Домой / Малый бизнес / Содержание концепции управление цепями поставок. Управление цепями поставок (scm). Определение, значение и роль в современной экономике

Содержание концепции управление цепями поставок. Управление цепями поставок (scm). Определение, значение и роль в современной экономике

Образовательные установки:

знать

Принципы формирования и функционирования цепей поставок;

уметь

Моделировать бизнес-процессы в цепях поставок;

владеть

Организационно-экономическими методами управления цепями поставок.

Ключевые термины

Интегрированная логистика (логистика цепей поставок). Интегрированная цепь поставок. Управление цепями поставок. Фокусная компания. Прямая цепь поставок. Расширенная цепь поставок. Максимальная цепь поставок. Сетевая структура цепи поставок (логистическая сеть). Конфигурация сетевой структуры. Ключевые (основные) участники цепи поставок. Вспомогательные участники цепи поставок. Управляемые хозяйственные связи. Отслеживаемые хозяйственные связи. Неуправляемые хозяйственные связи. Связи с субъектами, не входящими в цепь поставок. Функция логистической координации. Интеграция бизнес-процессов. Глобальная оптимизация цепи поставок.

Эволюция концепции управления цепями поставок

Развитие интеграционных процессов в экономике и выход их за рамки основного экономического звена по линиям взаимодействия с бизнес-партнерами в сфере снабжения и сфере сбыта готовой продукции привели к появлению понятия интегрированной логистики, или логистики цепей поставок. Соответственно в управлении интегрированной логистикой выработалось понятие "управление цепями поставок".

Термин "управление цепями поставок" был предложен системным интегратором – компанией i2 Technologies и консалтинговой компанией "Артур Андерсен" в начале 1980-х гг. Появление одноименной концепции (supply chain management – SCM) связывают с опубликованием статьи К. Оливера и М. Вебера "Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy" в Лондоне в 1982 г.

Первоначально управление цепями поставок отождествлялось с интегрированной логистикой. Например, Д. Бауэрсокс и Дж. Клосс остаются на этой позиции и рассматривают соответствующие аспекты логистики и управление цепью поставок практически как синонимы, считая, что "интеграция логистики преодолевает рамки внутрифирменной координации процессов снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения, распространяясь на поставщиков и потребителей" .

Взаимодействие функциональных сфер предпринимательской логистики и их связь с деловым окружением бизнеса подчеркивает термин "интегрированная цепь поставок". Его содержание характеризуют последовательно выстроенные: цепь снабжения, внутрипроизводственная цепь и цепь поставок предприятия. С точки зрения системной организации логистики, интегрированная цепь поставок – это прежде всего совокупность хозяйствующих субъектов: поставщиков, производителей, потребителей и посредников, состоящих в хозяйственных связях и объединенных участием в едином воспроизводственном цикле товара (услуги).

По мере развития концепции управления цепями поставок происходит разделение понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов между логистикой и SCM. Но определению Европейской логистической ассоциации, SCM – управление цепью поставок – это интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, такие как формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, реализация поддерживающих функций, систем и процедур .

В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управления цепями поставок существенно изменился. В 1980-х гг. в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой традиционные методы управления бизнесом, работающие в направлении достижения экономии текущих затрат, практически исчерпали свой ресурс. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новых подходах, один из которых предложила концепция управления цепями поставок. Она выдвинула и обосновала идею координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, взаимодействующих в бизнесе.

Освоение концепции и становление практики управления цепями поставок определяются переходом от управления хозяйственными связями к управлению логистическими цепями, в частности, от управления хозяйственными связями по поставкам к управлению интегрированными цепями поставок. Об этом говорит тот факт, что "хозяйственные связи подчиняются общей логике процесса материально-технического обеспечения, выраженной последовательностью этапов взаимодействия – от поиска партнеров до исполнения договорных обязательств и удовлетворения интересов каждого из них" . Первыми практику освоили зарубежные компании, реально осознавшие, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходимо сделать для повышения своей конкурентоспособности.

К настоящему времени в развитии концепции управления цепями поставок обозначились четыре этапа (табл. 8.1).

Этап I. Зарождение теории SCM (1980-е гг.) На этом этапе развития понятие "управление цепями поставок" скорее было новым модным термином, по своему содержанию мало чем отличавшимся от понятия "логистика". Концепция SCM на тот момент имела сходство с расширенным толкованием интегрированной логистики и почти полностью ею определялась. Д. Уотерс по поводу соотношения двух понятий отмечал, что "это скорее вопрос семантики, а не реаль-

Таблица 8.1

Эволюция концепции управления цепями поставок

Характеристика

I. Зарождение теории SCM

Возникает необходимость в новой концепции управления бизнесом как идеи координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, находящихся во взаимодействии. Понятие "управление цепями поставок" по своему содержанию лишь незначительно отличалось от расширенного толкования интегрированной логистики

II. Отделение теории SCM от логистики

Первая половина 1990-х гг.

Происходит обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования цепей поставок как объекта управления, а также областей использования отдельных концепций общего и функционального менеджмента в практической деятельности. Предпринимаются попытки разграничения понятийных аппаратов. Возникает необходимость в систематизации применяемых понятий и терминов логистики и управления цепями поставок

III. Формирование классической концепции SCM

Вторая половина 1990-х – начало 2000-х гг.

Четко обозначается различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, функции контроллинга и координации при управлении товарным потоком закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создания стратегических партнерских отношений, а также обеспечении контроля движения товарных потоков и информационной координации, согласования действий участников цепи. Комплекс накопленных теоретических знаний и практический опыт формируют учебные курсы по новой дисциплине

IV. Современный этап развития концепции SCM

Вторая половина 2000-х гг.

Происходит еще более углубленное исследование теории и практики управления цепями поставок и их адаптация под разные рынки. Современная практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок

ных различий... оба термина относятся к одной и той же функции" .

Логику толкования концепции управления цепями поставок того времени можно сформулировать следующим образом. Хозяйствующие субъекты формируют цепь поставок, через которую проходит сквозной материальный поток, являющийся объектом управления цепью поставок с целью оптимизации параметров потока на выходе. Для достижения общей цели все субъекты – участники цепи действуют координированно. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами вследствие улучшения значения параметров системы в целом.

Таким образом, управление цепыо поставок подразумевало использование логистического подхода для координации действий всех звеньев системы, т.е. фактически была востребована концепция логистики для организации бизнеса в производственно-коммерческой сфере.

Этап II. Отделение теории SCM от логистики (первая половина 1990-х гг.). Как самостоятельная научная идея концепция управления цепями поставок определилась в 1990-е гг. В это время происходит обособление теории управления цепями поставок, начинают развиваться самостоятельные теоретические исследования в этой и смежных областях знаний. Предпринимаются попытки выявить сущность и содержание управления цепями поставок как науки, а также областей использования концепции в практической деятельности. С возникновением идеологии SCM происходит разделение логистики и SCM как самостоятельных терминов, а также как понятийно-смысловых категорий. Появляется необходимость в систематизации применяемых понятий и определений логистики и управления цепями поставок. Начинается поиск разумной организации базовой лексики логистики и SCM, которая позволила бы определить классы взаимосвязанных понятий и учесть все многообразное и неоднородное множество терминов, применяемых в этих областях знаний. Для единообразного толкования основных терминов и понятий особое значение приобретает проблема стандартизации терминологии в логистике и SCM, которой занимаются несколько зарубежных организаций, в частности Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals).

Этап III. Формирование классической концепции SCM (iвторая половина 1990-х начало 2000-х гг.). На этапе формирования классической концепции уже было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок. Прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление материальными потоками в цепи поставок становятся прерогативой SCM, функции контроллинга и координации при управлении материальным потоком также закрепляются за понятием "управление цепями поставок". Логистика же трактуется как функционал контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением товаров, т.е. фокус переводится на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей .

Стремительное развитие концепции потребовало серьезных прикладных исследований в различных отраслях и на разных региональных рынках. Накопленные теоретические знания и практический опыт были положены в основу формирования учебных курсов по новой дисциплине. На этом этапе идеология управления цепями поставок начинает развиваться и как самостоятельная концепция, и как функциональная область менеджмента, коммерции, маркетинга и логистики. Основные направления исследований сосредоточиваются на процессах интеграции и формировании стратегических партнерских отношений, а также использовании процессного подхода, изучении основных функций компаний в разрезе бизнес-процессов. Особое внимание при этом уделялось развитию процессов обеспечения синхронизации товарных потоков, а также активизации коммуникаций между звеньями и информационной координации действий.

Этап IV. Современный этап развития теории SCM (середина 2000-х гг. и далее). Происходит еще более углубленное исследование управления цепями поставок и как концепции, и как функциональной области деятельности, а также адаптация концепции под разные рынки. Концепция SCM направлена на решение задач интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы. Накопленный практический опыт анализируется и востребуется компаниями для повышения своей конкурентоспособности. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий с использованием инженерно-технических инструментов, основанных на применении идеологии управления цепями поставок в реальном времени. Практика управления цепями поставок акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов и приобретает ключевое значение в построении перспективных взаимоотношений фокусной компании с участниками цепи поставок. Все это требует дальнейшего развития научных исследований в областях, сопряженных с SCM, по созданию новых релевантных концепций.

В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, осваивают принципы SCM как новую идеологию бизнеса. Обеспечению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирующее органы – Европейская логистическая ассоциация и Совет профессионалов в области управления цепями поставок. В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают: Национальная логистическая ассоциация России (НЛА), Национальный совет по цепям поставок.

Предназначение этих организаций заключается в том, чтобы:

  • разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики, так как в настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;
  • устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве РФ, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;
  • формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

Национальная логистическая ассоциация России – это общественная организация, учредителями которой выступили: Государственный университетВысшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образования и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и упрочение логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации провозглашены:

  • анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики в целях их адаптации и внедрения в России;
  • разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты РФ в части, касающейся логистики;
  • координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок в Российской Федерации и за рубежом;
  • организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами .

Национальный совет по цепям поставок – это общественная организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, в том числе государственные транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые фирмы, образовательные учреждения). Основная цель ее деятельности – содействие освоению стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса Российской Федерации и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке, развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической деятельности, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутри-, так и межкорпоративных цепей поставок .

Растущая глобализация, развитие внешнеэкономических взаимодействий позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, рассматривают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также базы для размещения производственных мощностей по ее изготовлению для включения в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в процесс мировой интеграции бизнеса.

Россия вслед за остальными странами Восточной Европы постепенно втягивается в орбиту глобальной логистики. В этом ей помогают обильные капиталовложения из разных источников. Рынок российской логистики в последние годы становится все более привлекательным для иностранных инвесторов: об этом можно судить по крупным зарубежным инвесторам, которые пришли в Россию. Это, например, британские фонды Fleming Family & Partners и Raven. Помимо всего прочего, учитывается то обстоятельство, что в России средние сроки окупаемости проектов составляют 7–8 лет и меньше.

Компания Castorama входит в состав британской группы компаний Kingfi sher. Это первая в Европе и третья в мире сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта формата DIY – Do It Yourself ("Сделай сам"). Группа Kingfi sher – это более 770 магазинов в Европе и Азии. Основные ритейл-бренды компании Kingfi sher Castorama, Brico Depot, Screwfix и B&Q. Гипермаркеты Castorama завоевали свою популярность в Европе благодаря широкому ассортименту продукции высокого качества, низким ценам и системе обслуживания, построенной на принципе профессиональной консультации. Первые европейские магазины под брендом Castorama открылись в 1969 г. На сегодняшний день Castorama – это 98 гипермаркетов во Франции, 27 – в Италии, 37 – в Польше, семь – в России. Castorama в России начала свою работу в 2005 г. На данный момент открыты и успешно функционируют гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Омске и Краснодаре. Компания планирует дальнейшее открытие порядка пяти–семи гипермаркетов каждый год в крупнейших российских городах. Миссия Castorama – помочь покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение. Цель Castorama – стать номером один на российском DIY-рынке.

В 2005 г. компания Castorama RUS организовала офис в Москве со штатом всего 10 человек. Сотрудники фирмы занимались открытием первого гипермаркета в Самаре, активно проводят переговорные сессии с поставщиками и осуществляют все необходимые организационные действия относительно costart-up проекта в России.

Основная задача руководителя и единственного сотрудника Supply Chain Department – разработка стратегии SCM и внедрение проекта. Так как компания Castorama является частью группы компаний Kingfi sher, то она располагает возможностью применять ее наработки и опыт, мощности и технологии, процедуры и т.д. В виде основы SCM в Castorama было принято решение использовать опыт компании B&Q в Англии. Компания S&Q – это 320 магазинов, 40 000 товаров и 650 поставщиков; компания использует восемь региональных центров для консолидации грузов и пять дистрибутивных центров. Преимуществами SCM в В&О стали: централизация управления, активное использование аутсорсинга, система распределения товаров, категорийный менеджмент и информационное обеспечение.

За 2006–2007 гг. компания Castorama открыла в общей сложности пять гипермаркетов. На основании имеющейся концепции передачи бизнес-процессов на аутсорсинг Castorama подписала контракт с логистическим оператором на оказание услуг ответственного хранения. Кроме прямой поставки товара в магазины, поставщики в России начали осуществлять доставку товара по принципу "кросс-докинг" через распределительный центр Castorama. Управление товарными запасами и размещение заказов поставщикам возложены на Buying Department. Однако развитие компании привело к тому, что структура планирования и формирования заказов поставщикам (как импортным, так и российским) была изменена. В каждом из гипермаркетов был организован Ordering Department, в задачи которого входит: отслеживание и контроль стока на складах гипермаркетов, планирование и прогнозирование продаж, размещение заказов у поставщиков с учетом транзитного времени.

Начиная с 2008 г. уже можно говорить о реализованной системе управления цепочкой поставок (SCM) в компании.

Современная наука предлагает множество различных определений понятия "управление цепями поставок". Единого мнения относительно его содержания не выработано, более того, разброс мнений очень широк и зависит от логистической школы (направления) и позиции конкретного исследователя.

Общее состоит в том, что акцент в толковании концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания SCM, приведенного в сборнике "Стандартов по логистике и управлению цепями поставок": управление цепями поставок – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по затратам .

М. Кристофер дает следующее определение управления цепью поставок: это "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

Дж. Сток и Д. Ламберт определяют управление цепями поставок "как интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

Список определений можно продолжить, η том числе в контексте сопоставления понятий логистики и управления цепями поставок. Сложившуюся ситуацию неоднозначности обусловливают ряд причин.

  • 1. Исторически непродолжительное время развития. И логистика, и управление цепями поставок – достаточно молодые и активно дискутируемые области знаний, учитывая, что сам термин "supply chain management" введен в оборот в 1980-е гг. Естественно, что их понятийный аппарат постоянно уточняется и изменяется, наполняется новым содержанием.
  • 2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бауэрсоке, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.), серьезных исследованиях в различных европейских странах, в том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебер и др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторны – признанного специалиста мирового уровня в области логистики и SCM из Австралии – переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии. Научные школы логистики и управления цепями поставок созданы и продолжают свое развитие в России (см. параграф 1.1).
  • 3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженерно-технических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке коммерции, маркетинга, логистики, операционного и стратегического менеджмента.
  • 4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются профессионалами в других областях, включая и инженерно- технические специальности.
  • 5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистамеской школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин "физическое распределение" использовался в США во второй половине XX в. как синоним современного понятия логистики, а в настоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина "дистрибуция".

Апеллируя к существующим исследованиям и обобщая их результаты, научная школа кафедры Коммерции и логистики СПбГЭУ руководствуется следующим определением.

Управление цепями поставок – это процесс планирования, организации, учета, контроля, анализа, регулирования, направленный на достижение стратегических целей участников цепи поставок. Сочетанием общих функций управления и специальных функций управления в логистике (управление затратами, управление качеством обслуживания и др.) формируется комплексная функция контроллинга, обеспечивающая достижение логистической координации в цепях поставок.

Цепи поставок представляют собой совокупность последовательно взаимодействующих между собой поставщиков и потребителей: каждый потребитель становится поставщиком для следующих потребителей – так продолжается до тех пор, пока готовый продукт не поступит к конечному потребителю. Цепь поставок имеет в своей структуре фокусную компанию, поставщиков, потребителей, а также вовлеченных во взаимодействие канальных посредников. Фокусная компания это ключевое звено цепи поставок, которое определяет конфигурацию цепи и особенности взаимодействия участников.

В зависимости от количества звеньев различают три уровня сложности цепей поставок:

  • 1) прямая цепь поставок;
  • 2) расширенная цепь поставок;
  • 3) максимальная цепь поставок.

состоит из фокусной (центральной) компании (обычно – производственной или торговой фирмы), поставщика и покупателя/потребителя, участвующего во внешнем и (или) внутреннем потоке продукции, услуг, финансов, информации. При этом, как правило, фокусная компания определяет структуру цепи поставок и управление взаимоотношениями с партнерами по бизнесу (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

Расширенная цепь поставок включает в себя дополнительно поставщиков и потребителей второго уровня (рис. 8.2).

  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 51.
  • В результате изучения данной главы студент должен:

    знать

    • существо понятий, характеризующих цепь поставок и процесс управления цепями поставок;
    • взаимосвязи между стратегическим, тактическим и оперативным уровнями планирования цепей поставок;
    • технологию планирования цепей поставок;

    уметь

    • применять знания для управления цепями поставок;
    • организовывать процесс планирования цепей поставок;

    владеть

    • методами планирования цепей поставок;
    • представлением о роли и месте интегрированного планирования в контуре управления цепями поставок.

    Управление цепями поставок и место интегрированного планирования в контуре управления

    Цепь поставок – это сложная экономическая система, которая состоит из множества предприятий-изготовителей (продуцентов), поставщиков сырья и материалов, складских терминалов, дистрибуторов, 3Р- и 4РL-провайдеров, которые обладают определенными функциональными возможностями и взаимодействуют в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя. Основные элементы (участники) цепи поставок представлены на рис. 2.1.

    Рис. 2.1.

    – материальный поток; – информационный поток

    Как правило, цепи поставок являются сложными стохастическими системами, обладающими рядом особенностей. К этим особенностям относят прежде всего:

    • множественность участников, причем юридически независимых;
    • сложный характер взаимодействия между участниками, которые зачастую конкурируют друг с другом;
    • наличие у каждого предприятия собственной целевой функции, противоречивость интересов предприятий;
    • постоянные и быстрые возникновение, поддержка и распад связей в цепях;
    • большое количество и разнообразие логистических операций и функций, выполняемых участниками цепи поставок;
    • кооперационные и координационные связи с внешними поставщиками и клиентами;
    • трудно формализуемый качественный характер взаимосвязей и критериев функционирования предприятий;
    • стохастический характер большинства факторов и процессов, затрудняющих функционирование предприятий и цепи поставок в целом.

    Особенности цепи поставок диктуют необходимость формирования особой системы управления, которая обеспечивала бы эффективную координацию совместной деятельности предприятий цепи поставок и синхронизацию их бизнес-процессов. В начале 1980-х гг. американские компании i2 Technologies и Arthur Andersen ввели в экономическую практику термин "управление цепями поставок" (SCM). Управление цепями поставок понимается как новая стратегия бизнеса, направленная на разрушение препятствий, бюрократических барьеров и границ, встречающихся на пути движения материального, финансового, информационного потоков у различных участников цепи поставки. Важно, что точка зрения одного предприятия передается на всю цепь. В центре находится синергия сотрудничества, а границы предприятий становятся зыбкими, не ограничивающимися только самим предприятием. Постоянно изменяющаяся окружающая среда требует гибкого и быстрого согласования процессов, выходящих за рамки одного предприятия. Необходимая для этого гибкая лишь по содержанию, но жесткая во времени совместная работа может быть осуществлена за рамками локальной организации, но в рамках управления цепью поставок.

    Для предприятий реализация данной стратегии означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с их внешними поставщиками и клиентами.

    Управление цепями поставок подразумевает выполнение функций организации, контроля, координации и планирования цепи поставок (рис. 2.2).

    Функция организации включает в себя формирование структуры цепи поставок, а также создание системы кооперационных связей в процессе доведения материального потока от источника его возникновения до конечного потребителя, которые обеспечивают конкурентоспособность цепи поставок. Однако эти связи формируются децентрализовано на каждом участке цепи поставок. Каждое предприятие самостоятельно управляет взаимодействиями со своими поставщиками и клиентами.

    Характер связей и взаимодействий может быть различным, так как зависит от целей цепи поставок и от характеристик продукции, для создания и продвижения которой цепь формировалась.

    В то же время организация – это процесс реализации планов, разработанных в процессе планирования.

    Рис. 2.2.

    Функция контроля заключается в объективной количественной и качественной оценке результатов работы цепи поставок для последующего адекватного корректирующего воздействия.

    Контроль цепи поставок представляет собой систему наблюдения, обнаружения и разрешения возникающих проблем функционирования цепи поставок. Контроль осуществляется за сетью партнеров, ресурсами и процессами в цепи поставок для анализа и оценки их эффективности. Система контроля позволяет отслеживать каждый шаг на всех уровнях создания материальных ценностей и благ (от поставки сырья, материалов до сервисного обслуживания конечного потребителя).

    Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Стандарты основываются на планах, разработанных в процессе планирования.

    Координация – это функция управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность логистических процессов в цепи поставок. Главная задача координации состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных коммуникаций между ними.

    Без соответствующей координации предприятия – участники цепи поставок могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не на интересах цепи поставок в целом.

    Формирование общих целей и единого направления усилий всех членов цепи поставок к достижению этих целей обеспечивает функция планирования. Планирование включено во все иные функции управления, выступает их необходимым компонентом, в силу чего принято говорить о его "вездесущности". Планирование в то же время соорганизует все другие функции, придавая им, а значит, – и всему управлению в целом, необходимую степень организованности. Планирование является основополагающей функцией управления.

    Процесс интегрированного планирования позволяет более четко формулировать целевые установки цепи поставок и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, интегрированное планирование обеспечивает более четкую координацию совместной деятельности предприятий, синхронизацию всех бизнес-процессов предприятий и таким образом укрепляет взаимодействие всех участников цепи поставок. Планирование позволяет повысить степень удовлетворенности клиентов деятельностью цепи. А это значит, что планирование – это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности цепи поставок за счет выявленных возможностей, условий и факторов.

    1.1. Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и роль в современной экономике

    Современная наука предлагает множество различных оп-

    ределений понятия Supply Chain Management (SCM) – «Управ-

    ление цепями поставок», при этом разброс мнений очень широк и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. На сегодняшний день не существует единого мнения относительно содержания понятия «управление цепями поставок», оно постоянно уточняется и изменяется. Синтетическое определение цепи поставок, основанное на обобщении мнения большинства зарубежных ученых и специалистов, может звучать следующим образом: «Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующих во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и/или информации от источника до потребителя» .

    В настоящее время акцент в толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширенного понимания

    Supply Chain Management (SCM), приведенного в сборнике

    «Стандартов по логистике и управлению цепями поставок».

    Управление цепями поставок (Supply Chain Management (SCM)) – это организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока, от проектирования и закупок через производство и распределение до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка к эффективности по за-

    тратам. Логистика– это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и/или товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей .

    Можно привести множество примеров различного толкования термина «управление цепями поставок» и «логистика». Довольно сложно охватить весь спектр этих трактовок, состоящий из множества разнотипных, изменчивых терминов логистики и управления цепями поставок. Существует ряд причин, которые привели к такому положению дел:

    1. Исторически небольшое время развития. И логистика и управление цепями поставок – достаточно молодые и бурно развивающиеся науки. Впервые термин Supply Chain Management был предложен в 80-ые годы XX столетия. Терминология и понятийный аппарат в этой области знаний постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.

    2. Наличие различных национальных школ и течений в логистике и управлении цепями поставок. В настоящее время можно говорить о существовании американской школы (Д. Бау-

    эрсокс, Дж. Клосс, Д. Уотерс, Дж. Сток, Д. Ламберт и др.),

    серьезных исследованиях в различных европейских странах, в

    том числе Великобритании (М. Кристофер, Дж. Менцер, К. Оливер, М. Вебери др.). Определенный интерес представляют исследования австралийских ученых, оказывающих существенное влияние на развитие азиатской логистической школы. В частности, труды Джона Гаторныпризнанного специалиста мирового уровня в области логистики и Supply Chain Management из Австралии переведены на японский и китайские языки и в настоящее время пользуются большим признанием в странах Азии.

    3. Междисциплинарный характер логистики и управления цепями поставок и сочетание в них экономических и инженернотехнических дисциплин. Управление цепями поставок на протяжении нескольких последних десятилетий является одной из самых динамично развивающихся концепций, находящихся на стыке маркетинга, логистики, операционного менеджмента и стратегического управления.

    4. Наличие большого количества терминов из различных областей знаний. Это также обусловлено тем, что ведущие специалисты в этой области знаний изначально являются специалистами в других областях: менеджмента, маркетинга, коммерции, различных инженерно-технических специальностей.

    5. Отсутствие некоторых терминов логистики в различных языках, а также их неточное понимание в разных странах. Использование различной терминологии можно объяснить принадлежностью авторов к той или иной логистической школе, а также желанием сосредоточить внимание на отдельных аспектах логистического процесса. Например, термин «физическое распределение» использовался в США во второй половине XX столетия как синоним современного понятия логистики, а в на-

    стоящее время он обозначает одну из функциональных областей логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».

    1.2. Эволюция концепции управления цепями поставок

    Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий.

    Термин «Supply chain management – SCM» – «Управление цепями поставок» – был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией«Артур Андерсен» в начале 1980-х годов . Появление концепции управление цепями поставок также связывают со статьейК. Оли-

    вера и М. Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

    В процессе эволюции понятийный аппарат концепции управление цепями поставок существенно изменился, т.к. ее терминология находится в постоянном развитии. В 80-х годах прошлого столетия в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снизилась настолько, насколько это оказалось практически возможным. Для поддержания конкурентоспособности появилась необходимость в новой концепции управления бизнесом. С возникновением понятия «управление цепями поставок» в 1980-е гг. появилась идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Поэтому для многих зарубежных компаний стало ясно, что эффективное управление цепями поставок – следующий шаг, который им необходим для повышения своей конкурентоспособности.

    В процессе исследования теории и практики концепции управления цепями поставок, можно выделить четыре основных этапа в ее развитии (табл. 1.1).

    Таблица 1.1

    Эволюция концепции управления цепями поставок

    Характеристика

    1 этап. Заро-

    Возникает

    необходимость

    концепции

    управления

    бизнесом как идеи координа-

    ции потоков материалов и го-

    продукции

    внутри одной фирмы, но и в

    ряде фирм, связанных между

    собой технологической цепоч-

    кой. На этом этапе развития

    понятие «управление

    поставок» по своему содержа-

    нию лишь незначительно от-

    личалась

    расширенного

    толкования

    интегрированной

    логистики и почти полностью

    была ей детерминирована

    2 этап. Отде-

    Первая поло-

    Происходит

    обособление

    ление теории

    вина 1990-х гг.

    теории Supply Chain Manage-

    ment от логистики, появляют-

    ся самостоятельные

    от логистики

    дования управления

    поставок как науки, а также

    областей

    использования

    концепции

    практической

    деятельности.

    Происходит

    смещение и разделение меж-

    ду логистикой и SCM поня-

    отдельных терминов. Возни-

    кает необходимость в систе-

    матизации

    применяемых

    нятий и терминов логистики и

    управления цепями поставок

    Продолжение табл. 1.1

    3 этап. Фор-

    Четко обозначается различие

    мирование

    вина 1990-х –

    между интегрированной логи-

    классической

    стикой и управлением цепями

    концепции

    поставок, функции контрол-

    линга, координации и интегра-

    ции при управлении товарным

    потоком закрепляются за по-

    «управление

    поставок». Основные направ-

    ления исследований сосредо-

    тачиваются на процессах ин-

    теграции и создания стратеги-

    партнерских

    ний, а также обеспечению

    взаимосвязи и контроля то-

    варных потоков и информаци-

    онной координации по обес-

    печению коммуникаций между

    звеньями цепи. Общий накоп-

    ленный опыт теоретических и

    практических знаний

    рует учебные курсы по новой

    дисциплине

    4 этап. Со-

    Происходит еще более углуб-

    временный

    вина 2000-х гг.

    исследование

    этап развития

    и практики управления цепями

    поставок и их адаптация под

    рынки. Современная

    практика

    управления

    поставок

    акцентируется на

    внутрифирменном планирова-

    оптимизации ресурсов

    построении взаимоотно-

    шений между фокусной ком-

    панией и остальными членами

    цепи поставок

    1.3. Развитие концепции управления цепями поставок

    в Российской Федерации

    В настоящее время управление цепями поставок как концепция SCM является одним из эффективных способов увеличения прибыли и доли рынка и активно внедряется в экономике промышленно развитых стран. Многие крупные компании, в том числе и российские, внедряют принципы Supply chain management как новую идеологию бизнеса. Внедрению и развитию стратегических преимуществ логистики как за рубежом, так и в нашей стране способствуют общенациональные координирую-

    щее органы, такие как Европейская логистическая ассоциация

    (European Logistics Association – ELA) и Совет профессионалов в области управления цепями поставок (Council of Supply Chain Management Professionals – CSCMP). В Российской Федерации в роли таких координаторов в настоящее время выступают Нацио-

    нальная логистическая ассоциация России (НЛА) и Национальный совет по цепям поставок. Необходимость в создании и функционировании этих организаций заключается в том, чтобы:

    - разрабатывать предложения и дополнения в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики, так как настоящее время в нашей стране отсутствует законодательство в области логистики;

    - устранять барьеры, имеющиеся в налоговом, таможенном, транспортном законодательстве России, которые препятствуют эффективному использованию стратегического потенциала логистики;

    - формировать интегрированные логистические системы, охватывающие различные сферы предпринимательства, создавать межрегиональные и международные интегрированные логистические транспортные, торговые и информационные системы.

    Национальный совет по цепям поставок – общественная некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства, открытого для всех участников рынка (промышленные предприятия, поставщики продукции и услуг, транспортные и логистические компании, финансовые и кредитные организации, страховые организации, некоммерческие ассоциации и центры, консалтинговые, учебные и государственные предприятия). Основная цель – распространение стандартов управления цепями поставок в практике реального бизнеса в РФ и странах СНГ. Миссия Совета по цепям поставок заключается в разработке,

    развитии и распространении модели цепи поставок как основы общероссийского межотраслевого стандарта управления цепями поставок, объединяющего лучшие мировые и национальные практики. Модель цепи поставок определяет общую концепцию цепей поставок, стандартную терминологию, систему измерений и оценок логистической функции, обобщает лучшие практики, является процедурной моделью для внедрения логистического программного обеспечения, выполняет интегрирующую функцию при построении как внутрикорпоративных, так и межкорпоративных цепей поставок.

    Национальная логистическая ассоциация России пред-

    ставляет собой общественную организацию, учредителями которой являются Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская ассоциация бизнес-образование (РАБО) и Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга. Миссией НЛА является становление и развитие логистики в России как нового научного и практического направления, способствующего социально-экономическому развитию хозяйствующих субъектов, отраслей экономики и страны в целом, а также повышению благосостояния граждан. Среди основных задач организации можно выделить следующие:

    - анализ зарубежных теоретических исследований и практического опыта в области логистики с целью их адаптации и внедрения в России;

    - разработка предложений и дополнений в законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации в части, касающейся логистики;

    - координация деятельности предприятий, организаций и учреждений, занятых исследованиями в области проектирования, построения и обеспечения функционирования систем логистики; обмен передовым опытом применения логистических разработок

    в РФ и за рубежом;

    - организация и участие в процедуре сертификации специалистов по логистике в соответствии с российскими и международными требованиями и стандартами.

    Растущая глобализация, взаимодействие с западными компаниями, а также отечественные исследования и публикации в области логистики и управления цепями поставок позволяют использовать мировой опыт на практике. Многие зарубежные компании, расширяя географию цепей поставок, включают территорию РФ в качестве рынков сбыта готовой продукции, а также с

    целью размещения производственных мощностей для ее изготовления, в собственную цепь поставок, вовлекая, таким образом, российских партнеров в мировую интеграцию.

    В качестве примера, можно рассмотреть деятельность компании Electrolux. Эта компания является одним из крупнейших игроков на рынке стиральных машин. По ежегодному рейтингу журнала Fortune концерн Electrolux входит в сотню крупнейших компаний мира. На российском рынке Electrolux работает с 2004 года. Для того чтобы как можно скорее завоевать позиции на новом быстро растущем рынке сбыта бытовой техники компания открыла собственную фабрику по производству стиральных машин Electrolux и Zanussi в Санкт-Петербурге. Важным показателем деятельности завода является степень локализации производства комплектующих. Под локализацией производства понимается практика размещения производственных мощностей компании в непосредственной близости от источников их потребления. С позиций логистики и таможенного дела целесообразность открытия в России фабрики для обеспечения потребностей растущего внутреннего рынка очевидна. При импорте готовых к эксплуатации стиральных машин необходимо уплачивать таможенные платежи по ставке ввозной таможенной пошлины 15% от таможенной стоимости изделия в евро или долларах США. С марта 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от № 125 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении комплектующих изделий для стиральных машин" была установлена нулевая ставка пошлины на части стиральных машин (код ТН ВЭД России 8450 90 000 0). Таким образом, часть комплектующих для производства стиральных машин стала импортироваться по нулевой ставке пошлины, что позволило заметно снизить издержки.

    Еще одним примером вовлечения российского потенциала в мировую интеграцию может служить опыт автомобильного концерна Ford . В 2002 году состоялось официальное открытие завода Ford в городе Всеволожск, Ленинградской области. Функционирование завода предусматривало выполнение компанией обязательств об определенном уровне инвестиций в реализацию проекта и поэтапной локализации продукции. К настоящему моменту инвестиции Ford в российский проект составили около 230 миллионов долларов США. Уровень локализации продукции завода составляет более 40% от себестоимости автомобиля.


    На практике и в теории управление цепями поставок трактуется в самых различных аспектах - от простого согласования планов сбыта и поставок несколькими компаниями до всеобъемлющей концепции управления бизнесом в 21 веке. Подобное различие обусловлено, во-первых, недостаточной научной проработанностью теоретических и методологических основ управления цепями поставок, отсутствием классификаций и т.д., а во-вторых - чрезмерной абстрактностью имеющихся результатов вследствие недостаточного числа интегрированных формальных методов и моделей, учитывающих специфику сложных распределенных экономических систем.
    Многие основополагающие понятия SCM не получили до сих пор однозначного определения и по-разному трактуются многими авторами, которые, как правило, ограничиваются интуитивным пониманием различных терминов. Это приводит к отсутствию должного смыслового единства при решении различных задач управления цепями поставок, логической некорректности, неоднозначности понимания результатов работ и сферы применения предлагаемых методик. В связи с этим возникает потребность в теоретическом осмыслении комплекса междисциплинарных проблем управления цепями поставок.
    Цепь создания стоимости и управление цепями поставок
    alt="" />
    Принципиальным понятием в управлении цепями поставок является понятие цепи создания стоимости (Value-adding chain). SCM является основным методом повышения эффективности цепи создания стоимости, а, следовательно, и увеличения доходности бизнеса. Принципиальные организационная и функционально-информационная схемы цепи создания стоимости показаны на рисунках 1.8 и 1.9.

    Для того чтобы точнее описать суть управления цепями поставок, рассмотрим цепь создания стоимости, характерную для большинства предприятий в 70-80-е гг. 20 в. (рис. 1.10).
    Ступени цепи создания стоимости, предшествующие

    Рис. 1.10. Цепь создания стоимости в 70-80-е гг. 20 в.

    До развития концепции управления цепями поставок большинство бизнес-процессов и технологических процессов было сосредоточено в рамках одного крупного предприятия или производственного объединения. Кооперация существовала между цехами предприятия и с поставщиками исходного сырья. Зачастую предприятия осуществляли и сбыт своей продукции через собственную розничную сеть. Конечно же, никакой речи о создании обратной связи с клиентами и развитии горизонтально-интегрированных структур для системной координации собственной деятельности с планами поставщиков не шло.
    Другой проблемой неэффективного формирования цепи создания стоимости в экономике СССР (а во многих отраслях экономики, к сожалению, и по сей день) является направление формирования цепи создания стоимости. Подобное неэффективное направление формирования цепи создания стоимости было объективно обусловлено вертикальноплановым характером экономики СССР с практическим отсутствием

    рыночных отношении в горизонтальных экономических связях смотрим это на конкретном примере (см, рис. 1.11).
    Начало
    формирования

    Рис. 1.11. Неэффективное формирование цепи создания стоимости
    На рис. 1.11 показан пример неэффективного формирования цепи создания стоимости.
    Данная ситуация очень типична для наукоемких отраслей промышленности, например, авиастроения. Ситуация выглядит примерно следующим образом: принимается решение о строительстве нового самолета, запускаются работы по проектированию изделия, далее определяются поставщики комплектующих, налаживается технология сборки и когда самолет уже готов, определяется его цена и начинается поиск клиентов. Весь этот цикл - от запуска конструкторских работ до готовности самолета к продаже - занимает несколько лет. За это время может устареть и модель самолета, могут измениться цены на рынке и т.д.
    Рассмотрим современную структуру цепи создания стоимости (рис. 1.12).

    Ступени цепи создания стоимости, предшествующие производству основного продукта или услуги

    Поставщики 3 Поставщики 2 Поставщики 1
    уровня уровня уровня
    Рис. 1.12. Цепь создания стоимости в настоящее время

    В последние годы резко возросла роль специализации, концентрации на ключевых компетенциях, индивидуализации продукции в условиях глобализации рынков и повышения значения информационных технологий. В таких условиях стало невозможным обеспечить эффективность бизнеса, сосредотачивая все ключевые компетенции внутри одного предприятия.
    Все это привело к значительному сокращению глубины производства, развитию аутсорсинга и межорганизационной координации вдоль всей цепи создания стоимости. На первые роли стали выходить вопросы создания обратной связи с клиентами и системной координации собственной деятельности с планами других предприятий (см. рис. 1.13).

    В связи со значительным увеличением количества участников и динамики цепи создания стоимости появились и новые проблемы, связанные с поставками от поставщиков исходного сырья до конечного потребителя.

    А в 1982 появился и новый термин для этой новой концепции организации материальных потоков, в которой поставки осуществляются координировано и синхронизировано многими промышленными предприятиями, поставщиками логистических услуг, предприятиями оптовой и розничной торговли - цепь поставок . Определение и особенности цепи поставок
    Единого общепринятого определения цепи поставок не существует. Цепь поставок определяется по-разному различными авторами, но суть при этом остается, как правило, одинаковой. Согласно принятому разделению цепей поставок на объектное и процессное понимание, мы предлагаем следующие определения цепи поставок:
    Цепь поставок (процессное понимание) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
    Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
    На рис. 1.14 представлены основные элементы цепей поставок.


    Рис. 1.14. Основные элементы цепей поставок

    Особенностями цепей поставок являются, прежде всего: юридическая независимость участников цепи и их конкуренция как друг с другом, так и с другими цепями поставок, наличие фокусной компании, т.е. производителя конечной продукции или услуги: предприятия, осуществляющего сборку конечной продукции (OEM - Original Equipment Manufacturer) в производстве, торговой сети в торговле или логистического провайдера, кооперационные и координационные связи с поставщиками и клиентами. />Эти особенности, наряду с целым рядом преимуществ относительно снижения затрат, повышения гибкости поставок и учета рыночных требований, вызвали и ряд новых проблем. К их числу, в первую очередь, следует отнести: принятие решений менеджерами различных независимых от фокусной компании организаций, что вызывает повышение рисков вследствие конкуренции между предприятиями, большого количества участников цепи поставок, связей между ними и с внешней средой, На рис. 1.15 представлена типичная проблемная ситуация в неоптимизированной ЦП, негативные последствия этой ситуации на деятельность предприятия и их негативное влияние в виде излишних затрат и недополученной прибыли.
    Очень скоро стало понятным, что цепи поставок не могут быть эффективными, если их рассматривать с прежних позиций планирования и оперативного управления логистикой и производством, когда каждое
    предприятие цепи изолированно планирует свои потребности и продажи. В этот момент и появился термин управление цепями поставок.
    1.2.3. Определение управления цепями поставок
    Единого общепринятого определения управления цепями поставок не существует. Управление цепями поставок определяется по-разному различными авторами, но суть при этом остается, как правило, одинаковой. Мы предлагаем следующие определения:
    Управление цепями поставок как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганиза- ционного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя.
    Управление цепями поставок с практической точки зрения - это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.
    Управление цепями поставок является целостной концепцией ведения бизнеса, объединяющей в себе передовые организационные принципы и возможности современных информационных технологий.
    Оптимизированная цепь поставок (т.е. цепь поставок, управление которой осуществляется на основе системных принципов Supply Chain Management), представлена на рисунке 1.16.

    На рис. 1.16 показана аналогичная рисунку 1.15 ситуация в цепи поставок, положительные последствия изменения этой ситуации за счет введения системы управления цепями поставок и их положительное влияние на деятельность предприятия в виде снижения затрат и повышения прибыли.
    Управление цепями поставок - это не просто новое воплощение старых идей кооперации и специализации. Возможность значительного обогащения этих идей появилось с развитием информационных технологий для эффективной координации совместной деятельности предприятий и синхронизации межорганизационных кооперационных биз
    нес-процессов. Именно кооперация и координация являются фундаментом управления цепями поставок.
    На рис. 1.17 представлены организационная, функциональная и информационная структуры, а также структура затрат цепей поставок на уровне макро-процессов.


    Важными понятиями в управлении цепями поставок являются Push (толкающая) и Pull (тянущая) стратегии (см. рис. 1.19).
    заказ, сборка на заказ, делать на заказ и проектировать на заказ. Тенденцией в большинстве отраслей является максимально возможное приближение к полной Pull стратегии.
    1.4.4. Кому необходимо управление цепями поставок
    Управление цепями поставок является концепцией управления бизнесом для следующих основных рыночных агентов: промышленных предприятий; провайдеров логистических услуг; транспортных предприятий; торгово-распределительных сетей; управляющих компаний глобальными логистическими инфраструктурами.
    В управлении цепями поставок происходит слияние сфер промышленности и логистики и объединяются стратегические цели производства и логистики.
    Целью производства является повышение гибкости процессов, их эффективности и производительности. Целью логистики является обеспечение промышленного производства и торговли необходимыми материалами или конечной продукцией с оптимизацией запасов (по возможности, без складирования) с одновременным снижением логистических затрат и повышением уровня логистического сервиса. SCM делает возможным интег- рированное достижение этих целей.

    гических), так и обеспечивающих (сервисных) бизнес-процессов своим партнерам по бизнесу на долговременной основе. Для многих российских промышленных предприятий пока еще в значительной мере характерно наличие замкнутого цикла производства. Это позволяет обеспечить выполнение собственных производственных программ, но экономически неэффективно в условиях работы на открытом рынке. В связи с этим, необходимо развивать компетенции, которые являются наиболее эффективными (ключевыми).
    В странах с развитой рыночной экономикой производители конечной продукции получают от «смежников» до 75-80% комплектующих, имея возможность концентрировать свои усилия на дизайне, технологиях обработки и сборки, на создании новых изделий других ключевых компонентах. Это позволяет значительно повысить гибкость предприятия вследствие возрастающей многовариантности продукции, сократить целый ряд расходов, связанный с содержанием собственных процессов. Для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) участие в цепях поставок является едва ли не ключевым фактором конкурентоспособности и выживания на рынке. Участие в цепи поставок позволяет предприятиям МСБ занять определенное звено цепи поставок (например, в цепи поставок крупного автомобильного концерна) и, специализируясь на определенной номенклатуре продукции или услуг, получить возможность для стабильной работы, получения дохода, сокращения значительной части затрат вследствие эффекта специализации и т.д.
    Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям - субконтракторам интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования. В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа. Тем самым обеспечивается необходимый трансфер технологий, ноу-хау и т.д., что способствует интенсивному развитию предприятий МСБ.
    Применение современных форм кооперации позволяет сконцентрировать ресурсы и усилия на участках (ключевых компетенциях), определяющих конкурентоспособность продукции и всего предприятия в целом. Использование механизма управления цепями поставок стало одним из условий промышленного роста США, Японии, Германии, Италии, Франции, Турции, стран Юго-Восточной Азии.