Последние статьи
Домой / Регистрация фирмы / Разработанное положение о суот. Образец приказа о внедрении суот: как должен выглядеть. Обязательно к утверждению

Разработанное положение о суот. Образец приказа о внедрении суот: как должен выглядеть. Обязательно к утверждению

Предписанных к исполнению государственными законами гарантирует гражданам неприкосновенность и лояльность со стороны органов власти. Особенно, если речь идет о предписаниях, которые дают гарантии рабочему населению, и, особенно, если эти положения имеют отношение к безопасности в период исполнения последними своих прямых трудовых обязанностей. В представленном материале будет освещена тема: Стандарт СУОТ на предприятии образца 2018 года.

Что такое система управления охраной труда?

Типовое положение о системе управления охраной труда 2018

Положение о соблюдении СУОТ в организации это руководящий документ о системе управления охраной труда, который создан с целью обеспечения на любом предприятии максимального содействия самого работодателя и его подчиненных всех уровней.

Организации вправе изменять и корректировать данные типовой формы, подстраивая документ под нужды своего предприятия с учетом его специфики. Типовая форма утверждена приказом Минтруда №438 с последующей регистрацией в Минюсте №44037.

Система управления промышленной безопасностью и охраной труда

Помимо всех положений о распределении обязанностей, деятельность работодателя в области безопасности трудового процесса в организации СУОТ на промышленном предприятии должна включать:

  • Порядок учета и анализ вредных воздействий в период производственного процесса;
  • Результаты контроля;
  • Результаты медицинского обследования сотрудников;
  • Инструкции и прочие регламенты по охране трудовой деятельности на предприятии.

Важно — стандарт по обеспечению безопасности обязательно должен включать элементы получения и реагирования на документы в области охраны труда в организации. А также налаженную коммуникацию управленцев в этой области с работниками, и получения от них предложений по улучшению стандарта.

Поздравляем, Вы уже одолели сомнения о необходимости разработки системы управления охраной труда и перешли к активным действиям. Несмотря на то, что Ваша организация ещё не так велика, сложность составления системы всё же присутствует. О том, как выглядит и чем она отличается от других, и пойдёт речь в этой статье.

Ключевые особенности СУОТ для малых предприятий

Рекомендуемая структура системы управления охраной труда приведена в Типовом положении о СУОТ, утверждённом приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438Н. К слову, мы не раз его комментировали и . Но вот стоит ли слепо ориентироваться на предложенную структуру и составлять положения и процедуры для тех мероприятий по охране труда, которые не требуются для Вашей организации? Очевидно, нет. В таком случае наша задача — найти компромисс между требованиями законодательства и производственной реальностью.

В самом Типовом положении указывается, что:

«…Структура СУОТ у работодателей, численность работников которых составляет менее 15 человек, может быть упрощенной при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Упрощение осуществляется с учетом специфики деятельности работодателя путем сокращения уровней управления между работником и работодателем в целом с установлением обязанностей.»

Однако на этом уточнения заканчиваются — что это за упрощённый вид, Минтруд не разъясняет. Для прояснения ситуации обратимся к ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Система управления охраной труда на малых предприятиях» . Попытаемся при его помощи понять, что из себя представляет Однако и здесь мы видим, что главное отличие заключается в сложности процедур и детализации положений:

«…Степень детализации и сложность системы управления охраной труда, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как область применения системы, размер малого предприятия и вида его деятельности, выпускаемой продукции (оказываемой услуги).»

Как мы видим, отличается от других глубиной проработки. Иными словами, полноценная (не упрощённая СУОТ) не будет неуместной для малых организаций. Вот только часть положений и процедур попросту не пригодится в деятельности Вашей организации. Стоит ли на них тратить свои силы и время?

Обязательные элементы СУОТ для малых предприятий

Давайте разберёмся, какие из процедур и положений нельзя исключить из ни в коем случае:

  1. Положение о системе управления охраной труда . Являясь центральным элементом СУОТ, положение связывает все части системы в слаженно работающий механизм.
  2. Политика работодателя в области охраны труда , включающая цели и задачи охраны труда играет стратегически важную роль в системе вне зависимости от размеров предприятия.
  3. Подготовка работников по охране труда . Неважно, большое или малое у Вас предприятие, согласно ст. 225 ТК РФ, «…все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить и проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
  4. Управление профессиональными рисками . Как правило, риск присутствует на каждом рабочем месте, будь это сварщик или офис-менеджер. Грамотное управление профессиональными рисками поспособствует их снижению. Поэтому данную процедуру мы рекомендуем включить в состав .
  5. Информирование работников об условиях труда . Наличие данной процедуры отвечает требованиям трудового законодательства о предоставлении работников исчерпывающей информации об условиях труда на их рабочих местах. Разработка данной процедуры так же не обусловлена размером организации.
  6. Планирование мероприятий по реализации процедур системы . Как мы с Вами разобрались раньше, для малых предприятий так же существуют обязательные мероприятия по охране труда. Это значит, их следует планировать, и данная процедура призвана описать порядок этого планирования.
  7. Реагирование на аварии и несчастные случаи . К сожалению, не всех профессиональных рисков удаётся избежать. При наступлении несчастного случая всегда следует предпринять правильные и слаженные действия вне зависимости от размеров предприятия, чтобы избежать нежелательных последствий.
  8. Контроль функционирования системы, планирование её улучшений и управление её документами . Система, как живой организм, требует регулярного развития и актуализации. С этой целью даже на малом предприятии следует определить, как часто будет проводиться её проверка на соответствие стандартам (и будет ли вообще), как часто будет актуализироваться нормативно-правовая и нормативно-техническая базы, и каким образом будут фиксироваться изменения в системе.

Таким образом, если Ваша организация не предполагает в своей деятельности вредных и (или) опасных производств, а в штате не числятся работники специфических профессий, то, скорее всего, Вы сможете обойтись структурой , описанной выше. Однако перед тем, как принимать решения, ещё раз проанализируйте специфику деятельности Вашей организации.

Опциональные (необязательные) элементы СУОТ для малых предприятий

В зависимости от того, чем занимается Ваша организация, определённым образом будет сформирован штат работников. От того, как будет сформирован штат, будет зависеть необходимость разработки следующих процедур .

  1. Организация и проведение оценки условий труда . Существует ряд рабочих мест, которые не подлежат специальной оценке условий труда. К примеру, это рабочие места надомных работников, или сотрудников, находящихся в декретном отпуске. Впрочем, если Ваш штат не состоит исключительно из таких рабочих мест, смело записывайте данную процедуру в число обязательных.
  2. Распределение обязанностей в сфере охраны труда . В крупных организациях данная процедура имела бы больший смысл, так как обязанности по охране труда требуется распределить между руководителями подразделений, специалистом (или службой) по охране труда и руководителем организации. Однако на малых предприятиях обязанности распределяются, как правило, между руководителем и ответственным за охрану труда (в большинстве случаев обе эти должности сочетаются в одном работнике).
  3. Организация и проведение наблюдения за здоровьем работников . Медицинские осмотры проводятся согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н , а значит, если работники не заняты на работах, указанных в Перечне, то и обследования (равно как и процедура) не требуется. К примеру, если офисный сотрудник проводит перед монитором компьютера менее 50% рабочего времени, то обследования у офтальмолога и невролога не обязательны.
  4. Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты. Равно как и в предыдущем пункте, все зависит от профессий работников: согласно межотраслевым правилам и нормам охраны труда, работники определённых профессий должны быть обеспечены средствами индивидуальной и коллективной защиты. Впрочем, если Ваши работники не нуждаются в таковых, можете смело пропускать эту процедуру.
  5. Обеспечение работников молоком . Как правило, молоком (и другими равноценными продуктами) обеспечиваются сотрудники организации, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. Если же по результатам специальной оценки условий труда ни одно рабочее место не получило вредности выше 2ого класса, смело пропускайте данную процедуру.
  6. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха . Чаще всего данная процедура требуется в случае, если на предприятии трудятся сотрудники с нестандартными графиками работ (например, ночные смены) или вредными условиями труда (к примеру, работы при низких температурах). Во всех остальных случаях малому предприятию будет достаточно утвержденных Правил внутреннего трудового распорядка.
  7. Обеспечение безопасного выполнения подрядных работ . С целью оптимизировать производственные процессы и деятельность фирмы в целом многие малые предприятия прибегают к услугам подрядных организаций. Но и в таком случае требуется четкое разграничение ответственности и обязанностей по охране труда. Процедура, описывающая порядок работы со сторонними организациями, правда, может Вам и не понадобиться, если Вы не работаете с таковыми.

Обязательно ли сертифицировать СУОТ для малых предприятий?

Сертификация СУОТ подразумевает определение соответствия системы управления охраной труда международному стандарту OHSAS 18001. Данный вид сертификации является добровольным и приносит ощутимое конкурентное преимущество в тендерной борьбе, привлечении клиентов и партнёров. Со стороны трудового законодательства требований к сертификации СУОТ нет, а процедура остаётся добровольной, так что степень её необходимости определяется в каждом случае индивидуально.

Подведём итог. Теперь Вы знаете, чем отличается и готовы взяться предметно за работу. Начните свою разработку с Положения о системе управления охраной труда, оставьте в нём только самое необходимое. А если у Вас возникнут какие либо вопросы, помните: мы всегда рядом, на расстоянии одного телефонного звонка.

СУОТ – сокращенная аббревиатура такого понятия в области охраны труда, как «система управления охраной труда ».

Ее разработка и внедрение на предприятии, в организации, учреждении любых типов и форм собственности является обязательной в 2019 году в связи со статьей 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

На любом предприятии Положение о СУОТ определяет порядок и структуру управления охраной труда, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда , как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Действие данного Положения распространяется на всей территории организации, во всех ее зданиях и сооружениях. Требования Положения СУОТ обязательны в исполнении и соблюдении для всех работников организации.

Здесь Вы можете бесплатно скачать образец-пример нового Положения о СУОТ и приказ по ее утверждению и переделать под нужды своего предприятия.

Приказ об утверждении Положения о СУОТ на предприятии: образец 2019 года

Государственное казенное (бюджетное, автономное) учреждение (организация, предприятие) социального обслуживания «Наименование центр социального обслуживания населения»

П Р И К А З

Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН»

Руководствуясь приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», абзацем четвёртым пункта 3.3. Устава Учреждения (последнее может не быть обозначено),

приказываю:

  1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (прилагается).
  2. Фамилия И. О., заместителю директора и Фамилия И. О., инженеру по технической эксплуатации жилищного фонда ознакомить с данным положением сотрудников Учреждения.
  3. Настоящий Приказ вступает в силу с 19 января 2019 года.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены:

Положение о СУОТ в организации: образец 2018-2019

Приложение к приказу директора ГКУ СО «Наименование ЦСОН» от 19.01.2019 г. № 20.

Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН»

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).

Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.

1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.

  1. Политика Предприятия в области охраны труда

2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

2.2. Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учёт индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики деятельности Организации.

  1. Цели Предприятия в области охраны труда

3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:

  • реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
  • разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации здания и помещений, используемых в трудовом процессе, оборудования, приборов и технических средств трудового процесса;
  • формирование безопасных условий труда;
  • контроль над соблюдением требований охраны труда;
  • обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения охраны труда;
  • предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении;
  • охрана и укрепление здоровья персонала, лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Учреждении, организация их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, производственного процесса, организованного отдыха.
  1. Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами Организации

4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.

Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.

4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.

4.3. Директор Предприятия в порядке, установленном законодательством:

  • осуществляет общее управление охраной труда в Организации;
  • обеспечивает соблюдение действующего законодательства о труде, выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов, нормативных (правовых) документов по вопросам охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • организует работу по созданию и обеспечению условий работы в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами, локальными актами по охране труда Учреждения;
  • обеспечивает безопасную эксплуатацию здания и помещений, инженерно-технических коммуникаций, оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда;
  • своевременно организует осмотры и ремонт здания (помещений) Учреждения;
  • утверждает должностные обязанности по обеспечению охраны труда и инструкции по охране труда для работников Учреждения;
  • обеспечивает разработку и реализацию планов мероприятий по охране труда, целевых программ по охране труда;
  • принимает меры по внедрению предложений коллектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий работы;
  • выносит на обсуждение совещаний и собраний трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда;
  • отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по улучшению условий труда, а также принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
  • обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и осуществляет контроль над эффективностью их использования, организует обеспечение работников Учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями, а также лиц, проходящих производственную практику;
  • осуществляет поощрение работников Учреждения за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
  • осуществляет привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
  • проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, лиц, проходящих производственную практику;
  • контролирует своевременное проведение диспансеризации работников;
  • обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления, государственного надзора и технической инспекции труда;
  • сообщает о групповом, тяжёлом несчастном случае и случае со смертельным исходом в государственную инспекцию труда, фонд социального страхования, прокуратуру, администрацию района, Ростехнадзор и в другие государственные и муниципальные органы;
  • принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
  • контролирует выполнение ежегодных соглашений по охране труда;
  • утверждает инструкции по охране труда для работающих, лиц, проходящих производственную практику.

4.4. Служба охраны труда.

Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Предприятия.

Функции службы охраны труда в Организации возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Предприятия.
Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

Основными задачами специалиста по охране труда являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Учреждения;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
  • оснащение Учреждения необходимыми пособиями по охране труда, средствами обучения и т. п.;
  • разработка новых и пересмотр устаревших инструкций по охране труда;
  • контроль в предусмотренных случаях проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников;
  • контроль за выдачей работникам спецодежды, спецобуви и других необходимых средств индивидуальной защиты;
  • контроль за своевременным обеспечением работающих смывающими средствами в соответствии с установленными нормами;
  • контроль за своевременным проведением специальной оценки условий труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:

  • учёт и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • оказание помощи подразделениям в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
  • организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
  • проведение проверок, обследований технического состояния здания и помещений, средств индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
  • разработка программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
  • участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда;
  • оказание помощи директору Предприятия в составлении списков должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев;
  • оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на работе или профессиональными заболеваниями;
  • составление отчётности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
  • разработка программ обучения по охране труда работников Организации;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными, проходящими производственную практику;
  • контроль за обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников Предприятия, в том числе его директора, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • обеспечение должностных лиц, структурных подразделений Организации локальными нормативными правовыми актами Учреждения, наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
  • организация совещаний по охране труда;
  • доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда в Организации;
  • контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на работе, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • контроль за своевременным проведением соответствующими специалистами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • контроль за организацией хранения, выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • контроль за правильным расходованием средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • контроль за использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений директору Организации по устранению выявленных недостатков.

Специалист по охране труда:

  • организует проведение вводного инструктажа по охране труда с вновь поступающими на работу лицами, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками Предприятия;
  • планирует в установленном порядке периодическое обучение работников Учреждения по вопросам обеспечения охраны труда на краткосрочных курсах и семинарах;
  • обеспечивает нагрузку работающих с учетом их психофизических возможностей, организует оптимальные режимы труда и отдыха;
  • запрещает проведение работ при наличии опасных условий для здоровья лиц, задействованных в трудовой деятельности;
  • несёт персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда в Учреждении.
  1. Процедуры, направленные на достижение целей Предприятия в области охраны труда

5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:

а) требования к необходимой профессиональной компетентности по охране труда работников, ее проверке, поддержанию и развитию;

б) перечень профессий (должностей) работников, проходящих обучение по охране труда, с указанием ее продолжительности по каждой профессии (должности);

г) перечень профессий (должностей) работников, проходящих подготовку по охране труда у работодателя;

д) перечень профессий (должностей) работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;

е) работников, ответственных за проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте в структурных подразделениях, за проведение стажировки по охране труда;

ж) вопросы, включаемые в программу инструктажа по охране труда;

л) порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на работе;

м) порядок организации и проведения инструктажа по охране труда;

н) порядок организации и проведения мероприятий по охране труда;

о) организационный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах в части деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.

Такое информирование может осуществляться в форме:

а) включения соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомления работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

в) размещения сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

г) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров;

д) изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;

е) использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

ж) размещения соответствующей информации в общедоступных местах.

  1. Планирование мероприятий по организации процедур

6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).

6.2. В Плане отражаются:

а) результаты проведенного специалистом по охране труда анализа состояния условий и охраны труда;

б) общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;

в) ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

г) сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;

д) ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;

е) источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

  1. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур директор Учреждения своим приказом устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашению по охране труда;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

  1. Планирование улучшений функционирования СУОТ

8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ директор Предприятия ежегодно на основании предложений специалиста в области охраны труда и с учетом результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников утверждает план улучшения функционирования СУОТ.

  1. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания

9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости директор Организации устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:

а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;

б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

в) невозобновление работы в условиях аварии;

г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;

д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на рабочем месте и при необходимости вызов скорой медицинской помощи, выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;

е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.

9.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний директор Предприятия устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчётных документов.

  1. Управление документами СУОТ

10.1. С целью организации управления документами СУОТ директор Организации устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.

10.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяется контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:

а) акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;

б) журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;

в) записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдении за условиями труда и за состоянием здоровья работников;

г) результаты контроля функционирования СУОТ.

  1. Заключительные положения

11.1. При изменении действующего законодательства настоящее Положение подлежит пересмотру.

11.2. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Положением, должностные лица Учреждения обязаны руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны труда и Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н.

11.3. С настоящим Положением должны быть ознакомлены все работники Учреждения.

Видео-мультик по теме

Мультфильм про технику безопасности «Энергоформа»

Персноажная 2d анимация для компании Энергоформа. Мультфильм объясняет правила техники безопасности для сотрудников при работе с электрооборудованием на железной дороге.

Выполняя свои рабочие функции, работник должен быть уверен в своей безопасности. Поэтому работодатель обязан позаботиться о целом ряде мероприятий по ее обеспечению. В трудовом законодательстве (ст ТК РФ), ГОСТах, Приказа Министерств и других нормах разработаны правила, которых нужно придерживать каждому руководителю компании.

Например, работодатель должен организовывать различного рода инструктажи, в течение которых работник знакомится с общими принципами работы и безопасными методами. После обучения следует осуществить проверку полученных знаний. Для создания взаимосвязанных норм на отдельном предприятии руководители выполняют утверждение специального положения.

Основные положения законодательства об охране труда

Обеспечение безопасности на предприятии начинается с государственного уровня. В этом положении сформулирован целый ряд правил и рекомендаций.

Например, нормальной считается неделя, продолжительность которой – 40 ч., а для несовершеннолетних она максимум составляет 35 ч. Каждое рабочее место должно пройти аттестацию. Проверка знаний после обучения организовывается и для самих работников. На конкретных предприятиях тоже разрабатываются нормативные документы.

Положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда

В этом документе отражается алгоритм, установленный для инструктажа и последующей проверки знаний.

Здесь записаны несколько видов обязательных инструктажей, каждый из которых проводится с определенной целью:

  • Первичный;
  • Повторный;
  • Внеплановый;
  • Целевой.

Принцип обучения может отличаться в соответствии с должностью работника. В отношении проверки знаний выбирают периодичность ее проведения, а также основания для нее. Устанавливается список лиц, ответственный за тестирование сотрудников на предмет наличия знаний.

Положение об охране труда и технике безопасности в организации

Этот документ является более обширным по своему содержанию. Проведение обучения и последующей проверки знаний может стать лишь отдельным пунктом в таком документе. Также в нем четко прописываются обязанности службы, отвечающей за охрану труда.

Контроля за состоянием этого вопроса, обязанности директора, обязанности главбуха – все это тоже включается в образец, при помощи которого в основном осуществляется управление безопасности труда.

Образец приказа об утверждении положения об охране труда

В приказе указывается, что он утверждается с целью реализации требований законодательства. Первым же пунктом руководитель приказывается утвердить на предприятии данный нормативный документ . Здесь же назначается ответственное лицо за технику безопасности. Дополнительно может утверждаться программа определенных инструктажей.

Иногда устанавливается перечень должностей, к которым применяется этот приказ. Заверяя этот документ, руководитель предприятия ставит личную подпись.

Положение о системе управления охраной труда на предприятии

Стандартное положение о системе управления охраной труда, действующее в отдельной организации, включает в себя такие пункты:

  • Принципы и задачи системы;
  • Структура этой системы;
  • Функции работодателя при управлении ОТ;
  • Функции уполномоченной службы на предприятии;
  • Обязанности комиссии по ОТ;

Для этого документа подойдет свободная форма. В него вносятся данные об организационно-правовой форме компании. Руководитель здесь также должен поставить свою подпись, при помощи которой утверждается текст. Прежде чем составить данный документ, рекомендуется ознакомиться с образцом заполнения. С его помощью руководителю будет проще обозначить собственные правила и условия по работе на предприятии.

Положение о системе управления охраной труда в организации - образец

В данном документе указано, что его содержание полностью соответствует требованиям ГОСТ о системах стандартов безопасности.

Основное предназначение документа можно оценить по «Общим положениям». Указывается, что система управления ОТ является составляющей общей системы управления организации. При управлении ОТ за основу берется Конституция, ТК и иные нормативные акты. Здесь же определяется понятие объекта управления. Под ним подразумевается сама охрана труда, представляющая полноценную систему сохранения здоровья сотрудников, которые ведут трудовую деятельность.

Положение о системе управления охраной труда в 2019 году необходимо в каждой организации как основополагающий документ для обеспечения безопасности сотрудников и производства. Минтруд разработал Типовое положение, его нужно принять за базу при разработке документа для конкретного предприятия. Рассмотрим, как это сделать на практике.

Из этой статьи вы узнаете:

Управление охраной труда в каждой организации регламентирует локальный нормативный акт, а именно – положение о СУОТ. Но как его правильно разработать и согласовать, какую правовую основу взять за ориентир, и что делать в сложных ситуациях (например, если на предприятии небольшой штат)?

Типовое положение по охране труда, утвержденное приказом Минтруда 438н, – унифицированный документ, дающий возможность учесть потребности конкретного предприятия. Его использование позволяет достичь главной цели ОТ – безопасных условий на рабочих местах.

внимание

Мы подготовили для вас образцы положения о СУОТ и приказа о его утверждении, вы можете скачать их здесь.

Для чего необходимо положение о системе управления охраной труда 2019

Положение о СУОТ аккумулирует в себе и декларирует политику предприятия в том, что касается безопасности на производстве. Важно понимать, что эта политика – не просто перечень мероприятий и работников, отвечающих за их реализацию. Это масштабный подход, учитывающий накопленную практику и планирующий безопасное будущее.

Системность необходима для того чтобы уменьшить ущерб предприятия, предвидеть и предотвращать внештатные инциденты, заботиться о здоровье сотрудников.

Кто разрабатывает положение об охране труда

Законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, кто именно должен составить положение о СУОТ. Некоторые предприятия делают это самостоятельно, на других это делегировано привлеченным со стороны профильным организациям (если необходимо соответствие международным регламентам).

Приказ 438н Типовое положение о системе управления охраной труда

Правовая база СУОТ представлена в настоящий момент такими основными документами:

  • Типовое положение о СУОТ, утвержденное Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н,
  • «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»,
  • «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».

Именно к ним в первую очередь необходимо обращаться.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Как подготовить положение о СУОТ

Обязательный этап разработки – анализ функционирующей в настоящий момент на предприятии системы охраны труда . Это служит отправной точкой отсчета для обеспечения безопасности и обоснованием решений, которые будут приниматься.

Собирается вся информация, связанная с ОТ, то есть данные по:

  • компетентности работников, обучению и контролю;
  • СОУТ и предшествующей ей аттестации рабочих мест;
  • оценке профессиональных рисков, в том числе технологических;
  • профболезням, .

Важно также учесть мнение самих работников и предписания службы охраны труда.

Вышеперечисленные данные тщательно анализируются и оформляются как отчет. На основе этого отчета будет разрабатываться положение.

внимание

Есть ли необходимость создавать положение о СУОТ, если организация малочисленна и служба ОТ состоит всего из одного сотрудника? Да, данное требование обязательно к исполнению! Неважно, насколько мал или велик штат предприятия, работодатель должен выполнить требование .

Структура положения

Имеет смысл сохранять структуру типового Положения при уникализации его для вашего предприятия. Она помогает многосторонне и объективно подойти к поставленным задачам.

Итак, оптимальным будет обозначить такие разделы:

Концепция охраны труда на предприятии (политика по ОТ)

Ответственный за наполнение и регулярную актуализацию политики по охранеы труда – руководитель соответствующей службы.

Этот раздел представляет собой своего рода меморандум, подтверждающий намерения руководителей исполнять требования закона, и максимально обеспечить безопасность производства.

Политика фиксируется как локальный нормативный акт, размещается на сайте предприятия и в помещениях на предприятии. Всех сотрудников нужно ознакомить с ней.

Актуализация этого раздела производится соответственно жизненному циклу предприятия, изменений в законодательстве, итогов СОУТ.

Функциональное распределение обязанностей по охране труда между руководителями

В зависимости от структуры предприятия на каждом производственном уровне назначаются ответственные лица. Например: участок-цех-филиал-организация.

Должны быть разработаны точные должностные инструкции для каждого ответственного лица.