Домой / Без вложений / Экономика и менеджмент организации. Требования к поступающим. Работа в кредитно-финансовых учреждениях

Экономика и менеджмент организации. Требования к поступающим. Работа в кредитно-финансовых учреждениях

Краткий курс лекций

для студентов экономических специальностей

Налоговая отчетность. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей / автор-сост. А.Н. Неделькин. – Минск: УО ФПБ МИТСО, 2011. – 71 с.

© УО ФПБ «МИТСО», 2011

    Тема 1 3

    Тема 2, 3 9

    Тема 4 17

    Тема 5 34

    Тема 6 42

    Тема 7, 8 47

    Тема 9 51

    Тема 10 55

    Тема 11 56

    Тема 12 58

    Тема 13 62

    Тема 14 65

    Тема 15 68

    Тема 16 76

    Тема 17 85

    Тема 18 88

    Тема 19 90

    Тема 20 92

    Тема 21 94

    Тема 22 98

    Тема 23 102

    Тема 24 105

    Тема 25 116

    Тема 26 121

    Тема 27 124

    Тема 28 133

    Тема 29 140

    Тема 30 142

    Тема 31-35 146

Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

Понятия «управление» и «менеджмент»; управ­ление как функция и процесс, как аппарат управ­ления и управленческий персонал организации, как искусство (практика), как область человеческого знания (наука).

Школа научного менеджмента, классическая (административная) школа управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, ко­личественный, системный и ситуационный подхо­ды, теории конца XX в. Принципы менеджмента.

Современная система взглядов на управление. Особенности управления предприятиями и организациями Российской Федерации в переходный период.

Управление и менеджмент

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используют­ся как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущ­ность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (management ). Это находит отражение в определени­ях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Таблица Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Управление как функция и процесс

Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным рево­люционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.

В последующих разработках состав универсальных управленче­ских действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В течение 20 лет, начи­ная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функ­ции управления рассматривались как: процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планиро­вание, организация, координирование, мотивация и контроль.

В настоящее время в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и конт­роль. Их содержание раскрывается следующим образом:

    планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;

    организовывание - формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

    руководство (лидерство) - деятельность по мотивации персо­нала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

    контроль - мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются в последующих главах.

Процессный подход к управлению отражает необходимость интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлече­ния» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фоку­сируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в про­странстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач орга­низации. Этот подход к управлению детально рассмотрен в ниже.

Управление - это люди, управляющие организацией

Процесс управления обеспечивается профессионально подго­товленными специалистами в области управления, которые фор­мируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как: сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего пер­сонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для про­изводительного и эффективного труда занятых в организации ра­ботников и получение результатов, соответствующих целям. По­этому управление - это еще иумение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, ра­ботающих в организации.

Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как ор­ганизационная культура*, различные формы демократизаций управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим отношениям между менеджерами и прочими работниками; эта обязательное условие повышения качества менеджмента на совре­менном этапе.

Организационная культура определяется как наличие у всех работа­ющих единых ценностей, общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспече­нии конечных результатов организации.

Управление нередко идентифицируется с органами илиаппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существо­вать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материа­лов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

    знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

    знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финан­сах или маркетинге);

    учитывать особенности отрасли и организации, в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру).

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации и де­централизации распределения функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Подробно эти вопросы освещаются ниже

Управление - это искусство и наука

Понятие об управлении как искусстве , т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осо­знавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, на­считывающей, как известно, несколько тысячелетий.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочис­ленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только ис­пользования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим осо­бенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как ис­кусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, долж­но опираться на лежащие в его основе концепции, теории, прин­ципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личност­ных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

Менеджмент выделился в самостоятельную область человече­ских знаний, в науку, только в конце XIXв., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло вXVIIIв., когда пред­ставление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрас­ное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность нача­ла все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком».Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфи­ческие проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде кон­цепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На про­тяжении более чем вековой истории наука управления разрабаты­вает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целена­правленной деятельности людей в процессе управления.

Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX- началуXXв. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испыты­вали острую необходимость в рациональной организации произ­водства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подраз­делений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью по­вышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

    научный подход к выполнению каждого элемента работы;

    научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

    кооперация с рабочими;

    разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих за­дач и выполнении функций менеджмента (табл.). А. Файоль считается основателем так называемой классической (администра­тивной) школы управления.

В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствова­ния развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной ор­ганизации труда. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воз­действием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамен­та справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план вы­ступал как регулятор производства.

В процессе построения социалистического общества создава­лась экономическая теория особого типа. Она обосновала не­обходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на госу­дарственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, за­крытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фунда­ментальные положения, обосновывающие необходимость цент­рализации управления, моноцентрической системы хозяйствова­ния, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разра­ботках и практике управления социалистическим производ­ством.

Таблица Принципы менеджмента (20-е гг. XX в.)

Принцип

1. Разделение труда

Специализация работ, необходимая для эффективного использования Iрабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направля­ются внимание и усилия работающего)

2. Полномочия и ответ­ственность-

Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы

3. Дисциплина

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедлив вые санкции к нарушителям дисциплины

4. Единоначалие

Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником

5. Единство действий

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану

6. Подчиненность личных интересов

Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов

7. Вознаграждение персонала

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд

8. Централизация

Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть\ должны делегироваться пропорционально ответственности

9. Скалярная цепь

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте

11. Справедливость

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффектив­ность

13. Инициатива

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в грани­цах делегированных им полномочий и выполняемых работ

14. Корпоративный дух

Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»)

Одна из важнейших разработок этого периода - обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социа­листической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью пред­приятий со стороны государственных органов (табл.). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и про­цессов управления на предприятиях и в государственных органах.

Таблица. Принципы управления социалистическим производством

Принцип

1. Демократический центра­лизм

Централизованное руководство народным хозяйством и пре­доставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий

2. Единоначалие и коллеги­альность

Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении

3. Единство политического и хозяйственного руковод­ства

Политические задачи определяются с учетом состояния экономи­ки, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов

4. Отраслевой и территори­альный подход

Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми органами, а инф­раструктура, определяющая социальные условия жизни населе­ния, - преимущественно территориальными органами

5. Плановое ведение хозяй­ства

Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом

6. Материальное и мо­ральное стимулирование труда

Распределение материальных благ и удовлетворение потребно­стей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов

7. Научность

Построение всей системы управления производством на достиже­ниях науки управления

8. Ответственность

Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанно­сти и права, а также за что он лично несет ответственность

9. Подбор и расстановка кадров

Каждый работник должен быть подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно

10. Экономичность и эффек­тивность

Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное приме­нение труда

11. Преемственность хозяй­ственных решений

Основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных измене­ний, осуществляемых во времени и пространстве

Наряду с этим в отечественной науке управления проводились ак­тивные исследования законов и закономерностей управления со­циалистическим производством. Были сформулированы и обоснова­ны, как объективно отражающие особенности управления социалис­тическим общественным производством, законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, опти­мального соотношения централизации и децентрализации функций управления, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем.

На рубеже 50-60-х гг. XXв. в научных разработках по управле­нию организациями произошел качественный сдвиг, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки. Это было связано с широким использованием предприятиями количествен­ного подхода к принятию управленческих решений на базе разра­боток по исследованию операций, математических и статистичес­ких моделей, применяемых в военных целях во Второй мировой войне. Дальнейшее развитие принципов системного подхода при­вело к тому, что каждое предприятие стало рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых и взаимосвязанных час­тей, вместе реализующих его предназначение. Четко обозначилось деление всех систем назакрытые иоткрытые . Первые не испыты­вают на себе влияния окружения и не взаимодействуют с ним. Вто­рые, наоборот, функционируют и развиваются на базе тесного взаимодействия со своим окружением и зависят от него.

Научные разработки, базирующиеся на количественном и сис­темном подходах к менеджменту, углубили понимание сложных управленческих проблем путем их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и мате­матических моделей стали решаться сложнейшие задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие другие. Разработки в области системного подхода суще­ственно увеличили возможности управленческого контроля за все­ми переменными, оказывающими воздействие на успех организа­ции.

Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхо­да - конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наи­более важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимо­связанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных пред­определяются системными чертами и свойствами как самой орга­низации, так и ее окружения.

Научный фундамент управления продолжает пополняться но­выми знаниями. Примерно с середины 80-х гг. XXв. в центре вни­мания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры ор­ганизации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое

место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее.

В табл. представлены в обобщенном виде ключевые поло­жения концепций главных школ, оставивших заметный след в со­временном понимании проблем науки управления.

Таблица Вклад в современную науку управления различных школ и научных направленийXXв.

Научные направления и ключевые положения | концепций

Основные щей, используемые современным менеджментом

IНаучное управление и классическая (административная) школа (20-е гг.)

Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций г Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению

Научный подход к менеджменту и его принци­пам

Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвя­занных действий

Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)

Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника

Использование факторов коммуникации, группо­вой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным- человеческим ресурсам

Теория принятия решений и Количественный подход (50-60-е гг.)

Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов

Применение методов количественных измере­ний

Субъективный подход к оценке рациональности решений

Использование количественных моделей, мето­дов и измерителей при принятии решений

Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы

Взаимодействие и взаимосвязь всех частей

организации

Учет воздействия факторов окружающей среды

Анализ ситуационных переменных

Рассмотрение организации как целостной системы

Значение анализа внешней среды для органи­зации

Принятие решений с учетом сложившейся ситуации

Теории Стратегии (60-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-90-е гг.)

Непрерывность взаимодействия организации

с окружающей средой и разработка стратегии

развития организации

Инновации как основа конкурентоспособности

Лидерство

Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы

Инновационный подход к изменениям в орга­низации

Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие период активных разработок по данным направлениям.

Современная система взглядов на управление

Новая парадигма управления

Современная система взглядов на управление (ее называют но­вой управленческой парадигмой) сформировалась под воздей­ствием объективных изменений в мировом общественном разви­тии. В управленческой и экономической науках парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и на­учных результатов крупных ученых и определяющих стержень мыш­ления основной массы исследователей и практиков - управленцев и

экономистов.

Первая половина XXв. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего сто­летия. Теоретики и практики управления того времени рассматри­вали организации как закрытые системы. Пожалуй, именно этот подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление. Ее основные черты:

    Предприятие - закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.

    Главный фактор успеха и конкурентоспособности - рост масштабов производства продукции и услуг.

    Главная задача менеджмента состоит в рациональной орга­низации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда.

    Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производствен­ных рабочих.

    Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандар­ты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффектив­ное использование всех видов ресурсов.

К такой системе научных взглядов на управление привела ло­гика промышленного (индустриального) развития, выразившегося в формировании крупных организаций (предприятий, компаний, корпораций), на которых сосредоточиваются большие капиталы, производственные потенциалы, трудовые ресурсы. Рост числа и размеров предприятий был прямым следствием повышения дело­вой активности. При этом крупные предприятия, состоявшие из большого числа производственных единиц, достигали роста продаж,снижения затрат и повышения доходов путем укрепления управлен­ческой координации. Это требовало высокой концентрации влас­ти и единоличного принятия управленческих решений.

Во второй половине XXв. страны-лидеры (страны, занима­ющие первые места по уровню производительности труда) конс­татировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и законо­мерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы Второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация ми­ровой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производ­ство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы по­требителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образова­нию большого числа малых и средних предприятий, к усложне­нию всей системы связей между организациями, к высокой зна­чимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гиб­кость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меня­ющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е гг. XXв. В ее Центре -- рассмотрение организации как части более общей системы со следующими характерными чертами:

    Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

    Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетворе­ние потребителей.

    Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя рацио­нализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

    Главные источники прибавочной стоимости - люди, обла­дающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.

    Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работ­ников и лидерский стиль руководства.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управле­ния, так как старые перестали «работать» в условиях предприни­мательских структур. В 90-е гг. XXв. главное внимание в принци­пах управления обращается на человеческий или социальный ас­пект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуни­кации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждо­го работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

Принципы управления (90-е гг. XX в.)

1. Лояльность к работающим

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали

    Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих

    Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах

    Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

    Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой

    Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласован­ной работы

    Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщи­ков, исполнителей, руководителей и т.п.

    Этика бизнеса

    Честность и доверие к людям

    Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

    Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть

    Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

Новые принципы управления заставили пересмотреть рад по­ложений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Так, серьезное внимание стало уделяться пробле­мам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физи­ческого труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулиру­ются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мас­терство и ответственность каждого. Сокращается глубина разделе­ния работ между членами групп, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно, меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Особенности управления экономикой в переходный период

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей страны социалистических принципов хозяйствования к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.

Осуществляемые в стране экономические реформы направлены на интеграцию народного хозяйства в мировую экономику и занятие в ней достойного места при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, принятые в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.

В системе взглядов на управление экономикой в переходный период главными являются следующие положения. Де централизация системы управления , не предполагающая полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку -это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство, так как ж не способен решить многих проблем, связанных с нуждами общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ.

Государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государ­ственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установле­ние кредитных ставок, различные формы стимулирования и конт­роля рационального использования природных ресурсов и т.д. На него возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйство­вания, к которым относятся: экологическая безопасность, соци­ально-экономические права человека (в том числе и защита потре­бителей), перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международ­ных экономических отношений.

Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и пред­ложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая дей­ствие механизма саморегулирования на уровне организаций, меж­ду которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода - от значительного в начале до рацио­нального уровня в конце. Различными должны быть и формы го­сударственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизаци­онная, тарифная политика и т.д.).

Переход к полицентрической системе хозяйствования для обес­печения значительного повышения роли самоуправления на всех уровнях. В этих условиях центры хозяйствова­ния все больше перемещаются на уровень регионов, экономиче­ская самостоятельность которых растет. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случай­ности) и способствует росту управляемости экономики России.

Установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора . В переходный период государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватиза­ции. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а зна­чение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики не уменьшится. Управление этими предприятиями должно базиро­ваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов за­висит от статуса предприятий в экономической системе страны.

Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами , означа­ющая поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, фун­кционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупно­сти связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, рас­ширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранно­го капитала, налаживание коммуникаций- далеко не полный пе­речень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Наряду с экономи­ческой функцией организации выполняют и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения по­требностей общества в товарах и услугах, производимых предпри­ятием; с позиций решения важнейших социальных проблем тру­довых коллективов и среды обитания организации.

От грамотного управления во многом зависит эффективность работы предприятий. Руководящие кадры - это наше всё. Где же их готовят? Что может дать будущим студентам специальность "Экономика и управление на предприятии"? Какие перспективы в плане устройства на работу? Обо всем этом мы расскажем в статье.

Общая информация

Итак, специальность «Экономика и управление на предприятии» - это универсальная специальность, что позволяет овладевать методами и приемами эффективной организации производства, ведения бизнеса, достижения максимальных результатов за счет наименьших затрат и учит поддерживать стратегическую конкурентоспособность. Какую профессию осваивают люди, прошедшие обучение? Они получают специальность экономиста-менеджера. По сути, это интегратор базовых бизнес-процессов, которые имеют место на предприятии. Хотя не только это. Но обо всём по порядку.

Какие перспективы?

Что даёт «Экономика и управление на предприятии»? Кем работать после обучения? По сути, это подготовка руководящих кадров. Во время обучения человеком получаются теоретические знания, умения и навыки, что помогут разработать стратегию развития организации в рыночных условиях, управлять вложениями и разработками, ростом капитализации, оптимально распределять ресурсы в соответствии с установленной приоритетностью, осуществлять анализ и проводить оценку финансового состояния предприятия.

Специалисты этой профессии изучают основы рационального управления производством, социального развития компаний с учетом их отраслевой специфики, технологии работы и экономики. Это позволяет работать на разных предприятиях, в проектных организациях, органах государственного управления и местных структурах, а также в образовательных и научно-исследовательских учреждениях. Занимаемые должности - от специалиста по инвестициям до широкого спектра экономистов, так сказать, на все случаи жизни.

Решаемые задачи

Какие профессиональные проблемы сможет решать человек, который выучился по направлению «Экономика и управление на предприятии»? Высшее образование позволит решать такие задачи:

  1. Прогнозировать и планировать деятельность организаций с разными формами собственности.
  2. Подготовка экономического обоснования для вложений и разработок.
  3. Управление деятельностью субъекта.
  4. Разрабатывать стратегии развития организации.
  5. Оценка результатов работы структуры.
  6. Анализ деятельности организации.

Особенное внимание делается на рациональное использование доступных возможностей. Подготавливаются люди, что должны обеспечить эффективную реализацию программ и проектов. Перед ними стоят задачи организации процесса создания совокупного общественного продукта, а также - национального дохода. Специалисты после окончания факультета экономики и управления на предприятии смогут заниматься организационной, руководящей, проектной, аналитической, финансовой, внешнеэкономической, предпринимательской, научно-исследовательской и образовательной деятельностью.

Где можно получить?

Сейчас наметилась тенденция универсальности университетов, когда они осуществляют обучение по множеству специальностей, часть из которых не является целевой в рамках первоначальной доктрины. Поэтому желательно ориентироваться на наиболее престижные заведения. Конечно, чтобы в них поступить, необходимо обладать хорошими баллами и, что важнее, знаниями. Где же может быть освоена «Экономика и управление на предприятии». Вузы, предлагающие эту услугу:

  1. Академия МНЭПУ.
  2. МИФИ.
  3. Государственный университет имени Н. Э. Баумана.
  4. Международная академия бизнеса и управления.

Вот такой небольшой список. У многих может возникнуть впечатление, что освоить данную специальность можно только перебравшись в Москву. Это не так. Обучение этой специальности предоставляют и многие региональные высшие образовательные учреждения. Конечно, многим бы хотелось иметь престижный диплом. Но самое главное - это знания. Преподаватели все аспекты не рассмотрят, и много внимания придётся уделять самообразованию. Это даже предусматривается в современных учебных планах. Не является исключением из этого направление «Экономика и управление предприятием». Институт может подсказать, в каком направлении двигаться, но обучаться придётся самостоятельно. И, вероятно, всю жизнь.

Немного о будущей работе

Квалификация специальности звучит как «экономист-менеджер». Если перевести по смыслу на русский язык, то получится хозяйственник-руководитель. Где же можно будет использовать полученные знания? Условно можно выделить следующие направления:

  1. Предпринимательство.
  2. Квалифицированный работник, задействованный в структуре управления.
  3. Советник.

Каждое из этих направлений имеет свои специфические особенности. И для лучшего понимания ситуации они будут рассмотрены по отдельности.

Предпринимательство

Что собой по сути представляет экономика и управление предприятием? Обучение в рамках этого направления позволяет получить базовые знания об экономических процессах, используемой терминологии и ряде иных моментов, из которых цементируется фундамент для уверенной деятельности в этой сфере. Если иметь представление о том, как всё устроено, то можно и самостоятельно попробовать свои силы на поприще предпринимательского успеха. И здесь вовсе не обязательно начинать всё с нуля и изобретать свой велосипед. Можно воспользоваться наработками других организаций и структур, приобретя франшизу.

Единственное, без чего сложно начать - это капитал. Но если работа ведётся в сфере услуг, то это не так-то уж и критично. Конечно, уехать далеко на одной теории будет довольно сложно. Необходимо ещё иметь практику и представление о реальном положении дел. Конечно, управлять предприятием в данном случае никто не даст. Но кто сказал, что именно это и нужно? Необходимо искать возможность наблюдения за процессами, чтобы получить реальное представление о работе предприятия. Даже если есть возможность просто носить важные бумажки, это тоже прогресс. Ведь реально заинтересованный человек сможет их изучать, запоминать и оценивать принимаемые действия, что позволит более уверенно начать работу на себя. Конечно, можно обойтись и без всего этого, и, определив фронт работ, начинать действовать.

Квалифицированный работник

В таком случае человек устраивается на предприятие с целью набраться опыта и сделать карьеру. Необязательно думать, что вся жизнь будет проведена в рамках одной структуры. Уже давно минули те времена, когда на одном предприятии люди работали десятилетиями. Поэтому, набравшись опыта, можно попробовать себя на другом предприятии. Первоначально вряд ли стоит рассчитывать на получение критически важных поручений, где можно будет существенно проявить себя. Хорошую репутацию и опыт ждут годами. Хотя как раз надеяться на то, что возможность проявить себя появится с неба - не приходится. Необходимо искать пути пробиться наверх. Этого можно достичь, совестно выполняя свои обязанности, проявляя инициативу, разбирая сложившуюся ситуацию и давать дельные советы. Но при этом необходимо учитывать существующие реалии. Возможно, руководитель не захочет прощаться с таким хорошим работником. Такая вероятность, увы, тоже существует. При невозможности продвижения и роста лучше сделать шаг назад, оглядеться по сторонам и принять решение о переходе в другую компанию.

Можно работать не только на свою компанию, но и на другую, выступая в качестве консультанта по инвестициям. В таком случае необходимо уметь трезво и объективно оценить ситуацию, что сложилась в другой организации, и предоставлять собственные рекомендации по принятию решений. Со временем можно «скрестить» это занятие с предпринимательством.

Давайте рассмотрим небольшой пример. Есть такой довольно известный инвестор - Уоррен Баффет. Это один из самых богатых людей в мире. Первоначально он тоже работал в качестве советника по инвестициям. Постепенно он начал часть заработанных денег вкладывать в то же, что рекомендовал своим клиентам. Результат такого подхода, помноженный на знания, нам всем прекрасно виден - Уоррен Баффет по праву считается одним из самых богатых людей на земле и чрезвычайно успешным инвестором. Конечно, повторить его путь всем не дано. Но хотя бы попытаться стоит. Даже если не получится достичь его высот, то вполне можно стать миллионером, что не является чем-то из ряда вон выходящим и фантастическим.

В заключение

Так выбирать ли эту специальность? И куда поступать? Ответы на эти вопросы абитуриенты должны найтисамостоятельно. Если нужны знания для организации собственного дела, есть талант в работе с другими людьми, дисциплина и желание трудиться, то это, безусловно, очень полезная специальность. Также она подойдёт людям с математическими и аналитическими навыками. Но следует помнить, что идти нужно туда, где есть интерес, и важно хорошо учиться. Это не значит зазубривать материал, а разбираться в нём и понимать, почему всё так. Именно понимая связи, причины и следствия, можно действовать оптимально. К тому же, человек, который может живо найти проблему и доступным языком описать её для всех остальных, явно ценный кадр.

Для многих выпускников, студентов и абитуриентов остро стоит вопрос: куда идти после получения диплома о высшем образовании. Поговорим, что может дать факультет "Экономика и управление на предприятии", что можете вы сами сделать, чтобы в будущем реализовать себя как успешного специалиста.

О специальности замолвим слово

При изучении данной специальности внимание уделяется способам и или оптимизации процессов, которые на нём происходят. Важную роль играет применение новейших разработок экономической науки, соединённое со средствами Для увеличения эффективности выпускники получают целый спектр знаний - от основ бухгалтерии и до политэкономии, микроэкономики и

Также проводится обучение английскому языку (или другому на выбор), обучение компьютерной грамоте и возможности осуществлять расчеты с помощью программных средств. Комплексный подход позволяет подготавливать людей, которые могут успешно справляться с бумажной работой так же хорошо, как и с управлением коллективами. Это, конечно, немного разные категории, ведь в таких вещах многое зависит от личных качеств человека, но то, что университет даёт знания, полезные в таких сферах деятельности - это бесспорно.

Кем можно работать?

Перед выпускниками данного направления открывается довольно широкий спектр работы на различных должностях и в различных сферах. Ведь хотя и широка по охвату экономика и управление на предприятии, кем работать - университет редко когда даёт четкий и понятный ответ. Но прерогативой является работа в таких сферах и на таких должностях:

  1. Экономист.
  2. Управленец среднего или высшего звена на предприятиях народного хозяйства.
  3. Работник кредитно-финансовой сферы.
  4. и других органов власти;
  5. Служащий в отделе

Экономист

Самая популярная и востребованная должность из представленных вакансий. Работать можно практически на любом более менее крупном предприятии, ведь везде необходим учет экономической документации. Можно работать помощником бухгалтера, старшим бухгалтером, экономистом, секретарем, советником. Достаточно широкий спектр, чтобы себя реализовать, к тому же имеется потенциал для карьерного роста.

Управленец среднего звена промышленного предприятия

Может возникнуть вопрос о том, а как же управленцы низшего звена? Такими считаются люди, непосредственно руководящие производственными процессами: начальники строительных бригад, начальники смен, прорабы. Под управленцами среднего звена понимают людей, которые могут руководить различными отделами, собирающими контролирующую информацию, а также принимающих решения о необходимости поставок или распределения ресурсов по предприятию. В качестве практического примера можно привести такие должности: начальник отдела снабжения, начальник отдела кадров, в некоторых случаях - производственных цехов (при условии, что они не насчитывают до нескольких сотен рабочих). Кстати, экономика и управление на предприятии машиностроения или другой подобной сложной отрасли может иметь для вас преференции в будущем. Дело в том, что для успешного руководства отделом необходимо вникать во все производственные процессы, и если всё план выполняется, выпускаемая продукция соответствует техническим нормам, отсутствует, дисплина в порядке, можно сказать, что повышение или переход в другую компанию на хорошую заработную плату - это только вопрос времени.

Управленец высшего звена промышленного предприятия

Под управленцами высшего звена понимают людей, от решений которых зависит развитие предприятия или целой компании. Для получения такой должности следует быть профессионалом с достаточным количеством опыта. В качестве примера можно привести должности начальница цеха, производства (при условии, что размеры цеха измеряются тысячами работников), директора предприятия или совета директоров (в больших компаниях), а также их заместителей.

Также следует учитывать, что специальность является довольно многообещающей с точки зрения основания собственного дела. Ведь в процессе учебы человек получает потенциально необходимые знания, что пригодятся в открытии своего дела и при организации производственных процессов. Хотя сказать, что университетских знаний достаточно в полной мере нельзя: дополнительное самообразование и проба в деле помогут стать владельцем собственного дела. Экономика и управление на предприятии промышленности или другой отрасли будут иметь первоначальное значение на первых порах, ведь сначала нет возможности нанимать высококлассного управленца, и придётся применять полученные ранее знания на практике для своего блага.

Работа в кредитно-финансовых учреждениях

Одно из самых популярных направлений работы после обучения в университете, что не удивительно - учитывая популярность банковского сектора в стране. Набор занимаемых должностей очень широк: от кредитного эксперта и финансового консультанта до начальника отделения (что не выглядит сказкой, учитывая их размеры и распространённость). Но поскольку работа чрезвычайно завязана на умении ладить с людьми и договариваться с ними, то вам соответственно потребуются такие умения. Для успешного взаимодействия и повышения по карьерной лестнице важную роль играет инициатива и прилежность работы. Работа в кредитно-финансовой сфере является одной из самых привлекательных с точки зрения потенциального карьерного роста, что не в последнюю очередь обусловлено довольно высокой текучкой кадров.

Фискальные органы власти

Сюда можно отнести органы власти, связанные с взиманием налогов и сборов - в первую очередь налоговую и таможенную службы. С точки зрения получения дохода они являются не самыми привлекательными, но если за время учебы не получилось накопить опыта работы, вам не помешает хотя бы такая отметка в трудовой книжке. Наличие опыта работы в будущем позволит более привлекательно смотреться в глазах потенциальных работодателей. А коммуникабельные люди, которые за год-два обзаводятся определёнными связями в этих службах (особенно в налоговой) чрезвычайно ценятся при приёме на работу в другие сферы.

Работа на предприятиях, связанных с зарубежными партнерами

Знаний, получаемых на курсах макроэкономики и международной экономики, должно быть достаточно, чтобы иметь базис для взаимодействия на международном рынке. Специфика требует довольно много дополнительных знаний (вроде хорошего владения английским, немецким, французским), а также умения ориентироваться в незнакомой обстановке. Чрезвычайно важной является и пунктуальность как внутри компании, так и при работе с партнерами.

Работа на таком направлении часто сопровождается заграничными командировками и возможностью поездить по миру. К тому же существует возможность зарекомендовать себя на международном уровне и получить предложение от международной компании, привлекательность которого будет в солидной заработной плате и возможности карьерного роста. А учитывая их специализацию, экономика и управление на предприятии по отраслям может иметь для вас широкие возможности реализации: так, сегодня вы работаете в металлургии, завтра в химии, послезавтра - в легкой промышленности.

Важность практики

Но без чего сложно получить хорошую должность - так это без опыта работы. Поэтому при малейшей возможности подзаработать - беритесь, когда ещё только учитесь в университете, пускай даже занятость будет 1 день в неделю - главное, чтобы официально. Опыт нарабатывается годами, поэтому после окончания вуза будет легче получить работу. К тому же во многих компаний и на предприятиях есть специальные программы официального трудоустройства для студентов. Пускай работа будет идти с самых низших ступеней, при должном старании вы сможете уже даже до окончания университета продвинуться по карьерной лестнице. Помните, что специальность "экономика и управление на предприятии" дает определённые преимущества, а работодатель, ориентируясь на вашу результативность, будет решать вопрос о дальнейшем сотрудничестве, повышении или увольнении.

Базис экономики — производство, без него нельзя осуществить обмен, потребление и торговлю. Цель экономической деятельности — увеличение прибыли.

В зависимости от подхода к процессу управления экономической деятельностью выделяют четыре вида экономических систем:

  1. Традиционная. Главная составляющая — традиции, на основе которых решается, что и для кого производить. Она характеризуется отсталой технологией производства и низким уровнем жизни населения.
  2. Командная. Все экономические решения принимают представители государственной власти. Основная цель — повышение эффективности производства отсутствует, главная зада экономических субъектов — выполнение плана.
  3. Рыночная. Ее характеризует свободная конкуренция и преобладание частной собственности. Распределение ресурсов осуществляется за счет изменения цен на рынке. Основная задача предприятий — получение прибыли.
  4. Смешанная. Сочетает в себе все типы экономических систем, что позволяет применять преимущества одного типа, компенсируя им недостатки другого.

Менеджмент имеет тесную связь с экономикой, но представляет собой отдельную науку. Менеджмент направлен на создание, проектирование и реализацию плана развития организации с целью максимального повышения потенциальной прибыли компании. Менеджмент изучает управление определенными составляющими хозяйственной деятельности.

Экономика управления — одна из важнейших составляющих экономической науки. Она основана на методах достижения необходимого результата в отдельных отраслях или в рамках конкретного субъекта. Менеджмент используется в рамках микроэкономики, так как рассчитан на производителей товаров и услуг.

Понятие и функции менеджмента

Менеджмент — умение управлять деятельностью компании или производственными процессами на предприятии. Основная цель — получение конкурентоспособной продукции, приносящей прибыль.

Управленческие функции менеджмента заключаются в руководстве:

  • Персоналом. Контроль трудовой деятельности, стимулирование работников на достижение поставленных целей.
  • Сбытом продукции. Поиск потребителей товаров и услуг.
  • Технологией производства. Поиск нового оборудования и внедрение передовых технологий производства.

Хозяйственной деятельностью. Создание и контроль системы, выпускающей высококачественную конкурентоспособную продукцию. Реализация товаров и услуг на рынке.