Домой / Без вложений / В чем состоит взаимосвязь глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем человечества: примеры. Что называют проблемами глобального масштаба

В чем состоит взаимосвязь глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем человечества: примеры. Что называют проблемами глобального масштаба

» Взаимосвязь глобальных проблем человечества

Взаимосвязь глобальных проблем человечества


Вернуться назад на

Глобальные проблемы находятся в тесной взаимосвязи. С одной стороны, следует иметь в виду «горизонтальную» взаимосвязь и взаимозависимость в рамках выделения групп глобальных проблем, затрагивающих основные общности современной цивилизации (система «общество - общество»), а также отношений «человек - общество» и «человек - природа». Действительно, преодоление, например, продовольственных или сырьевых трудностей предполагает, в частности решение глобальной энергетической проблемы, что связывается не только с более рациональным использованием традиционных, но и основанием новых источников энергии, практическим использованием ресурсов энергии космического пространства и Мирового океана. Если обратиться к системе проблем «человек - общество», в которую включены в частности, проблемы научно-технического прогресса, то очевидно, что развитие науки, техники и технологии оказывает воздействие не только на прогресс материального производства, но и предполагает дальнейшее развитие человеческого потенциала, связанных с ним проблем образования, культуры, здравоохранения и др. Вместе с тем развитие самого человека является важнейшим регулирующим фактором, которым располагает общество для выявления и реализации позитивных направлений социального и научно-технического прогресса цивилизации. С другой стороны, очевидна «вертикальная» взаимосвязь глобальных проблем между выделенными их группами.

В реальности, трудно рассчитывать на позитивное разрешение продовольственных, энергетических или экологических трудностей в рамках системы «человек - природа», если не исходить из необходимости создания адекватных социально-экономических условий целенаправленного развития научно-технического прогресса. Наконец, в качестве общей предпосылки разрешения всей системы глобальных проблем выступают проблемы первой группы (система «общество - общество»). Лишь совокупное «вертикальное» и «горизонтальное» рассмотрение глобальных проблем создает объективные предпосылки для их анализа. Анализ данной тематики будет неполным без привлечения современного фактического и статистического материала, иллюстрирующего обострение глобальных проблем современности. Покажем это на отдельных примерах. Одной из глобальных проблем современности являются вопросы войны и мира. Гонка вооружений, несмотря на «потепление» международной обстановки, имеет колоссальные негативные последствия для современного человечества. Она обедняет мировую экономику, провоцирует агрессивные тенденции во внешней отдельных государств, милитаризует духовную культуру, политическое мышление.

Гонка вооружений привела к тому, что во второй половине 80-х годов разрушительная мощь мирового ядерного потенциала более чем в 100 раз превышает суммарную огневую мощность оружия, используемого всеми воющими странами во второй мировой войне.

Возьмем другую проблему отставание в развитии развивающихся государств. В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны выполняют роль аграрно-сырьевой периферии. различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики. При низком уровне экономического потенциала в условиях стремительного прироста населения, развивающиеся страны были вынуждены брать крупные ссуды у международных финансовых учреждений. Но по мере роста объема кредитов росла и кабала. В данное время задолженность стран «третьего мира» составляет 1,25 трлн. долларов и продолжает расти. В 1977 году развивающиеся страны выплатили кредиторам только по процентам 15 млрд. долларов; в 1986 году - уже 70 млрд. долларов. Долг ложится тяжелым бременем на население государств. В развивающемся мире сейчас 700 млн. голодающих, 1,5 млрд. лишены медицинской помощи, в крайней нищете проживает 1 млрд. человек. Чрезвычайно обострилась в современных условиях экологическая проблема. Состояние нынешней экосистемы не случайно характеризуется, как «экологическая бомба» или «экологический инфаркт». К числу основных причин, породивших экологическую проблему можно отнести исторически сложившийся традиционный подход к материальному производству. Он складывался столетиями и предполагал создание мощных моно предприятий. На каждом из них производился один или несколько основных продуктов, остальное шло в отходы, которые нужно было где-то хранить, уничтожать и т.п.

В современных условиях из сырья, добываемого человечеством используется всего лишь 1-3 %, а оставшиеся более 90 % в деформированном, чуждом природе виде становятся отходами, загрязняющими среду. Чем это грозит в перспективе нетрудно представить, если учесть, что объем промышленной продукции на планете удваивается каждые 8-10 лет. За последние два столетия в результате переработки ископаемого топлива в атмосферу было выброшено около 180 млрд. тонн углекислого газа. В итоге его концентрация повысилась в течение указанного периода на 25 % и повышается ускоренными темпами: только с 1960 г. она возросла почти на 8 %. В результате появились явные признаки изменения состава атмосферы в глобальных масштабах. Над планетой появился колпак из углекислого газа, что породило так называемый «парниковый климатический эффект», следствием которого стало повышение температуры в атмосфере, таяние льдов в Арктике и Антарктике. Глобальное потепление приведет к тому, что температура воздуха в следующем столетии будет повышаться со скоростью около 0,3 за 10 лет. В результате к 2025 г. она возрастет на 2 градуса, а к 2100г. - на 4 градуса. Глобальное потепление будет сопровождаться увеличением осадков. В результате таяния вечных льдов и усиления атмосферных осадков уровень Мирового океана повысится к 2030 г. на 20 см. и к концу следующего столетия - на 65 см. Прогнозируемое поднятие уровня океана на 65 см. вызывает опасную ситуацию для жизни 800 млн. человек. Ученые с озабоченностью отмечают, что выбросы химических соединений в атмосферу непреклонно ведут к уменьшению плотности озонового слоя в верхних слоях атмосферы, который выполняет функцию фильтра. Истончение этого слоя приведет к увеличению проникновения ультрафиолетового излучения на поверхность Земли. Следствием этого является распространение раковых и сердечнососудистых заболеваний, снижение продолжительности жизни людей, возрастание количества неполноценных детей. Так, в середине 50-х годов генетически неполноценные новорожденные составляли примерно 4 %, в настоящее время данный показатель в развитых странах достиг 10 %. Нарушение экологического равновесия имеет еще целый ряд важных последствий.

Среди глобальных проблем в последнее десятилетие одной из наиболее актуальных стала проблема нарастающего внешнего долга, а, как следствие, - и экономической, политической и

Чтобы понять, в чем выражается взаимосвязь глобальных проблем, важно внимательно изучить каждую из них. Человечество современного мира стоит перед решением сложнейших задач. Некоторые вопросы реально угрожают нашему существованию, впрочем, как и всему живому на «зеленой» планете.

Что называют проблемами глобального масштаба?

Почему тема взаимосвязи глобальных проблем постоянно поднимается на научных конференциях, на совещаниях ООН? Видимо, предыдущее столетие стало своеобразной точкой разлома мировой истории на «до» и «после». Не так давно человечество утратило уверенность в бессмертном существовании. И даже природа как будто намекает своими массовыми катаклизмами на то, что рано или поздно придется заплатить слишком высокую цену за стремление беспредельно покорить ее и получать максимум выгоды в ущерб ей же.

Взаимосвязь глобальных проблем современности - механизм, состоящий из отдельных элементов - нависших над человечеством угроз, и работающий явно против жизни на Земле.

В отличие от природных катастроф и стихийных бедствий, носящих временный проходящий характер, эта цепочка опасностей имеет ни с чем не сравнимый масштаб и касается будущего целой цивилизации. Глобальные проблемы человечества отражаются на судьбах и интересах всех слоев населения, приводя к существенным социально-экономическим потерям, а потому для их решения необходимо тесное сотрудничество межгосударственного значения, приложения усилий всех стран, наций и народностей.

требующих срочного решения

Ученые, исследовавшие данную тему, представляли миру различные понимания глобальных проблем и взаимосвязи между ними. Их наделяют противоречивостью и диспропорциональностью, нехарактерной для полноценной жизнедеятельности современного человека. Угрозы, нависшие над миром, принято классифицировать так:

  • Международные социальные трудности. Здесь речь идет о таком примере взаимосвязи глобальных проблем современности, как милитаризация в большинстве стран и наращивание гонки вооружения, что в ряде случаев приводит к войне, торможению процессов становления государств с развивающейся экономикой.
  • Проблемы гуманитарного характера. К таковым относят общемировой демографический бум, трудности в преодолении голода и неизлечимых болезней, культурно-этнические вопросы.
  • Результат негативного воздействия социума на окружающий мир. Актуальными на сегодняшний день можно назвать проблемы низкого уровня природоохранной деятельности, производства продовольствия, дефицит естественных ресурсов и т. д.

Как глобальные проблемы связаны между собой: очевидные примеры

Приведите примеры взаимосвязи глобальных проблем. Озадачены? Для этого не обязательно быть великим научным деятелем. Начать следует с самой животрепещущей проблемы взаимодействия человека и окружающего мира.

Как известно, причинами экологического хаоса до середины прошлого века считали естественные явления природы, т. е. стихийные бедствия. На данный момент никто не сомневается в том, что виной всему безответственное хозяйствование человека, которое, в свою очередь, привело к повсеместному загрязнению, не ограничивающемуся локально, а затрагивающему весь земной шар.

Еще одним примером взаимосвязи глобальных проблем можно назвать пересечение демографического кризиса с общемировыми показателями продовольственного обеспечения из-за набирающего обороты прироста Численность жителей планеты с каждым годом увеличивается в стабильной прогрессии, что неизбежно приводит к давлению на природный потенциал, отрицательному антропогенному развитию естественной среды, но не сопровождается нарастанием продовольственной базы. Таким образом, увеличение численности населения, как правило, приходится на развивающиеся государства с низшим культурно-экономическим уровнем.

Продолжить взаимосвязь глобальных проблем современности можно следующим «звеном» - освоением космического пространства. Учитывая, насколько молода данная отрасль, за полувековой период она достигла значительного прогресса. Так или иначе, человечество держит уверенный курс на перспективу добычи инопланетных ресурсов с целью восполнения дефицита земных запасов. Однако проблема заключается в финансовой недоступности изучения космического пространства. На сегодняшний день денежные растраты на исследование в данной отрасли не по плечу преимущественному числу государств.

Война как причина глобального мирового кризиса

Вышеуказанные три примера взаимосвязи глобальных проблем современности не являются единственными. Не менее остро стоят вопросы войны и мира. Противостояние межгосударственных интересов зачастую приобретает тотальные черты: число людских потерь, сумасшедшие финансовые затраты и уничтожение материального обеспечения. Всеобщий ущерб от эскалации многочисленных конфликтов, активной фазы боевых действий в прошлом столетии вынудил человечество совершить резкий научно-технический рывок вперед. Однако прогресс и установление индустриального общества породили другие отрицательные последствия. Неумение экономически грамотно распоряжаться природными ресурсами, неоправданное увеличение их расходования привело к отсталости отдельных государств, в то время как другие, более успешные страны работали над совершенствованием оружейного производства.

Гонка вооружений, несмотря на относительное послабление общемировой напряженности, обладает колоссальными негативными последствиями, обедняя мировое хозяйство, постоянно провоцируя агрессивные выпады на международной арене отдельных стран, нивелирует культуру духовности и военизирует политическое мышление. Стремление отдельных государств к увеличению оборонительной мощи привело к тому, что уже к середине 80-х годов всемирный ядерный потенциал достиг стократного превышения общей огневой мощности вооружения, применяемого всеми сторонами в период Второй мировой войны.

Взаимозависимость демографических и социально-общественных задач

Нельзя не упомянуть о еще одном элементе в цепи взаимосвязи глобальных проблем - преодолении отсталости развивающихся стран. Ни для кого не секрет: каждый пятый житель земли голодает. Снова же возвращаясь к проблеме исчезающих ресурсов, которые потребляются увеличивающейся ежегодно численностью землян. Как правило, увеличение рождаемости приходится на слабо развитые в экономическом аспекте страны. При этом достаточно представить данную ситуацию немного другой. Что было бы, если бы все представители современного человечества имели бы высокий уровень жизни? К сожалению, наша планета не выдержала бы уже давно. Одним из путей решения проблемы должно стать ограничение рождаемости при одновременном сокращении показателей смертности, сопровождающееся повышением качества жизни.

В данном контексте к взаимосвязи глобальных проблем человечества присоединяется разлад в общественных отношениях. Из-за высокой значимости религиозных воззрений в большинстве современных государств ограничение рождаемости, подразумевающее, в частности, отсутствие запрета на искусственное прерывание беременности, де-факто становится неактивной и непопулярной в обществе мерой. Большинство религиозных учений пропагандируют и поощряют многодетность. Однако сегодня лишь единичные страны Западной Европы и Северной Америки способны дать «большим» семьям социальные гарантии в том объеме, который необходим для полноценной жизнедеятельности. В противном случае «выигрывают» примитивные формы ведения хозяйства (общинные), безграмотность, необразованность, невоспитанность, наличие хронических заболеваний и отсутствие каких-либо реальных перспектив.

Практически все примеры взаимосвязи глобальных проблем пересекаются между собой в рамках общественной системы отношений «человек-социум» и плоскости «человек-природа-человек». Так, чтобы преодолеть трудности обеспечения сырьевыми запасами, предполагается принятие решений, основанных на рациональном расходовании используемых источников энергии, в том числе запасов Мирового океана. Для устранения преград, препятствующих развитию научно-технического прогресса, недостаточно обратить внимание только на материально-производственный сегмент в экономике государства. Поскольку низкие показатели общечеловеческого потенциала - результат несовершенства в системах образования, здравоохранения и культуры, вклад в их развитие можно считать первым шагом для успешного формирования научно-технической сферы.

Вместе с тем, приводить примеры взаимосвязи между глобальными проблемами можно еще долго. Каждую из вышеуказанных предпосылок для тотального саморазрушения современного мира можно рассматривать под иным углом, что поможет найти совершенно другие причинно-следственные связи, а значит, и более эффективные способы решения. Возможно, на первый взгляд взаимосвязь глобальных экологических проблем с отставанием в экономическом развитии некоторых государств покажется абсурдной или вовсе несуществующей. Но все же найти доказательства ее актуальности не так сложно.

Экономически развитые и отсталые страны: какие трудности возникают?

Для начала стоит обратить внимание на некоторые закономерности. Так, разделение труда в пределах мировой экономики реализовано по схеме таким образом, что ролью ведущих промышленных центров наделены именно перспективные, стремительно развивающиеся урбанизированные страны. Государства с низким уровнем жизни «по умолчанию» берут на себя функции периферии, направленной на обеспечение аграрно-сырьевого сегмента.

И что же выходит из всего этого? Более сильные и уверенно стоящие на ногах державы находят законные (в соответствии с нормами международного права) способы для использования ресурсов слаборазвитых хозяйственных стран, тем самым преграждая последним путь к саморазвитию и становлению, повышению экономических показателей и финансовой независимости.

Нищета и голод как результат внешнего государственного долга

Кроме того, условия демографического бума вынуждают страны с низким уровнем жизни обращаться за финансовой помощью к международным финансовым организациям. Крупные ссуды раз за разом сильнее затягивали узел кабалы на шее заемщиков. На сегодняшний день проблема внешнего долго современных государств приобретает глобальные черты: 1,25 триллиона долларов составляет задолженность держав так называемого «третьего мира».

Выплаты по процентам и задолженности ложатся давящим бременем на население этих государств, а потому цифры, демонстрирующие глобальность проблемы по всему земному шару, мягко говоря, впечатляют:

  • голодающих более 700 миллионов;
  • вдвое больше людей, которые не имеют доступа к медицинской помощи;
  • за чертой крайней нищеты живут почти 1,5 миллиарда человек.

Экономическая стабильность и финансовая состоятельность государства обратно пропорциональна величине внешнего долга. На примере Российской Федерации без труда прослеживается за последние несколько лет задолженность перед странами-кредиторами выросла в три раза - с 50 миллиардов до 150 миллиардов долларов.

Масштабы потенциальной экологической угрозы

На фоне повальной индустриализации во всем мире радикально обострилась проблема экологии. Причиной тому является преимущественный подход к материальному производству. Создание мощнейших предприятий в конкретной промышленной отрасли по-прежнему влечет за собой изготовление одного или нескольких потребительских товаров, в то время как остальное за непотребностью или невозможностью хранения, уничтожается.

Сложившуюся ситуацию ученые называют «экологическим инфарктом». Отсюда берут истоки более чем три примера взаимосвязи глобальных проблем:

  1. Из общей массы добываемого человеком сырья лишь несколько процентов используется по назначению и имеет практическое значение. Остальное - мусор, отходы, которые отправляются обратно в окружающую среду, но уже в измененном, неприемлемом и чуждом для природы виде. Учитывая, что объемы мирового промышленного производства удваиваются каждое десятилетие, уровень загрязнения планеты в ближайшем будущем станет критичным.
  2. В процессе утилизации подобных отходов на протяжении последних 200 лет в атмосферу попало почти 200 миллиардов тонн углекислого газа. Допустимая концентрация вещества возрастает небывалыми темпами, что привело к изменению состава воздушной оболочки и образованию так называемого парникового эффекта.
  3. В свою очередь климатический «колпак» из углекислого газа стал причиной глобального повышения температуры. Его следствием является таяние арктических и антарктических льдов. Потепление общепланетарного масштаба ведет к тому, что температура воздуха через 70-80 лет возрастет на несколько градусов Цельсия.
  4. Изменение температурного режима, в соответствии с элементарными законами физики, приведет к увеличению осадков. Таким образом, ученые прогнозируют, что уровень Мирового океана поднимется на 65 см, скрыв под своими водами целые мегаполисы и миллиарды жизней.
  5. Выбросы других химических соединений в атмосферу приводят к сокращению толщины озонового слоя. Как известно, данная атмосферная оболочка играет роль своеобразного фильтра, задерживая в себе ультрафиолетовые лучи. В противном случае, т. е. при истончении озоновой прослойки, человеческому организму угрожает негативное воздействие солнечного излучения, подразумевающее увеличение числа онкологических заболеваний, патологий сердца и сосудов, генетических отклонений и снижение продолжительности жизни.

СПИД и наркомания: беда молодежи!

Осознание взаимосвязи глобальных проблем в мировой экологии приводит в ужас. Но, к сожалению, перечень потенциальных угроз для существования человека на этом не заканчивается. Чего стоит только СПИД! Заболевание держит в страхе все и не только из-за потери фактического человеческого ресурса - болезнь поражает своей географией. Взаимосвязь глобальной проблемы с наркоманией очевидна: благоприятная среда для распространения этого «зла» калечит жизни и здоровье миллионов людей. Термин «наркомания» у многих современных жителей ассоциируется с масштабной катастрофой, обрушившейся на целые поколения.

Лишь бы не было ядерной войны!

Однако ни одно заболевание, ни одно вещество не сравнится с той опасностью для человека, которую несет в себе ядерное оружие. Полномасштабная взаимосвязь глобальных проблем, описанных выше, несопоставима с необратимыми последствиями Третьей мировой войны. Термоядерное воздействие даже ничтожной доли накопленного до сегодня арсенала сверхдержав привет к окончательному разрушению планеты.

Именно поэтому предотвращение использования ядерного оружия является первостепенной задачей человечества. Только мирный компромисс, не подразумевающий применения ядерного оружия, позволит отыскать решения остальным глобальным проблемам в рамках тесного интернационального сотрудничества.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия. И хотя темпы экологического роста за истекшие четыре десятилетия в целом в развивающихся времени этот разрыв увеличился. Статистический расчеты показывают: если бы ежегодный прирост населения в развивающихся стран был таким же, как в развитых, то контраст между ними по уровню дохода на душу населения сократился бы к настоящему времени. До 1:8 и мог бы оказаться в сопоставимых размерах на душу населения вдвое выше, чем сейчас. Однако сам этот «демографический взрыв» в развивающиеся странах, как считают ученые, обусловлен их сохраняющейся экономической, социальной и культурной отсталостью. Неспособность человечества развить хотя бы одну из глобальных проблем самым отрицательным образом повлияет на возможность решения всем остальных.

В представлении некоторых западных ученых взаимосвязь и взаимообуслоленость глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, из которого либо вообще нет выхода, либо единственное спасение состоит в немедленном прекращении экологического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными алармистскими, пессимистическими прогнозами будущего человечества.

Заключение

На современном этапе развития человечества столкнулось, быть может, с наиболее горячей проблемой – как сохранить природу, поскольку никто не знает, когда и в каком виде можно подвинуться экологической катастрофе. А человечество еще даже близко не подошло к созданию общемирового механизма регулирования природопользователя, но продолжает уничтожать колоссальные дары природы. Нет сомнения, что изобретательный человеческий ум в конце, концов все же найдет им замену. Но вот человеческий организм, выдержит ли он, сможет ли он приспособится к ненормальным условиям жизни?.

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры , которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру.

Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно.

Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

Задание №26. С помощью трех примеров проиллюстрируйте примерами взаимосвязь глобальных проблем современности. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

Вариант ответа на данный вопрос:

1. Экологическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, для сохранения благоприятного уровня экологии на своей территории экономически развитые государства перемещают опасное для экологии производство в страны «третьего мира», что ухудшает условия жизни в этих странах, обостряет проблему «Севера и Юга».

2. Проблема международного терроризма и угроза новой мировой войны. Например, терроризм международного масштаба несет угрозу использования ядерного оружия, поражающего большие массы людей, что порождает проблему предотвращения мировых ядерных войн, сохранения мира.

3. Демографическая проблема и проблема «Севера и Юга». Например, демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран «третьего мира», который увеличивает их отставание от развитых в экономическом отношении стран.

4. Взаимосвязь проблемы «войны и мира» и проблемы экологического кризиса (В государстве М. происходили официальные испытания ядерного оружия по приказу президента данного государства. Создание и проверка ядерного оружия была для оснащения вооруженных сил государства, чтобы в случае войны, оно смогло дать отпор. Испытания прошли неудачно. В результате данных испытаний, был сильно загрязнен воздух на юге страны. Таким образом, проблема «войны и мира» неразрывно связана с проблемой экологического кризиса)

5. Взаимосвязь проблемы экологического кризиса и демографической проблемы (В государстве Г. настолько сильно загрязнен воздух (большое количество заводов и фабрик), что всем гражданам приходится ходить в специальных масках, которые защищают их от вредных веществ в воздухе. Граждане государства не считают правильным рожать детей в такой экологической ситуации, потому что они могут родиться с врожденными заболеваниями. Поэтому в государстве Г. маленький уровень рождаемости и высокий уровень смертности (также из-за загрязненного воздуха) , что создает демографическую. Таким образом, проблема экологического кризиса очень сильно связана с демографической проблемой)

6. Взаимосвязь проблемы «север-юг» и проблемы терроризма (В государстве Т. слабо развивается товарное производство, экономические, политические и другие связи со странами, в то время как в других государствах уже существует постиндустриальное общество и постоянно развиваются инновационные технологии. Из-за кризисной ситуации в государстве Т. там возникла социальная напряженность и отклоняющееся поведение. В данном государстве была создана террористическая группировка, которая пробралась в одно из развитых государств и совершила там теракт, в котором погибло несколько сотен людей. Таким образом, проблема «север-юг» неразрывно связана с проблемой терроризма)