Последние статьи
Домой / Агробизнес / Различия между электронным и web портфолио. Портфолио: теория и новая практика. Что разместить в портфолио

Различия между электронным и web портфолио. Портфолио: теория и новая практика. Что разместить в портфолио

Разнообразие моделей портфолио, различия образовательных и профессиональных сфер, конкретных целей и требований к комплектованию дали основание для выявления классификации типов портфолио: по видам практико-результативной деятельности; по субъекту деятельности; цели и ситуации использования; по характеру и структуре; по времени создания; по способу обработки и презентации информации; по изучаемой дисциплине.

В настоящее время понятие «портфолио» чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико-результативной деятельности.

Таким образом, первое основание для различения видов портфолио в вузе по видам практико-результативной деятельности:

  • - образовательная;
  • - профессиональная.

Портфолио - есть систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда.

  • - индивидуальная;
  • - групповая.

Портфолио - рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения субъекта образовательной (профессиональной) деятельности.

По двум приведённым выше основаниям можно выделить индивидуальные и групповые виды портфолио (см. Таблица 3).

Таблица 3. Виды портфолио в вузе по субъекту деятельности

Внутри практико-результативной деятельности можно выделить такие виды портфолио, как: практико-ориентированные, проблемно-ориентированные, проблемно-исследовательские, тематические (см. Таблица 4).

Таблица 4. Виды портфолио в вузе по субъекту деятельности

В различных вариантах названий портфолио видна специфика цели их использования. Например:

  • - портфолио достижений;
  • - портфолио личностного развития;
  • - презентационный портфолио;
  • - портфолио-коллектор;
  • - портфолио проекта;
  • - портфолио карьерного продвижения и др.

Можно различать типы портфолио по времени создания:

  • - недельные;
  • - семестровые;
  • - курсовые и др.

Целесообразно создание и использование двух типов портфолио, отличающихся по способу обработки и презентации информации:

  • - портфолио в бумажном варианте;
  • - электронный вариант портфолио.

В наш век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали электронное, или оnline-портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет. Его можно разместить и представить в виде презентации на персональном сайте или сайте учебного заведения (web-портфолио).

Под web-портфолио понимается веб-страница или веб-сайт студента, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например, результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях.

Web-портфолио открывает для студентов широкие возможности в плане оформления личной страницы в Интернете, представления своих успехов и достижений заинтересованным лицам, наконец, их структурирования, обоснования, иллюстрирования и оценки. Это развивает способности к рефлексивному анализу, подталкивает к накоплению личных достижений и повышению их качества. Ну, а портфолио с контактным адресом способствует развитию социальной и профессиональной коммуникации студентов и выпускников, помогает установить связь с возможными работодателями, т.е. расширяет возможности студентов в трудоустройстве и работодателей - в поиске подготовленных кадров. В отличие от традиционного резюме, представляемого при устройстве на работу, портфолио позволяет значительно лучше представить и оценить социально-личностные и профессиональные компетенции человека, проследить вектор его развития, определить склонности.

Что собой представляет web-портфолио?

Web-портфолио характеризуется:

  • - коммуникативной направленностью, позволяющей студентам осуществлять информационное взаимодействие на базе портфолио;
  • - структурированностью, открытостью и гибкостью, что дает возможность его модифицировать и строить различные визуализации контента;
  • - гипертекстовой технологией построения, обеспечивающей реализацию связи между компонентами портфолио в виде перекрестных ссылок.

В ряде публикаций говорится о необходимости разработки структуры портфолио, перечня материалов для наполнения содержания и даже о его нормативной регламентации. Авторы многих статей считают, что этого не следует делать, так же как и обязывать создавать портфолио. Это личный выбор каждого студента. Ему нужно лишь предоставить такую возможность и объяснить, что дает создание портфолио. Портфолио - это самореклама, в которой человек представляет все свои лучшие достижения: творческие, проектные, научные, общественные. Со стороны кафедры нужно лишь контролировать, чтобы не помещались материалы недопустимого характера. Если у человека нет достижений и рекламировать нечего, то он и не будет создавать свой портфолио.

Сейчас сайты учебных заведений содержат зачастую настолько скудные сведения о студентах, что порой трудно оценить их научный и методический потенциал, причем эта информация в течение длительного времени не обновляется.

Студент должен иметь пароль доступа к своему портфолио, чтобы оперативно его обновлять и совершенствовать. После завершения обучения в вузе портфолио студента переходит в раздел портфолио выпускника, где он может презентовать свой карьерный рост и последипломные достижения в профессиональной деятельности и жизни. Это позволит кафедре и вузу отслеживать трудоустройство своих выпускников, анализировать характер и успешность их деятельности и по результатам этого анализа вносить корректировки в учебные планы.

Таким образом, web-портфолио студентов, выпускников образует web-портфолио выпускающих кафедр как презентацию достижений профессорско-преподавательского состава. Web-портфолио кафедр образует web-портфолио вуза, в рамках которого они взаимодействуют между собой и внешней средой - абитуриентами и работодателями. Структура и взаимодействие портфолио представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура и взаимодействие портфолио

При всем разнообразии видов портфолио, различии образовательных и профессиональных сфер, в которых они функционируют, конкретных целей и требований, на которые ориентированы те или иные виды портфолио, постоянно возникают попытки построить определенную типологию. Показательной является типология, позволяющая увидеть динамику его развития от школы к вузу и далее к рынку труда. Сферы функционирования различных типов портфолио представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Сферы функционирования различных типов портфолио

Портфолио может обеспечить преемственность школы, вуза и различных институтов рынка труда (что с успехом осуществляется в ряде вузов), поскольку позволяет проследить индивидуальную образовательную и профессиональную траекторию на продолжительном этапе обучения школьника, студента и молодого специалиста.

Многообразие описанных выше видов и типов портфолио является свидетельством огромного потенциала их использования.

Таким образом, актуальной задачей современной высшей школы является развитие профессиональных компетенций студентов. Способом демонстрации, развития, рефлексии и оценки собственной деятельности и сформированных профессиональных компетенций могут служить их собственные портфолио.

Портфолио — это подборка выполненных работ. В портфолио отбирают лучшие работы, которые демонстрируют сильнейшие навыки, стиль, методы работы. Портфолио используется для того, чтобы показать работодателям как хорошо были выполнены разные работы, доказать универсальность исполнителя.

Портфолио художников включает репродукции картин или электронные копии, музыканта — аудиозаписи, композитора — ноты, видео-оператора — фрагменты видео-записей (список условный, всё может быть сложнее). Значительное отличие портфолио для специальностей, связанных с веб-технологиями — это интерактивность, поскольку обычно оно выполняется в виде набора веб-страниц с гипертекстовой навигацией. Веб-портфолио можно рассматривать более широко — это блог, веб-архив файлов по всем работам, интернет-сайт. В веб-портфолио можно включить информацию о личных и профессиональных качествах специалиста, историю его развития и профессиональные интересы.

В чём отличие портфолио (Portfolio) от резюме (CV, Curriculum Vitae)

Резюме — это документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.

Резюме можно составить на базе портфолио. Из резюме можно делать ссылки на работы, опубликованные в портфолио.

Где разместить портфолио

Варианты, которыми пользовался я или воспользовался бы:

  • Привлекательные сайты-портфолио можно сделать, используя конструктор сайтов Wix — при этом не требуются знания программирования и вёрстки — подойдёт даже тем, кто ещё только планирует изучать веб-технологии
  • GitHub Pages — бесплатный сервис для публикации статической информации, тесно связанный с репозиториями GitHub
  • в качестве хранилища несложных работ (HTML + CSS + JS) можно использовать Сodepen (пример http://codepen.io/copist) — многим это нравится, потому что интересные работы можно скопировать себе и поэкспериментировать
  • портфолио в виде блога на базе WordPress на бесплатном или платном хостинге
  • сделать свой сайт-портфолио самостоятельно на каком-нибудь языке программирования и разместить в облачном сервисе Cloud9 , который также является удобной средой разработки вместо настольной IDE.

Список специализированных сервисов портфолио: Где и как создать себе сайт-визитку, портфолио или галерею [ lifehacker ]

Основываясь на личном опыте, хочу порекомендовать хранить резервные копии всех выполненных проектов (целые веб-сайты или отдельные веб-страницы) на своём хостинге. Я столкнулся с тем, что за 15+ лет часть сайтов, над которыми я работал, уже не существуют , а часть значительно изменилась. А если же у тебя есть резервная копия отдельных страниц или целого проекта, то сможешь поставить ссылки на свои копии, если оригинальные проекты больше не работают или сильно изменились.

Этот блог на базе WordPress расположен платном shared хостинге TheJetHost с удобной панелью управления, на нём же работают несколько проектов написанных на Javascript и PHP. Для более сложных проектов на базе NodeJS, Python, Ruby и PHP я использую Virtual Dedicated Server на FirstVDS и DigitalOcean .

Что разместить в портфолио?

1. Контакты (Contact Details)

Прочитав историю в портфолио с тобой захотят связаться. Надо дать несколько способов, но не слишком много. Адреса электронной почты будет достаточно, можно ещё добавить сервис быстрого обмена сообщениями (Skype, WhatsApp или Telegram), номер телефона на сайте размещать нежелательно. Можно воспользоваться сервисами, которые заменят имейл и номер телефона на картинки.

2. Биография (Bio, About)

Не надо указывать каждую мелочь, особенно если стаж более 10 лет. Перечисли только то, что относится к профессиональной деятельности. Не используй стандартные фразы, добавь немного индивидуальности. Не используй шутки или иной способ продемонстрировать чувство юмора — это хорошая черта характера, но поскольку биография в самом начале портфолио, то можно непроизвольно произвести впечатление несерьёзного человека.

Напиши рассказ о себе хорошим русским языком. Это универсальный совет на все случаи жизни: все можно рассказать и объяснить, и если ты не можешь излагать мысли интересно и понятно, то это - красный флажок — дальше будет хуже: возможно, автор такой биографии не может ни договориться с работодателем, ни понять задачу, ни описать решение.
А два-три интересных абзаца зацепят внимание, выделят тебя среди остальных. Грамотная речь без ошибок вызовет доверие.

Обычно тут указывают то, что привело тебя в область информационных технологий — какое-то хобби, идея, увлечение, страсть — расскажи об этом, потому что именно это и сделало тебя тем, кто ты есть. Можно описать, что в результате получилось, но не перечисление известных технологий — для этого есть другие разделы портфолио.

Хорошо составленная биография помочь тебе перейти на уровень, который я называю «Прочитал — и как будто с человеком уже давно знаком». Ещё не виделись, а уже хочется пообщаться, причём пообщаться уже на какую-то конкретную интересную тему.

3. Подходящий опыт (Relevant experience)

Нужны только работы, которые относятся к той работе, которую ты ХОЧЕШЬ выполнять. Возможно, в прошлом ты был дизайнером или занимался SEO, а теперь решил стать веб-программистом. Исключи из портфолио те работы , которыми ты не хотел бы больше заниматься , а также те, которые не могут пригодиться при работе на этой должности.

  • Ты выполнял работу по SEO аккуратно и пунктуально, всё делал точно и вовремя? OK, подойдёт как демонстрация аккуратности, особенно если сайт вышел в ТОП.
  • Ты сам рисовал дизайны сайтов? Подойдёт для .
  • Ты развозил команду по домам? Понятно, что это хорошее дело, но этот пункт не нужен.

При поиске нового места работы по тому же профилю портфолио бывает битком забито выполненными работами. Но что делать новичкам? Откуда взять работу, если ничего ценного ещё не делал?

Список работ для новичков:

  • Для студентов — твоя курсовая или квалификационная работа, если она была по этой специальности.
  • Перечисли все самостоятельно выполненные работы . Учебные работы по жёсткому учебному процессу не котируются, “стерильные” работы из codecademy и htmlacademy не нужны. Только те, где была значительная самостоятельная работа. Даже если это самостоятельная работа при изучении книги, даже если это была попытка сделать (блог, форум, интернет-магазин, фото галерея), проект для друзей, сайт класса — если ты сделал всё сам, то это твоя работа и твой опыт, они ценятся.
  • Если участвовал в конкурсе работ , но твоя работа не прошла в призёры — это твой опыт, добавь работу сюда.
  • Если выполнял тестовое задание при устройстве на работу — это твой труд, результаты которого можно продемонстрировать (пример).

К каждой работе нужно приложить описание:

  1. Дата или период выполнения работы
  2. Для кого и что планировалось сделать. Это может быть техническое задание, описание задачи в обычном стиле, макет в системе прототипирования, графический макет (PSD), скриншот, блок-схема алгоритма, спецификация на API.
  3. Что в итоге сделал. Подойдут скриншоты (очень выгодно будут смотреться скриншоты до и после улучшения ), ссылки на резервные страницы с результатами или на страницы действующего сайта, ссылки на репозиторий исходного кода.
  4. Что получилось хорошо. Что вызывало гордость, радость, воодушевление. Это может быть твоё личное описание, рецензия заказчика на бирже фрилансеров, отзыв коллег, комментарии в соц сетях. Может быть была премия от заказчика или компании?
    Укажи, какие технические и нетехнические навыки пригодились или появились.
  5. (для новичков) Что получилось не хорошо. Как бы это можно было исправить.

Работы нужно размещать в хронологическом порядке, самые свежие первыми. Максимальная «глубина» истории — 3-4 года. Более старые нужно удалять или оставлять о них только упоминания. Также рекомендую после трудоустройства удалить из портфолио пятый пункт описания работ («Что получилось не хорошо…») , чтобы там осталось только хорошее о себе и своих работах. Но можно и оставить, если регулярно актуализировать список и в этом пятом пункте обновлять варианты исправления недочётов с учётом современных знаний, методов, навыков («сейчас бы я …»).

4. Подходящие навыки (Relevant Skills)

Не надо сходить с ума и перечислять вообще всё, что умеешь. Выдели то, что ты умеешь лучше всего .

Не вноси сюда то, что ты хотел бы знать или уметь — это тебе же боком выйдет: либо провалишь собеседование, либо будешь плохо делать то, чего не умеешь.

4.1. Профессиональные, технические навыки (Hard Skills)

Пример списка навыков одной из моих курсанток на программах поддержки :

  • Язык программирования JavaScript
    • функциональное программирование
    • модульная архитектура
  • jQuery
    • jQueryUI
    • шаблонизация ($.tmpl)
    • роутинг HTML5 ($.routing)
  • AngularJS
    • базовая архитектура приложения
    • шаблонизация
    • роутинг
  • MySQL
    • проектирование модели данных
    • индексы
    • внешние ключи
    • импорт / экспорт структуры и данных в консольном режиме
    • настройка зависимостей проектов
      • composer
      • bower
    • препроцессоры
      • SCSS
    • сборка проектов
      • webpack
      • grunt
    • работа с системой версионности git
      • github
      • bitbucket
      • + установка продукта из git репозитория на сервер Ubuntu
    • Язык программирования PHP
      • функциональное программирование, базовые управляющие конструкции, основы объектно-ориентированного программирования
    • фреймворк Laravel 5 (PHP)
      • роутинг, упрощённо
      • работа с базой, упрощённо
      • реализация REST
      • работа с JSON
      • обработка данных форм
    • CMS WordPress (PHP)
      • создание и изменение тем
      • настройка виджетов
    • CMS Joomla (PHP)
      • создание и изменение тем

    Большой список, не правда ли? И по каждому из пунктов надо указать, какая работа может подтвердить навык, то есть указать гиперссылки на работы из первого пункта портфолио. Следи, чтобы не было “битых” ссылок.

    Очень важно подтвердить технические навыки. Иногда это бывает чрезвычайно сложно, например, по причине подписанного соглашения о неразглашении (NDA) . В этом случае ты не сможешь вставить результаты своей работы в портфолио и, как ни удивительно, ничем не отличаешься от начинающего программиста c таким же пустым портфолио. Например, по этой причине у меня пустой профиль на Upwork и какие-то древнейшие работы на fl.ru — я более пяти лет работал с закрытыми проектами. Стаж есть, а примеров работ нет.

    Чтобы «закрыть прореху», тебе надо будет придумать и реализовать , который продемонстрирует твои навыки. Твоё отличие от начинающего — ты сможешь спроектировать правильно и реализовать быстро. Буквально пара выходных и готов новый сервис, как . Не забудь выложить результат в репозиторий и добавить качественную инструкцию, как например, вот у меня в одном из ранних тестовых заданий — сокращателе ссылок .

    4.2. Нетехнические навыки, личные качества (Soft Skills)

    Cписок навыков, которые не относятся к специальности, но очень ценятся у работодателей и заказчиков

    • Навыки технического письма — написание технических заданий, сообщений, записок; собирать все детали о задаче; иллюстрировать; писать кратко и грамотно, по существу, понятно
    • Совместная работа в команде — не уединяться с проблемами, а решать совместно; делить задачи на части, чтобы делать параллельно; защищать членов команды; помогать; делиться своими знаниями и навыками; учиться у команды; уметь выявлять внутренние проблемы команды и находить варианты их решений
    • Уметь находить решения — умение определять проблему, самостоятельно искать решения проблемы, пробовать разные варианты, не просить о помощи не попытавшись решить, не сидеть беспомощно в ожидании решений со стороны; также ценится знание — к кому с какими проблемами обращаться, чтобы программисты не передвигали мебель, а грузчики не писали программы
    • Уметь принимать гибкие решения — умение быстро изменять свои решения под сиюминутные бизнес-требования, с минимальными затратами времени, без потери качества, стабильности, понятности
    • Нести ответственность за свои решения — умение принимать технические решения и доводить их до конца, несмотря на трудности и сжатые сроки; концентрироваться на задаче; болеть за неё всей душой
    • Умение сохранять спокойствие — не доводить проблему до неразрешимой, находить конструктивные решения проблем, не переводить разговор в спор, не переходить на личности, находить выход из конфликтов, уметь успокоить
    • Умение работать удалённо — иметь навыки эффективной совместной работы с коллегами, которых нет рядом; самостоятельная реализация технических возможностей удалённой работа, обсуждение рабочих вопросов в удалённом режиме, согласование времени географически распределённой команды для совместных мероприятий, обмен решениями с удалёнными коллегами
    • Умение концентрироваться — умение быстро переходить в рабочий режим, придерживаться режима работы, плана решения задачи, приоритетов задач, умение концентрироваться при отсутствии контроля со стороны при удалённом режиме работы
    • Быть преданным делу — умение поддерживать внутреннюю мотивацию, понимать и поддерживать цели команды и компании, сохранять доверие к команде, лояльность к компании
    • Умение выглядеть — одеваться под ситуацию, всегда выставлять себя, команду и компанию в лучшем свете

    Продемонстрировать такие личные качества в портфолио — ещё более сложная задача, чем доказать технические навыки. Но считается, что профессиональный рост обеспечивается на 15% техническими навыками и на 85% личными, поэтому хоть и сложно, ну нужно.

    У тебя есть идеи, что из этого списка можно продемонстрировать в портфолио и как это сделать? Давай обменяемся идеями и сделаем наше портфолио максимально эффективным. Чтобы заказчик или работодатель посмотрел и сказал — «О, этот спец на вес золота! Он тот, кто мне нужен!».

    Вот идея, как тестировщик мог бы показать в портфолио навыки описания ошибок, найденных во время тестирования: Практические советы по составлению портфолио для тестировщиков .

    5. Аттестация, сертификаты, дипломы (Certification, Certificates, Diplomas)

    В порядке увеличения важности

    1. просто перечень курсов, которые прошёл
    2. ссылки на страницы, где перечислены пройденные уроки, выполненные задач (htmlacademy.ru , codewars.com) или хотя бы бейджики за достижения (codecademy.com)
    3. ссылки на курсы, где выдаются виртуальные сертификаты
    4. сертификат, полученный онлайн (электронный или бумажный вариант)
    5. сертификат при оффлайн тестировании (электронный или бумажный вариант)
    6. диплом о высшем или специальном образовании

    По четвёртому и пятому пунктам — список ресурсов, на которых можно получить сертификат:

    По третьему пункту — список сервисов, на которых есть опросники с не очень строгой оценкой, при этом работодатели и заказчики обращают внимание на результаты:

    Часто вижу в профилях графические индикаторы уровня знаний, так называемые Skill Bars. Предлагаю воспользоваться моим сервисом Опросник по стеку технологий для веб-разработчика для построения таких графиков.

    Знания иностранных языков ценятся, поэтому сертификаты с курсов иностранного языка будут уместны.

    6. Подходящие социальные профили (Social Profiles)

    • Github
    • Linkedin

    Bitbucket ценится ниже чем, чем Github, но ссылка на свой профиль в этом сервисе — тоже хорошо. Российский аналог Linkedin — это МойКруг, я там встречал отличные профили веб-разработчиков, прям конфетки.

    Хорошим дополнением будет ссылка на stackoverflow, hachcode, toster и другие профессиональные сообщества разработчиков, особенно если у тебя там высокая репутация.
    Если есть свой профессиональный блог или профессиональный канал на Youtube — это ценная ссылка в портфолио.
    Выкладываешь слайды со своих конференций на SlideShare — отлично.

    Можно, конечно, указать свой Twitter, Facebook, Vkontakte, если есть. Я лично стесняюсь их, потому что там большой риск заполнить свою ленту всякими несерьёзными лайками и перепостами, но эти профили позволят заказчику или работодателю составить лучшее представление о тебе как о личности. Обычно профессиональные качества со временем проявляются в хобби, увлечениях, интересах и отношениях с другими людьми (это называется профессиональная деформация).

    7. Получение новый знаний (Self-Studying, Mastering, Skill Growing)

    «Век живи — век учись» — это про информационные технологии. Учить новое нужно постоянно. И было бы неплохо отразить это в портфолио.

    Мне встречались квалифицированные специалисты, которые по разным причинам, вынужденно или осознанно, переставали следить за технологиями. Они достигли высокого уровня мастерства в одной узкой специализации. Но жизнь заставила их сменить место жительства или перейти на удалённую работу и оказалось, что в их специализации нет хороших предложений, а их 10+ лет стажа по узкой специализации не достаточны на новом рынке. Некоторые вообще не знают, что такое веб и HTTP. Некоторые пишут с нуля базу данных на C вместо использования популярных SQL/NoSQL решений.

    В 2003 году я ушёл из компании, занимавшейся разработкой биллинговой системы для ЖКХ, потому что почувствовал — я заперт в узкой специализации, в одной технологии, мне будет трудно сменить место работы и я навсегда останусь привязанным к этой компании. Теперь я знаю достаточно много про разные биллинговые и платёжные системы и знаю более двух десятков языков программирования. Не все из них даже на 50%, но разобраться в чужом коде могу. Это позволяет мне быть универсальным веб-разработчиком.

    Один программист 45 лет попросил составить ему план изучения технологий на 5 лет вперёд с целью … не скучать на пенсии и не зависеть от государства. Да, если он закончит план, то скучать или голодать ему не придётся. Информационные технологии — самое быстро развивающееся направление — его знания 100% пригодятся.

    А у тебя как обстоят дела с самообразованием? Куда планируешь пойти учиться? Что планируешь изучить? Что ты изучаешь сейчас? Над чем экспериментируешь?

    Продемонстрируй работодателю, что ты не остановил свою подготовку. Большой список не пиши, чтобы не вызвать ощущение, что ты хватаешься за 10 дел и скачешь по верхам. Для планирования используй другие средства, например задачник Todoist или сервис постановки целей SmartProgress .

    8. Профессиональные интересы

    Это только профессиональные интересы, ничего личного.

    Этот раздел портфолио нужен для того, чтобы убедить заказчика или работодателя, что ваши интересы пересекаются сейчас и будут пересекаться в будущем. Наличие общих интересов — это хороший мотивирующий фактор и некий гарант стабильности эффективного сотрудничества для обеих сторон.

    8.1. Текущие интересы (Professional interests)

    Нужно перечислить текущие профессиональные интересы, по-которым работодатель или заказчик определит, что ты хочешь сейчас .

    Примеры профессиональных интересов:

    1. Получить практику в разработке на PHP
    2. Изучить фреймворки Yii, Zend, и Symfony2.
    3. Получить сертификат Zend Certified PHP Engineer
    4. Углубить знания Javascript, Angular.js, Node.js

    8.2. Профессиональные цели (Professional aims)

    Твои интересы на ближайшие 3 — 5 лет, чтобы работодатель понял, куда ты будешь развиваться .

    Примеры профессиональных целей:

    • Провести полный цикл веб-разработки от проектирования до сопровождения
    • Разработать профессиональный веб-инструмент (фреймворк, CMS, CRM или иной) для какого-нибудь специального применения
    • Работать с конечными пользователями, с клиентами
    • Создать высоконагруженное веб-приложение
    • Создать мультиязычный веб-проект
    • Разработать мультиплатформенное веб-приложение
    • Стать руководителем команды разработки
    • Изучить интернет-маркетинг и SEO
    • Работать удалённо
    • Свободно общаться на английском

    Насколько подробно публиковать интересы и цели — решать тебе. Можно наметить только ориентиры (этакий todo list), а можно детально расписать план с указанием меток на шкале времени, как делается в SmartProgress . Планирование — отличный навык, даже если пока план реализуется не в срок.

    9. Фото (Photo)

    В портфолио обязательно должна быть твоя качественная фотография. Люди предпочитают видеть людей. Встреча глазами решает многое. Люди больше доверяют тем, кого видят. Фактически они уже ощущают, что ты рядом и прикидывают, как ты входишь в состав команды.

    Выбери самую качественную фотографию. Стиль — деловой, но не слишком строгий (Business Casual). Для вдохновения — поищи в гугле по фразе «мужское портфолио фото». Будь на фото такой, какой ты бы был после того, как закончилась какая-нибудь официальная встреча, но то того, как начался банкет.

    Сотрудники отделов кадров жалуются на пляжные фото в купальниках, барные с кружками пива, гламурные фото с тусовок, а также фото в группе. Неудачные фото получаются в холодное время период, когда лицо закрыто одеждой (шарф, шапка, капюшон). Селфи (фото себя самого с вытянутой руки или специального приспособления), фото в тёмном углу парка, в диких зарослях, на фоне ковра и старых обоев тоже вызывают негативное впечатление — как будто человек прячется, стеснительный, не может попросить друзей или прохожих сфотографировать его.

    Постарайся сделать хотя бы одно единственное качественное фото в студии или на улице. Перед тем, как выставить в портфолио — дай оценить другим, желательно специалисту по подбору кадров.

    10. Версия для скачивания (Printable Copy, Hard Copy)

    Многие предпочитают иметь отпечатанный на бумаге экземпляр резюме или портфолио. Оформи резюме в виде документа, который можно распечатать или сделай сайт-портфолио printer-friendly. По отзывам HR-специалистов, нет «лучшего» формата документа, поэтому рекомендую иметь идентичные версии в форматах PDF и DOC, на всякий случай ODT и просто HTML. Если подскажешь ссылку на сервис, который сразу все эти форматы поддерживает — моё огромное спасибо!

    Советую в копию для печати добавить короткую ссылку и QR код для перехода на онлайн-версию веб-портфолио с смартфона или планшета. Лучше если веб-портфолио при этом будет с реализовано с поддержкой «отзывчивой» вёрстки (responsive layout).

    Хочешь иметь этот лист под рукой? Скачай всю статью в электронном виде целиком (формат: html или PDF, объём ~10 страниц А4, время чтения 5 минут)

    1.1 Понятия, виды и структура электронного портфолио

    Портфолио означает «портфель, папка для документов».

    Портфолио чаще всего необходимо представителям творческих профессий: дизайн, архитектура, фотография, модельный бизнес и т.д.

    В чем же преимущества портфолио:

    · позволяет наглядно продемонстрировать умения человека в самых разных областях;

    · это весь комплекс знаний, навыков, умений и опыта, целостно и системно отражающих всю трудовую, учебную и иную деятельность;

    · очень удобная форма хранения информации;

    · позволяет работодателю оценить уровень профессиональных навыков.

    Дизайнеры используют портфолио, чтобы продемонстрировать выполненные проекты при устройстве на работу. Традиционно портфолио представляет собой огромную книгу или кожаный чехол с образцами работ. Но развитием Всемирной паутины портфолио приобрели электронный вид, с помощью которого с работами дизайнера можно быстро и легко ознакомить любого человека во всем мире.

    Электронное портфолио удобно тем, что:

    Его легче дополнить и усовершенствовать;

    Можно переслать в сети интернета в любую точку одним щелчком;

    Если портфолио сделано в виде веб-страницы, то это удобная система навигации по разделам, если таковые имеются;

    Всегда можно взять отдельную часть и распечатать по мере необходимости;

    Можно хранить на электронных носителях.

    Основные функции портфолио:

    Аналитическая - анализирует и обобщает работу специалиста;

    Накопительная - отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);

    Модельная - отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;

    Развивающая - обеспечивает непрерывный процесс самообразования; а мотивационная - поощряет результаты деятельности;

    Электронное портфолио - совокупность работ представленных, либо на цифровых носителях(CD/DVD), либо в виде web-сайта.

    Электронное портфолио позволяет работать с большим объемом информации, создать удобный способ навигации с добавлением гиперссылок, предоставить работы в единой стилистике (шрифт, цветовая палитра и т.д.), вносить изменения в структуре портфолио.

    Веб-портфолио - это личный сайт без рекламы, с индивидуальным дизайном, с полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью простого и самостоятельного обновления без привлечения программистов. На страничках сайта-портфолио размещается заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов (текст, фото, аудио, видео файлы), которая демонстрирует профессиональные достижения в различных областях.

    Виды и структура:

    Портфолио может использоваться в разных областях:

    · школа (портфолио развития, выпускника и по предметам);

    · ВУЗ (портфолио абитуриента, студенческое, трудоустройства);

    · Профессиональная сфера (портфолио специалиста).

    Школьное портфолио позволяет:

    Поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

    Формировать умение учиться - ставить цели;

    Планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля;

    Портфолио ВУЗа позволяет:

    При поступлении продемонстрировать свои навыки, умения и достижения, полученные за время обучения в школе;

    Оценивать свою работу во время обучения;

    Облегчает поиск работы после обучения.

    Портфолио специалиста позволяет:

    Работодателю оценить уровень ваших знаний в требуемой области;

    Продемонстрировать весь набранный опыт за время обучения и работы.

    В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.

    Презентационное портфолио. Коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.

    Рис.1. Структура презентационного портфолио

    Портфолио достижений. В этой модели наибольший акцент делается на документы, подтверждающие успешную деятельность личности в той или иной области.

    Демонстрационное электронное портфолио. Демонстрационное электронное портфолио отражает опыт своего владельца, представляя примеры лучших работ. Демонстрационное портфолио учащегося обычно включает выборку законченных изображений, дизайнерских решений и веб-сайтов.

    Электронное портфолио развития навыков. Электронное портфолио развития навыков демонстрирует несколько примеров работ, выполненных в рамках одного проекта, чтобы показать процесс развития навыков человека.

    Например, можно включить в портфолио несколько баннеров для страницы, чтобы продемонстрировать этапы эволюции дизайна.

    Портфолио проекта. Портфолио проекта содержит более полную выборку работ по определенному проекту. Данное портфолио отражает объем работ, выполненных по проекту, -- показывая все этапы, отзарождения идей до завершения проекта.

    Рефлексивное портфолио. Материалы по оценке (самооценке) достижения целей.

    Проблемно-ориентированное портфолио. Включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы.

    Тематическое портфолио. В этой модели акцент делается на тематически обособленные работы в рамках той или иной темы или модуля. Тематическое портфолио имеет смысл делать, если человек занимается какой-то определенной темой не разово, а постоянно или часто.

    Комплексное портфолио содержит элементы всех перечисленных моделей и, как показала практика, является наиболее эффективной и востребованной моделью.

    Рис.2. Структура комплексного портфолио

    Структура комплексного портфолио:

    Портфолио состоит из семи разделов, которые при необходимости можно совместить или, наоборот, раздробить. Их названия даны условно.

    1. В разделе "Титульный лист" указываются следующие сведения:

    Название папки (например, "Творческое досье библиотекаря");

    Должность;

    Название места работы;

    Адрес, рабочий телефон, e-mail;

    2. Раздел "Визитная карточка". Его можно назвать и по-другому, например: "Анкетные данные", "Общие сведения об авторе", "Персональный блок", "Портрет", "Паспорт" и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:

    Автобиографию;

    Профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);

    Документы об образовании;

    Общий трудовой стаж;

    Профессиональные и личные интересы;

    3. Раздел "Творческое досье" ("Рабочие материалы", "Методическая копилка"). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:

    Исследовательские работы;

    Программно-проектная деятельность;

    Индивидуальная работа;

    Массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);

    Справочно-информационная деятельность;

    Использование компьютерных технологий;

    4. Раздел "Образовательный коллектор" ("Карта профессионального роста", "Научно-методическая деятельность", "Индивидуальная образовательная карта") позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:

    Документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);

    Результаты итоговой аттестации, тестирования;

    Работа в методических объединениях;

    Участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);

    Участие в профессиональных и творческих конкурсах;

    Публикации и выступления в СМИ;

    Работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).

    5. Раздел "Банк личных достижений" ("Портфолио документов", "Мои достижения") представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:

    Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;

    Гранты, сертификаты, свидетельства;

    Грамоты;

    Благодарственные письма;

    Дипломы различных конкурсов;

    6. Раздел "Портфель отзывов" включает:

    Отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);

    Оценки результатов труда;

    Коррекцию собственной деятельности;

    Стратегию профессионального развития.

    Принципы построения портфолио:

    Системность и достоверность;

    Открытость;

    Прозрачность;

    Простота;

    Доступность;

    Полнота представления.

    Существуют множество различных моделей портфолио, но структура может быть какой угодно, потому что в настоящее время не существует единых для всех правил. Все зависит от пожеланий того, для кого оно делается. Стиль, в котором будет выполнено портфолио, количество и названия разделов, какие работы, и в каком порядке, будут предоставлены, все эти задачи человек решает сам. Учитывается при этом объем информации, которая будет представлена в портфолио, какая информация, цель использования портфолио и т.п.

    Несомненно, если составить комплексное портфолио, то оно отобразит всю возможную информацию. Но того кто будет просматривать портфолио больше всего интересует опыт работы, и конечно сами работы, поэтому чаще всего портфолио выглядит так:

    · Главная страница, или приветственная. Несколько приветственных слов автора к тому, кто просматривает портфолио, чаще всего несколько слов автора о своей работе;

    · Контакты. Средства связи с автором (номер телефона, ссылка на сайт и т.д). Контакты можно выделить в отдельный раздел, а можно вынести в конец страницы рядом с авторским правом, также контакты могут быть обозначены в разделе «о себе».

    Автоматизация электронного документооборота на предприятии ООО "ФТН Монитор"

    Системы электронного документооборота (СЭД) произвели подлинную революцию в работе с документами, помогая справиться со все возрастающими потоками информации. СЭД существуют уже два десятка лет, сегодня их количество перевалило за сотню...

    Информационно-развлекательный интернет-сайт для Шахтинской Открытой Лиги КВН "Шаолинь"

    Слово “безопасность” латинского происхождения - secure (securus). Затем в английском языке оно получило написание “security”. Общеизвестно, что “безопасность” - это отсутствие опасности; состояние деятельности...

    Информационно-развлекательный сайт Шахтинской Открытой Лиги КВН "Шаолинь"

    Слово "безопасность” латинского происхождения - secure (securus). Затем в английском языке оно получило написание "security”. Общеизвестно, что "безопасность” - это отсутствие опасности; состояние деятельности...

    Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота

    В Законе Украины "Об электронных документах и электронном документообороте ст.5. дано такое определение термина "электронный документ" - это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных...

    Классификация и использование информации

    Корпоративная информационная система

    Согласно определению «документа», формулировку которого в 1997 году дает спецификация организации DMA (Document Management Alliance) : «Документ - это набор информации, который имеет отношение к выделенной теме или к родственным темам»...

    Проектирование автоматизированной информационной системы для анализа эффективности работы предприятий (на примере предприятий Семилукского района Воронежской области и предприятия "Сельскохозяйственная артель (колхоз) "Дружба")

    Портфолио может быть создано в виде электронной презентации или веб-сайта. Второе значительно выигрывает в плане навигации и вместимости информации, так что первым способом можно воспользоваться больше для наглядности, когда немного работ...

    Разработка и создание электронного портфолио

    Технология и результаты исследования образовательных Интернет-порталов

    Слово «портал» пришло во Всемирную сеть из архитектуры. Если обратиться к наиболее авторитетному отечественному источнику - Большой Советской Энциклопедии 1975 г.- там можно прочитать буквально следующее: «портал (нем. Portal, от лат. porta - вход...

    Электронная почта: общая характеристика, оценка, технология функционирования

    Электронный документооборот

    Документооборот - движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления. Комплекс работ с документами: прием, регистрация, рассылка, контроль исполнения, формирование дел...

    Язык Web-программирования - PHP

    Интерактивный веб-портфолио становится не только местом для хранения информации об успехах и достижениях, но и позволяет общаться, обсуждать представленные материалы, внедрять новые формы и методы дистанционного обучения в школе и вузе.

    «Портфолио достижений ученика» называют одним из средств индивидуальной оценки достижений учащегося. «Портфель личных достижений» (далее Портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.

    В зарубежной и отечественной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которые демонстрируют его прогресс и достижения в различных предметных областях. Являясь способом накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения подростка, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

    Под е-портфолио (электронный портфолио) будем понимать организованную обучающимся на базе средств ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования, а также результаты непрерывного оценивания и прогнозирования личных достижений вне образовательной системы.

    Следующим этапом развития электронного портфолио стало появление его новой формы, которая получила название webfolio . Существует разница между понятием eportfolio и webfolio. С середины 90-х годов, термин eportfolio был использован для описания коллекции студенческих работ, представленных в электронном виде. А свою очередь webfolio располагается на динамическом веб-сайте, который взаимодействует с базой данных работ учащихся и реализует возможности социальной сети.

    Следует отметить, что в отечественной системе образования технология создания и ведения электронного портфолио на базе социальных сетей только начинает свое развитие, научное обоснование, распространение и методическое сопровождение.

    Авторы нового всероссийского проекта создания webfolio, который получил название «4portfolio» исходили из того, что в соответствии с пирамидой Маслоу, возможность самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Именно по этому принципу строится работа социальной сети 4portfolio.ru. Сеть предназначена для бесплатного создания и ведения веб-портфолио не только дошкольниками, школьниками, студентами, но и учителями, преподавателями вузов, уже работающими специалистами и даже юридическими лицами, в том числе школами. Отличительной особенностью портала стал простой и интуитивно понятный интерфейс, встроенная система безопасности с возможностью регламентации доступа к страницам портфолио, обеспечение пользователей необходимой методической помощью и поддержкой.

    Реализация функционала социальной сети дает ученикам возможность получить своевременную помощь и консультацию педагога, оценить свои достижения самому и показать эти достижения родителям и друзьям, сравнить их с достижениями одноклассников, расширить круг своего общения, наглядно демонстрировать свои успехи, делиться своими идеями, достижениями и мыслями с многомиллионной аудиторией социальной сети. Инструментарий сети может быть использован учениками для самопредставления своих достижений, для дальнейшего наполнения и ведения портфолио в будущей профессиональной деятельности, для ведения записей, блогов, форумов.

    Представление основных индивидуальных достижений в социальной сети позволит каждому пользователю создать личное персональное виртуальное пространство, которое станет базой для создания своего виртуального «Я». Учебные заведения получают возможность администрирования выделенного для них пространства сети, модерировать общение, проводить всевозможные конкурсы, осуществлять рейтинговую оценку достижений обучаемых и педагогов.

    Литература

    1. Панюкова С.В. Есенина Н.Е., Е-портфолио. Журнал «Информатика и образование», Изд-во «Образование и информатика». - М.: № 3, 2007.
    2. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. (Учебно-методическое пособие). Издательский дом «Академия», - М.: 2010.
    3. Панюкова С.В. Использование электронного портфолио в системе среднего и высшего образования. Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке и производстве», - Протвино, 2012, с. 341-344
    4. Панюкова С.В. Создание и ведение электронного портфолио в социальной сети 4Portfolio. Материалы XXIII-ой Международной конференции. /Применение новых технологий в образовании. - Троицк, 2012. с. 147- 149.
    5. Becta. (2007) Impact of e-portfolios on learning. Available at: http://partners.becta.org.uk/index.php?section=rh&catcode=_re_rp_02&rid=14007 (Accessed: 20 August 2008).
    6. BECTA’s View. E-assessment and e-portfolio, January, 2006. BETT’ 2006 – http://www.becta.org.uk .
    7. E-portfolio: A personal space for learning and the learner voice/ Personalizing Learning in the 21st Century, edited by Sara de Freitas and Chris Yapp, 2005.
    8. E-portfolios. infoKit / www.jiscinfonet.ac.uk/e-portfolios , p. 73

    PERSONAL SITE AS WEB PORTFOLIO

    OF TEACHERS AND STUDENTS: TECHNOLOGIES OF CREATION AND PROMOTION

    Д.М. Кочетков

    [email protected]

    ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина» г. Екатеринбург

    Доклад посвящен одной из самых перспективных образовательных технологий – портфолио. При этом портфолио может и должно создаваться как студентами в процессе обучения, так и педагогами. Рассмотрены теоретические подходы к проблеме: понятие портфолио, его функции и классификация. Из различных видов портфолио по форме исполнения выбрана наиболее гибкая и открытая форма – сетевое (веб) портфолио, которое представляет собой не что иное, как личный сайт. В практической части доклада анализируется два подхода к созданию портфолио. Первый основан на информационной структуре вуза (даны примеры практического внедрения такой платформы в вузах). Второй подразумевает самостоятельное создание веб-портфолио на базе wiki-платформ. Даются конкретные инструменты и рекомендации как по созданию, так и по продвижению сайта.

    Ключевые слова: портфолио, сетевое портфолио, веб-портфолио, e-портфолио, личностно ориентированный подход

    The report is devoted to one of the most perspective educational technologies – a portfolio. In such case portfolio can and it has to be created by both students in the course of training, and teachers. Theoretical approaches to a problem are considered: concept of the portfolio, its functions and classification. Net or web portfolio which is a personal site is chosen from different types of the portfolio as the most flexible and

    open form. In the practical part of the report two approaches to creation of the web portfolio are analyzed. The first is based on information systems of the university (examples of practical introduction of such platform at the universities are given). The second implies independent creation of web portfolio on the basis of wiki sites. Concrete tools and recommendations both about creation, and about promotion of the site are given.

    Keywords: portfolio, web portfolio, e-portfolio, personally focused approach

    Среди наиболее часто используемых в последнее время новых образовательных технологий можно выделить технологию портфолио , которая является предметом исследования настоящей работы.

    Этимологически слово «портфолио» и слово «портфель» происходят от одного английского слова portfolio, однако прямая семантическая связь между ними отсутствует. В самом общем виде портфолио можно определить как презентацию основных достижений и наиболее значимых работ. Подчеркнем – именно презентацию, а не сборник, так как портфолио подразумевает не только сбор материала, но и такую его подачу, которая будет привлекательной для конечного потребителя информации.

    Технология портфолио давно применяется работниками творческих профессий, например, дизайнерами, художниками. С помощью него мастера могут наглядно продемонстрировать лучшие образцы своего искусства. Портфолио также широко используется в бизнесе. Например, портфолио потенциального сотрудника, содержащее все его профессиональные достижения и раскрывающее его как личность, является весомым аргументом при приеме на работу.

    С 80-х годов портфолио начали использовать и в сфере образования.

    В российской педагогической практике этот термин появился в 90-е годы предыдущего столетия и с тех пор завоевал большую популярность.

    Технология портфолио имеет огромный педагогический потенциал. В частности, технология помогает реализовать личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу. Данный подход позволяет уйти от инвариантной картины мира, закладываемой традиционным подходом к учебновоспитательному процессу, делает его разноплановой. Студент в процессе обучения не просто получает знания, умения, навыки, но и учится формировать собственную позицию по проблеме. Важно отметить, что в процессе реализации личностно-ориентированного подхода ведущую роль играет личность педагога, авторская интерпретация дисциплины.«Опыт показывает, что для студента важна не только дисциплина и ее содержание, но и личность преподавателя»

    Создание педагогом и студентом собственного портфолио как раз позволяет раскрыть свою личность для окружающих.

    К функциям портфолио обычно относят следующие:

    1. Диагностическая функция . Портфолио демонстрирует нам полный потенциал студента или педагога.

    2. Функция целеполагания . Портфолио помогает оценить пройденный путь и установить дальнейшую траекторию профессионального развития.

    3. Мотивационная функция . Связана с предыдущей: наглядная демонстрация собственных результатов, оценка достижений широкой аудиторией, безусловно, является мощным мотивирующим и самомотивирующим фактором. Данная функция тесно связана со «способностью к рефлексии (саморефлексии или рефлексии отношения окружающих, так называемой рефлексии второго порядка)» .

    4. Информационная функция . Портфолио, в первую очередь, сетевое, предоставляет необходимую информацию непосредственно ее потребителю.

    5. Учебная функция . Сетевые портфолио часто содержат дидактические материалы, полезные ссылки.

    6. Контролирующая функция . То же, что и в предыдущем случае: сетевое портфолио может содержать формы для тестирования, контрольные задания.

    7. Воспитательная функция . В основном относится к портфолио педагога: через него мы можем подавать наглядный личностный

    пример .

    Портфолио может использоваться и для узкоспециальных задач. Например, сетевое портфолио может использоваться для аттестации педагогического состава. Опрос, проведенный среди педагогов , показал, что наиболее значимыми направлениями использования веб-портфолио является возможность демонстрации индивидуальных достижений, далее – возможность оценки внешними экспертами, открытость системы аттестации, повышение объективности оценки профессиональных достижений, развитие навыков самооценки (в порядке убывания значимости).

    В литературе описаны различные виды портфолио по содержанию: презентационное, тематическое, комплексное, однако, с нашей точки зрения, портфолио и студента, и педагога должно иметь именно комплексный характер. Любой подход к его составлению, кроме комплексного, приведет к однобокому представлению личности.

    Итак, необходимо классифицировать портфолио по форме исполнения. В литературе присутствует некоторая путаница с использованием терминов (например, электронное и сетевое портфолио часто используются в одном значении), поэтому мы решили предложить следующую классификацию:

    печатное (бумажное) портфолио – наиболее традиционная форма,

    как правило, ограниченная регламентированным содержанием;

    электронное портфолио – то же, что и печатное портфолио, но записанное на электронные носители информации;

    сетевое (веб) портфолио располагается в сети интернет, предполагает максимальную доступность информации и гибкость структуры.

    Темой нашего доклада было выбрано сетевое, или веб-портфолио как наиболее передовая и перспективная технология. Фактически сетевое портфолио

    – это персональный сайт педагога или студента, что и отражено в теме. В дальнейшем мы будем употреблять данные термины как синонимы.

    Определившись с теоретическими основаниями технологии, переходим непосредственно к практической реализации персонального сайта. Практическая часть работы во многом опирается на опыт работы автора в ИТ-консалтинге и непосредственно опыт разработки и продвижения сайта. Схема процесса показана на рис. 1.

    Рис. 1. Схема процесса разработки и продвижения персонального сайта

    Процесс не случайно изображен циклически. Мы живем в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, кроме того, анализ достигнутых результатов всегда может показать необходимость корректировки. Поэтому мы всегда можем вернуться как в начало процесса, так и на любой из его этапов.

    Первый этап – целеполагание. Исходя из приведенных теоретических и методических оснований технологии портфолио, мы можем определить главную

    цель сайта как всестороннее представление личности студента/педагога с

    помощью информационно-сетевых ресурсов для всех заинтересованных потребителей информации.

    Следующим этапом процесса станет составление плана-графика работ . На этом этапе цель разбивается на отдельные задачи и мероприятия, устанавливаются временные рамки выполнения этапов и отдельных работ, контрольные точки. Важно установить не только итоговые контрольные точки, но и точки промежуточного контроля.

    Переходим к ключевому этапу создания сайта – определению его структуры (архитектуры). Как показывает опыт, именно от этого этапа во многом зависит итоговый успех проекта.

    Существуют различные способы определения структуры персонального сайта. Наиболее очевидным является способ, основанный на традиционном содержании портфолио. Возьмем, например, результаты анкетирования, которое проводилось в г. Красноярске среди учителей различных ступеней образования (в анкетировании приняли участие 60 человек). Они показывают, что к обязательным разделам портфолио относятся резюме, награды и достижения, примеры проектов/работ, обратная связь. Необязательными являются видеорезюме, карьерные планы, рекомендации, социальная деятельность, условия работы, мобильность . Кроме того, как мы уже говорили, на сайте педагога могут размещаться дидактические и контрольные материалы.

    Тем не менее здесь упускается важнейшая деталь – саморефлексия, которая является важнейшей функцией портфолио. Применительно к сайту эта функция может и должна реализовываться в виде блога. Именно блог, постоянно пополняемый свежими записями, делает сайт живым для посетителей. Попробуем представить структуру сайта в форме таблицы (см. табл. 1).

    Таблица 1

    Структура персонального сайта

    Обязательные разделы

    Опциональные разделы

    Видеорезюме

    Награды и достижения

    Карьерные планы

    Примеры проектов/работ

    Обратная связь

    Социальная деятельность

    Условия работы

    Мобильность

    Дидактические материалы

    Контрольные задания

    На самом деле список возможных разделов сайта может быть гораздо больше в зависимости от конкретных задач и условий – в конце концов, одним из главных преимуществ сетевой формы портфолио и является ее гибкость.

    Другой способ разработать структуру сайта – технология mindmapping, которая хорошо подходит для сложной многоуровневой структуры. Созданная

    Тони Бьюзаном технология mindmapping представляет собой технику ассоциативного и лучевого мышления. Данная технология активно используется во многих областях: например, консалтинговая компания IllumineTraining имеет опыт ее внедрения в крупнейших компаниях Великобритании . Также активно mindmap используется и в образовании.

    Технология проста: рисуем в центре страницы кружок с ключевым понятием, от него по ассоциативному методу идут ветки – основные понятия, свойства, от них, в свою очередь, идут более мелкие ответвления и т. д. По форме выделяют следующие виды mindmaps:

    Андреевский флаг – 4 луча;

    звезда – 5лучей;

    снежинка – 6 лучей;

    британский флаг – 8 лучей;

    нейрон – неопределенное число лучей.

    Часто схема развивается эволюционным путем – добавлением новых веток, таким образом, изменяя форму. Как правило, mindmap имеет не более 4 уровней, но не меньше одного .

    Вовсе не обязательно рисовать схемы от руки – существует огромное количество видов программного обеспечения для создания mindmaps (как платного, так и бесплатного). К сожалению, большинство бесплатных программ не русифицированы. Возьмем, к примеру, XMind – программа распространяется бесплатно, но имеет дополнительный платный функционал. С помощью нее мы сделали один из вариантов структуры сайта (см. рис. 2).

    Рис. 2. Структура сайта, выполненная с помощью программы XMind

    Не менее важным для успеха проекта является выбор платформы. Конечно, идеальный вариант – создание портфолио на специальной платформе в рамках вузовского сайта. Такой подход позволяет создать определенную иерархию портфолио (см. рис. 3).

    Рис. 3. Иерархия портфолио

    Кроме того, используя единую университетскую платформу, можно привязать к портфолио дополнительный функционал. Например, в Челябинском государственном педагогическом университете к портфолио привязана рейтинговая система, которая позволяет сравнить рейтинги не только отдельных студентов или преподавателей, но и сводный рейтинг по кафедрам, факультетам, академическим группам . Это привносит в жизнь университета соревновательный дух.

    В Астраханском государственном университете была внедрена комплексная информационная система текущих исследований (CRIS – Current Research Information Systems) . К основным плюсам системы можно отнести автоматизацию отслеживания научной активности и синхронизацию с ведущими российскими и зарубежными базами данных наукометрической информации (см. рис. 4).

    Рис. 4. Информационные потоки CRIS Астраханского государственного университета

    Как мы видим, система поддерживает как автоматический, так и ручной ввод информации. Данные автоматической синхронизации (при наличии неточностей) можно корректировать вручную. Информация, внесенная по одному из авторов, автоматически попадает в профили всех соавторов публикации. Система поддерживает генерацию CV, разнообразных

    статистических форм и отчетов . Все это значительно сокращает время на сбор и анализ наукометрических данных по сотрудникам вуза.

    Однако здесь мы сталкиваемся как минимум с двумя проблемами. Первая проблема организационного характера – вузы чаще всего не имеют в своем штате достаточного количества веб-программистов, чтобы реализовать проект на собственной платформе. Вторая проблема – формально регламентированный шаблон-конструктор убивает «изюминку» проекта – творческую индивидуальность.

    Зачастую получается, что преподаватели и студенты ведут работу по созданию веб-портфолио самостоятельно, используя при этом социальные сети

    (например, Facebook, LinkedIN), сервисы блогов (например, Livejournal), wiki-

    платформы c использованием готовых шаблонов (например, Wix). Анкетирование среди красноярских педагогов, которое уже упоминалось выше, показало, что наиболее популярными программными средствами для создания сетевых портфолио являются Mahara и GoogleSites (см. табл. 2). Основной вопрос анкетирования: «Какое программное обеспечение для создания сетевого портфолио Вы знаете?» .

    Таблица 2

    Программные средства для создания сетевого портфолио

    Программное

    Количество

    обеспечение

    Педагоги

    Студенты

    Ваш вариант

    Разработанное в

    учреждении

    Хотелось бы отметить, что обе указанные платформы имеют свои нюансы использования. Mahara (https://mahara.org/) является специализированным сервисом для создания портфолио. Основной его недостаток – отсутствие русской версии. Google Sites (https://sites.google.com/) – очень известная платформа, имеет отличную панель администрирования, требующую навыков среднего пользователя ПК. Есть несколько готовых шаблонов дизайна. К недостаткам следует отнести крайне маленький объем бесплатного дискового пространства – 100 Мб.

    С этой точки зрения более предпочтительным представляется вариант

    Word Press (https://ru.wordpress.com/). Кроме бесплатно предоставляемых 3 Гб пространства на диске, платформа обладает еще рядом существенных преимуществ:

    большая вариативность как содержания (блог или полноценный сайт), так и дизайна (множество шаблонов);

    удобный инструмент статистики;

    наличие мобильных приложений.

    На всех ресурсах приводится пошаговая инструкция по созданию собственного сайта. Как показывает практика, создание бесплатного сайта на основе вышеуказанных платформ занимает от 20 минут до полутора часов.

    Следующим этапом будет непосредственное наполнение сайта контентом . Наполнять сайт необходимо постоянно, как минимум, свежими записями в блоге. Именно обновляемость сайта придает ему «живой» вид. Таким образом, создание сайта по сути является лишь началом пути.

    Важным этапом является продвижение . Безусловно, продвижение персонального сайта сильно отличается от продвижения корпоративного сайта или интернет-магазина. Однако несколько правил все-таки стоит знать и использовать. Первое правило мы уже упоминали – постоянно наполнять сайт свежим контентом. Второе правило – активно использовать социальные сети и профессиональные сообщества. Все социальные сети позволяют дать ссылку на персональный сайт в профиле пользователя, в некоторых сообществах есть возможность включить ссылку на сайт в подпись на форуме. Кроме того, можно использовать следующую схему: размещаем публикацию на сайте, после чего распространяем во всех социальных сетях, где у нас есть аккаунты, аннотацию данного материала (развернутую или короткую – в зависимости от формата социальной сети) (см. рис. 5). Данная схема позволяет достаточно быстро поднять посещаемость сайта. При этом не стоит забывать про качество материала – всегда наполняйте сайт только индивидуальным интересным контентом, не стоит перепечатывать материал с других ресурсов (даже со ссылкой на первоисточник). Неаутентичный контент снижает интерес к сайту.

    Рис. 5. Пример продвижения публикации на сайте

    Третье правило – используйте теги . Теги – это маркеры информации в социальных сетях, они позволяют заинтересованному лицу намного проще найти ваши публикации (см. рис. 6).

    Заключительным этапом будет подведение итогов процесса создания персонального сайта. Показатели результативности сетевого портфолио могут быть как количественными, так и качественными. Многие ресурсы предоставляют возможность анализа посещаемости сайта. Кроме того, целесообразно проиндексировать сайт на Яндексе и Google, так как обе эти платформы имеют аналитические инструменты: https://metrika.yandex.ru/ и https://www.google.com/webmasters/tools/ соответственно. Есть и другие счетчики траффика, такие как LiveInternet. Индексация в поисковых системах часто сама по себе поднимает посещаемость сайта. Однако в нашем случае будут важнее показатели качественные – восприятие сайта посетителями. Главным критерием здесь является обратная связь от коллег, для получения которой можно использовать различные инструменты – электронное или письменное анкетирование, личную беседу и др.

    Анализ результатов процесса создания персонального сайта может вернуть нас на любой из этапов процесса, в том числе начальный. Свои корректировки может вносить и внешнее окружение.

    Хотелось бы отметить, что сетевое портфолио имеет огромный педагогический арсенал. Именно веб-форма позволяет сделать портфолио максимально гибким, вариативным и открытым. Современные информационные технологии предоставляют множество возможностей для создания и продвижения персонального сайта педагога и студента. Сегодня свой сайт может создать каждый, кто обладает навыками среднего пользователя ПК. Не менее важным является продвижение сайта. Планирование процесса создания и

    продвижения персонального сайта, грамотное использование программносетевых ресурсов и постоянный контроль результатов процесса позволяют сделать веб-портфолио максимально результативным.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Василенко, Т. MindMaps: опыт использования [Электронный ресурс] / Т. Василенко. – 2004. – Режим доступа: http://www.improvement.ru/zametki/mindmap.

    2. Система для сбора, хранения и анализа научной и наукометрической информации. Руководство пользователя [Электронный ресурс] / Т.С. Данилова, В.А. Зелепухина, А.С. Бурмистров, Ю.Ю. Тарасевич. – Астрахань: Типография «Новая линия», – 2014. – Режим доступа:http://science.aspu.ru/uploads/default/files/info/UG_science_aspu.pdf.

    3. Девисилов, В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе [Электронный ресурс] / В.А. Девисилов // Высшее образование сегодня. – 2009. № 2. С. 29–34. – Режим доступа.

    4. Смолянинова, О.Г. Электронный портфолио как инструмент профессионального развития и аттестации преподавателей [Электронный ресурс] / О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина, С.М. Геращенко // Сибирский педагогический журнал. – 2010. № 11. С. 58–68. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18041204.

    5. Смолянинова, О.Г. Анализ возможностей и перспектив использования электронного портфолио педагогами (по материалам он-лайн анкетирования) [Электронный ресурс] / Смолянинова О.Г., Шилина Н.Г // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 2. С. 179. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21471161.

    6. Тикуркина, А.С. Структура и функции электронного портфолио учителя иностранного языка [Электронный ресурс] / А.С. Тикуркина // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2013. №1 (117). С. 137–141. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18817916.

    7. Хузина, С.А. Технология «портфолио» как основа рейтинга научных достижений преподавателей и студентов вуза [Электронный ресурс] / С.А. Хузина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. № 11 (69). С. 98–103. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15288398.

    8. Mind Mapping Topic Guide – Mode of access: https://s3- eu-west-1.amazonaws.com/illumineweb/topic-guides/Mind-Map.pdf.