хранится фамильная ценность – документ о присвоении Фредерику Стилу звания генерала, подписанный Авраамом Линкольном.

Зерновые культуры и домашний скот требуют постоянного внимания со стороны человека. Все члены семьи вставали в пять часов утра каждый день, даже по выходным, и я не видел своего отца до тех пор, пока все не садились ужинать в шесть часов вечера – родители, бабушка, две сестры, иногда мой брат и его жена, а также управляющий ранчо.


Дети фермеров тоже много работают – школа, домашние задания, повседневные обязанности на ферме. Коров нужно доить в пять часов утра и в пять часов вечера, в будние дни и по выходным, когда светит солнце и когда темно, и в туман, и в грозу. Когда становишься достаточно взрослым, чтобы водить трактор, лучше научиться его ремонтировать: если трактор сломается в двадцати милях от гаража, придется очень далеко идти за помощью, если только не сможешь починить его сам (хотя сейчас, конечно, благодаря мобильной связи это не такая уж и большая проблема).

Такую жизнь нельзя назвать легкой, но она учит самостоятельности. В подобных условиях невозможно ничем себя занять, не проявив изобретательности. Я сам делал доски для серфинга и даже построил два парусника, которые очень неплохо держались на воде. Когда мне исполнилось пятнадцать, отец объявил, что в следующем году он сосредоточится на своих обязанностях в школьном комитете, а также на других общественных нагрузках, а управление ранчо оставит на меня. Я до сих пор не знаю, почему он считал, что мне это под силу.

Я мечтал сделать что-то особенное. На большом ранчо достаточно одного богатого урожая раз в пять лет, чтобы удержаться на плаву. Мне хотелось вырастить именно такой небывалый урожай – но какой культуры? Что я мог посадить? Нужно запланировать все на шесть месяцев вперед и угадать, какой будет цена в период сбора урожая. Мое внимание привлек удивительно интересный журнал Farmers’ Almanac. На основании прогнозов погоды на посевной сезон, публикуемых в нем, а также рекомендаций специалистов по выращиванию ягод в этом регионе, я принял решение посадить клубнику и нанял для этого японскую семью, которая знала все об этой культуре.

Тот год оказался невероятно прибыльным и для ранчо, и для меня. По-моему, именно этот опыт помог мне обрести уверенность в себе, а также ощущение, что я способен достичь большего, чем сам считаю возможным.

Работа на ферме научила меня еще кое-чему важному. Возможно, у каждого ранчо есть своя специфика, но ранчо Ano Nuevo не принадлежало к числу хозяйств, организованных по строгому иерархическому принципу, в которых вы обязаны делать только то, что вам сказано. В Ano Nuevo, если видишь, что что-то делается не так как надо, можно прямо заявить об этом. Такая позиция стала главной особенностью моего характера, под ее влиянием на своей первой работе в мире бизнеса, в IBM, я совершил поступок, на который, как мне кажется, отважился бы далеко не каждый. Президент компании, Том Уотсон-младший (сын первого президента IBM), давал показания в комитете по иностранным делам сената США, который расследовал причины неудач во Вьетнаме. Он сказал, что проблема заключалась в логистике военных действий.

Когда я прочитал в газете свидетельские показания Уотсона, меня как будто подтолкнула к действиям сформировавшаяся еще в годы работы на ранчо привычка высказываться прямо, если что-то идет не так. Я сел и написал тщательно продуманное письмо, в котором говорилось о том, что IBM совершает ту же ошибку. Я писал, что восхищаюсь тем, с каким уважением компания относится к своим сотрудникам и корпоративным клиентам, но, как мне кажется, упускает очень большую возможность, игнорируя необходимость занять достойное место на рынке потребительских товаров.