Домой / Разное / Реализация профессиональных стандартов в образовательных организациях. Внедрение профессиональных стандартов в организации. Приказ о внедрении профстандартов

Реализация профессиональных стандартов в образовательных организациях. Внедрение профессиональных стандартов в организации. Приказ о внедрении профстандартов

Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?

Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы

Внедрение профстандартов в организациях , относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).

Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2020 (п. 2 постановления № 584).

Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы

В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).

Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:

  • работодатели, имеющие рабочие места с льготами или ограничениями по условиям труда, должны определять наименования соответствующих им должностей, а также устанавливать требования к квалификации сотрудников на основе профстандартов (ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ);
  • в случае если в профстандартах прописаны требования по охране труда, работодатель обязан выполнить соответствующее обучение сотрудников, т. е. на практике — выполнить требования профстандартов (ст. 212 ТК РФ).

Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.

Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.

Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов

Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.

Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:

1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:

  • установлены для льготных должностей, а также позиций с ограничениями;
  • содержат требования по охране труда в связи с особыми условиями труда.

2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.

3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.

4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.

Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:

1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.

То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.

2. При приеме новых сотрудников на работу:

  • установление факта наличия утвержденного профстандарта для их должностей — госпредприятием, установление факта наличия утвержденного профстандарта для льготных должностей, а также профстандартов с требованиями по охране труда — частным предприятием;
  • при отсутствии внедренного профстандарта соответствующего типа — реализация мероприятий по пп. 2, 3 и 4 основных мероприятий по внедрению (по списку выше);
  • при наличии внедренного стандарта соответствующего типа — определение соответствия квалификации нового сотрудника профстандарту и выявление потребностей организации в его обучении в целях приведения квалификации в соответствие профстандарту.

Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма

Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.

Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах

После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.

Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).

В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:

  • вносятся изменения в штатное расписание: существующая должность исключается, новая, соответствующая профстандарту, вводится;
  • работнику предлагается перевод на эту новую должность, и в случае согласия заключается новый ТД;
  • если работник откажется — ему предлагают другую работу из числа доступных в той же местности либо в местностях, предусмотренных заключенным с работником соглашением;
  • если сотрудник откажется от данных предложений — трудовой договор прекращается на основании положений ст. 77 ТК РФ.

ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую ] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).

Шаг 3: составление плана-графика

Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.

Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:

  • определяется перечень сотрудников, ответственных за внедрение профстандартов, а также форма организации их работы (комиссия, рабочая группа);
  • определяется перечень конкретных задач, которые должны решить сотрудники, входящие в комиссию или рабочую группу (собственно, данными задачами могут быть те, что соответствуют мероприятиям по пп. 1-3 указанного выше списка мероприятий по внедрению).

Рассматриваемый приказ может дополняться:

  • тем самым планом-графиком внедрения профстандартов, в котором детально отражается последовательность решения ответственными специалистами своих задач в привязке к конкретным срокам;
  • положением о комиссии или рабочей группе по внедрению профстандартов — локальным нормативом, детально регламентирующим организацию работы ответственных специалистов.

После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).

Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение

Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.

Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.

По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).

Итоги

Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.

Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях:

Внедрение профессиональных стандартов в организации в 2018 — 2019 годах

01.07.2016 вступила в силу новая ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом принято понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной деятельности. Иными словами, в этом документе описываются функции, реализуемые в рамках определенной должности, а также требования к уровню знаний, опыту, квалификации сотрудника, занимающего эту должность.

По своей структуре все профессиональные стандарты идентичны, поскольку оформляются на основании приказа Минтруда России «Об утверждении макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н.

Квалификационные справочники на сегодняшний день разделены на отрасли и содержат сведения по конкретным должностям в определенной отрасли. Профстандарт же может включать требования, предъявляемые к должностям одной профессии, но с разными квалификационными характеристиками в зависимости не только от образования, но и от опыта работы (приказ Минтруда России «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н). Таким образом, профстандарт содержит более четкое и подробное описание трудовых функций.

Подразумевается, что со временем профстандарты полностью заменят квалификационные справочники (распоряжение Правительства РФ «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов…» от 31.03.2014 № 487-р).

Как внедрить (перейти) на профстандарты в организации

Существует несколько особенностей, которые надлежит учесть при внедрении стандартов (см. письмо Минтруда России «Ответы на типовые вопросы…» от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, а также информацию Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов):

  1. C 01.07.2016 нельзя оформить на работу гражданина, который не соответствует требованиям профстандартов, в случаях, прописанных в ч. 2 ст. 57 и ст. 195.3 ТК РФ.
  2. Использовать профессиональные стандарты в случаях, прописанных выше, необходимо на всех предприятиях независимо от их формы собственности.
  3. При наличии информации об одной и той же должности и в квалификационном справочнике, и в профстандарте работодатель имеет право самостоятельно выбрать, каким документом руководствоваться. Исключение составляют случаи, прямо установленные законом.
  4. Нельзя уволить работника, если уровень его образования или стаж не соответствует требованиям профстандарта.
  5. В связи с введением профстандарта:
  • обязанности работника не могут изменяться автоматически;
  • вопрос об оплате за обучение в связи с повышением квалификации должен решаться на уровне коллективного или трудового договора, локального нормативного акта.
  1. Если по итогам аттестации работник, не имеющий требуемого опыта работы и стажа (не соответствующий должности по профстандарту), получит рекомендации, то допускается его назначение на должность.

Пошаговое внедрение профессиональных стандартов на предприятии

Ниже представлен примерный перечень мероприятий, которые следует выполнить с целью внедрения профстандартов на предприятии:

  1. Создать специализированную комиссию для проведения мероприятий с целью введения профстандартов. Подробности в статье Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов.
  2. Издать приказ о внедрении профстандартов в организации. Допустимо внедрение как одного стандарта, так и группы.
  3. Составить план-график необходимых мероприятий по решению данного вопроса.
  4. Ознакомиться с системой оценивания, а также провести мониторинг требований, изложенных в профстандарте для определенной должности.
  5. Провести в коллективе разъяснительную работу по вопросу внедрения стандартов.
  6. Проанализировать штатное расписание с целью установления должностей и функций работников, которые подпадают под действие профстандарта.
  7. Проанализировать трудовые договоры, заключенные с такими работниками.
  8. Определить показатели эффективности труда для данной категории сотрудников.
  9. При необходимости внести соответствующие изменения в положения об оплате труда и о порядке произведения стимулирующих выплат.
  10. Направить сотрудников на повышение квалификации (в случае необходимости).
  11. Конкретизировать трудовые функции, а также порядок оплаты труда.
  12. Разработать трудовые договоры для работников, чьи функции и должностные обязанности подпадают под действие профстандарта.
  13. Принять и утвердить должностные инструкции.
  14. Уведомить сотрудников о произошедших изменениях.
  15. Подписать с работниками новые трудовые соглашения (если это необходимо).

Образец приказа о введении профессиональных стандартов

Документом, который положит начало процедуре введения в действие профессиональных стандартов, будет приказ (распоряжение) руководителя.

Унифицированной формы этого документа нет, однако общие требования установлены ГОСТ Р 7.0.97-2016:

  1. В верхней части документа должно быть наименование его вида (приказ) и заголовок («О введении профессиональных стандартов»).
  2. Во вступительной части логично указать нормативно-правовые акты, которые послужили основанием для издания соответствующего распоряжения.
  3. Далее следует распорядительная часть с волеизъявлением руководителя:
  • о создании специальной комиссии и ее составе с указанием Ф. И. О. и должностей работников;
  • ознакомлении работников с предстоящими изменениями с указанием конкретно отведенного на это срока;
  • утверждении необходимого плана-графика мероприятий по внедрению профессиональных стандартов;
  • создании аттестационной комиссии (при необходимости);
  • назначении лица, ответственного за исполнение настоящего приказа.

Приказ подписывается руководителем предприятия.

Затем его необходимо зарегистрировать в журнале приказов, присвоив уникальный номер и дату.

Обратите внимание! Следует под расписку ознакомить с распоряжением всех лиц, перечисленных в нем.

Приказ о внедрении профессиональных стандартов на предприятии представляет собой документ, в котором выражается волеизъявление руководителя относительно введения в действие профстандартов. Унифицированного бланка этого документа нет. Он составляется в свободной форме на фирменном бланке предприятия.

В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.

Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.

Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.

Профстандарт педагога – в чем суть?

Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.

В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).

Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).


Причины введения профстандарта

Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога . Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как "квалификация" и "профессиональный стандарт", которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.

Подготовка к введению профстандарта

Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.

За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:

  • возрос уровень подготовки учащихся;
  • улучшились условия труда педагогов;
  • родители хорошо оценили изменения.

И в итоге, с 2017 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.

Структура и содержание профстандарта

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога , начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:

  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.

Описание каждой функции включает в себя три блока: "Трудовые действия", "Необходимые навыки" и "Необходимые знания". Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:

  • Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
  • Деятельность педагогов начального образования.
  • Деятельность педагогов основного и среднего образования.
  • Модуль "Предметное обучение. Математика".
  • Модуль "Предметное обучение. Русский язык".

Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.

Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.


Как будет проходить переход на новые стандарты?

На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт. Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении. Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:

  • Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
  • Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
  • Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
  • Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.

Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.

Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?

О повышении оплаты труда педагогам , подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…

Проблемы внедрения профессионального стандарта

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

С 2016 года профстандарты являются обязательными к использованию в ряде организаций. Одним из наиболее дискуссионных вопросов является порядок внедрения данных документов на предприятии. Ввиду того, что нормативы являются новшеством в отечественном законодательстве, процесс их внедрения остается не всегда однозначным. Рекомендуется следовать составленной пошаговой инструкции в оформлении актуальности стандартов.

Основания для внедрения профессиональных стандартов в организации

Начиная с 01.07.2016 г. в действие вступила ст. 195 ТК РФ. В данной статье описывается порядок применения профстандартов.

Так, под профстандартом понимается специализированный норматив, в котором приведены требования к сотрудникам в разрезе их профессиональных навыков и стажа работы. То есть, документом регламентируется набор трудовых функций, которые должен исполнять работник на определенной должности.

Также на сегодняшний день продолжают действовать справочники квалификаций, которые являются предшественниками профстандартов. Предполагается, что в ближайшем будущем стандарты вытеснят справочники. Однако до момента официальной отмены данных документов, использование справочников, как рекомендательных нормативов, не является противоправным.

Основанием для введения профстандартов является наличие необходимой должности, которая закрепляется в документе, а также работа в конкретной отрасли, для которой предусмотрен норматив.

Особенности внедрения профессиональных стандартов на предприятии

Ввод указанных нормативов является сложной процедурой, требующей изучения законодательства. В частности, особенности внедрения стандартов раскрываются в Письме Минтруда РФ «Ответы на типовые вопросы» от 04.04.2016г.

Так, к особенностям внедрения таких документов относится следующее:

План по внедрению профессиональных стандартов – что это

Для успешного внедрения профстандартов в организации руководитель должен следовать пунктам заранее составленного плана. Такие планы необходимо составлять, исходя из ПП РФ № 584 от 27.06.2016г.

Форма документа не регламентирована законодательно. Практика показывает, что наиболее часто подобные планы составляются в виде таблицы. Исходя из ПП № 584, в плане мероприятий по внедрению профстандарта должна находить отражение следующая информация:

  • список стандартов, используемых в организации;
  • порядок введения указанных нормативов;
  • данные о необходимых корректировках в местных нормативных документах;
  • данные о необходимости проведения дополнительных образовательных программ для служащих, не соответствующих требованиям профстандарта.

Пошаговая инструкция внедрения профессиональных стандартов

Процесс введения указанных документов в организации проходит по следующим этапам:

Приказ о внедрении профстандартов

Приказ руководителя является отправной точкой в процессе внедрения профессиональных стандартов на предприятии. Регламентированной формы указанного распоряжения на данный момент не предусматривается. Однако, данный приказ, как и все прочие, должен соответствовать общим требованиям составления локальных распоряжений:

  1. На официальном бланке фирмы, в верхней части листа, должно располагаться название документа и заголовок. Таким образом, на бланке необходимо указать: «Приказ о введении профстандартов».
  2. Во вступительной части документа необходимо отобразить правовую базу, которая стала основанием для введения подобных документов.
  3. Основной текст представляет собой волеизъявление управленца. В частности, необходимо сформулировать распоряжение о создании специализированной комиссии. Требуется привести полный список членов комиссии, их ФИО и должности.
  4. Далее прописывается положение, в соответствии с которым утверждается план внедрения профстандартов.
  5. При необходимости руководитель также распоряжается о формировании аттестационной комиссии.
  6. Итоговой частью основного текста становится обозначение ответственного лица за исполнение распоряжения.
  7. В конце руководитель заверяет приказ своей подписью.

По факту составления приказа он должен быть принят к учету в Журнал приказов. Там документу отводится личный номер и прописывается дата его оформления.

Все лица, указанные в приказе, должны быть ознакомлены с текстом документа под расписку.

Нюансы, которые сопутствуют вводу профессиональных стандартов в организации

При нововведениях законодательства всегда существует множество вопросов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемные аспекты введения в действие профстандартов на предприятии.

Так, распространенным нюансом является вопрос о несоответствии наименования конкретной должности в практической деятельности и ее названия в профстандарте. Решить данную проблему можно с помощью следующих вариантов:

  1. Сделать соответствующий запрос в локальное отделение Министерства труда РФ, с прошением о предоставлении рекомендаций по данному вопросу.
  2. Применять положения документа в тех ситуациях, когда это не является противоречием закону. Например, если сотруднику компании предстоит досрочное оформление пенсионного отпуска, то государственными структурами будут рассматриваться квалификационные справочники. Это означает, что использование положений профстандарта до момента оформления пенсии не должно противоречить сведениям из справочника.

Также актуальным вопросом является увольнение по причине несоответствия сотрудника требования профстандарта. Так, до момента увольнения, руководитель должен обеспечить такие варианты:

  1. Предоставление сотруднику более легкой должности.
  2. Направление на курсы повышения квалификации. Например, медики подтверждают актуальность своих знаний каждые пять лет.

При этом уволить сотрудника в данных обстоятельствах можно только по факту проведения , а также его согласия на увольнение при нежелании переходить на другую работу или получать дополнительное образование.

Помимо прочего, если руководитель компании не вводит в действие профстандарты там, где подобная необходимость установлена законом, для компании предусматривается привлечение к ответственности.

В частности, используются положения ст. 5/27 КоАП РФ:

  1. Штраф для должностных субъектов составит от 1000 до 5000 руб.
  2. Штраф для частных предпринимателей также составит от 1000 до 5000 руб.
  3. Штраф для компаний предусматривается более серьезный – от 30.000 до 50.000 руб.

При выявлении первичного нарушения штраф не является строго обязательным. Правомерно выставление предупреждения. При повторном нарушении руководителя неизбежно ожидает штрафная санкция.

Таким образом, внедрение профессиональных стандартов является необходимой процедурой, имеющей множество нюансов. Для их успешного разрешения настоятельно рекомендуется изучить правовую базу данного вопроса, а также, по возможности, получить консультацию сотрудника Минтруда РФ.

Внедрение системы профстандартов в части требований к квалификации для бюджетников обязательно. Оно должно проходить поэтапно по плану, разработанному учреждением, и завершиться в 2020 году . Официальных методичек по внедрению системы профстандартов пока нет. Как же составить план правильно?

08.08.2017

Методические рекомендации по применению профстандартов должен разработать Минтруд. На момент написания статьи документ находился в стадии проекта (№ 00/04-18047/09-14/28-13-5)< . Поэтому ответственность за процедуру перехода на систему профстандартов в учреждении полностью лежит на его руководителе.

Составление плана - часть работы по внедрению системы профстандартов в учреждении - трудоемкая, продолжительная и многоэтапная. Ее следует рассматривать комплексно с другими мероприятиями по внедрению системы профстандартов. Составление плана можно назвать координационным действием, от которого во многом будут зависеть другие мероприятия.

СОЗДАЕМ РАБОЧУЮ ГРУППУ.

Любая работа требует исполнителей и руководителя. А потому вначале следует ответить на вопрос: кто будет заниматься внедрением составлением плана? Заниматься этим будут те же лица, которые внедряют систему профстандартов в учреждении, поскольку составление плана - один из этапов внедрения. Если учреждение большое, рекомендуем создать рабочую группу (комиссию), если не очень - назначить лицо, ответственное за подготовку к внедрению системы профстандартов.

В состав комиссии целесообразно включить представителей профсоюза, кадровой, бухгалтерской, юридической служб и утвердить ее председателя (как правило, это один из заместителей руководителя). Если работы предстоит много (скорее всего, так и будет), то организацию деятельности комиссии можно возложить на назначенного для данной цели секретаря. Не следует «раздувать» состав комиссии - девять человек, не больше.

Сформировав комиссию, нужно наделить ее полномочиями и определить круг обязанностей - то есть разработать два документа: положение о комиссии и регламент работы комиссии.

Состав комиссии, положение и регламент утверждаются приказом учреждения, изданным по согласованию с профсоюзом .

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПРИКАЗА

Наименование учреждения

ПРИКАЗ № __________

О создании Комиссии по организации применения профстандартов

На основании ст. 195.3 ТК РФ и в связи с необходимостью разработки Плана по организации применения профстандартов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать Комиссию по организации применения профстандартов в составе согласно приложению 1.

2. Утвердить:

2.1. Положение о Комиссии по организации применения профстандартов (далее - Комиссия) согласно приложению 2.

2.2. Регламент работы Комиссии согласно приложению 3.

3. До (указание даты) Комиссии разработать проект Плана по организации применения профстандартов (далее - Проект), который в течение трех календарных дней подлежит направлению в структурные подразделения.

4. Руководителям структурных подразделений в течение пяти календарных дней рассмотреть Проект и в случае наличия замечаний и предложений представить их секретарю Комиссии.

5. Комиссии изучить замечания и предложения к Проекту и не позднее (дата) согласовать Проект в установленном порядке.

6. Кадровой службе (или специалисту по кадрам) представить Проект на подписание руководителю и в течение трех календарных дней после подписания ознакомить с приказом членов Комиссии под подпись.

7. Контроль исполнения приказа остается за (должность, как правило, руководителя).

Директор

С приказом ознакомлены:

Члены комиссии

(дата, подписи)

Примерный текст положения о комиссии

Название организации г. _____________________

УТВЕРЖДАЮ

«_____» ___________________ 20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе рабочей группы по внедрению профстандартов

1. Общие положения.

1.1. Рабочая группа по внедрению профстандартов является консультативно-совещательным органом, созданным с целью оказания содействия поэтапного внедрения профстандартов в _______________________________.

1.2. Рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов.

1.3. В своей деятельности рабочая группа руководствуется Конституцией РФ, Трудовым кодексом, подзаконными актами в части утверждения и внедрения профстандартов, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи деятельности рабочей группы.

2.1. Основными задачами рабочей группы являются:

Выявление профессий и должностей, по которым применение профстандартов является обязательным (составление обобщенной информации по данному вопросу);

Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в локальные нормативные правовые акты организации по вопросам, касающимся обеспечения введения и реализации требований профстандартов;

Рассмотрение в предварительном порядке проектов локальных актов по внедрению профстандартов;

Предварительная оценка соответствия уровня образования работников требованиям профстандартов на основе анализа документов об образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником, как при приеме на работу, так и в период трудовых отношений;

Подготовка рекомендаций по изменению системы оплаты труда в целях ее совершенствования и установлений заработной платы в зависимости как от квалификации уровня работника, так и от фактических результатов его профдеятельности (критериев эффективности).

2.2. Рабочая группа для выполнения возложенных на нее задач:

Анализирует работу по решению вопросов организации внедрения профстандартов;

Консультирует ответственных работников учреждения, на которых возложены обязанности по внедрению профстандартов, по проблеме внедрения и реализации профстандартов с целью повышения уровня их компетентности;

Регулярно заслушивает информацию кадровой службы, руководителей подразделений о ходе внедрения профстандартов;

Информирует работников о подготовке к внедрению и порядке перехода на профстандарты через наглядную информацию, официальный сайт организации, проведение собраний, индивидуальных консультаций, письменных ответов на запросы отдельных работников;

Готовит справочные материалы по вопросам введения и реализации профстандартов, готовит предложения о проведении семинаров, в том числе об участии в семинарах по вопросам внедрения профстандартов.

3. Состав рабочей группы.

3.1. Рабочая группа создается из числа компетентных и квалифицированных работников организации. В состав рабочей группы обязательно входят руководитель организации, представитель профсоюзной организации и работник кадровой службы .

3.2. Количественный и списочный состав рабочей группы определяется приказом директора. Изменения в приказ вносятся по мере необходимости.

4. Порядок работы рабочей группы.

4.1. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже ______.

4.2. Заседания рабочей группы являются открытыми.

4.3. Заседание рабочей группы является правомочным, если на нем присутствовало не менее 2/3 числа списочного состава рабочей группы.

4.4. Повестка заседания формируется руководителем рабочей группы на основании предложений членов рабочей группы и утверждается на заседании рабочей группы.

4.5. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов и оформляются протоколом, который подписывается председателем рабочей группы.

4.7. Деятельность рабочей группы прекращается (приостанавливается) и возобновляется приказом руководителя.

4.8. Рабочая группа по внедрению профстандартов не подменяет иных комиссий (рабочих групп), созданных в _____ (аттестационной, квалификационной), и не может выполнять возложенные на иные комиссии (рабочие группы) полномочия.

5. Заключительные положения.

5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до его отмены, изменения или замены.

В положении при описании организационной деятельности может быть также приведен список документов комиссии, указаны полномочия руководителя и его заместителя.

О РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ КОМИССИИ.

Грань между регламентом и положением довольно размыта. Конечно, эти документы различаются. Но поскольку они созданы для внутреннего пользования, ничего страшного, если часть информации положения окажется в регламенте и наоборот. Главное, чтобы с ними было удобно работать. К тому же, их всегда можно подкорректировать.

Профстандарты в части требований к квалификации применяются бюджетными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов.

Положение - технический документ, свод взаимосвязанных норм, которые регламентируют узкую область жизни (в данном случае жизни учреждения). Нормы определяют порядок формирования и обеспечения конкретного направления деятельности учреждения. Этот документ устанавливает порядок действий или статус должностного лица. Положение создает общую базу для той или иной сферы деятельности, очерчивает круг вопросов, обозначает процедуру.

Регламент - технический документ, который фиксирует перечень правил, обязательных для использования в определенном проекте, ситуации, отрасли и т. д. - конкретизирует определенные вопросы. Регламент более конкретный документ, он может раскрывать отдельные условия положения, чтобы не было двойного толкования. Регламент описывает алгоритм конкретных действий, максимально допустимые значения и т. п. Например, если в положении указано, что рабочая группа создается в организации на период внедрения профстандартов, то регламент фиксирует процедуру создания этой группы: кто ответственный, когда группа должна быть создана, как зафиксировать ее состав и пр. Обычно регламент создается на базе положения, проясняя алгоритм выполнения включенных в положение задач.

СОСТАВЛЯЕМ ПЛАН.

Созданная комиссия начинает работу над планом.

Унифицированного образца плана-графика внедрения профстандарта нет, поэтому составлять его можно в свободной форме.

Однако требования к плану существуют - они перечислены в ч. 1 Постановления № 584. План по внедрению системы профстандартов в учреждении должен содержать:

  • список профстандартов, подлежащих применению;
  • сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профстандартах, и кадрового состава учреждения, и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов учреждения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению.

В план могут быть включены и другие пункты - для удобства перехода на систему профстандартов. Каждый работодатель составляет план под свои потребности. Одни прописывают подробно все мероприятия. Другие - только переход на конкретные профстандарты.

Можно вносить в план все мероприятия списком - по мере выполнения. Но лучше разделить их на следующие блоки:

  • Организационно-правовое обеспечение и информационное сопровождение.
  • Актуализация нормативно-правовой базы.
  • Определение соответствия профессионального уровня работников требованиям стандарта.
  • Развитие профессиональных компетенций. Обучение персонала.

План-график профстандартов удобнее оформить в виде таблицы с конкретными задачами, сроками выполнения и ответственными лицами. При составлении можно взять за основу как Разработку Минобрнауки , так и Методические рекомендации соцзащиты .

Образец плана, разработанный для учреждений соцзащиты:

в ________________________________________________

(наименование учреждения)

Наименование мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Результат выполнения

Составление списка профстандартов, подлежащих применению, в том числе:

Заполняется учреждением

Перечень профстандартов, подлежащих применению

Изучение и анализ профстандартов

Составление Перечня ЛНА и документов, подлежащих изменениям в связи с применением профстандартов:

Анализ наименований должностей работников на соответствие профстандартам

Анализ должностных инструкций на соответствие профстандартам

Внесение изменений в ЛНА и другие документы:

Корректировка должностных инструкций в части трудовых функций, наименования должностей, уровня образования и квалификации

Корректировка штатного расписания в части наименования должности (профессии)

Внесение изменений в трудовые договоры работников и заключение в установленном порядке допсоглашений к трудовому договору

Корректировка Положения о проведении аттестации на соответствие занимаемой должности в части уровня образования, квалификации, стажа работы и др.

Внесение изменений в другие документы (какие)

Разработка методики определения потребности в профобразовании, профобучении и дополнительном профобразовании (далее - обучение)

Сбор сведений о потребности в обучении работников и анализ полученных сведений

Внесение изменений в коллективный договор в части обучения работников

Разработка ЛНА, регулирующего обучение работников, и его утверждение

Разработка плана обучения работников на соответствующие календарные годы (например, три года) и его утверждение в установленном порядке

Другие мероприятия по обучению работников (при необходимости)

Разработка приказа об установлении этапов применения профстандартов

Другие мероприятия по применению профстандартов

Этапы применения профстандартов

Образец плана, разработанный для образовательных учреж‑дений:

План по организации применения профстандартов

Список профстандартов, подлежащих применению

Сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профбразовании работников

Этапы применения профстандартов

Перечень ЛНА и других документов, подлежащих изменению в связи с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

Профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н

Петров П. П., педагог-психолог - потребность в высшем образовании по профильному направлению

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем мероприятий по подготовке (профобразованию) работника (1 июня 2017 года - 1 января 2020 года)

ЛНА, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профобразование

Профстандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н

Сидорова С. С., социальный педагог - потребность в дополнительном профобразовании по направлению профессиональной деятельности в организации

Внесение изменений в ЛНА и другие документы (1 января - 1 июня 2017 года); осуществление работодателем дополнительного профобразования работников (1 января 2017 года - 1 января 2020 года)

* * *

Мы ознакомились с первыми этапами внедрения системы профстандартов в организации: формирование комиссии и работа по составлению плана. В следующем номере продолжим тему.

Требование п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 584).

Проект создан 02.09.2014, находится на сайте по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=29346.

Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии ЛНА установлен ст. 372 ТК РФ - так недостижение согласия, разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять приказ.

Состав комиссии с указанием должностей (председатель, заместитель, секретарь), но без персональных данных (эта информация отражается в приказе).

«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к Письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122).

Методические рекомендации по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 № 361-р.