Домой / Из-за Рубежа / Организационные и творческие особенности современной спортивной фотографии. История возникновения и развития фотожурналистики в россии. Постановка как способ получить яркий образ

Организационные и творческие особенности современной спортивной фотографии. История возникновения и развития фотожурналистики в россии. Постановка как способ получить яркий образ

Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

  • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

  • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

  • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

Александр Неменов

Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

  • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

Юрий Кадобнов

Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

Григорий Дукор

Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

  • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

  • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

Александр Федоров

Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

Евгений Тумашов

Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

  • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

  • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

  • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

Дмитрий Азаров

Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

Иван Секретарев

Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

  • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

  • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

Олег Наумов

Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

  • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

  • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

Роберт Максимов

Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

  • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

Андрей Голованов и Сергей Киврин

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

  • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
  • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

Александр Вильф

Корреспондент агентства РИА Новости.

Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.

Фотожурналистика - особая форма журналистики , использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография , уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:

  • Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определённый грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в «репортажном» стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

Происхождение термина

Изобретенние термина фотожурналистика обычно приписывается Клиффу Эдому (1907-1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури . Там Эдом организовал первую группу фотожурналистики в -м году. Другие называют декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.

История

Начало

До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра , с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны ( -), сделанные британскими репортерами , такими как Уильям Симпсон (William Simpson) из Illustrated London News или Роджер Фентон , были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэттью Брэди Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harper’s Weekly . Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.

Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между и . Первая полутоновая - репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью-Йорк) . Изобретенная в магниевая вспышка (англ. Flash powder ) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс (en:Jacob Riis) непринужденно снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании .

Современная фотожурналистика стала возможна с изобретением малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой «лейки», которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве.

Аристид Бриан указывает на фотографа, который может попасть даже на секретное заседание. Париж. 1931 год.

Закулисные съёмки известных международных политических деятелей на конференциях Лиги Наций в конце 1920-х годов делал отличный юрист, владевший многими языками, Эрих Саломон , который одним из первых стал пользоваться малогабаритной камерой в информационных целях. Это его имели в виду, когда говорили, что «необходимы три условия для проведения конференции Лиги Наций: несколько министров иностранных дел, стол и Эрих Саломон ». Фотографы газет и журналов с тех пор следуют его манере, снимая по ходу событий, не дожидаясь позирования.

Хотя фотография стала и частью новостей в газетах и журналах с 1897 г., вплоть до 1927 года многие сенсационные новости (в жёлтой прессе иллюстрировались гравюрами. Первая фототелеграмма (en:wirephoto) была передана Western Union в -м году.

In Migrant Mother Dorothea Lange produced the seminal image of the Great Depression. The FSA also employed several other photojournalists to document the depression.

По началу под фотографиями в газетах не указывалось имя фотографа. Возможно, это не считалось необходимым, а может, сами фотографы не горели желанием быть названными, потому что долгое время даже самые выдающиеся фотографии очень плохо поддавались воспроизведению в газетах.

До 1980-х большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную «газетную» бумагу и грубо выгравированные изображения.

Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечеткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.

В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге.

Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 до начала 1970-х, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на великолепной широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фото агентств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия - это было совсем другое дело.

Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны, чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов.

The Best of Life (1973), например, открывается групповой фотографией (1960) на разворот, на которой запечатлены 39 знаменитых фотографов Life. Но 300 страницами позже, в списке авторов, обнаруживается, что множество из «лучших фото» Life были сделаны анонимными фотографами AP и UPI.

Признание в мире искусства

Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография , бок о бок с художественной фотографией , все больше и больше занимают места в художественных галереях.

История фотожурналистики в России

Жанры

Новостная фотожурналистика

Ежедневная съемка текущих событий, не важно – местного или международного масштаба. Материалы, относящиеся к международным событиям, поставляют на мировой рынок такие агентства, как Reuters , и AFP , а локальные новости – прерогатива более мелких и специализированных агентств или только начинающих карьеру свободных фотографов.

Репортажная фотожурналистика

Репортаж, это та же работа с новостями, но растянутая во времени - в среднем на неделю. Хороший репортаж - это история, и фотограф должен уметь рассказать эту историю достаточно увлекательно и ярко.

Документальная фотожурналистика

По сути, это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки.

Профессиональные организации

Некоторые другие организации:

Новостные организации и школы журналистики учредили множество разнообразных наград для фотожурналистов. Начиная с Пулитцеровская премия присуждается в следующих категориях фотожурналистики: "Feature Photography", "Spot News Photography" и "Capture the Moment". Другие награды: World Press Photo , Лучшее из фотожурналистики и Фотография года .

Фотографы, окружившие звезду на Каннском кинофестивале.

Этические и правовые моменты

Фотожурналисты работают в тех же рамках объективности, что и остальные журналисты. Что снять, как кадрировать и как отредактировать - вопросы, которые постоянно решает фотожурналист.

Часто этический конфликт может быть смягчен или усилен действиями редактора или фоторедактора , к которым переходят снимки сразу, как только они поступают в редакцию. Фотожурналист часто лишен возможности повлиять на то, как будут использованы его снимки.

Национальная ассоциация фотографов прессы США и другие организации создали Этический кодекс .

Основные этические аспекты вписываются в общее законодательство. Законы, относящиеся к фотографии, могут сильно разниться в разных государствах. Ситуация сильно осложняется, когда фоторепортаж, снятый в одной стране, будет затем опубликован во множестве других.

Кризис фотожурналистики

В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики Visa Pour l’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-Francois Leroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего - Associated Press , AFP , Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества :

Многие агентства сейчас применяют схемы, основанные на принципе единых тарифных ставок и подписки, которые очень нравятся журналам и газетам (...) Эти схемы придуманы людьми, чьей целью является только прибыль. Предлагая подобные схемы, они роют могилу для профессии. Вряд ли нужно упоминать журнальные фотоотделы с менеджментом, нацеленным на получение прибыли, которые используют любительские фото веб-сайты, и платящие одно или два евро за кадр. Подобные технологии распространяются все шире, и, в результате, фотожурналисты обнаруживают, что не способны финансировать свою работу над фотоисториями, требующими углубленной работы. В этом году, я могу насчитать меньше дюжины фотографов, у которых есть задания журналов на создание реальных новостных репортажей, позволяющих фотографу жить за счёт своей работы и платить по счетам в конце месяца

В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма », существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально большая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами .

В сентябре 2009 года руководство итальянского агентства Grazia Neri объявило о планах закрыть предприятие. Падение доходов за 2008 год составило более 40 процентов, за год был в два раза сокращен персонал .

На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счет налогоплательщиков, например «Франс Пресс » или «РИА Новости »

Исполнительный директор агентства Getty Images Джонатан Клейн, комментируя банкротство многих фотоагентств в августе 2009 года заявил :

Фотожурналистика означает, что фотографы могут рассказать о событии сами, с помощью фотографий. И всегда были места, где они могли опубликовать свои репортажи. Но в сегодняшнем мире медиа многие (если не большинство) из этих мест попросту исчезли

В декабре 2009 года объявило о своем закрытии французское фотоагентство Oeil Public, существовавшее 15 лет. В официальном заявлении говорится, что экономический кризис сделал невозможным производство документальных фотоисторий

Влияние новых технологий

Маленькие, лёгкие камеры существенно усилили роль фотожурналистики. Начиная с 1960-х встроенные моторы, электрическая вспышка, автофокус, качественные объективы и прочие усовершенствования в камерах сделали процесс фотографирования более лёгким. Новые цифровые камеры сняли ограничение на количество кадров на плёнке, на микродиск или карту памяти фотоаппарата могут поместиться сотни и тысячи кадров.

Содержание является самой важной частью фотожурналистики, но возможности быстрого сбора и редактирования изображения принесли значительные изменения. Каких-нибудь 15 лет назад для сканирования и передачи одной цветной фотографии с места событий в редакцию требовалось около 30 минут. Сегодня фоторепортёр, вооружённый цифровой фотокамерой, мобильным телефоном и ноутбуком , может передать высококачественный снимок в редакцию через считанные минуты после того, как кадр был снят. Камерофоны и портативные устройства спутниковой связи предоставили немыслимые ранее возможности мобильной передачи изображений практически из любой точки земного шара.

Фотожурналистом в наше время может называть себя любой человек, не стремящийся к карьере профессионального фотографа, случайно оказавшийся с фотоаппаратом в центре событий, а затем разместивший (зачастую совершенно бесплатно) фотографии в Интернете. Известны случаи, когда любительские кадры, опубликованные в Интернете , становились сенсацией. С начала XXI века средой для распространения информации и фотографий стала блогосфера . Существуют многочисленные специализированные фотожурналистские блоги на разных языках мира (на русском языке это Фотополигон) и специализированные сообщества в социальных сетях, например, Фотокуйня в сети Facebook.

Вытеснение профессионалов с рынка

К концу первой декады XXI века традиционную фотожурналистику активно стала теснить так называемая «Гражданская журналистика », появившаяся в странах Европы и США. Люди различных профессий, как правило не имеющие материальных проблем и не стесненные в отличие от профессионалов СМИ никакими обязательствами перед своими редакциями, занимаются журналистикой, в том числе и фотожурналистикой в качестве хобби , закачивая фотографии в интернет бесплатно, либо насыщая стоковые фотобанки своими снимками, цена на которые составляет 1 или 2 доллара США, которые охотно приобретают по такой цене традиционные СМИ .

Показательный пример произошёл в Тегеране летом 2009 года: тысячи людей вышли на улицы в знак протеста против результатов президентских выборов в Иране . Ни одному из профессиональных фоторепортеров местные власти не разрешили вести съемки, журналисты мировых фотоагентств не имели возможности выйти за порог своих отелей. Однако вскоре интернет был переполнен сотнями фотографий, которые сняли на свои «мыльницы» и сотовые телефоны сами участники событий - иранцы .

Можно утверждать, что фотожурналистика является наиболее универсальной формой массовых коммуникаций. Письменная и устная речь требуют знания определенного языка, а изображение в большинстве случаев может быть понято всеми. Выражение лица, эмоции, движение и положение тела, также как и композиция, свет и тень могут поведать историю не хуже любых слов.

Этот урок не претендует на то, чтобы срочно обратить вас в фотожурналиста, но, надеюсь, он позволит вам получить лучшее представление о данном ремесле. Он поможет вам понять профессионалов, практикующихся в данном направлении, узнать, чего стоит создание картинок, которые вы видите в новостях, или принять обоснованное решение о введении фотожурналистики в вашу фотографическую жизнь.

Определение фотожурналистики

Давайте для начала определим, что есть фотожурналистика. Говоря просто, она рассказывает истории через фотографии. Но, кроме того, созданные истории должны следовать правилам журналистики. Они должны быть правдивыми, а журналист должен попытаться передать сюжет максимально справедливым, сбалансированным и непредвзятым способом из всех возможных.

Фотожурналисты бывают разные, но обычно их можно встретить в газетах, журналах, на новостных станциях и веб-сайтах, и все большее количество их нынче работает в других, традиционно не визуальных новостных СМИ, типа радиостанций, которые расширили зону своего охвата в интернете.

Работа в фотожурналистике

Штатный фотограф - это тот, кто работает на конкретное издание, съемки для данного издания составляют его полный или неполный рабочий день. Внештатный фотограф, или фрилансер, снимает для множества изданий. Некоторое количество различных организаций может обратиться к услугам фрилансера для выполнения конкретного задания или на ограниченный период времени. У фрилансеров обычно есть список клиентов, на которых они работают.

Третьим наиболее распространенным работодателем для фотожурналистов являются информационно-новостные агентства типа «Ассошиэйтед пресс» (англ. Associated Press) или «Рейтер» (англ. Reuters). Газеты и иные новостные СМИ получают информацию от данных агентств по подписке. Они обеспечивают освещение новостей для подобных СМИ, поскольку те зачастую не могут позволить себе посылать собственных репортеров в отдаленные регионы.

Фотография ниже - типичное задание. Мой редактор сказал, что в местной школе есть прекрасный учитель, который интегрировал принципы «формирования характера», такие как честность, мудрость, доброта и честь, в свои занятия в гимнастическом зале, и я должен был сделать изображение, подходящее для этой истории.

Фотозадания

Жизнь фотожурналиста может быть захватывающей. Вас могут послать куда угодно для встречи с любым человеком. Это больше чем фотография и журналистика по отдельности, эта многосторонность и разнообразие опыта, возможно, самая ценная часть профессии. Общие новостные задания именно такие, обычные. Общие новости это все то, что запланировано. Званый обед, сбор средств, акции протеста, пресс-конференции, церемонии награждения, посадка деревьев, - все это виды общеновостных назначений.

Ключ к освещению данных событий (как и к большинству других) - попытаться рассказать полноценную историю при помощи изображения. Например, фотография ниже сопровождает репортаж о научном классе, который помогал выхаживать больного птенца дрозда. Мое задание состояло в том, чтобы посетить класс и посмотреть, что они делают. Фото отображает все элементы истории: класс, учителя, дрозда и то, как они ему помогали.


Спортивные мероприятия

Спортивная фотография - это специализированная версия общих новостей. Она связана с быстро развивающимся действом, и фотограф должен иметь прекрасное чувство времени. В спортивных снимках вам нужно показать конфликт и эмоции. Это обычно означает фиксацию в кадре игроков обеих команд и той вещи, за которую они борются (как правило, мяч). Эмоции можно показать через лица игроков. Это может быть тяжело из-за размахивания руками или шлемов, но лучшие спортивные фото передают не просто действие, но и эмоции.

Экстренные новости

Экстренные новости, в каком-то смысле, противоположны общим. Они представляют собой незапланированные события, как, например, автокатастрофа или пожар. Во время выполнения данных заданий, самое главное - это информация. Вам нужна информация, чтобы обезопасить себя и сделать кадр, который наилучшим образом расскажет историю.

Вам нужны репортажные навыки, чтобы получить информацию о том, кто вовлечен в ситуацию и что действительно случилось. В таких ситуациях часто требуется иметь опыт общения с правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами. Вы можете увидеть данный вид фотографии дальше в этом уроке.

Портреты

Фотожурналисты также снимают портреты. Хотя они обычно никогда не делают постановочные кадры, портреты являются исключением. Журналистские портреты, как правило, показывают человека в его среде: судья в своем офисе, художник в мастерской. Субъект обычно смотрит прямо в камеру, так что зрители знают, что это портрет. Обычно человек при этом ничего не делает, опять же для того, чтобы зритель не впал в недоразумение на счет того, является ли это фото постановочным портретом или реальной, документальной частью журналистики.

Фотоистория

Последний тип заданий - это фото история, или долгосрочный документальный проект. Для выполнения работы данного типа фотографу требуется потратить длительный период времени на документирование действий субъекта. Фото истории обычно включают в себя несколько фотографий, собранных вместе. В качестве примера можно привести следование за семьей беженцев или документирование жизни семьи, один из членов которой болен.

Великие

Фотожурналистика никогда не была профессией для искателей славы. Но если говорить о славе внутри индустрии, то тут существуют сотни потрясающих фотографов. Я собираюсь сфокусироваться на трех моих любимых. Я выбрал их, потому что они охватывают большую часть истории фотожурналистики.

Прежде чем я продолжу, позвольте мне сказать, что я американец, так что я лучше знаком с американскими фотографами. Были и другие великие фотожурналисты, не указанные здесь, такие как Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) из Франции, Роберт Капа (Robert Capa), работавший по всей Европе, Шисеи Кувабара (Shisei Kuwabara) в Японии и Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) из Бразилии. Трое выбранных мною фотографов - мужчины. Но в данной профессии есть также множество выдающихся женщин, таких как Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) и Сьюзан Мейселас (Susan Meiselas).

Уильям Юджин Смит

Уильям Юджин Смит (W. Eugene Smith) родился в 1918 и умер в 1978. Специализацией Смита были фото истории, во времена, когда журналы типа «Life» наполняли свои страницы документальными работами. Он освещал события Второй мировой войны в Тихом Океане, но известен стал благодаря более поздним своим работам. Моя любимая серия Смита называется «Сельский врач», она была опубликована в 1948. Ее часто называют первым современным «фоторепортажем».

Эдди Адамс

Эдди Адамс (Eddie Adams) родился в 1933 и умер в 2004. Он освещал 13 войн. Он наиболее известен своей фотографией генерала Нгуена Нгок Лоана, казнящего пленника-вьетконговца в Сайгоне. Его чувство времени, или удача, привели к тому, что ему удалось сделать кадр, показывающий точный момент, когда пуля входит в голову пленника. За это он получил Пулитцеровскую премию. Эдди Адамс также открыл мастерскую фотожурналистики. Места в его мастерской, пожалуй, наиболее востребованы студентами в США, и стандарты для приема в нее очень высоки.

Джеймс Нахтвей

Джеймс Нахтвей (James Nachtwey) родился в 1948, и по-прежнему снимает. В 2007 году он получил премию TED, которая гарантирует победителю $100,000 и возможность загадать «желание, которое изменит мир». Он, прежде всего, был военным фотографом, и документальный фильм, снятый про него, так и называется - «Военный фотограф» (англ. «War Photographer»). В фильме к его фотоаппарату прикреплена маленькая видео камера, что позволяет вам видеть действие глазами Джеймса Нахтвея. Некоторые из моих любимых работ Нахтвея - это его фотографии людей, страдающих от СПИДа в Африке, и его нынешняя премия TED направлена на борьбу лекарственно-устойчивым туберкулезом.

Навыки

Фотожурналистика - это область с высочайшей конкуренцией. Обладание правильными навыками необходимо для построения успешной карьеры. Во-первых, очень важны навыки общения. Фотожурналист должен быть способен быстро завоевать доверие людей и выполнять свою работу так, чтобы это доверие не было разрушено.

Хорошие навыки в журналистике идут с этим фактором рука об руку. Знание того, как определить наиболее существенные моменты истории и как донести их до публики, имеет решающее значение. Это значит, что большинство фотожурналистов также владеют другими направлениями журналистики, в том числе написанием статей и проведением интервью.

Фотографические навыки

Человек, претендующий на позицию фотожурналиста, также должен иметь безупречное портфолио. Портфолио должно содержать множество изображений с вышеупомянутых типов заданий, и эти фотографии должны демонстрировать умение работать в сложных ситуациях. Многие начинающие фотожурналисты проваливаются на ситуациях с низким уровнем освещения.

Фотография ниже была сделана ночью без вспышки. Выдержка примерно 1/8 секунды, но т.к. я практиковался в стабилизации собственного тела и знал, как использовать моторный привод камеры для нивелирования дрожания, я получил резкое изображение при одном лишь свете от свечей.

Три элемента отличного кадра - это свет, композиция и момент. Важно понимать, когда надо использовать вспышку, а когда - драматичный натуральный свет. Также знание основ композиции типа правила третей, ведущих линий и повторения форм сослужит вам добрую службу. Но самое существенное - это нахождение идеального момента. Ищите пик эмоций.


Технологические навыки

Современный фотожурналист должен быть способен снимать и передавать изображения в цифровом виде, а также хорошо разбираться в он-лайн инструментах, таких как блоги и социальные сети. Тенденция сейчас состоит в увеличении количества видео в интернете. Фотожурналисты нынче часто носят с собой еще и видеооборудование, чтобы использовать его, когда потребуется. Это предполагает также необходимость иметь базовые знания в области программного обеспечения для редактирования видео.

Этика

Главное, что отличает фотожурналистику от других форм фотографии, это доверие. Зрители должны верить, что изображение, на которое они смотрят, позволит им получить истинное представление о произошедшем. Это сводится к двум основным вопросам: вмешательства и манипуляций.

Фотожурналист никогда не должен вмешиваться в ситуацию. Он/она никогда не могут направлять или просить позировать людей в кадре, кроме тех ситуаций, где требуется портрет, в этом случае они следуют правилам, упомянутым выше в разделе о фото заданиях. Портреты также помечаются как таковые в описании, с использованием фраз типа «Мистер Смит позирует» и тому подобных.

Можно поспорить, что одно присутствие фотографа уже может изменить ситуацию. И хотя иногда это справедливо, но вмешательство можно минимизировать при помощи терпения и практики. Люди обычно привыкают к присутствию фотографа, и в самом удачном случае, они все вместе забывают о нем. Фотожурналист должен уметь хорошо объяснять свои цели, чтобы снимаемые люди понимали, должны ли они позировать или менять свое поведение.

Этика пост-обработки

Фотоманипуляции строго запрещены. Это особенно относится к пост-обработке. Ничто в (или на) фотографии не должно быть отредактировано. Постобработка может коснуться лишь корректировки цветовых искажений, проблем с экспозицией и широтой фотоматериала, и легких недостатков резкости. Камеры все еще не так хороши в воспроизведении изображений, как глаз, так что иногда мы обязаны компенсировать это.

Кадрирование также допускается. Но морщины оставляем, мешки под глазами оставляем, пятна на рубашках оставляем. Фотожурналист не может двигать баскетбольный мяч в кадре, убирать или вставлять его. Добавление драматических эффектов типа виньетирования, художественных фильтров и тому подобного также против правил.

Этичный подход и отношение

Еще одна сторона этики состоит в том, как фотожурналист снимает и изображает людей. Это требует сострадания и искреннего интереса к участникам событий и освещаемой теме. Об этой части этики сложнее говорить, так что я хотел бы описать ситуацию, в которую я однажды попал, что случается постоянно в мире журналистики.

Я был вызван на место происшествия, так что это попадает в категорию экстренных новостей. Маленькая девочка была сбита машиной. Это был несчастный случай, водитель не была пьяна и травмировала девочку не намеренно. Когда я прибыл на место, водитель все еще была там, как и многие члены семьи жертвы. Обе стороны знали друг друга, и мы скорбили вместе. Я сделал фотографию, представленную ниже. Она достаточно наглядна из-за крови на футболке водителя.

Изображение, очевидно, убедительно, но какой в этом смысл? Это новость? Зачастую вы не можете принять это решение, находясь на месте происшествия. После возвращения в редакцию, репортер обнаружил, что жилой комплекс, где произошел несчастный случай, недавно отправил письмо всем жителям, с просьбой быть очень аккуратными во время вождения, ради безопасности детей и пешеходов. Так мы выпустили фотографию.

Девочка умерла в госпитале позже, но смысл новости был не в том, чтобы эксплуатировать ее смерть, а в том, чтобы заострить внимание на проблеме. Это тонкая грань, необходимо много думать и обсуждать, прежде чем принять финальное решение.


Доступ

Без сочувствия и доверия, вы никогда не получите доступ. Под доступом я подразумеваю убеждение людей позволить вам документировать их жизни, проникнуть в их историю. Лучшие истории появляются не на пресс-конференциях или из заявлений служб информации, они возникают, когда вы выходите на улицу и ищете интересных людей. Просить этих людей разрешить вам следовать за ними, порой месяцами, может быть трудно. Здесь есть несколько моментов, которые следует учесть.

Анализ рисков/выгоды

Во-первых, фотожурналист должен определить, как история субъекта поможет обществу. Во-вторых, следует понять, как данный репортаж повлияет на самих снимаемых людей. Поможет ли достичь чего-то или же, напротив, повредит их репутации и сделает их жизнь тяжелее?

Каждая история имеет собственные уникальные факторы, но фотожурналист должен представить этот баланс между общественным благом и личным ущербом или выгодой тем, кого он хочет фотографировать, так, чтобы им это было понятно. После этого, решение за ними. Однако когда журналист допущен внутрь ситуации, от них же зависит, будут ли они вести себя так, чтобы ему был обеспечен постоянный доступ. По идее, выгнать не должны…ну, по крайней мере, не насовсем.

«Вон»

Но это, все же, очень хорошая идея - предоставить людям возможность выгнать вас на время. Позвольте мне объяснить, многие фотожурналисты разрешают своим моделям сказать им «вон». Они говорят им, что если им становится некомфортно и если они хотят, чтобы их оставили ненадолго, это нормально.

Важно дать людям возможность на время укрыться от глаз общественности, но обычно одного лишь знания о том, что у них есть власть прогнать вас так, чтобы вы при этом не расстроились, уже достаточно. Зачастую более важно иметь возможность, чем использовать ее.

Преданность и сострадание

И наконец, люди должны знать, что журналист предан их истории. Очень помогает в этом то, что вы будете проводить с ними много времени, и это идет рука об руку с доверием и состраданием. Фотография ниже - часть репортажа, который я делал, о матери, которая растила свою маленькую дочку с церебральным параличом. Дочери, Лианне, было около 5 лет, и она немногое могла сделать сама.

Мать должна была ее кормить, купать, носить, поднимать и интерпретировать сигналы ее глаз, чтобы понять, что она пытается объяснить, потому что говорить она не могла. Из-за того, что я провел с этой семьей много времени, ее мама открыла мне доступ ко всему, даже к купанию, чтобы показать ту степень, в которой Лианна полагается на свою маму.


Рассказ истории

Как я упоминал ранее, фотожурналистика - это рассказывание историй посредством фотографий. Большинство репортажей в газетах и журналах позволяют разместить лишь один сопутствующий кадр, так что чем больше вы можете через него поведать, тем лучше. Существует множество способов сделать это, но я остановлюсь на двух самых сильных инструментах в запасе фотожурналиста.

Слои

Часто слои используются для привнесения контекста в фотографию. Фотография с энтузиазмом играющего музыканта может быть сделана где угодно, но тот же музыкант, снятый с толпой людей на фоне, это уже история. Может быть, толпа огромная, и музыкант питается их энергией, или, напротив, толпа маленькая, а музыкант отдает им все, что у него есть. В любом случае, «слоистость» содержания очень многое добавляет к истории. Слои не обязательно должны быть столь масштабны, как в этом примере, маленькие элементы и детали также позволят создать контекст, обогащающий содержание.

Эмоции

Другой важный аспект в истории - это эмоции. Фотожурналист должен быть экспертом в чтении и, что более важно, предугадывании выражений лица. Слезы, задумчивый взгляд, широкая радостная улыбка, - все это показывает, как люди на фото относятся к тому, что они делают. С детства мы учимся распознавать лица людей, которые рядом с нами, использование этого навыка в фотографии может стать очень мощным инструментом.

На фотографии ниже ветеран Второй мировой войны. Он воевал на Тихом Океане и награждался медалью за свою службу местной Ассоциацией ветеранов зарубежных войн. Медаль и значки других людей в кадре создают слои, и я уверен, что его лицо выражает признательность, надеюсь, что это легко читается зрителями. Я надеюсь также, что этот урок дал вам более глубокое понимание мира фотожурналистики.

Стать спортивным фотографом хотели бы многие. Адреналин, азарт, охота за «тем самым кадром» на бешеной скорости - согласитесь, звучит привлекательно. Но только не думайте, что вас ждут исключительно веселье и путешествия. Роберт Максимов, официальный фотограф Федерации тенниса России и амбассадор Nikon, не понаслышке знает, что такое многочасовое ожидание на лютом морозе, работа с 15 кг техники за плечами и поистине братская взаимовыручка коллег.

Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1600
ISO: 800
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4


За более чем 40-летнюю карьеру у Роберта, который сам в молодости занимался лёгкой атлетикой, накопилось немало историй и советов. Интересно, что по сути всю эволюцию спортивного фоторепортажа - от чёрно-белых пленок до «нафаршированной» Nikon D5 - он наблюдал своими глазами через объектив.

Один из самых запоминающихся уроков Роберту однажды преподал коллега в Атланте. Фотограф вспоминал, что зал, в который они тогда попали, был очень плохо освещён. «Нашли хорошую точку съёмки, я ставлю конвертор, черно-белую пленку, потому что цветная здесь, на мой взгляд, бесполезна. А мой друг, итальянский фотограф Джулиано, говорит, что всё-таки попробует снять на цветную. Выступают женщины на брусьях. До объекта съёмки метров 60. У Джулиано объектив 400 mm, конвертор, выдержка - 1/60. Любое движение нерезко. Я удивлялся - зачем он это делает? Но когда принесли из проявки пленку, это была просто фантастика. Всё в движении, смазано, а лицо спортсменки абсолютно резкое. Он снял то, что снять было невозможно!», - говорит Максимов.


Камера: Nikon D4

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 560 мм

Что главное?

По мнению Роберта, участвующего в международном проекте о фотографах в разных жанрах NikonPro , самое важное в камере спортивного фотографа - правильный автофокус. «Это важнейший фактор. И второе - хорошая матрица. Всё остальное не так важно, мне даже не нужны эти 14 кадров в секунду. Главное - чистое, качественное изображение и точный автофокус. Nikon D5 и D4s (ссылки)- одни из лучших камер в этом деле!», - признаёт мастер.

Не забываем и про высокие ISO. Ведь фотограф может выбрать более короткую выдержку. «Так, если раньше я снимал на 1/800 или 1/1600, теперь я могу снимать с выдержкой 1/2500 и выше, так что ракетка и мячик становятся резкими, не смазанными. Видна даже фактура ворса!», - говорит Максимов.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Мастер утверждает, что у фотографа обязательно должна быть качественная экипировка. Ведь однажды именно она его и спасла. Представьте: горный склон, 19 градусов мороза, ветер. И высота - около 2700 метров. И вдруг старт скоростного спуска отменяют! Сначала на час, потом ещё... В итоге половина фотографов просто не выдержали таких условий и ушли. «Я завернулся, капюшон надел, закрылся, устроился в сугробе и уснул. Я сам горнолыжник и для съёмок экипировку использую горнолыжную. Она идеальная, с подогревом - ткань с нитью карбида циркония, мне в сугробе хорошо!», - вспоминает Максимов.

А как в двух словах описать, что в общем и целом нужно делать спортивному фотографу? Думать и наблюдать. «Я терпеть не могу, когда рядом со мной сидит фотограф и строчит как из пулемета. Я говорю ему: «Подумай. У тебя 10 кадров в секунду. Бежит Болт. Почти каждый кадр совпадает с отталкиванием. Если ты первый кадр снял в тот момент, когда у бегуна нога „захлёстывает“ (между собой мы называем такие кадры „инвалидами“ - одной ноги не видно), тогда все 10 кадров получатся дефектными. Если ты попал с первым снимком в нужный момент, то все следующие тоже будут хорошие. Думай!», - советует Роберт.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

А вообще Роберт Максимов абсолютно убежден, что фотограф, который может снимать лёгкую атлетику, сможет снять всё что угодно. Ведь это колоссальный опыт: абсолютно разные условия, задачи, решения... Плюс, это настоящая проверка на прочность! «Физически для меня очень сложным спортом для съёмки оказались горные лыжи, скоростной спуск. И технически тоже, - делится Роберт. - В чём сложность: скорость спортсмена - 140-150 км/ч. Как правило, снимать можно с единственной фотопозиции, которую определяет шеф-фотограф. Сюда пускают 10-12 человек, не больше - только пул, или только если „твой“ спортсмен в лидерах, а так получить сюда допуск почти невозможно».


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Профессиональная взаимовыручка

Все должны понимать, что работа спортивного фотографа, которому необходимо часто ездить за границу, во времена СССР была сильно осложнена. Так, не разрешали выезжать за пределы страны дважды в год (а ведь летняя и зимняя Олимпиады бывали в один год). «Таким образом, съездив на одну, - а я выбирал, как правило, летнюю, - зимнюю автоматом пропускал», - признаётся Роберт.

Но поговорим о тех мероприятиях, которые Максимов всё же смог увидеть собственными глазами. Вообразите огромную толпу фотографов на Олимпиаде: скорее всего, первое, о чём вы подумали, - бешеная конкуренция. Как ни странно, Роберт с нежностью говорит о своих коллегах из других изданий, вспоминая множество историй о взаимовыручке и помощи. Да и вообще называет спортивных фотографов семьёй, а с некоторыми дружит по несколько десятков лет.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/30
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

«Был один случай. Представьте: забег 100 метров, финал. Кто выиграет? Фотографы снимают на 400 мм, да ещё и с конвертором, чтобы сделать снимок в лоб, крупный план, запечатлеть эмоции. Нас четверо: итальянцы Джулиано и Коломбо, немка Глади и я. Четыре дорожки распределяем между собой - кто-то снимает первую, кто-то вторую и так далее. Снимаем каждый „своего“ спортсмена, и после победного финиша делим между собой снимки победителя», - приводит Роберт пример.

Кстати, больше увлекательных историй из жизни и интервью с профессиональными фотографами можно найти на сайте NikonPro .

«Если раньше много внимания и времени отнимала установка экспозиции, сейчас ты об этом не думаешь. Я выставляю нужные мне параметры и больше о них не забочусь, я весь в творчестве. Ищу нужный кадр, нужный момент - только это», - говорит Максимов, добавляя, что техника должна отрабатывать своё, а наша голова - своё, а уж если всё это совместить - результат не заставит себя ждать!


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 270 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 150 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра журналистики и литературы

Фоторепортаж. Методика работы.

Введение ……………………………………………………… ………………………………………….....3
Глава 1. Фотожурналистика ……………………………………………………………………….. 6
1.1. Система жанров фотожурналистики ……………………………………………………6
1.2. История развития фотожурналистики в России …………………………………7
1.3 Кризис фотожурналистики ………………………………………………………………..…7
Глава 2. Фоторепортаж. ………………………………………………………………………….. ….10

2.1. История возникновения и развития фоторепортажа в России............10
2.2.Принципы и методы фоторепортажа…………………………………………… ………11

2.3.Технология создания фоторепортаж……………………………………………… …….13
2.4 Выбор иллюстраций………………………………… ……………………………………………..14
Глава 3. Анализ фоторепортажей, опубликованных на официальном сайте Чемпионата Мира по биатлону и лыжным гонкам…………………………………… 18
3.1. Анализ собственного фоторепортажа. Фоторепортаж №1. «Российские паралимпийцы поделились опытом с юными спортсменами Ханты-Мансийска» (приложение) ………………………………………………………………………..… .18

3.2.Анализ фоторепортажа №2 «Спортсмены сборной Канады познакомились с Ханты-Мансийском» (приложение)……………………………………………… …………………………………………………..20
3.3 Анализ фоторепортажа №3 «Эрик Ангштадт: Необходимо добиться независимости и устойчивого развития каждого вида спорта»……………….…..21
Заключение ……………………………………………………………………………… …………………..…24

Библиографический список……………………………………………………………… ……………..27


Введение

Фотография прочно вошла в современную жизнь. За короткое время она проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Особенно широкое применение фотография получила в печати, став незаменимым средством информации и пропаганды. Сложилась специальная отрасль журналистики – фотожурналистика. Появление массовой иллюстрированной прессы и возможностей тиражирования визуальной информации сделали фотожурналистику мощным фактором влияния на общественное сознание.
Но, к сожалению, присутствие фоторепортажа в традиционных средствах массовой информации становится все менее заметным.Традиционные иллюстрированные периодические издания и общественно-политические журналы отдают фотожурналистике все меньше и меньше места. И этому есть много объяснений. Практика журналистики в свете всемирных корпоративных объединений продиктована материальной целесообразностью изданий, желанием инвесторов вернуть вложенные средства. В целом журналистика превратилась в "бизнес", в котором бухгалтеры и менеджеры оказывают не меньшее влияние на то, как освещаются события, чем редакторы. Затем, выросло давление со стороны рекламодателей, что также отразилось на редакторской политике. И, наконец, представители многих изданий утверждают, что аудитория требует от них все более подробного освещения мира шоу-бизнеса, таким образом ограничивая возможности для публикации репортажной или документальной фотографии.
С другой стороны, количество печатных изданий неуклонно растет, и во многих странах, где успешно проходят экономические и политические реформы, новые журналы выходят каждый месяц. Более того, издания, ранее не поддерживавшие жанр фотожурналистики (например, глянцевые женские журналы), приходят к необходимости говорить на более серьезные темы, что заставляет их чаще и лучше использовать качественную фотографию. Определенным выходом для фотографов являются, в первую очередь, онлайн-СМИ. Кроме представления фотографий в формате мультимедиа, существует востребованность со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций и т.п. В наше время, когда понятие "коммуникации" применимо во всех сферах, многие структуры стали осознавать информационную ценность фотоизображений.
Следовательно, тема данной курсовой работы достаточно актуальна , потому как фоторепортаж сталкивается с двумя противоречащими друг другу проблемами: не востребованностью традиционных иллюстрированных периодических изданий и общественно-политических журналов, и наоборот, повышенной востребованностью со стороны некоммерческих организаций, структур, занимающихся развитием различных областей бизнеса, правительственных и городских администраций.
Научная новизна исследования – впервые в качестве анализа мы использовали фоторепортаж собственного производства (с соревнований Чемпионата мира по парабиатлону 2011г.).
Цель данной работы: рассмотреть фоторепортаж как жанр фотожурналистики и методы работы над ним.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    дать определение понятию «фоторепортаж» и изучить его виды;
    подробно рассмотреть методы работы над фоторепортажем, а также изучить технику связки фотографий с текстом;
    проследить, как на практике применяются изученные методы.
Объект исследования: Фотожурналистика как особая форма журналистики.
Предмет исследования: Фоторепортаж и методология его создания.


Методы исследования:
Методологическая база: основу теоретической главы составили труды таких исследователей, как И. Д. Бальтерманц, Я.Д. Фельдман и Л.Д Курский.


Глава 1. Фотожурналистика

      Система жанров фотожурналистики
Фотожурналистика - особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:
      Время - снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
      Объективность - ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
      Повествовательность - снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.
      Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Три основные составляющие фотожурналистики:
Новостная фотожурналистика – это просто новость. Новость может быть в большей степени визуальной (открытие памятника), вербально-визуальной (театральная премьера) и всего лишь уточнением вербальной новости (портрет докладчика, обнародовавшего сенсационную новость).
Репортажная фотожурналистика - это почти то же, что и новостная, но растянутая во времени на дни или недели. Это может быть обращение издания к одной теме в нескольких номерах (репортаж о ходе забастовки или с крупной международной выставки; освещение продолжительного судебного процесса или международных спортивных игр и т. д.).
Документальная фотожурналистика - это тот же репортаж, но уже не заключенный в жесткие временные и редакторские рамки. 1
      История развития фотожурналистики в России
В 1994 году в стране был проведен первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ «ИнтерФото» - фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года. В рамках «ИнтерФото» проходил ежегодный конкурс и выставки «ПрессФотоРоссии».
13 января 2010 года в День российской печати российские фотожурналисты впервые выступили с акцией протеста на Красной площади в Москве, где с 2008 года приказом ФСО России запрещена фотосъемка с использованием любой профессиональной фотоаппаратуры, в частности с объективом длиной свыше 7 сантиметров. Группа из 20 фоторепортеров газет, журналов и мировых фотоагентств провели флешмоб (заранее спланированная массовая акция), в ходе которого производили фотосъемки, используя профессиональную аппаратуру. 2
1.3 Кризис фотожурналистики
С 1990-х годов телевидение, имевшее несравнимо большие бюджеты благодаря рекламе, стремительно развивалось, изменяя подачу новостей - вместо диктора в студии, читавшего по бумажке, в обиход пришли прямые трансляции с мест событий. Не скупились телекомпании и на дорогие качественные репортажи. Как следствие, стали падать тиражи у печатных изданий, цветных иллюстрированных журналов, не способных конкурировать в оперативности с телевидением. Экономический кризис поразил большинство мировых фотожурналистских агентств. За этим последовала частичная потеря авторских прав, понижение ставок фотографов. Тройка основных информационных мировых агентств, ранее сосредоточенных преимущественно на текстовой информации - Associated Press, Agence France Press и Reuters наняли за фиксированную зарплату фотографов - профессионалов высокого класса, тем самым резко повысили качество своей новостной фотографической продукции, которую стали охотно покупать газеты и журналы по недорогой годовой подписке. В результате чего большинство мелких и средних и даже крупных агентств, не имевшие возможности предложить таких демпинговых условий, были вытеснены с рынка.
Приход новых технологий, в частности появление на рынке Royalty-free фотографий, за которые не надо платить лишь усугубил кризис. Газеты и журналы стали охотно приобретать за бесценок любительские фотографии, а интернет оказался перенасыщен визуальной информацией, что существенно сказалось на уровне фотожурналистов и способствовало разорению журналистских агентств.
В России в начале XXI века стало нормой пренебрежение авторским правом фотографов и кража фотографий из сети Интернет с целью публикаций на страницах печатных СМИ. Многим репортажным фотографам пришлось уйти в коммерческую фотографию ради того, чтобы выжить.
В 2009 году основатель и директор фестиваля фотожурналистики VisaPourl’Image во французском Перпиньяне Жан-Франсуа Лерой (Jean-FrancoisLeroy) осудил крупные фотоагентства (прежде всего - Associated Press, AFP, Reuters) за то, что они «старательно роют могилу для своей профессии», предлагая средствам массовой информации подписные схемы, основанные на очень больших скидках. Лерой утверждает, что это ухудшает ситуацию для фотожурналистов, которым приходится делать вывод о ненужности этого вида творчества.
В августе 2009 года объявило о своем банкротстве одно из ведущих мировых журналистских агентств «Гамма», существовавшее с 1966 года. По данным французской газеты L’Umanite на сентябрь 2009, за год в мире закрылись более 20 процентов агентств, специализирующихся на фотожурналистике. По мнению журналиста газеты, издания стали интересовать лишь как максимально быстрая скорость в получении фотографий с места событий, а не качество материала и вдумчивость фотографа в работе над темами и репортажами.
На «плаву» остаются лишь агентства, находящиеся на дотациях у государства за счет налогоплательщиков, например «Франс Пресс» или «Риа Новости» 3 .
    Глава 2. Фоторепортаж.
    2.1 История возникновения и развития фоторепортажа в России
Фоторепортаж
Репортаж может быть серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.
Каждый фоторепортаж должен иметь свою фабулу, четко очерченные пространственные и временные координаты изображения. Исследователи фотожурналистского творчества выделяют следующие разновидности жанра:
    хроникальный фоторепортаж;
    фоторепортаж-отчет;
    фоторепортаж с оценочным началом.
В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала "Всемирная иллюстрация", затем иллюстрированных журналов "Стрекоза" и "Нива". Широко известным фоторепортером конца XIX - начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.
Внутри жанра сложились такие популярные направления как - политический фоторепортаж, производственный, сельскохозяйственный, научный, событийный, спортивный, криминальный, экологический и другие.
Фоторепортаж на страницах газет, как правило, ограничен несколькими разноплановыми снимками. "Классический" газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий - общего, среднего, крупного плана, текста и подтекстовки. Этому есть свои причины. Первое - газета ограничена местом и не может себе позволить напечатать более трёх снимков. Второе - в трёх разноплановых фотографиях можно дать самую подробную визуальную информацию о происходящем. Еще потребуется место для текста, он может быть коротким, но совсем без него не обойтись. Что касается толстого глянцевого журнала или интернет-издания, то в них можно опубликовать в несколько раз больше фотографий. 4

2.2. Принципы и методы фоторепортажа
Фоторепортаж располагает двумя методами фотосъемки – репортажным и постановочным. При репортажном методе фотограф не пытается влиять на ход событий, он лишь фиксирует момент подлинного события, которое происходит независимо от того, фотографируют его или нет. При репортажном методе съемки важна фаза запечатления события. Поэтому фотограф фиксирует наиболее выразительные моменты, делая разнообразные дубли. Просматривая затем отснятый материал, он выбирает наиболее удачные кадры.
Сильная сторона фоторепортажа состоит в его правдивости. Подлинность, документальность фоторепортажа превращает его в мощное средство агитации и пропаганды.
Постановочный метод заключается в предварительной организации сюжета с целью фотосъемки. Происходят фиксация заранее подготовленного эпизода. Это близко к особенностям съемки кинофильма, съемки в театре, в фотопавильоне.
С точки зрения совершенства формы фотографического снимка постановочный метод несомненно обладает значительно большими возможностями.
Фоторепортер часто не имеет возможности найти лучшее освещение и композиционное решение, выбрать лучшую точку съемки и т.д. Его снимки могут быть протокольны, а порой недостаточно осмыслены, потому что часто на это не хватает времени. Они могут проигрывать в художественном отношении, но выигрывают в подлинности фактов.
Каждый репортер снимает событие по-своему и эта его субъективность никак не повлияет на событие.
Но репортажный метод может утратить правдивость, если люди, изображенные в кадре, реагируют на присутствие фотографа. Героям встречи необходимо адаптироваться, привыкнуть к фотографу.
Репортаж ценен своей правдивостью. Это относится к справедливости движения, жеста, правдивости эмоциональной фазы, все это имеет прямое отношение к репортажу.
Снимок может быть сделан репортажно, но если выбран неудачный момент съемки и освещения, то снимок будет выглядеть неправдиво, противоестественно.
Кроме того, репортаж,особенно газетный, связан с большой оперативностью. Если фоторепортер опоздает с передачей информации о событии, она утрачивает свой смысл. Оперативность – это первая заповедь фоторепортера. 5

2.3. Работа над фоторепортажем
При работе над фоторепортажем, фоторепортер получает техническое задание, где подробно описывается тема и главные лица, которых нужно снимать. Затем фоторепортер прибывает на место события, знакомится с помещением,где будет происходить съемка, оценивает освещение и делает несколько технических снимков, для того, чтобы проверить верный ли режим съемки он выбрал.
Главное в процессе съемки не пропустить интересные эксклюзивные кадры общения. Для репортажа очень важно зафиксировать эмоции, взгляды, жесты, процесс общения.
Цель фоторепортажа – освещение события с помощью серии фотографий и небольшого текста, зачастую фоторепортаж создается без описательной части (текста).
Основной план работы:

    Сделать несколько кадров общего плана, показывая всю локацию
    Крупный план (как люди наблюдают за событием)
    Зафиксировать на камеру главные лица встречи
    Для того, чтобы «привязать» людей к событию –необходимо снять различные «баннеры»
    Важно зафиксировать все моменты, свойственные тому или иному виду события. К примеру, если фоторепортер снимает бизнес-встречу –необходимо зафиксировать рукопожатие, подписание бумаг и т.д. Что касается спортивных соревнований, важными моментами во время них являются: старт, падения, финиш.
Если фоторепортаж делается без текста, то репортер должен изобразить все с помощью фотографий так, чтобы человек, который будет их просматривать, смог без текста понять все, что происходило во время мероприятия.
Если же фоторепортаж сопровождается текстом, то главное изобразить основные моменты встречи: место проведения мероприятия, кто его открывал, кто участвовал, реакция публики, закрытие встречи.

2.4 Выбор иллюстраций

Появление на страницах газет хороших, качественных снимков зависит прежде всего от фотокорреспондента. Фотограф может улучшить качество своих снимков, пользуясь следующими советами:
1. Меняйте направление съемки. Необязательно всегда снимать “в лоб”, посмотрите, как будет выглядеть объект съемки снизу, сверху, сбоку - это даст читателю возможность увидеть различные ракурсы.
2. В каждом снимке должно присутствовать действие. Если в кадре находятся люди, они должны что-то делать, а не позировать для снимка. Характерные выражения лиц, непринужденные жесты людей на снимке создают впечатление живости и неофициальности происходящего.
3. Используйте подходящую бутафорию для того, чтобы люди не смотрели в объектив. Сделайте что-нибудь на переднем плане центром их внимания.
4. Композиция снимка должна быть плотной, без пустых мест между людьми или на заднем плане - это делает снимок единым целым.
5. В каждой фотографии должен присутствовать единый композиционный центр, фокусирующий внимание читателя. Если их несколько, оно рассеивается.
6. Число людей на снимке следует ограничивать. Если вы не стремитесь создать эффект толпы, сократите их число до наиболее рационального. Группа из 3-4 человек предпочтительнее, чем из 10-12.
7. Пусть на снимках присутствуют люди. Во-первых, это помогает читателям оценить размеры помещений, улиц, деревьев и т. д., во-вторых - придает снимкам динамику.

8. Продумайте “настроение” снимка. Покажите читателю, как чувствовал себя “объект” во время съемки. Если мэр города сердился на заседании муниципального совета, а победивший на выборах политик улыбался, пусть читатели увидят это. Но не просите людей улыбаться, если фотография предполагает серьезное или траурное настроение.
9. Иногда поворачивайте камеру вокруг - это позволяет снять не только действие, но и реакцию на него. Не снимайте только участников матча - запечатленная реакция болельщиков на забитый гол может быть гораздо красноречивее.
10. Следует предъявлять высочайшие требования к качеству снимков. Нерезкие, затемненные снимки неприемлемы.
11. Фотоснимок должен нести сообщение, а не только переносить читателя на место события. Часто фотография, на первый взгляд не иллюстрирующая материал буквально, может сказать читателю многое. Фотокорреспондент обязан знать и понимать материал и лишь потом искать к нему живописные, “говорящие” кадры.

Элементы, привлекающие внимание читателя

Следует помнить о некоторых элементах, особо привлекающих читателя. Это повышает читаемость материалов. Вот несколько элементов содержания фотоиллюстраций.
Дети . Просто хорошая фотография ребенка или же снимки детей, иллюстрирующие менее важные новости.
Животные . Универсальные объекты съемки, которые нравятся буквально всем.
Люди, выдающиеся личности . Фотопортрет с подписью может в несколько раз больше привлекать внимание читателей, чем короткая заметка на ту же тему.
Необычный снимок . Рядовое событие может быть эффектно снято с помощью нетрадиционных методов, включающих в себя необычные ракурсы, использование специального фотооборудования и т.д.
Юмористические иллюстрации . Фотография, заставляющая редактора фыркать от смеха, обычно производит то же действие и на читателя.
Жанровые снимки . Удачно снятые, они особенно хороши на первой странице.
Цвет . Привлекает внимание и позволяет искать более широкие возможности использования иллюстраций. 6

Кадрирование
Планирование иллюстраций, отличная работа фотографа, прекрасная подпись под фото, удачная разметка полосы - все это теряет ценность, если фотографии обрезаны неудачно.

1. Кадрируя снимок, выбирайте заполненные части - “сердце” снимка - и избавляйтесь от пустых пространств.
2. Сохраняйте первоначальную композицию: если снимок сделан по вертикали, так ее и оставьте. Менять композицию можно лишь с большой осторожностью.

3. Сохраните композиционный центр снимка. Если сфотографирована группа людей, двое из которых смотрят в центр, а третий - куда-то в сторону, последнего можно вырезать.
4. Сохраняйте прямоугольную форму снимка. Проверьте, чтобы линия горизонта, линии домов были расположены параллельно или перпендикулярно сторонам фотографии и чтобы люди на ней не были наклонены вправо или влево.
5. Каждая иллюстрация должна легко “ читаться”. Когда требуется схема, сделайте ее. Если стрелка поможет указать нужного человека в толпе, используйте стрелку. Если нужно обозначить на фото новый корпус колледжа, сделайте это шрифтом с помощью наложения.
6. Избегайте вырезов. Когда в фотографии сделан вырез, читателю труднее ее воспринимать, особенно если удалена часть запечатленного события.
7. Поэкспериментируйте со снимками необычных размеров, например одна колонка на 10 дюймов или шесть колонок на 2 дюйма, -это привлекает читателя и разнообразит оформление газеты.
8. Учитывайте размер снимков. Нет большого различия в воздействии фотоснимков шириной в 5 и 6 колонок. Но различие в воздействии 2- и 3-колоночных снимков огромно. Иногда бывает полезно сократить количество снимков на полосе, а оставшиеся снимки увеличить.
9. Нельзя обрезать на снимках головы людей, даже частично. Макушка, уши, подбородок - отсутствие этих частей тела у героев снимка вызывает у читателей раздражение. У этого правила почти не бывает исключений.
10. Поищите серии фотоснимков, особенно людей. Губернатор на заседании городского совета, президент городского клуба, политик, наблюдающий за подсчетом голосов, и т. д. Телезритель ловит только момент действия, газета же должна уметь поймать выражения лиц. 7


Заключение

В ходе курсовой работы мы решили все поставленные перед собой задачи:

    Дали определение понятию «фоторепортаж» и изучили его виды
Фоторепортаж - развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.
Фоторепортаж бывает трех видов:
    А)хроникальный фоторепортаж;
    и т.д.................