Домой / Агробизнес / Какие виды деятельности вправе осуществлять унитарные предприятия. Унитарное предприятие. Обязательства, возможности, запреты

Какие виды деятельности вправе осуществлять унитарные предприятия. Унитарное предприятие. Обязательства, возможности, запреты

Последнее время очень популярна тема создания муниципальных управляющих компаний. Давайте порассуждаем имеет ли муниципальная компания преимущества перед коммерческой. Начнем с того, что такое вообще организационная форма МУП - муниципальное унитарное предприятие?

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

Примечание №2: преимущество - имущество унитарного предприятия остается в государственной (муниципальной собственности) ?!

Проведение закупок Государственными унитарными предприятиями регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 223-фз

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Примечание №3: Унитарное Предприятие - деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования!

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

Итак, что мы выяснили:
МУП - коммерческое предприятие (примечание №1), с государственным или муниципальным имуществом (примечание №2), цель деятельности - извелечение прибыли в пользу муниципалитета.

Коммерческая Управляющая Организция - коммерческое предприятие, с частным уставным капиталом, возможной арендой (за деньги) муниципального имущества, цель деятельности - оказание услуг населению с целью извлечения прибыли.

Вроде бы всё очень похоже.
Мы всегда зацикливаемся на фразе из устава коммерческих УК - "извлечении прибыли".
Но ведь и муниципальное унитарное предприятие в этом тоже будет перед нами "виновато".
Однако статистика упрямая вещь.
Средний процент доходности по России и бывшим странам СНГ в сфере управления МКД от 3.5% до 6%.
Причем и коммерческие и муниципальные предприятия находятся в одном статистическом поле.
Тогда что же может послужить конкурентным преимуществом МУПа перед коммерческой УК?
Для этого нужно рассмотреть основные проблемы сферы управления МКД.

1. Финансирование
2. Кадры
3. Ответственный собственник
4. Имидж отрасли

Посмотрим как эти проблемы распределены по сторонам:
1. Финансирование для обеих сторон одинаково - нужно согласовать с собственником перечень и цену работ, если только муниципалитет не примет решения о дотировании (Москва, Белоруссия).
2. Кадры - в городе и области рынок специалистов ЖКХ очень ограничен, отрасль непривлекательна ни по зарплате, ни по имиджу.
Так что кадровая проблема будет одинаковой если только муниципалитет не начнет доплачивать из бюджета (основания?!) или не привлечет специалистов чем либо другим (например служебным жильем).
3. Ответственный собственник - ну эта ипостась вообще не зависит от формы собственности предприятия, оказывающего ему услуги!
И вообще тема собственности - это тема отдельного разговора.
4. Имидж отрасли - мне было бы очень интересно услышать аргументы, создающие положительный имидж управленческой организации в форме МУП от тех людей, которые в весьма жесткой форме несколько лет говорили, что люди, всю жизнь работавшие в сфере ЖКХ вдруг стали работать очень плохо, но если они перейдут в подчинение МУП - сразу станут исполнительными, профессиональными и ответственными.
На мой взгляд проблема не в форме собственности, а в отношении к делу.
Забота власти сформировать среду профессиональных управленцев и ответственных собственников, а не ручное управление.
Забота собственника - заказать набор услуг и проследить, чтобы ему эту услугу предоставили с должным качеством.
Если собственник будет недоволен качеством услуги - поменяет исполнителя.
Забота бизнеса - предоставить качественную услугу, и предоставить полную и понятную информацию о том, что, как и когда делается.

Для справки:

В Белоруссии Указом президента №461 внесены изменения в некоторые вопросы управления жилым фондом.
После вступления указа в силу жилыми домами будут управлять только государственные организации.
Такое решение было принято исходя из многочисленных нареканий, которые поступали от населения в адрес негосударственных управленцев.
Если к моменту сдачи дома в эксплуатацию не будет сформировано товарищество собственников, государство назначит собственное уполномоченное лицо из числа работников жилищно-эксплуатационных служб и возложит на него обязанности по управлению жилым домом.

Но в Белоруссии государственным организациям предоставляются дотации из бюджета в размере 88% от себестоимости (12% платят жители), а коммерческим организациям таких дотаций нет.
Что называется ищите кому не интересно лишиться такого существенного и стабильного потока денег.

Итак, резюмируем:
Если нет дотаций или иных благ от государственных или муниципальных стуркутур, то МУП ничем не отличается от обычной УК.

Нужно учить управленцев управлять, собственников заботиться о своей собственности - только так можно стать цивилизованным обществом.

директор филиала СНП НЖК по Липецкой области
Давыдов С.Н.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП , МУП). Согласно ст. 113 ГК РФ и ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, которые и выступают учредителями через соответствующие органы. Это основной признак, отличающий ГУП, МУП от остальных коммерческих организаций — они не являются собственниками закрепленного за ними и приобретенного впоследствии имущества.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. От имени РФ или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ Для управления федеральным имуществом создано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

См. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». или субъекта РФ в рамках их компетенции , установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Всего законом о ГУПах и МУПах предусмотрена возможность создания следующих видов унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

В отличие от прежде действовавшего законодательства, предусматривавшего возможность существования только федеральных казенных предприятий, сейчас в РФ могут создаваться казенные предприятия не только на базе федеральной собственности, но и собственности субъектов РФ или муниципальных образований.

Основания для создания ГУП, МУП на праве хозяйственного ведения.

Решение об учреждении федерального предприятия на праве хозяйственного ведения (ФГУП) принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Решение об учреждении ГУП субъекта Российской Федерации или МУП принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).


Основания для создания ГУП, МУП на праве оперативного управления

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта РФ учреждается решением органа государственной власти субъекта РФ, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения. Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Еще одна особенность унитарных предприятий состоит в том, что имущество этого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Третье отличие от других коммерческих организаций состоит в том, что унитарные предприятия могут заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их уставе в соответствии с перечнем, содержащимся в ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Таким образом, они обладают специальной правоспособностью. Четвертое отличие: в таких предприятиях функции органа управления и исполнительного органа принадлежат исключительно одному лицу — руководителю, директору. Он назначается собственником, подотчетен ему и несет перед ним ответственность за вред, причиненный предприятию (ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Гражданским кодексом РФ установлены ограничения по распоряжению унитарным предприятием закрепленным за ним имуществом. Согласно п. 2 ст. 295 ГК РФ, предприятие не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) самостоятельно вправе распоряжаться лишь производимой им продукцией, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Всем закрепленным за ним имуществом (как движимым, так и недвижимым) оно может распоряжаться лишь с согласия собственника этого имущества. Также в соответствии с п. 2 ст. 296 ГК РФ, собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению.

Однако, предоставляя такие широкие права собственнику казенного предприятия, законодатель возлагает на него и более серьезную ответственность. Согласно ст. 115 ГК РФ по всем обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества собственник несет субсидиарную ответственность. По обязательствам же предприятия на праве хозяйственного ведения собственник отвечает только, если несостоятельность (банкротство) предприятия возникла по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 56 ГК РФ.

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные . Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные . Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения . К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления . К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом , в компетенции которого есть такое право.

Решение о создании регионального государственного или муниципального УП принимает соответствующий орган гос. власти в регионе РФ или в местном самоуправлении , но при условии, что у данных структур есть подобная компетенция.

Что касается создания казенной структуры, то:

  • предприятие федерального значения учреждает Правительство РФ;
  • регионального – государственный орган власти субъекта РФ;
  • муниципального – на основании решения органа местного самоуправления.

Учредители УП не только передают ему имущество, но и утверждают его устав, в котором должна найти отражение следующая информация:

  • все названия предприятия (включая полное и сокращенное);
  • его местонахождение, т. е. адрес регистрации;
  • все о деятельности – ее направления, цели и т. д.;
  • о собственнике, передавшем ему имущество;
  • название руководящей должности – генеральный директор, или просто директор, или руководитель;
  • порядок, по которому происходит назначение на эту руководящую должность и по которому осуществляется заключение трудовых отношений и их прекращение;
  • о фондах, которые создают или собираются создать на предприятии — указываются их наименования, размеры, а также правила их формирования и расходования.

Помимо этой и иной информации, которая должна быть отражена в уставе на основании закона, дополнительно еще указывается:

  • величина, источники и порядок формирования уставного фонда;
  • направления, на которые может расходоваться прибыль, полученная организацией от своей деятельности. Данные сведения должны быть обязательно отражены в учредительных документах муниципальных и государственных УП;
  • в уставе казенной структуры – информация о порядке расходования полученных ею доходов.

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.


Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя :

  • в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
  • в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
  • у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.

Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:

  • Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
  • Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.

Цель деятельности

Как уже отмечалось ранее, УП – это коммерческая организация. А согласно Гражданскому Кодексу РФ (статье 50), коммерческие юридические лица главной целью своей работы видят лишь извлечение прибыли.

Однако цель создания данных структур заключена не только в получении дохода, на часть которого имеет право их учредитель, но и в решении таких задач, как:

  • использование имущества, которое нельзя приватизировать по закону;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • ведение деятельности в научно-технической и научной сферах, которая направлена на обеспечение государственной безопасности;
  • производство продукции, обращение которой ограничено или которая полностью изъята из свободного оборота;
  • обеспечение нужд муниципалитетов, регионов и государства;
  • достижение иных целей, которые определены в федеральном законе №161-ФЗ, в статье 8.

Имущество

Прежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью , а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.

Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.

В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:

  • Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
  • Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
  • Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются особым видом юрлиц. Специфика в первую очередь связана с имущественным положением этих субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляют государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Общая характеристика

Что такое унитарное гос. предприятие и МУП? Как выше было сказано, ключевым критерием выделения этих юрлиц выступает имущественный статус. Считается, что унитарные государственные и муниципальные предприятия - некоммерческие организации. Однако это не совсем так. Эти юрлица могут осуществлять предпринимательскую деятельность , однако она должна находиться строго в рамках целей, для которых они созданы. При этом вся прибыль должна идти на развитие унитарных предприятий. Они обладают определенным имуществом, однако имеют на него ограниченные права. Материальные ценности, вверенные учреждениям, являются неделимыми и не могут распределяться по долям, в том числе между сотрудниками.

Отличительные черты

Для лучшего их понимания отметим основные признаки государственного унитарного предприятия. Юрлицо создается путем выделения определенной части из общего имущества. В качестве собственника выступает государство. И именно за ним сохраняется право полного распоряжения имуществом, переданным в ведение ГУП. Материальные ценности предоставляются в хозяйственное ведение либо оперативное управление. В создаваемых юрлицах не предусматривается членство. Орган управления является единоличным.

Причины создания

Государственные унитарные предприятия, как форма управления государственной собственностью, могут образовываться с целью:

  1. Использования имущества, в отношении которого установлен запрет на приватизацию.
  2. Выполнения мероприятий, связанных с решением социальных задач. К ним в том числе относят реализацию определенной категории продукции и предоставление услуг по минимальной стоимости и организацию товарных и закупочных интервенций по изделиям первой необходимости.
  3. Обеспечения некоторых дотируемых видов работ и ведения убыточных производств.

Это основные цели, для которых может создаваться государственное унитарное предприятие. Значение этого юрлица состоит в решении госзадач на коммерческой основе.

Особенности нормативного регулирования

В положениях ст. 11-115, а также 294-297 ГК регламентировано только юридическое положение предприятий. Правила норм не регулируют правовой статус сотрудников. Обязанности и юридические возможности работников предприятий определяются трудовым законодательством. Вместе с этим в нормах присутствует упоминание о работниках ГУПов и МУПов. Оно связано с имуществом. Как выше было указано, материальные ценности не могут распределяться между сотрудниками. Если же с согласия владельца юрлицо внесло вклад в уставный фонд унитарного предприятия, то он также становится имуществом общества.

Дополнительные характеристики

Муниципальные и унитарные предприятия России должны иметь устав и фирменное наименование. В названии юрлица должно содержаться указание на владельца имущества. В уставе должны присутствовать полные сведения о собственнике. В частности указывается конкретный субъект или орган территориальной власти. Если владельцем выступает РФ, то сведения об этом также должны присутствовать в уставе.

Гражданское право и процесс

Унитарные предприятия, в соответствии с ГК, не несут ответственности по обязательствам владельца имущества. Соответственно, при возникновении споров эти юрлица не будут выступать в качестве ответчиков. Между тем муниципальные унитарные предприятия, равно как и ГУПы, отвечают по своим долгам. Владелец имущества по их обязательствам ответственности не несет. Исключение составляют случаи банкротства, обусловленные действиями собственника.

Формы юрлиц

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть двух видов. Классификация осуществляется в зависимости от типа прав на имущество. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым вверено имущество на праве хозяйственного ведения, образуются по решению уполномоченного института федеральной или территориальной власти.

Устав

Он выступает в качестве учредительного документа. Устав утверждается ведомством, министерством или иным органом, осуществляющим координацию и регулирование работы в соответствующей отрасли. В документе кроме обычных сведений, являющихся обязательными для всех юрлиц, указывается информация о целях и предмете деятельности, величине уставного фонда. Его размер не должен быть меньше 5000-кратного (для ГУПов) или 1000-кратного (для МУПов) МРОТ. Фонд должен быть полностью профинансирован владельцем имущества в трехмесячный срок с даты создания юрлица. Унитарные предприятия считаются единственными коммерческими структурами, которые обладают правами и несут обязанности, прямым образом связанные с деятельностью, указанной в уставе.

Казенные учреждения

При создании таких предприятий имущество передается им в оперативное управление. Владельцем материальных ценностей может быть регион, МО или РФ. В качестве учредительного документа также выступает устав. Он утверждается правительством, региональным или территориальным органом власти. Казенное учреждение не может распоряжаться имуществом, вне зависимости от того, движимое оно или недвижимое, без соответствующего разрешения собственника. Наименование юрлица должно указывать на его тип. По обязательствам казенного предприятия РФ субъект или МО могут нести субсидиарную ответственность. Это допускается в том случае, если имущества учреждения для удовлетворения требований кредиторов недостаточно. Образование и ликвидация муниципального унитарного предприятия, казенного в том числе, осуществляется по решению территориального органа власти. Прекращение деятельности ГУПа производится на основании постановления правительства или регионального уполномоченного органа.

Особенности пользования имуществом

При хозяйственном ведении унитарные предприятия могут распоряжаться вверенными материальными ценностями, доходами, выпускаемой продукцией (предоставляемыми услугами) самостоятельно. При этом должны учитываться ограничения, установленные законодательными и прочими нормативными актами. Оперативное управление предполагает обязательное получение согласия собственника на любые действия с имуществом.

Права владельца

Собственник решает вопросы, касающиеся создания предприятия, определяет цели и предмет его деятельности. В полномочия владельца входит контроль использования имущества по назначению, обеспечения его сохранности. Учредитель решает также вопросы, связанные с ликвидацией или реорганизацией предприятия.

Ограничения

Унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества. В законодательстве установлен запрет для учреждений, имеющих имущество в хозяйственном ведении, выступать в качестве учредителей других аналогичных юрлиц посредством передачи им части материальных ценностей, вверенных им владельцем. Такой порядок обусловливается необходимостью предупредить выход имущества из-под контроля.

Источники образования имущества

В качестве них могут выступать:

  1. Прибыль, которая получена в процессе осуществления своей деятельности.
  2. Имущество, предоставленное по решению владельца в качестве вклада в уставной фонд, или иные материальные ценности, переданные собственником.
  3. Заемные средства. К ним в том числе относят кредиты в банковских и иных финансовых организациях.
  4. Амортизационные отчисления.
  5. Капвложения и бюджетные дотации.
  6. Доходы (дивиденды), которые поступают от хозяйственных товариществ и обществ, в чьих уставных капиталах участвует юрлицо.
  7. Пожертвования и добровольные взносы граждан, учреждений, организаций.
  8. Прочие источники, существование которых не противоречит законодательству. К ним в том числе относят прибыль от предоставления имущества в аренду другим субъектам.

Совершение сделок

Унитарные предприятия не могут распоряжаться недвижимостью. Реализация объектов осуществляется исключительно по разрешению учредителя. При этом согласование сделок с недвижимостью, стоимость которых больше 150 млн руб., производится Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства.

Программы деятельности

Взаимоотношения ГУПов с собственниками регламентируется правительственными постановлениями. Одним из таких актов утверждены правила по разработке программ деятельности рассматриваемых юрлиц и определению прибыли, подлежащей отчислению в бюджет. Часть доходов, как выше было указано, может направляться на развитие предприятия.

Специфика финансовых ресурсов

Одним из ключевых отличий унитарных предприятий от других, в первую очередь акционерных обществ, выступают способы формирования капитала, образования и использования дохода, привлечения заемных и бюджетных средств. Денежный фонд создается за счет оборотных и основных активов, закрепленных за юрлицом. Величина капитала отражается в балансе на дату утверждения учредительного документа (устава). Его функции аналогичны тем, которые выполняет денежный фонд любой другой коммерческой структуры. Кроме того что капитал выступает в качестве материальной основы для осуществления юрлицом его деятельности, он является своеобразным индикатором эффективности его работы. Если по завершении отчетного периода цена чистых активов станет меньше минимального размера, установленного законом на дату регистрации предприятия, и в трехмесячный срок не будет восстановлена, учредитель должен ликвидировать общество. Если за указанный период соответствующего решения принято не было, кредиторы могут потребовать досрочного выполнения либо прекращения обязательств и компенсации причиненных убытков.

Прибыль

Она выступает в качестве одного из важнейших источников финансирования. Прибыль образуется так же, как и в иных коммерческих структурах. Вместе с тем БК расценивает доход унитарных предприятий как источник неналоговых поступлений в бюджет. Ежегодно рассматриваемые юрлица осуществляют обязательные отчисления с полученной прибыли. Порядок, величину и сроки платежей утверждает правительство или региональные/территориальные структуры власти. Средства, оставшиеся после выплаты налогов и прочих отчислений, перераспределяются по фондам материального поощрения, социальных мероприятий и проч. Часть чистого дохода по решению учредителя может направляться на увеличение уставного капитала предприятия.

Направления расходования средств

Чистая прибыль может использоваться:

  1. На внедрение, освоение новых технологий и оборудования, проведение природоохранных мероприятий.
  2. Расширение и развитие финансово-хозяйственной деятельности, увеличение оборотных активов.
  3. Реконструкцию, строительство или обновление ОС.
  4. Выполнение научно-исследовательских мероприятий, изучение рыночной конъюнктуры и спроса.

Унитарные предприятия могут использовать целевые источники финансирования. Такие ассигнования, как правило, направляются на реализацию определенных мероприятий и программ социальной направленности.

Значительная часть ресурсоснабжающих организаций и прочих важных участников рынка ЖКХ работает в форме муниципальных унитарных предприятий. В статье мы расскажем об общих характеристиках и особенностях этих юридических лиц, их разновидностях и руководящих нормативных актах. Читателям будет полезно узнать о том, как МУПы распоряжаются своим имуществом и доходами, а также какие ограничения на их деятельность накладывает законодательство.

Действующий в нашей стране №161-ФЗ (актуальная редакция) определяет возможность создания унитарных предприятий на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. УП – юридические лица с особой организационной формой. Больше всего распространены именно МУПы, создаваемые и работающие при участии местного самоуправления.

Общие характеристики организационной формы

Государственные унитарные предприятия относятся к бюджетным организациями, и в то же время по закону могут вести коммерческую деятельность. Если говорить о МУПах, то они создаются на уровне муниципалитетов и занимаются удовлетворением их потребностей. Такие организации могут изготавливать какую-то продукцию. Однако чаще всего предприятия занимаются предоставлением услуг и проведением работ в различных сферах: транспортной, дорожной, жилищной и других. Делают они это обычно по договору с местной администрацией.

МУПы не имеют прав собственников на то имущество, которое за ними закрепляется. Унитарным такое предприятие называется потому, что его имущественный комплекс остается неделимым, он не разделяется на акции, паи и прочие варианты долей. Это касается как сотрудников организации, так и сторонних лиц. Никто из них не может рассчитывать даже на частичную собственность имущества МУПа.

В то же время такие предприятия являются обособленными субъектами экономической деятельности. Они могут вступать во взаимоотношения с властными органами и коммерческими контрагентами для решения своих основных задач. При этом МУПы используют вверенное им имущество и стремятся к получению прибыли.

Перечислим основные отличительные признаки муниципальных унитарных предприятий:

  • , которое запрещено приватизировать;
  • работа связана с решением социальных задач. Такие предприятия часто занимаются предоставлением товаров и услуг первой необходимости по наименьшей стоимости;
  • выполнение определенных видов дотируемых работ и ведение заведомо убыточной производственной деятельности при получении бюджетной поддержки.

Категории субъектов и виды деятельности

Гражданский кодекс в ст. 113 определяет, что унитарные предприятия могут основываться на:

  • праве хозяйственного ведения (МУП, ГУП);
  • праве оперативного управления – казенные предприятия (КУП).

В первом случае юридическое лицо создается решением уполномоченного органа на государственном или местном уровне. Оно работает на основании устава .

Казенные предприятия создаются на базе федерального, регионального или муниципального имущества. Для них также принимается устав. КУПы могут распоряжаться имуществом только при наличии специального разрешения собственника. В названии такого предприятия обязательно присутствует слово «казенное». При нехватке имущества по обязательствам КУПов отвечает государство.

МУПы по договору с администрацией города обеспечивают его жителей различными услугами первой необходимости, например, в жилищно-коммунальной и транспортной сфере. МУПы также могут заниматься дорожным строительством, школьным питанием, благоустройством и озеленением и другими видами деятельности.

Имущество в МУП

Унитарные предприятия на любом уровне, в том числе, и муниципальном, по уставу не могут признаваться собственниками находящегося в их распоряжении имущества. Владельцем в данном случае остается муниципалитет. Любые действия с имуществом, в том числе, его продажа и сдача в аренду, производятся только при согласовании с местным властным органом. МУПам также запрещается создавать дочерние общества, так как их собственность остается неделимой.

В то же время эти предприятия могут делать вложения средств в капитал коммерческих компаний, если это не запрещается уставом и местными законами. Прибыль от таких инвестиций учитывается в бухгалтерской отчетности МУПа.

Если унитарное предприятие получает доходы, то оно в определенных пределах может распоряжаться ими на свое усмотрение. Именно из этих средств производятся выплаты заработной платы руководству и сотрудникам организации.

Нормативное регулирование

Правовая база деятельности состоит из следующих основных нормативных актов:

  • Гражданский кодекс (статья 113 и 114). Здесь в целом характеризуются МУПы и описываются общие правила их работы;
  • №161-ФЗ. Более конкретно описывает деятельность предприятий и действующие в отношении них правила;
  • №44-ФЗ. Определяет правила закупки МУП продукции и заказа услуг для нужд муниципалитета.

Получение прибыли

Сохранение муниципальной собственности на имущество, с которым работают предприятия, не означает, что бюджет будет полностью оплачивать их расходы и текущую деятельность. МУПы стараются получать прибыль. Она является важным источником финансирования. Государство в последние годы активно стимулирует унитарные предприятия на получение прибыли, и из-за проблем с ее извлечением рассматривает вариант полного отказа от такой формы в пользу концессий и других альтернативных схем.

Доход МУПов важен еще и потому, что он является источником неналогового наполнения бюджета. Унитарные предприятия каждый год производят отчисления от объема заработанных ими средств. Сроки, размеры и порядок таких платежей определяются федеральным правительством или органами власти на местах. Оставшиеся у предприятия средства из доходной части используются для материального поощрения сотрудников и руководителей, проведения социальных мероприятий и прочих целей.

Частично заработанные средства могут направляться на пополнение уставного капитала МУПа. Это делается по специальному решению его учредителя.

Ограничения

При описании особенностей муниципальных унитарных предприятий мы уже частично указывали, в чем заключаются ограничения, накладываемые на их работу. Главный запрет касается свободного распоряжения имуществом, которое неделимо. Любые действия МУПов с ним производятся только с согласия собственников. Если предприятие продаст кому-то долю в уставном капитале без разрешения муниципалитета, то суд такую сделку признает недействительной.

В отношении МУПов также действует ограничение на создание дочерних компаний. Унитарные предприятия не могут выступать учредителями других организаций с передачей им части имущества. Находящиеся в их ведении материальные активы могут использоваться только как единый блок, переданный владельцем. Такое правило позволяет предотвратить выход из-под контроля особого имущества, с помощью которого решаются социально важные задачи.

Финансы в МУП

Минимальный размер уставного капитала, образуемого при создании муниципального унитарного предприятия, составляет 1 000 МРОТ. УК является финансовой основой работы МУПа. Именно он говорит об эффективности ведущейся деятельности.

Прибыль унитарного предприятия после обязательных выплат в бюджет и исполнения обязательств перед собственными сотрудниками может направляться на следующие цели:

  • закупка оборудования;
  • внедрение новых технологий;
  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • повышение размера оборотных активов;
  • строительство, реконструкция и модернизация основных средств;
  • научно-исследовательская и маркетинговая работа.