Последние статьи
Домой / Управление бизнесом / Презентация на тему адаптации первоклассников. Презентация на тему "адаптация первоклассника к школе". Успешность адаптации зависит от

Презентация на тему адаптации первоклассников. Презентация на тему "адаптация первоклассника к школе". Успешность адаптации зависит от

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований.

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

С КАКИМИ ЖЕ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, КАКОВЫ ИХ ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ? 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребёнка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребёнок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребёнок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).

Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребёнок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической. Уход от деятельности Это когда ребёнок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребёнка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия. Негативистская демонстративность

ВЕРБАЛИЗМ Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане.

«РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ" - ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребёнок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности. 4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки. Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребёнка. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические условия адаптации ребёнка к школе Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе). Первое условие школьного успеха - самоценность ребёнка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки.

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Советы для родителей

1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. 2. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны. 3. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. 4. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. Советы родителям

5 . В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..». 6. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку. 7. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него. 8. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления. 9. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Помочь ребёнку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребёнком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. - простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности Для первоклассников особенно важно:

Ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребёнком способы, как все это можно достичь. - научить ребёнка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); - развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: И.В. ДЕМЧЕНКО



Возрастные особенности первоклассников. Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Формируется самооценка личности. Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам. Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни. Период приспособления к требованиям школы, существует у всех 1- классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.


Начало обучения в школе нередко совпадает с возрастным кризисом. Признаки возрастного кризиса7 лет - Повышенная утомляемость - Раздражительность - Перепады настроения - Изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной и др. систем - Изменения в характере (упрямство, непокорность) - Изменения в самооценке


Особенности современного первоклассника: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот! У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.


Трудности, которые часто возник ают у первоклассников. В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура. Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Для детей характерна высокая утомляемость


Адаптация к школе Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическими факторами.




Уровни адаптации Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.


Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.


Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.




Показатели адаптационных затруднений: Недостаточная реализация личностного потенциала; Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика; Трудности в общении; Острое переживание неудач; Неадекватная самооценка; Несамостоятельность, поиск причин во вне.




Шкала «Цена адаптации ребенка к школе» Имя переменной Содержание переменной 1 АР В16a После школы выглядит утомленным, нуждается в дополнительном отдыхе 2 АР В16b С трудом стал засыпать вечером 3 АР В16c Сон стал беспокойным (крутится во сне или часто пробуждается) 4 АР В16d Просыпается утром с трудом 5 АР В16e Просыпается утром в плохом настроении 6 АР В16f После уроков приходит и сразу ложится спать 7 АР В16g Изменился аппетит (повышенный или отсутствие аппетита) 8 АР В16h После школы перевозбужден 9 АР В16i Вечером с трудом успокаивается 10 АР В16j Стали заметны навязчивые движения: грызет ногти, крутит волосы, одежду, шмыгает носом и т.д. 11 АР В16k Тревожится о школьных делах 12 АР В16l Боится опоздать в школу и что-либо не сделать 13 АР В16m Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот) 14 АР В16n Стал капризничать Опрос родителей


















Анализируя процесс адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить те его формы, знание которых позволит реализовать идеи преемственности в работе воспитателя дошкольного учреждения и учителя общеобразовательной школы. 1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. В данном случае уровень адаптации будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; от того, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в домашних условиях; от степени сформированности морфофункциональных систем организма; уровня развития произвольной регуляции поведения и организованности ребенка; от того, как изменялась ситуация в семье.


2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям относится в большей степени к пространственно- временным отношениям (режим дня, особое место для хранения школьных принадлежностей, школьной формы, подготовка уроков, уравнивание ребенка в правах со старшими братьями, сестрами, признание его "взрослости", предоставление самостоятельности и др.); личностно- смысловым отношениям (отношение к ребенку в классе, общение со сверстниками и взрослыми, отношение к школе, к самому себе как учащемуся); к характеристике деятельности и общения ребенка (отношение к ребенку в семье, стиль поведения родителей и учителей, особенности семейного микроклимата, социальная компетентность ребенка и др.).


3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Презентацию на тему "Адаптация первоклассников" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Проблемы адаптации первоклассников в школе.

Родительское собрание

МОУ Начальная общеобразовательная школа «Открытие» Г. Хабаровск

Учитель начальных классов: Егорова Ирина Михайловна

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Слайд 6

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение

4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.

5. У современных детей более слабое здоровье.

6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.

Слайд 7

Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение.

Задачи построения такого обучения:

Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.

Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.

Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:

уметь принимать учебную задачу; находить способы её решения; отбирать нужные средства; контролировать свои шаги; самому оценивать полученные результаты.

Слайд 8

Что сегодня было самое интересное?, Чему вы учились на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?

Каждый день интересоваться школьными событиями.

Слайд 9

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим.

«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».

Слайд 10

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Необходимо только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Слайд 13

Слайд 14

Вывод: Родительские притязания основаны не на понимании и учёте реальных возможностей ребёнка, а на абстрактных представлениях о неком идеале. Часто возникает ситуация завышенных требований. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для ребёнка. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Слайд 15

Слайд 17

Слайд 18

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».

Семья должна формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.

Слайд 19

Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.

Необходимо развивать внимание и память ребёнка.

Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Слайд 20

Проживая в школе немалую часть собственной жизни, ваш ребенок порой не умеет рассказать о ней так, чтобы вы получили бы более или менее четкое представление о радостях, переживаниях, успехах и трудностях ребенка. Предлагая вам несколько несложных методик родительской диагностики, надеемся, что они позволят довольно легко и естественно проникнуть в школьный мир вашего ребенка.

Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе

Слайд 21

«Пять вопросов в конце недели»

«Беседа по классной фотографии»

«Как я закончу четверть (год)?»

«Плюсы и минусы школьного дня»

«Копилка школьных успехов»

Слайд 22

Это необходимо знать родителям

Слайд 23

Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?

Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).

Предложить маршруты экскурсий и своё сопровождение детской туристической группы.

Предложить экскурсию на своё предприятие, в организацию, фирму, если сфера её деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.

Слайд 24

Советы родителям

Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.

Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение.

Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.

С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.

Слайд 25

Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.

Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.

Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.

Слайд 26

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Слайд 1

    Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
    Учитель начальных классов МБОУСОШ № 16 Дубиневич А.Е.

    Слайд 2

    « Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

    Слайд 3

    Что такое адаптация первоклассника?
    «Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Коломинский Я.Л.)

    Слайд 4

    Задачи школы перед ребенком:
    Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

    Слайд 5

    Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)
    Социальная
    Академическая
    Личностная
    Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
    Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
    Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу

    Слайд 6

    Академическая адаптация
    I этап-ориентировочный. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

    Слайд 7

    Социальная(психологическая) адаптация
    Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.

    Слайд 8

    Условия социальной адаптации:
    меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности

    Слайд 9


    Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

    Слайд 10

    Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
    Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

    Слайд 11

    Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
    Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

    Слайд 12


    Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)

    Слайд 13

    Факторы школьной дезадаптации:
    Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания) Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития)

    Слайд 14

    Виды дезадаптации:
    1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться

    Слайд 15

    Виды дезадаптации:
    С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.

    Слайд 16

    Виды дезадаптации:
    2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых

    Слайд 17

    Виды дезадаптации:
    3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

    Слайд 18

    Виды дезадаптации:
    4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

    Слайд 19

    Виды дезадаптации:
    5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

    Слайд 20

    МБОУ СОШ № 16
    « …развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира»

    Слайд 21


    Организация внеурочной деятельности первоклассников
    Организация оздоровительно- профилактической работы
    Изучение социально-психологической адаптации детей в школе
    Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период
    Деятельность методического объединения учителей МБОУ СОШ № 16

    Слайд 22

    Организация режима школьной жизни первоклассника
    Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

    Слайд 23

    Кабинет для психологической разгрузки

    Слайд 24

    Слайд 25

    Оздоровительно-профилактическая работа

    Слайд 26

    Оздоровительно-профилактическая работа
    Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.

    Слайд 27

    Оздоровительно-профилактическая работа

    Слайд 28


    Школа будущего первоклассника « Всезнайки » Задачи: -ввести ребенка в новую систему отношений; -ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.

    Слайд 29

    Учебно-познавательная деятельность
    Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.

    Слайд 30

    Диагностика первоклассников
    При помощи следующих тестов и программ: Диагностика: -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников». Тесты: - «Домики» О.А.Орехова на основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».

    Слайд 31

    Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

    Слайд 32

    Отношение к школе

    Слайд 33

    Адаптация к школе

    Слайд 34

    Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная
    Учебная деятельность

    Слайд 35

    Безотметочное обучение
    Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

    Слайд 36

    Безотметочное обучение
    1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Адаптация первоклассников.

    Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.Это процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития.

    Оптимальный адаптационный период составляет один-полтора месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению: 1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

    2. Средний уровень адаптации. Положитеньно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

    3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

    Советы родителям для формирования у ребёнка желания учиться

    Уделяйте ребенку больше внимания Отвечайте на вопросы ребенка. Родители ни в коем случае не должны открещиваться от детских вопросов, ведь любознательность – это природная особенность маленького пытливого создания! Развивайте в ребенке любопытство. Р азвивайте в ребёнке интерес ко всему новому, хвалите его даже за небольшие открытия. Обращайте внимание малыша на разные закономерности, взаимосвязь различных явлений и событий, проводите простые упражнения на внимание и память. Чаще хвалите ребенка. Похвала очень важна для ребенка. Интерес ко всему новому в раннем детстве способствует и развитию интереса к учебе в школе. Понятно, что имея добрые отношения с преподавателями, ребенок чувствует себя в школе уверенно, видит результат своего интереса к школьным предметам в виде отличных оценок. Не ругайте за плохие оценки. Ругать или наказывать ребенка за плохие отметки нельзя категорически. После такого унижения он вряд ли всерьез возьмется за учебу. Нужно выяснить причину провала, совместно проанализировать ситуацию и помочь сделать соответствующие выводы, чтобы не обострять положение. Никогда не делайте за сына или дочь уроки. Пусть он сам (сама) попробует выполнить все задания. Если не получается, пусть подсмотрит решение в учебнике или в классной тетради, даже поиск правильного решения в интернете будет полезен. Но проверять домашнюю работу нужно обязательно – это дисциплинирует и приучает к ответственности. Не принуждайте ребенка к учебе. Некоторые родители идут на хитрость и шантаж. «Гулять не пойдешь, пока не сделаешь уроки». «За компьютер не сядешь, пока не выполнишь задание». Конечно, дети стараются побыстрее покончить с уроками, чтобы освободиться для более интересных для них занятий. Для одних данная ситуация становится своеобразным стимулом: скорее сделаю – скорее получу свободу. На других же действует отрицательно, заставляя делать уроки механически, не интересуясь их содержимым. Как бы то ни было, любое принуждение вызывает ответный протест, поэтому нужно именно мотивировать ребенка к учебе, а не пытаться заставлять.

    Советы для педагогов

    Помочь первокласснику осознать себя школьником, вжиться в эту позицию;  Дать детям понятие оценки и самооценки, научить их пользоваться этими понятиями;  Научить детей пользоваться помощью учителя, когда это им необходимо, быть решительными и уверенными;  Помочь родителям почувствовать себя сильными в новой роли родителей школьника.

    Методические рекомендации для учителя по успешной адаптации первоклассников к школе  Перед началом первого урока проводите с классом комплекс утренней гимнастики. Такое мероприятие нормализует физиологические процессы школьника и подготовит его к новому школьному дню со своими сложностями и трудностями.  Не забывайте регулярно проветривать класс: в душном помещении работоспособность значительно понижается.  Напоминайте детям о соблюдении правил личной гигиены: руки и лицо всегда должны быть чистыми, одежда – опрятной, рабочее место – чистым.  Не забывайте включать в этапы урока этап рефлексии, на котором происходит формирование самооценки первоклассника.

    Спасибо за внимание